Почему ребенок дерется, кусается и отбирает игрушки: интервью с психологом. Маленькие зубастики

Маленькие дети зачастую ставят родителей в тупик: взрослым непонятно, почему их ребенок начинает ломать чужие игрушки, кричать, толкать и обзывать сверстников. Что означает такое поведение «агрессора» в штанишках? Чем оно вызвано? Как реагировать на громкие протесты?.

Елена, откуда берется агрессивность у детей?

Эксперт: детский психолог Елена Карепина.

Уточню, что мы будем говорить о здоровых детях, потому что различные соматические, то есть телесные, заболевания и нарушения в развитии ребенка сами по себе могут вызывать агрессивность. У годовалого малыша, который идет по комнате и стучит погремушкой по дивану, по столу и заодно по старшему брату, так проявляется не агрессия, а способ познания мира. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что братишке больно. Но если родители будут его одобрять и хвалить: «Какой ты у нас сильный, старшего брата победил!», то такое поведение может закрепиться у малыша. Ребенку еще, конечно, трудно что-либо объяснить, но все равно нужно останавливать и говорить: «Брата бить нельзя, а вот подушку можно!»

Другая причина проявления детской агрессии в таком возрасте - это зеркальное отражение того, что происходит в семье, потому что дети собственно агрессивность еще не успевают нажить. А вот осознанная агрессия, когда ребенок направляет ее намеренно в отношении других ребятишек, проявляется позже, и она может быть вызвана разными причинами.

В каком возрасте это происходит и с чем связана агрессивность?

Начинается все примерно с двух лет, когда родители отдают ребенка в детский сад или начинают водить его на занятия и в кружки. В незнакомом детском коллективе чаще всего ребятишки начинают кусаться. Такое поведение характерно именно для двухлеток, так они проверяют окружающий мир, добиваются какой-то своей цели или хотят утвердить себя. В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя, отделять от мамы, семьи и таким образом самоутверждаются.

Важно разделять агрессивность, как черту характера, и проявление агрессии в поступках.

Если ребенок на самом деле агрессивный, он будет таковым в любой обстановке. Если малыш доброжелательный дома, а в саду он начинает кусаться и плеваться, значит, ситуация вызвана окружением. Иногда ребенок просто не знает, как себя вести, и выбирает тактику «лучшая защита - это нападение». Он демонстрирует свою силу, власть над другими. Но это не осознанная стратегия, это подсознательное поведение.

Очень часто дети ссорятся между собой из-за игрушек…

Двухлетки не любят делиться своими игрушками, потому что они их отождествляют с собой. Дети выделили себя из этого мира, они самостоятельная и независимая единица, а игрушки являются их продолжением. Они так себя воспринимают, и это нельзя называть детской жадностью. В два года - это нормальная реакция. Им еще невозможно что-либо объяснить, а вот в три года с ребенком уже можно договариваться.

А в три года поведение ребенка меняется?

По большому счету, нет, но есть нюансы. Когда ребенок выстраивает отношения со сверстниками, он начинает обкатывать те модели, которые использовал в семье, и которые приводили к результату. Единственный ребенок, как правило, добивается от родителей того, чего он хочет, он всегда все получает. Точно так же он будет действовать и в детском коллективе.

Например, в песочнице ребенку понравилась машинка соседа, он отнял эту машинку силой, но в ответ получил лопаткой… Соответственно, эти модели проходят проверку на выживаемость в детском коллективе. И задача родителей - отслеживать такие ситуации и объяснять сыну или дочке: «Ты можешь получить эту машинку другим способом. Предложи свою игрушку мальчику, вы можете поиграть вместе…» Это бывает сложно, особенно, если малыш - кумир в семье и долгое время не ходил в детский сад. Хорошо, если ребенок быстро перестроится, но, если нет, это вызовет у малыша негодование и гнев и проявится через агрессию.

Ругать ребенка за агрессивное поведение, наказывать - неверный путь, вы только усилите агрессию. Ребенок считывает поведение родителей и так, как они ведут себя с ним, он будет вести себя с другими детьми.

Способны ли дети в четыре года понимать чувства других ребятишек?

