Основные закономерности памяти. Память, основные виды, свойства и закономерности

Память представляет собой сложную систему процессов, которые осуществляют полный цикл преобразований информации субъектом: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. В структуре целенаправленной деятельности человека эти мнемические процессы является важным условием ее эффективности. Память справедливо считают основой обучения, и его производительность связывают с полнотой усвоения знаний, продолжительностью их хранения во времени, готовностью к адекватному использования в различных ситуациях познавательной и практической деятельности.

Запоминание - это процесс памяти, который обеспечивает прием, отбор и фиксацию информации благодаря образованию ассоциаций и мнемических следов в нейронных структурах мозга. Количественные и качественные характеристики запоминания существенно влияют на все другие мнемические процессы: полнота и осмысленность запоминания обусловливают производительность хранения и воспроизведения. Вот почему большинство исследователей памяти главное внимание уделяют изучению именно этого процесса.

Виды запоминания рассматривают в соответствии с изложенными выше критериев классификации видов памяти. В зависимости от конкретной цели деятельности, наличии у субъекта осознанного намерения закреплять и сохранять информацию запоминания может происходить в невольной или произвольной форме.

Непроизвольное запоминание действует тогда, когда человек не ставит себе целью закреплять информацию и в дальнейшем ее использовать. Индивид не прибегает к специальным приемам для организации работы своей памяти. Но исследования П.И. Зинченко свидетельствуют, что непроизвольное запоминание подчиняется задаче деятельности. Так, если исследуемые группируют пронумерованы картинки по сюжету, то запоминают только сюжет; если же по номерам, то запоминают только цифры. Непроизвольное запоминание зависит и от усилий, которые прилагает индивид для достижения своей цели, от активной мыслительной работы над материалом. Например, легкий текст запоминается хуже, чем текст средней тяжести. Сложный текст запоминается лучше при активном образе работы над ним, в частности, составлении плана текста.

Достичь высокой эффективности от непроизвольного запоминания и, следовательно, продуктивного использования его в обучении, привлекла в 30-50-х годах внимание зарубежных и украинских исследователей к изучению проблемы этого запоминания. Экспериментально обнаружили несколько основных условий, детерминирующих высокую эффективность непроизвольного запоминания: активная деятельность индивида с объектами; функциональная значимость объекта определяется его связью с достижением основной цели деятельности; высокая интеллектуальная активность субъекта, обеспечивает содержательную переработку материала; использования и формирования положительной мотивации личности; учета эмоционального воздействия на объекты.

В исследованиях А.А. Смирнова и его сотрудников было показано, что наличие интереса к учебному предмету и эмоциональное восприятие информации является важным стимулом непроизвольного запоминания. Общей особенностью этого мнемического процесса является то, что человек его не осознает и сознательно не управляет его протеканием. Поэтому важно, как объективно складывается алгоритм деятельности человека, которую функциональную роль в ней выполняют явления, которые воспринимаются как активизируются интересы и чувства. Учебная деятельность должна быть организована как система действий, связанных с постановкой и самостоятельным решением новых познавательных задач, подчиненных общей основной цели. Приобретенные ранее знания нужно включать в новое познавательное задание как необходимое условие и способ ее решения. По данным многих авторов, объем непроизвольного запоминания в зависимости от условий составляет от С до 70% материала, подают. Однако эти показатели могут быть и выше, если познавательная и практическая деятельность организованы с учетом условий эффективности этого запоминания.

Для полного усвоения и воспроизведения знаний, умений, навыков необходимо произвольное запоминание. Этот процесс связан с постановкой субъектом мнемической цели запомнить, заучить и сохранить определенный объем материала для последующего воспроизведения в форме словесных отчетов или умений, навыков в деятельности. В связи с тем, что произвольное запоминание включает специфическую мнемическую цели и привлекаются специальные приемы, его принято считать самостоятельной "мнемической действием". В то же время непроизвольное запоминание является результатом не-мнемической деятельности (обучение, игры, труда).

Произвольное запоминание дает оптимальный мнемический результат, то есть обеспечивает прочное и полное (близкое к 100%) усвоения материала. Однако его эффективность может быть высокой при определенных условиях, а именно: четкой постановки цели, ориентирует на запоминание материала определенного содержания и объема; связи запоминаемого, с актуальными потребностями, интересами, чувствами, волевыми усилиями; установки на определенный срок хранения; использовании различных приемов, способов содержательной организации материала; организации адекватного режима учебной деятельности (материал с учетом возраста и ранее усвоенных знаний, распределение материала во времени, борьба с переутомлением).

