Открытое интегрированное занятие в средней группе. Тема: " Когда мои друзья со мной "
“Нет друга – ищи, нашел – береги»
Программное содержание : Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.
Познакомить детей с качествами, помогающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым. Реализация проекта «Учим стихи».
Материал: Конверт с письмом, мнемотаблица, Фотографии, мяч, новая игрушка, 4-е тарелки, 2-стакана (1-н с водой), 2-а стакана (1-н с шариками). Магнитофон, листы бумаги с нарисованным деревом (без корней).
Здороваются с присутствующими.
А как можно по-разному поздороваться со своим другом? (здороваются)
Сегодня утром я получила…Что? (письмо). Как вы думаете от кого?
Это письмо от моей подруги. Она живет в другом городе – Иркутске. Посмотрите вот на этой фотографии я со своими подругами, познакомились мы в детском саду. Сначала мы были девочками, девушками, мамами, а теперь мы уже и бабушки, но дружим до сих пор. (Показываю фотографии своих друзей со времен детского сада, рассказываю о своих друзьях, сроках дружбы).
Хотели бы вы так дружить?
Поднимите руки, у кого есть друзья?
Сегодня с вами мы поговорим о том, что такое дружба и
что нужно для того, чтобы быть настоящим другом.
Садитесь на ковер. Назовите мне своих друзей в группе среди мальчиков и девочек.
А сколько у тебя друзей мальчиков? (девочек?), кого больше, меньше? (4-5детей)
Я рада, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя.
Послушайте стихотворение: (Степа Гр.)
«Мой Дружок»
Мы с Ромою дружком
Не разлей вода живем.
Мы не спорим, не деремся,
Мы друзьями с ним зовемся.
Объезжаем с ним мустанга
И охотимся за львом,
Вместе поднимаем штангу,
Не скучаем мы вдвоем.
На космической ракете
К марсу смело, мы летим,
Там живут, конечно, дети,
Их увидеть мы хотим.
Мой дружок – герой отважный,
За меня он бился дважды
С псом свирепым во дворе,
Угрожавшим детворе.
Пусть Роме только пять,
Пусть он путает слова
И почти не говорит,
Верность дружбе он хранит!
Как вы думаете, мальчики, о которых говорится в стихотворении, умеют дружить? Почему вы так решили?
Расскажите о своем друге (подруге), предлагаю мнемотаблицу (составление рассказов о своем друге по плану, предложенному воспитателем)
(- Кто твой друг?
Расскажите, как вы подружились со своим другом?
В какие игры вы играете со своим другом?
Что тебе нравится в твоем друге?) – 4-5 детей
Упражнение «Добрые люди» : дети стоят в кругу, а воспитатель поочередно бросает каждому из них мяч, называет какого либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Пример: Моя сестра играет со мной и помогает мне.
- Игра «Дрозд» (игра в парах)
(Садятся на ковер)
Знаете ли вы, что главное в дружбе - хранить секреты и помогать друг другу и даже, если поссорились, не выдавать секрет.
Свои секреты можно рассказывать? Кому?
(Маме, папе, брату…)
Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в группе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала. Ведь я была не врушка, а фантазерка, любила мечтать.
А вот девочка был болтушкой? Почему?
А кто из вас умеет хранить секреты?
Вас можно назвать надежным, верным другом?
А каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья? Подруги?
А внешне, каким должен быть друг? (аккуратным, чистоплотным…)
А в отношениях? (скромным, добрым, верным…)
А как интереснее жить? С друзьями или нет?
Кому легче пережить беду? Тем, у кого друзья или тем, у кого нет друзей?
Кто хотел бы учиться в школе вместе? С кем?
Сидеть за одной партой?
-Что бы вы выбрали для себя:
«Что бы друзья, друг делали все для вас?»
«Чтобы я умел хранить секрет друзей и помогать им?»
«Чтобы меня считали надежным, верным другом?»
А бывает, что друзья ссорятся?
Игра «Помири друга»:
1) Двое хотят играть одной игрушкой – помири их.
2) Твой друг обижен – попробуй помириться с ним.
