Пасхальный праздник в детском саду. Сценарии к пасхе

Сценарий Пасхального праздника в детском саду

Пасха для старших дошкольников

Цель:

  1. приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской православной культуры;
  2. формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

Утром ряженые с колокольчиками на палке обходят группы и поздравляют детей с Пасхой.

Ряженые. Поздравляем вас со светлым Христовым воскресением!

Воспитатель. Христос воскрес!

Ряженые (хором). Воистину воскрес!

Воспитатель . Великий праздник на Руси издавна отмечает народ - Пасху. Слово пасха - обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Ряженые. Приглашаем вас, ребята, в зал, Пасху праздновать, светлое Христово воскресение встречать.

Дети после приглашения проходят в зал.

В зале интерьер русской избы, на столе блюдо с куличом, крашеные яйца.

Слово священнику, колокольный звон

Песня «Светлый день»

Входит ведущая в русском народном костюме.

Ведущая.

Ну-те, братцы-товарищи,

Собирайтесь до кулечки,

Со Христовым днем вас,

С праздничком!

С Христовым днем,

С красным яйцом.

Сегодня великий христианский праздник - Пасха. В этот день наш спаситель-Христос вознесся на небо и воскрес из мертвых, поэтому все друг друга поздравляют и говорят: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес», обмениваются крашеными яйцами, пекут куличи, радуются и веселятся, прославляют Христа. И солнышко в этот день радуется вместе с нами,

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись.

Ведущая. Пасху встречали еще и как праздник весны.

Ребёнок 1.

Март, март – солнцу рад!

Ребёнок 2.

Апрель, апрель – открой дверь!

Ребёнок 3.

Май, май – сколько хочешь гуляй!!!

Ведущая: Солнышко начинало пригревать по-весеннему, распускались первые цветы, зеленели первые травы. Начинались работы на полях. Чтобы вырос хороший урожай, нужно было попросить об этом у солнышка. Деревенские ребятишки пели-приговаривали.

Ребенок 4.

Пришла матушка Весна,

Прошла через ворота!

Ярче солнышко сияй,

В гости птиц к нам приглашай!!!

Ребёнок 5

Солнышко-солнышко,

Выгляни в окошечко,

Не пеки далеко,

Пеки нам за реку.

Ребенок 6.

Как у нас за рекой калачи горячи,

Каша масляная, блины сахарные.

Ребенок 7.

Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко

Где твои детки? Сидят на запечке,

Лепешки валяют, тебя поджидают.

Ребенок 8.

Солнце, солнце, выблесни в оконце,

Дай овсу рост, чтобы до небес дорос,

Матушка-рожь чтобы встала стеной сплошь.

Проводится игра «Гори ясно».

Ведущая . На Пасху красные девицы да добрые молодцы собирались на улице, чтобы попеть, поплясать, хороводы поводить.

Частушки

Девочка .

Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Песни петь, да плясать, всех вокруг забавлять,

Выходят девочки с платочками.

Мальчик.

Расступись, честной народ, не пыли дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко.

Выходят мальчики с трещотками, свистульками. Девочки и мальчики обходят зал под музыку, садятся напротив друг друга на скамейки.

Мальчики. Девочки-беляночки, где вы набелилися?

Девочки. Мы вчера коров доили, молоком умылися

Мальчик.

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Девочк.

А я умница, я разумница -

Про то знает вся наша улица:

Петух да курица,

Кот да кошка,

Мой брат Ермошка,

Да я немножко,

Мальчик (выходит с девочкой под ручку, проводит её по кругу )

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочки.

А у нас на сарафанах косолапы петухи.

Сами мы не косолапы, косолапы женихи.

Ведущая . В этот день люди вставали до рассвета, наряжались в лучшие платья и рубашки. Вот и мы сегодня нарядились для праздника.

Выходят дети нарядных русских костюмах.

Ведущая (выходит с куличом на блюде, прохаживается по центру зала). Без кулича, да без крашеных яиц и пасхи не бывает. Я знаю игру с пасхальными яйцами.

Девчонки да мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, яйца красные катать.

Ведущая (объясняет правила игры). На полу расставлены конфеты, яйцом нужно их задеть, кто задел сувенир, тот его себе и забирает.

Игра «Яйца»

Ведущая.

Как гармонь-то заиграет –

Всех танцоров завлекает.

Исполняется русский хоровод «В хороводе были мы».

Ведущая. На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю. Вот моя корзинка-копилка.

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый, погляжу.

Загадки:

1. Раскрывает почки в зелёные листочки,

Деревья одевает, посевы поливает,

Всех пробудит ото сна,

А зовут её (Весна)

2. Весь мир обогревает, усталости не знает

Улыбается в оконце, а зовут его все (Солнце)

3. Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Птицы)

4. Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные (Яички).

5. Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо - (Куличи)

6. В доме – не пылинки.

