Открытый просмотр на прогулке "наблюдение за солнцем" в старшей группе. Картотека прогулок на летний период (июль – август)

Прогулка
Зима.
Наблюдение за солнцем.
Цель: Продолжать знакомство с природными явлениями. Уточнить знания детей о том, что зимой солнце светит и совсем не греет. На небе часто появляются тучи, прячут солнце. Оно почти не появляется на небе. Дать понятие о признаках зимы. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе, даже когда холодно и морозно. Поддерживать радостное настроение.

Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры со снегом. Предложить детям сделать из снега пирожные, мороженое. Вынести санки, ледянки для катания по дорожкам и с горки.

Исследовательская деятельность.

Цель: Показать детям, что вода в бутылке, которая находится под снегом, замерзает медленнее, чем вода в бутылке, которая находится на снегу.

Воспитатель: Ребята, у меня две бутылки с водой. Одну бутылку мы поставим на снег, а другую – зароем в снег. Понаблюдаем, где вода замерзает быстрее.

Наблюдение за солнцем.

Вопросы:
1. Какой сегодня день: солнечный или пасмурный?
2. Как вы узнали, что день сегодня ясный?
3. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце еле видно из-за облаков).
4. В каком месте поднимается солнце?
5. Какое солнце? (Круглое, бледное, не очень большое).
6. На что солнце похоже? (На шар).
7. Какая сегодня погода? (Прохладная).
8. Как греет солнце? (Солнце светит, но совсем не греет).

Художественное слово:

Солнышко ясное, нарядись,
Солнышко красное, покажись,
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
А. Прокофьев.

Дидактическая игра «Угостим солнышко пирожным»:

Цель: Продолжать учить детей лепить из снега с помощью формочек пирожное. Воспитывать доброжелательное отношение к другим. Вызвать желание делать приятное другим.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек на участке.

Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать снег на участках. Ему очень трудно сгибаться и большой лопатой сгребать снег, расчищать дорожки от снега – посмотрите, как его много на нашем участке. Погода постаралась и навалила очень много снега. Давайте поможем дворнику расчистить дорожки от снега. Вы у меня сильные и быстрые. Снег будем складывать возле деревьев. А почему, как вы думаете? Деревьям зимой холодно, корни у них плохо укрыты снегом. Вы уже знаете, что под снегом теплее. И если мы корни деревьев укроем снегом, то они не замёрзнут.

Подвижная игра: «Подари снежок солнышку».

Цель: Учить правилам очерёдности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. Развивать меткость. Учить попадать в цель.

Вынести корзину, слепить снежки. Бросание снежков в корзину. Кто больше подарит снежков солнышку?

Подвижная игра: «Солнечные зайчики».

Цель: Развивать ловкость. Побуждать к самостоятельным, активным действиям. Вызывать радость от выполненных действий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые солнечные зайчики. Они хотят с вами поиграть.

Воспитатель зеркальцем делает солнечных зайчиков.

Воспитатель:
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовём их, не идут,
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам…
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
А. Бродский

Поманите пальчиком
И ловите зайчиков.

Дети пытаются поймать «зайчиков».




    Задачи приоритетной образовательной области:
    «Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (зима и ее признаки; свойства снега и льда); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование.
    Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
    «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; приглашение); развитие связной, грамматически правильной речи.
    «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
    «Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обогащение и систематизация представлений детей о свойствах льда и снега; обобщение представлений детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты; зимой бывает лед; лед – это замерзшая вода); развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.


    Конспект занятия "О золотой рыбке и о разнообразии аквариумных рыб" для детей младшего дошкольного возраста
    Цель: дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить их знания о внешних признаках рыб, использовать модели, закрепить знание моделей, умение пользоваться ими при сравнении; учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине); активизировать словарь детей: аквариум, плавники, плавает, хватает корм.


    Непосредственно образовательная деятельность во
    второй младшей группе «В гости к нам пришел Снеговик»
    Интеграция образовательных областей:
    Познание: поощрять исследовательский интерес, расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег).
    Коммуникация: помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
    Социализация: создавать ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
    Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников; побуждать рассказывать о них.
    Безопасность: формировать представления о том, что следует одеваться по погоде. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.