Мнемическая направленность может быть нацелена на полноту, точность, последовательность или продолжительность запоминания. Так, мнемическая направленность в зависимости от полноты бывает сплошной или выборочной; дословной или "своими словами" - по точности, последовательной или непоследовательной согласно поступления материала, а также - длительной или кратковременной. В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого рассказа была назначена на следующий день, в остальном было сказано, что его нужно запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов была проведена через четыре недели. Результаты проверки показали, что Второй рассказ запомнилось значительно лучше, чем первое. Объяснить это можно продолжительностью запоминания: длительная установка этого процесса более эффективна.

Роль мнемического задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Очевидно, различны и мнемические действия. Например, направленность на точность запоминания текста предполагает четкость восприятия его отдельных частей, участие речедвигательных процессов, создания соответствующих зрительных образов.

Знание различных способов запоминания делают человека сознательным обладателем безграничных резервов своей памяти. Способы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей в материале (логические) основаны на внесении в материал искусственных связей (мнемонические).

К первой группе относятся такие способы: группировка материала по значению и содержанию, соотнесение нового с уже известным, классификация, систематизация материала, поиск ассоциаций по сходству, смежности, контрасту.

Одним из важнейших логических приемов является составление плана того материала, который запоминается. Составление плана включает такие три момента: 1) разбивания материала на смысловые части, каждая из которых объединяет по содержанию ряд мыслей; 2) придумывание заголовков для каждой из выделенных частей или выделение в каждой части опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание этой части материала; 3) связывание частей материала по их заголовками или выделенными опорными пунктами в единую цепь ассоциаций.

Значение этого приема для повышения продуктивности запоминания очень велико. Объединение отдельных мнений, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые нужно запомнить, не сбавляя объема материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененной и упорядоченной формы. Благодаря этому он легче усваивается в процессе самого чтения.

Эффективность произвольного запоминания зависит также от повторения - неоднократного воспроизведения материала, и заучивания - многократного повторения. Учебный материал, который требует многократных повторений, можно запоминать тремя способами: по частям - частичный способ; все сразу - целостный; и весь, и по частям - комбинированный.

Рациональным является комбинированный способ заучивания, а наименее рациональным - частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные его части заучивают изолированно друг от друга. При комбинированном способе материал заучивают в следующем порядке: сначала осмысливают, осознают весь материал в целом, в процессе чего в нем выделяют отдельные части, затем заучивают отдельные части, особенно тяжелые, наконец материал снова повторяют в целом. Таким образом, комбинированный способ сохраняет положительные черты целостного образа и минимизирует недостатки частному.

Эффективность этого запоминания зависит от способности индивида к быстрому, точного и длительного запоминания; от возраста; отношение к материалу, значимости для него задача, требующая запоминания; особенностей материала. Эксперименты, проведенные с дошкольниками, доказали, что запоминание, обусловлено игрой - ведущей деятельностью этого возраста, - превосходит по производительности все другие мотивы.

Активность запоминания повысятся воспроизведением, которое является в форме перевода самому себе смысла того, что запоминается. Но к этому средству надо обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала. Воспроизведение улучшает понимание, особенно тогда, когда мы пытаемся переводить содержание "своими словами".

Вторую группу способов произвольного запоминания - мнемические, используют в тех случаях, когда содержанию знания о внутренней структуре материала отсутствуют или их трудно обнаружить. Рассмотрим несколько мнемонических способов этого запоминания.

o Образование смысловых фраз и начальных букв запоминаемой.

o ритмизации - перевод информации в стихотворении, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

o Запоминание длинных терминов посредством ассоциирования со звучными словами.

o Поиски ярких, необычных образов, картинок, рисунков, за "методом связывания" сочетают с информацией, которую нужно запомнить (например, определенные слова представляют персонажами мультфильмов).

o Метод Айвазовского - тренировка эйдетического запоминания. Согласно Ф. Лезер, надо посмотреть на предмет, пейзаж или человека в течение 3 сек., Пытаясь запомнить все подробно. Затем закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопрос о подробностях этого образа. Затем открыть глаза на 1 сек., Дополнить образ, снова закрыть глаза и постараться достичь максимально яркого изображения предмета. И так повторить несколько раз.

