Один день из жизни русско-иранской семьи. Подпольный Иран: как на самом деле живут люди в этой стране


* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa
До встречи;)

В этой заметке мы расскажем о том, как провели вечер в обычной иранской семье и о жизни простых иранцев: о семье, еде, религии, сложных отношениях с алкоголем и между полами. Также вы узнаете, что думают жители Ирана о России и почему россияне едят на завтрак бараньи головы.

Мы невероятные счастливчики! Нам удалось провести один из вечеров в обычной иранской семье в пригороде Исфахана, который находится в 40 км от города. Добирались до городка мы на маршрутке с одного из автовокзалов. Публика в салоне поначалу испугала.

Но оказалось, что несмотря на грозные чёрные одеяния и звучащую у водителя криповую музыку, эти женщины совсем не суровые, да и транспорт не тянет на джихад-такси. Молодые дамы поглядывали на нас (мы сидели на последних сидениях) и негромко болтали между собой, изредка посмеиваясь, вероятно, над тем чудом, что европейцы попали к ним в маршрутку.

Кстати, транспорт оказался очень комфортным и быстрым. Удобные кресла, высокая скорость и никаких остановок, так что минут через двадцать мы уже стояли на автовокзале городка Зерриншехр в компании вот таких маршруток.

Наш новый друг и наш хост, Багхер, встретил нас на машине и отвёз в дом, где живёт его семья. Семьи у иранцев большие, гостей и родственников также много, поэтому наше фото на память можно назвать достаточно малочисленным. Позже в гости к Багхеру и его родителям пришло ещё человек пять родственников.

Слева на фото мама нашего хоста, рядом с Иваном сидит его улыбчивый отец, рядом с отцом — дочка, а на заднем плане — внучка, Элина. Признаться, она одна из немногих, чьё имя нам удалось запомнить и не забыть через некоторое время, т.к. другие очень сложно произносятся.

Элина очень юркая, игривая и постоянно улыбается. Сначала принесла показать нам подарки предыдущих гостей-иностранцев, а затем притащила в комнату своё домашнее животное — курочку.

Ислам запрещает держать домашних животных, которые едят мясо, т.е. хищников. Поэтому кошек и собак в домах Ирана вы не встретите (зато в свободном Стамбуле турки уже выгуливают своих собачек по Истикляль). Курочке не дают имя, видимо, через какое-то время она попадёт в суп.

Все хотят сфотографироваться с курицей:) На фото ниже вы можете видеть фрагмент интерьера главной комнаты.

Комната представляет собой огромную залу, квадратов так в сорок, с несколькими диванами и полами, устланными чистейшими красивыми коврами. Это не семья олигархов, поэтому ковры не хендмейд, а массового производства.

На огромной плазме через тарелку показывают множество каналов, в том числе можно посмотреть иранский, который транслируется за рубежом и в эфире которого то и дело мелькают женщины без головных уборов и с декольте. Декольте, правда, в некоторых случаях показывают пиксельно, чтобы скрыть срамоту.

По всей территории дома, кроме кусочка прихожей и санузла, принято ходить босиком или в носках. Тапочки нужно обязательно надевать перед санузлом (туалет в иранском стиле — дырка в полу) и снимать после выхода. Чистота пола очень важна: на полу молятся, на полу ужинают (подстелив скатерть), на полу даже спят на тёплом матрасе. В туалете всё блестит и никаких неприятных запахов.

Обычный ужин в иранской семье выглядит так:

Главное блюдо — огромная порция риса без мяса с овощами и ароматными специями. С ошем принято есть овощные кисломолочные соусы, в данном случае огуречный и тыквенный. Едят прямо с постеленной на ковре узорчатой скатерти. Немного непривычно есть с пола. Плов очень вкусный, нигде такого не пробовали. В Узбекистане тоже вкусный, конечно, но более привычный нам:)

После трапезы последовал очень необычный исламский десерт «фалюде» — замороженные с розовой водой нити пищевого крахмала, которые сверху поливают кисло-сладким лимонным соусом.

Вообще, сладости в Иране очень сладкие, сахара с избытком, кажется, что раза в два слаще, чем в России. В чай тоже всегда кладут сахар и немало.

После ужина последовали разговоры о культуре и быте в России и Иране, а также просмотр иранского атласа мира. Вот, например, страница с Россией.

Долго рассматривали карту Ирана. Наш хост рассказал, что в южной части страны живёт много арабов, на севере — турки (так иранцы называют азербайджанцев), а в западной части помимо арабов также проживает много курдов.

После ужина пришла кузина нашего хоста, и мы поехали прогуляться в местный парк. Ребята так и описали схему иранского вечера: собирается много народу (вся семья, друзья, родственники), едят, едят, едят, а затем отправляются погулять:) Ели за ужином так много, что Лена пошутила про «нажраться по-ирански».

Парк с озером был большой, весьма ухоженный и хорошо освещённый. По иранским меркам была глубокая осень, и виды Паши и Вани, прогуливающихся при +20 в футболках, повергли ребят, кутавшихся в тёплые куртки, в шок.

Ночевать нас отправили в комнату на первом этаже. Зацените размер помещения.

Спать принято на полу, кроватей нет, но по полу не дуло, так что было тепло и мы отлично выспались. В этой комнате после свадьбы нашего хоста он будет жить со своей женой и детьми. Огромная зала имеет несколько пристроек-комнат, отдельную оборудованную кухню и санузел.

Утром проснулись по будильнику и обнаружили за окном небольшой загончик, где гуляют две курочки.

Несмотря на то, что большая семья живёт в таунхаусе без собственного огорода, деревенские привычки остались, и курочек держат по-старинке.

Утром наш хост уже был на работе, но его родители накрыли нам шикарный завтрак. Куку — название иранского омлета.

За завтраком удалось приятно побеседовать с ними, несмотря на полное непересечение знакомых нам и им языков. К Китаю готовы:)

Потом папа хоста отвёз нас до автовокзала, переговорил с водителями, усадил нас в маршрутку, улыбнулся напоследок своей искренней улыбкой счастливого человека и был таков.

Ниже мы расскажем вам несколько фактов об Иране, которые нам удалось узнать от нашего хоста, гида и других людей во время нашего путешествия.

