Особенности первого месяца жизни ребенка. Как ведет себя ребенок в первый месяц жизни

Первый день после роддома наедине с малышом часто оказывается для родителей очень сложным. Что делать с этим маленьким крошечным человечком? Как вообще взять его, чтобы что-нибудь не сломать?

На самом деле, все совсем несложно. В любом случае, нужен опыт. Гораздо легче приходится тем молодым мамам, которые в роддоме лежали вместе со своим малышом, за это время (4–5 дней) можно многому научиться. Поэтому не стесняйтесь приставать с вопросами к акушеркам. Так вы будете чувствовать себя дома гораздо увереннее.

Новорожденному малышу надо не так уж и много. Да, он еще ничего не умеет делать сам, ему во всем нужна ваша помощь, но помощь эта вполне посильная, если правильно все организовать. Ребенок после роддома – что ему нужно? Итак, приступим.

Уход за новорожденным ребенком в первые дни

В первые дни и месяцы жизни малышу очень важно как можно больше находиться на руках у мамы. Но очень многие боятся брать малыша, как бы что ему не сломать. Вот как правильно это делать:

Затем кроху надо переодеть. Иногда делать это приходится много раз за день, и чем быстрее вы научитесь премудростям пеленания , тем будет проще.

Кроме традиционного средства – пеленок, сразу после рождения малыша можно одевать и в одежду для новорожденных. Это может быть распашонка, боди или ползунки.

https://www.youtube.com/watch?v1YApVjmcGY

Даже если вы решили пользоваться только самыми передовыми одноразовыми подгузниками, контакт кожи ребенка с мочой неизбежен. А значит, надо подумать о предотвращении опрелостей .

У многих малышей от рождения очень длинные ногти. И поскольку руками они размахивают без цели и надобности, эти острые коготки любят оставлять следы на нежной коже лица. В самом начале на ручки ребенка можно надеть царапки, но вскоре вам придется освоить технику
подстригания ногтей :

Особенность новорожденных, которой нет у других детей – это пупочная ранка . Иногда случается, что от небрежного ухода за ней появляется инфекция и ребенок может даже заболеть. Поэтому очень важно правильно ее обрабатывать.

Даже для тех малышей, которые родились абсолютно здоровыми, на первое время нужна детская аптечка. В нее войдут как средства для ухода за пупком, так и некоторые другие на всякий случай.

Уже в первые дни после выписки из роддома, даже если на улице дождь, с малышом необходимо гулять . Начинайте с недолгих вылазок на 20–30 минут, можно два раза в день.

Под вечер, после заката солнца, малыша можно бы и искупать. Хотя новорожденные еще не бегают по закоулкам вашего двора и не собирают на себя всю пыль из-под кровати, купать их можно просто для удовольствия, успокоения и ради раннего приучения к воде.

Ну вот, пожалуй, и все. Наступил вечер и малыша надо укладывать на ночной сон. Как это делать, оставлять ли его одного кроватке или класть с собой, а также как сделать спокойными ваши ночи – в разделе Детский сон .

Кормление новорожденного

Кормление ребенка – это отдельный огромный камень в фундаменте жизни вашего крохи. Поэтому мы выделили его в особый раздел.

Первое, что беспокоит молодых мам – как правильно прикладывать малыша к груди. Правильная техника поможет избежать трещин сосков и других проблем с грудью.

Многие мамы, которые выбрали себе для руководства свою маму или бабушку, встают перед проблемой —
кормить ребенка по требованию или по расписанию?
А также: сцеживать остатки молока после кормления или нет?

А у тех, у кого молока слишком много, так что ребенок не успевает высасывать, в первые дни может начаться боль в груди
и припухлость – лактостаз . Тут на подмогу может прийти
ручной или электрический .

И почти все боятся, как же малыш будет расти, когда он почти все, что съел, срыгивает?

Большинство молодых мам обладают достаточным здоровьем, чтобы кормить своего малыша грудью. Но если у нее по какой-то причине пропало молоко, ребенка приходится переводить на

Ребенок, мальчик или девочка, – это радость в доме. Но первые дни, следующие за выпиской из родильного дома, превращаются для молодых мамочек если не в кошмар, то в очень сложный период жизни, так как трудно сразу правильно взяться за вопящий маленький комочек жизни.

У любой женщины есть инстинкт и интуиция, которые помогут ей совладать с собой и взяться за дело. Есть и опытные родственницы, готовые помочь заниматься мальчиком или девчушкой. Если же нет, описанные ниже основные моменты пояснят, что нужно знать матери о ребенке первых дней жизни. Можно также посмотреть видео по самым важным аспектам ухода за малышом.

Появление новорожденного в доме - серьезная ответственность, большая часть которой приходится на молодую маму. Ей жизненно необходимая достоверная и полная информация об уходе за малышом

С чего начинается уход за новорожденным?

С гигиены малыша, его кормления и режима отдыха. Гигиена – немаловажный фактор обеспечивающий здоровье растущего организма, особенно важен он в первые дни его жизни. Как правильно купать новорожденного (подробнее в статье: )? С какого возраста ребенка разрешены банные процедуры?

Купать начинают малыша ориентировочно на 5 сутки после рождения. Это связано с тем, что у большого числа детей к этому сроку мумифицируется и отпадает пупочная культя (остаток пуповины, пережатый специальной прищепкой-зажимом). Срок отпадания культи составляет от 3 до 10 дней. В норме, если пуповина толста и широкая, культя может держаться до 2-х недель. Что же, ребенка не купать все это время? Врачи рекомендуют влажные обтирания.

Когда пупочный остаток отделится и вплоть до заживления пупочной ранки, ребенка рекомендуют купать в кипяченой воде. Есть и другое мнение: ряд специалистов считает, что достаточно добавить в воду из-под крана слабоконцентрированный раствор марганца и тщательно обрабатывать пупочную ранку после процедуры.

Отвары и экстракты трав до заживления пупочной ранки не добавляют. В дальнейшем купать младенца в отварах трав можно по согласованию с педиатром (рекомендуем прочитать: ).

Что потребуется для купания?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Уход за младенцем - дело хлопотное, но приятное. Для ребенка лучше приобрести персональную специальную детскую ванночку (рекомендуем прочитать: ). Это и гигиеничнее, и нет риска испугать малыша погружением в большую ванну.


Если родители информационно подготовлены, то купание младенца может стать настоящим удовольствием для всей семьи. Лучшим резервуаром станет специальная детская ванночка

Что еще следует приобрести:

  • термометр;
  • полотенце (мягкое);
  • марганец;
  • ватные палочки;
  • перекись водорода;
  • раствор бриллиантового зеленого (зеленки).

