Патриотическое воспитании младших дошкольников. Патриотическое воспитание младших дошкольников

Выступление на районном методическом объединении на тему:

«Патриотическое воспитание младших дошкольников через фольклор»

Сорокина С.В. , воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ «Ёлочка»,

г. Тарко-Сале

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Что же такое патриотизм?

«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». (Философский словарь).

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Как же воспитать человека преданного, любящего свое Отечество и свой народ? Воспитание гражданина - патриота в личности подрастающего поколения - это создание такой атмосферы в семье и детском саду, в которой поддерживается позиция активного отношения подрастающего поколения к социально - полезным делам. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду - с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Цельпатриотического воспитания через фольклор: пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.

В работе по патриотическому воспитаниюс детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный - заклички и приговорки.
  • Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки, дразнилки, поддевки,перевёртыши.
  • Дидактический- сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Поэзия пестования (материнская поэзия).

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») - произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.

В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня !» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках» ) - короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными физическими действиями.«Сова летит, сова летит », - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели », -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»

Потешки - песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила… Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки.Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире, они приносят ему первые сведения о множественности предметов, о счете.

Сорока, сорока,

Бело-белобока,

Кашку варила,

Гостей наманила.

Кашку-то на стол,

А гостей на двор.

Первому - кашки,

Второму - бражки,

Третьему - пивца,

Четвертому - винца,

А пятому не досталось ничего.

Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такуюпотешку первоначальный счет, ребенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего, развивая логическое мышление, воображение. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другойпотешке:

Кто соску не сосет,

Молочко кто не пьет,

Того - бу-у! - забодаю!

На рога посажу!

Прибаутки - песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

Прибауткойназывают небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именнодвижение:

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

туды ж по дорожке.

Прибаутку можно легко инсценировать как короткое театральное действо.

Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).

Заклички(« закликать » - «звать, просить, приглашать, обращаться» ) - обращения к силам природы - к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Приговорки - обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки явно просматриваются следы древней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.

Игровой детский фольклор.

Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как игровые припевы,приговоры, жеребьёвки, считалки,дразнилки, мирилки, поддёвки,перевёртыши.

В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

Сами названия игр - "Волк и овцы", "Медведь во бору", "Волк и гуси", "Коршун" - говорят о связи игр с бытом и жизнью сельского населения. Тесная связь с жизнью народа оставила отчетливый след в образно-художественных формах игрового "действа", словесных приговорах и припевках.

Игровые припевы, приговоры - рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

От взрослых в детский быт перешли устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Услышав, как кукует кукушка дети приговаривали:

Ку-ку, кукушечка!
Ку-ку, рябушечка!
Прилетай в лесок,
Подавай голосок —
Сколько лет мне жить,
По земле ходить?
Ку-ку…

Значение игровых припевов, приговоров - прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрно с белым не носите,

Букву «Р» не выговаривайте.

Жеребьёвка - рифмованное обращение к игрокам с целью разделения на команды:

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка - веселый и ритмичный стишок, под который выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Мирилки - добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды.Мирилки для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.Мирилка произносится подряд несколько раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело - вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни - умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

Мирись, мирись, мирись -
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Дразнилка - рифмованное прибавление к имени.Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. В большинстве случаев они возникали без всякого повода: Архип - старый гриб . Присоединение к этому прозвищу какого-либо нового стиха превращало прозвище в дразнилку. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: Ябеда - беда, тараканья еда; Вор - воришка, украл топоришко. В само й детской среде обычай дразнить вызывал протест - о любителях подразнить говорили:Дразнило - собачье рыло.

Андрей - воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Поддёвка - малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

- Скажи двести.

- Двести.

- Голова в тесте!

-Скажи петух.

-Петух.

-Ты протух!

Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме и высокому эстетическому уровня они легко запоминаются детьми.

Небылицы-перевертыши, нелепицы . Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического, именно, как эстетической категории. Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития.

По чисту полю корабль бежит.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Дидактический фольклор.

К жанрам дидактического фольклора относятся сказки, скороговорки, загадки,пословицы и поговорки.

Сказки - самые элементарные, и в то же время самые важные, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости.

В сказках о животных много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

Сказки запол-нены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чер-тами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы —белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок - постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Загадка - жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира.

Черненькая собачка свернувшись лежит;

не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Пословица - меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться - в лес не ходить.

Хочешь кататься - люби и саночки возить.

Поговорка - меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Дело мастера боится.

Цыплят по осени считают.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины - начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражняем детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Способствуем активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей.

