От иоанна глава 14 16. Большая христианская библиотека

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

22 Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он С ВАМИ пребывает и В ВАС будет.

Многие переводы дают немного другое значение: «Я не оставлю вас беспомощными. Я пошлю вам иного По­мощника». Греческое слово параклетос , обычно пере­водимое как «Утешитель», здесь означает «идущий ря­дом Помощник».

Расширенный перевод приводит семь значений этого греческого слова в шестнадцатом стихе. Оно значит Уте­шитель , Советник , Помощник , Ходатай , Защитник , Укрепляющий , Тот Кто всегда рядом , - любое из этих определений верно.

Дух Святой как Учитель

Помимо молитвы и свидетельства , это помазание учит нас.

В стихе 17 Иисус назвал Утешителя Духом истины. В Евангелии от Иоанна (15:26) Он сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетель­ствовать о Мне».

Дух Святой никогда не свидетельствует о Себе. Он свидетельствует об Иисусе.

Иисус разговаривает с нами через Духа Святого. Се­годня на земле нет Иисуса во плоти, потому что Его Тело было воскрешено, и теперь оно плоть и кости (см. Лук. 24:39); кровь пролилась за наши грехи. В Теле из плоти и костей Иисус восседает по правую руку от Бога (см. Рим. 8:34) и «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (см. Евр. 7:25).

Итак, Его нет с нами в этом физическом мире, но, слава Богу, есть Дух Святой, и Иисус разговаривает с нами через Духа. Когда помазание касается вас, вы ис­пытываете прикосновение Иисуса , потому что Он ска­зал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». И когда Он - Утешитель, Помощник, Параклетос - придет, «то наставит вас на всякую истину...» (Иоан. 16:13). Спасибо Господу, что именно так и происходит.

Стих продолжается: «...ибо не от Себя говорить бу­дет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвес­тит вам ».

Еще Иисус сказал в пятнадцатом стихе: «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Это и есть другие дела Святого Духа: наставление в истине, передача от Иисуса к нам, а в Евангелии от Иоанна в четырнадцатой главе написано:

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:26

Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Замечали ли вы когда-нибудь, как Дух Святой вызы­вает в памяти отрывки из Писания, которые вы не заучивали, разве что прочитали однажды? Хвала Госпо­ду, это Его работа в верующем.

Иоанн в своем Первом послании (2:20) называет это помазанием.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА 2:20


20. Впрочем, вы имеете ПОМАЗАНИЕ от Святого и зна­ете все.

Дух откровения

Дух Святой может открыть нам все истины. В Пер­вом послании к Коринфянам Павел говорил о том, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Часто мы читали этот стих - и я думаю, что каждый из нас делал это хотя бы однажды - и говорили: «Заме­чательно! Он намерен сделать то, о чем мы даже не дога­дываемся». Но Бог имеет в виду совсем другое. Уже в следующем стихе говорится: «А нам Бог ОТКРЫЛ это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Бо­жий» (ст. 10).

Аллилуйя! Дух Святой - это Дух откровения. Иисус обещал: Он «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Иоанн сказал: «Вы имеете помазание и знаете все». Причина, по которой мы знаем не больше в том, что мы не прислушивались к Учителю . Дух Святой - наш Учитель.

Далее в двадцать седьмом стихе второй главы Перво­го послания Иоанн пишет: «Впрочем, ПОМАЗАНИЕ, которое вы получили от Него, В ВАС ПРЕБЫВАЕТ, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие ПОМАЗАНИЕ учит вас всему, и оно истинно и не­ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Заметьте, что помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас. Где оно, помазание? В ВАС! Не созвучно ли это тому, что говорил Иисус в Евангелии от Иоанна (14:17)?

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:17

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и В ВАС будет.

Где Он будет? В ВАС. Автоматически мы припомина­ем Первое послание Иоанна (4:4): «Тот, кто В ВАС, боль­ше того, кто в мире». Иоанн говорит здесь о помазании: «Тот », а не «то», потому что Он (Дух Святой) - Боже­ственная Личность. Я сильно сомневаюсь, что хотя бы один из нас во всей полноте воспользовался всеми пре­имуществами того, что Он живет в нас. Тогда - если Он пребывает в нас - нам не надо бояться никого и ничего в этом мире, потому что в нас Тот, Кто больше, чем что-либо в этом мире!

«Да, - жалуются люди, - но вы же не знаете мою ситуацию!»

Неважно, какая у вас ситуация! Он все равно больше! Он все равно сильнее!

В Первом послании Иоанна (2:27) мы читаем: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». Это не означает, что Бог не поставил учителей в Церкви! Это не значит, что нам не нужны помазанные Богом учителя! Дух Свя­той не будет противоречить Сам Себе.

Вы никогда не задумывались, что когда человек учит под вдохновением Духа Святого, это НЕ ЧЕЛОВЕК учит нас, это ДУХ СВЯТОЙ учит нас?

Дух Святой будет учить нас, и, когда мы слушаем учение Слова, Дух Святой будет свидетельствовать на­шему духу, что учение истинно.

За пределами Библии

Один учитель доставил массу проблем моему другу, который преподавал Библию 35 лет. Мой друг привел свой библейский класс на собрание, где учил этот учи­тель, и обнаружил, что его учение серьезно отклоняется от истины.

Когда урок закончился, мой друг вручил тому чело­веку свою Библию и сказал: «Назовите мне главу и стих, на котором основано ваше учение. Покажите мне это место в Библии».