Температура воды должна быть в пределах 36,6-37 С. Для ее определения и служит термометр (рекомендуем прочитать: ). Если по какой-то причине мама не успела приобрести термометр, температуру воды можно определить, наливая тонкую струйку на тыльную сторону предплечья ближе к локтевому сгибу. Температура воды должна близкой к температуре тела.

Купая малыша, следует за ним внимательно наблюдать. Терморегуляция новорожденного не так совершенна, как у взрослого человека. Поэтому он легко может переохладиться или перегреться. Если кожа ребенка бледная и носогубный треугольник слегка посинел – крохе холодно, если его кожа становится красноватой, он перегревается. В таком случае нужно изменить температуру воды в нужную сторону.

Принципы рационального грудного вскармливания

  • правильно давать сосок ребенку;
  • следовать правилу – одно кормление одна грудь (если выработка молока идет в достаточном количестве);
  • не сцеживаться или делать это по необходимости (в случае лактостаза - застоя «дальнего» молока, которое ребенок первых дней жизни еще не в силах высосать, или длительного отсутствия матери);
  • правильно ухаживать за грудью.

Не каждый ребенок срезу после рождения сам может правильно взять грудь, и не каждая мама может ее правильно предложить. Из-за этого могут быть как проблемы с кормлением, так и повреждения сосков мамы деснами новорожденного.

Когда ребенок широко открывает ротик, нужно так подать сосок, чтобы он захватил не только его, но и прилежащие ткани (окрашенная область вокруг соска, называемая альвеолой). Альвеола практически полностью должна находиться во рту ребенка и лишь слегка выглядывать сверху. Лучше посмотреть весь процесс на видео.

Если молока достаточно, современная педиатрия рекомендует кормить новорожденного по требованию, особенно в первые дни после родов. Таким образом, кроха не только кушает, но и общается с мамой, а также стимулирует выработку молока молочными железами.


Кормление малыша - целое искусство, в котором должно быть полное интуитивное взаимопонимание с младенцем. Если что-то идет не так, лучше посмотреть видео более опытных мамочек, где они рассказывают о своих секретах

В правильный уход входит обработка соска (до и поле кормления нужно обмывать грудь чистой водой), использование средств, прописанных врачом, в случае возникновения трещин, и ношение специального бюстгальтера из натуральных материалов.

Бюстгальтер не должен быть тесным, хорошо держать грудь, иметь широкие лямки. Лучше приобрести специальный бюстгальтер. Это позволит быстро сменить вкладку, пропитанную молоком, обработать грудь и покормить новорожденного.

Правильное отношение к молочным железам и гигиена груди позволит мамочке сохранить ее красоту, в том числе форму, по прекращении кормления. Посмотреть процесс ухода можно также на видео.

Пеленки или распашонки?

Выбор одежды для ребенка после роддома, наверное, - один из самых спорных вопросов. Раньше рекомендовалось тугое пеленание, на сегодняшний день мнения разделись: ряд специалистов рекомендуют все-таки пеленать малыша, другие советуют ползунки и распашонки.

Если мама выберет пеленание, то новорожденного не следует как слишком затягивать в пеленки, делая из ребенка «солдатика», так и слишком тепло его укрывать. Младенцы плохо переносят перегрев.

Как правильно запеленать ребенка, стоит посмотреть на видео:

Если мамочка выбирает свободную одежду для ребенка, надевать нужно распашонки с закрытыми кистями рук или купить крохе царапки. Это убережет малыша от нанесения себе повреждений. Если малыш спит очень беспокойно или будит себя, в этом случае пеленание может решить проблему.

Надевать ли чепчик ребенку сразу после выписки из роддома (подробнее в статье: )? Если в помещении, где находится малыш, нет сквозняков, соблюдается температурный режим и ребенок здоров, этого делать не нужно. Исключением может стать время после мытья крохи.

Независимо от того, предпочитает ли мама пеленание или ползунки и распашонки, ребенку понадобятся подгузники. Лучше покупать качественные, «дышащие». Это снижает риск развития пеленочного дерматита. На прогулки можно использовать одноразовые подгузники. Дома же лучше многоразовые марлевые. Особенно это актуально для мальчиков.


Использование подгузников сейчас одобряется всеми докторами, ведь это естественный прогресс. Однако увлекаться ими тоже не стоит - дома лучше обходиться пеленками или многоразовыми подгузниками

Если малыш оказался мальчиком, акт мочеиспускания в первые дни и даже недели жизни может быть для него болезненным. У многих мальчиков бывает врожденный фимоз (сужение крайней плоти), дополнительное воздействие многоразового подгузника усугубляет неприятные ощущения. Туго закрепленный или переполненный памперс может оказывать механическое воздействие на пенис, тем самым причиняя неприятные ощущения.

Любой ребенок (как мальчик, так и девочка) не умеют еще до конца расслабиться при мочеиспускании, что делает сам процесс неприятным, а давление памперса на пенис ухудшает ситуацию.

Как маме ухаживать за собой после родов?

Важно, чтобы мамочка правильно занималась не только малышом, но и собой. Прежде всего, это правильное питание. Не стоит употреблять газированные напитки, бобовые и другие продукты, приводящие к вздутию живота. Не стоит кушать сладости по многим причинам: например, такая пища способствует росту дрожжевых грибков в половых путях матери. Готовить еду нужно на пару.

Способ ухода за малышом, как и способ решения многих проблем, связанных с его здоровьем, зависит от позиции, занимаемой родителями относительно ребенка, и от их взглядов на его изначальные возможности и потребности. Ранее мы попытались показать, что младенец - существо чрезвычайно сильное, обладающее значительными адаптивными возможностями. Традиционный медицинский подход, напротив, предполагает отношение к ребенку как к существу слабому и неприспособленному. Отсюда различные цели и методы обращения с ним.

Прежде всего нам хотелось бы развеять устоявшийся миф о первом годе жизни ребенка как о самом тяжелом для родителей. Все зависит от вашего отношения и от того, какой путь вы выбираете. Если вы полны страхов, если вы не верите в силу и возможности своего малыша и в себя как компетентного родителя, если вы хотите делать все “правильно” в соответствии со стандартными рекомендациями, чтобы уберечь его от многочисленных вредностей нашего мира, то да, это гарантия, что вам придется потрудиться и попереживать.

Мы же исходим из того, что родительство - не тяжкий труд, а естественный процесс, приносящий удовлетворение и радость. Радость роста, поскольку вы растете вместе с вашим малышом, преодолевая с ним трудности и неудачи, победы и достижения. Он часть вас. Неужели вы хотите, чтобы эта часть была тяжкой ношей? Стоит ли строить из себя героев? Радуйтесь жизни и делайте так, чтобы эта радость была присуща ребенку. Можете себе представить туго спеленутого малыша, оторванного от груди через положенные пятнадцать минут - “чтобы не переел”, и при этом улыбающегося?

