Отношение к кому (чему) — либо, метод незаконченных предложений. Методика "незаконченные предложения"

Тест Сакса-Леви

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.

Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

Ключ к тесту

Группы предложений

№ заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам

противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Бланк тестируемого_______________

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1. Думаю, что мой отец редко___________________________________________

2. Если все против меня, то_____________________________________________

3. Я всегда хотел______________________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост__________________________________

5. Будущее кажется мне________________________________________________

6. Мое начальство_____________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь____________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг__________________________________________

9. Когда я был ребенком_______________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________

____________________________________________________________________

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_____________________________

____________________________________________________________________

12. По сравнению с большинством других моя семья_______________________

____________________________________________________________________

13. Лучше всего мне работается с________________________________________

14. Моя мать и я______________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел_____________________________________

____________________________________________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________________________

____________________________________________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________

____________________________________________________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством______________________

____________________________________________________________________

20. Надеюсь на_______________________________________________________

21. В школе мои учителя_______________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь____________________

____________________________________________________________________

23. Не люблю людей, которые__________________________________________

24. Когда-то_________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________________

____________________________________________________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне_____________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с__________________________________

____________________________________________________________________

28. Люди, с которыми я работаю________________________________________

29. Моя мать_________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________________________

____________________________________________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том___________________________

____________________________________________________________________

33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________

____________________________________________________________________

34. Мои подчиненные_________________________________________________

35. Наступит тот день, когда____________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник____________________________

____________________________________________________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________________________

____________________________________________________________________

38. Больше всех люблю тех людей, которые_______________________________

____________________________________________________________________

39. Если бы я снова стал молодым_______________________________________

____________________________________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________

____________________________________________________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь________________________

____________________________________________________________________

42. Большинство известных мне семей___________________________________

____________________________________________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые__________________________________

____________________________________________________________________

44. Считаю, что большинство матерей____________________________________

____________________________________________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если________________________

____________________________________________________________________

46. Думаю, что мой отец_______________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я_______________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________________________________

____________________________________________________________________

49. Когда я даю другим поручение_______________________________________

____________________________________________________________________

50. Когда буду старым_________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_____________________

____________________________________________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________________________

____________________________________________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья__________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является___________________

____________________________________________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________

____________________________________________________________________

56. Моя половая жизнь_________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья_____________________________________

____________________________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной____________________________________ ____________________________________________________________________

59. Я люблю свою мать, но_____________________________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_______________________

____________________________________________________________________

Примерная методика интерпретации
теста незаконченных предложений Сакса-Леви

Каждый ответ необходимо оценить по следующей схеме: -2 балла, 0 баллов, +2 балла. Ставим +2 балла за оптимистический подход к выбранному аспекту отношений; 0 - за нейтральный или социально приемлемый ответ; -2 - за ответ, свидетельствующий о психологических проблемах по данному аспекту. Если, к примеру, в группе предложений “Отношение к отцу” общая сумма баллов от -4 до -8 баллов, то над этим аспектом отношений и нужно работать психологу.

Все вопросы разделены на 15 групп, в каждой группе по 4 вопроса. Ответ по каждому вопросу оценивается по пятибальной системе (-2, -1, 0, 1, 2). Ответы по каждой группе предложений суммируются. Например, -1+(-2)+0+2= -1. Получив суммарный балл по каждой группе предложений, следует отдельно выписать группы с преобладанием положительной системы отношений, затем группы с безразличными отношениями и, наконец, „проблемные” группы предложений.

Фактически производится группировка 15-ти шкал теста по эмоциональной значимости для испытуемого. Дальнейшая качественная обработка зависит от того, какие цели Вы ставите перед собой в данном исследовании.

Таким образом, после подсчета суммы баллов по каждой группе вопросов Вы сможете выяснить, какие сферы отношений у данной личности негармоничны (там меньше всего баллов с учетом знака), а какие гармоничны (там больше всего баллов).

Очень рекомендуем проанализировать “негармоничные” шкалы в их взаимосвязи друг с другом. Например, группы “чувство вины” и “страхи и опасения”, как правило, набирают похожие баллы, им часто сопутствует низкий балл по “отношению к прошлому”. Исходя из этого можно предположить, что у испытуемого имеются негативные воспоминания, сопряженные с чувством вины и вызывающие некоторые опасения.

Определив предполагаемые проблемные сферы, Вы далее работаете с ними: проводите качественный анализ ответов, используете другие методики, более подробно изучающие данные проблемные зоны.

