Основные черты периода новорожденности развивающийся организм. Возрастные периоды развития человека

Новорожденный -- ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран, равна приблизительно 3-4 неделям жизни. После перерезки пуповины прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Периоду новорожденности предшествует внутриутробный рост и развитие (антенатальный период). Длительность периода новорожденности зависит от исходного состояния, функциональной зрелости младенца и условий внешней среды, в которой он находится после рождения. Первые 3 часа и первые 3-4 дня после рождения являются важными жизненными этапами, когда происходят наиболее значительные и быстрые преобразования и становление основных функций. При определении длительности периода новорожденности необходимо тщательное наблюдение за развитием каждого ребенка и всесторонний учет морфологических и функциональных изменений. В индивидуально различный период времени происходят функциональные и морфологические изменения с незаметным переходом к последующему грудному возрасту.

Общепринято распределение всех новорожденных на доношенных и недоношенных. В каждом отдельном случае при определении доношенности или недоношенности нужно учитывать совокупность морфологических и функциональных признаков, а также сведения о длительности и особенностях внутриутробного развития.

При массовых анализах -- демографических исследованиях и статистических разработках -- следует руководствоваться общепринятым простым и объективным критерием и к доношенным причислять новорожденных с весом при рождении 2500 г и выше при длине тела не менее 45 см, а к недоношенным -- живорожденных, имеющих вес меньше 2500 е.

Здоровый доношенный новорожденный при соответствующих антропометрических и других морфологических показателях (вес, длина тела, окружности головы, груди и пр.) имеет и хорошо выраженные функциональные признаки. Он громко кричит, хорошо сосет, сохраняет относительное постоянство температуры тела, дыхание его не нарушается, артериальное кровяное давление на должном уровне и с каждым днем повышается, пульс относительно равномерный, хорошо выражен мышечный тонус, нет отклонений в рефлекторной сфере и возрастной иммунобиологической реактивности.

Вместо общепринятого определения доношенный или недоношенный предлагалось пользоваться другими обозначениями -- зрелый или незрелый. Эти предложения не получили признания и такая терминология в основе своей порочна. Незрелость -- индивидуальное свойство, присущее как преждевременно, так и своевременно родившимся, недоношенным и доношенным. Так, например, новорожденный с болезнью Дауна, будучи вполне доношенными и по срокам рождения, и по весоростовым показателям, функционально незрелы вследствие недоразвития центральной нервной системы. С другой стороны, преждевременно родившиеся недоношенные дети нередко в функциональном отношении оказываются достаточно зрелыми для приспособления к условиям внеутробного существования.

Функциональное состояние родившегося ребенка зависит не только от длительности, но и от условий внутриутробного развития. Организм беременной является своеобразной биологической средой для плода. Между организмом матери и плода имеется постоянная взаимосвязь, и развитие плода зависит от состояния здоровья беременной, условий ее жизни и совокупности факторов окружающей среды, состояния плацентарного кровообращения и пр. Поэтому, сохраняя общепринятую группировку, следует выяснять индивидуальные особенности и в качестве дополнения обозначать, в какой мере и в каком отношении ребенок зрелый или незрелый.

В качестве объективного критерия для установления доношенности, недоношенности и степени зрелости, новорожденных давно предлагалось устанавливать сроки появления и развития ядер окостенения. Однако этот признак непостоянный и сам по себе изолированно взятый мало доказателен для определения доношенности и зрелости новорожденных, он может быть использован лишь в общей совокупности морфологических и функциональных данных.

В группе доношенных новорожденных приходится выделять недоупитанных детей, у которых соотношение веса и роста указывает на наличие трофических нарушений в период внутриутробного развития, связанных большей частью с состоянием матери. При длине тела 48--50 см вес при рождении у них может быть в пределе 2550--2800 г, а весо-ростовой показатель ниже 60 (51--56). Если такая недоупитанность сочетается с рядом функциональных нарушений, то можно говорить о врожденной гипотрофии. Практически таких новорожденных в целях профилактики и уменьшения заболеваемости и смертности необходимо выделять для организации соответствующего ухода и обслуживания.

Функциональное состояние новорожденных в значительной мере зависит и от условий рождения. Общеизвестно, что асфиксия и внутричерепные родовые травмы отрицательно влияют и заметно уменьшают функциональные возможности приспособления к внеутробным условиям существования. Поэтому среди доношенных и недоношенных новорожденных следует выделять травмированных внутриутробно или при рождении. Физиологическая незрелость часто является следствием неблагополучного рождения и даже еще внутриутробного повреждения.

