Он велел чтоб разгромили. Стихотворение о войне для детей

Быль для детей

С. Михалков

Летней н очью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких

Против всех людей советских -
Это значит - против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.

Чтобы было все для немцев
Для фашистов-иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих - Ничего!

Нет! — сказали мы фашистам.
- Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот» …

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -

Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

День Победы

(Белозеров Т.)

Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Что за праздник?

(Н. Иванова)
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

Победа

Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.

Что такое День Победы

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы -
Это значит - нет войны.

День памяти

День памяти -
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

Старый снимок

(С. Пивоваров)
Фотоснимок на стене -
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.

На радио

Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте
Деду подарок…»

Был долго в пути
Музыкальный привет.
Но вот подошёл
И обнял меня дед -
Пришла к нему в праздник
9 Мая
Любимая песня его
Фронтовая.

У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

Никто не забыт

(А. Шамарин)

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья - гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Дедушкины друзья

Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.

Дедушкин портрет

(В. Туров)
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

Знакомство с художественной литературой

Е. Благина «Шинель»;

Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.
Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.
Это - рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.
Это - рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.
Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.
Значит, и рассказ этот надо начать с тех времен, когда тебя еще на свете не было...

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КРАСНОГО СОЛДАТА

Шел по улице солдат. С виду и не солдат совсем. Ни шинели на нем, ни шапки с красной звездой. Рабочая телогрейка, сапоги да кепка. Просто рабочий. Но за спиной у него винтовка со штыком. И рядом с ним такие же рабочие с оружием и моряки с крейсера "Аврора".
Шел солдат по петроградским улицам, по набережной Невы. Шел к царскому Зимнему дворцу. Там белые. Враги. Впереди - враги. На соседней улице - враги, за углом каждого дома - враги. На набережной Зимней канавки - враги. Дворец все ближе и ближе.
Отряд рабочих и моряков подходил к Зимнему дворцу. И не только этот отряд. Со всех сторон окружали дворец красные революционные рабочие, солдаты, матросы.
Но вот прозвучал выстрел. Один, другой, третий. Это пушки революционного крейсера "Аврора".
- Вперед! - крикнул солдат.
Бросились люди на штурм Зимнего дворца. До глубокой ночи шел тяжелый бой.
И вот победа! Зимний дворец взят!
А на рассвете следующего дня солдат стоял уже у дверей Смольного - штаба революции.
В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.
Во дворе Смольного горели костры. Стояло холодное октябрьское утро. Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.
- Дяденька, а вы кто - белый или красный?
Перед солдатом появились два мальчишки, оба маленькие, в одинаковых картузах и одеты кое-как.
Обиделся солдат.
- Почему же - белый? Красногвардеец я.
- А как увидишь? - сказал один мальчишка.
- И формы на вас, дяденька, нет. И красного ничего нет! - сказал другой. - Как узнать?
- Будет и форма! Да еще с красной звездой! И ружьишко получше будет! - пообещал солдат.
Вдруг оба мальчишки попросили:
- Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!
- Эх, чего захотели! - сказал солдат. Потом отошел немного, смягчился - вспомнил: скоро и у него такой сынишка будет. - Малы еще! Подрастете, запишем!