Так как метод субъективен, его результаты требуют проверки с помощью других методик, а также опыта и большого искусства интерепретации. Попробуйте выписать все слова, которые даны в ответе респондента по каждой из сфер отношений, попытайтесь составить из них общую, целостную картину этой сферы его жизни. Выдвигайте гипотезы и постарайтесь, чтобы каждая из них имела свое подтверждение в словах клиента.

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» — отношение к кому, чему-либо

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально психологической практике давно.

Существует множество его вариантов.
Вам предлагается вариант этого метода, разработанный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). (Ваша Личность)

Инструкция к методу незаконченных предложений
«На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

Бланк теста отношения к кому, чему-либо, незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой отец редко ______________
2. Если все против меня, то _______________
3. Я всегда хотел _______________________
4. Если бы я занимал руководящий пост ______
5. Будущее кажется мне _________________
6. Мое начальство ______________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________
8. Думаю, что настоящий друг _____________
9. Когда я был ребенком _________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв-
ляется ________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
______________________________________________
12. По сравнению с большинством других семей
моя семья ______________________________
13. Лучше всего мне работается с ___________
14. Моя мать и я _______________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _____________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___
______________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __
______________________________________________
19. Если кто нибудь работает под моим руковод-
ством _________________________________
20. Надеюсь на ________________________
21. В школе мои учителя _________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что
я боюсь _______________________________
23. Не люблю людей, которые _____________
24. Когда-то __________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
______________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________
27. Моя семья обращается со мной, как с _____
28. Люди, с которыми я работаю ___________
29. Моя мать __________________________
30. Моей самой большой ошибкой было ______
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
______________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______
34. Мои подчиненные ___________________
35. Наступит тот день, когда ______________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _
______________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _______
38. Больше всех люблю тех людей, которые
______________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым ___________
______________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
______________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая
жизнь ________________________________
42. Большинство известных мне семей _______
______________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые ______
______________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей _______
______________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если__________________________________
46. Думаю, что мой отец _________________
47. Когда мне не везет, я _________________
48. Больше всего в жизни я хотел бы __________
______________________________________________
49. Когда я даю другим поручение __________
______________________________________________
50. Когда буду старым ___________________
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю _____________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня ______
______________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья _____________
______________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _______________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) _____________________________
56. Моя половая жизнь __________________
57. Когда я был ребенком, моя семья ________
______________________________________________
58. Люди, которые работают со мной _________
______________________________________________
59. Я люблю свою мать, но ________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это ___________________________________

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:
1) несчастливые, недружные……………….. - 2;
2) нервные, не очень дружные…………….. - 1;
3) все одинаковы………………………………….. 0.

Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, странным……………. - 2;
2) туманным, неприглядным………………… - 1;
3) неясным, неизвестным…………………….. 0.

Ключ к методу незаконченных предложений:

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

№ п.п.
1 Отношение к отцу: 1 16 31 46
2 Отношение к себе: 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности: 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным: 4 19 34 49
5 Отношение к будущему: 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим: 6 21 36 51
7 Страхи и опасения: 7 22 37 52
8 Отношения к друзьям: 8 23 38 53
9 Отношение к прошлому: 9 24 39 54
10 Отношение к противоположному полу: 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения: 11 26 41 56
12 Отношение к семье: 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам: 13 28 43 58
14 Отношение к матери: 14 29 44 59
15 Чувство вины: 15 30 45 60


Помощь психоаналитика: Консультация, Вопросы

Часто задаваемые вопросы Вопрос — Ответ

Множество личностных тестов в разделе:

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.
Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Незаконченные предложения

