Плюсы и минусы гуманно личностной технологии амонашвили. «Школа радости»

Дари себя детям

Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

Академик РАО, известный педагог-ученый и практик Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике.

Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности.

Концепция гуманной педагогики Амонашвили

Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого — обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение — значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель младших классов должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках.

Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель. Любимый учитель, по выражению Ш.А. Амонашвили, — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи. Понимать детей — это значит, говорила Н.К. Крупская, «влезть в их шкуру», радоваться и переживать вместе с ними, жить их жизнью.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как к естественному явлению в сложном труде учения. Младшие школьники, особенно шестилетки, часто могут ошибаться, затрудняться в понимании задачи, отвлекаться и т.д. На каждом шагу учителю предоставляется повод, чтобы сделать замечание, высказать недовольство, потерять самообладание, обратиться к родителям за помощью.

Однако суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднения, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства. Педагогическое терпение — это не примиренчество по отношению к нарушениям порядка, отставанию, незнанию, но оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические особенности.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу — вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы,формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п.

Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же — это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

По Ш.А. Амонашвили, урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю, и спонтанную, й организованную, жизнь детей. Урок — солнце, урок — радость, урок — дружба, урок — творчество, урок — труд, урок — игра, урок — встреча, урок — жизнь.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Свои взгляды он отразил в монографиях и многочисленных статьях: Обучение. Оценка. Отметка. М., 1930; Созидание человека. М., 1982; Здравствуйте, дети! М., 1983; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984; В школу — с шести лет. М.,1986; Размышление о гуманной педагогике. М., 1996, и др.

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш.А.Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоори-ентированная.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

«Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)

Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.

Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.

Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. /По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.

По типу управления: современная традиционная.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

Целевые ориентации

o Раннее и всестороннее развитие детей;

o Развитие экологического и диалектического мышления;

o Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;

o Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;

o Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.

Принципы

    гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;

    единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художе­ственно-эстетического образования;

    осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;

    синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.

Особенности содержания

Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.

Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насы­щение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).

В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир», вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, истории, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе - Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.

В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены - все они завершаются в IX классе.

Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).

Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальной перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятно­стями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.

Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.

Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).

Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.

В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.

Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод - проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

1. развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;

2. развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V-IX классы;

3. развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:

    гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;

    восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматиза­ция, визуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).

Позиция ученика:

    ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

    личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;

    сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;

    глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

    ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

От ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

Не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

Дари себя детям!
Ш. А. Амонашвили

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • облагораживание души и сердца ребенка;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  • идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

3. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

1. гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

2. индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

3. мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

4. резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

5. учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

Игровые технологии

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер , к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Теории игры

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин . Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. "Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса . Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток- эта теория указывает лишь "смысл" игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером , который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера , источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С. Л. Рубинштейна , является формалистской, поскольку берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации. Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера , гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма.Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним "функциональным" играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.

Наконец, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.

Основные недостатки этой трактовки таковы:

  • Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой, как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.
  • Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.
  • Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования в мнимой (воображаемой) ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, теория Л. С. Выготского произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии. Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение "сущности" игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры . Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

Библиотека
материалов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лекция

на тему:

«Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили»

Подготовил магистрант

факультета психологии

и педагогического образования

группы МНО-16

Бекмамбетовой Зульфие

2017 г.

Слайд 2

План лекции

Введение

2. Основные идеи гуманно-личностной педагогики.

3.

4. Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном процессе

Выводы

Слайд 3

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

    Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

    Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.

    Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. -№9, 1991.

    Бухвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига,1994.

    Вентцель К.Н.: Антология гуманной педагогики. - М., 1999. с. 195-196.

    Вернадский: Антология гуманной педагогики. - М., 2001. с. 5.

    Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. с. 19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

Слайд 4

Введение

«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»

В.А. Сухомлинский

Слайд 5

    Знаете ли Вы, что такое педагогическая технология?

    Как Вы понимаете гуманно-личностную технологию?

    Что Вы знаете о педагоге Ш.А. Амонашвили?

Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.

Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии. Педагогические технологии должны быть направлены на разработку каждым педагогом индивидуальных условий, основанных на изучении учебных возможностей каждого школьника и на этой основе создания системы гуманных педагогических взаимоотношений обучающих и обучающихся, направленных на активизацию учебно-воспитательной деятельности, посредством введения адекватного педагогического и методического сопровождения, позволяющего раскрыть учебные двигатели человеческого сознания и духовные.

Педагогическая технология – это продуманная система, позволяющая раскрыть возможности достижения положительных результатов в образовательной деятельности.

В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.

Слайд 6

1. Ш.А. Амонашвили. Краткая биография

Ш.А. Амонашвили - известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Слайд 7

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Слайд 8

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Труды Ш.А.Амонашвили

    Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980

    Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.

    Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986

    Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987

    Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984

    Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986

    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996

    Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.

    Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.

    Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.

    Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.

    Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. - Донецк, 2009.

    Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). - Донецк, 2010.

    Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. - Артемовск, 2010.

Слайд 9

2.

Что такое гуманная педагогика?

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Амонашвили Ш. А.

Слайд 10

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Слайд 11

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амоношвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.

Слайд 12

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

    Уроки познавательного чтения.

    Уроки письменно-речевой деятельности.

    Уроки родного языка.

    Уроки математических воображений.

    Уроки духовной жизни.

    Уроки постижения красоты.

    Уроки планирования и деятельности.

    Уроки смелости и выносливости.

    Уроки о природе.

    Уроки о мире наук.

    Уроки общения.

