Почему важно играть с ребенком. Развитие ребенка: почему детям важно играть? Раннее развитие - стоит ли увлекаться

Очень часто возникает вопрос, чем развлечь себя и ребенка во время выходных, при этом развивая собственное чадо и получая удовольствие самому. Именно этой теме предназначена эта статья – она поможет разнообразить досуг родителей и их детей.

Главное это внимание

Скрасить зачастую пресный и однообразный отдых детей удается далеко не каждому родителю, даже несмотря на багаж опыта в воспитании детей. Дети часто начинают думать: во что поиграть на своём PC .

Следует прежде всего определить, известен ли ответ на самый главный в этом деле вопрос – какое полезное и интересное развлечение можно найти в современном мире для ребенка? Нужно признать, что первостепенно детям не достает внимания собственных родителей – это неприглядная и весьма печальная правда современности.

Какой вид досуга больше всего занимает подавляющее большинство ребят? Совершенно верно – игры. Активные они или пассивные – не так важно, главное, чтобы они могли увлечь детей, сплотить их в команду и привлечь к действию. Именно это и должен делать каждый заботливый родитель. Нужно как можно тщательнее выстраивать свой собственный график работы и стараться выкроить как можно больше времени для того, чтобы уделить его своему любимому ребенку.

Следует совмещать приятные и полезные вещи для достижения нужного результата и правильного воспитания собственного ребенка. Для этого совершенно необходимо уделять любимому чаду по крайней мере несколько часов каждый день, выходить с ним на прогулки, наслаждаться совместными развлечениями и очень детально рассматривать вопрос психологического и физического развития собственных детей.

Для очень занятых людей существует интересный метод – договариваться с другими родителями, имеющими такую же проблему, и поочередно заниматься всеми детьми вместе. Таким образом выигрывают и взрослые и дети.

Почему играм стоит уделять так много внимание при воспитании детей?

Одним из самых действенных, а поэтому наиболее важных инструментов в развитии любого ребенка – будь он маленьким карапузом или почти сформировавшимся подростком – является игра. Именно материал, преподнесенный в игровой форме, лучше всего отложится в детском мозгу. Параллельно игра преподносит в упрощенной форме важные моральные уроки, воспитывает и формирует будущую личность, развивает смекалку, реакцию и воображение. И все это – отдыхая!

Помимо всего перечисленного выше, игра будет лучшим способом сближения с собственным ребенком и понимания его внутреннего мира. Через игру ребенок нередко может показать внимательному родителю или педагогу вещи, которые его волнуют или тревожат, даже когда он сам в силу возрастных особенностей не может выразить этого в словесной форме.

Многие опытные психологи опираясь на факты социальных исследований и приватных бесед уверенно заявляют, что почти что любую проблему или вопрос развития детей возможно разрешить при помощи простой игры.

Также очень важным аспектом в воспитании будет знание, какие дети окружают ребенка, под хорошее или плохое влияние он попадает. Зачастую родители уделяют этому вопросу непростительно мало внимания. А зря. Очень часто ситуация складывается так, что всегда послушное, умное и внимательное чадо вдруг начинает вести себя нетипично, а порой просто ужасно. Причиной этому могут быть именно влияние непослушных друзей. Легче всего это будет выяснить в ходе командной игры.

Наилучшим временем для того чтобы играть с детьми по праву считается время прогулки. Практически каждая выбранная игра будет не только полезна в плане умственного развития, но еще и физического, благодаря большему простору для проявления активности ребенка.

Такой вид развлечения будет не только веселым и занимательным, но и поспособствовать развитию многих необходимых для жизни и нормального функционирования организма навыков. Это тренировка памяти, развитие внимания, способности слушать и анализировать полученную информацию, способность активно работать в команде.

Родители редко рассматривают игры со своими детьми как возможность их развития или выявления скрытых страхов, проблем и возможно даже будущих комплексов. Никогда не следует пренебрегать игрой , скорее наоборот – если взять в привычку подходить к организации досуга ребенка более обдуманно, то это значительно облегчит всю методику воспитания в целом и поможет прийти к взаимопониманию с собственным чадом.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Большинство родителей воспринимают игру как забаву и веселое времяпрепровождение для детей. Однако, игра важна для развития ребенка, так же как научиться читать, писать и считать!

