Почему ребенок не лежит спокойно на спинке. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно

Младенец, которого ничего не беспокоит, – радость для родителей. Малыш тихо посапывает во сне или мило улыбается и рассматривает окружающую обстановку. Но если он испытывает дискомфорт, на весь дом слышится громкий крик, и взрослые изо всех сил пытаются понять, чем можно помочь крохе. Чаще всего причины плача понятны: голод, мокрый подгузник, желание почувствовать близость мамы. Но некоторые особенности поведения необъяснимы для родителей, например, грудничок выгибает спину и запрокидывает голову. Разберемся, опасно ли это, и как помочь ребенку.

В большинстве случае младенец выгибается по физиологическим причинам. Основные из них:

  1. естественный тонус мышц;
  2. познавательная и двигательная активность;
  3. выражение недовольства.

Естественный тонус мышц

У здорового новорожденного в течение 3-4 месяцев после появления на свет отмечается повышенный мышечный тонус, то есть избыточное напряжение мускулов в состоянии покоя.

Такая особенность обусловлена ограниченностью свободного пространства и скованностью движений ребенка в период внутриутробного развития.

Самое удобное положение для малыша – поза эмбриона, когда его ручки и ножки согнуты в суставах и прижаты к туловищу. Если крохе приходится лежать на спине, он быстро устает, выгибается и запрокидывает голову. Следует периодически менять его положение. Кроме того, полезен профилактический расслабляющий массаж.

Познавательная и двигательная активность

В 2-3 месяца движения ребенка становятся осознанными. Он может выкручиваться и поворачивать голову, чтобы лучше рассмотреть заинтересовавший его предмет или человека.

Специалисты советуют не ставить у изголовья кроватки источники света, звука и игрушки, чтобы малышу не приходилось выгибать шею. Кроме того, взрослым не следует стоять в этой зоне. Лучше располагаться перед глазами крохи.

После 3 месяцев грудничок учится поворачиваться со спины на бок и на живот. Выгибания, дополняемые кряхтением, могут быть тренировочными попытками.

Выражение недовольства

Выгнутая спина, слезы, покраснение лица и хныканье – признаки истерики из-за дискомфорта. Малышу может не нравиться его поза, сморщенная простынь, неудобная одежда и так далее.

Часто детки начинают плакать во время кормления. Причины этого:

  • слишком слабый или сильный поток молока;
  • непривычный вкус еды.

Родителям необходимо выяснить, что именно не устраивает кроху, и попытаться нейтрализовать раздражающий фактор. Иногда истерика возникает в связи с желанием ребенка оказаться на руках у мамы или папы. Как поступать в такой ситуации, решать родителям. Многие специалисты советуют, не брать малыша сразу же, а попытаться отвлечь его игрушкой, разговором или песенкой.

Физиологический тонус, активность и капризы ребенка не требуют медицинской помощи. Но маме и папе стоит предупреждать слишком активное выгибание спинки грудничком, так как его мышцы еще не сформировались, и может произойти их повреждение. Следует заботиться о его удобстве: помогать менять положение тела, ставить интересные предметы перед глазами, не допускать истерик и так далее.

Патологические причины

Если у ребенка часто выгнута спина и запрокинута голова, родителям стоит присмотреться к его состоянию. Возможно, такое поведение обусловлено патологическими причинами. Заболевания всегда сопровождаются другими симптомами неблагополучия. Возможные недуги:

  1. гипертонус мышц;
  2. кишечные колики;
  3. нарушения в работе ЦНС.

Гипертонус

После 4 месяцев тонус мышц должен прийти в норму. Но различные проблемы во время беременности и родов могут спровоцировать минимальные нарушения в работе ЦНС, приводящие к повышенному напряжению мускулов у малыша. Признаки гипертонуса:

  • скованность движений – кроха большую часть времени крепко сжимает кулачки, подгибает ручки и ножки, ему сложно принудительно выровнять конечности;
  • беспокойное поведение – плохой сон, истерики, дрожание подбородка, вздрагивание при шуме и резком свете;
  • во время сна спинка крохи часто бывает выгнута, а голова – запрокинута;
  • малыш удерживает голову в вертикальном положении с первых дней.