Развитие новорожденных подчинено общим биологическим закономерностям. Наследственность и условия внешней среды оказывают влияние на развитие, как в антенатальном периоде, так и после рождения. Функциональное развитие иногда опережает морфологическую готовность, а становление отдельных функций стимулирует структурные преобразования, и, наоборот, морфологическая дифференциация приводит к возникновению соответствующей функции. Каждому возрастному этапу соответствует определенная степень общего развития. Поэтому не обоснованы суждения о недостаточности развития и функциональной слабости без учета соответствия структуры и функции возрастным особенностям и возможностям.

Вес и рост новорожденных являются простыми и наиболее объективными показателями его общего развития. Средний вес при рождении, по данным большинства авторов, составляет 3200--3400 г для мальчиков и 3000--3250 г для девочек, рост -- 48--50 см и весоростовой индекс для доношенных 60--70. Индивидуальные отклонения средних величин зависят от порядковости беременности и родов, возраста и весоростовых особенностей родителей, а главное от гигиенических условий труда и быта беременных, в особенности питания и пр. Функциональные нарушения при длительных заболеваниях во время беременности отрицательно влияют на развитие плода и на вес новорожденного. Значительные социально-экономические изменения в жизни народов отражаются на показателях физического развития рождающихся детей. Так, в годы минувшей войны и экономического неблагополучия средний вес новорожденного уменьшился в большинстве западноевропейских стран. Проведенные исследования установили, что после некоторого снижения в период Отечественной войны средний вес новорожденных в последующем оказался выше, чем в довоенные годы.

Жизненные процессы в целостном организме новорожденных взаимосвязаны, взаимообусловлены и координированы. В основе жизненных процессов лежат рефлекторные реакции, и потому первостепенное значение имеет выяснение особенностей развития нервной системы, регулирующей и интегрирующей функции у новорожденных.

Развитие нервной системы в онтогенезе человеческого организма отражает основные биогенетические закономерности филогенеза. Закладка нервной системы начинается на ранних этапах развития, но формирование головного мозга происходит во второй половине внутриутробного периода. К моменту рождения спинной мозг более закончен в своем развитии, чем головной. По химическому составу мозг новорожденного содержит относительно большое количество воды и белковых веществ и сравнительно мало липоидов. Мозговые центры в спинном, продолговатом мозге и подкорковой области, регулирующие основные вегетативные функции, достаточно развиты у новорожденных, а гипоталамическая область играет важную роль в регуляции его жизненных процессов. Мозжечок мал и относительно слабо развит, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды. У новорожденного кора относительно тоньше, чем у детей старшего возраста. Корковые слои недостаточно развиты, и корковые центры еще не сформированы.

Морфологические закономерности развития нервной системы в значительной мере определяют функциональные особенности новорожденных.

В процессе развития происходит усложнение нервной деятельности. Соотношение организма новорожденных с внешней средой осуществляется рефлекторной деятельностью мозговых центров, расположенных на различных уровнях, в том числе и в ближайшей к большим полушариям подкорковой области. К моменту рождения у ребенка еще не сформировались все врожденные рефлекторные механизмы, и они оказываются достаточными только при хорошем уходе.

Безусловные рефлексы развиваются под влиянием внешней среды, и на их основе происходит постепенное усложнение нервной деятельности -- возникновение и развитие условных рефлексов. Имеются основания предполагать, что кора больших полушарий у новорожденных в известной мере функционально готова к возникновению условных рефлексов, и они начинают образовываться вскоре после рождения. Вопрос о сроках образования первых натуральных и искусственных условных рефлексов еще недостаточно выяснен. До конца первого месяца жизни они крайне непостоянны, неустойчивы и слабо выражены. Первые сочетанные или условные рефлексы выявляются к 12--14 дню после рождения, а иногда и раньше. Самые ранние натуральные условные рефлексы связаны с кормлением. На базе пищевых реакций по мере развития анализаторов и под влиянием воздействий внешней среды расширяются условные связи, усложняется и совершенствуется высшая нервная деятельность.

