Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Семья — семь Я. Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Наш быт - мебель"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 г. Новороссийск

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО

ЗАНЯТИЯ

в средней группе

по развитию речи

Тема: « Путешествие по сказкам»

Составила воспитатель:

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок.

Задачи:

ü Учить узнавать русские народные сказки;

ü Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими;

ü Развивать память, внимание, логику;

ü Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение;

ü Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке;

ü Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества;

Методическое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация «Отгадай загадки», сундучок с клубочком, мнемотаблица для моделирования сказки, мольберт, конверт с письмом, корзинка с сюрпризом, волшебный цветок.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.

ХОД

Воспитатель: Ребята сегодня, когда я пришла на работу, то увидела красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (открывается конверт и читают письмо)

Проблемная ситуация

«Здравствуйте ребята! Я колобок-румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки, и я заблудился. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята Колобок просит нашей помощи-поможем ему?

Дети: ответы

Мотивация

Воспитатель:

А чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете?

(Ответы детей.)

Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

Какие средства передвижения бывают в сказках?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет) .

Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше.

Открывают сундучок, находят там клубок и записку: - «Чтобы клубочек вас повел дальше по сказочной стране, вы должны ответить на мои хитрые вопросы. Вот вам волшебный цветок. Отрывайте лепестки и узнаете задания».

Поляна «Угадай-ка»

ü Какую песенку пел Колобок?

ü Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

ü Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

ü Какие слова кричал петушок, когда хотел выгнать лису из заячьей избушки?

ü Какие слова говорил Мишутка, когда увидел сломанный стульчик?

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила лиса.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы - Вот мнемотаблица, попробуйте с её помощью рассказать сказку «Два жадных медвежонка». Я думаю у вас всё получится, и вы сможете идти дальше»

(дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Два жадных медвежонка»)

Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, рас­прощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить наказ матери и трону­лись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком.

Эх, братик, до чего же мне есть хочется! - пожало­вался младший.

И мне хочется! - сказал старший.

Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круг­лую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боял­ся, что другому достанется больше.

Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись по­дошла к ним лиса. Лиса помогает поделить сыр медвежатам

О чём вы спорите, молодые люди? - вкрадчиво спро­сила лиса.

Медвежата рассказали ей о своей беде. - Какая же это беда! - сказала лисица. - Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что стар­ший - всё одно.

Вот хорошо-то! - обрадовались медвежата. - Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но рас­колола головку так, что один кусок - это даже на глаз было видно - был больше другого.

Медвежата закричали:

Этот больше! Лиса успокоила их:

Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.

Она откусила добрый кусок от большей части и про­глотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

Лиса и медвежата - И так неровно! - забеспокоились медвежата.

Ну, полно, - сказала лиса. - Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь боль­ший кусок стал меньшим.

И так неровно! - закричали медвежата.

Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая язы­ком, так как рот её был набит вкусным сыром. - Ещё самая малость - и будет поровну.

Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от боль­шего куска - к меньшему, от меньшего - к большему.

Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, по­махав хвостом, она убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше - бросаем клубочек он катиться на коврик. Дети выполняют задания.

Этюды на выражение эмоций и движений (физминутка) :

Воспитатель: Ребята давайте на полянке немного отдохнем и вспомним, как вела себя лиса в разных сказках и что с ней случалось.

«Лиса притворилась спящей»

(Дети изображают походку лиса как она шла к дороге, увидела, что мужик на телеге, а затем притворилась неживой)

«Петушок и заяц выгоняют лису»

В другой сказке Петушок наказал Лису и выгнал ее из домика Зайчика

Каким был петушок?

(Дети подражают героям, показывая решительность петушка, неуверенного зайца, хитрую лису)

А теперь мы с вами покажем, чем же заканчивался обман и хитрости Лисы во многих сказках, и как она вела себя.

«Лиса осталась без крова»

Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда у лисы растаял дом, какое у неё было настроение, как шла лиса?

(Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов)

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросают клубочек к мультимедийной доске)

Проходите, дети и присаживайтесь на стульчики нас ждет последнее задание Лисы.

Ребята если мы будем правильно выполнять задание, то на экране будет появляться картинка из сказки.

(На экране появляются вопросы Лисы - при правильном ответе детей появляется иллюстрация из сказки)

Вопросы на слайдах по сказкам -

«Репка» - В первой сказке был: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили.