    Конспект занятия "Вода - начало всех начал"
    Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.


    Прогулка
    Весна.
    Наблюдение за солнцем.
    Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.
    Наблюдение за солнцем.

    Конспект прогулки Наблюдения за солнцем осенью
    Прогулка
    Осень.
    Наблюдение за солнцем.
    Цель: Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. На небе часто появляются тучи, прячут солнце. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе, даже когда облачно. Поддерживать радостное настроение.
    Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.


    Старшая группа
    Сентябрь
    Прогулка 1
    Наблюдение за сезонными изменениями
    Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при¬роды;
    - учить выделять изменения в жизни растений и живот¬ных в осеннее время;
    - формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения
    Воспитатель задает детям вопросы.
    ♦ Какое сейчас время года?
    ♦ Как вы догадались, что осень?
    ♦ Перечислите характерные признаки осени.
    ♦ Почему осенью стало холоднее?
    ♦ Что делает человек осенью?
    ♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в хо¬лодное время года?
    Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Ут¬ром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
    Трудовая деятельность
    Уборка участка детского сада от опавших листьев....

Таня Сорокина
Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем» (средняя группа)

Педагогическая цель : дать детям понятие о роли солнца в жизни всего живого; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность ; воспитывать любовь к природе; развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях; учить выполнять определенные правила.

Целевые ориентиры образования : проявляет интерес к природным объектам; инициативен в беседе, отвечает на вопросы, задает встречные; внимательно слушает взрослого; понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы их обследования; проявляет стремление к трудовым действиям, активность в процессе игры.

Осваиваемые образовательные области : «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : зеркальце, совки, лопатки, колокольчик.

Организационная структура прогулки .

1. Наблюдение за солнцем .

Весной солнце пригревает , солнечных дней становится больше, светит солнце ярко- дети одевают одежду полегшее чем зимой. Сравните. Где солнце бывает утром и где вечером. Опишите солнце , какое оно. (Теплое, ласковое, оранжевое, круглое, весеннее)

Приметы : утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч- к хорошей погоде; солнце в туман садится- к дождю.

Поговорки и пословицы : худо весне- когда солнца нету .

Художественное слово.

Раньше всех на свете солнце встало , Если вдруг найдешь его в лесу ты,

А как встало, принялось за дело : Не буди : у солнца сон –минуты ,

Обошло всю землю, и устало, Не шуми : весь день оно трудилось

Отдыхать за темным лесом село Ю. Марцинкявичюс

Загадка. Доброе, хорошее на людей глядит. А людям на себя глядеть не велит. (солнце )

Я всегда со светом дружен, если солнышко везде , я от зеркала, от лужи пробегаю по стене? (солнечный зайчик )

Кто входит в окно и не ломает его (солнечный зайчик ) , показать солнечный зайчик при помощи зеркальца.

2. Беседа по вопросам :

Как можно охарактеризовать погоду?

Всегда ли солнце находится на одном месте на небе?

Что можно увидеть на небе днем?

Что можно увидеть на небе ночью?

Как можно проследить путь солнца ?

Во что весной могут играть дети?

3. Игровая деятельность.

Игра малой подвижности «Найди и промолчи»

Ход игры : дети находятся в одной стороне веранды, отвернувшись и закрыв глаза. Водящий кладет предмет, не закрывая его, на заметное место. После разрешения водящего дети открывают глаза и ходят по веранде, разыскивая данный предмет.

4. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры : «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает.

«Весной, когда солнце ярко светило мы с детьми вышли на прогулку . Сделали из снега горку и стали с нее кататься.»

«Наступила весна, все птицы улетели на юг. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»

5. Трудовые поручения.

Раскидывания снега для быстрого таяния. Протереть пыль на кукольной мебели.

Самостоятельная деятельность детей.

Публикации по теме:

График проведения прогулки (средняя группа) День недели Понедельник УТРО 1. Наблюдение за живой природой. 2. Подвижные игры с мячом. 3. Труд в природе. 4. Индивидуальная работа по.

B]Цель: закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Образовательные – учить детей называть.