“Сознательное родительство” предполагает, чтобы все действия родителей по отношению к своему ребенку были осмысленными. Если вы что-то предпринимаете, то необходимо понимать, зачем вы это делаете.

Нужно научиться задавать себе этот вопрос. Проделайте следующее. Напишите список всего, что вы собираетесь предпринять в отношении ребенка. Как за ним ухаживать, как кормить грудью, когда и как начинать делать те или иные закаливающие процедуры и т.д. Попытайтесь проанализировать каждый пункт. Каков его источник? Почему и зачем именно так, а не иначе? Если вы не знаете ответа, попытайтесь его найти или подумайте сами. Проделайте это со списком обычных медицинских рекомендаций.

Вы обнаружите, что ваши “почему” и “зачем” растут в количестве без всяких ответов. Зачем нужно пеленать ребенка? Почему в первые дни ему не хватает материнского молозива и его нужно докармливать? Почему в год его нужно отлучить от груди? Почему закаливание водой нужно начинать в 2 или в 3 месяца? Почему температуру воды нужно снижать на 1-2 градуса в неделю? и т.д. и т.п.

Постарайтесь оставить в списке лишь то, что вы понимаете, что не кажется вам лишенным здравого смысла. Если вы вчем-то сомневаетесь, используйте правило - не делай другим то, чего не желаешь себе.
Положение ребеночка во сне: мы уже говорили о необходимости отказаться от вредной практики пеленания. Тогда как же ребенок должен спать? Ведь он совершает непроизвольные движения, иногда ударяя себя по лицу, может расцарапать кожу, или просто сосет палец .

Выход из положения удивительно прост: положите его на животик. Непривычно? Страшно? Давайте подумаем.

Видели ли вы когда-нибудь новорожденного детеныша какого-либо животного, спящего на спине? Это бывает исключительно редко, и только когда он прижимается к матери. Поэтому логичнее задать вопрос: почему мы кладем младенцев на спину?

Хотя здесь все просто: запеленутый и обездвиженный ребенок, да еще лицом вниз - это уж слишком! Кроме того, маме все время хочется видеть личико своего чада.

Понаблюдаем за только что родившимся ребенком. Какое положение он стремится принять? То, в котором пребывал в утробе матери. Ручки и ножки сгибаются, он как бы собирается в комочек.

Это соответствует естественному для этого периода мышечному тонусу. Эта поза обеспечивает ему комфорт. Лежа на животике такое положение принять легче всего.

Тенденция принимать это положение сохраняется очень долго. Обычно родители отмечают, что как только ребенка перестают пеленать и он может самостоятельно поворачиваться, эта поза становится для него излюбленной.

В позиции на спине возникают растягивающие напряжения - ребенок стремится задрать ноги вверх. Пеленание еще более усиливает это напряжение. Ребенок сам начинает распрямлять ноги лишь с ослаблением тонуса.

Замечено, что в положении на животе лучше идут процессы пищеварения. Иногда после недель мучений колики, “газики” и запоры проходят за 2-3 дня, стоит лишь начать укладывать ребенка спать в таком положении. В этой позиции существенно облегчается опорожнение кишечника.

У детей, проводящих все время на спине, уже через неделю после рождения заметна вялость внутренних органов, сниженная способность производить тепло.

Положение на животе вообще позволяет ребенку лучше сохранять тепло. Положение же на спине увеличивает поверхность теплоотдачи. Особенно это усугубляется насильственным вытягиванием ножек при пеленании.

Таким образом, можно сказать, что положение на спине не физиологично.
Одежда:
Наверняка вы не раз видели удивительную картину и, может быть, не задумывались над ее нелогичностью и парадоксальностью.

Весна, ярко светит солнце, снег давно сошел, на улице просто жарко. Мама и папа прогуливаются со своим маленьким ребенком, который лежит в коляске и спит. Папа в спортивном костюме, мама в достаточно легком платье. Ребенок же закутан в ватное одеяло, перепоясанное красивой ленточкой. Прекрасно упакованная игрушка…

Вообще же сегодня грудной, и в особенности новорожденный, ребенок просто не мыслится без “упаковки” даже в домашних условиях. Такая “упаковка” превратилась в ритуал, осуществляемый матерью по нескольку раз в день, благодаря чему кожа малыша может хоть на короткие промежутки времени ощутить свежий воздух (а моменты купания должны показаться неописуемо блаженными).

Гигиена и окружающая среда: преследует цель обеспечения внешних и внутренних условий, благоприятных для организма. Гигиеной мы создаем такие условия, при которых вредоносные для нас факторы не превышали бы некоторого безопасного уровня.

Гигиенические действия совершают даже животные. Они вычищают норы, облизывают свою шерсть, купаются в водоемах.

Во многом неестественные условия нашей жизни (большая плотность проживания людей, массовое производство продуктов питания и т.д.) требуют и особых гигиенических мероприятий.

Однако характерная особенность сегодняшней жизни - это страх перед окружающими нас болезнетворными и вредными факторами, вызываемый воспитываемой с первых дней жизни установкой: мир полон опасностей, он постоянно чем-то нам угрожает. И, конечно же, наибольшей опасности подвергаются новорожденные и грудные дети.

Да, действительно, опасностей вокруг нас немало. От каких-то мы должны себя ограждать, другие преодолевать своей внутренней силой и знанием. Но все чаще опасным считается то, что таковым не является. Многочисленные “нельзя” относительно новорожденных и грудных детей предполагают защиту их от этого опасного мира. Не закладывает ли это также с самого раннего детства психологию отчуждения от природы и страха перед ней, порождая стратегию выживания и агрессивного ее “покорения”? И одновременно стратегию методического самоуничтожения в виде вредных привычек и отравления среды своего собственного обитания?

Именно факторы, созданные человеком в процессе его деятельности, наиболее опасны для детей. Это загрязненность воздуха выхлопными газами и выбросами предприятий, загрязненность воды, особенно соединениями тяжелых металлов, повышенная радиация, наличие в пище различных искусственных химических соединений, используемых при производстве продуктов питания, большое количество нитратов в овощах и фруктах и т.д. К этим факторам дети не приспособлены эволюционно и, сталкиваясь с ними, часто проявляют повышенную реактивность организма. От этих факторов малыша нужно стараться оберегать.

Однако беда в том, что в должной мере это практически невозможно. Единственным средством защиты ребенка остается повышение его внутренних резервов, достигаемое максимальным созданием естественных условий развития, физической культурой и закаливанием. Экология сегодняшних больших городов такова, что без этого просто невозможно, чтобы ребенок был здоров. Это нужно понять родителям, испытывающим страх перед холодной водой и физическими нагрузками.

Часто можно слышать, что ребенок, мол, сам привыкает, адаптируется к этим вредным факторам и становится к ним менее восприимчивым. Это не совсем так. Ребенок действительно адаптируется и с возрастом перестает проявлять бурные реакции организма. Но эти воздействия носят характер патологических стрессоров, и малыш расплачивается за адаптацию к ним снижением своих внутренних резервов и, как следствие, болезнями.