Ф., И., О_______________________________________

Пол___________________________________________

Возраст________________________________________

Дата исследования_______________________________

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Думаю, что мой отец редко
  2. Если все против меня, то
  3. Я всегда хотел (хотела)
  4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост
  5. Будущее кажется мне
  6. Моё начальство
  7. Знаю, что глупо, но боюсь
  8. Думаю, что настоящий друг
  9. Когда я был (была) ребенком
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
  11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной
  12. По сравнению с большинством других семей моя семья
  13. Лучше всего мне работается с
  14. Моя мать
  15. Сделал (сделала) бы всё, чтобы забыть
  16. Если бы мой отец только захотел
  17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы
  18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы
  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
  20. Надеюсь на
  21. В школе мои учителя
  22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь
  23. Не люблю людей, которые
  24. Когда-то я
  25. Считаю, что большинство девушек (юношей)
  26. Супружеская жизнь кажется мне
  27. Моя семья обращается со мной, как
  28. Люди, с которыми я работаю
  29. Моя мать и я
  30. Моей самой большой ошибкой было
  31. Я хотел (хотела) бы, чтобы мой отец
  32. Моя наибольшая слабость заключается в том,
  33. Моим скрытым стремлением в жизни
  34. Мои подчиненные
  35. Наступит тот день, когда
  36. Когда ко мне приближается мой начальник
  37. Хотелось бы мне перестать бояться
  38. Больше всех люблю людей, которые
  39. Если бы я снова стал (стала) молодым (молодой),
  40. Считаю, что большинство мужчин (женщин)
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
  42. Большинство известных мне семей
  43. Люблю работать с людьми, которые
  44. Считаю, что большинство матерей
  45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если
  46. Думаю, что мой отец
  47. Когда мне начинает не везти, я
  48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни
  49. Когда я даю другим поручение
  50. Когда я буду старым (старой)
  51. Люди, превосходство которых над собой я признаю,
  52. Мои опасения не раз заставляли меня
  53. Когда меня нет, мои друзья
  54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)
  55. Моим самым живым воспоминанием детства является
  56. Моя половая жизнь
  57. Когда я был (была) ребенком, моя семья
  58. Люди, которые работают со мной,
  59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это

КЛЮЧ

(1) Отношение к отцу

  1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел (хотела) бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

Конфликтность

(2) Отношение к себе

2. Если все против меня, то

17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том,

47. Когда мне начинает не везти, я

Конфликтность

(3) Жизненные цели

3. Я всегда хотел (хотела)

18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой),если бы

33. Моим скрытым стремлением в жизни

48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни

Конфликтность

(4) Отношения к подчиненным

4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручения

Конфликтность

(5) Отношение к будущему

5. Будущее кажется мне

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда я буду старым (старой)

Конфликтность

(6) Отношение к вышестоящим лицам на работе и в школе к учителям

6. Моё начальство

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

Конфликтность

(7) Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

37. Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

Конфликтность

(8) Отношение к друзьям и знакомым

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всего люблю людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

Конфликтность

(9) Отношение к прошлому

9. Когда я был (была) ребенком

24. Когда-то я

39. Если бы я снова стал молодым (стала молодой)

55. Моим самым живым воспоминанием детства является

Конфликтность

(10) Отношение к мужчинам (женщинам)

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство девушек (юношей)

40. Считаю, что большинство мужчин (женщин)

54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)

Конфликтность

(11) Отношение к половой жизни

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя половая жизнь

Конфликтность

(12) Отношение к семье

12. по сравнению с большинством других семей моя семья

27. Моя семья обращается со мной как

42. Большинство известных мне семей

57. Когда я был (была) ребенком, моя семья

Конфликтность

(13) Отношение к сотрудникам

13. Лучше всего мне работается с

28. Люди, с которыми я работаю

43. Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

Конфликтность

(14) Отношение к матери

14. Моя мать

29. Моя мать и я

44. Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

Конфликтность

(15) Сознание вины

15. Сделал (сделала) бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если

  1. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это

Конфликтность

Отношение к отцу

Отношение к себе

Жизненные цели

Отношения к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам на работе и в школе к учителям

Страхи и опасения

Отношение к друзьям и знакомым

Отношение к прошлому

Отношение к мужчинам

Отношение к женщинам

Отношение к половой жизни

Отношение к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Сознание вины


Отношений проблемы - этот термин используется для обозначения трудностей в отношениях, которые являются достаточно серьезными, чтобы стать объектом внимания психолога-консультанта.

НАЗНАЧЕНИЕ
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция
- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его.
- Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
- Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз.

Можно предложить еще один пример:
- Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировав лись вместе.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Я думаю, что людей больше...
2. Ребенок в семье...
3. Мы любим маму, а...
4. Бываем среди детей, но...
5. Мой брат (сестра)...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...
9. Чтобы наш папа...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
11. Если бы мой брат (сестра)...
12. Мои друзья меня часто...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
14. Больной ребенок...
15. Я думал, что мама чаще всего...
16. Если бы не было школы...
17. Я весь трясусь, когда...
18. Когда думаю о школе, то...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если.бы я...
21. Я самый слабый...
22. Мой учитель (учительница, учителя)...
23. Всегда мечтаю...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви - SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим категориям:
а) отношение к матери - 3, 15,
б) отношение к отцу - 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,
г) отношение к семье - 2, 10,
д) отношение к ровесникам - 4, 8,12,
е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом - 1,
з) отношение к собственным способностям - 6, 21,
и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19, к) отношение к болезни - 14,
л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Когда-то тест Джозефа Сакса впечатлил меня способностью структурировать мои хаотичные представления об окружающем мире, о себе и других. Методика включает 60 незаконченных предложений, условно разделенных на 15 групп.