При рациональной организации произвольного запоминания в обучении, когда оно связано с четкой целеустремленностью и адекватной мотивацией, опосредованное приемами логической переработки материала, происходит в благоприятных режимах деятельности, оно способствует наиболее полному и прочному усвоению учебной информации. Этот вид запоминания становится важнейшим средством сознательной саморегуляции памяти у школьников, а затем - основным средством самостоятельного усвоения знаний у взрослого человека.

Непроизвольное и произвольное запоминание взаимосвязаны, являются формами мнемической активности. В условиях одинаковых способов работы с материалом непроизвольное запоминание является более продуктивным для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а для подростков и взрослых -произвольный. Непроизвольное запоминание достигает максимальной производительности при решении задач, требующих поиска неизвестного. Произвольное - имеет собственную мнемическую направленность. На мнемическая запоминания следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическая задачи ставить на этапе его закрепления. Итак, при запоминании информации нужно выполнять как познавательные, так и мнемические задачи.

В зависимости от степени понимания материала запоминания бывает механическим (формальным) и смысловым (логическим).

Механическим есть такое запоминание, осуществляется формально, без понимания сути и логики построения материала. Оно оказывается в фиксации только внешних особенностей объектов на сенсорном уровне (форма, цвет, пространственно-временная смежность и т.д.). Механическое заучивание является многократным повторением непонятных символов с целью их закрепления в памяти как последовательности визуальных или звуковых стимулов. Формальное запоминание иногда наблюдается у школьников и взрослых людей, которые не овладели приемами смысловой переработки информации. Например, в младшем школьном возрасте стремление к дословного запоминания может свидетельствовать не о его механический характер, а о непонимании того, что значит "знать" материал. Ребенку бывает проще передать содержание прочитанного или услышанного дословно, чем "своими словами", которых ей нередко не хватает. Однако человеку основном свойственно стремление как-то осмыслить материал, который она запоминает, чтобы включить его в структуру ранее усвоенного опыта. Поэтому чисто механическое заучивание случается не так часто.

Смысловое (логическое) запоминание основывается на образовании связей, которые отражают существенные и закономерные отношения между объектами. Смысловая переработка материала обеспечивает эффективность как непроизвольного, так и произвольного запоминания.

Формирование приемов смыслового запоминания происходит за счет овладения умственными логическими операциями во время учебы (рис. 8.3). Этот процесс включает непроизвольное запоминание. Высокий уровень овладения операциями (анализом, синтезом, сравнением, классификацией и др.) В решении познавательных учебных задач обусловливает высокую невольный эффект.

Итак, в обучении происходит взаимодействие умственных и мнемических способов, а также саморегулирующийся характер мнемической системы. Усвоенные субъектом умственные операции становятся способом произвольного логического запоминания.

Заметим, что соотнесение произвольного запоминания только с механическим заучиванием неправильно. Непроизвольное запоминание, включенное в логический анализ текста (при этом он несколько раз прочитывается), является невольным заучиванием. Многократное повторение характерно как для произвольного, так для и непроизвольного запоминания. Понимание непроизвольного и произвольного запоминания как двух форм проявления мнемической системы исключает их противопоставление по логической структуре, которая одинаково влияет на них они зависят от организации обучения и содержания целенаправленной деятельности субъекта.

Рис. 8.3. Этапы логического запоминания

Хранение - это процесс, обеспечивающий содержание материала в мозгу в течение длительного времени. Об эффективности хранения делают вывод косвенно - с показателями воспроизводства, которые не могут служить адекватной характеристикой объема и прочности сохранения информации. Известны многочисленные случаи, когда человек вдруг воспроизводила какие-то знания, давно забыла или какими бы не обладала, так как не использовала их в деятельности. Существует гипотеза, согласно которой усвоена человеком информация в виде слидивенграм, закрепленных в длительной памяти, практически никогда не теряется полностью, а только переходит на более глубокие уровни нейронных структур. Такую информацию можно воспроизвести (например, с помощью гипноза, фармакологических веществ).

Другими словами, память хранит весь наш опыт, но механизмы вытеснения из сознания субъективно ненужного, тяжелого, частичного. Процесс хранения продолжается и ночью, и днем практически без участия нашего сознательного "Я", за счет неосознаваемых мнемических операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения). Однако сохранение материала зависит и от деятельности индивида.

Продолжительность хранения памяти детерминирована рядом объективных и субъективных факторов, а именно: ограниченной длительности хранения информации, ее значимости, установкой на последующее воспроизведение и др.