1. Иран, несмотря на статус иранской республики, не такая уж и религиозная страна. Многие молодые люди достаточно скептически относятся к вере, мечети во многих городах пустуют, а часть населения тайно симпатизирует более привычному для персов . Одна из черт последователей этой религии: исключительная честность и невозможность взять чужое. По словам нашего гида, если зороастрийцу дать миллион и уехать на десять лет, то, вернувшись, по первой же просьбе получишь свой миллион обратно, даже если не было свидетелей и свидетельств.

2. В Иране всё равно, суннит ты или шиит, а вот в арабских странах этому придают огромное значение, и за убийство суннитом одиннадцати шиитов обещают верующему комфортное место в раю.

3. Когда мы шли по Исфахану поздно вечером, внезапно увидели впереди дым, развевающиеся чёрные флаги, большое скопление людей и услышали странную криповую музыку. Так проходит празднование многочисленных религиозных праздников, в которые принято раздавать бесплатно всем встречным чай и вкусняшки. Мы постарались проскочить побыстрее незамеченными, очень уж всё это жутко выглядело, но нас окликнули и угостили чаем.

В чай настойчиво предлагают положить три и более кусков сахара, типа, не жалко ничего в такой день.

4. Девушки массово недовольны своим носом и мечтают сделать пластическую операцию. После операции очень долго носят пластырь, чтобы показать, что ими получен доступ в секту красивых людей. Иногда могут клеить пластырь даже без операции. Раньше операции делали лет в 25, теперь начинают с 18. Медицина в Иране хорошая, поэтому пластику делают в родном отечестве, даже из Азербайджана сюда летают. По мнению местных мужчин, далеко не все женщины нуждаются в подобных операциях, но любая женщина сразу же идёт к хирургу при первой возможности. Да, иранские женщины очень любят обильно краситься:)

5. Мужчины в Иране одеваются очень странно: многие ходят в обтягивающих штанах и другой облегающей тело одежде, смотрится необычно, у нас мужчины такое не носят. Может, за женщин отдуваются, которые ходят только в балахонах:)

Наш хост отметил, что Лена одевается как местная современная нерелигиозная иранка. Европейки, по его словам, в Иране носят другие наряды.

6. Сориентируем по стоимости недвижимости: квартира 100 кв.м. в крупном городе Ширазе стоит около 100 000 долларов. Квартир маленьких, кроме как в Тегеране, почти нет, по всей остальной стране принято жить в больших апартаментах или домах одной большой семьёй.

При президенте Махмуде Ахмадинеджаде был запущен проект Kindness, чтобы помочь молодым парам за четыре года получить квартиру в рассрочку. Проект оказался провальным, прошло уже семь лет, а квартиры ещё не готовы, при этом ежемесячные платежи по-прежнему нужно вносить. За эти годы каждая семья уже внесла более 10 млн. рублей (пересчитали с риалов)! Самим бывшим президентом жители очень недовольны и называют его мартышкой.

7. Иранцы любят красивую мебель, как во дворцах. Посмотрите только фото из мебельного. Не кресла, а троны настоящие. Правда, не все могут позволить такую роскошь — в доме, где мы жили, мебель была намного скромнее.

8. Семья для иранцев не пустой звук: семьи очень дружные и многочисленные, семья помогает молодым, от семьи не принято отделяться даже после брака, а в брак нельзя вступить без согласия на то родителей с обеих сторон.

В законе прописано, что в случае развода мужчина должен заплатить женщине отступные, причём эта сумма оговаривается молодожёнами до заключения брака. Но в современном мире такая схема работает плохо: корыстные современные женщины начали специально разводиться, чтобы разбогатеть. Позже в закон ввели ограничение на максимальный размер такой выплаты — 40 000 евро.

Кстати, раньше было много разводов, так как молодые не могли проверить друг друга в отношениях, ведь до брака общение сильно ограничено.

Второй раз замуж выходить не принято, зачастую женщины после развода, получив отступные, живут без мужа.

В брак девушка должна вступать девственницей, для этого нужно даже специальную бумажку от врача приносить.

9. Мальчиков и девочек разделяют с самого детства: в детском саду и школе учатся отдельно. Только в университете молодой человек впервые близко видит девушку, хорошо, если раньше у него были родственницы, с которыми он мог пообщаться в родном доме. Можете себе представить, как тяжело после такого разрыва завести гармоничные отношения. Например, бабушка и дедушка нашего хоста почти не знали друг друга до свадьбы.

На свадьбы принято приглашать очень много гостей, 200 человек минимум. Саму свадьбу невозможно организовать без финансовой поддержки родителей и родственников. На свадьбах часто пьют полностью запрещённый в исламской республике алкоголь — что-то вроде домашнего вина и «этанол», как объяснили наши хосты.

У нас есть подозрения, что из-за стольких препятствий в общении с женщинами в стране распространён гомосексуализм. Об этом говорят, например, большие окошки в дверях кабинок в мужских общественных туалетах. В женских такого нет.

10. Впрочем, времена меняются. Десять лет назад это было невозможно, но теперь, благодаря интернету и к недовольству религиозной полиции, пытающейся контролировать сферу отношений, почти у всех девушек есть бойфренды.

11. Интернет в стране сильно ограничен. Но выход есть: вся страна сидит через VPN и имеет доступ ко многим западным ресурсам. Имея компьютер и зная английский, можно узнать всю правду об Иране и западной культуре.

12. Понятия о приличиях несколько отличаются от европейских. Например, нам сразу же заявили, что маленькая девочка, Элина, больна диабетом, у нас вроде как не принято сразу рассказывать о болячках при знакомстве. Когда Паша отказался от очередной добавки плова под предлогом, что больше не может есть, ему было сказано, что он толстый и в него ещё много влезет, так что пусть ест:)

13. Многие иранцы хотят смены режима, движения в сторону капиталистических ценностей, снижения роли религии в обществе. Хотя не все, наш хост, например, даже не понял нашего вопроса о том, когда это всё закончится. Общество в целом нарушает многие запреты (алкоголь, отношения) и не показывает высокую лояльность действующей системе, хотя открыто немногие решаются высказаться.