Как называется эта сказка?

Кого из действующих лиц я не назвала?

И что же они вытащили?

«Теремок» - А вот вторая сказка в ней были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил.

Как называется сказка? Какого из героев я не назвала? Что развалил медведь?

«Заюшкина избушка» - Свой дом зимою, в холода она слепила изо льда. Но дом стоял прекрасно в стужу, весной же превратился в лужу.

Как называется сказка? Кого выгнал петух?

«Волк и семеро козлят» - Уходя, просила мать никому не открывать, но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь - песню мамину пропел.

Кто же всех козляток съел? Как называется сказка?

«Колобок» - В сказочке живет, он не ёжик и не кот, из муки он был печен, на сметане был мешен. На окошке он студился, по дорожке он катился.

Как называется сказка? Кого встречал на своем пути колобок?

На последнем слайде - Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы я снова оказался в своей сказке!

В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, но вы его должны найти (корзинка с сюрпризом) . Нужно встать к входной двери спиной, сделать 3 шага вперед, повернуть направо и сделать 5 шагов, затем повернуть направо и сделать еще 3 шага, и вы увидите свой сюрприз»

Рефлексия

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

Кто запутал все дорожки? (Лиса)

Назовите сказки, которые вы вспомнили?

Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Татьяна Алексеенко

«Путешествие по сказкам » .

Целевые ориентиры : формирование эмоционального отношения к сказкам .

Задачи :

1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки , героев сказок с помощью загадок .

2. Развитие речи , воображения, фантазии, мышления, умения действовать согласованно.

3. Воспитание доброты, желания оказывать помощь, любви детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам.

Планируемые результаты :

1. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи;

2. Расширение и активизация словарного запаса, воображения, фантазии, мышления, умеют действовать согласованно.

3. Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении

со взрослыми и сверстниками;

Виды деятельности : игровая, словесно-логический, самостоятельный.

Формы работы : индивидуальная, (подгрупповая , коллективная.

Предварительная работа : Чтение русских народных сказок . Рассматривание иллюстраций к сказкам . Игры драматизации.

РППС : конверты с заданиями, конверт с письмом от Бабы-Яги, волшебная палочка, карточки с изображением героев сказки , яйцо золотое и метла, карточки с загадками, стрелка красная, аудиозапись физминутка, елки, деревья.

(Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей).

Приветствие : «Доброе утро»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель : ребята давайте улыбнемся нашими гостями и поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель : Ребята вы с самого раннего детства слышали сказки . Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы , папы, бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

А давайте мы с вами найдем у нас в группе какую- нибудь книжку со сказкой и почитаем её . (Дети ищут, найти не могут)

А где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей) .

Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем , что это за письмо и от кого оно. (открывается конверт и читают письмо)

“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе , а ночью прилетала Баба-Яга и разнесла нас по самым глухим местам : болотам, чащам и дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.

Ваши сказки . ”

Воспитатель : Ребята, как вы думаете будем выручать сказки из беды ? (ответы детей) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, конечно мы поможем сказкам , выручим их из беды. Но только, как мы это сделаем, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель : Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в тёмный , дремучий лес. Для этого нам надо с вами как- то попасть в сказочный волшебный лес . Я вам предлагаю крепко -крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес .

(В руки палочку возьму волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт).

Воспитатель : Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы детей) . (сказочный лес .)

Воспитатель : Что же это там я вижу, посмотрите же скорей, ребята.

На елочкой какое-то письмо. - А от кого письмо? Давайте посмотрим.

А письмо это от «Бабы-Яги»

«Чтобы вы смогли помочь вашим сказкам попасть в группу , я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки , если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними.»

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?

Дети : (да)

Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание, если вы правильно выполните задание, то увидите красную стрелку, которая укажет путь к следующему заданию)

Задание 1 : Ребята, Баба-Яга просит нас Назвать виды «транспорта» , на

которых путешествовали сказочные герои ».

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка) .

2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) .

3. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету) .

4. На чем летал Алладин? (Ковер- самолет) .

5. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа) .

В : (Появляется красная стрелка - указатель)

Воспитатель : Ай, да умнички мои. Стрелка указывает прямо, значит идем прямо. Дети находят еще один конверт по деревом. Открывают и внутри задание .