Одним из объективных факторов является естественные ограничения продолжительности хранения информации на разных уровнях памяти: сенсорную, кратковременной оперативной и долговременной. Например, сенсорная зрительная память сохраняется от 0,250 до 1,0 сек.; кратковременная оперативная память - от 1,0 сек. до 30 мин.; продолжалась память - в течение суток и года. И часть информации, которая не успевает в указанный срок пройти через систему отбора (фильтр), стирается, не переходит в более устойчивый следует и никогда не входит в сферу нашего сознания.

Память как саморегулирующаяся система ничего не сохраняет зря. С.Л. Рубинштейн доказал: чем больше значение имеет для индивида информация, то чаще она используется, тем больше трансформируется и дольше сохраняется. На этот процесс памяти влияют время и объем материала: через некоторое время после запоминания процент сохраненного материала находится в обратно пропорциональном отношении к его объему, то есть материал забывается.

Воспроизведение - процесс памяти, проявляется в актуализации знаний, умений, навыков, усвоенных при запоминании. Оно осуществляется в вербальной и двигательной форме; является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса.

Эффективность воспроизведения готовится в процессе запоминания и хранения, поэтому оно связано с теми же факторами, которые опосредствуют качество этих процессов и одновременно обеспечивают готовность к следующей реконструкции усвоенных знаний.

Известный исследователь расстройств Т. Рибо писал, что новое исчезает раньше старого, а сложное - раньше простого; сначала забывают недавние, плохо закреплены впечатление от восприятия, затем - достижения мышления, вслед за ними - чувства и привычки. Автор отмечал, что наше представление о себе поддерживается памятью если память нарушается, возникает ее расстройство, то сразу же меняется представление человека о себе.

Для сознательного управления памятью знания закономерностей воспроизводства не менее важное, чем знание закономерностей запоминания. Воспроизведен материал зачастую являются реконструкцией, когда объем больше и содержание материала сложнее, слабее направленность на точность запоминания, меньше заучивалось материал, между запоминанием и воспроизведением был длительный период. Репродуктивные мнемические действия тесно связаны с мышлением: обобщение того, что в оригинале представлены в детализированной форме; конкретизация того, что подано, в более общем или сжатом виде; замена одного содержания другим, сходным по смыслу; смещение или перемещение отдельных частей оригинала; объединение того, что подано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; дополнение, которое выходит за пределы оригинала, а также непроизвольное искажение опыта.

Воспроизведение разделяют на следующие виды: узнавание, собственно воспроизведения, припоминания и воспоминания.

Узнавание - это самое воспроизведения в условиях повторного восприятия. Узнавание связывает наш опыт с восприятием объектов и дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Это поиск материала, хранящегося в длительной памяти, и сравнение его результатов с перцептивным образом. Оно включает в себя выдвижение и проверку гипотезы о значении объекта восприятия, осуществляется беспрепятственно, то есть перцептивный образ как бы накладывается на мне-ческий. Но этот процесс памяти в любом случае реализуется через мнемические операции (простейшие - это внешние действия с объектом, сложные - оперирование категориями образов объектов). Он разный по степени своей произвольности, четкости, полноты, обобщения. Например, узнавание хорошо знакомых объектов происходит мгновенно (в пределах 0,05 сек.) Потому, что опирается на один характерный признак (тембр голоса близкого человека). Тренированность позволяет человеку-оператору выделять значимую информацию на фоне помех и узнавать сигнал.

Узнавать легче, чем вспоминать. Например, ученик не может вспомнить ответы на вопросы учителя, когда же учитель проговаривает нужный вариант, школьник легко узнает ее как правильную ("Я так и хотел это сказать!»). Поэтому нужно приучить детей готовить уроки так, чтобы они умели самостоятельно воспроизвести материал, который является показателем более высокого уровня усвоения знаний, чем опознание.

Собственно воспроизведения - непроизвольное или произвольное воспроизведение материала запоминания. Непроизвольное воспроизведение составляет поток ассоциаций, вызванных имеющимися мыслями, образами, эмоциями, действиями. В этом случае отсутствует соответствующая мнемическая направленность. Произвольное воспроизведение предусматривает специфическую мнемическую направленность, которая обеспечивает целенаправленный поиск нужного материала. Это особая умственная деятельность, опосредованная различными способами, которые человек усваивает при обучении и делает основой произвольной регуляции памяти: анализ, обобщение, использование внешних опор, схем, планов и тому подобное. Поэтому К.Д. Ушинский характеризовал произвольное воспроизведение как "труд, и труд тяжелый", связанную с продолжением множества трудностей объективного и субъективного характера. Произвольное воспроизведение является самым эффективным, когда оно не очень отстает во времени от запоминания. К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции - "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания; отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, которое казалось забытым. Это полнее и точнее воспроизведения материала по сравнению с его состоянием после запоминания. Реминисценции обычно оказываются при работе с логически построенным материалом, который вызывает у индивида еще и определенные эмоции.