Нет, поэтому они могут делать больно другим детям и не мучиться угрызениями совести по этому поводу. Причем у четырехлеток черно-белое восприятие мира, то есть у них или все хорошо, или все плохо. Они эгоцентричны, сосредоточены на себе и еще не в состоянии понять другого ребенка, принять его точку зрения. И если что-то пойдет не так, как он решил, ребенок может отреагировать агрессивно.

Кроме того, в четыре года дети транслируют в жизнь увиденное в мультфильмах и компьютерных играх, в том числе и агрессивные моменты. В этом возрасте родители должны объяснять своему чаду, что с другими детьми нужно играть, с ними интересно, они миролюбивые. И конечно, внимательно подбирайте мультфильмы, которые смотрит ребенок. Кстати, через агрессию ребенок может переживать и страх, ведь как с ним справиться, он не знает. Злобное, гневное поведение - самое простое в репертуаре, поэтому ребенок к нему прибегает, когда сталкивается с чем-то непонятным, с чем он не может справиться в одиночку.

А кто больше проявляет агрессию мальчики или девочки?

В пять лет у детей начинается гендерное разделение в плане агрессии: мальчишки начинают драться, а девочки - обзываться и давать прозвища. В моей практике был случай, когда шестилетняя девчонка подговорила практически всю группу в садике не дружить с другой девочкой. Естественно, что дети защищают свои интересы, если не знают, как можно сделать по-другому.

И как на это реагировать родителям?

Родителям важно выяснить, в ответ на что эта агрессия проявилась. Обязательно поговорите с ребенком, но не обвиняйте и не ругайте его. Пусть он сам все объяснит, в этом возрасте дети хорошо описывают ситуацию. Они не могут дифференцировать свои чувства, но всегда могут рассказать, что предшествовало конфликту.

Игнорировать проявления детской агрессии нельзя. Иначе в будущем агрессия может стать чертой личности.

В курсе дела и воспитатели в детском саду, и они тоже могут дать вам информацию. Попросите их описать без оценок, что случилось перед ссорой, тогда вам станет понятно, что вызвало такое поведение ребенка. Ему чего-то не хватило, он отстаивает себя или отвечает таким образом, мстит за что-то… Научите его, как можно вести себя по-другому.

Кстати, свое напряжение, дискомфорт ребенок тоже может выплескивать через агрессию. И уже в пять лет ребятишек учат различным расслабляющим техникам, учат выпускать пар. В семье дети тоже могут проявлять агрессию, когда им не хватает внимания мамы и папы, тогда они начинают безобразно себя вести. Через агрессию проявляется ревность по отношению к братьям или сестрам, и тут все зависит уже от родителей, как они будут выстраивать отношения.

В каких случаях родителям стоит обратиться к психологу?

Если ситуация повторяется. Есть дети, которые не прибегают к силе, они умеют договариваться и не участвуют в драках. А есть ребятишки, которые постоянно в гуще событий - то он одного ребенка доведет, то другого, потом переключается на воспитателя. Если такое поведение становится системой, то надо идти к специалисту.

Распечатать

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только на сверстников, родных и близких - но и на родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать себе в этот момент: "Что Я делаю не так?".
Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок - он считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас.

Итак, что делать, если ребенок дерется, проявляет агрессию:

Золотое правило, применяемое абсолютно во всех спорных моментах: Вам необходимо набраться терпения и воздействовать на ребенка только с чуткостью к нему, с искренним уважением и безусловной любовью.

1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:

В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:

Оскорбление и унижение ребенка,

Запугивание ребенка,

Применение физических наказаний.

Помните, в эти моменты малыш впитывает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим с агрессией.

И, напротив, нужно как можно чаще необходимо проявлять к нему:

Терпение,

Принятие его таким, какой он есть,

Внимание и уважение к его личности,

Любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями.


2) Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:

Если с самых малых лет, Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит - "злиться - это плохо". Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто - ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу - к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями.

Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт - он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депресии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.

Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного - сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость - это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому:


3) Учим малыша реагировать правильно:

Часто дети проявляют свои негативные переживания - именно в физической агрессии. Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.

И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?

Обнимите и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо - Вы готовы его выслушать.

Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: "Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть".