Яйца – в корзинке.

Пир как в сказке.

Готовились к… (Пасхе)

Ведущая: А сейчас пора и в игры весёлые поиграть.

Игра «Кулич»

Ведущая. И наконец, надо прославить весну, чтобы была она доброй, щедрой и дружной. Встанем с вами в дружный хоровод, да споем весеннюю песню.

«Как под наши ворота»

Ведущая. А какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог, и колбаса, и крашеные яйца - все самое лучшее выставлялось на стол.

Ведущая приглашает всех к праздничному столу отведать пасхального кулича и яичек.


История праздника Пасхи

История праздника Пасхи уходит своими корнями во времена еще до рождения Иисуса Христа. В то время еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Но пришло время, когда это рабство стало невыносимым для евреев: египтяне стали убивать всех еврейских первенцев. И тогда Господь через пророка Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть ягненка, а кровью его помазать косяк двери своего дома.

Согласно преданию, после этого ангел прошел среди домов и умертвил всех египетских первенцев. После этого напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель.

С тех пор Пасха (от еврейского «песах», что означает «пощада, избавление, прохождение мимо») отмечалась израильтянами как день избавления от рабства и спасения от смерти всех еврейских перворожденных мальчиков. Празднование длилось семь дней. Во время праздника в пищу употребляли только пресный хлеб. Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков.

В первый день праздника каждая семья в храме закалывала ягненка, а потом дома запекала. Вечером в этот же день его обязательно надо было съесть, а глава семейства рассказывал за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.

После прихода Иисуса Христа уже в первые годы христианства Пасха была переосмыслена, стала символом воскрешения Христа. Празднуют Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).

К Пасхе готовятся заранее. Ей сначала предшествует семинедельный пост — время, когда люди каются в грехах и очищают душу. Последняя неделя называется Страстной или Великой. Особенно строгий пост в среду и пятницу. В Чистый четверг все стараются убраться, все помыть и почистить, а каждый православный очищается духовно, причащается. В этот же день распространен обычай очищения водой — купание в проруби, например.

Затем готовят праздничный стол: красят яйца, пекут пасху и куличи.

Сам праздник начинается с богослужения. На пасхальной литургии все верующие причащаются, освящают пасху, куличи и яйца. Празднование Пасхи продолжается всю Светлую неделю. В эту неделю люди ходят в гости друг к другу, дарят куличи и крашеные яйца.

Пасха длится сорок дней. Все это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» и отвечают «Воистину воскрес!».

Пасха для дошкольников. Сценарии

Проект в ДОУ для старших дошкольников «Культура русского народа: «Вербное воскресенье»Паспорт проекта. 1. Тема проекта: «Культура русского народа: «Вербное воскресенье»; 2. Автор проекта: Шубенкова Т.Е. - музыкальный руководитель; 3. Участники проекта: дети подготовительной группы-родители-воспитатели- музыкальный руководитель; 4. Место реализации проекта: МОУ детский сад № 366; 5. Тип проекта: по ведущему методу - познавательно-творческий; по содержанию - общество и его культурные цен...

Сценарий пасхального праздника в ДОУ для детей 5-7 летАвтор: Маркова Руслана Павловна. Музыкальный руководитель МДОУ д.с."Сказка" с. Тростянка, музыкальный руководитель МДОУ д.с. комбинированного вида "Ласточка" г.Балашов Описание: В наше время очень важно прививать ребенку духовно-нравственные качества, воспитывать патриотизм и любовь к Родине и русской культуре. Предлагаю вашему вниманию сценарий Пасхального праздника.Сценарий предназначен для детей 5-7 лет. Материал будет полезен воспита...

Конспект НОД по музыке "В гостях у курочки Рябы" для старших дошкольников.Автор: Татаринцева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель ГБОУ НШ с.Красноармейское СП д/с "Огонек" Цель: приобщение к истокам народной культуры, знакомство с праздником Пасхи. Задачи: 1) Обучающие: - учить детей навыкам драматизации; - знакомить детей со средствами музыкальной выразительности (тембр, ритм, регистр); - учить передавать в движениях образы сказочных героев (дед, баба, мышка) и их действия. ...

Сценарий мероприятия в дополнительном образовании «Пасха – праздник праздников»Разработка мероприятия, посвященного празднованию Православного праздника Пасхи направлено на знакомство детей дошкольников и младших школьников с Православными традициями нашего народа, будет способствовать духовно-нравственному развитию, воспитанию общечеловеческих качеств личности. Разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования в рамках воспитательной работы объединений учрежден...

Сценарий развлечения с презентацией для детей старшей - подготовительной группы «Вот и Пасха к нам пришла»Автор: Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад Описание: Сценарий предназначен для детей 5-7 лет, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования,музыкальных руководителей. Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовным ценностям. ...

