Подход родителей к воспитанию и развитию личности ребенка. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием молодежи Кто занимается воспитанием ребенка

Написать статью на подобную тему меня заставил недавний разговор с близкой подругой. Ее сынишке четыре года. Пока единственный ребенок в семье, желанный и любимый . Воспитанием мальчика занимается преимущественно мама. Нет, вы не подумайте, что папа избегает родительских обязанностей. Он бы рад возиться с ребенком, да только вторая половина всячески этому противиться, считая, что до восьми-десяти лет малышу нужна исключительно мама. Вот и занимается моя подруга сыном сама: водит его в развивающие центры, бассейн, играет с ним, учит общению со сверстниками. Папа поначалу противился такой ситуации, но каждый разговор на эту тему заканчивался семейным скандалом. И мужчина попытки прекратил, махнул рукой. Он много времени проводит на работе и лишь изредка гуляет с наследником во дворе. Стоит ли добавлять, что отношения между мужем и женой довольно натянутые? Действительно ли до определенного возраста ребенок нуждается только в обществе мамы? Итак, кому воспитывать детей? Давайте порассуждаем на эту тему.

Материнский инстинкт сильнее отцовского. Никто не любит ребенка так, как мама. Для нее он самый близкий, родной и дорогой человек на Земле. Ради детей женщины готовы пожертвовать собственной фигурой, здоровьем и даже жизнью. Мамы ревностно относятся к своим чадам, с трудом доверяют их кому-нибудь, если нужно отлучиться по делам. Им кажется, что никто не сможет уберечь ребенка от опасностей, которые всюду подстерегают его: вдруг он обожжется, порежется... Думаю, каждая женщина узнает себя. Защитить любой ценой – вот что диктует материнский инстинкт. Против природы не пойдешь!

Но глубокие материнские чувства могут стать для ребенка и семьи в целом серьезным испытанием. Никто не станет отрицать, что с появлением наследника приоритеты супругов меняются. На первое место теперь ставятся его интересы, отношения в паре меняются, и не всегда в лучшую сторону. Особенно часто так происходит в первые годы жизни крохи. Они самые трудные, молодые родители не знают, как ухаживать за ребенком, почему он плачет, отказывается от еды. Ситуацию усугубляет поведение женщины. Она стремится все делать сама, не обращается за помощью к мужу. В результате сильно устает, и морально, и физически. Но если делить тяготы пополам, то и решаться они будут легче. И это только одна из причин, почему воспитывать детей должны оба родителя.

Какие же уроки преподает ребенку папа?

Умение брать на себя ответственность. Незаменимое качество, особенно для мальчиков – будущих мужчин. Мама оберегает малыша от всех трудностей. Многие даже в песочницах сами разбираются с другими детьми, если чадо кто-то обидел. В подобных тепличных условиях ребенок может вырасти в безынициативного и слабовольного взрослого, который будет перекладывать ответственность на окружающих. Папы поступают гораздо мудрее. Они позволяют наследнику самостоятельно принимать решения, тем самым помогая ему на личном опыте оценить последствия своего выбора. Набив шишку один раз, в следующий ребенок будет знать, что рассчитывать нужно, прежде всего, на себя.

Не бояться пробовать новое. Женщины все-таки немножко консерваторы. Они предпочитают идти проверенными дорогами, лишний раз не рисковать. Из-за этих качеств прекрасные леди нередко упускают возможности, которые преподносит им судьба. Мужчины более рискованные. Этот опыт они могут передать своему ребенку. Быть немного смелее и активнее не повредит во взрослой жизни как девочкам, так и мальчикам.

Пример для подражания. Сейчас часто можно услышать от женщин: «Мужики перевелись». Сильный пол стал слабым. Виноваты в этом и мамы. Ведь если мальчика воспитывает исключительно она, откуда взяться в его характере стойкости, целеустремленности, справедливости? Эти качества ребенок наследует от отца. Он расскажет ему о настоящих мужских увлечениях: рыбалке, футболе, гонках, научит уважительному отношению к женщинам. Папа для мальчика авторитет, конечно, при условии, что проводит с ним достаточно времени. Нужно ли говорить, как это отразится на будущем ребенка? Он с детства впитает истинно мужское поведение и вырастет настоящим защитником .

Для девочки папа является примером того, каким должен быть мужчина. Если в семье доброжелательная атмосфера, мама и папа относятся друг к другу с нежностью и пониманием, можно с уверенностью сказать, что и их взрослая дочь будет счастлива в личной жизни. Она выберет в супруги мужчину, который будет наделен такими же качествами, как ее отец. Это происходит на бессознательном уровне. Поэтому...

Для того, чтобы в семье выросла настоящая женщина, ее должен воспитывать настоящий мужчина. Будьте добры, справедливы, честны, и ваша девочка никогда не приведет в дом человека без принципов и моральных ценностей.

Умение быстро ориентироваться в ситуации и сохранять спокойствие. Женщины эмоциональны. Они сначала говорят и делают, а потом уже думают. Перед критическими ситуациями представительницы прекрасного пола нередко пасуют. Они нерешительны, долго размышляют, при этом оценивают события не умом, а сердцем. Мужчины полная противоположность женщинам в вопросах, когда требуется принять быстрое решение. Они быстрее анализируют проблему, отделяют главное от второстепенного и не позволяют эмоциям взять вверх. Поэтому и в ссорах женщины чаще, чем мужчины, говорят обидные слова, о которых потом сильно жалеют. Папа научит ребенка контролировать себя, быть сдержаннее, терпимо относится к чужому мнению.