Всегда (даже, когда, казалось бы не хватает времени) - подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом - Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.

Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) - что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:

а) Действие заменить словом , объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что "драться" - это не правильно. Научите его формировать, так называемые, "Я-сообщения": "я злюсь, потому что...", "я обиделся, потому что...", "я расстроился, потому что...".

Помогите ему постепенно освоить этот "язык чувств", и ему будет проще выразить свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы его выслушать.

б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно "выпускать пар", когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку», а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол.

в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) - и когда она будет готова, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим .

Очень важно также "тренировать" ребенка разным способам выхода из конфликтов , придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки , где "Добро всегда побеждает зло", а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтых ситуаций, включать и разучивать позитивные песни , подобные: "Улыбке" и "Дорогою добра".

4) Возьмите Агрессию – под свой чуткий контроль :

- Эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку - он может получить в двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) - дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.

Вы скажете: "Я не могу постоянно ограждать ребенка от зла, оно повсюду в нашей жизни". Вы правы, но все-таки, в раннем детстве - есть смысл уберегать неокрепшую детскую психику от "агрессивных вторжений". Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

- Отмечайте успешные действия Вашего ребеночка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом - закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, зо то, что ты так поступил(а)». Покажите, что Вы действительно довольны им.

Что такое детская агрессия и откуда она берется
Даже совсем грудничок может показывать свое недовольство громким криком и мимикой. А когда он чуть-чуть подрастает, может даже укусить или ущипнуть маму. Обычно такие первые признаки агрессии возникают у детей в районе полугода. Ребенок еще не говорит, он не всегда может плачем объяснить, что его беспокоит и, конечно, в какой-то момент ребенок начинается злиться, сжимать кулачки и кусаться. Не стоит этого пугаться, ведь это – нормальный этап развития эмоциональной сферы карапуза. Замечу, что многие считают, что злость – это недопустимая эмоция, которую надо жестко пресекать. Однако расскажу вам по секрету, что злость, ярость – это базовая эмоция, которая присуща всем людям, обусловлена специфическим строением нашей нервной системы и одинаковым у всех людей ее мимическим выражением. А вот выражать эту злость можно социально приемлемым или социально не приемлемым способом. И вот, задача родителей - показать ребенку социально приемлемый способ выражения эмоций.

На самом деле, проявление агрессии у детей до года в основном связано с раздражительностью мамы. Ведь в этом возрасте малыш и мама – одно целое и, если мамочка уставшая, раздраженная, то и карапузу это тоже передается.
В районе года наступает новая волна бурных протестов и детской агрессии.

Это связано с тем, что ребенок начинает свободно перемещаться по дому, т.к. научился ходить. И, естественно, тут он сталкивается с запретами: «сюда не ходи», «это не дергай», «не убегай» и т.д. и т.п. Конечно, такое обилие «нельзя» вызывает у ребенка протест, который он проявляет криками, может ущипнуть, или даже ударить родителей. Смягчить, или даже полностью «проскочить» этот период детской агрессии помогает отвлечение ребенка, т.е. вместо того, чтобы говорить ребенку «нельзя вытаскивать вещи из шкафа», вы можете освободить ему одно отделение в шкафу или ящике с ненужными для вас вещами и разрешить вытаскивать оттуда все, что ему захочется.

Но основные проблемы, касающиеся детской агрессии, возникают немного позже.
Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Эти цифры условные, ведь все дети разные, поэтому можно смело к этим цифрам ставить плюс-минус полгода. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:
Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я - сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь в подъезде/нажали кнопку лифта и пр. Это первая причина возникновения агрессии у детей 2-3 лет. Подробно разбирать ее мы здесь не будет, так как кризису 3-х лет будет посвящена отдельная статья.
Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. Ну и самоконтроля еще как такого нет: даже если малыш хорошо говорит, то в момент, когда он считает, что его обидели, на эмоциях он дает в лоб обидчику, пусть даже и потенциальному. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной. Наверняка все вы наблюдали сцену в песочнице, когда одному ребенку очень нравится игрушка другого. Но ребенок или не знает, как ее попросить, или ему ТАК хочется, что он выхватывает игрушку из рук владельца. Обиженный ребенок в ответ бьет первого карапуза, потому что или тоже не знает, как правильно потребовать, чтобы ему вернули «имущество», или его переполнили эмоции от обиды. Агрессия детей 2-3 лет выглядит именно так и обусловлена именно этими причинами, а не тем, что у кого-то из детей «сложный характер». Сгладить этот период могут только мамы, постоянно демонстрируя детям социально приемлемый способ выражения агрессии.