Ребенка следует показать неврологу. Он проведет диагностические пробы. Если гипертонус подтвердится, врач назначит лечение. Его основные направления:

  1. расслабляющий массаж;
  2. гимнастика, в том числе на фитболе, плавание;
  3. ванны с расслабляющими травами;
  4. физиопроцедуры – электрофорез, магнитотерапия, грязевые аппликации;
  5. медикаменты с релаксирующим воздействием на мышцы (в тяжелых случаях).

Как правило, после 2-3 месяцев комплексной терапии состояние ребенка нормализуется. Но если не обратить внимания на проблемы с мышцами, то в будущем возможны серьезные негативные последствия – позднее освоение навыков, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Колики

Кишечные колики заставляют страдать многих малышей. Их причиной является незрелость ЖКТ ребенка. Из-за нехватки ферментов пища недостаточно переваривается. В результате запускается процесс брожения, и образуется много газа, пузырьки которого давят на стенки кишечника и вызывают сильную боль.

Колики начинаются на 3-4 неделе жизни и продолжаются до 3-4 месяцев. Приступ обычно начинается во время еды или после нее. Малыш плачет, краснеет, выгибается, подтягивает ножки к животику. Родители могут облегчить его состояние одним из следующих способов:

  • правильно прикладывать к груди или использовать антиколиковую бутылочку;
  • сделать массаж живота – по часовой стрелке вокруг пупка;
  • поносить кроху вертикально, прижимая к груди;
  • выкладывать перед едой на живот;
  • дать ветрогонный препарат, назначенный доктором.

Нарушения в работе ЦНС

В редких случаях выгибание спины и запрокидывание головы младенцем обусловлено поражением центральной нервной системы, вызванным:

  1. черепно-мозговыми травмами;
  2. новообразованиями;
  3. инфекционными патологиями (менингитом, энцефалитом);
  4. гидроцефалией;
  5. ДЦП и так далее.

Такие тяжелые состояния всегда сопровождаются теми или иными неприятными симптомами: повышением температуры, напряжением мышц затылка, рвотой, разным размером зрачков, сильным криком, вялостью и так далее. Обнаружив хотя бы один из этих признаков, следует обратиться за помощью.

«Акробатические этюды» младенца, как правило, связаны с особенностями физиологии и темперамента. Если он в целом развивается нормально, то не стоит беспокоиться из-за выгибания спинки и запрокидывания головы. При этом рекомендуется создавать правильные условия для его двигательной и познавательной активности. В тех случаях, когда такое поведения связано с патологическими состояниями – коликами, гипертонусом, поражением ЦНС, обязательно присутствуют дополнительные симптомы. Их наличие указывает на необходимость обращения за медицинской помощью.

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Молодые мамы и папы всегда трепетно относятся к своему малышу. Любые изменения поселяют в них Ведь неопытные родители мало что знают о поведении новорожденных. Часто бывает так, что грудничок выгибает спину. Опасно ли это? И как нужно поступать в таких ситуациях?

Несомненно, следует обратиться к педиатру, поскольку это может быть тревожным знаком. Лишь специалист сможет поставить правильный диагноз.

Каковы возможные причины выгибания новорожденным спины

Если ребенок выгибает спину регулярно, это может свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении. Это симптом различных видов заболеваний, таких как гидроцефалия, менингит, энцефалит, опухоль мозга, абсцесс, травмы или В таком случае посетить врача следует в ближайшее время.

Частое «вставание на мостик» может означать, что у ребенка спины. В этом случае стоит обратиться к невропатологу. Он осмотрит ребенка, даст направление на и пропишет специальный гель для втирания в шейную и позвоночную зону. По медицинской статистике, девять из десяти грудничков страдают нарушением мышечного тонуса. Своевременное лечение позволит полностью исправить дефект.

Иногда грудничок выгибает спину, если заметит интересный предмет рядом с собой. Для более тщательного изучения он старается различными способами разглядеть его внимательнее. В этом случае нужно просто повернуть малыша в требуемом направлении.

Бывает и так, что, выгибая спину, ребенок показывает свое упрямство или каприз. При этом малыш может злиться и рычать, выражая свое недовольство и желание добиться личной свободы. Переживать не стоит, нужно просто следить за тем, чтобы малыш не травмировался. Если новорожденный выгибает спину и капризничает, мягко и настойчиво заставьте его прекратить такие действия.