Ирина Полетаева
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй»

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй ».

Полетаева И. В.

МБДОУ детский сад

комбинированного вида

№33 «Снежанка»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных проблем, которая остается актуальной во все времена.

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это и любовь к близким людям, к родным местами, гордость за свою страну, за свой народ, и привязанность к тем местам, где родился и вырос

В основе патриотического воспитания лежит воспитание нравственных качеств у детей , которые мы развиваем в процессе деятельности с дошкольниками .

Свою работу я базировала по трем этапам :

Первый этап, с помощью бесед, наблюдений я выявила уровень нравственно-патриотического воспитания детей своей группы .

Второй этап, я провела работу, направленную на повышение уровня нравственно – патриотического воспитания : это организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, создание предметно-развивающей среды, игровых ситуаций, проведение праздников, развлечений.

Третий этап подведение итогов проделанной работы.

Любовь к родному краю, родной культуре, начинается - с любви к своей семье , к своему дому, к детскому саду, где он учится взаимодействовать с коллективом . Постепенно эта любовь перерастает ко всему человечеству, в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему. Исходя из этого, я определила следующие задачи :

1. Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

2. Привить детям чувства любви к своей малой родине на основе ознакомления с природой родного края.

3. Воспитать чувство патриотизма , любви к своему родному городу средствами эстетического воспитания .

Чувство Родины - у ребенка начинается с отношения к семье , к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.

Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание теме «Семья » . Каждое утро я напоминаю детям о том, что прежде чем зайти в группу, надо обязательно попрощаться с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, пожелать им удачного дня.

Организуя беседы о своей семье на темы : «У меня дружная семья » , «Моя любимая бабушка (дедушка) », «Как мы провели выходной день» , «Чем я могу порадовать маму (папу, бабушку, дедушку) » и другие, я всегда делаю акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны им платить тем же.

В беседах на темы : «Где работают мои родители» , «Какую работу выполняет дома мама (папа) », «Как я помогаю маме (папе) » и других я рассказываю о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Все это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества.

Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей : рисовании, аппликации, лепке. На этих занятиях я предлагаю изготовить для наших мам, пап, бабушек, дедушек рисунки, подарки, небольшие сувениры, которые радуют их.

В нашей группе стало традицией проводить праздник «День рождения мамы (папы) ». Этот праздник мы отмечаем по временам года. Дети рисуют рисунки, делают поделки – чем очень радуют своих родителей и учатся проявлять о них заботу. На этих праздниках мы проводим различные игры «Наряди маму» , «Мой папа самый умелый» «Назови ласково» и другие, устраиваем чаепитие.

К празднику «День матери» я предлагаю детям нарисовать портрет моей мамы и поместить его на выставку. А мамы должны угадать свой портрет. К этому празднику мы изготавливаем подарки, устраиваем чаепитие с концертом, где не только дети поздравляют мам, но и мамы должны приготовить какой-нибудь номер. Бывает очень интересно и увлекательно.

В течение всего года мы воспитываем в детях желание радовать своих мам и пап подарками, сделанными своими руками, формируя любовь к родным.

В группе, при активном участии родителей, оформлен уголок «Моя семья » , где поместили фотографии детей с их близкими родственниками - дети рассматривают фотографии и рассказывают о своей семье ; расположили различные поделки, которые мамы и папы сделали своими руками – малыши с удовольствием рассказывают о том, что их родители умеют делать.

У нас в группе живет персонаж «Клоун Петя» , который приходит вечером, когда родители забирают детей домой.

Клоун Петя, вместе с детьми и с их родителями, рассматривает картинки в любимой книжке; показывает мамам и папам чем ребенок занимался в детском саду. Дети бывают рады тому, что родителям интересно, как у них проходит день. Дети стараются тоже интересоваться, чем занимались их родители. Все это воспитывает в детях желание как можно больше знать о своих близких.

Природа родного города для маленьких детей – это все Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что вызывает отклик в его душе.

Воспитание патриотических чувств человека начинается с привития любви ребенка к его малой Родине : природа родного края, улица, город в котором он живет. Постепенно дети получают представления о России, о ее значимости в жизни каждого человека.

Решая задачи по воспитанию нравственно -патриотических чувств, я знакомлю детей с природой родного города. Это и беседы, и рассматривание альбомов, фотографий. Свои впечатления и знания они отражают в рисунках, в рассказах. На прогулке я обращаю внимание детей на необычные цветы, траву, насекомых. В нашей группе есть мастерская «Удивительное рядом» , где совместно с родителями дети создают коллажи о природе : «Затейливые цветы» , «Зимняя сказка» , «Птицы нашего края» и другие. Я считаю, что природное окружение выступает в роли первого педагога по воспитанию нравственно -патриотических чувств.