Игра «Посидим в тишине»:
А теперь представьте, что ваш друг Ваня заболел, его нельзя будить, а вам необходимо выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки, перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими шариками и т. п.
Напоминаю детям следующее:
Нужно всегда помогать друг другу и делиться тем, что сам имеешь.
Друзья познаются в беде.
Друзья не обижаются друг на друга.
Ваня выздоровел, и я предлагаю вам порадоваться за него (физ. минутка – танец под музыку)
Послушайте пословицу «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». (Раздаю контурные изображения деревьев без корней. Прошу детей раскрасить деревья и подрисовать столько корней, сколько друзей имеет ребенок.
По окончанию работы предлагаю обсудить, как чувствует себя дерево, у которого мало корней.
Лучший друг.
Мой любимый друг хороший –
Это сверстник Илюша.
Бескорыстный, верный, честный.
С ним всегда мне интересно!
Он умеет друга слушать,
Я ему открою душу:
Обо всем ему скажу,
Все игрушки покажу.
Заводила, фантазер,
В играх ловок он и скор.
Понимает шутки, смех.
Друг Илюша – лучше всех!
Любит Арина гостей,
Добротой от Арины веет:
Ни игрушек, ни сластей
Для подружек не жалеет,
Утешает, привечает
И душистым поит чаем.
Олежка кормит хомяка,
Чистит клетку попугая,
Приласкает он щенка
И с братишкой погуляет.
Матвейка может дать совет,
Посочувствовать другому.
Он не скажет слова «нет»,
Помогает всем знакомым.
Помогает Саша маме –
Возится он с малышами.
И сочувствует другим –
Верный друг, хороший сын.
Никита честен и правдив,
Он ненавидит ложь,
Настойчив и трудолюбив –
Его не проведешь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД “Нет друга – ищи, нашел – береги»
17.05.2013г.
Программное содержание : Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.
Познакомить детей с качествами, помогающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым . Реализация проекта «Учим стихи».
Материал: Конверт с письмом, мнемотаблица, Фотографии, мяч, новая игрушка, 4-е тарелки, 2-стакана (1-н с водой), 2-а стакана (1-н с шариками). Магнитофон, листы бумаги с нарисованным деревом (без корней).
Ход:
Здороваются с присутствующими.
А как можно по-разному поздороваться со своим другом? (здороваются)
Сегодня утром я получила…Что? (письмо). Как вы думаете от кого?
Это письмо от моей подруги. Она живет в другом городе – Иркутске. Посмотрите вот на этой фотографии я со своими подругами, познакомились мы в детском саду. Сначала мы были девочками, девушками, мамами, а теперь мы уже и бабушки, но дружим до сих пор. (Показываю фотографии своих друзей со времен детского сада, рассказываю о своих друзьях, сроках дружбы).
Хотели бы вы так дружить?
Поднимите руки, у кого есть друзья?
Сегодня с вами мы поговорим о том, что такое дружба и
что нужно для того, чтобы быть настоящим другом.
Садитесь на ковер. Назовите мне своих друзей в группе среди мальчиков и девочек.
А сколько у тебя друзей мальчиков? (девочек?), кого больше, меньше? (4-5детей)
Я рада, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя.
Послушайте стихотворение: (Степа Гр.)
«Мой Дружок»
Мы с Ромою дружком
Не разлей вода живем.
Мы не спорим, не деремся,
Мы друзьями с ним зовемся.
Объезжаем с ним мустанга
И охотимся за львом,
Вместе поднимаем штангу,
Не скучаем мы вдвоем.
На космической ракете
К марсу смело, мы летим,
Там живут, конечно, дети,
Их увидеть мы хотим.
Мой дружок – герой отважный,
За меня он бился дважды
С псом свирепым во дворе,
Угрожавшим детворе.
Пусть Роме только пять,
Пусть он путает слова
И почти не говорит,
Верность дружбе он хранит!
Как вы думаете, мальчики, о которых говорится в стихотворении, умеют дружить? Почему вы так решили?