Познавательно – творческий проект в старшей группе ДОУ «Пасху радостно встречаем». Автор:Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад Описание:Предлагаю вашему вниманию познавательно-творческий проект «Пасху радостно встречаем». Данный материал для детей 5-6 лет, могут воспользоваться воспитатели детских садов, музыкальные руководители,педагоги дополнительного образования. Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность: кр...

Поэтическая композиция для детей старшего дошкольного возраста «Пасхальное яйцо»Автор: Якимова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности МАДОУ «Детский сад №107 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара Республика Коми. Описание: Заботливые родители понимают, что развитие наших чад должно быть направлено не только на обучение, но также и на духовные ценности. Весной в наш дом приходит самый светлый и любимый праздник – Пасха Христова, который длится...

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. «Подставка для пасхального яйца».Описание материала: Предлагаем Вам конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. «Подставка для пасхального яйца» предложенный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада. Данный материал служит формированию познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развития. Цель: Формировать желание у детей делать подарки своим бли...

План-конспект ООД по аппликации в средней группе открытка - подарок для родных «Корзиночка с пасхальными яйцами». Задачи: Продолжать формировать умение в вырезывании нарисованного силуэта; закреплять полученные знания и умения наклеивания вырезанных деталей из бумаги; Формировать умение составлять композицию на листе, красиво располагать детали аппликации. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным, желание порадовать своей работой. Материалы: Образец работы, листы цветной бумаги...

Оформление приемной детского сада на Пасху своими рукамиВыставка детских работ "Светлая Пасха".Автор: Иванова Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №34» г. Иванова Цель выставки: привлечение дошкольников и родителей к оформлению помещений ДОУ к празднику Пасха. Задачи: - познакомить дошкольников с праздником Пасха; - развивать творческие умения дошкольников; Назначение: материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, п...

Пасха в детском саду для дошкольников 3-5 лет Сценарий развлечения «Светлая Пасха» в младшей и средней группе с использованием ИКТ. Автор: Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад Описание: Сценарий предназначен для детей 3-5 лет, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей. Цель: ознакомление дете...

Занятие «Светлая Пасха» во 2 младшей группе ДОУДанное занятие предназначено для ознакомления, применения на практике. На нашем занятии в роли воспитателя выступили родители. Дети познакомились с христианским праздником Светлой Пасхой и его обычаями. Цель: Познакомить детей с традицией празднования праздника Пасхи. Задачи: Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа. Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и заб...

Проект во второй младшей группе «А яичко не простое»Автор: Цырульникова Нина Александровна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида». Проектная деятельность во 2 младшей группе.Описание материала: Для ознакомления детей с новым и не изведанным, необходимо предоставлять им возможность действовать с разными предметами и материалами, осязать их, рассматривать и анализировать. Назначение: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнит...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Пасхальный зайчик».Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края Цель: Создание народной пасхальной куклы из ткани. Задачи: 1. Расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники); 2. Развивать творческие способности ребенка через создание поделки: 3. Развивать мелкую моторику ребенка. 4. Закрепить технические навыки скручивания ткани, оформления кук...

Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Ведь посвящена она светлому празднику Пасхе! Пасха – это праздник победы добра над злом!

Реб. Из страны далекой

Ласточки летят

Весело щебечут

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К вам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость вам несет!»

Вед: Колокола в церквях в этот день звонили особенно торжественно. Назывался этот звон “ Пасхальный благовест “

Звон колокола (Запись)

Реб: Колокол дремавший

Разбудил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам

Звонко раздается

Дети берут треугольники и колокольчики, становятся полукругом.

Исполняют пасхальный звон «Динь-дон».

Вед: С давних времен существовало поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Таким деревом на Руси считалась верба, ведь она начинает цвести раньше других деревьев. А маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы да приговаривали: «Верба хлёст, бей до слёз. Как вербочка растёт, так и ты расти»

Давайте поиграем в игру с веточкой вербы.

Игра: «Займи место»

(Дети становятся в круг, выбирают водящего. Все идут по кругу, водящий - за кругом, противоходом)

Вед: С вербой, с вербой иду за тобой

Коснусь вербой, беги за мной!

Хоп!

Водящий слегка ударяет по спине одного из хоровода. Они бегут в разные стороны. Кто быстрее обежит круг и займет освободившееся место, тот встает в круг, а опоздавший становится водящим.

Вед: Со Светлой Пасхальной недели начинались первые весенние хороводы. Весна, весна, приди ясна!

Закличка о весне:

Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

(Выходит Весна)

Весна: Здравствуйте, ребята!

Я весна – красна

В гости к вам пришла

С великим соком

С небом высоким,

С водою талой,

С игрою – забавой!

Хоровод: «Весна – Красна»

Вед: Сама природа в этот день радуется. Оживает и расцветает всё живое на земле, и все поздравляют друг друга. И наши ребята хотят тебе, Весна, и вам, гости, подарить «Пасхальный букет».