В случае, когда выгибания спины сопровождаются плачем, поджатием ножек, это, скорее всего, кишечные колики. Попробуйте облегчить малышу боль мягким массажем животика. И следите за его питанием.

Возможные последствия

Если в раннем детстве ребенок страдал от невралгии (это как таз тот случай, когда грудничок выгибает спину по причине гипертонуса), то к 15-18 годам у него могут появиться проблемы со здоровьем. У подростка могут быть: головные боли, нарушение сна, отставание в обучении, несобранность, остеохондрозы, вегетативная дистония, поведенческое расстройство. К тому же могут развиться такие патологии, как плоскостопие, сосудистые нарушения головного мозга и судорожный синдром.

При с возрастом может проявляться негармоничное развитие, головные боли, неадекватное поведение, беспокойство.

Как видим, последствия довольно серьезны. Так что если грудничок выгибает спину - это довольно неприятный знак. Не стоит тянуть время, незамедлительно следует обратиться к врачу. Вовремя оказанная медицинская помощь позволит вашему ребенку избежать проблем со здоровьем впоследствии.

Это наиболее часта причина беспокойства малышей. В возрасте от 2 недель до 3 месяцев у многих деток бывают функциональные нарушения со стороны ЖКТ: ребенок кряхтит, натуживается, иногда плачет; периодически бывает разжиженный зеленоватый стул с белыми комочками или запоры, выражено вздутие живота. Жаль, что и укропная вода вам не помогают. (Не тратьтесь тогда и на "Хеппи-Бэби" и "Бэби-Калм (бейби-калм) - это все аналоги по составу: все они сделаны на основе фенхеля (аптечного укропа). Можно заварить обычный настой цветов ромашки аптечной и поить ребенка, начиная с нескольких капель и заканчивая чайной ложкой. Некоторым детям помогает мизерное количество - буквально несколько крупинок, растворенных в молоке или смеси. Уже не раз я приводила на сайте рецепт, который когда-то вычитала в журнале и который очень хорошо зарекомендовал себя у малышей: СБОР ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ (Авторы – Косов В.А., Ермолин С.И. и др., Центральный клинический военный санаторий «Архангельское»; был опубликован в «Военно-медицинском журнале» №9, 1996 г., стр. 53-56) лекарственная, корень – 2 части Ромашка аптечная, цветы – 2 части Мята перечная, лист – 1 часть Малина обыкновенная, плоды – 2 части Все компоненты смешать в указанных пропорциях. Авторы рекомендовали дозировать сбор КАПЛЯМИ, но он настолько приятен и полезен, что дети охотно пьют его в больших дозах (в вашем возрасте начинают вводить с капель и увеличивают до чайной ложечки). 1 столовую ложку смеси заварить 1 стаканом кипятка в термосе, настаивать 2-6 часов (или ночь). Курс лечения – 1 месяц. Всегда немного опасаюсь назначать малину малышам - у них часты аллергические реакции на краситель, придающий фруктам и ягодам красный цвет. Для аллергиков даже советую этот компонент сбора исключить; и без него сбор прекрасно "работает". Назначала его не раз. Если уж и он не поможет, можно попробовать современный пробиотик симбитер или БАД примадофилус. Я бы еще добавила массаж животика, гимнастику (движения ножками типа "велосипед"); стала бы чаще выкладывать ребенка на живот и стимулировать подъемы верхней части туловища. Наши бабушки и родители, кроме укропной воды, активно использовали газоотводную трубку - никому от этого хуже на стало. Она позволяет не только газы вывести, но и стимулирует опорожнение кишечника. И, наконец, если малыш лучше чувствует себя на животе - укладывайте его в этом положении почаще (и к себе на живот, и даже на период сна в кроватке. Многие дети любят спать на животике - в этом положении меньше выражено вздутие живота. Проследите только, чтоб рядом не было пуховой подушки или пышного одеяла, которое могло бы мешать дыханию ребенка - хотя в полтора месяца он уже способен приподнять голову и повернуть ее, если что-то будет мешать). Удачи!

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.