Наблюдение на прогулке в феврале (средняя группа) Февраль. 1. Наблюдение за зимующими птицами - рассмотреть голубя. Определить общую форму, цвет, оперение. Отметить что у голубя красные.

ООД по экологическому образованию «Наблюдение за попугаем» (средняя группа) Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего образа попугая (овальное туловище, особенности.

Конспект осенней прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель: продолжить знакомство с разнообразием видов насекомых, систематизировать.

Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты,.

Вера Яблокова
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за солнцем»

Программное содержание :

Познавательное развитие 1. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.

2. Развивать умение наблюдать , анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Речевое развитие 1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

3. Обогащать речь детей образными выражениями.

Социально – коммуникативное развитие 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности; воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

3. Развивать у детей фантазию, творчество, желание самим организовать игры по интересам.

Физическое развитие 1. Закреплять умения легко ходить и бегать.

2. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

Словарная работа : «Весна – красна» .

Оборудование : Маски : солнышко , тучка; мячи, скакалки, обручи, совочки, формочки, карандаши, раскраски, листы бумаги.

Инвентарь : ведра.

1. Наблюдение :

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года (весна) .

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какой сейчас идет месяц?

А еще люди ласково называют самое красивое время Весна - красна. Давайте, мы все вместе повторим и ласково скажем «Весна - красна» .

За что вы любите весну?

А что еще происходит весной с природой? (ответы)

А сегодня улице у нас тепло или холодно?

А благодаря чему на улице тепло, подумайте?

А что нас с вами согревает?

Давайте мы с вами поиграем в игру, она называется «Какое солнышко » .

(Дети по очереди отвечают) .

У солнышка есть лучики , очень тёплые. Протяните, дети, к солнышку , к его лучикам свои ладошки. И поиграем в игру.

2. Подвижная игра : «Солнышко »

Вы вокруг все посмотрите,

Лицо к солнцу поднимите .

Потяните руки, дети -

Оно ласково нам светит.

Чувствуете, солнце греет ,

Лицо на солнце наше млеет .

И деревья, и цветы,

И травинки, и кусты –

Дружно тянутся к нему…

Догадайтесь, почему? (ответы детей) .

- Солнышко приглашает вас еще поиграть.

Подвижная игра : «Солнышко и тучка »

Солнце ярко в небе светит ,

Лучики играют.

Дети гуляют по участку.

Тучка вдруг здесь показалась,

Лучики все разбежались.

Дети убегают от тучки.

Релаксация :

Дышим ровно. отдыхаем,

А еще мы представляем :

Ветерок слегка играет,

Наши лица освежает.

3. Трудовая деятельность.

Ребята, у нас в детском саду всего один дворник и он убирает всю территорию нашего детского сада и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Ведь вы сильные и быстрые.

Игра-соревнование : "Кто быстрее наполнит ведёрко".

4. Исследовательская деятельность :

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее .

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются : темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце ? (Темных стекол.)

Самостоятельные игры.

А сейчас вы можете поиграть в свои любимые игры.

Публикации по теме:

Конспект прогулки в 1 Младшей группе «Цветочки» Тема: «По лужку гуляем» (наблюдение за солнцем) Цель: Расширение представлений детей о солнце весной. Формировать умение детей. Способствовать развития мелкой моторики,воображения. Закрепление.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за листопадом» Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом». Цели: формировать представления об осеннем явлении природы – листопад; развивать наблюдательность,.

Конспект прогулки с детьми средней группе в зимний период «Наблюдение за снегом и свойствами снега» Конспект прогулки в средней группе в зимний период «Наблюдение за снегом и свойствами снега». Выполнила: воспитатель Карпенко Лариса.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной» Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать знакомить детей с рябиной; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за солнцем» Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое.

Тема «С березкой в хороводе»

Задачи

— формировать знания о том, что в коре березы есть вещество — бетулин, которое окрашивает ее в белый цвет; муравьи, бабочки-лимонницы, крапивницы, жуки, птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки, глухари), медведи любят березовый сок; к концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер их разносит; в конце лета листья березы начинают желтеть;

— экологическую культуру;

— развивать пытливость, любознательность.