14. Пять лет назад в Иране случился экономический кризис из-за введённых санкций, валюта всего за неделю обесценилась в четыре раза.

15. Литр бензина в Иране стоит столько же, сколько литр воды в бутылке в магазине: около 20 рублей. Поэтому на такси можно передвигаться относительно недорого.

16. О России среднестатистический иранец думает, что это такая же великая держава с высокоразвитой экономикой и технологиями, как и США. По мнению иранцев, США и Россия — две самых сильных страны в мире, причём Америка боится более могущественной России. Мнение это базируется на том, что Россия помогала строить , а также налаживала промышленное производство.

По телевизору пропаганда работает от души: постоянно ругают США и саудитов, показывают войну в Сирии, мелькают имена Путина и Шойгу. Как раз из телевизора иранцы и узнали, что Россия — большой друг страны. Русских в стране мало, и встретить их можно только там, где есть совместные международные предприятия.

О России неполитической знают мало: знают, что холодно, знают обе наши столицы и что Наполеон в Москву захаживал как-то (зачем — не знают). Также в разговоре промелькнула информация о самом популярном блюде в России — бараньих головах, которые россияне едят на завтрак:)

17. Открыто алкоголь запрещён, его нельзя купить и за его употребление предусмотрено наказание палками. Наш таксист в Азербайджане рассказал нам о том, как два его друга приехали на север Ирана, всю ночь пили водку, а утром, ещё датые, отправились на прогулку. Их остановили полицейские (видимо, религиозные) и спросили, почему они так странно выглядят и не изволили ли они пить алкаху. Простодушные азербайджанцы во всём сознались, думая, что они гости страны и им ничего не будет. Полицейские сразу же связали их, отвели в отделение, где наказали палками, а очнулись любители выпить уже в больнице.

Тем не менее, особых проблем с покупкой алкоголя у местных нет, многие знают контакты алкодилера. Правда, цены высокие и качество низкое. Гид через полчаса общения уже предложил нам достать алкоголь:)

В отстутсвие алкоголя все покуривают травку, несмотря на строгое наказание.

Как только иранец попадает за границу, сразу же начинает пробовать алко и меры не знает, подобно тому, как первый раз пьют российские школьники. Наш 29-летний хост с упоением рассказывал нам, как круто забухал в ОАЭ так, что пропустил самолёт. Когда иранец несколько лет живёт за границей, пьяницей он не становится, перебесившись в алкогольной молодости, будет выпивать весьма умеренно.

18. В 2016 году поток иранцев, посетивших главную алко-страну бывшего СССР, Грузию, вырос на 500% по сравнению с предыдущим годом. Угадайте, кто в этих поездках винишком балуется. Несмотря на это, грузин иранцы не любят, вполне справедливо считая их . Другие популярные направления для отдыха — ОАЭ и Турция.

19. Из мировых держав уважение вызывает Россия и Турция. Про Россию мы уже рассказывали, Турция — за высокоразвитую экономику и поступательное развитие. Не любят арабов и азербайджанцев, считая и тех, и других недалёкими. Арабов не любят ещё за то, что принесли в Иран ненавидимый многими ислам. Араб ассоциируется в Иране с богатым, но удивительно неразвитым придурком, водящим босиком свой спортивный ламборгини. Иранцы уверены, что как только у арабов закончится нефть, они сразу вернутся в своё изначальное дикое состояние.

Соседи с востока, пакистанцы и афганцы, играют в Иране роль гастарбайтеров. Других северных соседей, армян и туркменов, в стране почти нет.

20. Чай пьют везде и много. В случае большой компании воду кипятят в самоваре. Слова «чай» и «самовар» в фарси и русском одинаковы, последнее пришло в Иран из России.

21. Завтракают и обедают иранцы почти всегде дома, а в обед не обедают, а перекусывают фастфудом. Быстрая еда в основном невкусная, булочки как будто сделаны из резины, котлеты тоже не блещут. Когда в страну придёт МcDonalds и другие сети рыгаловок фастфуда, они могут в одночасье стать очень популярными.

22. Иранцы часто курят кальян, дома и на пикниках, но в некоторых парках это запрещено. За неделю мы так и не нашли кафе, где можно покурить кальян.

23. У женщин в Иране тёмные волосы, поэтому любой цвет волос светлее чёрного считается очень красивым. Кузина нашего хоста, узнав, что волосы могут выгорать на солнце и становиться от этого светлее, сказала, что теперь будет специально сидеть в саду под солнцем, чтобы волосы выгорели и стали светлее, как у Лены:)
ч. 6:
ч. 7:
ч. 8:

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

/www.maximonline.ru/statji/_article/iran/" target="_blank">http://www.maximonline.ru/statji/_article/iran/);">

Мы отправили нашего корреспондента в одну из самых неуютных стран мира. Предвкушали, какие ужасы он нам расскажет, когда вернется (если вернется). Но возвратился корреспондент подозрительно радостным, если не сказать — воодушевленным.

Текст и фото: Василий Рожановский

Еще до поездки меня предупредили: никаких шортов, никаких бермудов. И маек тоже, рукав хотя бы до локтя. С женщинами на улицах не разговаривать, близко не подходить, в упор не смотреть. И не фотографировать! «Здрасьте, — говорю. — А зачем мне тогда ехать?».

То есть я, конечно, знал, что не за женщинами охотиться еду, а за уриалами. Уриал — это такая рогатая баранообразная конструкция, живет в горах Ирана, и самые настырные охотники всепланетного класса мечтают о том, чтобы уриальи рога у себя в офисе на стену приколотить. Лично я к баранам безразличен. Но я же фотограф и оператор, протоколист действительности, и должен же кто-то Олеговы защитные штаны и Андрюхины горные ботинки запечатлевать, пока те по шесть часов в уриальей засаде валяются.


А тут — Иран. Терра инкогнита, ось зла, страна победившего шариата. Я, может, никогда в жизни религиозную полицию не видел! Вот всякую другую видел, а защитников веры при электрошокерах — еще не доводилось.

— А что бы вам хотелось увидеть? — спрашивают меня.