Расскажите о своем друге (подруге), предлагаю мнемотаблицу (составление рассказов о своем друге по плану, предложенному воспитателем)
(- Кто твой друг?
Расскажите, как вы подружились со своим другом?
В какие игры вы играете со своим другом?
Что тебе нравится в твоем друге?) – 4-5 детей
Упражнение «Добрые люди» : дети стоят в кругу, а воспитатель поочередно бросает каждому из них мяч, называет какого либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Пример: Моя сестра играет со мной и помогает мне.
Игра «Дрозд» (игра в парах)
(Садятся на ковер)
Знаете ли вы, что главное в дружбе - хранить секреты и помогать друг другу и даже, если поссорились, не выдавать секрет.
Свои секреты можно рассказывать? Кому?
(Маме, папе, брату…)
Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в группе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала. Ведь я была не врушка, а фантазерка, любила мечтать.
А вот девочка был болтушкой? Почему?
А кто из вас умеет хранить секреты?
Вас можно назвать надежным, верным другом?
А каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья? Подруги?
А внешне, каким должен быть друг? (аккуратным, чистоплотным…)
А в отношениях? (скромным, добрым, верным…)
А как интереснее жить? С друзьями или нет?
Кому легче пережить беду? Тем, у кого друзья или тем, у кого нет друзей?
Кто хотел бы учиться в школе вместе? С кем?
Сидеть за одной партой?
- Что бы вы выбрали для себя:
«Что бы друзья, друг делали все для вас?»
«Чтобы я умел хранить секрет друзей и помогать им?»
«Чтобы меня считали надежным, верным другом?»
А бывает, что друзья ссорятся?
Игра «Помири друга»:
- Двое хотят играть одной игрушкой – помири их.
- Твой друг обижен – попробуй помириться с ним.
Игра «Посидим в тишине»:
А теперь представьте, что ваш друг Ваня заболел, его нельзя будить, а вам необходимо выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки, перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими шариками и т. п.
Напоминаю детям следующее:
Нужно всегда помогать друг другу и делиться тем, что сам имеешь.
Друзья познаются в беде.
Друзья не обижаются друг на друга.
Ваня выздоровел, и я предлагаю вам порадоваться за него (физ. минутка – танец под музыку)
Послушайте пословицу «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». (Раздаю контурные изображения деревьев без корней. Прошу детей раскрасить деревья и подрисовать столько корней, сколько друзей имеет ребенок.
По окончанию работы предлагаю обсудить, как чувствует себя дерево, у которого мало корней.
Лучший друг.
Мой любимый друг хороший –
Это сверстник Илюша .
Бескорыстный, верный, честный.
С ним всегда мне интересно!
Он умеет друга слушать,
Я ему открою душу:
Обо всем ему скажу,
Все игрушки покажу.
Заводила, фантазер,
В играх ловок он и скор.
Понимает шутки, смех.
Друг Илюша – лучше всех!
Любит Арина гостей,
Добротой от Арины веет:
Ни игрушек, ни сластей
Для подружек не жалеет,
Утешает, привечает
И душистым поит чаем.
Олежка кормит хомяка,
Чистит клетку попугая,
Приласкает он щенка
И с братишкой погуляет.
Матвейка может дать совет,
Посочувствовать другому.
Он не скажет слова «нет»,
Помогает всем знакомым.
Помогает Саша маме –
Возится он с малышами.
И сочувствует другим –
Верный друг, хороший сын.
Никита честен и правдив,
Он ненавидит ложь,
Настойчив и трудолюбив –
Его не проведешь.
Название:
Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, средняя группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №28»
Месторасположение: Нижегородская область, г. Арзамас
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Выполнила: воспитатель
Ивлева Юлия Александровна
ЦЕЛЬ: способствовать формированию у дошкольников понятия «друг», «дружба»; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
ЗАДАЧИ:
- Развивать в детях способность договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
- Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
- Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихов и рассказов по теме, их обсуждение, разучивание физкультминутки, рассматривание сюжетных картинок, д/и по теме «Назови ласково», «Кто с кем дружит?», п/и, игры на развитие навыков общения «Клубочек», «Ладонь в ладонь», подбор музыкального сопровождения.