Припоминания - произвольное воспроизведение, что требует от человека активных волевых и умственных усилий. В результате припоминания с длительной памяти восстанавливается необходимая индивиду информация. Этот процесс развернутый во времени, и индивид отбирает, оценивает материал, делает выводы. Эффективность припоминания зависит от постановки и осознание цели, готовности индивида к быстрому и точному воспроизведению; использования таких репродуктивных действий, как, создание необходимого образа и поиск подходящего материала, контекста; сравнения ассоциаций; составление письменно или устно плана материала, помнится, и тому подобное.

Припоминания требует от человека волевых усилий, настойчивости. Лень в припоминании порождают небрежное отношение к знаниям. Заставляя себя вспомнить, мы воспитываем уверенность в возможности вспомнить, мы привыкаем не забывать.

Воспоминания - локализованы во времени и пространстве воспроизведения индивидом образов своего жизненного пути. В воспоминаниях прошлой жизни человек соотносит с общественными событиями. Воспроизведение жизненного пути происходит в контексте исторических условий определенного периода, к которому человек был непосредственно причастен. Воспоминания сопровождаются целым рядом эмоций. Субъект выбирает как содержанию опоры воспоминаний наиболее значимые для него периоды жизни. Распределение образов памяти во времени способствует тому, что человек знает не только то, что происходит с ней в настоящий момент происходило в прошлом, но и с некоторой уверенностью предсказывает будущее. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают воспроизведения.

Забывание - это мнемический процесс, который приводит к потере четкости и уменьшение объема запомненного, возникновения ошибок в воспроизведении и, наконец, делает невозможным опознание.

Забывание - процесс, противоположный запоминания. Он является антагонистом воспроизведения, поскольку делает невозможным актуализацию усвоенной информации. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти, звеном системы, регулируется. Забывание, как и другие процессы памяти, вызывает целый ряд объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, значимость для субъекта информации, запоминается, объем материала, степень сложности мнемических задач и т.

При забвении угасают временные нервные связи, не подкреплялись длительное время, то есть не повторялись, не использовались в деятельности. Оно происходит потому, что запоминание материала не является важным для человека и поэтому фиксируется недостаточно прочно. Чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал. Темп забывания в условиях перегрузки памяти объемом информации растет, особенно в первое время и дни после усвоения. В работах украинских исследователей показано, что материал, который в процессе заучивания испытывает логической переработки и включается в системы раньше усвоенных знаний, менее теряется.

Для длительной памяти с сознательным доступом свойственна такая закономерность забывания: теряется все ненужное, второстепенное, что индивид не повторяет. Итак, для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление информации и повторения материала в первые дни после заучивания. Лучше это делать так: в первый день - 2-3 повторения (через 15-20 минут, а затем через 8-9 часов); на второй день - 1-2 повторения; на седьмой день - одно повторение, а потом еще повторение с интервалом в 7-10 дней. Поэтому систематичность, отсутствие перегрузок в обучении, заучивание материала небольшими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концетроване заучивания большого объема информации в сжатые временные рамки сессии, что вызывает умственное и психическое перегрузки и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывания зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной, ухудшает запоминание, может быть интерференция, обусловленная содержанием материала. Негативное влияние деятельности, предшествовавшей запоминанию, называется проактивной интерференции. Например, если перед заучиванием индивид получает плохие известия или учит подобный сложный по содержанию материал, то эффективность запоминания снижается. Вот почему нецелесообразно после математики изучать физику или химию.

Негативное влияние деятельности, осуществляемой после запоминания, называют Ретроактивное интерференцией. Она особенно отчетливо проявляется тогда, когда вслед за заучиванием выполняют подобную деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Например, если приходится учить два предмета, экзамены по которым надо складывать в один и тот же день.