Реб: Мы - цветочки из райского сада.

Все мы разные – целый букет.

И спешим мы Христу поклониться,

Принести наш душистый привет.

Реб: Нас окрасила радуга цветом,

Не жалея всех красок на нас.

Красотою такой наделила,

Что нельзя отвести от нас глаз.

Стебелек: И верит каждый стебелек: за стужей следует спасенье.

Идет весна! Весна идет! Природа славит воскресенье!

Колокольчик: Услышав колокольный звон, и колокольчик покачнул головкой

Настроился на колокол большой и стал раскачиваться ловко.

Подснежник : Подснежник белый, чудный первоцвет

Что жемчуг по лесам рассыпан,

Как символ воскресенья и побед

На солнышке пригрелся и затих он.

Мать-и-мачеха : А на полях, куда ни глянь, златые капли мать-и-мачехи.

Сначала выпустили цвет, а листики до лета прячут.

Незабудка : Незабудки голубые – это капельки небес

Тоже радуются чуду и поют: «Христос Воскрес! »

Маргаритка: Маргариток много- много, вся усыпана дорога,

Все головками кивают, Воскресенье прославляют.

Первоцвет : Я – цветок, какой, не знаю. Я весною расцветаю.

Слышал, что Воскрес Христос, и дары ему принес.

Веру, любовь и терпение, послушание и благословение.

Вед:

Пришла матушка - весна,

Отворяй - ка ворота.

Первый март прошел,

Всех детей провел,

А за ним - апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как придет май,

Сколько хочешь, гуляй.

Выходи, гуляй, да цветочки собирай.

Танец Цветов

Вед: Вот снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек, словно неживое. А в нем - жизнь - живой цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить друг другу подарки, отправлять поздравительные открытки. В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Ребята, давайте покажем нашим гостям сценку «Пасхальный подарок».

(инсценировка сказки "Курочка Ряба")

Ведущий: (после фонограммы «крик петуха» из серии песен Раздобриной "Деревенские песенки")

Жили-были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили.

Вместе пироги пекли,

Вместе хозяйство вели.

Бабка :-Дед. ты печку затопил?

Сегодня я устрою пир!

Праздник Пасхи наступил!

Дед: -Я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя растопил!

Баба:- Ай-да, помощник! И я не дремала:

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я - поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налили.

Дед:- Бабка. мы яйца покрасить забыли!

Баба : -Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда!

(выходит курочка Ряба с "золотым" яйцом)

Курочка Ряба:- Здравствуй, дед! Здравствуй, баба!

Постаралась кура Ряба!

Я яичко вам снесла

Не простое, золотое

В праздник радостный Христовый!

Баба:- Дед, яйцо горит, как жар!

Дед :-Я подумал, что пожар!

Баба :-Жалко красить золотое.

Пусть оно стоит такое!

А тебе, моя хохлушка,

Я зерна насыплю в кружку!

Дед :-Ну, а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю!

(кудахтающая курочка, дед и баба уходят, появляется мышка)

Ведущий:- Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и мышка.

Она по полу бежала и яичко увидала.

Мышка:- Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю (роняет яйцо на пол, яйцо разбивается)

Мышка :-Что же скажут дед и баба?

Мышке ноги делать надо (быстро убегает, входят дед и баба, замечают разбитое яйцо)

Баба :-Вот так горе. вот беда! Это мышка, Дед, она!

Дед: Что же делать, как же быть?

Баба:- Будем, старый, слезы лить.

(входит курочка с корзинкой разноцветных яиц)

Курочка Ряба :-Не плачь, баба. не плачь, дед!

Будет вкусный вам обед!

Принесла вам яички другие - не золотые, а цветные!

Дед и баба :-Спасибо, хохлатушка, курочка Рябушка!

(к детям) - Яйца получайте - Пасху встречайте

Вед : И теперь обычай добрый я храню. Красное яичко в день Христов дарю.

Вед: Издавна на Руси на Пасху дети и взрослые водили хороводы, пели песни, играли в разные игры. Давайте и мы с вами с яйцами поиграем.

  1. Не урони яйцо (Чья команда быстрее обежит вокруг кубика, положив яйцо в ложку, и не уронит его)
  2. Чьё яйцо дольше прокрутится.
  3. Чьё яйцо дальше укатится.
  4. Чьё яйцо крепче окажется.
  5. Укрась пасхальное яйцо.

Ведущий: Эй, парнишки и девчонки,

Не хотите ль поплясать?

Свою удаль молодецкую

В пляске русской показать.

Дети исполняют «Танец с ложками»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу –

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем,

И скажу: «Раскрасил сам! »

Ведущий: Мы сегодня хотим пожелать,

Добрых дел, и поступков хороших

Каждый день вновь с улыбкой встречать

Больше праздников солнечных, ясных.