ДОМОЙ

Шел по улице солдат. Домой возвращался с долгой гражданской войны. Шинель на солдате потертая, пулями и осколками пробитая. На голове буденовка с большой красной звездой. Буденовка тоже пулей пробита - память о ранении на фронте.
По заснеженной зимней улице шел солдат. А улица разбита. Столбы перевернуты. Провода разорваны. Трамваи лежат вверх колесами. Рельсы покорежены. Окна в домах фанерой и досками забиты. Холод. Голод.
Трудно жилось людям. Но и красному солдату нелегко в эти годы пришлось. Враги хотели уничтожить Советскую власть. Солдату пришлось с ними воевать.
Под Псковом и Нарвой воевал красный солдат. На Севере и на Юге сражался. На Волге и на Урале. На Дальнем Востоке и в песках Средней Азии. Всюду наседали белые, да всюду отбивал их красный солдат. И победил!
Потому и улыбался сейчас, когда с войны шел. И еще потому, что домой шагал. Дома жена и сынишка. Когда на гражданскую уходил, сынишке год исполнился. А сейчас...
Пришел домой солдат, а сын и не узнал отца. Еще бы! Четыре года не был солдат дома! Четыре года, а сыну пять!
- Ты кто? - спросил сын солдата.
- Папка я твой! Отец! - сказал солдат.
- Нет, ты кто?
- Красноармеец, - ответил солдат.
- А как ты воевал?
- Ну как, сынок, воевал? Из винтовки по врагам стрелял и из пулемета. Конником был и на бронепоезде ездил. С моряками в бой ходил и с партизанами. А как-то раз... Как-то раз танк мы в бою захватили английский. Так и в танке том я ездил, против беляков воевал...
- А Буденного ты видел? - спросил сын.
- Видел, - ответил солдат. - Вместе с ним воевал. А еще вместе с Чапаевым, Фрунзе, Блюхером...
- И с Чапаевым?
- И с Чапаевым.
Кажется, теперь признал сын отца:
- А ты счастливый, папка! - И тут же спросил: - А завтра ты что будешь делать?
- Завтра, сынок, работать пойду, - сказал солдат. - Много дел у нас! Все, что врагом разрушено, восстанавливать надо. Новое строить надо! И новую жизнь!

ГРАНИЦА РЯДОМ!

Шел по улице солдат. По песчаной улице приграничного военного городка. На груди у солдата значок - "Ворошиловский стрелок". В петлицах по два кубика.
Шел солдат не один. Шел вместе с сыном. Большой сын - пионер, тринадцать лет. К отцу приехал на каникулы.
Мимо проскакал отряд конников. Прошел наряд пограничников; впереди огромная серая овчарка.
- Наш Рекс, - сказал солдат. - Молодец! Двадцать нарушителей границы на его счету!
- Мы тоже воспитываем для пограничников служебных собак! - похвалился сын.
- Найдется дело и для ваших воспитанников.
А вокруг цвели яблони и вишни. Пчелы и бабочки кружили над цветами. И звонко пели птицы в садах.
- Хорошо, - сказал сын.
- Граница рядом, - сказал солдат.
На футбольном поле свободные от наряда пограничники гоняли мяч. На кольцах и на турнике занимались.
Из леса вылетела сорока, шарахнулась в сторону от футболистов и вдруг спокойно, как ни в чем не бывало села у колодца.
Пить сорока захотела. Опустила клюв в лужу - попила. Опять опустила - еще попила. Потом взмахнула крыльями и обратно в лес полетела. А там, в лесу, танки стояли и бронемашины. На опушке леса расположились артиллеристы. Но сорока их не боялась. Видно, привыкла.
Вдали камыши, а за ними река. Неширокая, спокойная, вода на солнце блестит. По реке и проходит граница. Этот берег наш, а другой - не наш, чужой.
- Тихо, - сказал сын.
- Граница рядом, - опять повторил отец.
Попрощались они:
- Ну, мне пора на заставу! До вечера!
- До вечера!
Ушел солдат на заставу. Застава рядом. Рядом граница.
На берегу реки замерли в кустах пограничники. Замер солдат. Смотрит в бинокль на камыши, на близкий чужой берег.
Граница рядом!