Словарная работа : береза, березонька, стройная, белоствольная, кудрявая, плакучая, тонкие ветви, березовый сок, березовый вар, березовая роща, береста, березовые веники, подберезовик; растет, шумит, клонится, шелестит, желтеют листья; бетулин, гонкое дерево.

Рассматривание березы

Воспитатель предлагает детям потрогать ствол березы в жаркий день. Обращает внимание на то, что белый цвет ее коры отражает солнечные лучи. Сравнивает со светлыми панамами и шапочками на головах детей. Предлагает потрогать кусочки ткани белого и черного цвета, которые заранее положили на место, обогреваемое солнцем.

Дети вместе с воспитателем рассматривают кору березы, наблюдают за птицами и насекомыми, которые прилетают и приползают к березе.

Чтение рассказов и стихотворений о березе

И. Соколов-Микитов «Береза»

Задачи:

— формировать представление о березовой роще;

— развивать образное мышление, воображение, речь;

— воспитывать интерес к березе, желание больше узнать о ней.

Вопросы

♦ Чем ствол березы отличается от стволов других деревьев?

♦ Какие птицы любят петь на березе?

♦ Почему так приятно бывать летом в березовой роще?

Т. Шорыгина «Береза»

Задачи:

— формировать знания об особенностях произрастания березы, ее пользе, отношении к ней человека;

— развивать внимание, слуховое восприятие, память, речь;

— воспитывать интерес к родной природе, желание ее сохранять и преумножать.

Вопросы

♦ На каких местах березы растут лучше?

♦ Почему березу называют «гонким» деревом?

♦ Как относятся к березе на Руси? Почему это щедрое и доброе дерево?

♦ Кто из лесных обитателей любит лакомиться березовым соком?

В. Рождественский «Береза»

Задачи:

— расширять представления о березе;

— развивать воображение, образное мышление, поэтический слух, выразительность речи;

— формировать интерес к художественному слову. Вопросы и задание

♦ Почему русский народ так любит березу?

♦ Какие еще стихи, песни, хороводы вы знаете о березе?

Т. Шорыгина «Береза», «Хоровод берез», «Березовый сок», «Моя березка»

Вопросы

♦ Кого напоила своим соком березка?

♦ Как изменяется внешний вид березки в разные времена года?

♦ В какое время года, по вашему мнению, березка самая красивая?

Г. Юнусова «Песня березки»

Вопросы

♦ Почему так приятно прикасаться к березке?

♦ Как вы думаете, о чем она поет? О чем мечтает?

Загадывание загадок о березе

Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Стоит красавица:

Косы зеленые,

Платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие,

Семя летучее.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Мини-этюд «Березка»

Задачи:

— формировать умение представлять образ березки и передавать его выразительной пантомимикой;

— развивать воображение, выразительность пантомимики, пластику;

— воспитывать интерес к живой природе через вхождение в образ.

Воспитатель проговаривает текст и вместе с детьми сопровождает его движениями.

Воспитатель . Наконец-то наступило теплое лето! Белоствольные березки расправили свои резные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и разнежились под его лучами. Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть.

Удивились березки, но согласились.

Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце»

Задачи:

— развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;

— формировать экологическое сознание.

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки — тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.

Представьте себе, что вы — это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.

Дети рассказывают.

Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)

Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?

Дети отвечают.

Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?

Дети отвечают.

Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?

Дети рассказывают.

Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?

Дети рассказывают.

Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.

Рисование на тему «Березовая роща»

Задачи:

— закреплять представления о внешнем виде березы, отличительных особенностей разных видов берез;

— развивать изобразительные умения, творческое начало, чувство композиции, пространства;

— формировать интерес к живой природе.

Игра «Путешествие в лес»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне леса;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;

— формировать интерес к родной природе.

Оборудование : аудиозапись звуков леса.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.

Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.

Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? «Ку-ку, ку-ку», кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?» Как нам ответила кукушка?

А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?

Дети показывают.

Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева — ладонь другой руки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дятел дерево долбит,

Клювом «д-д-д» стучит.

В дубе ищет он жучков,

Самых вредных червячков.

Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель — это хвойное или лиственное дерево?

Дети отвечают.

Пахнет хвоей и смолой

Старый лес дремучий.

Колокольчик удалой

Свесился над кручей.

Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.

Дети преодолевают воображаемые препятствия.

Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.

Елка, елка, елочка —

Колкая иголочка.

Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки?

Конечно, ежик. Покажите, какой он.

Пальчиковая гимнастика

В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.

У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.

Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.

Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?

Дети отвечают.

Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?

Дети отвечают.

Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

Дети отвечают.

Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.

Стихотворение с движениями «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Сильными, большими.

Ноги — это корни, Раздвигают ноги шире.

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево, Сжатый кулак ставят на другой сжатый кулак.

Падать не давали,

Из глубин далеких Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.

Воду доставали.

Тело наше — ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят по телу сверху вниз, покачиваются из стороны в сторону.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается. Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх. Поднимают соединенные руки вверх.

Наши руки — это ветви, Руки поднимают вверх, ладони от себя, пальцы раскрыты. Смыкают пальцы над головой.

Крону вместе образуют.

В кроне им совсем не страшно, Качают отрицательно головой.

Когда ветры сильно дуют. Качают поднятыми руками.

Пальцы веточками будут, Шевелят пальцами обеих рук.

Листья закрывают их. Прикрывают одну ладонь другой.

Как придет за летом осень, Поднимают вверх одну руку, потом другую.

Разлетятся листья вмиг. Разводят руки в стороны.

Дети, вы, как дубки, крепкие, сильные, ни один ветер вас не свалит! Но лес богат не только деревьями. Летом в лесу поспевает много разных ягод. Каких?

Дети отвечают.

Конечно, ягоды созревают в разное время в течение лета, но у нас лес волшебный, все ягоды созрели сразу. Сейчас я вам раздам корзинки (воображаемые), а вы в них соберете спелые ягоды. Каждый из вас будет собирать свои. Потом мне расскажете, какие ягоды вы собрали, какого они размера, формы, цвета, какие на вкус.

Дети имитируют сбор ягод.

Воспитатель читает стихи о ягодах на свое усмотрение.

Подходите, дети, рассказывайте, какие ягоды набрали.

Дети рассказывают.

Молодцы, много ягод набрали. Теперь можно и повеселиться!

Дети исполняют хоровод «По малину в лес пойдем».

Мы совсем забыли о грибах! Летом их много в лесу, особенно в августе. Наберем грибов и можно возвращаться домой. Собирайте трибы и рассказывайте, какие из них съедобные, как называются, под каким деревом растут.

Дети выполняют.

Дети, давайте все вместе попрощаемся с лесом.

До свиданья, лес дремучий!

Мы к тебе еще придем.

За дары «спасибо» скажем,

Песню звонкую споем.

Е. Алябьева

Игра «Путешествие к лесному болоту»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.

Воспитатель. Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

Дети выполняют.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Дети отвечают.

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?

Дети отвечают.

По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик; плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра.

Стихотворение с движениями «Лягушки-хохотушки»

Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп, Хлопают рукой по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.

Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.

Закричали: «Ква-ква-ква!» Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.

Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

Воспитатель . Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит или на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым соком наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи — гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.

Будь осторожен на болоте

И на змею не наступи.

Ее заметить здесь не просто.

Иди тихонько, не спеши.

Как палка, может растянуться

Опасная для нас змея.

Потом клубком она свернется,

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

И осторожно обходи.

Болото — дом ее законный,

А ты здесь — гость,

Вот и смотри!

Е. Алябьева

Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Я Водяной, я Водяной.

Поговорил бы кто со мной.

А то мои подружки —

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость!

Эх, жизнь моя жестянка,

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ю. Энтин

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Татьяна Пивоварова
Наблюдения в природе летом, старшая-подготовительная группа

1.«Клевер-кашка» . Обратить внимание детей, что клевер-кашка белого цвета. Обсудить, почему цветок так называется. Чтение потешки «Растут его кудряшки как шерстка на барашке, но он всего лишь кашка для каждого барашка». Обратить внимание на необычное строение цветков клевера . Развивать интерес к живой природе .

2.«Летний вечер» . Обратить внимание детей, что когда все расходятся по домам, ярко светит солнце. Вспомнить зимние вечера, сопоставить, сделать выводы. Закреплять представления детей о времени суток.