Пусть удача идет впереди,

Дарит мир только яркие краски,

Пусть ничто не стоит на пути

В славный праздник божественной Пасхи!

Танец со свечами.

Вед: Пусть Воскресение святое.

Коснется ангельским крылом,

И принесет тепло с собою,

И наполнит светом дом!

С праздником Вас! Со светлой Пасхой!

Зал украшен работами детей, выполненными совместно с воспитателем, можно подойти и посмотреть, спасибо.


Педагог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые.

Богат русский народ традициями, обычаями, праздниками. Одним из главных православных, христианских праздников является «Пасха».

Празднование Пасхи - это праздник Воскресения Христа, выражающий Воскресение всей природы, всей жизни: В день Пасхи "солнце играет, восходя, пляшет от радости!"

Многие хотели подкараулить это мгновение.

А молодёжь забиралась на крыши домов, чтобы встретить солнышко.

Дети даже обращались к солнцу с песней:

(выходят дети в русских костюмах, поют)

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись!

Красное, нарядись!

1 ребёнок: Пасха была очень большим праздником, длившимся целую неделю, и вся эта неделя была насыщена различными играми, развлечениями, хождениями по гостям. В этот праздник весь православный мир отмечает Воскресение Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти он воскрес из мёртвых. Люди, встречая друг друга, восклицают: «Христос воскрес!», и в ответ: «Воистину воскрес!»

2 ребёнок: Приготовления к празднику Воскресения Христова начинаются за несколько недель до великого поста.

В народной традиции Великий Четверг, последний четверг перед Пасхой, называют также «Чистый». Чистый Четверг – покровительствует чистоте и опрятности.(проец. Карт.2)

В этот день по народному убеждению даже

«ворона своих воронят в луже моет».

На этом же основании принято было избу чистить:

Белили печи, мыли стены, чтобы весь год чистота в избе водилась.

3 ребёнок: В этот день был широко распространен обычай очищения водой.

Мыли детей своих и даже скот. Воду для обмывания брали до рассвета,

Пока петух не прокукарекал. Вода предрассветная должна быть речная

Или родниковая. Иногда в воду кидали серебряные монеты,

Тогда она приобретала целебные свойства, и человек в течение года не болел.

4 ребёнок: Такую же целебную силу приписывали соли, пережигаемой в печах на Великий Четверг. Ее использовали как лекарство для людей и скота. Еще одним способом очищения было окуривание дымом: прыгали через огонь все члены семьи для того, чтобы запастись на целый год здоровьем, уберечься от всякой нечисти.

С Великого Четверга во всех домах готовились к празднику Пасхи: скот резали, яйца красили. В пятницу пекли пасху и куличи.

1 ребёнок: Наши предки почитали яйцо, как символ жизни, плодородия, святого воскресения. По приданию, пасхальные яйца обладали лечебными свойствами: коли болит голова, то надобно по солнцу поводить яйцом по голове, и оно втянет в себя боль; коли ноги гудят, надобно от подошв, вверх до пупка водить яйцом, поднимая себя и утешая боль.

Педагог: Пасхальные яйца красили в луковичной шелухе. Это наиболее распространенный способ крашения пасхальных яиц.

Цвета тоже имели свою символику.(на экран проецируется карт. 3)

Красный цвет – цвет радости, жизни.

Желтый – посвящается солнцу.

Зеленый – символизирует весну.

Коричневый – плодородие земли.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

(Проецирование карт.4)

Ведущая: Жили-были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели, вместе пекли пироги.

Баба: Дед, ты печку затопил? Сегодня я затею пир.

Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед: А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Баба: Ай да, помощник! И я не дремала.

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налила….

Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба: Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда! (Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом.)

Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй, Баба!

Постаралась Кура Ряба.

Вы не слушали меня, а говорила я не зря:

Ко Христову дню я яичко принесу.

Да яйцо-то не простое

Принесла вам – золотое!

Баба: Дед, яйцо горит, как жар!

Дед: Я подумал, что пожар!

Баба: Жалко красить золотое, пусть оно стоит такое.

А тебе, моя хохлушка, я зерна насыплю в кружку.

Дед: Ну а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю. (Все уходят.Появляется Мышка.)

Ведущая: Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала и яичко увидала.

Мышка: Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю. (Роняет и разбивает яичко.)

Ой! Пока не видят дедка с бабой,

Мышке ноги делать надо! (Убегает. Входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо.)

Баба: Вот так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед: Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и баба плачут.Входит Курочка Ряба с корзинкой, полной цветных яиц.)

Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!

Принесла вам Кура Ряба яички другие,

Не золотые, а цветные!

Дед, баба: Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Курочка Ряба: Яйца катайте,Пасху встречайте!

Звучат колокольные пасхальные звоны.