ДВЕ МЕДАЛИ

Шел по улице солдат. Форма на нем ладная, и сам ладный. Ни дать ни взять - герой! Какой мальчишка случай упустит, чтоб на такого солдата не посмотреть! Да еще с медалями! Да еще с двумя! В ту пору не часто человека с наградами встретишь!
- А эта за что? - забегая вперед, спрашивал один мальчишка.
- Не эта, а "За отвагу", - перебил его второй. - Не знаешь!
Третий молчал, но все норовил поближе к солдату подбежать.
- Эта, - объяснял солдат, - за бои на озере Хасан. Слыхали про такие?
- Еще бы не слыхали! - закричали ребята.
В те годы все мальчишки бредили Хасаном.
- Так вот, за это, - продолжал солдат. - Японцы на нас там напали. И на наших монгольских друзей. Ну, а мы японцев, конечно, привели в чувство. Побили, в общем.
- А эта? - не унимались мальчишки. - "За боевые заслуги"?
- "За боевые заслуги", - подтвердил солдат. - Это за бои на Карельском перешейке. Защищали мы славный город Ленинград.
- Здорово! - сказали ребята.
- А это разве не здорово? - спросил солдат и на мостовую глазами показал.
Как раз в это время по улице воинская часть проходила. Шли по мостовой, чеканя шаг, такие же ладные солдаты. На головах каски с красными звездами. Гимнастерки перетянуты портупеями. За спиной винтовки. Сапоги блестят.
- Верно здорово! - согласились мальчишки.

ЗА РОДИНУ!

Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным, тревожным.
Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.
Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна - самая огромная и великая. С ним был народ - самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!
Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом...
- За Родину! - кричит солдат и идет в бой.
Идет в бой пехота - стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы...
- За Родину!
Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и "катюш".
- За Родину!
Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.
- За Родину!
По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки - и на них идут на врага военные моряки.
- За Родину!
Взмывают в небо самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики.
И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:
- За Родину!
Это идут сражаться с врагом лесные солдаты - партизаны.
Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал... Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.
И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.
- За Родину!

СЛАВА

Шел по улице солдат. Усталый и довольный. Сколько лет солдат на свете прожил, сколько боев прошел, а такого дня еще не было в его жизни, чтоб первомайский праздник в Берлине встречать. И вот Первое мая в Берлине! Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!
Шел по улицам Берлина солдат.
- Слава советскому солдату! - говорили жители Берлина.
А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на плече, с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.
Где только нет таких памятников нашему солдату! В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии... Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.
Шел по улице солдат. Вернулся на Родину солдат. Домой вернулся. По московской улице шел солдат на Красную площадь. У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.
- Слава тебе, родной! - говорили москвичи.
И стали качать солдата:
- Слава! Слава! Слава!

ТОЧНО В ЦЕЛЬ!

Шел по улице солдат. Совсем молодой солдат, а на груди у него боевой орден.
Откуда орден, когда солдат на войне не был? Да и не мог он быть на войне. Война уже кончалась, а солдат еще на свет не родился.
И вот сейчас, в мирное время, получил молодой солдат боевой орден. За что?
А было так.
Высоко в небе летел самолет. Так высоко, что с земли не увидишь, не услышишь. Самолет не наш - чужой, из далекой страны. Приказали летчику: незаметно пролететь над Советским Союзом и рассекретить наши военные тайны. Где какой завод у нас стоит - сфотографировать! Где какие воинские части расположены - сфотографировать! Где какие военные аэродромы есть - сфотографировать!
Не виден был чужой самолет с земли, да только наши зенитчики по приборам его обнаружили. Где летит, на какой высоте, даже марку самолета определили точно.
- По местам! - раздалась команда.
Заняли ракетчики свои места. Направили ракету на невидимую цель.
Доложили:
- Готово!
Еще команда. Взрыв! Пошла ракета высоко в небо, оставляя за собой хвост дыма. Минута, другая, а ракета уже цель нашла. Загорелся самолет. А летчик на парашюте выбросился и долго еще удивлялся потом, как это его на такой высоте обнаружили и сбили.
А зенитчикам нашим, ракетчикам, ордена дали за точное попадание. И самому молодому солдату тоже.
Вот почему шел по улице солдат с боевым орденом.