Вот по отношению к подобным факторам мы должны соблюдать “тепличность” в первое время жизни. Гуляйте с ребенком вдали от шоссе и заводов, лучше в парках или в лесу. Закрывайте окна и форточки, почувствовав нехорошие запахи. Кормящей матери следует избегать продуктов с химическими добавками и нитратами. Воду для питья отстаивайте в банке около суток. Избегайте контакта малыша с бытовыми химическими веществами.

Но “тепличные” условия относительно естественных природных факторов, вызывающих физиологический стресс, приводят только к ослаблению организма и неспособности его противостоять вредным продуктам нашей цивилизации.

С самого раннего детства нас учили: микробы вызывают болезни. А кто нас учит, что они нас защищают и помогают нам? Они помогают переваривать пищу. Они живут на нашей коже, образуя мощный слой обороны, не пуская к нам “чужаков”, могущих оказаться опасными. Нет, мы усваиваем только одну сторону: микробы опасны, и делаем все, чтобы их не было.

Но самое страшное то, что мы их боимся. А между тем ученые давно доказали, что состояние страха значительно снижает иммунитет. И тогда даже свои, “родные” микробы могут оказаться опасными.

Родители, боящиеся за ребенка, передают ему свое состояние, тем самым ослабляя его организм. Так кто в этом случае более опасен - родители или микробы?

Поэтому мы еще раз вынуждены повторить: не бойтесь! Относитесь к микробам как к друзьям, помощникам и защитникам. Даже если ваш ребенок заболел, относитесь к его болезни как к процессу, в котором его организм вырабатывает против нее иммунитет. Не бойтесь микробов, но при этом соблюдайте чистоту. “Чистота - залог здоровья”, - этот лозунг мы очень любим повторять. Но чем меньше ребенок, тем больше страхов, и тем больше “чистота” стала пониматься в отношении новорожденных и грудных детей как синоним “стерильности”. Поэтому весьма уместно уточнение Б.П.Никитина: “Чистота, но не стерильность”.

Очень часто квартира, где появляется новорожденный младенец, начинает напоминать огромный стерилизатор. Чуть ли не круглые сутки что-то кипятится, проглаживается и дезинфицируется. Ребенок же самым тщательным образом оберегается от всяких “нежелательных” контактов с окружающим. Жаль только, что нельзя “продезинфицировать” самого ребенка.

Следует понять, что живущие в нас и на нас микробы и вирусы являются одним из факторов, которые заставляют работать нашу иммунную систему. В стерильной обстановке она детренируется, и встреча даже с самыми безобидными в обычных условиях бактериями может обернуться болезнью.

С самых первых моментов после рождения микробы заселяют кожу ребенка (или, как говорят медики, “обсеменяют” его) и его слизистые оболочки. С первыми кормлениями он приобретает кишечную флору. Все это естественно, нормально и предусмотрено природой. Следует, однако, оговориться, что лучше, если эти микробы будут домашними, “своими”. (В родильном же доме, являющемся источником разнообразных инфекций, матери следует чаще контактировать с малышом кожа-к-коже, создавая ему такую же флору, как у себя).

Не бойтесь пускать ребенка ползать на пол. Не замыкайте его в специальной клетке-манеже. Не бойтесь, если он что-то потянет в рот. Это для него - способ почувствовать форму и качества исследуемого предмета. Главное, чтобы все было просто чисто. Следует помнить, что слюна обладает достаточно сильным бактерицидным действием (вспомните зализывание ран животными). Запрещая ребенку засовывать в рот игрушку, мы не только лишаем его одного из способов восприятия, но и не даем развиться бактерицидным свойствам слюны.

“Стерилизация” новорожденного и его непосредственной среды - пеленок, распашонок (не говоря уже о бутылочках и сосках) - также превратилась сегодня в длительные ритуалы. Они стоят того, чтобы привести их подробно.

“Ежедневный туалет ребенка лучше всего делать утром после кормления, когда мать уже умылась, оделась и позавтракала. При этом следует развернуть и раздеть ребенка, тщательно осмотреть кожу, подмышечные впадины, складки в паховой области и т.д., проверить, нет ли опрелостей и красноты. Все эти места нужно смазать простерилизованным растительным маслом. Обычно смазывают маслом и складки шеи, так как там тоже иногда образуется опрелость. Лицо и руки ребенка моют кипяченой водой. Глаза протирают ватным шариком, смоченным либо кипяченой водой, либо раствором борной кислоты…, проводя ватой от наружного угла глаза к носу. Для каждого глаза должен быть отдельный ватный шарик. Нос обычно прочищают ватным жгутиком…, смоченным вазелиновым маслом или кипяченой водой. Ушные раковины по мере надобности прочищают жгутиком из ваты…

Руки ребенка осматривают каждый день. Ногти на руках и ногах надо стричь 1 раз в 5 дней… Ножницы для этого должны быть всегда чистыми… Предварительно их либо кипятят, либо протирают спиртом или одеколоном”2.

“Накопившееся за день грязное белье простирывают и кипятят, а если нет возможности прокипятить, то ошпаривают кипятком”3.

Ну, и конечно же: “Мыть ребенка с мылом надо 2-3 раза в неделю”4.

Начнем с ежедневного туалета. Если кожа вашего ребенка постоянно дышит, если он не знает, что такое пеленание, вам едва ли придется бороться с опрелостями. Опрелость - признак неправильного содержания ребенка в неестественных для организма условиях. А зачем лезть в каждое отверстие его тела и умывать его кипяченой водой? Не проще ли каждый день купать?

Если в этом нет необходимости, не лезьте в ребенка! Он в этом совершенно не нуждается. Протирайте глаза только при признаках конъюнктивита. Если у ребенка в носу сопли и ему трудно дышать, отсосите их маленьким баллончиком для клизмы или просто ртом.

Что же касается ушей, то здесь будьте особенно осторожны. Удаление естественного защитного слоя из уха может привести к его вослалению, особенно после купания или прогулки. Чаще всего дети вообще не требуют чистки ушей.

Если ваш малыш здоров и ему не нужны специальные мероприятия - не насилуйте его подобными процедурами.

Кипячение детского белья и, как это обычно принято, проглаживание с двух сторон - это процесс стерилизации. Кроме того, проглаживание электроутюгом образует на ткани слой положительных ионов, вредно влияющих на здоровье. Это приводит к тому, что кожная флора ребенка обедняется, разрушается его естественный защитный барьер, состояние самой кожи заметно ухудшается. Конечно, приятно посмотреть на стопочку проглаженных и аккуратно сложенных пеленок. Но не важнее ли здоровье?