СРЕДСТВА: сборник стихов о дружбе, кукла, магнитофон, подборка фонограмм, картинки с изображением разных эмоций, картинки с изображением сказочных героев, картонные сердечки на веревочках.
СПОСОБЫ: художественное слово «Об этих ребятах не зря говорят», беседа с детьми о друге, дружбе, физкультминутка «Девочки и мальчики», приход игрового персонажа принцессы Капризы, прослушивание песен о дружбе, игра «Узнай настроение», обсуждение проблемной ситуации, д/и «Выбери друга», индивидуальная работа, сюрпризный момент — обмен сердечками.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение!
Об этих ребятах не зря говорят:
«Они друг за дружку Горою стоят!
Их двое, а кажется - Топает взвод,
Когда подготовка к сраженью идет,
Жуков изучают, сидят у реки
И очень охотно едят пирожки.
Один завздыхает, вздохнет и другой,
Один зачихает, чихнет и другой.
Они не дерутся почти никогда,
Ведь драка - не спорт,
Вот борьба - это да!
И оба ныряют в горячую пыль,
Как только появится автомобиль.
Вы ждете, что вылезут двое ребят,
А видите двух озорных чертенят.
Где первый, там, стало быть,
будет второй!
Стоят друг за дружку ребята горой.
Воспитатель: О ком это стихотворение?
Дети: О друзьях.
Воспитатель: Кто такой друг?
Дети: Это тот с кем можно дружить.
Воспитатель: А что значит дружить?
Дети: Это значит не ссориться, не обижать друг друга, не драться.
Воспитатель: Нравится ли вам дружить с другими детьми?
Дети: Нравится.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что не бывает скучно.
Воспитатель: Чем можно заниматься с друзьями в свободное время?
Дети: Играть в разные игры.
Воспитатель: Давайте мы с вами вместе поиграем. Повторяйте за мной.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (садятся на стульчики)
Звучит фонограмма, появляется кукла – капризная принцесса.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла принцесса Каприза. Она плачет. Давайте спросим у нее что случилось?
Каприза: Здравствуйте, ребята. Я услышала, как вы весело играете, и мне стало грустно, потому что со мной никто не хочет дружить.
Воспитатель: Наверное, ты очень капризная, поэтому у тебя нет друзей. Но ты не переживай, ребята помогут тебе найти товарищей. Правда, ребята?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Давайте послушаем песенку.
(Звучит куплет из песни «От улыбки»)
Воспитатель: Так скажите, ребята, с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Правильно. И тебе, Каприза, нужно быть приветливой и чаще улыбаться. Скажите, как можно узнать настроение человека?
Дети: По лицу.
Воспитатель: Вы хотите поиграть в игру «Узнай настроение»? Я буду показывать вам картинки с разными лицами. А вы угадайте, какое настроение у нарисованного человечка.
Каприза: А вы знаете, я как-то раз играла с девочкой, и она взяла игрушку, которую мне тоже хотелось взять. Я рассердилась и сказала ей, что она — жадина. Не понимаю, почему она больше не хочет со мной играть.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете, почему?
Дети: Знаем. Нужно было сказать: «Ладно, сначала ты поиграй, а потом я буду играть».
Воспитатель: Каприза, нельзя ни с кем грубо разговаривать, нужно знать волшебные слова. Ты их знаешь?
Каприза: Нет, что еще за волшебные слова?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем принцессе, познакомим ее с волшебными словами. Марина, назови несколько слов.
Ребенок: Спасибо, пожалуйста, извините.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказочных героев. Посмотрите на картинки и выберите себе друга. Объясните, почему вы выбрали именно этого героя.
(Чебурашка, Шапокляк, Вини Пух, Баба Яга, Волк, Заяц, котенок Гав, Лиса, Кощей, Иван Царевич)
Воспитатель: Видишь, Каприза, каким должен быть настоящий друг: смелым, добрым, веселым, он должен помогать в трудную минуту.