Развитие двигательных функций начинается на самых ранних этапах онтогенеза. У новорожденных движения сохраняют основные черты внутриутробного периода и протекают под знаком превалирующего воздействия талямопаллидарной системы. По мере включения тормозной и интегративной функций подкорковых центров и особенно коры головного мозга умеряются диффузность и беспорядочность движений, они постепенно становятся более координированными. Первый крик и вдох -- чисто рефлекторные движения, как и чихание, икота, зевота, защитный пальпебральный рефлекс (мигание и зажмуривание), а также сосательные движения. Новорожденный находится в постоянном движении и даже во сне движения прекращаются только на короткое время. Подвижность резко усиливается при беспокойстве, различных раздражениях, особенно при голодном возбуждении. Двигательное беспокойство умеряется при сосании груди, иногда соски, а также при быстрой перемене положения из горизонтального в вертикальное.

Рефлекторные лабиринтные реакции начинают формироваться еще во внутриутробном периоде на 3--5-м месяце беременности. После рождения у здоровых детей наблюдается ряд лабиринтных реакций: компенсаторное отклонение головы при вращении, отклонение глаз при поворотах головы и пр. При быстром переводе из горизонтального в вертикальное положение у новорожденных наблюдаются рефлекторные изменения пульса, а также артериального кровяного давления.

Рефлексы у новорожденных можно вызвать с различных участков кожи и слизистых. Спинальные рефлексы в этом возрасте усилены, а рефлексы, связанные с центрами в головном мозге, ослаблены.

Кроме обычных рефлексов, у новорожденных имеются специфические, присущие только этому возрасту. Специфическими для новорожденных являются: хоботковый рефлекс -- трубкообразное вытягивание губ при легком поколачивании щеки около углов рта, рефлекс Менделя--Бехтерева -- сокращение круговой мышцы глаза при легком ударе по краю орбиты, глазной феномен Пейпера -- сужение зрачка, смыкание век и сильное откидывание головы назад при резком внезапном свете. Особое значение имеет тонический рефлекс рук -- рефлекс Робинсона -- обхватывание и крепкое сжатие предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони, а также рефлекс Бабинского -- тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное -- всех остальных пальцев при раздражении внутренней поверхности стопы. Рефлекс Моро -- симметричное обхватывающее движение ручек с легким сгибанием в локтях при похлопывании но ягодицам или надавливании на мышцы бедер. Рефлекс Таланта -- дугообразное сгибание всего тела при поглаживании спины между позвоночником и лопаткой. Феномен ползания Бауэра -- при положении на животе с приведенными колонками ребенок разгибает ножки, отталкивается и ползет, упираясь в приставленную ладонь при легком толчке или прикосновении к подошве. Мышечный тонус относительно повышен, особенно отчетливо обозначается гипертония конечностей с явным преобладанием сгибательных мышечных групп. Анализаторы интенсивно развиваются по мере адаптации к условиям внеутробного существования и в зависимости от развития деятельности головного мозга и его высших отделов. Анализаторы развиваются неравномерно: раньше -- сравнительно простые и непосредственные (вестибулярные рецепторы, кожная чувствительность, обоняние и вкус), а позднее дистантные -- слух и зрение.

Из различных видов кожной рецепции у новорожденных лучше развита тактильная чувствительность. На легкие раздражения кожи он отвечает двигательными реакциями. Зоны наибольшей чувствительности -- веки, щеки, кожа вокруг рта, внутренние поверхности кисти и стопы. Кроме обобщенных двигательных реакций, отмечаются и местные-- защитный рефлекс с век, сосательный, хватательный. Наличие тактильных восприятий не означает, что у новорожденных имеется осязание как дифференцированная тактильная реакция. Болевая чувствительность выражена сравнительно слабее, но болевые рефлексы вызываются уже в первые часы после рождения. Наиболее чувствительной к уколу является тыльная и особенно подошвенная поверхность стопы. Температурная чувствительность отмечается и у преждевременно родившихся недоношенных детей.

С первых часов жизни ребенок живо реагирует на местные тепловые и особенно холодовые раздражения. Электрическая чувствительность кожи сравнительно слабая. Чем меньше возраст ребенка, тем менее выражена электрическая возбудимость мышц и нервов.

Показатели двигательной хронаксии зависят от функционального состояния новорожденных. У недоношенных, а также родившихся в состоянии гипотрофии электрическая возбудимость менее выражена, чем у крепких и здоровых доношенных детей.

Электропроводность кожи сравнительно высокая.

Различные виды кожной чувствительности примитивны: нельзя отметить точной локализации, количественной или качественной оценки болевых, тактильных, температурных и других раздражений.