Задание2 : Отгадайте «Сказочные загадки » и увидите стрелку : (читает загадки, дети отгадывают названия сказок , если правильно, то появляются картинки – отгадки).

1. Дорога далека, а корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (маша и медведь) .

2. И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)

3. Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки , кто герои этой сказки ? (три медведя) .

4. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка)

5. Уходя, просила мать

Никому не открывать ,

Но открыли дети дверь !

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется ? (Волк и семеро козлят)

6. Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису. (Колобок)

7. Уговаривала братца

Старшая сестрица :

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель : Вот и стрелка появилась. Молодцы ребята, не зря вы сказки любите . Идем по стрелке.

Под елочкой дети находят конверт. Воспитатель читает задание.

Задание3 :

Я буду показывать вам волшебные предметы, а вы должны сказать кому они принадлежат и из какой сказки . Вы готовы? (ответы детей) .

Ступа и метла, избушка (Баба-Яга)

Ледяная избушка и лубяная избушка (лиса и заяц- Заюшкина избушка)

Яйцо золотое, простое яйцо (- Курочка ряба)

Воспитатель : Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше по стрелочке. Дети видят на тропинке лежит еще один конверт. Воспитатель читает задание.

4 задание : «Хочу увидеть и узнать умеете ли вы играть? А изобразите- ка мне лесных животных?»

Физминутка. (под музыку) .

«ВСТРЕЧА С ЛИСОЙ» (дети становятся в круг)

«Эй, ребята, что вы спите?Нам животных покажите! У лисичке острый нос, у неё пушистый хвост! Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты ! Лиса по лесу похаживает, шубу рыжую поглаживает. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, поднялись как стрелки ушки. Зайчик прыгнул, повернулся и под деревом согнулся. Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги, На носочках он пошёл, и на пяточках потом!»

Воспитатель : Молодцы ребята. Замечательно справились с заданием.

5 задание :

Вот Вам следующее задание. Подберите героев и назовите сказку .

Воспитатель : Ребятки, Б. Я. перепутала все наши сказки . Нам надо с вами разобрать их. Я дам Вам небольшую подсказку . Я раздам вам по одному герою из разных сказок , а вы должны подобрать, те которые подходят к вашим сказкам и назвать сказку . (Дети выполняют задание) . Молодцы!

Индивидуальная работа : Андрюша, этот герой подходят к какой сказке (вос –ль дает карточку с изображением героев сказки , назови сказку .

Молодец Андрюша (справился с заданием)

6. задание : «Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти фразы :

1. Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Дети : Сказка «Колобок» слова лисички.

2. Полез в домик. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит :

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Влез на крышу и только уселся - трах! - развалился домик .

Дети : Сказка «Теремок» , слова медведя.

3. Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал :

Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Дети : Сказка «Три медведя» , слова Мишутки.

4. Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!

Дети : Сказка «Петушок золотой гребешок» , слова (Петушока.) .

Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше. Лежит на тропинке еще один конверт.

7. задание :

«Ребята, Баба-Яга пишет, что это последнее и очень важное задание. Выполним его, так уж и быть отдаст нам книжки и отпустит нас домой».

«Чтобы спасти книжки от рук Бабы-Яги, скажите, на чем летает Баба – Яга?»

Дети : На метле.

Воспитатель : Благодаря чему Кощей непобедимый? Что может победить Кощея

Дети : Иголка.

Воспитатель : Ребятки, не забывайте, иголка находится в яйце, нам нужно найти яйцо, не простое. Оно должно быть сказочно – красивое .

«Найдите среди предметов метлу Бабы-Яги и яйцо Кощея Бессмертного».

Воспитатель : Ну вот, ребята, выручили мы с наши сказки из беды теперь

можно возвращаться домой. Давайте мы с вами закроем крепко глазки, а я произнесу волшебные слова :

«Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахнём своей,

Мы домой спешим скорей!»

Воспитатель : Ну вот мы и дома, в своём детском саду. Смотрите, ребята, что произошло у нас в группе (Ответы детей) . Книги вернулись на свои места.

Рефлексия

Ребята, а где мы с вами сегодня были?

А для чего мы отправились в дремучий лес?

Что мы с вами там делали?

А кого мы встретили на своём пути?

Понравилось ли вам путешествовать ?

Воспитатель : Ребята, чтобы Б. Я больше не забрала наши книги,

что же нужно делать (Ответы детей) . (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно

пользоваться).