СТРАШНЫЙ КЛАД

Шел по улице солдат. По улице большого города. Строился город. Десятки новых домов уже заселены и обжиты. Ребята возле них играли, магазины работали, школы. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы: готовили площадки для новых домов.
В годы войны фашисты весь город разрушили. А теперь вырос город - новый, светлый, молодой, лучше, чем прежде был. Радовался солдат: хороший город!
- Эй, братишка! - кто-то окликнул солдата.
Оглянулся солдат: экскаваторщик, молодой парень, который траншею для водопровода копал, зовет.
Подбежал солдат.
- Смотри! - сказал экскаваторщик.
Посмотрел солдат в траншею, а там, чуть присыпанные землей, лежали поржавевшие и заплесневелые мины и снаряды. Много мин и снарядов!
Это фашисты во время войны, отступая из города, оставили под землей страшный клад - тысячи мин и снарядов. Взорвутся они, и взлетят на воздух новые дома, школы, детские сады. Погибнут люди. Страшно!
- Не бойся! - сказал солдат экскаваторщику. - Подожди, я сейчас своих товарищей позову. Не должно беды быть!
Позвал он своих товарищей - минеров.
Чтобы не случилось беды, переселили всех жителей в безопасное место. А когда вокруг никого не осталось, стали солдаты осторожно на руках мины и снаряды из земли вынимать и относить их далеко от города в чистое поле. Там одну мину взорвали. И другую. Снаряд и еще сто таких же снарядов. И вновь в траншею, и снова осторожно со снарядом в руках на далекое поле. Двести десятый снаряд. Сто первая мина. Тысяча второй снаряд. Две тысячи седьмая мина.
Один за другим взрывали солдаты снаряды. Одну за другой взрывали мины. Наконец все взорвали. Миновала беда!
Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись. Магазины заработали. Дети стали опять играть возле новых домов - куличи из песка лепить и в салки гонять.
- Можете жить спокойно! - сказал солдат. - Теперь ничто вам не грозит. Фашистский клад уничтожен!

В СТРАНЕ ДРУЗЕЙ

Шел по улице солдат. По незнакомой улице незнакомого города. Рядом с городом горы. Сюда, в соседнюю страну, пришла беда - землетрясение. Разрушило землетрясение целый город. Люди погибли под развалинами домов. Многих не могли разыскать. А тем, что остались в живых, нужны новые дома. Друзья позвали нашего солдата.
Пришел на помощь жителям города советский солдат. Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Да мало ли дел было у солдата!
Шел по улице солдат. По улице страны друзей. Он всегда спешит на помощь к друзьям. Когда нужно. Если приходит беда.
Так бывает всегда.

НЕТ СИЛЫ СИЛЬНЕЕ!

Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат.
Обычный, потому что он такой же, как все его товарищи - солдаты. Гимнастерка зеленого защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии.
Много силы у солдата.
Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные - малые, средние и большие.
Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов.
А если нужно, они и по врагу ударят - за многие тысячи километров попадут ракеты в цель.
Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят.
Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты.
Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.
Где-то стоят неуязвимые танки и самоходные орудия, броневики и минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!
Где-то в морях и океанах стоят на рейдах быстроходные корабли и неуловимые атомные подводные лодки, которые, если потребуется, незаметно доплывут хоть до края земли - где бы ни появился враг.
Много силы у солдата.
И еще есть одна - самая главная сила. Эта сила - наш народ, наша Советская страна.
- Нет силы сильнее! - говорит солдат о нашей армии.
- Нет силы сильнее, чем наша сила! - говорит о солдате народ.
И враги знают об этом.
Знают и не решаются напасть на Страну Советов - на нашу страну.

КОГДА ПРОЙДЁТ НЕМНОГО ЛЕТ

Шел по улице солдат. Знакомый солдат. Где мы его видели? Кажется, он похож на того солдата, что брал Зимний дворец в семнадцатом году. И на того, что с победой пришел после гражданской войны в году двадцать втором. И на солдата, который в тридцатом году защищал наши границы. А еще на солдата, защищавшего нашу Родину на Хасане в тридцать седьмом и на Карельском перешейке в тридцать девятом и сороковом. И, уж конечно, он похож на героического солдата Великой Отечественной войны. И на молодых солдат-ракетчиков, солдат-защитников, солдат, которые приходят на помощь к своим друзьям, тоже похож.
Да, он похож на твоих дедов, отцов, старших братьев. И все же...
Шел по улице солдат. Это - ты.
Пройдет немного лет. Для кого десять, для кого двенадцать, для кого чуть больше, и ты станешь солдатом. Не для того, чтобы нападать на другие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.
Ты станешь солдатом Советской Армии. Ты станешь солдатом Советской страны! Ты станешь солдатом нашего большого советского народа!

Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

А. Митяев «Землянка»;

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелеи, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

"Как же в такой каменной земле копать яму?" - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков... Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим - на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу - они и сырые хорошо горят...

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры - одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

"До чего же хорошо спать в землянке!" - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

«Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).

Куда б ни шёл, ни ехал ты...
М.Исаковский

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Неизвестный солдат
Ю.Коринец

Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.

У обелиска
С.Пивоваров

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Вечный огонь
Чибисов Дмитрий

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

Когда на бой смертельный шли вы...
(А. Воскобойников)

Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.

Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
>За главный праздник всей страны!

Еще тогда нас не было на свете...
(М. Владимов)


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Песня смелых
А.Сурков

Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня - крылатая птица -
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Георгиевская лента
(Н. Самоний)

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосОванное знамя.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

День Победы
(Белозеров Т.)

Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Обелиски
(А. Терновский)

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

Быль для детей
(С. Михалков)

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.

Чтобы было все для немцев
Для фашистов-иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – Ничего!

Нет! - сказали мы фашистам.
- Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот» ...

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -

Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Памятник
Георгий Рублёв

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Ну, что мы знаем о Войне?
Петр Давыдов

Ну, что мы знаем о Войне?
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне
Мы вспоминаем слишком мало.

А детям вовсе не понять
О чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять,
Ответы забывают скоро.

Другие страны, времена…
Другие войны были тоже.
И та, Великая Война
Все больше на кино похожа.

Лежат в коробке ордена.
Что с ними делать? Непонятно.
Ничья вина, ничья вина,
Что не вернуть людей обратно.

Тех, что сражались на войне,
Тех, что мальчишками погибли.
И почему-то стыдно мне,
Как будто мы помочь могли бы.

Но прошлое нельзя вернуть
Вокруг совсем другие страны.
И по-другому в дальний путь
Там провожают ветеранов.

На майской праздничной волне
Все меньше правды о войне.

Роберт Рождественский

(отрывок из поэмы «РЕКВИЕМ»)

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
1962

Софье Крево
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Алексей Сурков Ноябрь 1941

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."
(А. Суркову)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Константин Симонов

"Журавли"

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Расул Гамзатов

"Мальчик из села Поповки"

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Самуил Маршак

***
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Не плачь, не плачь... Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе...

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

"Быль для детей"

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.

Чтобы было все для немцев
Для фашистов-иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – Ничего!

Нет! - сказали мы фашистам.
- Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот» ...

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -

Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

" День победы"

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Эдуард Асадов

"В траншее "

Как страшно! А встанешь если – ещё страшнее.
Все, кроме меня бегут, я один в траншее.
Осколки и пули слетелись к остаткам роты,
Как мухи на мёд. А я…, я лежу чего-то.

Ребята бегут, потому что они солдаты,
А не оттого, что старлей их ругает матом,
Стращая зачем-то, что сзади заградотряды.
Ура! – и всё! Мне как-нибудь тоже надо.

Им ветер в спину, пыль перед глазами кружит,
Не видно врагов, но тем-то ещё и хуже.
А взрывы сместились дальше и чуть правее,
И можно бы вроде, но я всё лежу в траншее.

До немцев отсюда не больше, чем метров двести,
Минута-две – и друзья уже там, на месте,
Где лица смешались, пули, штыки, лопаты…
А я всё лежу, простите меня, ребята.

Чуть-чуть бы ещё, и мы бы не отступили.
Кому повезло, вернулись – в крови и пыли.
Ни грамма упрёка в глазах их – мол, ты-то, ты-то…
Ещё и укрыли – положено так убитых.

