Организаторские способности руководителя базовый уровень и продвинутый. Организаторские способности современного руководителя (2)

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Основные свойства руководителя:

1. Социальная направленность деятельности

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности

Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, -это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

  • способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;
  • практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;
  • психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
  • наличие энергичности — способность заряжать своей энергией организуемых людей;
  • требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
  • критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;
  • склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.

4. Высокие моральные качества : справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5. Эмоционально-волевые черты характера : целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6. Интеллектуальные способности : наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Так, А.В. Суворов считал, что знания в памяти полководца должны быть систематизированы, как бы разложены по ящикам так, чтобы их можно было быстро отыскать и использовать в определенной ситуации. Наполеон высоко ценил ум, но считал, что люди имеющие много ума и мало характера меньше всего пригодны для военной профессии, ибо для этого нужно иметь больше решительности и меньше размышлять.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

  • занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);
  • признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры — все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9. Крепкое здоровье . Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечно-сосудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Каждый руководитель должен обладать организатор­скими качествами и организаторским талантом, уметь на­лаживать совместную работу с большим количеством лю­дей в рамках организации. Он должен обладать как опре­деленными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.

В основе психологической структуры личности руко­водителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включаю­щая:

 психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчинен­ных, способность поставить себя на место другого:

 практическую направленность интеллекта, т.е. прагма­тическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

 психологический такт - способность соблюдения чув­ства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - уме­ние влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих фак­торов:

 энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими жела­ниями, заряжать их устремленностью, верой и опти­мизмом в продвижении к цели;

 требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

 способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от наме­ченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организаци­онной деятельности, удовлетворенность и работоспособ­ность.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

 широким кругозором, жаждой знаний, профессиона­лизмом, новаторством, творческим подходом к работе;

 чувством понимания ситуации:

 творческим отношением к работе, упорством, уверен­ностью в себе и преданностью делу:

 нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

 готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим измене­ниям;

 стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

 эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

 ситуационным лидерством и энергией личности в кор­поративных структурах;

 способностью работать в коллективе и с коллективом;

 умением предвидеть результат;

 внутренней потребностью к саморазвитию и самоорга­низации;

 способностью и умением рисковать;

 способностью действовать самостоятельно;

 ответственностью за деятельность и за принятые реше­ния;

 способностью увидеть, выделить существенное;

 искусством выполнять планы.

Организаторские способности руководителя не долж­ны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе озна­чает «привычка, обычай, правило поведения». Этика име­ет дело с принципами, определяющими правильное и не­правильное поведение. Этика подразделяется на теорети­ческую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нрав­ственные принципы, идеалы и нормы.

Этика руководителя сосредоточена на широком спек­тре вариантов его поведения, включает средства, исполь­зуемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы при­менительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:

 результативность деятельности организации, достиже­ние наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;

 конкуренция должна осуществляться по честным пра­вилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;

 распределение созданного совокупного дохода, полу­ченных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;

 использование разнообразных форм участия работни­ков в управлении в целях реализации стратегии корпо­рации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

 техника должна служить человеку, а не человек технике.

В настоящее время выделяют следующие образцы на­выков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

 умение при управлении учитывать поведение подчи­ненных;

 способность устанавливать и контролировать дисцип­лину;

 стремление гибко использовать различные стили руко­водства, приспосабливая их к переменам;

 осознание выполняемой им роли и эффективное ис­пользование своего положения;

 развитие и поддержание хороших отношений с окру­жающими;

 отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

 регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

 стимулирование деятельности подчиненных, поощре­ние наилучших примеров в работе;

 системный подход к анализу работы;

 квалифицированное делегирование полномочий;

 избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

 создание эффективной обратной связи;

 защита персонала организации от внешних угроз;

 поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

 установление системы оценки работы и критериев ус­пеха.

Для повышения эффективности организаторской дея­тельности руководителю необходимы:

 гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:

 разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;

 соблюдение принципа единоначалия;

 делегирование полномочий;

 четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;

 разделение и специализация труда;

 подготовка резерва управленческих кадров;

 распределение работ с индивидуальным учетом инте­ресов, способностей, компетентности, совместимости людей;

 обучение, повышение квалификации кадров и их пере­подготовка;

 четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;

 разработка, внедрение и использование научно обос­нованных нормативов трудоемкости выполнения ра­бот;

 широкое применение коллегиальной формы при при­нятии управленческих решений;

 поощрение инициативы работников;

 соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организаци­ей и ее работниками;

 создание благоприятного психологического климата в коллективе;

 индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;

 эффективное и гибкое стимулирование работников:

Справедливое материальное вознаграждение по ре­зультатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;

Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;

Обеспечение нормальных условий и организации труда;

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу. Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
  • психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
  • чувством понимания ситуации;
  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
  • способностью работать в коллективе и с коллективом;
  • умением предвидеть результат;
  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
  • способностью и умением рисковать;
  • способностью действовать самостоятельно;
  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;
  • способностью увидеть, выделить существенное;
  • искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;
  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
  • системный подход к анализу работы;
  • квалифицированное делегирование полномочий;
  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создание эффективной обратной связи;
  • защита персонала организации от внешних угроз;
  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
  • установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

  • как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
  • как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Организаторские способности современного руководителя

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

Для каждому руководителю просто необходимо обладать организаторскими способностями.

