"Оливье можно съесть всегда". Почему не все празднуют Новый год

В нашей стране много красивых зимних праздников. Новый Год мы празднуем дважды. Снова наполняем бокалы шампанским в ночь на 14 января, садимся за праздничный стол и не торопимся убирать .

Исторический феномен

Новый год в России — один из самых интересных, с точки зрения истории, праздник. До XV века (1495 г.) новый год начинался в марте и был связан с пробуждением земли от зимней спячки. В 1495 году всё изменилось: дата наступления нового года переместилась на 1 сентября.

Позже Пётр Первый, решивший не отставать от Европы, распорядился праздновать Новый год 1 января. В декабре 1699 года он издал Указ, по которому встреча 1700 года должна была состояться 1 января, а не в сентябре. В тексте Указа содержались строгие наставления: украшать дома еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветвями, в полночь в воздух палить из ружей и мушкетов, всю праздничную неделю жечь костры на улицах и устраивать фейерверки на Красной площади.

Алексей Толстой в историческом романе «Пётр I » описывал состояние простого народа и бояр, у которых рушился привычный уклад. Многим казалось, что скоро «вострубит труба Страшного суда». Постепенно все привыкли к наряженным елям и суматошному празднику, который стал ежегодно отмечаться 1 января по юлианскому календарю, т.е. по «старому стилю». Этот календарь ввёл император Древнего Рима Юлий Цезарь, взяв за основу солнечный год, а не астрономический. В Россию юлианский календарь пришёл из Византии.

Так было до Октябрьской революции 1917 года. Большинство других стран давно уже жило по григорианскому календарю . Он был введён папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года (XVI век), чтобы не было расхождений с астрономическими данными. Разница между юлианским и григорианским летоисчислениями сегодня составляет тринадцать дней.

В 1918 году правительство большевиков приняло решение перейти на единое во всём мире летосчисление. В.И.Ленин издал соответствующий Указ о переходе на григорианский календарь. Это исключало путаницу и сложности в международных отношениях: дипломатии, почте, расписаниях поездов и т.д. Русская Православная Церковь сохранила традиционное летосчисление и продолжала жить по старому календарю. Она датировала праздники по старому стилю, подчёркивая свою уникальность.

Сегодня в некоторых справочных изданиях даты рождения и смерти людей, различных событий дореволюционной России приводятся по двум календарям, т.е. по новому и старому стилю. Так случилось и с Новым Годом, который начинается 1 (14) января. На Старый Новый Год православным людям не приходится отказывать себе в еде и веселье. По юлианскому календарю он наступает после (7 января), т.е. после окончания строгого . По григорианскому календарю Рождество празднуется 25 декабря.

Поместные православные церкви некоторых зарубежных стран (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская) также используют в наше время юлианский календарь. По юлианскому календарю живут и некоторые монастыри и приходы в тех странах, где в церковном богослужении принят григорианский календарь (например, Афон в Греции). Кроме того, юлианский календарь принят в Украинской грекокатолической церкви и в Российской грекокатолической церкви.

Васильев вечер

В ночь с 13 на 14 января отмечается Васильев вечер , а 14 января — Васильев день (Коляда). Об этом весёлом, щедром на еду и питьё празднике можно прочитать в статье .

Праздник нравится всем: девушки гадают на суженого, а садоводы трясут в садах яблони ради хорошего урожая.

В этом году мы снова будем поздравлять родных и друзей не только с Новым, но и со Старым Новым Годом! Желать им счастья, любви, здоровья и радости! Дарить подарки, сидеть поздним вечером за праздничным столом и в полночь поднимать бокал с шампанским. Как хорошо, что для этого есть повод!

P.S.

С каждым столетием григорианский и юлианский календари всё больше расходятся во времени. Разница накапливается, и к 2100 году она составит не 13, а полных 14 дней.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

Запах елки и мандаринов, оливье и шампанское – символы Нового года. Дед Мороз, подарки, карнавальные костюмы, хлопушки, снегопад – у всех свои ассоциации с этим праздником, но все мы ждём только светлого и радостного. Каждый ожидает, что всё плохое останется в старом году, а в новом году будет только доброе и волшебное.

Традиция отмечать Новый Год берет начало еще в III тысячелетии до н.э. в Месопотамии (Двуречье). Некоторые учёные предполагают, что именно здесь, в древнейшей цивилизации Шумеров, впервые стали праздновать Новый год. В середине I столетия н.э. Древнеримский император Юлий Цезарь установил дату начала нового года 1 января . Этот праздник был посвящен двуликому богу Янусу, который покровительствовал любым начинаниям.

До ХV века на Руси Новый год начинался 1 марта, с ХV века этот праздник отмечали 1 сентября, а с 1700 года, по указу Петра 1, Новый год начинают праздновать тогда же, когда и все европейские станы.