3.«Друзья цветов» . Рассмотреть опыляющих цветы насекомых : мотыльков, бабочек, пчел, шмелей. Рассказать о том, что эти насекомые не только питаются на цветах, но и опыляют растения, а без опыления не будет плодов. Показать пыльцу. Активизировать словарь словами : «опыление, пыльца, нектар» . Развивать интерес к живой природе .

4.«Дикий щавель» Рассмотреть цветок дикого щавеля, обратить внимание на его маленькие листья, сравнить с огородным. Рассказать что его можно класть в суп, если набрать такой за городом. интерес к миру растений, живой природе .

5.«Лопухи» . Рассмотреть большие листья лопуха, пофантазировать на тему, где можно использовать эти листья. Рассказать, как используется лопух как лекарственное растение, о возможности использования корней лопуха в пищу. Развивать воображение, наблюдательность , интерес к растениям, к живой природе .

6.«Цветы на центральной клумбе» . Пронаблюдать расцветающие ромашки, люпины, лилии. Рассмотреть разнообразие форм цветов, лепестков и серединок. Развивать непроизвольную память путем запоминания названий понравившихся цветов. Развивать интерес к живой природе .

7.«Красный клевер» . Обратить внимание детей на цвет клевера, что он скорее темно-розового оттенка. Обратить внимание на необычное строение цветков клевера (серединки нет, лепестков много но узких) .Рассказать, как любят клевер коровы и овцы. Вспомнить сказку В. Бианки «Сова» , как в этой сказке пропал клевер на лугу. Развивать интерес к миру растений, живой природе .

8.«Сорняки. Мокрица.» Пронаблюдать появившиеся на грядках сорняки, рассказать, что они мешают растениям, которые мы посадили, отбирая у них воду и питание, отталкивая их своими корнями. Рассмотреть самый распространенный сорняк – мокрицу, какая она хрупкая, с тонким стебельком, но как сильно она разрастается. Рассказать о необходимости прополки. Развивать интерес к живой природе , к выращиванию садовых растений.

9.«Крапива» . Рассмотреть крапиву, напомнить, что к ней нельзя прикасаться, она «обожжет» . Объяснить почему, рассмотреть в лупу мелкие «шипики» на листьях крапивы. Рассказать, что крапиву можно использовать в пищу, делать из нее нитки, использовать как лекарственное растение. Расширять представления детей о растениях, интерес к живой природе .

10. «Листья клевера» . Рассмотреть «тройные» листья клевера, рассказать, что очень редко можно найти «счастливый» листик из 4 частей. Развивать представления детей о растениях, интерес к живой природе .

11.«Теплый летний дождь» . Обратить внимание детей, что летний дождик – теплый, и мы прячемся в беседку только чтобы не замочить одежду. Познакомить детей с понятием «кратковременный дождь» , объяснить, что короткий летний дождик можно переждать. Чтение ст. И. Токмаковой «Летний ливень лужи налил» .Развивать представления детей об окружающем, интерес к неживой природе .

12.«Божья коровка» . Рассмотреть божью коровку, объяснить, чем она отличается от других жуков. (окрасом) . Рассказать, что бывают божьи коровки желтого, очень редко – белого и черного цветов, с разным количеством точек. Обратить внимание, что на крыльях божьей коровки одинаковое количество точек. Рассказать о питании божьей коровки. Вспомнить, каких еще жуков мы знаем. Развивать интерес к живой природе .

13. «Шмель» . Рассмотреть шмеля вблизи, рассказать, какой он красивый, пушистый и полосатый как тигренок, и добрый – если не трогать, не укусит. Рассказать об образе жизни и питании шмелей. Предупредить детей, что трогать руками шмеля нельзя. Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

14.«Паук» .Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни. Чтение стихотворения В. Орлова "Первая дорожка" Формировать интерес к окружающему миру.

15.«Улитка» . Пронаблюдать за крупной улиткой , рассмотреть, как она ползет, как выставляет усики, и убирает их от легкого прикосновения. Обсудить, зачем улитке панцирь, бывают ли улитки без панциря (слизняки, чем питаются улитки, насекомые ли улитки. Расширять представления об особенностях внешнего вида улиток, их жизни. Формировать интерес к окружающему миру.