Свободная игра чрезвычайно важна для нормального эмоционального развития. В игре дети тренируют многие необходимые для нормального развития навыки: физические, двигательные, умственные и социальные. Кроме того, они упражняют эмоциональные навыки. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.

"Опасная" игра

Дети любят играть в захватывающие дух игры. Малышей приводит в восторг, когда взрослые или подростки подбрасывают их в воздух или кружат (но только если высоту подбрасывания и силу кружения определяют сами дети). Еще им нравится убегать от “монстра”. Дети постарше любят кувыркаться, делать сальто, “колесо” и по-другому крутиться; скользить, качаться и вертеться на горках, качелях и каруселях; карабкаться на деревья или стены домов; нырять с высоты в воду или сугробы; гонять на мопедах, велосипедах, скейтах, лыжах и других позволяющих развить скорость приспособлениях. Кажется, что дети всех возрастов пробуют в таких играх границы своих возможностей. Обычно они начинают с небольших высот и низких скоростей и постепенно их увеличивают. Они рискуют умеренно. Радость от игры в сочетании с толикой страха дают то несравненное чувство, о котором мы говорим “дух захватывает”. Но, если высота или скорость слишком велики, это уже называется страх.

Мать-природа сделала так, чтобы наши дети играли в такие “опасные” игры, потому что знает: в таких играх они тренируют не только физические навыки, нужные в чрезвычайных ситуациях, но и необходимые эмоциональные навыки. В такой игре дети дозированно получают тот уровень страха, который способны вынести, только немного меньше того уровня, который может заставить их впасть в ступор. Таким образом они учатся управлять страхом и не допускать, чтобы он их обезоружил. Они узнают, что страх нормален и физиологичен, его можно контролировать и преодолеть собственными усилиями. Именно такая тренировка позволяет им расти способными управлять страхом, а не поддаваться ему.

В свободной игре дети также используют много притворной агрессии. Они играют в драки, подкалывают и дразнят друг друга. Это не хулиганство, далеко нет. Даже самые близкие друзья играют так. Тем не менее, игровые драки провоцируют некоторую степень страха, а игровые обзывания заставляют испытать гнев. Дети, особенно мальчики, часто играют подобным образом, потому что мать-природа знает: им нужно учиться управлять не только своим страхом, но и своим гневом. В такой игре они испытывают гнев в тех пределах, в которых могут его контролировать. Такая “агрессивная” игра может происходить только с близкими друзьями, которые доверяют друг другу и знают, что они дерутся и дразнятся для смеха, а не для того, чтобы причинить реальный вред.

Играющие дети иногда вступают в настоящие конфликты, сопряженные с гневом, который останавливает игру и с которым нужно справиться, чтобы игра могла продолжаться. Они учатся контролировать гнев и в игре, и вне игры, потому что хотят продолжать играть, и они знают, что, если “сорвутся”, поддадутся гневу и начнут драться по-настоящему, игра прекратится.

В реальной жизни мы часто переживаем вызывающие гнев ситуации, и важнейшим жизненным навыком является умение управлять им, чтобы он служил полезным целям, а не приводил к потере контроля и к поведению, которое может навредить окружающим и нам самим. В “агрессивной” игре дети обучаются этому навыку и тренируют его. Этому можно научиться только в свободной игре, без взрослых руководителей и воспитателей. Когда взрослые рядом, чтобы “защитить” детей от опасности и разрешить их конфликты, они лишают детей возможности научиться защищаться, решать конфликты самостоятельно и управлять своими эмоциями.

Эмоционально-напряженная воображаемая игра

Маленькие дети, возраста детского сада и начальной школы, также учатся управлять эмоциями в придуманных ими воображаемых играх. Они проигрывают сюжеты, вызывающие эмоции, включая те, что вызывают страх, гнев и грусть. Одним из задокументировавших это явление исследователей была Гизела Вегенер-Шпёринг.
Она описывала игру двух маленьких девочек, которые представляли, что их родители умерли, а они сами остались одни в лесу, окруженные медведями и другими зверьми. Чтобы справиться со своим горем и страхом, они обнимались и успокаивали друг друга; они построили пещеру для защиты и придумали что будут использовать в качестве оружия, если в пещеру зайдет медведь.