Воспитатель : На этом наше путешествие подходит к концу . Сегодня вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить новую игру, которая называется «Путешествие по сказкам » .




Соколова Елена Николаевна

Воспитатель, МБДОУ Дс № 22, Волгоградская обл. г.Камышин

Соколова Е.Н. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Обогащать словарный запас детей. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Ход занятия:

Здравствуйте!

Ребята, сядьте поудобнее расправьте плечики и послушайте меня внимательно. Отгадайте, о чем моя загадка?

Если б не было его?

Не сказали б ничего (язык)

О чем идет речь в загадке? (о языке)

Для чего нужен язык человеку? (чтобы говорить)

Где всегда находится? (во рту)

Покажите свои язычки. Как они работают? (двигаются) Что делает, когда мы молчим? (спит)

Послушайте сказку о веселом язычке. «Жил на свете язычок-вот какой» (дети показывают). Жил он в домике, который называется рот. В домике были двери — это губы. Покажите, где эти двери (дети размыкают губы). Язычок любил сидеть на окошке и поглядывать по сторонам вправо, влево, вверх, вниз (дети двигают свои язычки). А больше всего наш язычок любил сидеть на подоконнике и рассказывать веселые стихотворения. Вот одно из них послушайте:

Жил был Шум.

Ел Шум: хрум, хрум.

Спал так: храп, храп.

Ел суп: хлюп, хлюп.

Шел Шум: бум, бум.

Как ел Шум? Как ел?

Как спал Шум? Как шел Шум?

А теперь вместе с нашим язычком расскажем это стихотворение, меняя тембр голоса.

Поиграли с язычком. А теперь встанем и вытянем руки. Посмотрите, руки у нас какие? (умелые, сильные, ловкие...)

Что умеют наши руки? (рисовать, лепить, копать...)

В этом помогают нам наши пальчики.

Сколько пальцев на правой руке? (5)

Сколько на левой? (5)

Сколько всего пальцев на обеих руках (10).

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

Поднимаем кисти обеих рук вверх, широко раздвинув пальцы.

Поочередно сгибаем их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите

Наши пальцы не будите

Птички станут щебетать

Будут пальчики вставать.

Ребята, садитесь на стульчики и посчитаем пальчики по-другому:

Один палец

Два пальца и т.д.

Сколько пальцев? (десять)

Пальцы спрятались, и не стало чего? (пальцев)

Ну вот, наши пальчики поиграли. А теперь поиграем мы с вами. Мои пальчики нашли для вас очень интересные картинки животных (на столе разложены картинки с изображением диких и домашних животных.

Как назвать всех, кто здесь представлен, одним словом? (животные)

Какие животные? (дикие и домашние)

Ребята, а вот фигурки этих животных, давайте их разместим по среде их обитания (на столе домик и лес, дети называют и раскладывают животных к домику и лесу) звучит спокойная музыка.

А сейчас я загадаю вам загадку об одном животном:

Рыжая, пушистая, хитрая. Следы на снегу заметает? (лиса)

А теперь вы выберите о ком вы хотите загадать загадку и расскажите, (дети составляют описательные рассказы)

Молодцы, ребята, а теперь изобразите мимикой и движениями любимых животных.

Театрализованная игра «Узнай, кто я?»

Молодцы, очень хорошо у вас получилось. А сейчас возьмитесь за руки, встаньте в круг. Давайте вспомним с вами ласковые слова и назовем друг друга ласково (Сашенька, Димочка). На этом наше занятие заканчивается. Чем мы с вами сегодня занимались?

Все дети любят сказки. Они помогут им сохранить доверительные отношения как между собой, так и с родителями. Сказки в основном поучительные: они учат добру, любви, уважению и смелости. И вот однажды мы с ребятами тоже отправились в путешествие по русским - народным сказкам.

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка"

Програм мное содержание:

·Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".

·Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

·Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

·Формирование навыков учебной деятельности.

·Продолжать использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики.

Материал для занятия:Демонстрационный:персонажи сказки «Теремок», «Семеро козлят», «Три медведя» настольный театр "Колобок", искусственная ель, персонаж Ежик.

Ход занятия:

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать.(ответы детей)

Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.(Воспитатель подходит к столику, где стоят персонажи сказки «Теремок»).

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зелёная … (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий … (зайчик).

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, –

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка).