Одним из обязательных атрибутов праздника является дерево. В нашей стране – это новогодняя елка. А вот традиция ставить ёлочки в домах не такое древнее изобретение. Она существует на Руси лет 60-65 (не больше). Хотя при Петре Первом украшали еловые веточки. Сама традиция украшать деревья к празднику существует благодаря древнеегипетским фараонам. Ранее вместо ели украшали другие деревья: вишни, выращенные в специальных кадках. Люди считали, что каждое дерево наделено определёнными свойствами, предполагали, что в них живут добрые духи. И если украсить дерево различными вкусностями, гирляндами и игрушками, можно задобрить «древесного» духа. Ель в славянской мифологии является символом победы над смертью, она защищала домашний очаг от злых духов, поэтому для праздника выбрали именно её. Вечнозелёная красавица устанавливается в доме и под неё кладёт подарки Дед Мороз.

Раньше вместо игрушек на деревья вешали различные плоды, которые несли в себе какой-то символический смысл, например:
яблоки – символ плодородия;
орехи – непостижимость божественного промысла;
яйца – символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Существует множество примет, связанных с наступлением Нового года. У россиян популярна пословица «Как встретишь Новый год, так его и проведешь», поэтому необходимо заранее раздать все долги, попросить у близки прощения и встречать праздник в красивой одежде, с семьёй или близкими друзьями и чтобы на столе были самые вкусные и любимые блюда.

Время новогодних праздников – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Всё вокруг наполнено волшебством, и мы чувствуем себя сказочными героями, которые искренне верят в чудеса. А виной всему – время, когда исполняются самые заветные желания. Нужно только верить в хорошее, доброе, чистое и светлое, и все обязательно сбудется.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Старый Новый год – это неофициальный, но необычайно теплый, радостный и волшебный праздник, который отмечается в ночь с 13 на 14 января. Этот дополнительный Новый год получился в результате смены порядка летоисчисления, так что его можно считать культурно-историческим феноменом.

Откуда взялся этот праздник

Путаница с празднованием Старого Нового года началась в 1918 году, когда вместо юлианского календаря был введен григорианский, и в нашу жизнь вошло понятие «старого» и «нового» стиля. При этом тот день, который веками считался первым января, «переехал» в календаре на 14 января. Для тех, кто не захотел менять привычки, он и остался праздником.

К тому же, отмечать Новый год с 13 на 14 января оказалось логичнее для православных верующих, которые привыкли праздновать его через 6 дней после православного Рождества. А вот праздник с 31 декабря на 1 января они старались не отмечать, поскольку он выпадал на Рождественский пост, когда праздничный стол не накроешь, вина не выпьешь и не повеселишься вволю. Да и вообще, в общественном сознании еще с XIX века Новый год считался праздником развеселым и буйным.

«Новый год – это то же самое, что и поход ряженых в деревне, – пишет в своем очерке историк Лев Лурье . – Это то время, когда люди могут вести себя как бы неприлично. После Нового года и вовсе наступает время девичьих гаданий. Гадали, конечно, на женихов – давали петуху клевать овес, топили воск, пускали в лоханку бумажки с именами потенциальных женихов, использовали зеркало». Традиции гаданий – языческие, православной церковью они не только не приветствовались, но и запрещались. Конечно, во время поста все это делать было явно неуместно.

Почему мы до сих пор отмечаем его

К слову, никакой научно обоснованной даты начала нового года не существует. Это предмет общественного договора. Людям просто удобнее унифицировать календарь и считать, что во всех странах календарный новый год начинается в ночь с 31 декабря на 1 января.

Так, почему бы не остановиться на этой прекрасной дате? Ведь сейчас даже православные верующие не отказываются отмечать Новый год вместе со всеми. Тем не менее, ежегодные опросы «Левада-центра» показывают, что традиция праздновать Старый Новый год в нашем обществе не только не отмирает, но год от года только крепнет. Число людей, которые отмечают этот праздник, растет и составляет в последние годы уже от 43 до 47% опрошенных.

Ученые считают, что есть несколько причин для этого. Первая состоит в том, что в нашей культуре традиционно приветствуется все, что подтверждает мысль о загадочности русской души. «Нашему народу в целом нравится идея, что у России свой неповторимый третий путь, – говорит эксперт Центра политических технологий, социальный психолог Алексей Рощин . – Поэтому у нас есть свой специфический праздник – Старый Новый год. Это нам позволяет чувствовать, что мы выделяемся на фоне всеобщей глобализации». Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что Старый Новый год отмечают не только в России, но и в большинстве стран СНГ, а также в бывших республиках Югославии.