Этот проповедник вернул ему Библию и ответил: «О, вы не найдете того, что я проповедовал в этой книжке ». (Если вы начнете называть Библию «этой книжкой», то можно быть уверенным, проблемы скоро начнутся.)

«Нет, - сказал он, - я уже далеко вышел за рамки этой книжки».

Если вы вышли за пределы Библии, то оказались за пределами Святого Духа, потому что Библия говорит, что Дух и Слово - одно, как написано в Первом посла­нии Иоанна (5:7).

Что изумило меня, так это то, что мой друг, человек спасенный, крещенный Святым Духом, учитель Библии в Полноевангельской церкви, позволил этому лжеучите­лю себя обмануть и потерял половину своего класса!

С другой стороны, молодая китаянка, обращенная лишь за две недели до этого на палаточном собрании, однажды вечером тоже побывала на проповеди того же учителя, но сразу поняла, что он заблуждается. Она ска­зала мне, что что-то внутри нее говорило ей больше не ходить на собрания того человека, и именно так она и сделала.

Она была младенцем во Христе - она даже еще не получила крещения Святым Духом, - но уже начала прислушиваться к Духу внутри нее.

Я думаю, что слишком часто мы прислушиваемся к голосу нашего разума, а не духа, - и это продолжается даже после многих лет после того, как мы стали христи­анами. Часто наши головы получают образование за счет нашего духа.

Божий Дух научит нас. Вот чему Божий Дух научил китаянку: «Это заблуждение. Не ходи туда».

Конечно, Бог ставит учителей Церкви: учитель­ство - одно из пяти основных служений и один из спо­собов, которыми Бог учит нас. С другой стороны, Учи­тель находится и внутри нас. Он скажет нам, истинно учение или ложно. Каждый верующий имеет это пома­зание в самом себе . Нам не надо его вымаливать. Мы уже имеем его.

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλέκας] (1283, Апрос, Фракия - 29.12.1347, К-поль), патриарх К-польский (февр. 1334 - 2 февр. 1347), визант. ученый, юрист, ритор и писатель. Род. в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (᾿Απρηνός). Классического образования не получил, коснувшись «эллинской мудрости», по словам историка Никифора Григоры, лишь «кончиком пальца». Как пишет Григора, И. К. был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью. Обладал прекрасной памятью: через 2-3 ч. мог повторить наизусть то, что прочел. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты И. К. были достаточно поздно замечены вел. домеcтиком Иоанном Кантакузином . И. К. нек-рое время был его духовником; до февр. 1334 г. был священником дворцового клира. И. К. был женат, имел сына и дочь, к-рая после возвышения отца вышла замуж за вел. стратопедарха Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры И. К. развелся с женой.

В 1334 г. кандидатура И. К. была предложена на Патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения имп. Андроника III Палеолога . Свящ. Синод К-польской Церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя И. К. был возведен в сан митрополита Фессалоники, что давало ему возможность быть избранным патриархом. В качестве мотива избрания И. К. историк Церкви протопр. Иоанн Мейендорф предполагает желание имп. Андроника и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III (1320-1328) влияние Церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство. В 1329 г. с целью ослабления авторитета синодального суда был создан институт «вселенских судей ромеев». В контексте этой судебной реформы понятна потребность императора в патриархе-юристе, тем более что в марте 1334 г. компетенция «вселенских судей ромеев» была значительно расширена. Вероятно, в связи с этими событиями в течение более 3 лет канцелярия патриаршего ведомства Великой ц. после восшествия И. К. на престол не издала ни одного документа. Первый акт за подписью И. К. появился лишь в июле 1337 г. Молчание Патриархии исследователь О. Крестен объясняет нежеланием «создавать конкуренцию» деятельности «вселенских судей ромеев», хотя логичнее было бы предположить отсутствие строгого разграничения юрисдикции вселенских судей и Свящ. Синода. В Патриаршество И. К. его канцелярия отказалась от подробной формы синодального акта (с перечислением всех присутствовавших на заседании Свящ. Синода), которая использовалась при патриархе Исаие , и вернулась к сокращенной форме, характерной для времени Патриаршества Иоанна XIII Глики .

Зимой 1334/35 г. в К-поль прибыла папская делегация в составе доминиканцев Рикардо Англико и Франческо ди Камерино, назначенных курией епископами в Крым. Велись переговоры о возобновлении унии Церквей. И. К. поручил составить ответную речь придворному философу и историку Никифору Григоре , хотя зачитал ее папским посланцам сам, как видно из письма Григоры. Еще зимой 1331/32 г. Григора одержал убедительную победу в публичном диспуте с Варлаамом Калабрийским , и обращение к нему И. К. для помощи в ведении дискуссии с легатами было вполне оправданным решением. Речь, написанная Григорой, состоит из цитат его же диалога «Флорентий, или О мудрости» (написан зимой 1332/33), осуждающего силлогизмы и лат. образованность. В речи, в частности, рассматривается возможность создания церковного третейского суда, который мог бы решать догматические споры Церквей без созыва Вселенского Собора. Без сомнения, это предложение было внесено И. К., т. к. Григора не знал юриспруденции. Эта идея позднее подробно рассматривалась в трактатах Варлаама Калабрийского.