Всем хватило места в нём.

Вот какой чудесный … (дом).

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый... (волк).

Шкуру белую надел,

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки, ... (дверь).

Ваша матушка пришла,

Молочка вам... (принесла)

(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:(укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню: (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Воспитатель: Ребята,а как называется эта сказка? (Колобок). А кто ее написал?

(народ).Правильно, ее написал русский народ. Значит мы говорим, что это.......(русская народная сказка).

Воспитатель : А давайте с вами вспомним, еще русские народные сказки. Я вам буду загадывать загадки, а в ответе будет спрятано название русской народной сказки.

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

«Сестрица Аленушка

и братец Иванушка»

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

(Репка)

Воспитатель: Молодцы ребята,вот мы с вами и вспомнили русские сказки, написанные народом.

А теперь давайте с вами отправимся в наше волшебное путешествие. (дети присаживаются на стульчики, поставленные полукругом).

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, кто попросил испечь колобка?(Дед). А кто испек колобок?(Бабка). Я хочу вам предложить помочь нашей бабушке испечь колобок.

Мы лепили колобка

(Дети имитируют движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка

(Сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали

(«Катают» колобка)

На окошечко сажали

(Раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг да прыг

(Стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник.

(Вращение кистями)

Воспитатель: Вот какой замечательный получился у нас колобок.

(Воспитатель одевает на руку персонажа КЛОБОК и говорит его голосом) :

Колобок: Здравствуйте дети.

Здравствуйте мальчики! (Здравствуйте!)

Здравствуйте девочки! (Здравствуйте!)

Воспитатель : А запах то какой.....мммм....Откуда этот запах? Аааа это наверное пахнет колобок.

Давайте понюхаем (дети вместе с воспитателем нюхают носом).

А колобок же наш только из печи,он совсем горячий. АЙ-ЯЙ горячо.

Давайте подуем на него(дети вместе с воспитателем дуют на колобок).

И он наверное очень вкусный. так и хочется съесть его.

Покажем какой он вкусный (дети вместе с воспитателем облизывают язычком губки).

Колобок : Я отправляюсь в волшебное путешествие по сказке.

Вы хотите со мной?(Да!).

Воспитатель :А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым? (ответы детей-зайца).А какую песенку спел ему колобок?(я колобок, колобок........) Потом кого он встретил? (волка)

Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!") Встретился колобку медведь и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

Или я что-то напутала, помогите мне. (медведь сказал толстым, грубым голосом). Попробуй Андрюша сказать как говорил «Медведь», похоже ребята?(Да).А потом кого встретил колобок? (лису).Конечно же лису.

Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал и от нее,и покатился дальше.

Колобок : Ох, и устал я катиться, мне совсем невесело то-то.

Воспитатель: Ребята что-то наш колобок совсем загрустил. Давайте покажем как грустит колобок.(дети изображают грусть на лице). Давайте развеселим нашего колобка?(дети встают со стульчиков, и выходят в полукруг)

Физминутка:

Колобок, колобок,

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.

Колобок - румяный бок.

По дорожке покатился

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Всем играл на балалайке.

Изображают игру на балалайке.

У лисы спел на носу, -

Пляшут вприсядку.

Больше нет его в лесу.

Колобок: ой ребята, а я ведь другой колобок, я сумел обхитрить лису и убежал от нее. Мне очень понравилось, я прям развеселился!

Воспитатель:Да мы это уже поняли, что ты развеселился. Дети, а как мы это поняли? что у колобка на лице?(у колобка на лице улыбка, он радостный, счастливый).

Прокатился наш колобок по дорожке, катится, катится, и увидел странный комочек с иголками. Посмотрел колобок на него и удивился. Как колобок удивился? покажите(дети показывают удивление на своем лице).

Колобок : ребята,кто это очутился на моем пути, как вы думаете?(ежик). А как вы поняли что это ежик?(ответы детей: у него есть острые иголки,которые называются колючками).Воспитатель: ребята, а как вы думаете? Чем похожи колобок и ежи? (они оба круглые).А когда ежик становится круглым, как колобок?(кода боится лесных зверей). А чем отличаются колобок и ежик?(колобок- гладкий, нежный; а ежик-колючий, жесткий).

Вот так колобок и ежик решили стать друзьями, и покатились дальше вместе по дорожке. Колобок оглянулся и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа.