Проецируется карт.5

Ученик: На пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Ведущий: А сейчас приглашаю вас поиграть в Пасхальные игры. (проецируется карт.6)

Игра «Волчок» (два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье дольше прокрутиться, тот и победил)

Игра «Катание яиц» (два игрока по команде катят яйца по столу, чьё дальше прокатиться, тот и выиграл),

Игра «Долбянка» (игроки стукаются крашеными яйцами, чье яйцо останется целым, то и победил).

1 реб: Давайте отгадаем пасхальные загадки.

Почему по всей земле радость и веселие? –

Потому, что празднуем Христово ………… (Воскресение).

2 реб: Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные ……………………..(яички)

3 реб: Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-………………..(куличи)!

4 реб: Праздников всех Праздник, Чудо из чудес,

Всех вас поздравляю! Ведь ХРИСТОС…(воскрес!)

Ведущий:

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем,

О старинном русском празднике

Мы сейчас вам пропоем.

Песня на мотив «Бабушка рядышком с дедушкой»(проецируется карт.7)

Пасху, Пасху празднуем с семьёй.

Пасха, пасха – праздник дорогой.

Крашеные яйца весело едим,

Вас поздравить с праздником хотим.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно кулич доедают.

Мамочка рядышком с папочкой

С весельем гостей принимают.

Этот праздник знать вы все должны

Поздравления летят со всей страны.

Будем праздник весело справлять

Про старинные обычаи вспоминать

Ведущий: С Пасхой я Вас поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Чтобы было веселей

Ешьте яйца, кто быстрей!

Утренник проводится в один из дней Светлой седмицы. К участию в празднике приглашаются воспитанники детского сада, их родители, педагоги. Ведет праздник воспитательница одной из групп.
Хорошо, если сможет прийти батюшка из близлежащего храма.
В оформлении зала преобладают красные пасхальные цвета. На центральной стене музыкального зала помещена большая икона Воскресения Христова.

Дети входят в зал под аудиозапись Пасхальных песнопений.
Праздник открывает священник, приветствуя гостей и поздравляя всех с днем Светлого Христова Воскресения!

Ведущая: (обращаясь к детям):
Христос воскресе, дорогие дети!
Христос воскресе, дорогие гости!

Дети и взрослые в зале:
Воистину воскресе!
Ведущая:
Наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник: Пасха Господня, Воскресение Христово.
А сможете ли вы ответить, что празднуем и вспоминаем мы в этот день?

Дети:
В день Пасхи мы празднуем Воскресение Христа из мертвых.
Ведущая:
Что значит для нас Воскресение Господа Иисуса Христа?

Дети:
Воскресение Христово значит для нас начало новой святой жизни. Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить: не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но любить друг друга, делать добро. И верить в то, что и мы воскреснем вместе со Христом.

Ребенок-чтец:
Евгений Санин
Радость от земли и до небес:
Он – воскрес!
Воистину воскрес!
Он воскрес… И это Воскресение
Дарует нам вечное сасение!

Ведущая:
Мы с вами долго готовились к Светлому Празднику, семь недель поднимались по «Лестнице Великого поста», сострадали Христу во время Страстной седмицы, читая Евангелие.
Со стародавних времен православные люди читали на Страстной седмице своим детям евангельские рассказы о страданиях Христа, а еще читали благочестивые легенды и предания о том, как вся природа сопереживала Своему Творцу и Создателю в Страстные дни.
Среди этих преданий – легенда о маленькой птичке по имени Красношейка.
Ребята из подготовительной группы приготовили к празднику постановку по этой легенде. Сейчас они нам ее покажут.

Красношейка
Пасхальная постановка по легенде из книги Сельмы Лагерлёф «Сказания о Христе»)

Действующие лица
Ведущий
Красношейка (на протяжении спектакля роль птички исполняют две разные девочки)
Два ворона
Пять птенцов Красношейки
Разные птицы (вороны, совы, грачи, скворцы, синички)
Сцену украшают несколько красивых зеленых деревьев. За деревьями на стене закреплено белое полотнище, на которое в нужное время будет проецироваться слайд.
Звучит негромкая, нежная мелодия.

Ведущий:
Когда Господь сотворил мир и были наречены имена всем животным и птицам одна маленькая серая птичка была названа Красношейкой.
Красношейка (летает по сцене):
Как красив и удивителен мир! Полечу, посмотрю на свое отражение в озере.

Красношейка подлетает к «озеру», обозначенному расстеленным на полу сцены голубым платком. Смотрится в озеро.

Ах, но я совсем серая! И шейка у меня такая же серая, как все остальное… (Ищет красные пятнышки). Нет ни одного красного пятнышка! Вся серая! Может быть, Бог забыл окрасить мои перышки в красный цвет. Надо полететь к Нему и сказать Ему об этом. Господь, наверное, ответит: «Ах, дорогая! Я вижу, что забыл окрасить твои перышки. Подожди минутку, сейчас все будет исправлено».