Выяснилось, что поприсутствовать на публичной казни вряд ли получится. Нет, казнят по-прежнему, и да, кое-где могут и на подъемном кране вешать, но билетов на это не продают, нет. И от фотографов очень ждут, чтобы те вели себя прилично. Прилично — это значит можно фотографировать природу, архитектуру мечетей и предметы народного промысла. Ну и уриалов, само собой. А все остальное — лучше не надо. Полицию — нельзя, государственные учреждения — нельзя, а больше всего нельзя — женщин на улицах. Вообще. Иначе может появиться хороший шанс пофотографировать полицию.

Вот тут я и спросил: «Здрасьте, а зачем мне тогда ехать?»

Тонкости перевода



Москва — Тегеран — Исфахан — Тегеран — Кашмар — Тегеран — Москва. Дорога, дорога, дорога, ночь, ночь, горы, горы, горы...

Кашмар — на самой границе с Афганистаном. Там живут уриалы. Но до этого у нас по плану Исфахан. Там живут тоже какие-то замечательные туры, и в наших планах сделать так, чтобы этих туров стало меньше. Тридцать километ-ров — дневной марш-бросок по горам с полной выкладкой. Бредем мы, спотыкаясь по осыпям, гонимые страстью увидеть турий хвост. Истинно мужской вариант жизнедеятельности, я горд собой.

В перерывах мы отлеживаемся в Тегеране. Я отмываю с ботинок турью кровь и ковыляю, хромая, на улицу: у ребят своя охота, у меня — своя. Я пытаюсь поймать суть тегеранской жизни.

Пока что вижу много старых автомобилей. Не кубинский, конечно, вариант, но все равно полно автохлама 80-х годов, много наших «лад», но встречаются вполне кондиционные «пежо» и «рено». Есть и диковатые изделия местного автопрома, идентификации не поддающиеся. Всюду стройка: выломанные плиты, нагроможденные мешки с цементом. При этом отремонтированных зданий странно мало. Ну и бардак, что греха таить. Но не азиатский пышный бардак, а так, скромное умирание достойной руины: ржавчина, потрескавшаяся краска в пять слоев, потеки, обветшание, серая пыль. Относительно ухоженными выглядят только административные здания — местных служб безопасности, юстиции, министерств. Город низкий, малоэтажный, в три-четыре этажа, и явно нелюбимый своими жителями: здесь нет уютных уголков, мало красивых видов, мало растительности. Всю красоту тегеранцы скрывают от посторонних глаз за стенами серых, угрюмых и малоотличимых друг от друга домов. Улица же есть внешний космос, ничейная и не очень дружественная территория. Возможно, летом тут порадостнее, но тоже вряд ли: озеленением в Тегеране явно не озабочены.


Скромная закрытая одежда для мужчин. Для женщин — обязательно прикрытые волосы, свободная верхняя одежда, доходящая хотя бы до середины бедер, никаких открытых частей тела, кроме кистей рук, лица и стоп. Хотя на ноги тоже желательно надевать толстые носки.

Мужчина и женщина могут идти рядом, ехать в одной машине или сидеть за одним столиком в кафе, только если они находятся в очень тесных родственных связях.

Всюду стройка: выломанные плиты, мешки с цементом. Отремонтированных зданий мало

То есть нюансы есть. Я пытаюсь разобраться в них с помощью Резы — молодого человека, который уже полчаса курит со мной на лавке недалеко от отеля. Реза говорит, что он студент и хочет попрактиковаться в английском языке. Я честно признаюсь, что в моем обществе практиковать английский язык — это занятие совершенное в своей бессмысленности.

— Ничего, — вежливо отвечает Реза. — Тебя вполне можно понять. Но у тебя беда с определенными и неопределенными артиклями.
— Да, — соглашаюсь я. — С этим у меня беда.

Сперва мы говорим про Россию. Великую, могучую и во всех отношениях замечательную. Потом — о прекрасном, великом и не менее замечательном Иране. Мы безудержно политкорректны.


— А две супружеские пары могут ехать в одном автомобиле?
— Да.
— А одна супружеская пара и одна подруга жены?
— Да, если она сидит на заднем сиденье. Та девушка, которая не жена.
— А таксист-мужчина может возить жен-щин---пассажирок?
— В такси можно. Если женщина сидит сзади. Но есть специальные такси для женщин с женщинами-водителями.
— А если останавливают машину, мужчина говорит, что он таксист, а на самом деле они любовники?
— Тогда его попросят показать лицензию.
— А если он любовник, но при этом на самом деле таксист?
— Наверное, все равно отпустят. Откуда они узнают, что он любовник?
— Тогда вопрос решен. Всем в Тегеране просто надо сделать себе таксистские лицензии и ездить куда угодно и с кем угодно.

Реза смотрит на меня с интересом. Потом говорит, что много слышал о России и русских, но только сейчас начал кое-что понимать.

Чаевых в благодарность за этнографическую лекцию Реза не берет. Но и не обижается на предложение. Многие иранцы были бы рады этим пяти долларам, потому что страна, мягко говоря, не роскошествует. А я продолжаю бродить по улицам, общаясь с местным населением.

Разделенные надвое


— Пойми, — говорит Хамед, с которым мы разговорились в тегеранском ресторане (пластиковые столы с клеенками, кебаб, рис, соус, чай в стаканчиках без ручек, леденцы вприкуску), — здесь все живут как хотят, просто никому это не показывают. А если у тебя есть деньги, ты вообще можешь жить как в Европе. У тебя есть вилла. Вокруг виллы забор, никто не видит, что внутри, — делай что хочешь. И в домах, в квартирах — так же. Спутниковые антенны запрещены? Но они есть у всех! Алкоголь запрещен? Да все пьют! «Фейсбук» запрещен? Так все, у кого есть голова и кто читает по-английски, умеют обходить этот запрет. У нас даже комнатных собачек все заводят — просто назло. А наши женщины! Они вообще делают что хотят! Собираются друзь-я, компании, на вилле ходят раздетые, неприкрытые, пьют, шутят с мужчинами. И не только шутят. Главное, чтобы никто этого не видел. А если донос будет, придет облава, выломают дверь — быстро замотались в чадор, разбежались по комнатам. И никто ничего не докажет. Приличные, интеллигентные люди всегда будут друг друга прикрывать: муж — жену, дети — родителей, братья — сестер.