PS.Годовалый ребенок дерется, потому что появляется большое количество запретов, связанных с тем, что малыш начал ходить.
Дети дерутся в 2-3 года из-за того, что еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить/ попросить/ отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, коммуникативные навыки тоже только формируются.
Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЬЕТ РОДИТЕЛЕЙ?»

Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму.Потому что именно мама в этот период - самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.

В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально.

Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.

Задача взрослых в таком случае:
- Точная обратная связь. Многие родители СМЕЮТСЯ, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение. И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?!
- Демонстрация приемлемого способа выражения эмоций. Объясняем ребенку, что маму бить нельзя, а можно вот так обнять, или вот так погладить. Очень важно не просто запретить, но и дать альтернативу, ведь ребенку все равно надо как-то свои эмоции выражать.
А еще бывает, что ребенок бьет родителей в качестве протеста.

Ведь когда ребенок начинает ходить, вдруг резко появляется большое количество запретов: «Туда не ходи, сюда не залезай, это не трогай» и т.п. Конечно, у карапуза это вызывает протест, ему же интереснее всего залезть-то как раз на стол и подоконник. И вот тут в ход идут крики, кулаки и зубы.
Ребенок бьет маму, которая ему что-то запрещает. Как же этого избежать?

Во-первых, надо продумать систему запретов. То есть, подумайте, что действительно опасно для карапузика, а что можно переставить, поднять повыше, чтобы убрать из доступа ребенка. Большое количество запретов вызывает пропорционально большую агрессию у ребенка. Зачем нам самим провоцировать ребенка? Запретов не должно быть много, но они должны быть точные, твердые и непоколебимые. Тогда ребенок будет гораздо спокойнее на них реагировать. Система запретов-достаточно сложный вопрос, который мы подробно обсуждали в программе «Секреты воспитания»

Во-вторых, необходимо продумать отвлекающие маневры. Иногда бывает, что даже если запретов не много, ребенок все равно упорно пытается их нарушать. Надо придумать, чем же мы можем его отвлечь, придумать альтернативу. Ну, например, у вас активный малыш, который любит залезть на спинку или боковину дивана и прыгать оттуда на сиденье. Конечно, у вас каждый раз инфаркт, т.к. ребенок может навернуться на пол. А когда вы это запрещаете, ребенок начинает драться. Решение: найти что-то безопасное, на чем можно так же весело прыгать. Это может быть спортивный мат или старый матрац, или специальные мягкие большие подушки. В итоге - ребенок счастлив, мама спокойна.

Как реагировать, если ребенок бьет маму?

Многие родители признаются, что не знают, как правильно реагировать в такой ситуации.

Если ребенок дерется с родителями постоянно, то вполне можно предсказать такое поведение. Можно перехватить руку во время замаха и очень строго, но без злости, сказать, что нельзя драться. При этом очень важен зрительный контакт. Потом вы озвучиваете эмоции ребенка («Я понимаю, ты расстроен»), объясняете причину запрета («нам сейчас надо идти ложиться спать, иначе мы вечером не сможет пойти гулять и не увидим твоих друзей»), даете альтернативу или «замануху» («пойдем скорее в кроватку, там тебя уже заждался, наверное, сон про Лунтика»). При необходимости повторить.

Бить ребенка в ответ лично я считаю крайней мерой. Иногда она срабатывает, но очень часто это выглядит так: сидит мама и дочка. Девочка бьет маму, та в ответ бьет дочь по руке и говорит: «Нельзя драться!» Девочка опять бьет маму… история повторяется. Девочка из ситуации выносит: «Драться можно, мама ведь дерется». С этим не поспоришь. Я еще понимаю такую ситуацию, если мама немного бьет ребенка и говорит: «Вот, смотри, тебе больно, а ведь мне тоже больно, когда ты меня бьешь».
Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания. Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в ооочень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.

Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается. Замешательство, изумление, возмущение - все эти чувства вихрем пролетают в материнской голове: «Ребенок кусается? Мы постоянно занимаемся с ним и все ему разъясняем! Как отучить ребенка кусаться?»

Если ребенок стал вдруг кусаться, необходимо правильно оценить обстоятельства, понять, когда это началось, а также учесть возраст «хулигана». Мотивы, побуждающие его использовать укусы, могут быть самыми различными.

В детском саду случается разное, однако «кусачий» ребенок способен насторожить и воспитателей, и родителей

Так, малыши в 10 месяцев будут использовать укусы совершенно по другим причинам, чем 2-4 летние дети. Разумеется, и способы исправления их поведения тоже будут отличаться.

Причины

Первую пробу «на зуб» малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.

Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.

Физиологическая точка зрения

Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.

Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины - пусть они всегда лежат рядом с ним.


Желание кусаться может быть связано с периодом прорезывания зубов и болезненными ощущениями от него

Детишки в 1,5-2 года, как правило, владеют ограниченным словарным запасом и не могут передать свои переживания, настроение, ярость или согласие словами. На очень значительные происшествия может последовать необычная реакция - укус, даже если впечатление было приятным.

Переходный возраст

У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.

Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы - это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается. Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.

В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.


Бывает, что в совсем юном возрасте отношения ребенка со сверстниками не складываются, у него накапливается подавленная обида или агрессия

Причины психологического характера

Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!

На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.

Детские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего. Ее проявление возможно даже в школе.

Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик - не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.

Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.


Нездоровая обстановка в семье или развод родителей становятся причиной стресса, который может вылиться в агрессивные проявления

Когда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
  • возраст кусаки более 4-х лет;
  • укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
  • укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
  • агрессия обращена на домашних животных.

Что делать в этой ситуации?

Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками - постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.

Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.

Если кусается неговорящий ребенок, его поступки надо непременно озвучивать, чтобы он запоминал их название. Например, начните так: «Ты укусил Мишу!». Затем продолжите: «Кусать никого нельзя, ты поступаешь плохо!», «Кусать надо только груши или яблоки». Потом предложить малышу поиграть во что-нибудь интересное.


Для трансформации агрессии можно предложить ребенку спокойные игры или компанию родителей, которые разделят с ним досуг

Остановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».

Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное - убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута - дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.

Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.

Поведение родителей

Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.

Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.

От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.

В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.

На что обратить внимание?

  • Надо учить малыша приходить к общему мнению, выражая свои чувства, отстаивая свое мнение и желания словами. Старайтесь почаще говорить ему: «Мне нравится, что ты так сдержан».

Не нужно стесняться хвалить ребенка или подчеркивать его сдержанность, воспитанность - это очень важно
  • Любить малыша надо всегда: и когда он тихий и ласковый, и когда агрессивный.
  • Не надо поддаваться эмоциям. Старайтесь быть умными и чуткими. Если ребенок кусается, за ним нужен родительский контроль. Когда взрослый тверд в своих требованиях, у ребенка идет формирование чувства различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). Эти ограничения и социальное неодобрение способствуют формированию чувства стыда и сомнения.
  • Если родителями не подавляется в ребенке желание быть самостоятельным и отсутствует чрезмерная опека, у него к 3-м годам сформируются такие положительные качества как чувство собственного достоинства и дружелюбность. И наоборот, излишняя опека родителей способствует формированию чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • Чтобы личность ребенка развивалась правильно и у него формировались положительные качества характера, взрослым надо выбрать верные методы воспитания в семье.
  • Чтобы ребенок перестал кусаться, ему необходима ваша помощь.

Чтобы принять правильное решение для устранения проблемы, надо сначала выявить причину. Если вы затрудняетесь самостоятельно справится с этой привычкой у ребенка, не тяните - немедленно поговорите с детским психологом, если вам нужна его консультация.

Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.


Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.


Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.


Психологи практически единодушны - основная причина детской неосознанной агрессии - в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев - проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.


Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают , говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия - это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.


Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил - сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно - контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.


Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт - он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.