Обоняние отмечается с первых часов жизни в виде реакции на различные запахи. В обонятельном рецепторном механизме преобладает система тройничного нерва, и потому в первые дни жизни более отчетливы реакции на запахи (аммиак, уксусная кислота и пр.). Интенсивность и характер обонятельных реакций зависят не столько от качества запахов, сколько от концентрации и силы воздействующих веществ. У новорожденных имеется функциональная связь обонятельного рецептора с подкорковыми и спинальными мозговыми центрами, в частности с дыхательным центром.

Психическое развитие младенца

Нервная система ребенка к моменту его рождения в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. До момента рождения ребенка развитие его нервной системы определялось количеством нервных клеток и ее строением. В дальнейшем развитие нервной системы выражается в увеличении веса головного мозга.

Продолжается процесс миелинизации, т.е. образования оболочки вокруг нервных волокон. Скорость миелинизации находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

В момент рождения ребенок не просто физически отделяется от матери, в организме которой он развивался. Он попадает в совершенно иные условия существования: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания, шумовое окружение и т.п.

Набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые минуты и часы его жизни: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы, - все это психика новорожденного ребенка. Специфика социальной ситуации развития младенца - беспомощность и полная зависимость от взрослого человека.

Младенец различает соленый, горький, сладкий вкусы, реагирует на звуковые раздражители. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов.

Установление эмоциональных связей между новорожденным и ухаживающей за ним матерью, осуществляется только после получения способности реагировать нее ее голос, видеть ее лицо. В возрасте примерно 1 месяца младенец, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления.

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Именно комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А появление у ребенка потребности в общении означает, что ребенок из стадии новорожденности переходит собственно в стадию младенчества.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.

Следует отметить, что, дети, оказавшиеся в силу различных причин в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии от своих сверстников. В возрасте 9-10 месяцев у них сохраняется бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх. Они мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду, не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Такие дети вяла, апатичны, не испытывают интереса к окружающей среде. Речь у них появляется также позднее, чем у сверстников. Даже при хорошем гигиеническом уходе такие дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется.

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным. К 3-му месяцу жизни его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы.

В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной, скучной.

Познавательное развитие и в первую очередь, развитие восприятия, младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие ребенка прекрасно можно представить по развитию его двигательной активности. У нормально развивающегося ребенка двигательную активность можно представить следующим образом:

хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак

сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды

удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот

ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев

противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев

6-7 месяцев

размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются

8-9 месяцев

берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев

манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого проявляется уже в комплексе оживления.

В течение первого полугодия жизни у ребенка формируется речевой слух. Сам ребенок, когда радуется, издает звуки, обычно называемые гулением.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает лепетать. В лепете можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями самого ребенка. Лепет сопровождается обычно выразительной жестикуляцией.

К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми. Сам ребенок произносит в этот же период одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами речи окружающих.

С этого момента начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Между младенческим возрастом (0-1 год) и ранним детством (1-3 года) существует переходный период, называемый кризис 1 года. В этот период формируется потребность в познании окружающего мира. Произносятся первые слова и делаются первые шаги. Формируются элементарные формы восприятия и мышления.

(6 голосов : 3.5 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Период новорожденности продолжается, по мнению большинства акушеров и педиатров, 3-4 недели от момента рождения.

Период новорожденности - это период приспособления ребенка к самостоятельной внеутробной жизни. Он начинается с момента прекращения циркуляции крови в пуповинных сосудах и развития самостоятельного дыхания и кровообращения; одновременно начинаются процессы обратного развития боталлова и аранциева протоков и пупочных сосудов, а также закрывается овальное - отверстие между предсердиями.
В течение этого периода в организме новорожденного происходит ряд важных изменений: выравнивается и продолжает нарастать весовая кривая, свидетельствующая о том, что ребенок восстановил вещества, потраченные им в первые дни жизни, и что организм его приспособился к условиям внеутробной жизни; отпадает пуповина и заживает пупочная ранка, ликвидируется желтуха новорожденных, устанавливается «грудной стул», формула крови, температура.
Для новорожденного в общем характерна незаконченность развития многих органов и систем. Ткани его нежны, богаты водой, клеточными элементами и сосудами, недостаточно функционально развиты, поэтому легко раздражимы и ранимы. Это относится, в частности, к коже, которая гиперемирована (так называемая эритема новорожденных), нежна, легко подвергается воздействию внешних раздражителей; последнее легко вызывает опрелость, слущивание эпидермиса, образование ссадин, которые могут служить входными воротами для различных микроорганизмов. Сопротивляемость новорожденного инфекциям понижена.