    Уроки иностранной речи.

    Уроки игры в шахматы.

    Уроки компьютерной грамотности.

Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.

7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

Слайд 13

3. Шавла Александрович Амонашвили – автор гуманно-личностной технологии

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.

Слайд 14

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Слайд 15

Выделим основные целевые ориентации технологии:

    Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

    Облагораживание души и сердца ребёнка.

    Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

    Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

    Идеал воспитания – самовоспитание.

Для анализа приёмов, используемых автором, обратимся к его основным изданиям «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели».

Слайд 16

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Слайд 17

«Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Слайд 18

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Слайд 19

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

Слайд 20

Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки

    Шахматы

    Познавательное чтение

    Постижение прекрасного

    Духовная жизнь

    Письменно-речевая деятельность

Уроки о природе

    Планирование деятельности

    Осмысление высоких духовных материй и ценностей

    Лингвистическое чутье

    Смелость и выносливость

Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.

Уроки родного языка

    Общение

    Математическое воображение

    Постижение красоты всего окружающего

    Иноязычная речь

Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.

    Осмысление высоких математических понятий

Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.

Слайд 21

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.

Амонашвили Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Слайд 22

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я». Чтобы стимулировать интерес к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во 2 классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Слайд 23

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Слайд 24

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

    Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

    Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

    Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

    Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

    Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

    Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

    Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

    Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

    Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Слайд 25

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы».

Слайд 26

Основные принципы технологии

Любить ребёнка

Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок

Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

Прожит в ребенке своё детство

Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

Слайд 27

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса

Опоры в ребёнке

Руководящие принципы учителя

    Стремление к развитию;

    стремление к взрослению;

    стремление к свободе

    Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;

    принцип уважения личности ребенка;

    принцип терпения в становлении ребенка

Личностные качества учителя

Заповеди учителя

Доброта, откровенность и искренность, преданность

    Верить в безграничность ребенка;

    верить в свои педагогические способности;

    верить в силу гуманного подхода к ребенку

Законы учителя

Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Основные правила учителя

1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе , высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения , вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

5. Любите смеяться вместе с детьми , веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .

6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.

7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.

Слайд 28

4. Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном процессе

Слайд 29

Методы и приёмы стимулирования инициатив детей

1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).

2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.

3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.

4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.

5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».

6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.

8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.

7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.

Слайд 30

Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы

1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.

2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.

3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).

4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).

5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.

7. Методы опережающего обучения.

Слайд 31

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».

Слайд 32

Выводы

В современной общеобразовательной школе России педагогический процесс осуществляется преимущественно на основе авторитарно-императивной педагогики. Ее антиподом является гуманно-личностная педагогика, получившая мировое признание в конце XIX - XX веке. В России (СССР) у истоков этой педагогики стояли такие выдающиеся деятели, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Огромный вклад в гуманно-личностную педагогику внес крупный отечественный ученый-психолог и педагог Шалва Александрович Амонашви-ли, чье творчество достигло расцвета в 70-90-е годы XX века и успешно продолжается в наши дни, в начале XXI столетия.

В трудах Ш.А.Амонашвили глубоко обоснована с точки зрения философии, психологии и педагогики целостная концепция нового типа образования и изложены пути его реализации, раскрыты основы искусства гуманистического воспитания. Свою педагогическую концепцию ученый назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителя вверх. Его концепция вбирает в себя научные и духовные знания, учительский передовой опыт, обобщенный и систематизированный личный профессионально-педагогический опыт, результаты тридцатилетней научно-исследовательской деятельности. Педагогическая концепция Ш.А.Амонашвили как плод нового, гуманного педагогического мышления включает в себя истины и идеи, открывающие возможности непрерывного обновления педагогического процесса, совершенствования творчества, профессионализма учителя. Ведущим постулатом его концепции является вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы последнего, уважение и утверждение личности, направление ее на путь служения добру, истине, красоте, справедливости. Данная концепция включает и идею единства материального и духовного, рационального и иррационального, научного и религиозного, земного и космического, вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая немыслима без развития и совершенствования духа. Положения этой концепции направлены на облагораживание души и сердца ребенка, а знания рассматриваются как необходимое условие созидания, творения блага. Концепция нацелена на воспитание детей самой жизнью. Суть гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили видит не только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью которых они должны быть достигнуты. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А.Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.96-97).

Творческая, качественная реализация целей и задач, средств и методов образования, обучения и воспитания, раскрытых в концепции Ш.А.Амонашвили, способствует достижению высокого уровня духовного, нравственного, интеллектуального развития личности каждого ребенка. Это доказано многолетней практикой отечественной школы. Автор концепции свои теоретико-методологические положения, постулаты, принципы и закономерности гуманно-личностной педагогики обобщил и применил к начальному образованию. Однако его концепция в основе своей может быть претворена в жизнь во всех классах средней общеобразовательной школы.

Ш.А.Амонашвили показал, что в гуманно-личностной педагогике цель, задачи, содержание, средства и методы формирования личности реализуются успешно, если учитель воплощает в себе такие высшие общечеловеческие качества, как любовь к детям, уважение личности ребенка, справедливость, доброта, терпение, скромность, мужество, оптимизм, интеллигентность, стремление к творчеству, духовность, мудрость, преданность учительскому делу, понимание своего учительского величия. Творческий поиск учителя должен основываться на воспитании школьников с их же позиции. Как "человек из будущего", учитель глубоко верит в познавательные способности детей, делает их жизнь здоровой и радостной, стремится к тому, чтобы школьники были соучастниками своего воспитания и обучения.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.