Просто стирайте пеленки и сушите. Не тратьте свои силы и время во вред ребенку.

Теперь о мытье ребенка. Где он успевает набрать на себя столько грязи, что требуется мыть его с мылом 2-3 раза в неделю? Вывод напрашивается сам собой - это опять стерилизация.

Дадим парадоксальный, на первый взгляд, совет: не мойте ребенка с мылом вообще, если только он в чем-то не испачкался! Просто каждый день купайте его в воде. Состояние его кожи всегда будет хорошим. Мыло, даже самое мягкое, сильно сушит кожу ребенка, уничтожая защитный жировой слой и микрофлору.

Для ребенка мытье с мылом (помимо рук перед едой) обычно требуется не раньше, чем с полутора лет, но тоже не слишком часто. Однако не забывайте: купание или душ по возможности каждый день.

Совершенно очевидно, что лучший способ укрепить здоровье - усилить естественный иммунитет, естественную способность противостоять болезни. Средства для этого также достаточно очевидны: естественный образ жизни, физическая культура и закаливание, а также повышение уровня cанитарии и гигиены.

Мы затронули выше лишь самые принципиальные, на наш взгляд, моменты, сюзанные с естественным взращиванием малыша, не ставя задачу в подробностях описывать все возникающие вопросы и нюансы. В этом нет необходимости. Еще раз отметим, что родительство нельзя свести к списку рекомендаций. Главное - усвоить основные принципы. А дальше - ваше творчество.

Когда в семье появляется долгожданный малыш, вся жизнь кардинально меняется. Будущие мамы и папы ждут этого момента с нетерпением, но в тоже время опасаются ответственности, которую они вскоре понесут за маленького человечка. Многие молодые мамочки постоянно терзают себя бесконечными вопросами: «Почему мой кроха часто плачет? Вдруг я делаю что-то не так? Что, если малыш не наедается (не высыпается)? Попробуем разобраться в некоторых из них.

Основное о чём стоит подумать мамочкам – это то, что дети, в особенности груднички, очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние своего родного человека. Поэтому старайтесь всегда быть в хорошем настроении, улыбайтесь крохе, кормите и переодевайте его с радостью. И, конечно, хорошо питайтесь и больше отдыхайте, ведь всех домашних дел не переделаешь. Делайте только то, что считаете самым важным и не стесняйтесь просить помощи у родственников и друзей. Позже у малыша выработается режим сна и бодрствования, и вы станете всё успевать. Психологический аспект играет не маловажную роль. Настройте себя, что вы самая хорошая мама, у вас всё удаётся, а ваш ребенок здоров и счастлив.

Не стоит волноваться, что ваш кроха мало кушает. Если ребенок бодр и весел, не плачет во время кормления, кушает с удовольствием, то значит питания ему вполне достаточно. Взвешивать ребенка несколько раз в день и вводить прикорм раньше времени не стоит. Как и не следует чётко сравнивать вес и рост малыша с нормами и стандартами. Все детки развиваются по своему индивидуальному графику. Если же причины для волнения всё же есть, стоит проконсультироваться с участковым педиатром.

Что касается плача – то это процесс естественный. Причин для этого может быть масса. Крохе может быть жарко, он проголодался или испугался чего-то. Всегда нужно постараться определить причину такого поведения. Возможно дело в детских «коликах»- процессе, когда газики скапливаются в кишечнике. Вы можете помочь малышу, аккуратно массируя и согревая его животик.

К врачу стоит обратиться в случае, когда ребёнок часто и долго плачет, причём регулярно переходит на крик, отказывается от еды. Специалист, вероятно, посоветует вам пить фиточай с «антиколиковым» эффектом для кормящих матерей или выпишет другие препараты.

Не стоит также создавать ребёнку стерильные условия проживания. Это не значит, что упавшую соску можно поднимать с пола и снова давать малышу. Конечно, правила гигиены стоит соблюдать, но в разумных пределах. Проветривайте помещение, где малыш играет и спит, чаще. Регулярно обдавайте бутылочки и соски кипятком, мойте игрушки и руки карапуза с мылом. Ограничивать контакт крохи со здоровыми людьми также не стоит. Обнимайте сыночка или дочку несколько раз в день, говорите, как сильно его любите, и ваш ребенок будет счастлив, спокоен и весел, а все ваши переживания останутся в прошлом.

www.baby.ru

Занятия с новорожденным

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение

первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского

организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести

себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды

активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,

редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с

новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая

возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.

Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите

малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно

Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали

на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,

что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский

рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать

вялым и апатичным.

Меняйте положение ребенка

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он

какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в

разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.

Детский календарь

Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и

карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего

Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом

Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в

состоянии выразить свою радость.

Не бойтесь избаловать ребенка

Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу

достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам

лишний раз.

Обращайтесь с малышом бережно

Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,

надежном автомобиле.

Время игр

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку

В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он

остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у

ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся

музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед

Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им

из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит

взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык

Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те

высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Повесьте колокольчик

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он

двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое

увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то

сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым

он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько

пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала

сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что

звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами

источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих

горошин, получится отличная погремушка.)

Осязание

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их

пальчиками.

Упражнения

Упражнения для ног

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или

манежа вполне подойдет). Позволь-

те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет

плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления

Сохраняйте хорошее настроение

Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь

делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.

Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не

делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,

чтобы не потерять доверие ребенка.

Протяните руку и дотроньтесь

Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,

тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными

прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,

отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде

чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,

ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему

нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.

Общение через прикосновения

После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или

растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,

спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в

хорошем расположении духа.

Пеленание/одевание

Поцелуи в животик

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках

и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать

части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует

вашу любовь.

Разденьте ребенка

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 - 25 градусов, он будет хорошо

себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и

ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха

Включите ребенку радио

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите

музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.

Запишите на пленку шум стиральной машины

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,

запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,

который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Дайте малышу музыкальную игрушку

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с

мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого

процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в

кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Используйте пустышку

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста

привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок

отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на

несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,

найдите другой способ.

Прогулка в коляске

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.

Постоянное движение поможет ему заснуть.

Игра теней

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий

свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих

предметов.

Пеленки и мягкие подушки

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать

в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или

обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые

можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены

специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского

сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в

утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

* Один месяц *

Мир ребенка

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между

новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих

отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится

более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою

реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается

координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные

образы и звуки.

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и

усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к

личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты

характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом

один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и

почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему

отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и

сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние

покоя и бодрости, утихомириться перед сном.

Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать

пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно

отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,

будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая

какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было

определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия

вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно

успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают

судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно

становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так

характерна для новорожденных, также пропадает.

Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это

способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он

без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.

Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг.

Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его,

прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш

ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая

малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его

головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно

передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые,

извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота

на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные

движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не

оставлять одного на столе или на другом высоком месте.

Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать

голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен

двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять

темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком

спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте

заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично

перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы

говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в

зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка

значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,

беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.

В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за

двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на

какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --

30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает

«гукать». Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс

называется «ознакомлением». Ребенок как будто бы говорит: «Да, теперь я

знаю, что это такое». Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,

покажете малышу другой, он повторит свои действия.

Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые

зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное

настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к

нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на

него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,

например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или

игрушку, которая может пищать.

В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и

услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на

колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному

реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а

свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную

индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако

лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему

узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,

включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или

возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или

двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или

нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители

знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и

укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от

голода, а когда его крик означает: «Ничего страшного не случилось. Просто я

хочу, чтобы меня приласкали».

У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный

блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и

после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим

резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,

чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно

ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать

и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня

бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и

начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв

на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и

уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.

Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует

ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в

доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время

покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,

что нижеперечис-

ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.

1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как

кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном

спокойном состоянии.

2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на

руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и

выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой

удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.

3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он

утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы

почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в

течение пяти минут.

4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом

случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую

музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.

5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.

Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять

их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.

6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,

обратитесь к детскому врачу.

Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее

он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру «один на

один»: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите

их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители

вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым

шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает

«гулить». Хотя его звуковой репертуар небогат и

ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом

полном смысле слова учится говорить.

Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со

своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и

округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он

может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка

запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый

взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,

который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,

лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с

ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у

взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что

сейчас в разговоре наступит пауза.

Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в

определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы

привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные

звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою

очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как

взгляд в сторону. Через несколько секунд «собеседники» снова смотрят друг на

друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в

вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие

и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком

Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте

его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с

Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда

можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

Папины игры

Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них

вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в

его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка

таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,

если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины

что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы

вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все

необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время

поездки.)

Время игр

«Кукла из тарелки»

Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и

прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на

расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш

начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Таблюдение за предметом

Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.

Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 - 30 сантиметров от

лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,

начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,

попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением

малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или

ему стало скучно.

Посмотри на меня

Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева

направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

Прыгающая игрушка

Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.

Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка

находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и

вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

Вид из кроватки

Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,

ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.

Двигающаяся игрушка

Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно

передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в

течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,

а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он

способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие

игрушки на бортики кроватки.

Восприятие звуков

Детские стихи

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.

Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,

например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...» или

придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте

Пинетки с колокольчиком

Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,

малыш будет слышать звон колокольчика.

Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно

передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать

зрение и слух.

Ощущения

Помассируйте малышу пальцы рук и ног

Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному

ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.

Развитие осязания

Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного

материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.

Легкое прикосновение

Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему

понравятся эти ласковые прикосновения.

Приятные запахи

Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как

одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу

Поможет в развитии его обоняния.

Упражнения

Поднимите и опустите руки малыша

Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и

опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При

этом напевайте какую-нибудь песенку.

Прогулка на велосипеде

Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя

движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:

«Мы едем, едем, едем в далекие края...»

Взгляд наверх

Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя

его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять

голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.

Посмотри на маму

Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на

спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,

чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления

Изменяйте положение ребенка

При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако

если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел

окружающие предметы под разными углами зрения.

Оберните детский рожок

Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть

малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в

магазине или сделать из носка яркой расцветки.

Яркое полотенце

Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое

цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от

времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид

яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите

кормление.

Время купания

Нежное прикосновение

Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую

колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и

почувствовать себя в безопасности.

Заверните ребенка

Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.

(Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: «Ку-ку».)

Время пеленания

Развлечение

Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. На

некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.

Подышите над руками и животиком ребенка

Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание

на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха

Развевающиеся ленты

Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте

их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический

вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно

понаблюдать за ними.

Непродолжительный отдых

Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.

Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на

грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь

довольны проведенным вместе временем.

www.baby.ru

Первый день дома. Первый день новорожденного ребенка после роддома:: уход за ребенком:: Мама.Ру

Первый день после роддома наедине с малышом часто оказывается для родителей очень сложным. Что делать с этим маленьким крошечным человечком? Как вообще взять его, чтобы чего-нибудь не сломать?

На самом деле, все совсем не сложно. В любом случае нужен опыт. Гораздо легче приходится тем молодым мамам, которые в роддоме лежали вместе со своим малышом, за это время (4–5 дней) можно многому научиться. Поэтому не стесняйтесь приставать с вопросами к акушеркам. Так вы будете чувствовать себя дома гораздо увереннее.

Новорожденному малышу надо не так уж и много. Да, он еще ничего не умеет делать сам, ему во всем нужна ваша помощь, но помощь эта вполне посильная, если правильно все организовать. Ребенок после роддома – что ему нужно? Итак, приступим.

Уход за новорожденным ребенком в первые дни

В первые дни и месяцы жизни малышу очень важно как можно больше находиться на руках у мамы. Но очень многие боятся брать малыша, как бы чего ему не сломать. Вот как правильно это делать:

mama.ru

Примерный режим дня в 1 месяц

Основные задачи малыша в первый месяц – спать, кушать, устанавливать контакт с родителями посредством агуканья и первых улыбок (См статьи о том когда ребенок начинает агукать и когда начинает осознанно улыбаться ). Установленный распорядок дня позволит новорожденному заранее знать, что его ждёт, и подготовиться к этому. Кроме того, малыш, живущий по определённому режиму дня и питания, быстрее привыкает к биологическим ритмам и не путает дневное и ночное время.

Наблюдения психологов показывают, что дети, чей режим дня был соблюдён по всем правилам, вырастают более дисциплинированными, собранными и уверенными в себе.

Остановимся подробнее на основных моментах режима дня ребёнка в первый месяц.

Сон

В первые 2 недели жизни грудной малыш спит практически всё время (около 18-20 часов в сутки ), просыпаясь только для того, чтобы покушать. На 3-4 неделе период, когда малыш не спит, становится более продолжительным. Во время бодрствования ребёнок не только кушает, но и начинает познавать окружающий мир: подолгу рассматривает яркие, крупные, привлекающие внимание предметы, реагируют на голос мамы, прислушивается к окружающим звукам.

Полезное видео: сколько должен спать ребенок

Подробно по теме сна: сколько времени спит новорожденный ребенок

Питание

Несколько лет назад молодые мамы внимали советам врачей, которые рекомендовали кормить новорождённого строго по расписанию. При таком подходе кормление осуществляется через каждые 3 часа. Некоторые специалисты до сих пор придерживаются этого правила.

