Открытое занятие по экологическому воспитанию дошкольников. Экологические занятия в детском саду

Владимирова Ирина Эдуардовна

Воспитатель, МДОУ детский сад №9 "Малыш", г. Павловский-Посад Московская обл.

Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Заказ № 25643

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) н а тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе

Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

Знаки по правилам поведения на природе

Иллюстрации по правилам поведения на природе

Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

Цветной картон (страницы для красной книги)

Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

Эмблемы-медали: «Защитники природы»

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню - земляникой, Таню - ежевикой,

Машеньку - орешком, толю - сыроежкой.

Катеньку - малиной, Васю - хворостиной.

Догадались, что это за чудо - богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята -это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки - радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям - мы научим всех - и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес - ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки - загрязнение воды и воздуха -выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен -годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое -экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети:(экология -это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Воспитатель: - Да, ребята -экология -это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему -нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

(Просмотр детьми видео)

Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»

Кто-нибудь может рассказать -что он запомнил из посмотренной передачи?

Зачем люди создали - «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор -они охраняются -законом. И никому нельзя уничтожать их.)

Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите -я приготовила -саму книгу-вот она (показ книги)

Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

Что обозначают страницы -красного цвета?

Дети:(На красных страницах - те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого -какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети:(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети:(-На жёлтых страницах -те растения и животные -количество которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть -жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.

Дети:(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети:(На белых страницах -животные и растения, численность которых всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети:(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети:(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети:(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети:(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают -шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится -о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям -медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.

Просмотр видео-песня о защитниках природы.

Тема : «Как все живое растет?»

Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.

Кто изображен на этих фотографиях?

А вы сейчас похожи на этих детей?

Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)

А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).

Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).

А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)

А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)

А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)

Кто это все делал? (Мама, папа...)

Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.

Вывод (на ковролине выкладывается схема):

грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина

Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):

Так развивается и растет человек.

Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.

Ребята, а у кого дома живет кошка?

Какая кошка, большая или маленькая?

А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка

Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме).

А теперь отгадайте загадку.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?

Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)

Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.

Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)

Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.

Вывод:

Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме.)

А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.

(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)

Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)

Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)

Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.

А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)

Что это? (Дети высказывают предположения.)

Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?

А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)

Гладкие, овальные, маленькие. Что это?

А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)

Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.

А вы хотите быть зернышком?

Психогимнастика «Зернышко»

Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...

Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.

(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)

Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

(Дети сажают фасолинки.)

Цель:формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе; развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение. Развитие логического мышления, воображения, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.С истематизирование и уточнение представлений о свойствах воды и воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

в старшей группе детского сада

« Будь другом природе».

Цель:

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Игра. «Ветер».

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети: нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)

Каждый стареется,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды на не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2 «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.


С.Л. Трифонова

учитель начальных классов

МОУСОШ № 8

« Будь природе другом »

Цель занятия:

Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

    оформление плаката « Будь природе другом»

    творческие задания;

    мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)

I .Организация начала урока.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл .- 2)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.

Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».

Учитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом, “логос”-наука. (слайд 3)

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

Какие проблемы существуют? (слайд 4)

Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес (слайд 5)

– Жил был лес.

2 Птицы (слайд 6)

Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери (слайд 7-8)

Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали (слайд 9)

5 Человек

Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса (слайд 10)

Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (слайд 11-13)

8 Загрязнение водоемов.

Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . (слайд 14)

9 Воздух

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)

10 Засорение отходами.

Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (слайд 16-17)

11 Просьба леса

Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . (слайд 18)

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

Почему в лесу никто не живет?

Ученик

Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

Задание 1

Учитель

У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

4 . Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (
сосна)

На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные).

. Деревья

Учитель

Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки. отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее...(Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Учитель

Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает?

Ученик

Не хватает цветов.

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки,отгадки прикрепи к доске.

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (одуванчик)

Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички . (ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.(колокольчик)

Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (слайд 19)

Задание 4

Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.

(слайд 20,21,22,23)

Задание 5

"Ситуации".

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?– спросила старушка.

Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

Задание 6

Учитель

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Задание 7

Учитель

Территорию нашего поселка окружают живописные места . Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.

Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки . Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом , собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)

Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.

С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.

Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя . (Слайд 24-27)

Сценка

1 турист : Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист : Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист : Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист : Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турис т: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист : Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Задание 8

Учитель

Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.

У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат. (рисунки)

Задание 9

Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)

Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. ( Слайд 30)

Может ли при этом человек оставаться здоровым ? (слайд 31)

«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

Игра «Пойми меня».

(определить, что является отходами)

Задание 1.

    У меня очень много игрушек из нее.

    Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

    Предметы, сделанные из нее, легкие.

    Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.

    Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается . (Пластмасса.) 200 лет.

Задание 2.

    Его делают из песка.

    Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Если его сильно нагреть, оно тянется.

    Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

Задание 3.

    Это получается, когда становится старым или ломается.

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

    Это можно сдать и получить деньги.

    Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.

    Это бывает цветным и черным . (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

Задание 4.

    Ее изобрели китайцы.

    В нашей стране ее получают из древесины.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут . (Бумага – 2 года)

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

Что можно сделать?

Мусор можно: ( слайд 32)

а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

Задания:

    Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?

    Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

ПОКАЗ работ из вторсырья.

Экологическая работа «Мусорная фантазия»

Итог

Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!

Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня . (слайд 33-34)

Рефлексия:

Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета . напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд -35) А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.

«Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...