Разносторонняя судебная практика И. К. в период его Патриаршества отражена в сохранившихся актах К-польского Патриархата. Значительная часть документов относится к рутинной деятельности Патриаршего суда (рассмотрение споров о церковном имуществе, возвращение митрополитов, бежавших в К-поль со своих кафедр). Несомненно участие И. К. в осуждении «вселенских судей ромеев», обвиненных в коррупции в 1337 г. По мнению Крестена, документы об этом процессе были намеренно изъяты (похищены) из актов Патриархии. Вероятно, И. К. был информатором Никифора Григоры и единственным из визант. историков, кто сообщает о ходе судебного разбирательства. Взвешенная и продуманная позиция И. К. по отношению к судейской коррупции обнаруживается в решении по делу Михаила Кавасилы в 1342 г. Большую опасность И. К. видел в распространении моды на магию в К-поле. Против мага Георгия Церенца направлены 2 решения синодального суда в нояб. 1338 г. И. К. был вынужден призывать как население, так и клир не только воздерживаться от волхвования, но и дистанцироваться от разного рода магов, требовал от судебных властей столицы поддержки в преследовании тех, кто занимались магией.

В связи с быстрым распространением ислама в ходе тюрк. завоеваний в регионах с традиционно греч. правосл. населением и захватом османами Никеи (1331) был поднят вопрос об отношении Церкви к христианам, вынужденно перешедшим в ислам, и к тем, кто сохраняют правосл. веру на территории мусульм. гос-в. В 1338-1339 гг. Свящ. Синод обещал жителям Никеи, перешедшим в ислам, спасение души в случае их возвращения в православие. В 1337/38 г. митрополит г. Филиппы был осужден за развратное поведение и гос. измену. В 1339 г. ему были возвращены все доходы, но в сане он не был восстановлен. Тогда же различные церковные штрафы были наложены на жителей Янины за нарушение клятв верности императору. В мае 1340 г. И. К. потребовал от митрополита Трапезунда положить конец скандалу, вызванному конкубинатом Трапезундского имп. Василия Великого Комнина . В этих случаях имп. Андроник III, очевидно, использовал патриарший суд в собственных политических целях.

Сложными были взаимоотношения К-польской Церкви с Русской митрополией; иногда в этих связях И. К. становился объектом манипуляции со стороны различных сил. Так, в июле 1339 г. митрополит Киевский Феогност обратился в Свящ. Синод с запросом о процедуре канонизации своего предшественника митр. Петра . Взойдя на престол, И. К. дал краткий ответ о действующих на этот счет церковных правилах, ибо канонизация местных святых не входила в компетенцию К-польского Патриархата. Но Феогност использовал ответ И. К. как подтверждение канонизации митр. св. Петра К-польской Церковью. Вероятно, подобного рода недоразумение было и в случае возведения в сан митрополита еп. Феодора Галицкого, рукоположенного митр. Феогностом. И. К. преобразовал Галицкую епархию в митрополию после 1341 или в нач. 1347 г. Однако в 1347 г. правительство победившего Иоанна Кантакузина ликвидировало Галицкую митрополию, причем в ее создании обвинили опального И. К. Хрисовулы об упразднении были отправлены вел. кн. Симеону Гордому, митр. Феогносту и литов. кн. Димитрию (Любарту). Личное вмешательство императора в церковные дела заставляет думать, что ликвидация митрополии была связана с деньгами Московского вел. кн. Симеона Гордого, которые Кантакузин вместо восстановления купола собора Св. Софии отдал тур. наемникам, приведшим его к власти.

Оценки поведения И. К. в династической гражданской войне в Византии (1341-1347) между Палеологами и Кантакузинами противоречивы. 10 июня 1341 г. К-польский Собор в присутствии И. К. и имп. Андроника III должен был рассмотреть обвинения Варлаама Калабрийского против монахов-исихастов (см. Исихазм) и свт. Григория Паламы . Политическая ситуация осложнялась тем, что и Варлаам, и И. К., и лидер исихастов Григорий Акиндин фактически входили в одну «партию» сторонников Иоанна Кантакузина. Все участники Собора согласились решить спор на основе принципа «ойкономии» - погасить остроту конфликта частичными уступками с обеих сторон и любой ценой предотвратить его дальнейшее развитие. Варлааму запретили выдвигать обвинения против Паламы, а также обязали стороны отказаться в будущем от обсуждения догматических вопросов. Варлааму не грозила анафема, но предлагалось полное прощение при условии отказа от своих обвинений. Два спорных вопроса: о божественности Фаворского света и об Иисусовой молитве (см. Молитва Иисусова) - разрешались в пользу монахов. Г. Вайс замечает, что изданный Собором томос не утверждал характерных паламитских идей вроде разделения божественной сущности и энергии, хотя подборка цитат из творений св. отцов Церкви тенденциозна в пользу Паламы. Церковно-правовая аргументация томоса, несомненно, составлена И. К., а богословская скорее всего принадлежит Григорию Акиндину, к-рый в этот момент становится наиболее авторитетным богословом Византии вместо Никифора Григоры, уклонившегося от участия в Соборе.

После внезапной кончины имп. Андроника III (15.06.1341) по причине малолетства его наследника Иоанна V Палеолога политическая обстановка обострилась. Патриарх собрал верных членов Свящ. Синода и синклитиков и перенес резиденцию в имп. дворец Влахерны, став опекуном Иоанна V и имп. Анны Савойской. Визант. историки оценивали этот поступок И. К. по-разному: Кантакузин в своей «Истории» обвинил И. К. в подготовке гос. переворота (с ним согласен Мейендорф); Никифор Григора считал, что силы, поддерживавшие И. К., были весьма незначительны и патриарх стал «игрушкой» борющихся политиков (того же мнения придерживается Вайс).