Тамара Михайловна Дружникова
Конспект тематического занятия, посвященного Дню Победы «Чтобы не было войны»

Конспект тематического занятия , посвященного

Дню победы «Чтобы не было войны »

Цель : рассказать детям, какой дорогой ценой досталась людям победа над фашизмом . Воспитать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. Способствовать восприятию патриотических чувств.

Материал к занятию : стихотворения «День победы » , «Быль для детей» С. Михалкова и В. Красюкова «Чтобы не было войны » , иллюстрации, дающие представление о праздничном салюте, альбом с фотографиями военных лет, рассказ Л. Кассиля «памятник советскому солдату.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из. произведения С. Михалкова «Быль для детей» .

…Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили ,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели ,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев ,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих –

Для крестьян и для рабочих –

«Нет! – сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот» .

… И от моря и до моря

Поднялись большевики,

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

Педагог ведет беседу по этому произведению, объясняя и разъясняя то, что написал автор. Затем воспитатель показывает альбом с фотографиями военных лет, рассказывая, что изображено на фотографиях и отвечая на возникающие вопросы детей.

Воспитатель подчеркивает, что «День победы » - это праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те, кто вместе воевал. Они вспоминают о боевых сражениях, о своих фронтовых друзьях, приносят цветы к памятникам солдат погибших на войне . Рассказать о том, что и у нас в Белгороде много памятников солдатам, погибшим на войне , и что мы тоже можем пойти к памятнику и почтить память воинов. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением праздничного салюта и объясняет, что каждый год 9-го мая происходит праздничный салют в очень многих городах, в том числе в нашем городе Белгороде. Воспитатель обобщает всё то, что ребята услышали, подчеркивает мысль, что где бы ни сражались русские люди во время войны – на фронте или в тылу – они сражались за победу , за мир, за счастье. Мы не забудем их подвиг.

Чтение рассказа Л. Коссилл «Памятник советскому солдату» .

Долго шла война .

Начали наши войска наступать на вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны .

Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А то с перепугу о ней забыли… Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибет… Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.

Сдались фашисты. И война кончилась . Мы победили . Начался мир.

И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами на зеленом холме стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжелый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас ее солдат от гибели, уберег от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир .

Беседа по прочитанному произведению.

Занятие заканчивается чтением детьми стихотворений С. Михалкова «День победы » и В. Красюкова «Чтобы не было войны » , которые они учат заранее.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет, и нет войны !

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу !

Весть летит во все концы :

С фронта едут, едут, едут

Наши дети и отцы!

Здравствуй, воин-победитель ,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ

Наши прадеды и деды

Отстояли нам победу ,

И теперь хотим все мы

Чтобы не было войны !

Мы хотим, чтоб птицы пели ,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело ,

Чтоб березка зеленела .

Чтоб у всех мечты сбывались,

Чтобы люди все смеялись ,

Чтобы детям снились сны ,

Чтобы не было войны !

После занятия дети с воспитателем идут к памятнику Н. Ф. Ватутина, который освобождал наш город от немецких захватчиков и возлагают цветы к подножью памятника.

Публикации по теме:

Конспект занятия, посвященного 9 мая «Мы не хотим войны!» Цель: Активизировать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и подвигом народа в Великой отечественной войне;.

Ребята из группы "Непоседы" готовились к юбилею Победы. Выучили стихи и песни о войне. Ребята вместе со своим воспитателем оформили газету.

Инфрмация для родителей. Профилактика безопасного поведения при пожаре «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» ПРОФИЛАКТИКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ ИФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»Сейчас в наше время на нашей.

Конспект тематического занятия, посвященного Дню Победы Цель. Воспитывать чувство любви к Родине. Задачи: 1. учить правилам добрых взаимоотношений. 2. воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. 3.

Литературно-музыкальная композиция «Чтобы не было войны» во 2 младшей группе Цель:празднование досуга, посвященного Дню Победы во 2-й младшей группе. 1 ребёнок Сяду к деду на колени, тихо прошепчу, Расскажи мне милый.