— Что, вообще все делают что хотят?
— Нет, есть религиозные. Особенно те, которые из деревень. Вот они ничего не делают. Только следят, чтобы все делали вид, что они такие же.
— И много у вас религиозных?
— Много, — говорит Хамед, орудуя вилкой. — А кто делал Исламскую революцию, думаешь? Много! С каждым годом все меньше, но все еще много. И остальные теперь должны делать так, как хотят эти, деревенские. Притворяться. Здесь как бы два народа, один в плену у другого. Но всех это устраивает. Мы хорошо живем.
— А почему тогда у вас который год протесты, восстания, студенческие волнения? Сколько оппозиционеров по тюрьмам, сколько арестованных…
— Ну... — Хамед смотрит на меня внимательно, потом все-таки говорит: — Иногда очень-очень устаешь притворяться, понимаешь?


Протестующие ногти



Я поступаю плохо. Я фотографирую женщин. Украдкой — с живота, из-под локтя. Некоторые замечают: одни улыбаются, другие сурово сдвигают густые брови.

Только по бровям обычно можно понять, с кем имеешь дело: религиозные мусульманки до замужества их не выщипывают. А с бровями у персиянок дело обстоит хорошо: богатые брови.

Вообще, конечно, очень красивая нация. Точеные черты лица, выразительные, живые глаза, чистая светлая кожа, носы дивной формы с изумительной горбинкой. Жаль, что они их так уродуют. Почти каждая вторая женщина носит на себе следы пластической операции, да и носы многих мужчин тоже подверглись реконструкции. В моде маленькие, вздернутые кнопочки, вполне уместные, допустим, для рязанского типажа, но вступающие в странный диссонанс с персидскими очами и скулами. Повсюду видны послеоперационные пластыри на переносицах. Мне уже насплетничали, что некоторые юноши и девушки носят пластыри на носах просто так, без всяких операций. Потому что это модно, а операция — штука дорогая, свидетельствующая о твоих крутых финансовых возможностях.

Любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново

По моим наблюдениям, примерно половина тегеранок выражает протест против исламского режима. Протест обычно выражен так: никакой чадры. Манто — обязательное верхнее пальто для женщин без чадры — едва достигает середины бедра. Под ним — очень обтягивающие брюки и туфли на каблуках. Шарф-платок сдвинут назад так, что непонятно, на чем держится. Спереди — пышно взбитая челка, часто выкрашенная в светлый цвет.

Иногда патрули блюстительниц нравственности останавливают протестанток на улицах, требуют поправить платок, убрать лохмы, застегнуться. Некоторых отправляют в полицейские участки — слушать лекцию о нормах исламской морали и платить штраф. Такие досмотры проводятся кампаниями: иногда целый месяц на улицах шерстят женщин на каж-дом углу, иногда контроль надолго ослабляют — и тогда белые челки опять гордо вздымаются до небес.

И, конечно, маникюр. По канонам шариата молиться надо пять раз в день, после обязательного омовения лица и рук, и ни одна истинная мусульманка не может позволить себе маникюр, так как лак, закрывающий доступ воды к пластинкам ногтей, делает молитву недействительной.



Нигде в жизни я не видел такого количества мощнейшего и вызывающего маникюра, как в Тегеране: яркие краски, длиннющие ногти, инкрустация стразами. Придраться довольно трудно: любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново.

На входах в госучреждения (на женских входах, отметим, так как сплошь и рядом половая сегрегация работает и тут) выдают обязательную чадру посетительницам.

Я купил иранский чадор по просьбе своей московской приятельницы. Досконально изучил его и теперь знаю, что более неудобную конструкцию и придумать трудно. На голове он держится с помощью легко сползающей резинки, и на улицах я видел, что многие женщины удерживают его заколками. На нем нет застежек, края разлетающегося и норовящего все время свалиться чадора женщины придерживают руками. Оттого походка иранки в чадоре, даже опытной носительницы, весьма специфична: нагнутая голова, кулак, сжимающий на груди чадор, и сведенные плечи.

Поэтому школьницы от чадора избавлены. Девочки тут с самого нежного школьного возраста носят на головах макнаэ — что-то вроде длинного шлема из ткани, закрывающего голову, грудь и плечи. Дети в макнаэ похожи на черепашек-ниндзя.


Любовь иранская



Законы тут суровы. За прелюбодеяние — тюрьма и плети, за пьянство — тюрьма и плети, за прелюбодеяние замужней женщины — смертная казнь, за оскорбление ислама — смертная казнь. Учитывая, что под оскорбление ислама теоретически может попасть что угодно, в том числе переход, скажем, в христианство, открытое признание в атеизме или высказанное сомнение в уместности какой-то из норм шариата, — лично мне тут находиться несколько некомфортно.

Но один из моих уличных знакомых сказал: «Любить, зная, что тебя может ждать за это смерть, — это прекрасно. Это для настоящих мужчин».

Не знаю. Лично мне любить, зная, что мою любимую, если она вдруг снизойдет к моим чувствам, могут побить палками, а то и повесить на стреле подъемного крана, было бы нерадостно. Видимо, я ненастоящий мужчина.

Тем не менее иранское общество пронизано чувственностью, пропитано любовью. Тут действительно могут прожечь взглядом. Мне удалось пару раз испытать это, когда мимо проходившая девушка с безразличным, скучающим лицом вдруг на какую-то секунду бросала на меня заинтересованный взгляд. Это на самом деле похоже на разряд молнии — настолько этот взгляд был быстр, глубок, запретен, настолько стремительно он отводился в сторону.