Интерференция снижает эффективность кратковременной памяти и ограничивает приток информации в длительную память. При большом объеме материала его середина запоминается хуже, чем начало и конец. Это торможение объясняют позиционным эффектом. Иными словами, запоминание середины материала испытывает негативное влияние и проактивной, и ретроактивного торможения. Стоит повторять середину материала больше, чем начало и конец; дозировать объем заучиваемого материала; при повторении включать материал в систему смысловых связей памяти; при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв. Забывания может быть и следствием перенапряжения нейронов, усталости. Необходимо бороться с таким торможением и следовать рекомендациям: готовить уроки друг за другом, по возможности менее подобные по содержанию; сначала учить субъективно тяжелые предметы, а затем легкие; соблюдать медленного темпа работы (см. рис. 8.4). _

Рис. 8.4. Влияние проактивной и Ретроактивное интерференции на запоминание

Забывание связано с некоторыми подсознательными мотивами. 3. Фрейд открыл активный вид забывания - подавления. Например, можно забыть выучить урок или забыть появиться на важную встречу, которая может иметь неприятные последствия. 3. Фрейд объяснял это мотивировано

забывание не случайность, а настоящим торможением следов неприятной информации в памяти на уровне сознания и вытеснением их в подсознание, где их содержат ценой значительных затрат энергии.

Нарушение памяти называют амнезией. По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградного, ретардировану. Ретроградная амнезия - это забывание прошлых событий; антероградную - невозможность запоминания на будущее ретардирована амнезия связана с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезии - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до полной ее потери.

Итак, процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания постоянно взаимодействуют, образуя единую систему памяти. Как видно из приведенных выше характеристик этих процессов, их эффективность опосредованная общими объективными и субъективными факторами. Системный и структурно-функциональный анализ мнемических процессов позволяет понять динамику их взаимодействия и отойти от традиционного представления об их последовательность во времени: запоминание - хранение - воспроизведение - забывание. Изучение операционной структуры кратковременной и длительной памяти показало наличие постоянного взаимодействия этих процессов на всех этапах переработки информации, где для них характерны не только последовательность, а также одновременность и параллельность. Принципы рациональной организации мнемических процессов в обучении, которые сформулировали А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др. Основываются на отражении основных общих законов их функционирования и указывают на пути рациональной организации учебной деятельности, обеспечивающих высокую эффективность усвоения знаний.

Можно ли улучшить свою память и научиться хорошо запоминать? Безусловно. Здоровый человек может развить свою память до такого совершенства, что без труда может запомнить необходимый материал за более короткий промежуток времени и более прочно, чем он делал это раньше. Для этого необходимо знать законы памяти и способы рационального запоминания.

Чтобы выработать те или иные способы запоминания, следует проследить за собой и установить, какой тип памяти у вас преобладает . Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип).

Совершенствуя память, лучше тренировать не ту особенность, которая уже достаточно развита, а другую. Например, людям, хорошо запоминающим прочитанное, нужно одновременно приучить себя воспринимать информацию на слух. В любом материале, который вам предстоит запомнить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при запоминании - важнейшие условия стойкого запечатления полученной информации.

Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы, выучивая длинные речи, сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть речей ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т. д. Этим методом умело пользовался римский политический деятель Цицерон. Каждый раздел своей речи он связывал с определенной ситуацией в комнате, приводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Немецкий ученый Герман Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания , установленные в исследованиях, где для запоминания использовалась серия бессмысленных слов и слогов.

1. Сравнительно простые события в жизни, производящие особенно сильное впечатление на человека, запоминаются, как правило, прочно и надолго.

2. Более сложные и менее интересные события, даже если они происходят неоднократно, в памяти человека надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событиям достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужный момент воспроизвести это событие.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспринятых членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшится по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду соответствовало объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается лишь после 14–16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, понадобится примерно 30 повторений для получения того же результата.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит запоминанию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизвести его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важно, являются ли они разрозненными или представляют собой логически связанные друг с другом части единого целого.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений может быть уменьшено.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившись, оно со временем может несколько видоизмениться.

В последние годы было создано много новых систем запоминания (мнемонических приемов), а также различных изобретений. Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях - на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что означает осмысливание первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (приплюснутый нос, родинку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удерживается в памяти.

Многие ученые-психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст. Если какое-то событие обрадовало или огорчило вас, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе дают пищу для размышлений. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить все возможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и облегчат их восстановление в будущем.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
  3. раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);
  4. раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
  5. то, что более всего связано с потребностями данного человека;
  6. то, что является объектом активной деятельности.

Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
  3. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  4. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  5. эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
  6. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  7. установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
  8. материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Произвольная память – память целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3–4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловлена ретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим от предшествующих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края.

Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – "ахиллесову пяту" конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Вот как звучит, например, первое четверостишие стихотворения Н. М. Языкова "Муза":

Богиня струн пережила
Богов и грома и булата.
Она прекрасных рук в оковы не дала
Векам тиранства и разврата.

Трудно запомнить перечень из 18 разнообразных предметов. Но перечисление покупок Ноздрева, героя "Мертвых душ", не оказывается слишком сложным для запоминания. В этом нам помогает сам автор, который осуществляет необходимую контрастную организацию перечня. "Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватало денег".

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействии, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia – воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двувначных чисел:

10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, т. е. включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта – основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 24816326 4128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его построения (рис. 83).

Произвольное запоминание образного материала также облегчается выявлением принципа его организации (рис. 84).

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение "Иванов колол сахар", то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: "Иванов колол сахар щипцами". Этот феномен объясняется непроизвольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

Итак, память – не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания. Воспоминание – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение , связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций. Воспроизводимые образы предметов или явлений называется представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений – их обобщенность и фрагментарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представления – обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные; представления – более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли. Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например, фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления – обобщенно и опосредованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату прошлого. И только специально организуемая контрольная деятельность – сопоставление, критическая оценка – приближает реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения – продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.

Материал запоминается в контексте деятельности человека. Прежде всего в памяти откладывается то, что было наиболее актуально, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие – затрудняющие факторы деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особенности индивида.

Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти – узнавание отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и конформности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память – не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого события, в объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном и временном смещении событий или их фрагментов, утрировании, акцентировании личностно значимых сторон события, смешении функционально однотипных объектов.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона событий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категориально-понятийное) поле индивида. Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является "слепком" этих воздействий. Степень расхождения представлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

Память человека интенсивно функционирует и за порогом сознания. В настоящее время она моделируется при помощи электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хранение информации. Тогда как память человека – постоянно самоорганизующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно воспринимавшейся и логически переработанной информации.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетическими (от греч. eidos – образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов – персеверация (от лат. perseveratio – упорство).

Память базируется на тех психических процессах, которые совершаются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответственно и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по структурно-смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен). Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

По расчетам известного кибернетика Джона Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии.

Алехин мог играть по памяти (вслепую) с сорока партнерами одновременно.

Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи выдающейся образной памяти людей художественного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались Глазунов и Рахманинов. Художник Н. Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект – выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти – у одних людей сильна словесно-логическая память, у других – образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции.


Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.

Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.

Произвольное механическое запоминание компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.

Произвольное смысловое запоминание основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:

Умение легко ставить любые мнемические задачи , которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.

Мнемические приемы , которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:

· первая группа простыемнемические приемы , точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:

- Наглядность . Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);

- Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);

- Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;

- Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.

· вторая группа сложныемнемические приемы . В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:

- Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;

- Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;

- Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.

Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.

3.36. Охарактеризуйте предложенный в ситуации конфликт по следующим аспектам: вид конфликта; структура конфликта; динамика конфликта. Предложите тактику и способы разрешения, правила и приемы поведения в данной конфликтной ситуации в образовательном учреждении.

Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Межличностный, конфликт. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Вид: межличностный, педагогический (по сфере деят-ти), вертикальный (по направлению), когнетивный(от затронутой потребности)

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица (учитель, ученик).

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту (компетентность учителя).

Причины конфликтов: информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (неполная информация, неточная информация и др.); причины делового характера, обусловленные непосредственно учебной деятельностью.

Предмет конфликта -- это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство (плохое поведение, грубость).

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.

Позиция: реальный и виртуальный (образ конфликта)

В динамике развития конфликта существует ряд стадий:

1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.

2. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей.

3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния

4. Данный конфликт находится в стадии осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов.

Как решать: Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Для разрешения конфликта учителю биологии нужно поговорить с учеником о том, кто прав, после извиниться и сказать, что он молодец, и что бывают ситуации в жизни когда не всё сразу получается.

Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании ᴇᴦο деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, в случае если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник (незавершенное действие) и Г. В. Биренбаум (матем. Задание на отдельных листочках, их надо подписывать) в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность.

Закономерности непроизвольного запоминания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности непроизвольного запоминания." 2015, 2017-2018.