Уход . Правильный уход за новорожденным имеет целью оградить его от вредных воздействий окружающей среды и создать наиболее благоприятные условия для его развития. Уход должен быть построен на принципе строгой асептики. Необходимо соблюдать хирургическую чистоту по отношению к пуповине и педантичную чистоту во всем, что касается ребенка, создать и неустанно поддерживать правильный режим в отношении кормления, одежды, воздуха, света, а также согревания ребенка. Температура детских комнат должна поддерживаться на уровне 20-22°. Большое значение имеет и личная гигиена персонала: гигиенический душ перед началом работы, чистый халат, косынка, полностью покрывающая волосы, частое и тщательное мытье рук; во время работы- маска из 4 слоев марли.

При поступлении ребенка из родильной в детскую комнату его одевают в нагретое белье и укладывают в кроватку на бок; вокруг шеи и под подбородок закладывают пеленку ввиду возможности рвоты. Надо внимательно следить за состоянием новоприбывшего, у которого может наступить рвота, синюха, кровотечение из пуповины. При обнаружении у новорожденных в первые часы жизни пульса 100 и меньше или 140 и больше ударов в минуту врач обязан тщательно осмотреть новорожденного и вторично оценить его состояние.
Перед утренним кормлением всем детям делают утрений туалет. Сестра раздевает ребенка на пеленальном столе и осматривает все тело, особенно складки за ушами, ладони, где кожа часто мацерируется. Лицо обмывает ваткой, смоченной в теплой кипяченой воде; влажной ваткой протирает также шейные складки, ушные раковины, за ушами и ладони; затем обсушивает все тело. Глаза промывают ваткой, смоченной в 2% растворе борной кислоты, каждый глаз отдельной ваткой. Протирать рот, а также нос не следует. В случае наличия корочек в нос можно впустить несколько капель теплого вазелинового масла. Ребенка подмывают. Если где-нибудь в складках или на ягодицах есть покраснения, их следует смазать маслом. Пуповину осматривает врач; но если бинт на ней загрязнился, сестра обязана его сменить; если она обнаружит отпавшую пуповину, то, чисто вымыв руки, смазывает ранку йодом, покрывает ее кусочком стерильной -марли и накладывает бинт. Вслед за этим ребенку измеряют температуру (второй раз ее измеряют вечером), затем его взвешивают и пеленают.

{module директ4}

В первые дни жизни ребенку надевают распашонку и подгузник, пеленают с головкой в пеленку, а затем заворачивают с ручками в одеяло с пододеяльником (пеленкой). Между пеленкой и одеялом кладут сложенную в несколько раз пеленку. Дня через 3-4, если температура детской комнаты позволяет, на ребенка можно надеть кофточку и завернуть в одеяло, оставив ручки свободными.
Пеленание детей производится перед каждым кормлением и один раз ночью, а детей с частым и жидким стулом пеленают и между кормлениями по мере надобности. При загрязнении ягодиц, паха, промежности их обмывают теплой текучей водой, осторожно обсушивают, прикладывая пеленку, а складки смазывают маслом.
Для новорожденных единственным естественным продуктом питания является материнское молоко.
Относительно времени первого прикладывания новорожденного к груди до настоящего времени нет-единого мнения. Некоторые акушеры рекомендуют прикладывать новорожденного в последовом периоде, в расчете усилить рефлекторным путем через акт сосания сокращения матки и достичь этим бескровного течения последового периода. Но это справедливо не получило признания, так как при таком методе сравнительно часто наблюдается неполная отслойка плаценты и связанное с этим усиление кровотечения. Небезразлично раннее прикладывание и для новорожденного, нуждающегося в первые часы жизни в возможно полном покое.
Большинство акушеров и педиатров рекомендует начинать кормление новорожденного через 6-12 часов после окончания родов. При наличии у новорожденного признаков внутричерепной травмы, а у родильницы - выраженной интоксикации (тяжелый токсикоз беременности, острая инфекция и др.), а также после патологических родов и наркоза вопрос о времени первого прикладывания к материнской груди решается в каждом отдельном случае индивидуально.