В другом случае Вегенер-Шпёринг наблюдала, как товарищи по игре привязали популярного в группе мальчика к стулу в качестве пленника и били кожаным ремнем. Удары казались достаточно сильными, чтобы причинить реальную боль, но не сильнее, чем мальчик мог вынести. Внимательному наблюдателю было ясно, что все дети добровольно и увлеченно включились в игру, где они упражняли терпимость к боли, управление гневом и сострадание. Бьющие часто останавливались, чтобы утешить пленника, предлагая ему воображаемые бананы и воду. Они уравновешивали игру в агрессию игрой в сострадание.

Вегенер-Шпёринг отмечает, что единственная настоящая жестокость в этой игре имела место, когда воспитатель детского сада подошла и резко остановила игру, заявив, что она слишком агрессивна. Вегенер-Шпёринг утверждает, что прерывать игру без серьезной на то причины всегда значит совершать насилие, обычно провоцирующее негативную реакцию. Когда игру в избиение пленника резко прервали, настроение у детей испортилось. Они начали переворачивать стулья и безобразничать, явно в знак протеста.

Эффект нехватки игры у животных

Исследователи не могут провести контролируемые эксперименты по лишению игры на детях, в которых одна группа была бы намеренно лишена возможности играть в период развития, а другой группе была бы доступна обычная игра, чтобы пронаблюдать результаты. Но они могут и проводили такие эксперименты с лабораторными крысами и обезьянами.
Молодняк млекопитающих играет в игры, затрагивающие эмоции, как и человеческие дети. Они гоняются друг за другом, играючи дерутся и, в зависимости от вида, скачут, галопируют, карабкаются, толкаются, качаются с ветки на ветку с некоторым риском для себя. Молодняк крыс и обезьян в неволе играет, только если у них есть с кем играть.

Если детеныши обезьян растут в окружении взрослых особей своего вида, они не играют и растут без игры. Тесты на выросших особях показывают, что они эмоционально неполноценны. При помещении в новую среду, что спровоцировало бы умеренную степень временного страха у нормальной обезьяны, они впадают от страха в ступор, который не могут преодолеть со временем. При столкновении с другой взрослой особью своего вида они чрезвычайно пугаются или срываются в неуместную агрессию, либо и то, и другое по очереди.
В противовес этому обезьяны из контрольной группы, выращенные в сходных условиях, но с регулярной возможностью играть с другими детенышами обезьян, могут регулировать свои эмоции в таких тестах и хорошо адаптируются в поначалу пугающих условиях.

Подобные результаты получены и в экспериментах с крысами. В серии экспериментов одним крысятам, лишенным возможности общения с ровесниками, позволялось час в день проводить с игривым сверстником, другим позволялось час в день общаться со сверстником, лишенным игривости посредством введения амфетамина. (Амфетамин – тот же препарат, который используется для “лечения” детей от синдрома дефицита внимания и гиперактивности) – отбивал у крысят желание играть, сохраняя прочее социальное поведение. Эксперименты показали, что крысята, которым позволяли играть со сверстником, во взрослой жизни вели себя намного более нормально, чем те, которые столько же времени проводили с неигривым сверстником.

Очевидно, важнейшее для нормального эмоционального и социального развития взаимодействие крыс происходит в игре. В других экспериментах лишенные игры крысята демонстрировали абнормальную динамику развития мозга. Без игры нейронные связи, идущие от фронтальных участков мозга – участков, которые, как известно, отвечают за контроль над импульсами и эмоциями, – не развивались как положено.

Мы не лишаем человеческих детей игры ради эксперимента. Но, тем не менее, в нашем обществе дети лишаются игры по другим причинам: ради обучения, как мы считаем, или ради защиты от опасности. Как я отмечал раньше в своих статьях, в последние полвека мы все больше и больше лишаем детей возможности свободно играть, и в этот же период мы наблюдаем чрезвычайное и продолжающееся увеличение числа всевозможных эмоциональных проблем у детей.

Питер Грей (Peter Grey)

Перевод Ирины Одновал

Почему важно родителям играть с ребенком

В конце рабочего дня всегда чувствуется упадок сил и ничего не хочется делать, хочется просто расслабиться, снять туфли и раздеться, но вы слышите: «Мама, папа, поиграйте со мной!» Игра с ребенком может показаться хлопотным делом, но после прочтения статьи, надеюсь, что вы подумаете, прежде чем сказать «нет».

Игра с ребенком положительно влияет на его физическое, психическое и социальное здоровье.

Играя, дети развивают все виды навыков

Как игра влияет на ребенка? Два слова: набор навыков. Думайте об игре, как о детском наборе инструментов. Когда ребенок рождается у него этих инструментов совсем мало. Младенцы развиваются, растут и постепенно начинают приобретать новые навыки. Взрослые в свою очередь должны помочь детям в их приобретении. Таким образом родители и воспитатели помогают пополнить эту коробку с инструментами.

Игра с ребенком - это один из способов, помогающий развивать самоконтроль и самопознание. Не успеете оглянуться, как взаимодействие с родителями и другими поможет им выработать навыки, необходимые для построения хорошего будущего.

Физическая игра, где родитель притворяется ребенком, направлена на умения ребенка, грубые моторные навыки, лидерские качества среди сверстников и познавательное развитие. Интерактивные игры помогут ребенку научиться контролировать свои эмоции.

Преимущества игры Родитель-Ребенок перед игрой ребенка с братьями и сестрами

Если в семье уже есть ребенок, то родители думают о том, что будет проще, если младший ребенок будет играть с более старшим. Разве это не даст такого эффекта, если б он играл с кем-то из родителей? Ответом на этот вопрос должно быть «нет». Возникает что-то особенное в игре ребенка и родителя, игра приобретает свой собственный колорит. Игра между родителем и ребенком способствует становлению социального взаимодействия, чего не может дать игра с родными братьями и сестрами.

Кроме того, родители могут предложить ребенку более взрослые и разнообразные игры, чем братья и сестры. К тому же взрослые знают о мире больше, чем любой ребенок, что может расширить пространство его воображения, чего не могут дать другие дети.

Интересно то, что младенцы и дошкольники ведут себя так, что им часто требуется родитель в игре, показывая тем самым, что ребенок хочет больше общаться с ним. Играть с другими детьми хоть и весело, но ничто не может сравниться с радостью и полученным удовлетворением от игры с мамой и папой. Ведь старшие братья и сестры стараются меньше взаимодействовать с младшими братьями и сестрами, в то время как родители стараются уделить ребенку максимум внимания. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что игра родитель-ребенок развивает у ребенка новые навыки, а игра со своими братьями и сестрами помогает их закрепить.

Различия между игрой с мамой и игрой с папой

Есть ли разница между играми с мамой и папой? Конечно, есть. Отцы, как правило, предпочитают физические игры с ребенком, в то время как матери стараются увлечь ребенка познавательными и словесными играми. Каждая игра очень важна для развития ребенка. Родители хотят, чтобы их дети были хороши не только в спорте, но и в других областях могли себя выразить. В тоже время, пока ребенок растет и развивается, важно, чтобы оба родителя вносили соответствующие возрастные коррективы в свои игры.

Польза для родителей

Играя с ребенком ради ребенка, оба родителя могут получить много полезного. Гормон окситоцин играет важную роль в отношениях между родителями и малышом, социальном и эмоциональном поведениях. Уровень окситоцина увеличивается, когда мама нежно играет со своим младенцем. Таким образом, во время игры с малышом думайте о том, что ваш ум подвергается массажу, так как происходит выброс гормонов окситоцина.

Как играть с ребенком

Игра с ребенком предполагает активность, наблюдательность, поддержку, а также понимание. Будьте уверены, что вы тесно взаимодействуете с ребенком, разговариваете, но старайтесь вмешиваться не слишком часто. Позвольте им исследовать свое окружение и свои ощущения. Позвольте им вас привлекать. Убедившись, что вы увлечены и принимаете активное участие, вы помогаете ребенку в дальнейших взаимодействиях со сверстниками. Не забывайте улыбаться и смеяться, а также, чтобы с вами смеялся и ребенок. Вы можете играть с ребенком один на один, помогая ему развивать умения и навыки, которые он сможет применить самостоятельно.

Подводя итоги, хочется сказать, что играя с ребенком, вы помогаете ему развивать новые навыки, которые помогут в дальнейшей общественной жизни. Кроме того, это обязательно понравится и вам.

Почему ребёнку нужна игра.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Игровая деятельность – ведущая для ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Взять на себя роль, например: «Я - доктор».
Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть так -же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится стихотворение К.И.Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребёнку. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит он принял роль. Сюжетно – отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно – ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте к четвёртому году для ребёнка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей. Можно формировать у него игровые навыки во время прогулки, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребёнка во время выполнения своих дел, например когда она гладит бельё или моет посуду. Можно ребёнку предложить постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печёт пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол, или из солёного теста, которые можно потом высушить для игры. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные ситуации для четырёхлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. попросите ребёнка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать скорую помощь для заболевшей куклы. С детьми четвёртого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек. Задавайте ребёнку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?». Действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребёнком 15-20 минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребёнком время. Развивайте у ребёнка впечатления восприятия, тогда не возникнет беспокойства, что ребёнок берёт всегда на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чём причина этого? Причина заключается в том, что ребёнок или недостаточно владеет способами построения игры (он всё время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребёнка может произвести впечатление восприятия чего – то необычного и хорошее знание какой–то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребёнка. Например, если ребёнок всё время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиниться взрослому. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание. Итак, когда игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.

По мнению психолога Питера Грея, правильно организованная игра дает ребенку гораздо больше, чем школьное образование.

Давайте рассмотрим причины, по которым игра является громадным катализатором развития ребенка!

10 причин, почему ребенок должен играть

  1. В игре дети многое успевают: что-нибудь исследовать, самостоятельно найти себе занятие и поскучать, вляпаться в неприятности и из них выпутаться, повитать в облаках и найти новые увлечения, а также почитать те книги, которые хочется, а не те, которые задали.
  2. Дети, которые много играют, психологически более стабильны и реже страдают психическими заболеваниями. Доля детей, страдающих тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е, которые психологи называют «золотым веком детских игр». За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет - учетверился.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
  3. В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Причем в каждой культуре – именно тому, что нужно. К примеру, в некоторых первобытных обществах охотников и собирателей практически все время дети проводят за игрой. Они играют в выслеживание и охоту, в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин и долбленных каноэ.

    В Массачусетсе существует особая школа — Садбери Вэлли. Там ученики целыми днями делают все, что захотят - запрещено только нарушать некоторые школьные правила, призванные поддерживать мир и порядок. Школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек. И здесь дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре: читать, считать и пользоваться компьютерами - и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Источник: Instagram @pluswonderland

  • Игра в свободном коллективе обеспечивает детям возрастное разнообразие. Как выяснили психологи, игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
  • Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем. В так называемых «Тестах творческого мышления Торренса», дети, которые много играют в свободном режиме, показывают на 85 % лучший результат!
  • Игра – лучший способ обретения социальных навыков. Игроки всегда могут выйти из игры, если им не нравится играть. Поэтому каждый, кто хочет продолжить игру, старается удовлетворить не только свои, но и чужие потребности и желания, учится договариваться, искать компромиссы и быть настойчивым, но не слишком авторитарным – то есть приобретает те качества, которые понадобятся ему во взрослой жизни.
  • В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры ставят себя в умеренно опасные ситуации: подпрыгивают, усложняя себе приземление, бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.


    Burda Media
  • Игра учит контролировать негативные эмоции. Злость или раздражение в игре может вызвать случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная слабость и неумелость. Но дети, которые хотят продолжить игру, учатся контролировать злость, не выпускать ее наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов.
  • Игра помогает детям брать на себя ответственность. Дети сами договариваются о ролях в игре, сами принимают решение и сами, без вмешательства взрослых, справляются с последствиями этих решений. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то обличенный властью должен говорить им, что делать.
  • Игра помогает расширять «пределы возможного», моделировать новые ситуации и проигрывать их в безопасном окружении.

    В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое - даже если в этом не было никакого практического смысла.

  • Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка. сайт подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.

    Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.

    Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

    В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.

    Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

    Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

    Внешний вид куклы

    Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.

    Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.

    Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям - негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.

    Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

    Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.

    Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

    Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

    Куклы разные важны

    Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла со своим набором характеристик. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка: куколки делаются «без лица» - малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

    Начиная со второго года, общение с куклой становится буквальным подражанием. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

    В возрасте около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.

    Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

    К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.

    Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Она теперь не только предмет заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

    К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

    В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

    Неправильный подбор

    Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

    Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

    Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

    Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

    Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.