Ведущий:
И она полетела к Богу. Как страшно было подлетать к Нему, Великому и Всемогущему. Сильно билось ее сердечко, и все же, когда Творец спросил, что ей нужно, Красношейка осмелилась обратиться к Нему.
Красношейка (опустившись на колени и смотря вверх):
Господи, я хотела спросить у Тебя одну вещь. Зачем я должна называться Красношейкой, когда я вся серая от клюва до кончика хвоста?

Ведущий:
Как ей хотелось иметь красные перышки! Но Господь ответил, что имя Красношейка самой птичке и всем продолжателям ее рода придется носить и впредь. А красные перышки на шейке она должна заслужить сама.
С глубокой думой полетела Красношейка в рай.

Красношейка:
Как же, как же сделать мои перышки красными?

Вылетают два ворона.

1-й ворон:
Почему ты такая грустная, Красношейка?
Красношейка:
Бог назвал меня Красношейкой, но видите, я вся серая. Мне надо самой заслужить красные перышки на грудке.

1-й ворон:
Да, трудная задача дана тебе Богом!
2-й ворон:
Послушай, поселись в кусте шиповника. Ведь его цветы такие красные. Может, их лепестки окрасят твою грудку?

Все улетают.
Звучит красивая мелодия.
Декорация на сцене дополняется большим гнездом, расположенным на полу.

Ведущий:
Прошло несколько тысяч лет. Красношеек стало много. Они по-прежнему оставались серыми, но помнили слова Бога и, как только рождались у них дети, сразу рассказывали им о сотворении мира и о судьбе красношеек.

В гнезде сидят Красношейка (теперь роль птички исполняет другая девочка) и пять ее птенчиков.

Красношейка:
Видите, дети, сколько лет прошло со дня сотворения мира, а мы по-прежнему серые.
Птенцы:
Пи-пи-пи.
1-й птенец:
Неужели наши предки не старались совершить какой-нибудь подвиг, чтобы Господь даровал им красный цвет перышек?

Красношейка:
Мы делали, что могли. Но все терпели неудачу. Уже самая первая красношейка встретила однажды другую птичку, точь-в-точь похожую на нее, и сразу полюбила ее такой сильной любовью, что почувствовала огонь в своей груди. «Ах, – подумала она, – я, кажется, понимаю! Господу Богу угодно было, чтобы я горячо-горячо полюбила и чтобы пламя любви окрасило мне перья в красный цвет!» Но перышки на ее груди остались серыми.

Птенцы:
Пи-пи-пи.
1-й птенец:
Значит, нам не носить красного цвета?
Птенцы:
Как жаль! Как жаль!

2-й птенец:
Мама, я помню, ты рассказывала, что уже самая первая красношейка пела так, что грудка у нее зажигалась от восторга. Она надеялась, что пламя песни, льющейся у нее из груди, окрасит перышки в красный цвет. Но этого не случилось.

Птенцы:
Да, да, мы тоже помним этот рассказ.
3-я птица:-й птенец:
А я слышал, что многие красношейки храбро сражались с хищными птицами, защищая своих птенцов, и в груди у них горел огонь мужества! Каждая такая птичка надеялась, что храбрость, пылающая в ее сердце, окрасит грудку в красный цвет. Но и эти птички остались серыми.

Птенцы:
Жаль, жаль. Но мы тоже попробуем добиться красных перышек на груди!
Красношейка:
Милые дети, это невозможно. Что можем мы сделать еще, кроме того, чтобы любить, быть храбрыми и хорошо петь.

Влетает стая птиц.

Птицы:
Несчастье! Великое несчастье ждет нас!
Красношейка:
Что такое? Что случилось?

1-я птица:
Люди потеряли разум! Они идут убивать своего Бога!
2-я птица:
Милостивый Господь послал к нам на землю Своего Сына, Иисуса Христа, а люди возненавидели Его и ведут на казнь!

3-я птица:
Его распнут: прибьют ко Кресту, как последнего разбойника!
Красношейка:
Птицы, неправду вы говорите!

Вдали слышится шум толпы.

4-я птица:
Слышите шум? Это толпа людей идет убивать Бога!
4-я птица:
Мама, а помнишь, ты рассказывала, что человек – самый близкий к Богу из всех живых существ! Что он царь мира! Что он добрый, милостивый и кроткий!

5-й птенец:
Зачем же люди убивают Бога?
5-я птица (сова):
Дети, дети! Человек может быть святым и великим, но часто он становится хуже лютого льва, страшнее кровожадного крокодила! Это происходит тогда, когда человек забывает о Боге!

Все птенцы
Забывает о Боге?

5-й птенец:
Разве это возможно?
1-й птенец:
Мы так не сможем (птенцы отрицательно качают головами).