Вялость сосания, наблюдающаяся нередко и у доношенных и, казалось бы, совершенно здоровых новорожденных, чаще всего является следствием родовой травмы, особенно если период изгнания был очень продолжительным или, наоборот, очень коротким. Если нет значительного нарушения мозгового кровообращения (отек мозга, кровоизлияние), то к концу первых же суток состояние новорожденного обычно улучшается, и в дальнейшем он сосет нормально.
Перед каждым кормлением палату, где лежат родильницы, тщательно убирают и проветривают, матери моют руки мылом и протирают марлевой салфеткой, пропитанной 0,25% раствором нашатырного спирта. Во время кормления нос и рот матери закрывают марлевой маской. Рукой сцеживают несколько капель молока, чтобы удалить из наружных частей молочных ходов нередко находящихся там микроорганизмов, попавших извне. В первые 3-4 дня мать кормит ребенка на боку, в дальнейшем сидя на краю кровати или на стуле. Во время кормления нужно следить за тем, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы грудь не мешала его носовому дыханию.
Кормление не должно продолжаться свыше 20-30 минут.
Потребность в воде у новорожденного очень велика. Поэтому, в целях борьбы с обезвоживанием организма новорожденному систематически дается внутрь чайными ложками 5% раствор глюкозы или подслащенный рингеровский раствор (150-250 мл в сутки).
Затруднения и противопоказания к кормлению грудью могут возникать со стороны как матери, так и ребенка. Со стороны матери ими чаще всего являются: трещины сосков, маститы, гиперестезия сосков, соски анатомически неполноценные, тяжелое состояние матери, активная форма туберкулеза, декомпенсированные сердечные заболевания, психические заболевания, сифилис (в том случае, если заражение произошло в последние 5-6 недель беременности и ребенок может быть еще не заражен).
Со стороны новорожденного причинами, препятствующими кормлению грудью, чаще всего являются недоношенность, тяжелая родовая травма, некоторые пороки развития (заячья губа, волчья пасть), заболевания полости рта (молочница, стоматиты) и дыхательных путей, тяжелые общие болезни и др. Кормление в этих случаях проводится сцеженным материнским молоком через соску или с ложечки. При заячьей губе и волчьей пасти, если ребенок не приспособился к сосанию, его кормят с ложечки или из бутылочки сцеженным материнским молоком. В отдельных случаях возникает необходимость в их кормлении через нос (ложечкой Кермаунера или пипеткой) или зондом, вводимым через рот в пищевод на 10-12 см.

Время от момента рождения ребенка по 28 день его жизни (включительно) называется неонатальным периодом. Этот период, в свою очередь, подразделяется на два: ранний (с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни) и поздний (с 8 по 28 день).

Ранний неонатальный период

В раннем неонатальном периоде происходит основная адаптация к жизни ребенка в новых для него условиях. Плацентарное кислородное снабжение сменяется легочным и ребенок делает первый вдох. Начинает действовать малый круг кровообращения, настраивается выделительная система, происходят изменения в обмене веществ. В раннем неонатальном периоде кожа у ребенка гиперемирована - это, так называемый, физиологический катар. Часто бывает физиологическая желтуха, вызванная незрелостью печени новорожденного ребенка. В раннем неонатальном периоде происходит физиологическая потеря веса и-за выделения первородного кала - мекония. Все системы организма еще очень неустойчивы и поэтому уход за новорожденным ребенком должен быть внимательным и тщательным. В этом периоде могут обнаружиться такие врожденные заболевания, как гемолитическая болезнь, дыхательные расстройства, анемия и другие.

Поздний неонатальный период

В позднем неонатальном периоде идет дальнейшая физиологическая адаптация ребенка к новым условиям. Полностью заживает пупочная рана. При достаточном количестве молока у матери ребенок хорошо прибавляет в весе и росте. Формируются условные рефлексы, развиваются зрительные анализаторы, координация движений. Продолжает настраиваться пищеварительная система, стул меняется с черно-зеленого на желто-коричневый. Кожа у ребенка становится розовой и чистой. Если первые сутки после рождения ребенок почти все время спит, то в поздний неонатальный период новорожденный все больше времени проводит, бодрствуя. В это время он начинает отвечать улыбкой на обращение к нему.

Все эти принципы уменьшают влияние родового стресса, способствуют физиологической адаптации новорожденного в неонатальном периоде, его правильному психоэмоциональному развитию в дальнейшем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Период новорожденности

ВВЕДЕНИЕ

1. Период новорожденности.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

1. Период новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Таблица 1

Бузусловные рефлексы новорожденного

Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания

Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.

Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.

Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.

Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.

Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

новорожденность перестройка организм ребенок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2016

    Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.

    статья , добавлен 27.11.2009

    Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.

    презентация , добавлен 02.05.2016

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.