Почему я все забываю или гиперзабывчивость. Забываю что хотел сделать минуту назад

Все мы с детства помним стишок про рассеянного, который в попытке уехать из славного города Ленинграда всякий раз оказывался на той же злосчастной платформе по собственной невнимательности. Увы, рассеянность хороша только в анекдотах и детских сказках, в реальной жизни она может причинить немало хлопот. Без билетов на самолёт или паспорта в отпуск не улетишь, отсутствие прав за рулём грозит серьёзным штрафом, а потерять ключи от квартиры и вовсе неприятно, только представьте, сколько вам теперь предстоит непредвиденных расходов: покупать новый замок, вызывать слесаря, раздавать всем родственникам новые ключи. Морока! А всё из-за того, что вы, как всегда, витали где-то в облаках. Да, в школьные времена наверняка каждую из нас обвиняли в излишне пристальном созерцании пейзажа из окна, но детство закончилось, юность тоже осталась где-то позади, впереди взрослая серьёзная жизнь, где рассеянность грозит всякого рода неудачами.

Оказывается, несмотря на распространённое мнение, что забывчивость, это последствие чудовищной неорганизованности и равнодушия к реальной жизни, за, казалось бы, не стоящей выеденного яйца мелочью может скрываться серьёзная психологическая проблема.

Я не хочу ответственности

Смех смехом, но о неосознанном умысле, сопровождающем те или иные потери, говорил еще Зигмунд Фрейд. И уверял, что их часто можно рассматривать как симптом, который выявляет какую-то нашу проблему, внутренний конфликт. И эта потерянная вещь, скорее всего, будет связана с той сферой жизни - будь то работа или отношения с близкими людьми, где мы чувствуем себя неуверенно, где нас что-то не удовлетворяет.

Нередко мы наталкиваемся на мысль, таящуюся в собственном подсознании, что любая ответственность - это неподъёмная ноша. Мы боимся получить руководящую должность, хотя, чтобы не пасть в глазах общества, постоянно твердим, что желаем продвижения по службе. Мы не заводим детей, потому что пугаемся предстоящих обязанностей, за ними, кажется, канет в небытие наша собственная жизнь. Казалось бы, какое отношение к этому имеет наша забывчивость? Самое непосредственное. Дело в том, что с лёгкостью забывая важные документы на столе, теряя ключи от кабинетов, сейфов, оставляя без присмотра детей подруг, наше подсознание будто бы кричит: я не хочу ответственности. А так как вслух об этом сказать было бы неприлично, то мы выражаем своё желание, вернее, нежелание исполнять слишком много обязанностей в действии.

Избыток информации

Так уж сложилось, что наша повседневность переполнена информацией: новости, важные события, работа, учёба, всё это необходимо держать в памяти, а она, между тем, не резиновая. Из-за угрозы перенасыщения наша память практически по законам физики выталкивает лишнюю информацию, и поверьте, лишними оказываются совсем не последние новости, а что-то по-настоящему нужное – важная встреча или работа, требующая немедленного исполнения…

Именно по причине постоянного притока разного рода информации многие вещи мы начинаем совершать машинально. И добро, если вы бессознательно положите ключи от автомобиля в карман, гораздо хуже, если вы на автомате уберёте их в холодильник – когда разум вернётся к вам, отыскать необходимый предмет будет очень непросто. Однажды я поставила молоко в шкаф с одеждой, примерно два с половиной часа я была уверена, что сошла с ума – только что открытый пакет испарился у меня буквально из-под носа. Если бы мне не потребовалось платье, молоко простояло бы в гардеробе довольно долгое время. Совсем неудивительно, что жить мы начинаем машинально.