Иранское общество пронизано чувственностью и любовью

— Забудь о средневековье, — говорил мне Хамед. — В Иране, в Тегеране по меньшей мере, женятся по любви. Почти все.
— А как же договорные браки, через родителей?
— Э-э-э, — отвечает Хамед, — представь, тебе двадцать лет, до сих пор все, что тебе удавалось с женщиной, — это поцеловать девочку на свадьбе у знакомых, когда тебе было пятнадцать. А тут тебе подводят девушку и говорят: «Она может быть твоей женой». Ты не представляешь, как ты сразу влюбишься! И у девочек так же. Но вообще у нас обычно молодежь сама знакомится.
— Но как? Где? Если нет дискотек, нет совместных вечеринок, если обучение по большей части раздельное, за исключением университетов?
— Во-первых, у нас нужно иметь сестру. Чтобы она снимала на телефон всех девушек на девичь-их встречах и в школе, а потом тебе показывала, все про них рассказывала и телефоны давала. Во-вторых, в Интернете знакомятся. Да и на улице знакомятся многие.
— Но каким образом?
— Смотришь на девушку, улыбаешься ей. Кидаешь ей свой номер телефона на бумажке. Захочет — позвонит. Если понравится, как ты говоришь, о чем думаешь — будете говорить часто. Потом можно в кафе ходить: она за одним столиком, ты — за другим, ничего друг другу не говорите, иногда смотрите. Потом можно жениться. Если деньги есть.
— А много денег надо?
— Ох много!

Сами расходы на свадьбу — шумную, многодневную, с отдельно арендованными помещениями для гостей-женщин и гостей-мужчин — могут быть больше дохода всей семьи жениха за несколько лет. Но ведь требуется еще и брачный дар — махр. Это те деньги, которые муж обязуется выплатить жене в случае развода; это средства, которые у нее должны остаться, если ты умрешь. Обычно махр измеряют в старинных золотых монетах, средняя цена махра — 40-50 тысяч долларов. Учитывая, что средняя зарплата в Тегеране примерно 400 долларов, понимаешь, почему многоженства тут как такового нет.



— Не очень справедливо, — говорит Хамед. — Раньше, когда муж работал, а жена сидела дома, все было понятно. Но сейчас женщины работают и получают больше мужчин, потому что, пока она учится в институте, он собирает деньги на махр на стройке! У нас на каждого студента — две студентки! И детей они не рожают, нет. Один ребенок в семье — обычное дело, два — уже редкость в Тегеране. У нас женщины-чиновницы, женщины-преподавательницы, женщины-ученые, а мужчины — вот, — показывает Хамед мозолистые руки. — Мужчины торгуют, строят, копают. И мы еще в армии должны служить, пока они карьеру делают. А потом махр им подавай. Ты думаешь, у нас тут женщины угнетенные? Ха! Я вот что тебе скажу: ты не прав, брат! У нас плачут, когда мальчик рождается. Вот берут родители ребенка и плачут над ним. «Бедный ты, - говорят, — бедный! А уж какими мы бедными через тебя будем!» Вот завтра приходи. Я друга приведу, он тебе расскажет, как с ним жена поступила. Все у него забрала и развелась, а он теперь долги будет до смерти выплачивать.
— Я завтра не могу. Я в Кашмар еду.
— О, — говорит Хамед, — там по-другому. Там не Тегеран, там старый Иран. Там совсем дикие люди живут, даже Америку по-настоящему не любят, а ты на американца похож.
— Да меня в городе не будет, мы в горы, на охоту, будем скакать по скалам за уриалами.
— Это можно, это безопасно, — говорит Хамед.

Десять долларов он принимает с удовольствием. Как-никак, собирает на махр и надеется через пару лет начать поиски невесты.

Из чего состоит иранский хиджаб

Хиджаб — это не какой-то вид одежды, это слово, означающее соблюдение в костюме требований шариата. При этом в каждой мусульманской стране могут быть какие-то свои требования к хиджабу, часто связанные с местными традициями, а не с исламом непосредственно. Скажем, афганскую бурку (мешок с сеткой) или арабскую абайю (черное покрывало с сеткой на месте лица) иранки не носят. Зато они носят:

Манто
Так во французском стиле называют верхнее пальто из легкой или тяжелой материи в зависимости от сезона. В идеале манто должно быть свободным, скрывающим формы тела и достигать хотя бы колен. Но это правило обычно игнорируют: летом многие иранки носят манто, которое справедливее было бы назвать легким пиджаком, а то и вовсе рубашкой.

Макнаэ
Своего рода тканый шлем, закрывающий голову, грудь и плечи. Обычный форменный головной убор для школьниц и студенток. Иранские спортсменки на международных соревнованиях всегда выступают в спортивных макнаэ.

Чадор
Черное покрывало, закутывающее женщину с ног до головы. Напоминает обычную простыню с подобием капюшона сверху. Без пуговиц, без застежек и без молний. Чадор обязателен для визита в государственные учреждения, накидывается поверх обычной одежды. В обычной жизни его носят либо очень религиозные иранки, либо те, кто хочет такими казаться.

Хед
Тугая повязка на голову. Ее надевают под шаль или русари религиозные иранки: даже если головной убор сползет, хед закроет от любопытных взглядов запретные женские уши и волосы.

Никаб
Лишь в очень отдаленных районах Ирана иногда можно встретить женщину в никабе — тряпке, которая полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза и часть лба.

Привет! Меня зовут Кристина, мне 27. Я живу в Иране (по-моему, я первая представляю эту страну здесь). На данный момент, все свое время посвящаю своему маленькому сыночку, которому скоро исполниться 6 месяцев, любимому мужу и, конечно, домохозяйству). Давно наблюдаю за жизнью разных людей благодаря сообществу odin-moy-den и вот решила показать свой день. Итак, один выходной день иранско-русской семьи, 18 сентября 2011.

(Всего 65 фото)

1.Сегодня малой дал поспать больше обычного, чему я очень рада. Чувствую себя по-настоящему отдохнувшей. Кстати, в Иране все по-другому, даже дата))) У кого-то может и 18.09, а у нас 27.06)))

2.В квартире полумрак и даже кажется, что еще очень рано.

3.Поднимаю жалюзи и вот он вид из моего окна. Мне очень нравится, именно поэтому никаких штор и тюлей на окна не вешаю.

6.На душ времени нет, потому что уже пора выезжать, так что просто умываюсь и чищу зубы.

7.Компромисс с мужем))) Он пользуется зелененьким мылом, я тем, что Lux.

8.Утром обычно не крашусь, вообще почти никогда не крашусь, потому что мужу я нравлюсь больше без косметики. Поэтому наношу лишь солнцезащитный крем и чуток подкрашиваю ресницы.