Воспитатель: Как вы думаете какие деревья он увидел?(ели).Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А теперь давайте поиграем с ежиком и колобком, наши друзья будут прятаться,а вы будете отгадывать где же они спрятались, только ответ нужно давать полный.....(ежик сидит на пеньке, колобок спрятался под елку,.....рядом с пеньком, около ежика).

Воспитатель: Я очень рада, что вы у меня такие внимательные. Наши ребята просто молодцы!

Ну вот подошло к концу наше путешествие. Мы вместе с вами сочинили продолжение сказки «Колобок». Понравилась вам она?(Да, очень понравилось).

Дети прощаются с колобком и ежиком,и из волшебного леса возвращаются в группу.

ГККП детский сад №7 «Арай» г. Степногорск, п. Заводской

учитель – логопед

Мамедова Азиза Джаффар-гызы

Задачи:
1. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
2. Формировать умение сочетать существительные с числительными (количественный счет).
3. Развивать умение составлять слова с уменьшительно – ласкательным значением.
4. Развивать мышление, памяти.
5. Развитие дыхания.
6. Воспитывать стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
Оборудование: «печка», «пирожки», костюмы яблоньки, речки, бабы-Яги; домик бабы-Яги, картинки 4- лишний, разрезные картинки фруктов; муляжи овощей и фруктов; мячик; корзинка с яблоками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (ритуал приветствия):
«Доброе утро, лесами полям,
Доброе утро скажу всем друзьям,
доброе утро родной детский сад,
видеть друзей своих очень я рад!»
2. Основной этап.
Логопед. Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по сказке. А вот в какую сказку мы попадем, вы должны отгадать:
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные,
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня… (Гуси – лебеди).
Ребята, а что случилось в этой сказке? Куда улетели Гуси – лебеди? А вы хотите помочь Аленушке найти братца Иванушку? (да).
Для этого нам нужно попасть в сказку.
Но чтобы попасть в сказку, нам нужно вместе произнести волшебные слова: раз, два, три, вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Вот мы с вами и в сказке, ребята. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку). А вот и печка. Давайте подойдем к ней поближе и спросим куда полетели гуси – лебеди. «Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»?

Печка: «Выполните мое задание скажу».
Ребята, смотрите печка испекла пироги, чтобы пироги получились вкуснее, нам нужно добавить в них начинку. И назвать какие пироги у нас получились. Давайте подойдем к столу. На столе лежат картинки. Вам нужно взять одну из картинок, назвать что на ней нарисовано, положить в пирог и назвать какой пирог получился. Савелий, возьми одну картинку, назови что на ней нарисовано. Положи картинку в пирог. Какой пирог у тебя получился? Н-р: яблочный пирог, грушевый пирог, ананасовый пирог, малиновый пирог, грибной пирог, рыбный пирог, вишневый пирог, клубничный пирог, капустный пирог, мясной пирог. И так далее. (Дети выполняют задание).

Молодцы ребята!
Ребята подойдем к печке.
Логопед. Печка, мы выполнили твое задание.
Печка. Молодцы ребята, найдите стрелку она укажет вам путь.
Логопед. А вот и стрелка, пойдемте прямо.
Ребята, а кого потом встретила Аленушка на пути? (яблоньку).
Ребята, смотрите, а вот и яблонька.
Давайте подойдем к ней и спросим, куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: «Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели»?
Яблонька: «Выполните 3 моих задания, укажу вам путь».
Логопед: Ребята, смотрите, что это лежит? (Конверт). Давайте откроем его и посмотрим, что в нем. А в нем ребята, задания. Первое задание, под яблонькой лежат расколотые фрукты, вам нужно их собрать так, чтобы получились целые. Давайте быстрее их соберем. (Дети выполняют задание).

(Логопед спрашивает у кого что получилось).
Молодцы ребята, но у нас есть еще второе задание.
Подойдем к доске. Вам нужно посчитать фрукты указывая пальчиком на цифры. Савелий, посчитай яблоки. (одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д). Молодец! Дима, посчитай груши.

Молодцы, ребята! Но у нас с вами есть еще 3 задание.
Посмотрите на картинку, назовите что на ней нарисовано. (дети перечисляют). Какая картинка лишняя? Почему?
Давайте подойдем к яблоньке.
Ребята, смотрите кто это сидит возле яблоньки? (ежик). Посмотрите, у него корзинка, давайте посмотрим, что в ней. В корзине лежат шарики – ежики, наверное, это ежик принес их нам, чтобы посмотреть, как мы умеем с ними играть. Давайте, покажем. Сядем в круг. Каждый возьмите по шарику.