Подсознательное желание

Потеря вещей может выявить наш внутренний конфликт, который сами мы не осознаём до конца. Так, например, ключи, как правило, теряют те, кто не хочет возвращаться домой, билеты на самолёт – кто не хочет лететь в отпуск или в командировку. Нередко многие из нас забывают или теряют свои вещи в стрессовой ситуации или когда поглощены тем, что сильно волнует. Но как только мы начинаем отдавать себе отчет в том, что именно нас беспокоит, то рассеянность проходит. Вспомните, как вы бегаете по квартире в поисках самой необходимой вещи, будь то тушь для ресниц, которую вы купили только вчера или часы, или зарядное устройство для телефона. Можно перевернуть весь дом, выкинуть из сумок все мелочи, трясущимися руками перебрать вещи в шкафу, можно даже всплакнуть, но такая нужная вещь не найдётся. Вы же в совершенно разбитом состоянии отправитесь на работу или встречу с часовым опозданием, а по возвращении домой первое, что предстоит вам увидеть - злосчастная пропажа.

Почему так происходит? Всё потому что в стрессовом, взвинченном состоянии мы теряем бдительность, а вот в спокойном - напротив, у нас даже улучшается зрение.

Что делать

  • Подружитесь с вещами. Чтобы быть к вещам более внимательной, много мастерства не нужно, вкладывайте в них свои эмоции. Прикрепите к ключам брелок, который вам подарила мама – потерять такой ценный подарок будет жалко, купите себе красивый кошелёк, расстаться с приятной вам вещью куда тяжелее, нежели с той, которая не вызывает у вас ровным счётом никаких чувств – вы будете осмотрительнее. Да и к тому же, не вредно подумать, сколько денег вы ежемесячно спускаете в никуда, восстанавливая кредитные карты, телефон или документы, пожалейте себя и потратьте зарплату на что-нибудь стоящее.
  • Спросите себя, что значила для вас потерянная вещь. Возможно, вы действительно хотели от неё избавиться, или о воспоминаниях, связанных с тем или иным предметом. Прислушайтесь к свои истинным эмоциям, вполне вероятно, что теперь, расставшись с ненужным грузом, вы испытываете облегчение.
  • А если отринуть всю лирику и обратиться к самоконтролю, постарайтесь научиться самым простым вещам: деньги всегда кладите в глубокие карманы, выпасть им оттуда будет трудновато, ключи вешайте на крючок возле двери или вовсе оставляйте в замочной скважине (предпочтительно всё-таки с внутренней стороны), не снимайте ювелирные украшения, когда находитесь не у себя дома.
  • Выработайте в себе привычку быть внимательным: 21 день подряд совершайте одни и те же действия, доведите процесс наведения порядка до автоматизма, и вы станете совершенно другим человеком, и очень редко, или даже вообще ничего, никогда не будете терять.

Почему я все забываю или гиперзабывчивость

Сегодняшний мир информации принес море знаний для людей: огромный объем информации по разным темам, для разной аудитории. Как известно, у медали две сторону. Так вот, с другой стороны мир интернета и доступность информации в любом месте и в любое время принесла людямзабывчивость или, даже не страшно в данном случае сказать, гиперзабывчивость.

Множество людей сталкиваются с проблемой забывчивости и часто забывают о самых важных делах. (Читать )

Во-первых, на повышение забывчивости играют, как уже написано выше, постоянная круглосуточная доступность информации.
Благодаря мобильному интернету, домашнему интернету и доступу к сети на работе перегружают человека: прочитав одно, глаза находят строку со ссылкой ниже, нажимаем и вот мы находимся уже на другой странице и так далее. Предыдущая информация забыта, или оставлена на потом, а потом забыта.

Создатели сайтов специально верстают свои страницы так, чтобы увлечь посетителя как можно глубже в свой сайт или загнать его на сторонний сайт по кричащему вызывающему заголовку ссылке. На этом строятся большие интернет-империи. Предприниматели в сети стараются максимально выжать из людского потока на их ресурс, увлекая читателя вглубь, заставляя забыть о текущих делах и обещаниях.

Поэтому нет ничего удивительного, когда твой собеседник признается тебе «Я все забываю». Вроде и дело было важное, но почему-то оно вылетело из головы.

Великие люди, известные всему миру, твердят неустанно об одном и том же: записывайте свои планы на листок, но, к сожалению, рядовые граждане, листающие желтые страницы интернета, не следуют их рекомендации.