10.Иду на кухню собирать сумку, мы сегодня едем в пригород Тегерана, заодно устроим там маленький пикничок. После появления ребенка в основном сижу дома, поэтому рада любому выезду. Грею пирожки, вчера пекла сама. Я вообще не очень люблю готовить, но иногда бывает).

11. Нашла в холодильнике кетчуп, муж очень любит с пирожками.

12. Собираю сумку.

13. Люблю эту сумку, нам ее на Филиппинах подарили, акция от Читоз была. Теперь вот везде ее таскаю, пропагандирую так сказать. В Иране как-то не особо парятся насчет экологии(((

15. Наш дом с улицы.

16. А это объявления на фасаде дома, черт только разберет че там написано... Слабо прочитать?)))

17. Проверяю, все ли взяли.

18. Трогаемся, времени натикало вот столько.

19. Едем мы в пригород Тегерана за яблоками. Там много садов и яблоки знамениты на весь Иран, но до столицы они обычно не доходят, их прям там распродают, большая часть идет на экспорт, поэтому мы каждый год в это самое время ездим туда. Вот что вижу из окна машины (сорри, фотки не ахти, но все же).

23.Тетеньки иранские.

24. Ну вот и подъезжаем, кстати, путь не близкий, почти 100 км намотали. Вот те самые сады и загородные дома.

26. А вот и яблочки.

27. Пока муж торгуется, оглядываюсь по сторонам. Вот реклама чайханы, эх, жаль, что еще так рано. С удовольствием бы покурила кальяна...

28. Орешки грецкие продают.

29. Сына возмущался, ничего другого просто не пришло в голову, чтоб его утихомирить.

30. Муж закупился, отправили покупки в багажник, едем искать подходящее местечко для пикника. По дороге увидели обалденную тыкву.

33. Или сока? Кстати, мой любимый, с кусочками фруктов.

34. Хорошего понемножку(((нужно потихоньку возвращаться. Ага, едем в правильном направлении.

35. Виды Тегерана из окна машины.

40. И такие приколисты встречаются)))

41. Хотели догнать свадебную машину, не успели, т.к. она свернула.. Вон она, белый Пежо 206.

42. Подъезжая к дому, заезжаем в ресторан за кебабом, т.к. времени на готовку уже нет, а кушать охота сильно.

43. Вообще-то у них есть доставка, но самим быстрее будет.

44. Уф, какой вкусняшкой запахло на всю машину

45. Последний перекресток и мы дома.

46. Ого, сколько уже времени... Кстати, туда-обратно почти 200 км намотали.

47. Сынуля уснул в дороге, потому быстренько распаковываем еду и кушать.

50. Хотелось чуток отдохнуть после обеда, но не тут-то было, сына проснулся. Не судьба, видимо, да и дел еще много. Сажу его в ходунки, а сама на кухню.

51. Мою яблочки.

52. Загружаю стирку.

Иран – государство с населением 75 миллионов человек и богатой многовековой историей. Более 90 % иранцев являются последователями шиитской ветви ислама, официальной государственной религии, а около 300 тысяч жителей Ирана исповедуют христианство. В Иране проживает самая большая община евреев за пределами Израиля на Ближнем Востоке. В данном фоторепортаже собраны фотографии сцен повседневной жизни, сделанные в Иране за последние месяцы. Иностранным журналистам в настоящее время запрещено освещать события в Иране.

Иранские женихи Джавад Джафари (слева) и его брат Мехди (справа) позируют для фото со своими невестами Марьям Садеги (вторая слева) и Захрой Аболгхасеми, которые одеты в свадебные платья, в деревне Ghalehsar в 360 километрах к северо-востоку от Тегерана, столицы Ирана


Вид деревни Palangan в провинции Курдистан в 660 километрах к юго-западу от Тегерана. В деревне Palangan иранские шииты и курдские сунниты живут в мире, хотя среди населения преобладают сунниты.

Иранцы Мортеза Алави и Мехди Хагх летят на параплане над северо-западной частью Тегерана

Работница стоит на фоне персидского ковра ручной работы в мастерской в Кашане в 240 км к югу от Тегерана. Ковроткачество – древнее ремесло, которое процветает в Иране уже около 2 тысяч лет.

Лунное затмение в небе над башней Милад в Тегеране.

Жительницы Ирана молятся на исторической площади Накш-е Джахан в Исфахане в первый день Ид аль-Фитра, знаменующего окончание священного постного месяца Рамадан.

Sevan Shahmirian, участник музыкальной группы «Wednesday Call», готовится к репетиции на домашней музыкальной студии в Тегеране. Многие иранские группы не пытаются получить государственное разрешение на реализацию своей музыки и заключают контракты с иностранными компаниями или размещают свои музыкальные композиции на Интернет-сайтах.

Жители Ирана проводят выходные на морском побережье в городе Бабольсер, расположенном на южном берегу Каспийского моря в 250 километрах к северо-востоку от Тегерана.

Саламе Базмандеган позирует в традиционном платье во время визита в Darreyeh Setaregan или Звездную долину на иранском острове Кешм.

Иранские деревенские жители работают в рисовом поле на окраине города Amol в провинции Мазендеран на южном побережье Каспийского моря. Рис является основным продуктом иранской кухни.

Иранец в костюме Санта Клауса стоит возле магазина, украшенного рождественскими декорациями, в центре Тегерана.

Женщина проходит мимо кочанов кукурузы, направляясь на молитву в храм на севере Тегерана перед вечерним намазом.

Храмовый комплекс Дур-Унташ недалеко от города Сузы в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Зиккурат был построен около 1250 года до н.э. и в 1979 году стал первой достопримечательностью Ирана, включенной в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вечерний вид Тегерана.

Жительница Ирана Solmaz Hamzehzadeh (на переднем плане) выступает на чемпионате Ирана по картингу в спортивном комплексе «Azadi» в Тегеране.

Каспийская лошадь стоит в саду недалеко от города Карадж в 45 километрах к северо-западу от Тегерана.

Продавщица в парандже работает в магазине на острове Кешм в Иране.