6-я птица:
Шум приближается! Толпа близко! Летим!
Птицы:
Летим! Летим!

Все птицы, кроме Красношейки и птенцов, улетают.

Красношейка:
Берегитесь, птенчики! Люди могут растоптать наше гнездышко!
Птенцы
Мама, мы боимся…

Красношейка:
Прижмитесь друг к другу, зажмурьтесь и молчите. Эта дикая толпа идет прямо на нас. Нет, это ужасно! Я не хочу, чтобы вы видели это зрелище!

Красношейка остается с птенцами в гнезде, закрывая птенцов своими крыльями.
Деревья на сцене раздвигаются, на экран проецируется слайд с изображением Распятия.
На сцену выходят три чтеца, они читают фрагменты из 15-й главы Евангелия от Марка.

1-й чтец:
– И одели Его в багряницу, и сплели терновый венец, возложили на Него. И начали приветствовать его: радуйся, Царь Иудейский!
2-й чтец:
– И били его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

3-й чтец:
– Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
1-й чтец:
– И привели Его на место Голгофу, что значит «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял.

2-й чтец:
— Распявшие Его делили одежду Его, бросали жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его.

Красношейка опускает свои крылья. И она, и птенцы смотрят на икону-слайд.

5-й птенец:
Были бы мы орлами, мы вытащили бы гвозди из рук Господа, а большими крыльями отогнали бы прочь всех, кто Его мучает!
Красношейка:
Терновые иглы изранили лоб Его, кровь капает с Его лица! А Он так прекрасен, взгляд Его так добр, что все бы должны Его любить! Пусть мы не орлы, а маленькие красношейки! Но, может быть, и мы сможем как-то помочь Господу!

Красношейка вылетает из гнезда и летит за кулисы.
Негромко играет тревожная, скорбная музыка.

Ведущий:
Она выпорхнула из гнезда и стала кружить вокруг Распятого. Долго не решалась она приблизиться, но мало-помалу набралась храбрости, подлетела к Страдальцу в терновом венце и вытащила клювом шип, вонзившийся в Его чело! Пока она вытаскивала шип, на шейку ее упала капля крови Спасителя! Она быстро расплылась и окрасила все нежные перышки на грудке птички.

Красношейка вылетает из-за кулис к гнездышку, на груди ее – красный платок.

Красношейка:
Дети! Дети! Люди распяли Бога!
Ведущий:
Птенцы плакали, но изумленно смотрели на грудку матери.

3-й птенец:
У тебя грудка красная!
4-й птенец:
Перышки на твоей грудке краснее, чем роза!

Красношейка:
Это только капля крови бедного Страдальца! Она исчезнет, как только я выкупаюсь в ручье.

Ведущий:
Ошиблась Красношейка! Сколько она потом ни мылась – красный цвет не исчезал с ее шейки. Господь в награду за милосердие даровал маленькой птичке то, о чем она мечтала со дней творения мира! Грудка ее стала красной! И когда ее дети выросли – алый цвет засиял и на их перышках.
Теперь сияет он на груди каждой красношейки, потому что это была награда за самоотверженную и бескорыстную любовь к Богу…

На сцену выходят чтецы с зажженными свечами.

Ребенок-чтец:
Яков Полонский
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные чащобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем…
Поднялись – морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна…
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

Ведущий:
Звонко звучит в пасхальном птичьем хоре радостная песня и нашей Красношейки, славящей вместе со всеми Воскресение Христово!

Ребенок-чтец:
Иван Рутенин
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча!
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целуя, папа
Говорит: «Христос воскрес!»

Ребенок-чтец:
Константин Фофанов
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море, – точно небеса.
А в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Ребенок-чтец:
Виктор Афанасьев
Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая!
Прилетели прямо
Со двора Господня
Проводить из храма
Крестный ход сегодня.
А у нас куличик –
Золотая корка!
Крашеных яичек
На подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир – как в сказке!
В доме ни пылинки –
Убирались к Пасхе.
Хорошо нам вместе!
И обед наш весел:
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе!

Ребенок-чтец:
Нина Орлова
Я разрисовал яичко:
Ветка, а на ветке птичка,
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье,
Посередочке – узор,
А внизу: «Христос Воскресе!»

Ведущий:
Наши ребята, готовясь к Пасхе, мастерили подарки для мам, пап, бабушек, дедушек и других гостей. А взрослые трудились над пасхальными угощениями.
Сейчас все смогут отправиться по своим группам, чтобы там обменяться пасхальными подарками, поиграть в пасхальные игры и посидеть за праздничным столом.
– Христос воскресе!
Пусть в сердце каждого из нас живет пасхальная радость и любовь к Воскресшему Христу!

Под аудиозапись колокольного звона дети вместе с родителями расходятся по группам, где продолжается праздник.