Проходят годы, а ты также листаешь интернете страницу за страницей, переходя с сайта на сайт, читаешь в социальных сетях на чужих страницах обрывки фраз, вырванные из контекста.

От этого, простите, люди тупеют…

Мозг отвыкает усваивать информации. Просидев час всети, бессмысленно кликая по ссылкам, тем самым нагоняя трафик интернет-бизнесу, ты не даешь своей голове думать. Она не успевает обрабатывать и интерпретироватьинформацию, которую ты прочитал минуту назад, а уж изложить ее становиться сложно.

5 правил, чтобы не страдать синдромом «Я все забываю» и перестать забывать о важном:

  1. Возьмите за правило заходить в интернет только с определенной целью (Читайте )
  2. Если вы никак не можете ограничить свое блуждание по сайтам или социальной сети, то ограничивайте время (Читайте )
  3. Попробуйте записывать свои мысли и идеи, которые вам приходит после прочтения того или иного материала, заведите тетрадь, блокнот или ежедневник. Не нужно придумывать никакой определенной структуры, пишите все и подряд, потом вы выделите главное.
  4. Заведите традицию заглядывать в свою тетрадь с записями каждое утро, вспомнив,какую информацию узнал вчера, освежив планы на сегодня
  5. Старайтесь рассказывать интересную на ваш взгляд информацию человеку устно при личной встрече или телефонном разговоре,так вы научитесь излагать информацию и обдумывать ее.

Попробуйте жить по таким правилам месяц, и постепенно удивитесь, как резко меняется качество вашей жизни: есть идеи, выполненные задачи, новые цели или амбициозные планы, которые находятся не в статусе «Не хреново было бы», а в статусе«Я знаю, как это сделать».

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Будьте с нами в соцсетях:

Новые статьи

Семь действенных советов как пережить разрыв с Любимым и не пасть духом.

Оконный текстиль должен выполнять несколько задач. В первую очередь - защищать от солнца и сквозняка, а во-вторых, гармонировать с интерьером. Чтобы осуществить задуманное, необходимо обратить внимание на материал, из которого они изготовлены. Какие бывают виды тканей для штор?

В понятие «счастье» каждая женщина вкладывает свое значение. Но, так или иначе, большинство дам все-таки во главу угла ставят наличие рядом с собой мужчины. Если такового нет, то начинается «черная полоса» в жизни. Как стать счастливой без мужчины?

Женщина - это удивительное создание Природы. Самые важнейшие функции на Земле, предоставлены женщинам, ведь их назначение — продолжение человеческого рода, это основная черта женской природы. Однако можно заметить, что порой на женскую долю выпадает гораздо больше испытаний, чем на мужскую. И как ни странно, такая судьба формируется самой женщиной.

По данным переписи населения 2010 года, численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн человек. Ухудшение соотношения полов происходит из-за высокой смертности мужчин трудоспособных возрастов.

Одни сравнивают его с лечебной гимнастикой, другие — с йогой, или уподобляют калланетику, стретчингу. Что представляет собой пилатес на самом деле? Pilates (Пилатес) — широко известная и популярная во всем мире система упражнений, направленная, прежде всего, на улучшение здоровья.

Проблемы со сном знакомы большинству современных людей. Если вас беспокоит бессонница, попробуйте заняться специальной «сонной» гимнастикой. Для этого вам понадобятся хорошо проветренная комната, удобная домашняя одежда и полчаса времени.

Зачем женщина меняет прическу знает только она сама, но причина кроется в ее отношении к окружающему миру и желанию изменить его.

Жить стало совершенно невозможно. Проснешься утром, залезешь в инстаграм, а там все счастливые, ну невозможно же. Хоть обратно в подушку уходи. Счастье, оно же знаете в чем нынче?