Ткачиха работает в ковровой мастерской в городе Исфахан, Иран. Персидские ковры бывают в основном трех размеров: большие (3x4 метра), средние (2x3 метра) и маленькие (1x1.5 метра). Цену на каждый ковер устанавливают представители иранской национальной компании по производству ковров после изучения каждого экземпляра.

Иранские христиане молятся во время новогодней мессы в церкви Vank в городе Исфахан в центральной части Ирана. По данным иранских и западных источников, в Иране проживают около 300 тысяч христиан, большинство из которых являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Женщина позирует для фото на фоне греческого корабля «Moula F» на закате у острова Киш в 1250 километрах к югу от Тегерана. Судно село на мель у юго-западного побережья острова по пути в Грецию.

Индийская семья гуляет по затвердевшей соли у озера Oroumieh в 600 километрах к северо-западу от Тегерана.

Курдская женщина говорит по мобильному телефону на базаре городе Мериван провинции Курдистан в 512 километрах к западу от Тегерана.

Торговец стоит на историческом рынке Тебриз в 633 километрах к северо-западу от Тегерана рано утром. Рынок Тебриз располагался вдоль Шелкового пути. Он был внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иранский инвалид Shahram Khodaie пытается играть зажатой в зубах тростинкой во время сеанса музыкальной терапии в лечебнице Kahrizak на юге Тегерана.

Курдский пастух несет ягненка по дороге вдоль пастбища в Divandare провинции Курдистан в 540 километрах к западу от Тегерана.

Иранская лучница Shiva Mafakheri целится во время соревнования по стрельбе из лука верхом в Тегеране.

Рука работницы ковровой мастерской в Куме в 120 км к югу от Тегерана.

Что мне нужно знать о системе здравоохранения и транспорта в Иране? Какова ситуация с безопасностью для эмигрантов в Иране? В нашем руководстве для проживания в Иране есть ответы на все эти вопросы и многие другие.

Здравоохранение в Иране

Здравоохранение в Иране поддерживается государственно-правительственной системой, частным сектором и неправительственными организациями. Иранский народ имеет право на государственное медицинское страхование; Однако это не распространяется на эмигрантов, которые должны будут платить за собственное лечение. Большая сеть государственных клиник страны предлагает базовое медицинское обслуживание, но больницы общего и специального назначения, которыми управляет Министерство здравоохранения и медицинского образования, обеспечивают лучшее качество медицинской помощи. В крупных городах богатые жители и эмигранты предпочитают дорогие частные клиники и больницы.

Здравоохранение дешево по сравнению с другими странами. Качество помощи варьируется от больницы до больницы; Лучшее качество, как правило, в крупных городах, которые будут иметь больницы и врачей международного уровня. Вы можете использовать веб-сайт Международной ассоциации медицинских консультаций для путешественников, чтобы найти врачей с лучшей подготовкой. В противном случае ваше посольство должно быть в состоянии помочь. Иранская община также полезна и услужлива, и где бы вы ни были, вам будет предоставлена ​​информация, необходимая для получения помощи.

За пределами крупных городов медицинская помощь недоступна, и большинство иранцев посещают местную аптеку, чтобы приобрести необходимые медицинские принадлежности.

Как правило, эмигранты организуют себе частное медицинское страхование, чтобы покрывать свои потребности в области здравоохранения. Стоит заранее выяснить, будет ли ваш страховой план напрямую оплачивать поставщиков или возмещать вам расходы на здравоохранение, поскольку страховщики могут не платить врачам напрямую в Иране.

Транспорт в Иране

Иран имеет обширную и прочную асфальтированную дорожную систему, которая связывает большинство его городов. Транспортные услуги являются частыми, пунктуальными и очень дешевыми, в Иране существует множество вариантов поездок для эмигрантов.

Такси — популярный вид транспорта как для эмигрантов, так и для местных жителей. Существует три основных типа: общее такси, частное такси и такси агентства. Большие города имеют системы массового транзита, которые используют автобусы; Есть также частные компании, которые предоставляют автобусные услуги между городами. Цены на автобусные билеты сравнительно дешевы, а билеты можно купить в небольших кабинах вдоль основных улиц или в местных автобусных терминалах. Однако автобусы могут быть переполнены, поэтому, если вы точно не знаете, куда идете (трудно ориентироваться, если вы новичок в стране), вы можете отправиться на метро или использовать железнодорожные сети Ирана.

Путешествовать на поезде не дорого, это эффективный способ избежать дорожно-транспортных происшествий в стране. Другой вариант — путешествовать на самолете, используя недорогие внутренние воздушные услуги Ирана, в частности Iran Air, национальную авиакомпанию или ее конкурентов: Iran Aseman Airlines, Mahan Air и Kish Air.


Вы также можете рассмотреть возможность вождения самостоятельно, но для этого вам нужно иметь международные водительские права. Однако вождение в Иране не для слабонервных: теоретически, все едут справа, но это не может быть гарантировано.

Безопасность в Иране

Правительство Ирана не публикует статистические данные о преступности, а в международных и местных новостях сообщается лишь о части совершенных преступлений. Тем не менее, лучше всего принять необходимые меры предосторожности.

Процветает черный рынок украденных паспортов, поэтому держите свои вещи при себе и будьте начеку. Остерегайтесь переполненных базаров, охотничьих угодий для карманников и общей уличной преступности. Такие районы, как Систан-Белуджистан, Бам и область к востоку от Бама и Джаска, являются известными горячими точками для бандитизма и незаконного оборота наркотиков, поэтому избегайте этих районов.

Ваша безопасность, скорее всего, будет скомпрометирована на дорогах. Иран имеет одно из самых высоких показателей смертности в мире на душу населения; Местные жители, как правило, не уделяют слишком много внимания правилам дорожного движения. Противоположные автобусные полосы, быстрые мотоциклы и пешеходные переходы представляют собой опасные зоны, поэтому будьте особенно осторожны с ними. Если потребуется, номер экстренной службы полиции — 110 (112 с сотового телефона). Однако преступления против иностранцев редки. Приложите все усилия, чтобы приспособиться к иранскому образу жизни, и к вам будут относиться с вежливостью и уважением.