Группы характеризуют Ваше отношение к:

  • семье;
  • друзьям;
  • представителям своего и противоположного пола;
  • сексуальным отношениям;
  • власти и подчинению;
  • прошлому и будущему.

Некоторые группы предложений также затрагивают страхи и опасения, которые влияют на Вашу жизнь, указывают на непрожитую вину, а также проливают свет на жизненные цели.

Без обработки тестирование занимает от 20 минут и более.

Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

Бланк теста

  1. Думаю, что мой отец редко…
  2. Если все против меня, то…
  3. Я всегда хотел/хотела…
  4. Если бы я занимал руководящий пост…
  5. Будущее кажется мне…
  6. Мое начальство…
  7. Знаю, что глупо, но боюсь…
  8. Думаю, что настоящий друг…
  9. Когда я был/была ребенком…
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
  11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…
  12. По сравнению с большинством других семей моя семья…
  13. Лучше всего мне работается с…
  14. Моя мать и я…
  15. Сделал/сделала бы все, чтобы забыть…
  16. Если бы мой отец только захотел…
  17. Думаю, что я достаточно способен/способна, чтобы…
  18. Я мог/могла бы быть очень счастливым/счастливой, если бы…
  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
  20. Надеюсь на…
  21. В школе мои учителя…
  22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь…
  23. Не люблю людей, которые…
  24. Когда-то…
  25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…
  26. Супружеская жизнь кажется мне…
  27. Моя семья обращается со мной, как с…
  28. Люди, с которыми я работаю…
  29. Моя мать…
  30. Моей самой большой ошибкой было…
  31. Я хотел/хотела бы, чтобы мой отец…
  32. Моя наибольшая слабость заключается в том…
  33. Моим скрытым желанием в жизни…
  34. Мои подчиненные…
  35. Наступит тот день, когда…
  36. Когда ко мне приближается мой начальник…
  37. Хотелось бы мне перестать бояться…
  38. Больше всех люблю тех людей, которые…
  39. Если бы я снова стал/стала молодым…
  40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
  42. Большинство известных мне семей…
  43. Люблю работать с людьми, которые…

44.Считаю, что большинство матерей…

  1. Когда я был/была молодым/молодой, то чувствовал/чувствовала вину, если…
  2. Думаю, что мой отец…
  3. Когда мне не везет, я…
  4. Больше всего в жизни я хотел/хотела бы…
  5. Когда я даю другим поручение…
  6. Когда буду старым/старой…
  7. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
  8. Мои опасения не раз заставляли меня…
  9. Когда меня нет, мои друзья…
  10. Моим самым живым воспоминанием детства является…
  11. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
  12. Моя половая жизнь…
  13. Когда я был/была ребенком, моя семья…
  14. Люди, которые работают со мной…
  15. Я люблю свою мать, но…
  16. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…

    Обработка и интерпретация результатов

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную(1), отрицательную (2) или безразличную (0).

Например, Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным (2)

2) интересным, интригующим (1)

3) неясным, неизвестным (0)

Такая количественная оценка облегчает выявление дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение завершенных предложений.

Ключ

1 группа. Отношение к отцу 1, 16, 31, 46.

2 группа. Отношение к себе 2, 17, 32, 47.

3 группа. Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48.

4 группа. Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49.

5 группа. Отношение к будущему 5, 20, 35, 50.

6 группа. Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51.

7 группа. Страхи и опасения 7, 22, 37, 52.

8 группа. Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53.

9 группа. Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54.

10 группа. Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55.

11 группа. Сексуальные отношение 11, 26, 41, 56.

12 группа. Отношения к семье 12, 27, 42, 57.

13 группа. Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58.

14 группа. Отношение к матери 14, 29, 44, 59.

15 группа. Чувство вины 15, 30, 45, 60.

Методика «Неоконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Однако, доступен он не только профессионалам. Этот тест можно использовать, как отправную точку в изучении себя и своего отношения к другим и миру в целом. Если результаты Вас расстроили, не спешите впадать в уныние: обсудите их с психологом или человеком, которому Вы доверяете. Так или иначе, каждая группа теста требует отдельного обсуждения и осознавания, а также дополнительного подтверждения другими методиками.