Это касается как наемного руководителя, так и свободного предпринимателя. Следует определить, каковы основные составляющие организаторских способностей, проработать каждый пункт для их развития.

Часто занимаемая должность кружит людям головы и они считают, что их распоряжения следует выполнять "по определению". Однако на практике такое отношение приведет к разрушению авторитетности руководителя, неприятию его коллективом.

Конечно, для "подавления бунта" можно использовать стандартные рычаги давления: урезание зарплаты, штрафы, угрозы увольнения. Однако тогда о высокой эффективности труда, слаженной работе коллектива не может быть и речи.

Рассмотрим, каковы основные составляющие организаторских способностей

Не стоит думать, что организаторские способности даются людям от рождения и их невозможно развивать. Можно, и даже нужно! Однако необходимо понимать, что для этого следует приложить усилия, проявлять последовательность действий, определенное . Выделим по пунктам, над чем стоит поработать:

  1. Твердость характера, . Подчиненные должны понимать, что отданные распоряжения следует выполнять без обсуждения. Помните, авторитет руководителя складывается не только из внешних атрибутов уверенности в себе. Руководитель понимает все тонкости работы, которую поручает, знает, сколько времени уйдет на ее выполнение, как сделать ее наилучшим образом. Люди сами будут идти за советом и помощью к руководителю, глубоко разбирающемуся в вопросе. Подавайте пример другим своей высокой работоспособностью, чтобы не было поводов для у других.
  2. Умение улаживать конфликты - очень важная составляющая организаторских способностей. В любом коллективе возникают трения. Чтобы разногласия не препятствовали эффективности труда, умейте вовремя "гасить" разгорающиеся ссоры. Если убедительные беседы не помогают, возможно необходимо будет рассредоточить людей по разным объектам.
  3. Справедливость - важная способность организатора. Вы не должны быть . Все сотрудники должны быть равными в своих правах, не создавайте "любимчиков", подхалимов, а также "козлов отпущения". Люди должны получать справедливую награду, поощрение либо наказание, порицание в равной степени.
  4. Строгость. Люди должны осознавать, что за некачественный труд обязательно понесут определенное наказание. Это необходимое проявление организаторских способностей.
  5. Умение поощрять. Признание личных заслуг сотрудника, публичное или личное поощрение человека за приложенные усилия, хорошие результаты вносит дополнительную мотивацию, заставляет коллектив вцелом стараться выполнить работу наилучшим образом. Это полезно для конечного результата и для самого коллектива: работа приносит людям радость, моральное удовлетворение. При такой организации труда затрачиваемых усилий намного меньше, повышается эффективность. Умение поощрять возможно лишь при внимательном отношении к каждому человеку. Развивайте эту организаторскую способность.
  6. Точное представление, что, каким образом, в какой последовательности, в какие сроки должно быть сделано. Не имея четко разработанного плана, очень трудно руководить коллективом. Необходимо все возможные препятствия и проблемы, разработать пути их решения, чтобы не терять времени в случае их возникновения.
  7. Ежедневное планирование. Ежедневно должен быть определен объем работ вцелом и для каждого человека отдельно.
  8. Делегирование полномочий - самое разумное проявление организаторских способностей. Каким бы талантливым ни был руководитель, успеть все сам он просто физически не сможет. Умейте определять, кто в вашем коллективе может справиться с порученными обязанностями и делегируйте их ему. Однако они не должны стать обузой, иначе работа будет выполняться "спустя рукава". За дополнительную работу обязательно должно быть поощрение.
  9. Спокойное отношение к критике. Дайте людям возможность вносить свои предложения по лучшей организации труда, вас станут еще больше уважать, доверяя вашим организаторским способностям.
  10. Умение отметать лишнее - хорошая способность организатора. Не давайте садиться себе на голову, превращать работу в балаган. Цените свое время и дайте понять всем, что отнимать его понапрасну не позволите никому.

Следует много потрудиться, чтобы выработать у себя все практические навыки хорошего руководителя. Но имея представление, каковы основные составляющие организаторских способностей, намного легче их развивать. Прилагайте усилия, будьте внимательны к коллективу и все получится!