Когда нам было по сорок, мы вели уроки счастья в школах. И вот спрашиваем первоклассниц и десятиклассниц: "Что ответите мужу, если он вернулся с работы и сказал: отпусти меня в воскресенье на рыбалку с друзьями, хочу отдохнуть". Как ты думаешь, что отвечали первоклассницы и что - десятиклассницы? Они отвечали одинаково! Или грозно запрещали будущему мужу рыбалку или милостиво разрешали, "но с условием, что я пойду в караоке с подругами".

Оформление окна на кухне шторами - процесс творческий, позволяющий кардинальным образом изменить облик помещения. Чтобы получить оригинальный результат, важно разобраться в особенностях сочетания занавесок с элементами стиля, в котором декорирована комната.

Молодые только, что поженились, получили первый в своей совместной семейной жизни документ - свидетельство о браке, и ничего не предвещает грозы на ясном небосводе дальнейшей семенной жизни. Как же предотвратить мужскую измену? Возможно, ли это сделать, вообще, сделать? Нужно ли что-то предпринимать женщинам?

Комнаты с эркером заслуживают внимания и уважения, поскольку они в большей мере, чем традиционные проемы, впускают в помещение свет. К тому же, такие формы делают пространство оригинальным. А это значит, что нужно подобрать подходящие шторы на эркерное окно.

Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: «Милый! Ты не обязан становиться инженером. Ты не должен быть юристом. Это неважно, кем ты станешь, когда вырастешь. Хочешь быть патологоанатомом? На здоровье! Футбольным комментатором? Пожалуйста! Клоуном в торговом центре? Отличный выбор!

Обычно амулет на удачу сразу относят к темным силам, которые через конские, мышиные и прочие волоски, помещенные в изделие, приносят счастье. В то же время психологи, которые не грешат излишней мистификацией, смотрят на обереги с иных позиций.

Когда окружающие нас люди ведут себя не в соответствии с нашими ожиданиями, мы начинаем испытывать негативные эмоции - обиду, возмущение, раздражение, страх. Рассмотрим подробнее на примере игры Начальник-Подчиненный.

Умение замечать позитивные стороны и предполагать для себя наилучшие последствия называется позитивным мышлением. У кого-то это качество заложено еще с рождения, кому-то повезло меньше, но есть несколько правил как научиться позитивно мыслить.

Чего только не делают соперницы, чтобы навредить друг другу - распускают сплетни, случайно проливают вино на платье неприятельницы, сыплют стекла в туфли (если есть такая возможность и необходимость). Это далеко не весь список, перечислять можно до бесконечно, что иной раз в дело даже приходится вмешиваться правоохранительным органам. Чем опасна женская зависть?

Ваш МЧ не прижал вас к сердцу ни в первый день, ни в сотый. А ближе к двухсотому стал пренебрегать так, что вы хотите уйти. Страсть, влюбленность обычно длится полгода-год. Какие выводы?

У большинства женщин подвиги ассоциируются с рыцарскими доспехами и сражениями на дуэлях. Только современные представления о подвигах существенно разнятся с теми, что царили в головах современников несколько столетий назад. Несмотря на это, внимания, заботы и ласки хочется. Только все эти проявления нежности сами по себе не появятся. Давайте разберемся, как мотивировать мужчину на подвиги.

Шторы для кабинета - аксессуар довольно распространенный в последнее время, прочно закрепивший свои позиции на текстильном рынке. Буквально пару десятилетий назад пальма первенства принадлежала жалюзи, которые пришли в качестве инновации из европейских стран.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

Ваша мама только что обещала сварить на обед рис, а сама положила в кипящую воду гречку? Отец путает дорожные знаки и боится сесть за руль?

Иногда такие странности можно списать на счет плохого зрения, но у некоторых людей возникает резонный вопрос: "А не симптом ли это болезни Альцгеймера?"

Сейчас деменцию (слабоумие) можно распознать на ранних сроках. Хотя от этой болезни нет лекарств или операций, своевременная постановка диагноза очень важна для улучшения качества жизни.

Как же отличить обычную забывчивость от старческого слабоумия?

Если вы забыли чье-то имя или куда положили ключи — это еще не признак болезни. Озабоченность должна возникать, если такие эпизоды случаются часто и касаются более серьезных вещей.