16.«Одуванчики» Рассмотреть цветок близко, отметьть что цветок состоит из множества лепестков, стебель – трубочка, есть сорвать, выделяется сок, пачкающий руки. Объяснить, что одуванчики – это единственные цветы, которые можно рвать на участке, потому что их очень много и все равно их скоро скосят.

17. Наблюдение за работой дворника – скашивание травы триммером. Обратьть внимание детей на одежду дворника – защитные очки и рукавицы. Побеседовать – зачем необходимо скашивать траву.

18."Отцветшие одуванчики» - отметить, что некоторые одуванчик начали отцветать, в них созрели семена-парашютики. Дать детям возможность каждому найти и сдуть семена с шарика-одуванчика. Рассказать о распространении семян по воздуху. Развивать интерес к живой природе .

19.«Скошенная трава» - рассмотреть скошенную траву, подняв горсть травы к лицу, ощутить ее запах. объяснить, что она называется «сено» , и в деревнях ее запасают на зиму кормить коров, лошадей и коз. Развивать представления детей об окружающем.

20.«Цветущая сирень» Рассмотреть веточку сирени, листья и цветы. Ощутить аромат сирени, форму цветов – каждое соцветие из множества мелких цветочков похожих на гвоздики. Рассмотреть цвет цветка, сказать, что из за необычности цвета этот оттенок так и называется «сиреневый»

21.«Белая сирень» Рассмотреть ветку белой сирени. Определить, одинаково ли пахнут белая и сиреневая ветки? Рассказать, что сирень обычно бывает только этих 2 цветов. Напомнить, что в городе рвать сирень нельзя. Развивать интерес к живой природе , желание беречь ее.

22.«Цветущая акация» . Рассмотреть желтые цветочки акации,рассказать, что на их месте появятся стручки. Вспомнить, какие мы еще знаем цветущие кусты. Развивать интерес к живой природе , связную речь.

23.«Трава, кусты, деревья» . Обсудить, каким одним словом можно их назвать. Обсудить сходство и различие этих видов растений (величина, срок произрастания) . Развивать интерес к живой природе .

24.«Подорожник» . Обратить внимание на округлые, с характерными прожилками листья подорожника. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Объяснить, что в лечебных целях использовать сорванный в городе подорожник нельзя. Развивать интерес к живой природе , к миру растений.

25.«Дождевые червяки» . Рассмотреть выкопанного из земли дождевого червяка, Расширять представления об особенностях внешнего вида червей : обратить внимание на его цвет (розовый, на то, что червяк гладкий. Объяснить, что это совершенно безобидное и очень полезное животное. Обсудить пользу червей (формирование почвенного слоя) .Обсудить, чем питаются червяки, насекомые ли они. Объяснить, почему черви называются «дождевыми» - выползают после дождя, потому что им трудно дышать в пропитанной влагой земле. Формировать интерес к окружающему миру.

26.«Гроза» . Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия. Знакомить с понятием «гроза» ;формировать реальные представления о явлении природы ;обогащать словарный запас; развивать наблюдательность .

27.«Муха» . Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях, вреде и пользе мух в природе (польза – пища для лягушек и птиц, опыляют цветы) . Формировать реалистические представления о природе .

28.«Роса на траве» Объяснить, как образуется это природное явление . Формировать интерес к окружающему миру, к неживой природе .

29.«Бабочка на цветах» Аккуратно подойти, не спугнув бабочку, и рассмотреть ее. Рассмотреть тонкие крылышки и спиральный хоботок бабочки. Рассказать о названиях бабочек (лимонница, капустница, павлиний глаз и пр.) Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

Также возможные темы наблюдений :

«Корни растений»

«Кленовые «носики»

«Тополь, и его «дети» (поросль)

«Лужи»

«Пересаживание растений»

«Комары»

"Гусеницы"

"Ромашки"

"Вороны и воронята"

"Облака и тучи"

"Пасмурная и ясная погода"

"Липа (липовый цвет) "

"Грибной (моросящий) дождь"

"Сильный ветер ("штормовое предупреждение") "

"Трясогузка"

"Скворец летом "

"Синички летом "

"Кузнечик"