В нашей группе есть игротека с подборкой игр по ознакомлению с природой родного города «Птицы в нашем крае» , «С какого дерева листок?» , «Укрась город цветами» и другие.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты – все это является источником формирования любви к родному городу, а в дальнейшем к Родине.

В группе есть уголок «Мой родной город» . В уголке подобран материал : «Старооскольская игрушка» «Картины старооскольских художников» , фотографии на которых изображены здания нашего города, достопримечательности, «Природа Старого Оскола» , «Старый Оскол в дни праздника» . Воспитывая любовь к малой родине, я провожу беседы «Улица, на которой я живу» , «Что мне нравится на улицах нашего города» , «Как мы украсим город к празднику» и другие. Знакомство с городом находит отражение и в сюжетно – ролевой игре «Автобус» . Где мы вместе с детьми путешествуем по знакомым местам.

Воспитывая любовь к своей Родине, я знакомлю дошкольников с людьми создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать ее еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.

Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий. В группе мы оформили альбом «Мои мама и папа на работе» . Рассматривая его вместе с детьми, я рассказываю о том, как важен труд каждого человека для общества, для создания красоты в окружающем мире.

В процессе проведенной работы были получены следующие результаты :

Дошкольники с удовольствие рассказывают о своих родителях, о совместных играх и развлечениях, о делах, которые они выполняют вместе с ними.

Проявляют стремление помочь родителям.

Знают название своего города и проявляют к нему свое уважение и стремление украсить его.

Называют профессии, их значимость для общества, качества человека, которые помогают им трудиться.

Литература :

1. Новицкая М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду » Москва 2003г.

2. Дошкольная педагогика № 10 (85) декабрь 2012.

Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников

МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18

Воспитатель: Жукова Ирина Владимировна

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-

нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей

активно формируются первые элементарные представления о хорошем и

плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и

сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного

педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,

представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот

моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего

нравственного развития.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая

эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу

воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно

при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно

эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,

чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают

любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к

окружающим.

В младшем возрасте происходит интенсивное формирование

навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют

мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений

способствует установлению единства между внешними формами

культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети раннего возраста оказываются способными выполнять

элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении

правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие

мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для

сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую

деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами

интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение

окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим

(сверстникам, взрослым).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Как же воспитать маленького патриота? Это целая система воспитательного процесса:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных и т.д.

    Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Оленёнок » станицы Новогражданской муниципального образования Выселковский район «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС » Воспитатель первой квалификационной категории Безмогарычная Наталья Александровна ст. Новогражданская 2017г.

« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это и любовь к близким людям, к родным местами, гордость за свою страну, за свой народ, и привязанность к тем местам, где родился и вырос. В основе патриотического воспитания лежит воспитание нравственных качеств у детей, которые мы развиваем в процессе деятельности с дошкольниками.

Беседы, наблюдения. образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, создание предметно-развивающей среды, игровых ситуаций, проведение праздников, развлечений. подведение итогов проделанной работы. Этапы нравственно-патриотического воспитания

Задачи: Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду Привить детям чувства любви к своей малой родине на основе ознакомления с природой родного края Воспитать чувство патриотизма, любви к своей родной станице средствами эстетического воспитания

Родная семья Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Открытка для пап Беседа: «Мой папа в армии»

Танец: «Полька»

Праздник «День защитника отечества»

Художественное творчество рисование «матрёшки»

Физминутка «весёлые матрёшки»

Природа родной станицы У цветочной клумбы

Грибочки большие и маленькие

Листопад

Кубанский уголок

Рассматривание фотографий Люди разных профессий Родная станица

Результаты проведённой работы: * Ребята с удовольствие рассказывают о своих родителях, о совместных играх и развлечениях, о делах, которые они выполняют вместе с ними. * Проявляют стремление помочь родителям. * Знают название своей станицы и проявляют к ней свое уважение и стремление украсить её. * Называют профессии, их значимость для общества.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по формированию индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно...

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками - экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной Татарстан» Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Мы славим город свой » Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Быт и традиции» Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

5. «Моя дружная семья» Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

6. «Великой Победе посвящается» Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

7. «Как чуден наш родной язык» Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю русские и татарские («Сказка о козе и баране», «Сертотмас үрдәк» , «Бияләй») народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. Смотрим мультфильмы на двух языках. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.