А теперь, слушайте внимательно! Возьмитесь за руки те, кто любит кататься на санках.
Присядьте те, кто любит мороженое.
Попрыгайте те, кто любит гулять с друзьями.
Улыбнитесь те, кто любит веселиться.
Покружитесь те, кто любит приглашать в гости друзей.
Поднимите руки те, кто любит драться.
Вот видите как много у вас общего.
Каприза: Я поняла, чтобы с кем-то дружить, нужно все делать вместе и не ссориться. Правильно, ребята?
Дети: Правильно.
Каприза: Спасибо вам большое за то, что вы научили меня дружить. За это я хочу подарить сердечки, а вы отдайте это сердечко своему другу.
(Дети обмениваются сердечками под песню «Дружба крепкая»).
Воспитатель:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Запомни, Каприза, все, что сегодня ты здесь услышала, а поможет тебе в этом сердечко от ребят. Теперь у тебя много друзей.
(Дети дарят принцессе сердечко).
Каприза: Спасибо, мои друзья! До свидания!
ЛИТЕРАТУРА:
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.
Воспитательные: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.
Развивающие: Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.
Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе;
Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
Слушание аудиозаписи песен «Дружба начинается с улыбки» .
Материал и оборудование:
Аудиозаписи: «Дружба начинается с улыбки» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)
Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь» , чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, солнышки, эмоции людей, коврик мира.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами гости. Гости желают на вас полюбоваться, посмотреть какими вы стали.
Усаживайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе» , пока дети усаживаются)
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
В-ль: Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?
Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не оставит, всегда придет на помощь.
В-ль: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести беседу? (о дружбе, о настоящих друзьях)
В-ль: Да, мы будем разгадывать тайны дружбы. А чтобы их разгадать надо отвечать полным ответом, быть внимательным и соблюдать правила.
В-ль: Видите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные тайны дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.
- Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга...
- Это –друзья, это хороший поступок.
- Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства.
- А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся) .
В-ль: Вот так легко мы с вами разгадали первую тайну. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую тёплую улыбку. (Дети выполняют)
В-ль: – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.
В-ль: Ребята, а у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
Кого можно назвать другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может помочь, научить тому, что сам умеет, уступить. А если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)
А если поссорились, что нужно сделать? (помириться) .
В-ль: Сейчас мы с вами будем учиться мириться.
Физминутка: Хватит ссориться и злиться (спиной)
Ну давай, живей мириться (поворачиваются и берутся за руки)
Всё, обида, уходи (машут руками)
Ждёт нас дружба впереди (обнимаются) . Молодцы!
Постараемся поменьше ссориться. Хорошо? Садимся.
В-ль: О друзьях говорить всегда приятно. Поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?
Чтение стихов о дружбе детьми:
1. Всё с друзьями пополам, поделить мы рады
Только ссориться друзьям –никогда не надо!
2. Дружат в небе облака, дружит с берегом река
Ведь недаром говорят-что для дружбы нет преград!
3. Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
В-ль: Да, ребята, человеку всегда необходим кто-то близкий. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге? (предлагается план рассказа)
Как зовут вашего друга
Во что с ним играете
Какой он ваш друг
Почему вы с ним дружите
(заслушиваю рассказы 1-2 детей.)
Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.
В-ль: Вот мы с вами разгадали вторую тайну дружбы – «Надо иметь кого?» Друзей. Поместим еще одну тайну на чудо-дерево.
Дети подходят к стенду, где находятся изображения человека, выражающего различные эмоции.
В-ль: Ребята, скажите, каким выглядит одинокий человек, т.е. человек у которого нет товарищей. (покажите)
(Грустным, печальным, безрадостным, угрюмым)
(тучкой, пасмурным небом, дождём, тающей сосулькой, увядшим цветком) .
В-ль: Каким выглядит человек, у которого много друзей?
(Весёлым, счастливым, радостным)
В-ль: С чем можно сравнить его настроение? (с солнышком, радугой, цветком) .
В-ль: А вы какие у нас? Дружные?
В-ль: Поиграем с пальчиками.
Физминутка: Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы обеих рук соединены в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ладони прижаты друг другу)
(подушечки пальцев постукивают друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
(руки вниз, встряхивают кистями) . Молодцы!
Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»
В-ль: Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какие ребята изображены? Что вы можете рассказать о них? (рассказывают по картинкам)
В-ль: можно сказать, что они доброжелательные? Почему? (желают друг другу добра, девочка помогает бабушке, не ссорились во время игры…
В-ль: Вот мы узнали ещё одну тайну дружбы, какую? Быть доброжелательным. Поместим на чудо-дерево!
В-ль: Ребята, как вы думаете: Какая ещё одна тайна?
В-ль: Я вам подскажу – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»
В-ль: А теперь я предлагаю протянуть своим друзьям руки, и улыбнуться. И постарайтесь никогда не ссориться.
В-ль: Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали тайну как не ссориться) .
В-ль: А ещё я вам предлагаю вспомнить правила, которые мы очень часто обсуждаем в д/саду. (Схема-правила) .
В-ль: Ребята, что означают эти правила? (дети проговаривают их) . Молодцы!
В-ль: Но если кто-то из вас всё-таки нарушит эти правила, и кто-то кого-то обидит, у нас есть волшебный коврик. Мы будем садиться на него и мириться. Хорошо?
В-ль: Дети, вам было интересно? (ответы)
Я тоже очень рада, что всем вам было интересно. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться) . Всем спасибо!
Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
Цель: развитие элементарных представлений о дружбе и друзьях.
Образовательные задачи:
учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду и дома;
активизировать словарь детей по данной теме;
добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивающие задачи:
развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость;
развивать диалогическую речь детей, умение соблюдать правила диалога: отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего.
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Предварительная работа: дидактическая игра «Хорошо – плохо» . Чтение стихотворений О. Чекашовой «Мой друг» , Г. Боргуль «Подружка Маша» , И. Моднина «Давайте дружить» , рассказов В. Осеевой..
Материалы и оборудование: клубок ниток, сверток.
Настрой на работу.
В группе оформлен музей «О друзьях и дружбе» . В нем фотографии друзей детей, работы детей: «Портрет моего друга» , «Подарок моему другу» , «Любимая игрушка моего друга» .
Звучит мелодия песни «Мы дружные ребята» .
Дети свободно входят в групповую комнату, воспитатель предлагает рассмотреть работы товарищей. Дети рассматривают, высказываются. Музыка выключается, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом.
Ребята, это наш музей «Друзей и дружбы» . Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать сегодня?
Правильно, о друзьях. Вот вы и заулыбались. О друзьях говорить всегда приятно.
Беседа о друзьях и дружбе.
Ребята, кто такие друзья?
(Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся своими тайнами, секретами, игрушками, угощениями и т. д.)
Другом может называться тот, кто готов разделить с тобой и радость и горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам.
А как вы должны относиться к другу?
Сколько друзей можно иметь?
А что лучше, когда один друг или много друзей?
А можно, чтобы вся группа детей была друзьями?
Ребята, как вы думаете, только дети могут быть вашими друзьями? А взрослые могут быть вашими друзьями?
Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, заботливыми, веселыми, вежливыми и т. д.) .
Если кто – то из вас придет в детский сад в плохом настроении, будет плакать, не захочет играть с детьми, что вы сделаете, чтобы его настроение улучшилось?
Сделаем, чтобы у всех было хорошее настроение. Давайте поиграем в наши любимые игры.
Игра «Назови соседа ласково» .
Дети поворачиваются к своему соседу и называют его ласково: Данечка, Женечка, Лизонька и т.п.
Игровое упражнение «Привет другу» .
Дети встают в круг, держась за руки.
И так я начинаю игру и говорю: «Я посылаю привет Диме» . При этом пожимаю руку своему соседу справа, тот так же дружелюбно пожимает руку своему соседу и передает привет Диме. И так дальше по кругу, пока привет не «придет «к Диме. Затем свой привет передает следующий от меня по кругу. Он говорит, кому его передает. (Желательно, чтобы каждый ребенок получил привет) .
Игра «Связующая нить» .
Дети сидят в кругу на коврике. Они должны по кругу передать клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята говорят друг другу пожелания, хорошие слова. Игру начинает воспитатель. Когда клубочек вернется к взрослому, все натягивают нить, образуя круг. Затем закрывают глаза, представляя, что составляют одно целое, что каждый важен в этом кругу.
Дидактическая игра «Закончи предложение» .
- Ребята закончите предложение:
– «Для ребенка радость – это …» ,
– «Для мамы радость – это …» ,
– «Для друга радость – это …» .
Давайте вспомним, какие рассказы и стихи вы знаете о дружбе.
Послушайте рассказ Фоминой, приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения. Слушайте внимательно.
Чтение рассказа Фоминой «Подруги» .
Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют. Зоя, Лиза, Аза куклу укладывают спать; забавного зайца укладывают спать, идут с ним гулять. Позвала мама Зою домой, позвали и Азу. Осталась Лиза одна. Заболели у Лизы зубы. Завязала она зубы и сидит. Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала об этом же Аза, принесла незабудку и поставила Лизе в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть с мозаикой. Красивый сделали узор из нее. Потом загадывали загадки, забыла Лиза о больном зубе.
Кому понравился рассказ?
Как звали девочек?
Можно их назвать настоящими друзьями? Почему?
Как можно назвать рассказ?
Этот рассказ Фоминой называется «Подруги» . Вы согласны с таким названием?
Игра «Найди пару» .
А сейчас поиграем. Становитесь в пары. Посмотрите на своего партнера. Пока звучит музыка, вы спокойно двигаетесь по группе. Как только музыка останавливается, вы должны найти свою пару как можно быстрее.
Упражнение – рисовалка «Мой друг» .
У каждого из вас есть друзья. Ими могут быть и девочки и мальчики. Познакомьте нас с ними. Перед вами лежат листы, на которых изображены две фигуры – девочки и мальчика. Раскрасьте их карандашами тех цветов, которыми любят рисовать ваши друзья. Не забудьте дорисовать лица вашим друзьям.
Дети рисуют под спокойную музыку.
Давайте встанем в кружок и познакомимся с вашими друзьями.
Дети рассказывают о своих друзьях.
Игра «Сверток» .
Я рада, что у каждого из вас есть друзья. Я вам приготовила сюрприз. Ведь вы мои друзья, а друзьям так приятно делать подарки. (Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, передает сверток с сюрпризом по кругу. Наконец сверточек развернут, подарки розданы) .
Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.
Дружат с небом облака,
А роса с травою,
Дружат бабочки с цветком,
Дружим мы с тобою,
Дружат взрослые и дети,
Все должны дружить на свете.
Программное содержание :
Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
Учить простым способом выхода из конфликта
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
Ход занятия :
Звучит музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Воспитатель :
Дружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополамПоделить мы рады!Только ссориться друзьямНикогда не надо!
. Что же такое дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…». Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель: Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Давайте подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки и встают в круг)
Ладони тёплые коснулись И дети улыбнулись.
Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое словоИгра “Комплименты”. Дети стоя, по кругу поворачиваются, пожимают ладони и говорят “, Саша, ты добрый”. И так далее. Примерные слова: весёлый, красивы, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.
У человека поднимается настроение от хороших слов.
Физкультурная минутка Дружно за руки берись Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево) Будем веселиться (хлопки) Прыгать (прыжки) И кружиться (кружение) Много радостных людей (идём по кругу) Добрых верных нам друзей. Ссориться не будем (подходим к центру) Про печаль забудем (отходим назад).
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.
(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош!»
Обсуждение проблемы, поиск путей её решения .
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)
Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)
Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым)
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман с приклеенным земным шаром.)
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ.Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (дети макают ладошки в разноцветные краски)
(во время работы звучит песня о дружбе)
Воспитатель : Воспитатель заканчивает: Ярче солнечных лучей Дружба в целом свете Ведь с друзьями веселей На любой планете. Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».