По тропинке, по дорожке Пр. рукой слегка ударять мячиком по ковру с
Топают к нам чьи-то ножки продвижением вперед
Это ежик, посмотри, Катаем шарик в ладошках, пальцы широко раскрыты
К нам пробрался из глуши
По дорожке находился Лев. Рукой катаем по ковру шарик круговыми движениями
И в ручей потом свалился Перекидываем из рук в руки
Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне лев. и прав. руки
Только понял нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в лев. ладошке и переложить в пр. ладонь
И ушел обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять шариком по ковру с
продвижением вперед.

Молодцы! Положите шарики в корзину и отдадим ее ежику.
А теперь подойдем к яблоньке. Яблонька, мы выполнили твои задания!
Яблонька. Все задания выполнили, молодцы! Я покачу яблочко, вы идите за ним, оно укажет вам путь.
Логопед: Ребята, пойдемте к яблочку. Смотрите, а что это перед нами? (Колодец).
Путь еще долгий, давайте подойдем к колодцу и испьем водички. Упр. Колодец.
Логопед: Давайте сделаем ладошки лодочкой, на раз водичку взяли, на два подняли, на три – выдохнули. И еще раз (3 раза).

Напились? (да). Давайте вспомним, кого встретила Аленушка дальше на своем пути? (Речку). А вот и речка.
Давайте подойдем к речке и спросим куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: речка – реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: «Выполните мое задание, подниму свои берега и покажу вам путь».
Ребята, посмотрите, в речке плавают рыбки. Нам надо взять удочку, и выловить только те рыбки, на которых картинки, которые относятся только к зиме! Савелий, беру удочку и вылавливай! Что ты словил? (снеговика). Почему? (Потому что снеговика мы лепим зимой). Молодец! Передай удочку Диме. Дима вылавливай! Что ты словил? (шубу). Почему? (Потому что шубу мы надеваем зимой).
Молодцы ребята!
Речка: «Я поднимаю свои берега, а вы пробегайте!»
Логопед: «Ребята, смотрите, а что это?» (избушка бабы Яги).
Давайте постучим. (дети стучат).
Б. Я. Кто там ко мне пожаловал? Кто разбудил старушку?
Дети: это мы ребята из д/сада «Арай», пришли забрать Иванушку, отпусти его баба Яга, мы знаем, что он у тебя.

Б. Я. Пришли, а я давно вас жду. Не побоялись, все задания выполнили. А осталось у вас последнее задание, самое сложное. Если вы назовете ласковые слова, отдам вам Иванушку.
Логопед. Ребята, что же нам делать? Кажется, я знаю, а поможет нам в этом волшебный мячик.

Я буду каждому из вас кидать мячик и называть слова, а вы должны сказать ласково.
печка – печенька;
речка – реченька;
вода – водичка;
капля – капелька;
песок – песочек;
яблоко – яблочко;
рыба – рыбка;
камень – камушек;
Б. Я. Ой ребята, ну и молодцы вы, со всеми заданиями справились! Аленушка, иди забирай своего братца!
(выходит Аленушка).

Аленушка. «Спасибо вам ребята за помощь! Нам с братцем пора возвращаться домой. До свидания ребята!
Логопед. А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, и все вместе произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в детском саду очутись!» Вот мы с вами ребята, снова вернулись в детский сад.
3. Этап рефлексии.
Ребята давайте немножко отдохнем. Сядьте на пол, возьмитесь за руки. Представьте, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ветерок. Водичка в ручейке теплая. Давайте представим, как теплая водичка через ваши ручки переливается друг к другу по кругу. Мысленно передадим друг другу, тепло ручейка.
Молодцы. Вставайте!

4. Итог занятия.

Скажите в какой сказке мы сегодня побывали? Кого мы встретили? Какие задания мы выполняли? Какое задание было самое сложное? Что вам понравилось?
Ой ребята, смотрите, кажется кто-то забыл корзину. Давайте посмотрим, что в ней. По-моему, это яблонька оставила нам свои яблочки. Давайте ребята наших гостей тоже угостим яблочками. (угощают).