Вторая причина, по мнению психологов, кроется в том, что наша затяжная холодная зима и нехватка света провоцирует нас на сезонную хандру. А праздники – лучшее средство для борьбы с нею. Праздничные гирлянды, разноцветные фонарики, веселая кутерьма, застолье, желание побаловать себя едой и алкоголем. Вот мы и хватаемся за любую возможность не впадать в зимнюю депрессию. Как еще можно победить ее,

Третий источник того, почему нам так хочется продлить новогодние праздники, вытекает из предыдущего. «Дело в том, что новогодние праздники лучше всего подходят для того, чтобы почувствовать себя детьми и побаловать нашего «внутреннего ребенка», который спрятан в душе каждого из нас, – говорит психолог Оксана Полещук . – Елка, мандарины, снег, каток, кафе, кино, возможность просто развлекаться, побыть бесшабашным, отодвинуть груз ежедневной ответственности, расслабиться, посидеть у телевизора, есть что хочется, не считая калорий, наконец, просто ничего не делать. Многим из нас, на самом деле, этого не хватает, а после праздников такой недостаток ощущается наиболее остро».

Об этом даже есть прекрасные стихи Юнны Мориц, которые Сергей Никитин положил на музыку, и получилась необычайно лиричная, чудесная песня:

Он старый, старый, он совсем уже не новый,

И все равно мы дети, мы – на елку,

И мы летим за этой призрачной добавкой,

За невозвратным и неповторимым,

Добавьте нам хоть Старый Новый год.

Успейте осуществить свои мечты

Наконец, важная причина растущей популярности Старого Нового года заключается в том, что в нашем разобщенном мире люди с каждым десятилетием все заметнее испытывают дефицит человеческого взаимопонимания. И поэтому мы все больше нуждаемся в теплом неспешном общении. Лучше всего – за праздничным столом, в кругу самых близких и понимающих людей. Может быть, именно поэтому буйным и развеселым, со стрельбой и танцами до утра остается праздник с 31 декабря на 1 января. А вот Старому Новому году сейчас отведена, скорее, роль тихого, задушевного, теплого и волшебного праздника.

Так что если вы чувствуете, что отпраздновали Новый год не так, как вам бы хотелось, а «как у людей»: с заполошной беготней по магазинам и тазиками салатов, то у вас еще есть шанс реализовать свои потаенные желания и встретить Старый Новый год так, как вы сами захотите. Или просто помечтать, отпустить свои мечты в необыкновенные дали, поверить в чудеса и вернуться хоть на некоторое время в такой чудесный мир – мир детства!

Татьяна Рублева

Новый год в разных странах празднуют в соответствии с национальными традициями, но главными символами практически везде являются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и надежда на лучшее в наступающем году.

Этот светлый и красочный праздник люди отмечают издревле, но историю его происхождения мало кто знает.

Sputnik Грузия поинтересовался, что это за праздник, когда он возник и почему его справляют 1 января.

Самый древний праздник

Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Получается, что Новый год — самый древний праздник, который отмечали и продолжают отмечать разных странах в разное время.

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия - в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города — верховного бога Мардука.

Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.

Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, и посвящался Дионису — богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр.

На протяжении веков в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона.

Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды "святой водой". Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

Рош Ха-Шана (глава года) или Еврейский новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю.

В Рош Ха-Шана считается, что решается судьба человека на год вперед, поэтому в этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Солнечное летоисчисление

В день весеннего равноденствия 20 или 21 марта отмечали и Древнеперсидский праздник Навруз — он означал начало весны и посевного периода.

В переводе с персидского слово "навруз" означает "новый день" и по иранскому календарю выпадает на первый день месяца "фарвадин".

Праздновать Навруз стали с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Средней Азии и Ирана задолго до возникновения ислама — семь тысячелетий назад.

Навруз этим отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

По традиции, семена пшеницы или ячменя за несколько недель до этой даты клали в блюдо, чтобы они проросли. Семена давали ростки к Новому году — это символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Новый год по китайскому календарю в старину праздновали целый месяц. Дата празднования китайского Нового года, который зависит от лунного календаря и наступает в первое новолуние нового года, в промежутке от 17 января до 19 февраля.

В 2018 году жители Китая отметят пришествие 4716 Нового года - Желтой Земляной Собаки 16 февраля.

© AFP / Ye Aung Thu

Традиционные танцы дракона и льва по улицам в первый день Нового года в китайском квартале Янгона, Мьянма

В новогоднюю ночь во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. Китайцы, в отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта.

Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все страны, которые входили в Римскую империю. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры — в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия.

Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме - первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Славянский Новый год

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

© photo: Sputnik / Andrey Aleksandrov

Новый год также связывали с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год - год Свернувшегося Ежа.

На Руси начало года на 1 января перенес своим указом царь Петр I в 1699 году и повелел елкой и фейерверками отмечать этот праздник.

Традиции

Новый Год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, например, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год — время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет, а итальянцы выкидывают старые утюги и стулья.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью — оно приносит любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета, а в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей - так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин - по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себя богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

В Панаме в Новый год сжигают чучела известных людей, спортсменов и политиков. Эта необычная новогодняя традиция не является актом протеста против кого-либо конкретно. Просто так панамцы прощаются с неприятностями прошедшего года.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция - записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ «о праздновании нового года». Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере «Отечественных записок» за 1848 год: «На днях я видел свадьбу… но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей «безусловно выполнить план хлебозаготовок». Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 – 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 — 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)