Однако лучшим вариантом считается кормление ребёнка по требованию. Особенно это касается первых месяцев жизни малыша, когда питание является для него главной потребностью.

Читаем подробную статью: кормление по требованию или режиму (плюсы и минусы)

По статистике, большинство новорождённых нуждаются в 6-8 кормлениях в сутки. Но стоит заметить, что количество приёма молока (будь то грудное молоко или искусственная молочная смесь) зависит от индивидуальных потребностей, так же как и потребляемый за один раз объём. В норме малыши в 1 месяц после рождения должны выпивать от 50 до 90 мл молока или детской молочной смеси. Многие мамочки следуют такому правилу в кормлении: предлагают грудь или бутылочку, пока малыш не наестся.

Смотри статью: сколько молока или смеси должен съедать новорожденный

Следует учитывать, что новорождённый, находящийся на искусственном вскармливании, может потреблять меньше молока, чем младенцы на грудном вскармливании. Это связано с насыщенностью молочных смесей различными жирными кислотами и микроэлементами. Таким образом, «искусственникам» достаточно небольшого количества смеси, чтобы утолить чувство голода. Соответственно, и промежутки между кормлениями должны быть несколько больше, чтобы желудочно-кишечный тракт ребёнка успел переварить и усвоить молочную смесь.

Важный момент при организации режима питания – не допустить перекармливания . Так как в подобных случаях могут возникнуть проблемы с пищеварением, колики, частые срыгивания, запоры.

Купание

В 1 месяц своей жизни младенец знакомится с ещё одной важной процедурой – купанием. Режим купания также следует организовывать, начиная с первых дней жизни. Купать ребёнка лучше в вечернее время - непосредственно перед кормлением и сном .

Новорождённого следует купать в отведённой только для этой цели ванночке. Мамы обязательно должны следить за температурой воды для купания (оптимальной температурой считается 36-37 градусов ). Для этого можно воспользоваться специальным термометром. Спустя некоторое время родители научатся определять температуру воды для купания младенца по собственным ощущениям.

По теме купания:

  • Как выбрать ванночку

Прогулки

Прогулки для малыша первого месяца играют немаловажную роль. Во-первых, новорождённому полезно дышать свежим воздухом. Во-вторых, в весеннее-летний период врачи советуют ненадолго подставлять личико ребёнка под солнечные лучи, что способствует выработке в организме витамина D и препятствует рахиту (в жаркие дни подставлять ребёнка под прямые солнечные лучи нельзя во избежание ожогов! ). В-третьих, на свежем воздухе дети крепче спят.

Тем не менее, следует придерживаться некоторых правил, прежде чем отправиться гулять с малышом:

  • По советам детских врачей, начинать прогулки можно тогда, когда малышу исполнится 10 дней (это относится к здоровым, рождённым в срок детям);
  • Время прогулок в зимнее время составляет около 10 минут (температура воздуха не должна быть ниже -10 градусов), в летнее – 20 минут (температура воздуха – не более 25-30 градусов).

Массаж и гимнастика

В те моменты, когда новорождённый бодрствует, мамочке нужно найти время для массажа и гимнастики.

Под массажем следует понимать ласковые и бережные поглаживания по спинке, ручкам и ножкам ребёнка, а также круговые движения по часовой стрелки в области живота (для профилактики колик и запоров).

Гимнастика новорождённого заключается в выполнении простейших движений: аккуратные сгибания ножек и ручек. Можно также вставить большой палец руки в ладони малыша и после того, как он ухватится, легонько приподнимать. Новорождённые, как правило, очень любят такое упражнение и сами начинают «подтягиваться».

Мамы должны знать, что массаж и гимнастику желательно проводить за 30 минут до кормления . Перед ночным сном не рекомендуется выполнять упражнения и массаж.

По теме массажа:

razvitie-krohi.ru

Новорожденный после выписки: как за ним ухаживать

Темы: Новорожденные | Метки: выписка новорожденного, Новорожденные, Новорожденный после выписки, уход за кожей новорожденного

На сайте для мам supermams.ru говорят, что самое сложное для молодой мамы происходит в первые дни после выписки из роддома . Молодые мамы часто теряются, оставшись дома с ребенком один на один, не знают, как правильно взять его на руки, как за ним ухаживать и что с ним делать.

Новорожденный после выписки постепенно привыкает к новой обстановке, к маме, к папе. Поэтому вы должны быть предельно внимательны и наблюдательны , чтобы научиться понимать, когда малыш хочет кушать, когда у него крутит животик, когда плачет от того, что не может покакать.

В течение первых трех дней после выписки к вам домой придет участковый детский врач и медсестра. Они осмотрят ребенка и поставят его на учет в детской поликлинике, ответят на все ваши вопросы и дадут рекомендации по уходу за ним.

Детская комната

Еще до рождения малыша стоит обустроить детскую комнату или место в своей комнате, если не хотите оставлять его одного на ночь. Кроватку лучше поставить в глухой угол без окна, чтобы не было сквозняков, чтобы малышу не мешало спать солнце днем и луна ночью.

Сделайте над кроваткой балдахин, если его не было при покупке, чтобы вы могли прикрыть кроватку от общего освещения в комнате. Рядом разместите пеленальный столик или широкий комод, крышку которого застелите байковым одеялом, сложенным в несколько слоев.

В ящиках комода разместите все вещи для новорожденного. Здесь же рядом должна быть тумбочка или столик с детскими принадлежностями: бутылочками, сосками, детской аптечкой, салфетками и другими необходимыми вещами первой необходимости.

Тепло маминых рук

Не бойтесь брать ребенка на руки, делайте это уверенно, ведь он чувствует ваше волнение. Держите малыша двумя руками, придерживая головку. В первые дни после выписки новорожденного можете пеленать перед кормлением и после купания, так вам легче будет справиться с этим подвижным комочком.

Не держите малыша на вытянутых руках, старайтесь прижать его к себе, близость маминого тела быстро успокаивает малыша и дает ему ощущение защищенности .

Новорожденный после выписки: как кормить?

В первые дни после возвращения домой из роддома малыша кормят по его требованию, пока у мамы не нормализуется лактация , и ребенок не приловчится правильно сосать грудь. Перед кормлением желательно дать малютке 1-2 кофейных ложечки кипяченой водички или несколько капель из чистой пипетки.

Прогулки новорожденного после выписки

В первую неделю обычно малыша не выносят на прогулку, особенно если выписка новорожденного зимой пришлась на морозные дни. Но можно выносить его на балкон и на лоджию на 5 минут 2-3 раза в день, одев по погоде и сезону.

Для прогулок можно приобрести «кенгурушку» или слинг, тогда ваши руки будут свободны, вы сможете проходить там, где не может проехать коляска и малыш будет спокоен, чувствуя вашу близость. Если роды пришлись на холодное время года, следует запастись теплым одеяльцем или конвертом. На сайте supermams.ru вы можете найти советы, как выбрать конверт для новорожденного.

Чистота – залог здоровья малыша

Купание – необходимый и ежедневный ритуал , чтобы у ребенка не появились опрелости и раздражения. Первые две недели после выписки новорожденного купают в кипяченой воде, температура которой 36-37*С, пока окончательно не заживет пупок. В воду можно добавить слабый раствор марганца – он обладает дезинфицирующими свойствами и подсушивает любые раздражения, или отвары череды, ромашки, коры дуба, душицы.

Купают малыша обычно вечером перед последним кормлением. В течение дня можно пользоваться специальными влажными антисептическими салфетками при смене памперсов. Но после дефекации ребенка лучше подмывать теплой водой .

Новые знания и умения

  1. Новорожденный после выписки требует от молодой мамы много знаний и умений. Очень ответственный момент – обработка пупочной ранки . После купания ранку смазывают аккуратно раствором бриллиантового зеленого или 3% раствором перекиси водорода. Нельзя вручную убирать с ранки подсохшие корочки и коросточки. Желательно первое время накладывать на место пупка стерильную повязку, чтобы нечаянно не поцарапать ранку одеждой или руками.
  2. Маме самостоятельно придется чистить малышу носик, ушки, а также подстригать ногти на пальчиках. Организм новорожденного после выписки некоторое время очищается, поэтому необходимо ежедневно:
  • промывать глазки кипяченой водой с помощью ватных дисков после сна;
  • осматривать и чистить ушки ватными турундочками, обычные ушные палочки не рекомендуется применять для грудничков;
  • чистить носовые проходы ватными турундочками, которые побуждают малыша чихнуть, освобождая носик от «козюлей».

Утешительный ритуал перед сном

Старайтесь укладывать малыша спать, положив в кроватку. Наклонитесь на ним, погладьте, поговорите ласково или спойте тихо колыбельную – эти действия успокаивают его. Не спешите приучать новорожденного после выписки к укачиванию на руках или в кроватке. Если малыш капризничает или плачет, этому есть какая-то причина, кроме той, что ему не хочется спать.

Многие советуют ее класть малыша спать в свою кровать, так как он будет слышать запах молока, что не даст спокойно уснуть. Но многие мамы говорят, что с малышом под боком спится лучше, так что решать вам! Для сна можно приобрести спальный мешок для грудничков, который представляет собой мешок в виде длинного платья с застежками на плечах и молнией посредине. Спальный мешок сохранит тепло вокруг малыша, не съедет с него ночью и не накроет с головой во время сна, что может произойти с одеялом или покрывалом. Если вы кладете малыша спать в его кроватку, вам полезно будет почитать, нужна ли подушка новорожденному.

В первые дни после выписки из роддома у мамы появляется много разных вопросов, записывайте их в блокнот , который положите рядом – «под рукой». Не стесняйтесь задавать все интересующие вас вопросы вашему педиатру или детской медсестре, а блокнот поможет вам ничего не забыть.

При копировании этой статьи активная, не закрытая от поисковиков ссылка на supermams.ru обязательна!

RSS -лента комментариев этой записи. Вы можете оставить комментарий. Оповещения с сайтов отключены. Смотри, как много интересного:

Чтобы появление малыша в его новом доме принесло всем радость, надо провести тщательную подготовку.
Основные знания и первый практический опыт мамы получают в роддоме. В основном теперь в роддомах ребенка помещают в палату к матери, которая благодаря этому видит его не только во время кормлений, но и все 24 часа в сутки, на протяжении которых у нее есть возможность - под присмотром персонала - заботиться о своем малыше. Или ребенок проводит с мамой день, а на ночь его уносят в специальную палату для новорожденных - в этом случае мама, усталая после родов, сможет хорошо выспаться и отдохнуть ночью. Также можно лишь приветствовать тот факт, что становится все больше роддомов, где роженицы находятся в одно- или двухместной палате, так что дети не слишком мешают друг другу и второй роженице.
Эта система, когда новорожденный с первых дней находится вместе с матерью, укрепляет связи между ребенком и мамой и позволяет создать оптимальные условия для кормления грудью и ухода за младенцем (под присмотром опытного медперсонала).

Как правильно обращаться с младенцем

Матери важно научиться бережному обращению с младенцем, чтобы потом получать огромное удовольствие от физического контакта с ним. Новорожденный очень чувствителен к яркому свету и громким звукам, поэтому ведите себя с ним спокойно, тихо и сообщайте малышу о своем появлении прикосновением или голосом. С самого начала устанавливайте с младенцем зрительный контакт.
Поднимать новорожденного можно двумя способами. Одну руку подкладываем под его шею и голову, а вторую - под ягодички и аккуратно поднимаем ребенка. Второй способ - это подложить обе руки под его плечики, подпереть головку сзади и опять же приподнять его.
Когда вы станете брать крохотного человечка на руки, вы в первую очередь должны помнить о том, что у его головки всегда должна быть опора. Она должна опираться на предплечье вашей руки, пальцы которой одновременно придерживают его дальнюю от вас ручку, вторая же ваша рука поддерживает ягодички малыша, придерживая дальнюю от вас ножку за бедро. Этот способ держать ребенка самый удобный, если вы хотите перенести его.
Если же вы собираетесь покачать, понянчить ребенка, то лучше всего прибегнуть к «кенгуриному» методу. Вы опираете спинку младенца о свою грудь, придерживая одной рукой его грудку, а второй подпираете его под ягодички (похожий способ - «сворачивание в клубочек», когда малыш опирается о вашу грудь бочком).
Такая поза очень хороша для детей, страдающих метеоризмом, вздутием животика. Легкое давление на животик в сочетании с вертикальным положением помогает деткам избавиться от газов, раздражающих их пищеварительный тракт.
У новорожденного пока не отработаны терморегулирующие механизмы, у них мало подкожного жира, и они не умеют вырабатывать тепло движением. Нормальная температура в прямой кишке новорожденного составляет 36,5-37,5°С. Идеальная температура окружающей среды для новорожденного - это 23 °С. В более холодном помещении ему грозит переохлаждение.
Мы все чаще видим мам, которые носят малышей в специальных перевязях (слингах, «кенгуру»). В принципе, ничего плохого тут нет - но только в том случае, если предусмотрено следующее:

  • у таких перевязей есть сертификат качества;
  • они поддерживают спину малыша; его головке есть обо что опереться;
  • в них носят ребенка, которому исполнилось хотя бы шесть недель (для новорожденных подобный способ переноски не годится);
  • дети подходящим образом одеты, им не должно быть холодно;
  • подобным способом ребенка переносят на не слишком далекое расстояние (визит к педиатру, покупки в ближайшем магазине); долгие прогулки в слинге малышу противопоказаны.