Симптомом слабоумия являются различные когнитивные нарушения: помимо проблем с памятью, может наблюдаться обеднение речи, отсутствие критического мышления, а также:

  • неоднократное повторение одного и того же вопроса
  • потеря ориентации в знакомых местах
  • неспособность следовать в заданном направлении
  • дезориентация во времени, пространстве и людях
  • пренебрежение личной безопасностью, правилами гигиены и питания

Изменения в поведении и личности иногда сопровождаются провалами в памяти. Если у вас появились проблемы с запоминанием, не ждите ухудшения. Посоветуйтесь с врачом.

Что приводит к деменции?

Самая распространенная причина слабоумия — болезнь Альцгеймера, сопровождающаяся накапливанием токсического вещества амилоид в головном мозгу. Но к слабоумию могут привести и другие заболевания, похожие на болезнь Альцгеймера, но протекающие иначе или с определенным набором признаков.

При сосудистой деменции высокое артериальное давление вызывает несколько микроинсультов, поражающих области головного мозга, ответственные за память и поведение. Эта форма слабоумия начинается более неожиданно, по сравнению с болезнью Альцгеймера. Состояние пациента немного стабилизируется, а затем снова ухудшается после очередного инсульта. Болезнь Альцгеймера, наоборот, прогрессирует медленно (иногда в течение 8-10 лет).

Деменция с тельцами Леви возникает из-за того, что в клетках головного мозга накапливается белок, который под микроскопом выглядит как круглые красные вкрапления (тельца Леви). При болезни Альцгеймера тельца Леви тоже скапливаются в головном мозге, но в других его отделах. Болезнь Альцгеймера, протекающая со средней тяжестью, может вызвать однократные галлюцинации. При деменции с тельцами Леви галлюцинации периодически повторяются, отмечаются нарушения сознания, рассеянность внимания. Эти признаки очень важны для постановки правильного диагноза.

О важности ранней диагностики

Ранняя диагностика довольно часто помогает значительно повлиять на исход лечения. По статистике, в 5-10% случаев нарушения памяти излечимы (например, когда их причиной является дисфункция щитовидной железы, депрессия, неполноценное питание).

Болезнь Альцгеймера — необратимый дегенеративный процесс, который можно только немного замедлить. Некоторым пациентам помогает лечение ингибиторами холинэстеразы, но эти препараты эффективны лишь в течение короткого времени и обязательно на ранней стадии болезни (именно поэтому так важна ранняя диагностика).

Еще один препарат, используемый для лечения умеренной и тяжелой форм болезни Альцгеймера, — мемантин. Он блокирует действие глютамата — вещества, оказывающего негативное влияние на процессы запоминания и мышления. Возможные побочные эффекты от применения этого лекарства — головокружение и спутанность сознания. Принимать его нужно под контролем врача.

Диагностика сосудистой деменции на ранней стадии заболевания позволяет своевременно взять под контроль артериальное давление, предотвратить микроинсульты и дальнейшее снижение когнитивных функций. Галлюцинации при деменции с тельцами Леви излечимы, но и в этом случае крайне важна ранняя диагностика заболевания.

Если диагноз "болезнь Альцгеймера" ставится на ранней стадии, больной успевает закончить дела, сделать важные распоряжения, а иногда и воплотить в жизнь некоторые давние мечты.

Что сказать врачу?

  • Обо всех умственных нарушениях: Важно упомянуть не только о провалах в памяти, но и об изменениях поведения, усталости, рассеянности, проблемах в общении.
  • Про все принимаемые лекарственные препараты. Вы должны рассказать врачу о всех принимаемых вами лекарствах, витаминах и пищевых добавках. Захватите с собой инструкции к препаратам.
  • О всех симптомах заболевания. Дух и тело взаимосвязаны. Расскажите врачу о том, что вас беспокоит, от макушки до пят. Все может иметь значение: повышение (даже незначительное) температуры, потеря веса, снижение аппетита и т.п. Назовите ранее перенесенные заболевания, принесите с собой медицинскую карту.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста