Онегин и ленский анализ дружбы. Что можно сказать о дружбе Онегина и Ленского

Вообще, когда пишешь о дружбе, то под дружбой понимаешь безвозмездную поддержку, общие интересы, готовность выручить в любую минуту и придти на помощь в беде, она основывается на симпатии, взаимопонимании, доверии. Между друзьями не бывает соперничества. А что мы видим в произведении Пушкина? Была ли между Онегиным и Ленским дружба или вражда? И чем заканчивается дружба Онегина и Ленского? А заканчивается эта дружба дуэлью с трагичным концом, ведь один из героев погибает от руки другого. Так можно ли назвать отношения между Ленским и Онегиным дружественными?

Нет. Скорее всего, их можно назвать приятелями, но не друзьями. Если бы дружба Онегина и Ленского была настоящей, то не было бы трагической развязки, да и сам автор пишет, что их судьба свела случайно и дружить они стали «от делать нечего».

Что же тогда явилось причиной дружбы Онегина и Ленского?

Онегин и Ленский были настолько разными, что трудно вообще поверить в то, что между ними появилась маленькая искра дружбы. Ленский горяч, любит жизнь, дышит полной грудью, в то время как Онегин равнодушен, ленив, пассивен, Ленский чист, а Онегин порочен, Ленский в душе бодр и молод, когда как Онегин успел устать от жизни. Автор пишет о двух друзьях, сравнивая их: «Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень…» Такие разные и многие сказали бы, что противоположности всегда притягивают, вот и Онегин с Ленским нашли друг друга, став друзьями.

Чем закончилась дружба Онегина и Ленского?

Они должны были дополнять друг друга, а объединяли их сословный статус, образованность, молодость, хоть Онегин и был чуть старше. Однако дружба не была настоящей, они объединились, чтобы не оказаться совершенно одинокими в деревне, ведь уединение только отшельникам не в тягость. По этой причине из-за сущего пустяка Онегин и Ленский поссорились на балу. Онегин обиделся на Ленского за то, что тот заманил его на светский раут, и, решив отомстить, стал флиртовать с Ольгой, в которую влюблен Ленский. В свою очередь Ленский это расценил как предательство и вызвал Онегина на дуэль.

Почему Онегин не отговорил Ленского от дуэли? Да все потому, что не было дружбы, это была лишь иллюзия, недоразумение. Для него, как оказалось, важнее не дружба, а мнение света, который считал, что отказываться от дуэли позорно, хотя, Онегин и презирал этот самый свет. Но, он не поехал объясниться, а принял вызов и как итог, дуэль, окончившаяся смертью Ленского.

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка.

Речь о героях романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Сначала надо разобраться, была ли у них настоящая дружба. Владимир Ленский приехал в деревню в одну пору с Евгением Онегиным. Ленский – образованный молодой человек, учился в университете в Германии, сирота. Онегин, также сирота, решил отдохнуть в полученной в наследство от дядюшки деревне. Судя по характеристике деревенского общества общение друг с другом было для них наиболее приемлемым. Реакция Ленского на соседей: " господ соседственных селений ему не нравились пиры, бежал он их беседы шумной". Если же Онегин видел на дороге визитеров, то "с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца". Но Евгению очень скоро стало скучно в деревне. Ленский, я думаю, хотел обсудить с бывалым старшим товарищем как философские и поэтические темы, так и свои чувства и светские сплетни. Тем более, что Онегин имел "счастливый талант без принуждения в разговоре коснуться до всего слегка".
Они "съезжались каждый день верхом и скоро стали неразлучны".

Но Пушкин говорит прямо об их отношениях: "Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья".

Такая "дружба" не выдержала первого же испытания, и повод для дуэли легко нашелся.

Зная о чувствах Владимира и эгоистически не уважая их, Евгений, вымещая свое недовольство вечеринкой, на которую тот затащил его, стал флиртовать с Ольгой, благосклонно принявшей знаки внимания столичного франта. Романтик Ленский, верящий в любовь и дружбу, воспринял это как двойную измену и прислал вызов на дуэль. Зарецкий, предчувствуя развлечение, постарался не допустить перемирия. Онегин, как того требовали светские правила чести, вызов принял. Он понимал свою вину в конфликте, но побоялся сплетен и обвинения в трусости в случае отказа. Признавать свою вину и извиняться он не привык. Евгения, на словах презиравшего мнение света, останавливала от примирения мысль о том, как будет воспринят его отказ драться. О том, что он может быть убитым или убийцей (друга!), даже и не подумал. Онегин спокойно уснул и чуть не проспал дуэль. Ленский, напротив, мысли о возможности своей смерти изливал в стихах, но о том, что и недавний близкий приятель может быть убит, также не подумал. Владимир воспринимал это, как игру. Он боялся, что Евгений откажется и ему не придется выступить в роли дуэлянта. Как на нестоящее внимания дело смотрел на дуэль и Онегин. Подспудно-то он, наверное, хотел, чтобы дуэль отменили, т.к. сознательно взял в секунданты слугу, а не человека своего круга. Но выстрелить в воздух ему в голову не пришло. Более того, Онегин выстрелил первым и убил Владимира Ленского.

Дружба пылкого максималиста Ленского и скучающего холодного эгоиста Онегина была обречена. "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой". И лед погасил пламя.

С1. Можно ли назвать отношения Онегина и Ленского настоящей дружбой?

Афоризм гласит, что друзья – это одна душа на два тела. Если придерживаться такого представления о дружбе, то отношения между Онегиным и Ленским дружбой назвать нельзя. Пушкин и сам замечает, насколько они разные люди:

…Волна и пламень

Не столь различны меж собой…

В основе их отношений не сходство душ, а общая праздность:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья…

Онегин высокомерен; он презирает людей в целом, но к Ленскому относится с некоторым снисхождением. Ленский, с его умом, «еще в сужденьях зыбком», смешон Онегину, но он прощает ему «и юный жар, и юный бред», хотя не очень понимает поэм юного поэта. Разница между Онегиным и Ленским – это разница между романтиком элегического и байронического типа.

Если же понимать дружбу как преданность и верность в «трудах, заботах и борьбе», как способность понять и помочь, то эти отношения также не выдерживают проверку жизнью. «Дружба» Онегина и Ленского рушится, когда Онегин, желая развлечься, расшевелить фибры своей холодной души, решает приволочиться за хорошенькой возлюбленной Ленского – Ольгой Лариной. Это приводит к дуэли между друзьями и к гибели Ленского. Для Онегина дружеское чувство оказывается ниже светских условностей, он боится прослыть трусом, Ленский же становится пленником ничем не оправданной ревности, которая заставляет и его забыть о дружбе.

(11 предложений)

C 2. В каких еще произведениях русской классики звучит тема мужской дружбы?

Русская литература не раз обращалась к теме мужской дружбы, и не случайно. Потребность русских в дружбе, товариществе очень велика. Практически все герои произведений связаны узами дружбы: Онегин и Ленский, Обломов и Штольц, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Войницкий и Астров… Даже явные индивидуалисты – Печорин, Раскольников – не лишены склонности к приятельству (Печорин – с Вернером, Раскольников – с Разумихиным).

Зачастую перед нами предстают неравноправные отношения в дружеской паре. Один становится в большей степени ведомым, другой – учителем. Так же, как Онегин пытается вразумлять наивно-романтичного Ленского, действует и Базаров по отношению к Аркадию, и Штольц по отношению к Обломову. Базаров воспитывает Аркадия в духе нигилизма, Штольц Обломова – в духе активности и предприимчивости нового времени.

Эти же пары характеризует и такая особенность, как недолговечность дружеских отношений. Кризис в них связан как с личными амбициями (ревность Ленского, приоритет светских условностей у Онегина), так и с идейными расхождениями (Базаров и Аркадий) и разницей образа жизни (Обломов и Штольц). Часто в русской литературе звучит и мотив предательства в дружбе. Швабрин предает Гринева, Долохов – Пьера, Рыбак – Сотникова…

Поиск идеальной дружбы и отсутствие этого идеала был так свойствен критическому реализму. Соцреализм обнаруживает этот идеал в отношених Павла Власова и Андрея Находки («Мать» Горького), Лопухова и Кирсанова («Что делать?» Чернышевского).

(12 предложений)

Спутник – человек, который совершает путь вместе с кем-нибудь.

Онегин – спутник Пушкина по романной жизни: рядом с образом автора-повествователя, который является третьим главным героем романа, живёт Онегин.

«Странный» означает «необычный, непонятный, вызывающий недоумение». Из этих значений только «необычный» подходит для использования в ответе на этот вопрос.

«Необычным» Онегин представляется потому, что он, литературный герой, стал «добрым приятелем» своего создателя, автора-повествователя, который обращается к нему как к реальному лицу, оценивает его как живого человека: «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлаждённый ум». Это не было принято в до-пушкинской литературной традиции.

Странность его можно определять и как оригинальность. Немногие из его современников могли порвать с окружающей средой, отказаться от праздного образа жизни и искать высокого назначения. Именно этот его внутренний стержень не был подражанием кому-нибудь и определял привлекательность Онегина для Пушкина.

(9 предложений)

Татьяна Ромодина, 11 класс, 2009

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

сочинение по литературе

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение уникальное, «энциклопедия русской жизни». В нём писатель затронул практически все важные стороны человеческой жизни – любовь, семья, служение Отечеству, развлечения, быт и нравы, культура и традиции.
Не обошел стороной писатель и тему дружбы, раскрывающуюся на примере трагично закончившихся отношений Онегина и Ленского. Именно дуэль двух молодых людей даёт толчок развитию действия романа. Но взаимоотношения Онегина и Ленского нельзя назвать настоящей дружбой. Обратимся к толковому словарю, вот как там даётся определение дружбы:

Таким образом, мы видим, что истинная дружба всегда основывается на общих увлечениях и интересах, взаимном понимании, доверии и симпатии. Немаловажен тот факт, что настоящая дружба – это отсутствие какой-либо конкуренции между людьми. Но именно таких отношений и не было между Онегиным и Ленским.
Конечно, не было бы дуэли, закончившейся смертью Ленского, не было бы трагедии и, как следствие, продолжения романа. Ведь, по утверждению некоторых исследователей (и я с ними согласна), именно дуэль стала поворотным моментом в судьбе Онегина, заставившим его иначе взглянуть на жизнь и многое переосмыслить.
Но главная причина, на мой взгляд, почему дружба Онегина и Ленского привела к такой трагической развязке, заключена в том, что отношения между ними с самого начала ненастоящие:

Отношения их, по крайней мере со стороны Онегина, были начаты от скуки, во время его пребывания в деревне. Чистота, откровенность, желание излить душу были лишь у Владимира. Ленский неопытен и наивен, чувства у него преобладают над разумом, он верит в людей, в искренность эмоций, в дружбу, в любовь. Ему требовался человек, который бы мог стать ему наставником в жизни.
Но Пушкин явно рисует образ Ленского поверхностным и неглубоким. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами Печорина говорит:

Ленский, конечно, не был рабом Онегина, но Евгений снисходил до него. Он считал себя мудрее, а Владимира неопытным и слишком впечатлительным:

Поэт пишет о Ленском:

Евгений воспринимал восторженные речи Ленского с лёгкой иронией умудрённого опытом человека:
Этот контраст мешал строить отношения на равных. Онегин любил не искренне, он только удивлялся, насколько Ленский горяч, когда сам он равнодушен, насколько чист, когда сам он порочен, и насколько в душе друг молод, когда сам Онегин успел изрядно устать от жизни.
Но причиной трагедии, которой закончилась дружба Онегина и Ленского, стала не только разность их характеров и мировоззрений. На протяжении всего романа Пушкин подчеркивает неразрывную связь героев и среды, в которой они выросли. Лёгкое недоразумение, спровоцировавшее дуэль (попытка вызвать ревность Ленского в отместку за ложь о скромных именинах в кругу семьи) – лишь повод для поединка. По замыслу автора, главной причиной преждевременной смерти Ленского стало его соприкосновение с реальной жизнью. Романтические взгляды героя не позволяют ему познать жизнь такой, какова она есть на самом деле. Его, по мнению автора, ждало одно из двух: либо высокое звание поэта и, возможно, прижизненная слава, либо «обыкновенный удел»: жизнь в деревне, стеганый халат и смерть среди «плаксивых баб и лекарей». Именно от последнего Пушкин хотел уберечь Ленского, именно поэтому, на мой взгляд, он и «позволяет» ему погибнуть. Онегин же не имеет сил отказаться от дуэли, так как он, несмотря на презрение к мнению света, к его ценностям, сформирован этим самым светом. А общепринятая мораль утверждает, что от дуэли отказываться позорно. И герой не находит в себе сил противостоять этому мнению, он не едет к Ленскому объясниться, боясь сплетен и пересудов:
Воплощение всей гнусности и условности общепринятой морали в романе – Зарецкий, человек без принципов, без нравственных убеждений. Онегин видит Зарецкого насквозь, но…

Дуэль состоялась из-за малодушия и трусости Евгения, его нежелания противостоять мнению Пустяковых, Буяновых, Зарецких.
Таким образом, мы видим, что отношения Онегина и Ленского изначально не были бескорыстными и искренними. Два молодых человека были просто приятелями, не сумевшими превозмочь обстоятельства, которые не могли стать помехой истинной дружбе.