В июле (авг. считается спорной датой) 1341 г. без согласия И. К. (хотя патриарх и участвовал в заседаниях) Иоанн Кантакузин созвал новый Собор, на к-ром председательствовал как император. На Соборе паламитам не удалось ни осудить Акиндина, ни ввести специфические паламитские идеи в томос. И. К. подписал соборный томос, в к-ром по-прежнему не было к.-л. окончательных решений и анафем. Позиция И. К. видна из его распоряжения Феодору Дексию прочесть отрывок из сочинения свт. Василия о невозможности познать Бога, что Григорий Акиндин истолковал в свою пользу (Успенский. 1893). Патриарху же принадлежит присоединенный к томосу запрет продолжать дискуссию.

До сент. 1341 г. ситуация оставалась неопределенной. Осенью в политическую борьбу вступают братья Асаны и Иоанн Апокавк. Последний обещает И. К. поддержку, но отношения между ними остаются напряженными, т. к. Апокавк не перестает интриговать против И. К. В это время Кантакузин собирался поддержать Григория Паламу. До И. К. доходит слух, пущенный, вероятно, Апокавком, что Палама должен стать патриархом вместо него. 26 окт. 1341 г. Кантакузин в Дидимотихе был провозглашен императором. 19 нояб. 1341 г. И. К. в К-поле короновал Иоанна V, тем самым окончательно разорвав отношения с партией Кантакузина.

Летом 1342 г. к сторонникам патриарха присоединяются и влиятельные «архонты», в основном родственники Ирины-Евлогии Хумнены Палеологины, покровительницы Григория Акиндина. Ирина настроила против Паламы женщин из влиятельных семей. Осенью 1342 г. И. К. позволил Акиндину устно полемизировать с Паламой, т. к. последний уже начал полемику, нарушив запрет. Весной 1343 г. Палама и 6 его учеников были схвачены в храме Св. Софии. Палама отправлен в дворцовую тюрьму. Авторитет И. К. пострадал из-за вопиющего нарушения права убежища в храме. В марте 1343 г. появилось распоряжение Иоанна V, к-рое подтверждало право убежища в храме, но только для тех, кто ищут его в специально отведенных для этого местах. Участие И. К. в составлении этого документа несомненно.

4 нояб. 1344 г. Григорий Палама был отлучен от Церкви вместе с буд. патриархом Исидором . В это же время И. К. сообщил монахам о содержании томоса 1341 г., запрещавшего дискуссии по богословским вопросам. В 1344-1345 гг. начались преследования богомилов, укрывавшихся на Афоне, к-рые использовали полемику с Паламой для пропаганды своего учения. На Соборе в Карее (Афон) в 1344 г. осуждены на изгнание монахи Великой Лавры Иосиф Критский (богомил, ересиарх, отрицавший рождение Христа), его ученик Георгий из Лариссы и еще 4 монаха.

В нояб.-дек. 1344 г. Григорий Акиндин был рукоположен И. К. во иерея. Это решение объяснимо в церковно-правовом контексте, т. к., согласно канонам, цитированным в томосе 1341 г., светский богослов не имел авторитета в Церкви. Вряд ли можно считать достоверным утверждение Паламы о том, что рукоположение Акиндина произошло против воли императрицы и Апокавка и вызвало протест синклитиков, обратившихся к И. К. с письмом.

Тезис о смещении И. К. в 1344-1346 гг. епископов, поддерживавших Паламу, опровергается Вайсом, т. к. в это время лишились кафедр также нек-рые противники Паламы.

11 июля 1345 г. в К-поле был убит вел. дука Иоанн Апокавк, что вызвало волнения, продолжавшиеся месяц. Верховная власть в столице была передана паниперсевасту Исааку Ангелу и мистику Киннаму. Исследователи расходятся во мнениях об участии И. К. в деятельности нового правительства и о его положении в политической борьбе в это время. 21 мая 1346 г. Иоанн Кантакузин с супругой был коронован в Адрианополе титулярным Иерусалимским патриархом Лазарем (противником И. К.). Там же Собор оппозиционных И. К. епископов принял решение о низложении патриарха К-поля (Мейендорф). Летом 1346 г. И. К. советовал имп. Анне Савойской искать примирения с Кантакузином, но его мнение было отвергнуто, т. к. до осени Анна надеялась на зап. военную помощь против узурпатора. Этот совет И. К. привел к потере доверия к нему императрицы. В сент. 1346 г. Анна приняла жалобу на И. К., подписанную мн. низложенными им митрополитами и епископами, к-рые обвиняли патриарха в симонии, непотизме и недостойном сана вмешательстве в политику. 2 февр. 1347 г. на заседании Свящ. Синода под председательством Иоанна V, созванном имп. Анной Савойской, И. К. был низложен. Там же был подтвержден соборный томос 1341 г. и были отлучены от Церкви Григорий Акиндин и его сторонники. 8 февр. паламиты открыли ворота К-поля Кантакузину, новый Собор подтвердил низложение И. К. Он был заключен в мон-рь св. Василия в К-поле, затем переведен в Дидимотих и уже больным и морально сломленным возвращен в К-поль, где скончался «в железах».

Перу И. К. принадлежат неизданные полемические сочинения против паламитов и «Апология». Опубликованы его «Объяснение томоса 1341 г.» (PG. 150. Col. 864-872), акты, издававшиеся К-польским Свящ. Синодом в период его Патриаршества (Ioannes XIV. Kalekas und die Synode Juli 1341 // Hunger. Register. Bd. 2. S. 206-256; PG. 152. Col. 1215-1284). Его «Речь на коронацию Иоанна V Палеолога» - образец стиля подобных произведений в XIV в. (Joannou P. Joannes XIV. Kalekas Patriarch von Konstantinopel, unedierte Rede zur Krönung Joannes V. // OCP. 1961. T. 27. P. 38-45).

Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 496; Vol. 2. P. 579, 780, 784, 813, 830, 926, 928, 1052; Vol. 3. P. 24, 541; idem. Antirrh. S. 58 f., 100-111; Cantacus. Hist.; idem. Rescriptum confirmans synodalem sententiam contra Ioannem Calecam // Ibid. Col. 769-774; idem. Tomus factus a patriarcha Ioanne et synodo contra falsam opinionem Barlaam // PG. 154. Col. 690-700; Philotheus. Encomium Gregorii Palamae // PG. 151. Col. 611-612; Tomus Synodicus I // PG. 151. Сol. 692; Tomus Synodicus II // Ibid. Col. 719; Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 168-243; Darrouz è s J. Lettre inédite de Jean Cantacuzène // REB. 1959. T. 17. P. 15-17; Κουρούσες Σ. Ι. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοται ἐπιστολα πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ. 334-340; Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347 // ЗРВИ. К. 1963. Кн. 8/1. С. 209, 215-218, 225-227; Τσ άμης Ϫ. Γ. ῾Ο Λόγος τοῦ ᾿Ιωσὴφ Καλοθέτου κατὰ τοῦ Νικηφόρου Γρηγορᾶ // ᾿Επιστημονική ᾿Επετηρίδα Θεολογικῆς Σχολῆς. Τμήμα Θεολογίας. Θεσσαλονίκη, 1973. Τ. 18. Σ. 219-252; Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 244, 258-259, 268, 273; Gregory Akindynos. Letters / Ed. A. Constantinides-Hero. Wash., 1983. N 109.

Лит.: Успенский Ф. И. Синодик в Неделю православия. Од., 1893. C. 85; Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия: Церк.-ист. исслед. СПб., 1896. С. 77-79, 86, 88; Jugie M. La controverse Palamite (1341-1368) // EO. 1931. Vol. 30. P. 397-421; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti. Vat., 1931. P. 202, 537-538; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 728-729; Meyendorff J. Les débuts de la controverse hésychaste // Byz. 1953. Vol. 23. P. 112, 117; idem. Society and Culture in the XIVth Cent.: Religious Problems // Actes du XIV Congrès International des Études byzantines. Bucur., 1974. P. 52-53, 63; idem. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relation in the XIVth Cent. Camb., 1981; он же (Мейендорф И., протопр.). Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введ. в изучение / Пер.: Г. Н. Начинкин; Ред.: И. П. Медведев, В. М. Лурье. СПб., 1997; Wirth P. Nichtentzifferte Rasuren und Tilgungen des Wiener Patriarchatsregisters // BZ. 1963. Bd. 56. S. 19; Raybaud L.-P. Le gouvernement et l"administration centrale de l"empire Byzantin sous les premiers Paléologues (1258-1354). P., 1968. P. 67-69; Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969. S. 31-32, 107-112, 118-123, 168; PLP, N 10288; Kresten O. Der sogenannten «Absetzungsvermerk» des Patriarchen Ioannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. gr. 47, f. 116 v.) // Βυζάντιος: FS für H. Hunger zum 70. Geburtstag. W., 1984. S. 214-216; Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 29-55, 63-66, 300, 314; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 205-208; Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Вост. Европе в XIV в. // Он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Статьи. СПб., 20002. C. 44-95; Красиков С. В. Политический фон папской миссии 1334/1335 г. в Константинополь // АДСВ. 2003. Т. 34. С. 380-391; он же (имя изм.: Гаген С. Я.). Русские пожертвования на восстановление Св. Софии (1347) в религиозно-политическом контексте // Sacrum et Profanum. Севастополь, 2005. Вып. 1. С. 33-40; он же. Эпизод в отношениях между Русью и Византией во время гражданской войны (1341-1354) // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 9-26.

С. Я. Гаген

 1 «В доме Отца Моего обителей много»; «Я есмь путь и истина и жизнь». Филипп просит показать им Отца; ответ Иисуса. 15 Обещан иной Утешитель, Дух истины; «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое»; «мир Мой даю вам».

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте .

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам .

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» .

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете .

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня .

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его .

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела .

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам .

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду .

13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне .

14 Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю .

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди .

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет .

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам .

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить .

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас .

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам .

22 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим .

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца .

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами .

26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается .

28 Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня .

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется .

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего .

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 14 глава

14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
Понятно, что после разговора о предательстве Христа ученики чувствовали себя неуютно, поэтому Иисус и дал им понять, что главная их задача - не ослабеть в вере, остальное нужно просто пережить.

14:2 В доме Отца Моего обителей много. То есть, для всех, кто придёт к Отцу Христа - хватит места в Его доме, никто из пришедших к Нему - не принятым не останется. Важно лишь прийти к Отцу правильным путём по стопам Христа.

А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам
Ученики должны были бы понять, что Иисус покидает их не насовсем и ради того, чтобы у них была возможность однажды попасть к Отцу.

14:3 И когда пойду и приготовлю вам место…
Между уходом Христа на небеса к Отцу и возможностью апостолам попасть туда же, где будет находиться Христос - тесная связь, и это произойдёт не сразу после его ухода.

приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Говоря о возвращении за апостолами, Иисус говорил о времени звучания последней трубы Божьей, когда он придёт за всеми, кому надлежит воскреснуть из мёртвых и собраться к нему на небеса -1Фессал.4:16,17.
Это означает, что ни один христианин, умирая до второго пришествия Христа, не идёт сразу же ко Христу в небесные обители Бога (как учат некоторые Библеисты, говоря о вознесении на небеса после смерти)

Итак, Христос показывает, что не ученики придут ко Христу на небеса, а он сам их призовёт в своё время.

14:4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Но главное, что они теперь знают дорогу жизни, тот самый путь, который приведёт их однажды в обители Божьи (небесные)

14:5-9 Казалось бы, Иисус им доступно разъяснил суть вещей на тот момент, однако ученики не понимали этих речей его даже теперь, перед самым его уходом: Фома так и не понял, куда собирается Христос и почему это они, оказываются, знают путь к Отцу:

5 Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
А Филипп так и не понял, что Иисус УЖЕ показал им своего Отца:

8,9 Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
Филиппу нужно было ещё время, чтобы понять кое-что об Отце Иисуса.
Из этого разговора видим, что учатся все у Христа по-разному, кто-то в «старшие классы» переходит, а кто-то в «младших» расположился.
Потому-то Христос и указал Филиппу на КОЛИЧЕСТВО времени, чтобы он осознал его скоротечность и активнее соображал, что к чему, учась у Христа.

6 Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иисус - путь к Отцу прежде всего потому, что через свою жертвенную смерть он открыл человечеству «дверь» к примирению с Отцом.
Также потому, что проложил для всех следы самого пути к Богу: показал
всем нам правдивую картину (истину) того, что нам следует делать, чтобы прийти к Отцу и спастись (жить вечно).
Не все пути, как видим, ведут к Богу, путь к Нему только один - путь по следам Христа. Поскольку Иисус сам уходит к Отцу, пройдя свой путь - значит, его пример и есть путь к Отцу на небеса. Другой образ жизни не ведёт к Нему. Так же, как и другие духовные практики.

Как показывает Библия, хотя путь к Богу у всех один, тем не менее, скорости его прохождения для всех - разные: кто-то пройдёт путь Христов ещё в этом веке и дойдёт до Отца (участники первого воскресения), а кто-то - только в самом конце Миллениума сможет прийти к Отцу и стать Ему сыном (участники второго воскресения) – Откр. 20:4,6, 7, 11-15, 21:3,4.

7,9 Видевший Меня видел Отца;
Хочет ли Иисус этим сказать, что он и его Отец - одна и та же личность? Нет. Иисус лишь говорит о том, что он, будучи сыном Отцу своему, по сути мыслит так же, как и Отец его, поступает так же, как поступил бы Отец в подобных обстоятельствах. Иисус очень хорошо знает волю Отца и его собственная воля - заключается в том же.
И чем сильнее христиане преуспеют в том, чтобы приобретать ум Христов, тем и у них больше шансов стать с Богом и Христом суть едино, чтобы можно было бы о них сказать: «видевший их - всё равно, что видел Христа и Отца его».

Ветхий завет через Моисея по большей части - в теории - рассказал о Боге, о его намерениях и законах, которые должны исполнять все, кто считает себя народом Его.
А Новый Завет через Христа и его поступки, а также через дела и поступки апостолов - показал п р а к т и к о й, какими должны быть Божьи люди на деле.

И ты не знаешь меня, Филипп?
Разговор этот происходил перед самым арестом Христа и можно себе представить глубину его скорби от полного одиночества и отсутствия понимающих его на земле. Однако уверенность в том, что в своё время всё, что будет нужно - откроется, помогало ему продолжать свой путь к Отцу.

14:10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Иисус не говорит здесь о буквальном присутствии Отца в нём - всемогущего Духа Вседержителя, втиснувшегося в тело человека Иисуса. И наоборот.

Иисус говорит здесь о полном духовном единении с Отцом, ибо лишь Божье духовное начало делает человека подобным образу Божьему.

Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
Иисус снова и снова терпеливо разъясняет, доколе есть ещё у него время, что же означает его единство с Отцом и как по нему возможно вычислить и Отца: вникая в суть слова, переданного от Отца, исследуя великие дела Христа, сотворённые при помощи Отца, прочувствовав образ жизни Иисуса - возможно прочувствовать и кое-что об Отце. Познать Бога не означает приобрести лишь интеллектуальные знания о Нём. Но означает прочувствовать сущность Отца на себе, поступая, как Он поступает.

Иисус показал всем, как поступает Отец его. Если мы будем поступать, как Иисус - то у нас есть шанс и Отца через познавание Христа познать.
Другого способа познать Бога через Христа, кроме как через навык пути Христова – нет.
Но есть ещё кое-что, без чего невозможно познать ни Христа, ни Бога:

14:11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;
В то, что Иисус Христос - представляет на земле своего небесного Отца и нашего Бога - нужно верить. Без веры в необходимость принять Христа как спасителя и идти к Отцу по следам его - к Богу не попасть.

Но Иисус понимает, что бренному человеку нужны веские основания для веры: мало ли, кто себя кем называет и кто куда приглашает. Поэтому он снова подсказывает ученикам, как возможно поверить в то, что он - Христос Божий:

а если не так, то верьте Мне по самым делам .
То есть, если им трудно поверить на слово Христу, то громче слов говорят сверхчудесные явления дел, которые Иисус представил ученикам за время своего служения Богу на земле.

14:12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит
Путь Христов (дела его) возможно осилить при условии веры в то, что это - единственный путь в жизни, имеющий смысл и ведущий ко спасению. При таком подходе можно осилить и воспроизвести всё, что делал на земле человек Иисус-Христос и претерпеть то же, что и он претерпел на пути к Отцу. (не имеется ввиду явления сверхъестественного исцеления и воскресения, совершённые при непосредственном участии Бога для подтверждения тому, что Иисус - Христос Божий)

и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
В каком смысле больше и какая связь между большими делами учеников и тем, что Иисус идёт к Отцу?
Больше - не в смысле качества (никто не сможет вместить больше святого духа, нежели имел Христос), а в смысле количества: ученикам предстояло показывать путь Христов не только Иудее и Самарии, но и до краёв земли. И - на протяжении всей своей жизни, а не всего лишь 3,5 лет, как выпало Христу.

Почему это станет возможным для учеников Христа? Потому, что Иисус станет свыше им верным духовным помощником до скончания века сего нечестивого. А помощь свыше в виде святого духа - намного мощнее всего лишь физической помощи в пределах земли.

14:13,14 И если чего попросите у Отца во имя Мое
Как видим, христианин мольбы свои и прошения, которые связаны с прохождением пути Христова на земле и исполнением Божьей воли (во имя Христа) должен направлять к Отцу Христа.

то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Христос же уполномочен просьбы своих последователей выполнять, чтобы все понимали абсолютное единство между Отцом и сыном Его: если просили у Бога, а получили чрез Христа - значит, Отец и сын - верные соратники друг другу, чрез помощь Христа - прославляется его Отец, давший сыну ВОЗМОЖНОСТЬ помогать христианам по молитвенному прошению их.

Если христиане называют Отцом того, кого называет Отцом Иисус Христос, то, значит, и делать должны всё так, чтобы прославился Отец и в них как в сыновьях Его.

Отметим, что употребление имени Иисуса Христа при обращении к Богу не гарантирует того, что любая просьба автоматически исполнится: имя Иисуса не имеет никакой магической силы и не несёт в себе никакой магической формулы.
Молиться во имя Христа - значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша просьба полностью отождествится с волей Бога и её исполнение поможет Божьему делу (1 Ин. 5:14).

14:15,16 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Есть один способ доказать свою любовь к Богу и Христу Его - это воплотить её в ДЕЛО исполнения воли Божьей на земле.
Иисус показал ученикам, что на этом пути – они не одиноки, за ними стоят и Отец и сын, и помогать будут с небес им этот путь проделывать по молитве их и просьбе их.
Единственное, что им нужно будет сделать САМИМ – это не охладеть в любви ко Христу и соблюсти все до единого напутствия его. В остальном – им обязательно помогут свыше:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,


14:17,18 Духа истины, ….вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Дух истины или правды от Бога, который в настоящее время пребывал со Христом, после его вознесения на небо - пребудет с учениками его. Таково намерение Бога о помощи свыше, чтобы ученики Христа имели сверхчеловеческую способность различать, где правда Божья, а где ложь, где святой дух, а где - нечистый.
Именно так, через приобщение к святому духу в Пятидесятницу сверхъестественным образом, проявится помощь Христа своим ученикам на земле:

Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Ощутивший на "вкус" дух Божий, правду Божью, Его внутреннюю сущность, Его отношение ко всему - будет иметь возможность и поступать ТАК , как ожидает Бог, по правде Его, а не по образцу духа этого мира, которому образ жизни Божьего человека - непонятен:
мир не может принять
(дух истины Божьей), потому что не видит Его и не знает Его;

И в получении христианином в дар свыше внутреннее мироощущение и миропонимание Бога через святой дух – огромная помощь для христианина.
Оно само по себе отторгает чужеродное, не Божье, не может христианин сознательно прилепиться к нечистоте так же, как, например бабочка не может прилепиться к помойке. Но не потому, что она намного лучше помойки, а потому, что внутренне для неё это противоестественно.
Божий дух, пребывающий в христианине, облегчает ему сопротивление греху.

Сегодня дух истины Божьей христиане могут получать через чтение и исследование слова Божьего, Библии, но это не только дух интеллектуальных знаний о Боге и о Христе Его, о Его законах и истории человечества. Это также и дух любви, справедливости, милосердия, кротости, долготерпения Божьего, который можно увидеть, почувствовать, понять, принять для себя и в себя через Писание и размышление над ним.
Многие читают Библию и получают знание о Боге через неё, но не многие познают Бога, принимая в себя Дух Божий, сокрытый в ней.

14:19,20 мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. Иисус предсказывает здесь своё воскресение и встречу с учениками после воскресения, во что мир верить не будет.

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Ученики сейчас вряд ли могли понимать Христа, но он предсказал им всё, чему надлежит быть в скором будущем, чтобы они поняли его слова хотя бы в момент, когда произойдут определённые события: встреча с ним после воскресения и помазание святым духом в Пятидесятницу.

14:21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;
Любовь больше чувства долга. Но и любви на словах - мало. Она должна проявляться на деле. Если дел христианских не будет, если заповеди Христа, записанные в Библии, исполняться христианами не будут, значит, не любят они Христа, значит, и напрасны ожидания их о спасении.

и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иисус сам решает, кому, когда и в каком проявлении явиться, призывая своего ученика на исполнение какого-либо дела Божьего. Как, например, произошло с апостолом Павлом и с апостолом Иоанном. Но непременным условием откровения Христа кому-то является исполнение им заповедей Христовых, движимое любовью к Богу, ко Христу и к праведному образу жизни.

14:22-25 Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иуда (не предатель) искренне не понимает, если о Христе Божием должен узнать весь мир, то почему у Иисуса такая избирательность и нежелание явить себя миру?

кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих;
Иисус поясняет, что не ко всякому в мире благоволит Отец Его. Нежелание соблюдать заповеди Христа – оно само по себе и оттолкнёт Отца от многих. Отцу в конечном итоге решать, на ком взгляд Свой остановить и кому открыться через Христа:
те, кто очень сильно возжелают видеть и понять Отца, кто сможет взглянуть на всё Его глазами – те увидят Его через сына и в сыне.
А не желающим Его видеть и понимать – нет смысла и показывать Себя.

«Обитель» для своего «пребывания» сын с Отцом могут себе позволить сотворить только у того, кто способен вместить и оценить это духовное сообщество, не у всех подряд.
(потому и процесс избрания и призвания происходить будет на протяжении многих веков)

слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Иисус поясняет, откуда у Отца такое требование к людям, чтобы они непременно соблюдали слово Христа: на самом деле слово Христа - это слово Отца его, Бога. Христос всего лишь в точности донёс слово Божье до земли.

14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
Святой дух, посланный в помощь идущим к Богу, как и Христос шёл (во имя моё ) – и станет залогом тому, что Отец принял решение сотворить здесь, в этом человеке, «Свою духовную обитель».
Святой дух станет для христиан не только утешением и помощником в пути Христовом, но и все необходимые знания для этого пути - свыше предоставит -1Иоан.20,27

Ученики Христа, например, при помощи святого духа через много лет после общения со Христом на земле, смогли вспомнить всё, что потребовалось для написания Евангелий.
А апостол Павел, например, при помощи святого духа смог предоставить собраниям христиан правдивые разъяснения многих непонятных мест Ветхого Завета, свидетельствующих о замысле Бога в отношении Христа и принятия язычников.

14:27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
Иисус показал им внутренний мир СВОЙ или Божье мироощущение и миропонимание. Они отличаются от того, которое может дать кому-то безбожный мир. У не любящих Бога совсем другие представления о смысле жизни и способах её провождения.

Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Иисус просит также учеников не паниковать от предстоящих событий, ибо он вскоре уйдёт к Отцу на небеса, и они должны будут привыкнуть жить лишь верою в него, но без его видимого присутствия. Это нелегко.

14:28,29 Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;
Почему же это ученики, ЕСЛИ БЫ любили его, то возрадовались бы от сообщения «иду к Отцу», а не боялись бы ухода Христа и дальнейшей жизни без него?
Потому, что:
Отец Мой более Меня.
То есть, уход Христа к Отцу означал бы, что Иисус успешно справился с заданием своего Отца, который, будучи «более сына», имел полномочия послать его на землю и принять обратно после выполнения «операции» по спасению человечества.
Ученики радовались бы тому, что Иисус сохранил верность Отцу своему, что он останется жив, и пусть его не будет с ними на земле, и пусть им без него будет плохо, но он жив, и это - главная радость для любящих Христа.

Плюс то, что Отец более сына означает, что у Отца больше и полномочий и способностей и возможностей свыше помочь им всем ПОСЛЕ того, как воскрешённый к жизни Христос станет об этом ходатайствовать пред Ним на небесах.
А это тоже - немалый повод для радости.

Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Очень важный момент. ПОВЕРИТЬ Христу - нужно ДО исполнения предсказанного пророчества или будущих событий. Чтобы ожидать его исполнения и распознать его, когда оно исполнится.

14:30,31 идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
Дьявол, действующий через Иуду Искариота, приближался к исполнению своего замысла погубить Божьего сына.
Однако князь мира сего не имел ни одного тёмного пятна во Христе, за что возможно было бы ему уцепиться и стащить Христа в ноги себе для поклонения.
В веке этом ему разрешено быть хозяином положения и иметь власть уничтожать тех, кто не поклонится ему ни при каких обстоятельствах.
В веке этом - смерть как праведному, так и грешному –Еккл.9:2. Но можно умереть, не будучи брошенными под ноги дьяволу - в поклоне ему. А для этого надо умудриться не дать ему места для зацепки в нас.

Надо сильно постараться: Иисус отмывает нас во многом кровью своею, но и омытым - всё равно отмывать «ноги» каждый день стараться придётся, причём – до самой смерти. Чтобы не дать дьяволу за них уцепиться. (см. разбор Иоанна 13:6-10 о значении умывания ног )

Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Иисус знал, что идёт на погибель, однако такую миссию ему поручил Отец его, и ради любви к Отцу он готов был к тому, чтобы погибнуть, исполняя волю Его о спасении человечества.