Добиваться поставленных целей. Когда у женщины что-то не получается, особенно если она пробует это не в первый раз, она опускает руки. Любимое женское выражение: «Значит, не судьба». Мужчины же привыкли добиваться поставленных целей. Если они хотят научиться водить автомобиль, они будут тренироваться до тех пор, пока не получится. Сильный пол умеет разбивать большую цель на маленькие, которые помогут приблизиться к победе с минимальными потерями. Согласитесь, прекрасное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни.

Так кому воспитывать детей? Если вы мечтаете вырастить гармоничного, доброго, успешного, уверенного в себе человека, единственно правильный ответ – обоим родителям. С одними вопросами ребенок придет к маме, другими – папе. Они проводники для него в этот мир. От опыта, который он получит в семье, зависит дальнейшая жизнь малыша. Поэтому станьте для него образцом лучших качеств!

Жизнь и творчество И.А. Гончарова

Тест
1. Кто занимался воспитанием маленького Гончарова?

В. Крёстный отец

Г. Бабушка
2. Детским увлечением Гончарова было:

А. Чтение

Б. Музицирование

В. Вышивание

Г. Не было увлечений
3. Какой факультет Московского университета окончил Гончаров?

А. Математический

Б. Философский

В. Филологический

Г. Юридический
4. Начало литературной деятельности Гончарова было связано с

А. Написанием стихотворений

Б. Написанием критических статей

В. Рецензированием

Г. Переводами
5. В каком журнале НЕ публиковались произведения Гончарова?

А. «Современник»

Б.«Московитянин»

В. «Вестник Европы»

Г. «Отечественные записки»
6. В качестве кого совершил Гончаров кругосветное плавание?

А. Матроса

В. Журналиста

Г. Секретаря
7. Какое произведение НЕ принадлежит перу Гончарова?

А. «Фрегат Паллада»

Б. «Обрыв»

В. «Овод»

Г. «Обыкновенная история»
8. К какому роду литературы относится роман Гончарова «Обломов»?

В. Лирика

Г. Здесь нет ответа
9. Сколько времени длятся события, описанные в 1 части романа «Обломов»?

Б. 1 месяц

Г. Полгода
10. Какое место в романе занимает экспозиция?

А. Нет экспозиции

Б. 1-6 главы

В. 1-2 главы

Г. Вся первая часть
11. Определите сюжетную основу романа:

А. История взаимоотношений Обломова с крепостными

Б. Отношения Обломова и Штольца

В. История любви Обломова и Ольги

Г. История любви Обломова и Пшеницыной
12. В каком эпизоде возникает завязка главной сюжетной линии романа?

А. Признание Обломова в любви к Ольге

Б. Встреча Обломова и Штольца

В. Встреча Обломова и Ольги

Г. Переезд Обломова на Выборгскую сторону
13. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А. Бедность

Б. Болезнь

В. Отсутствие цели жизни

Г. Воспитание и закономерности современной жизни
14. К какому сосоловию принадлежал Штольц?

А. Мещане

Б. Разночинцы

В. Дворяне

Г. Купцы
15. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того чтобы

А. Расширить представление о барской жизни

Б. Объяснить происхождение героя

В. Объяснить причины апатии и бездеятельности героя

Б. 32-33 года

Г. 40 лет
17. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу:

А. Сравнения

Б. Дополнения

В. Антитезы

Г. Взаимного исключения
18. Как звали сына Обломова?

А. Андрей

Г. Илья
19. Назовите «двойника» Обломова в романе.

А. Штольц

Б. Тарантьев

Г. Алексеев
20. Какая предметно-бытовая деталь в романе является важнейшим средством характеристики главного героя?

Б. Письменный стол

Г. Халат
21. К какому типу литературных героев можно отнести Обломова?

А. «Маленький человек»

Б. Герой-любовник

В. «Лишний человек»

Г. Герой-резонёр
22. Закончите фразу: «Нет, жизнь моя началась…»

А. С радости

Б. С рождения

В. С угасания

Г. С любви
23. Вставьте нужное слово: «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит…» (в жизнь Обломова)

В. Фейерверк

Г. Свечу
24. Какое слово написал Обломов? «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано, вышло…»

Б. Обломовщина

В. Справедливость

Г. Судьба
25. Кто это?

«И лицо её принимало деятельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
26. Кто это?

«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки…сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёкгая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щёгольской шляпе… Он весел, напевает…»
27. Кто это?

«Душа так открыто и ясно светилась в нём»
28. Кто это?

«Он беспрестанно в движении»
29. Кто это?

«Если б обратить её в статую, она бы была статуей грации и гармонии».
30. Кто это?

«Он мягок, гибок… Он, как послушный раб, покоряется малейшему движению тела».
31. Кто это?

«Этот рыцарь был и со страхом, и с упрёком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою».
32. Кто автор этого письма и кому оно адресовано?

«Доношу твоей барской милости, что у тебя в вотчине всё благополучно, кормилец ты наш…»
33. «Забота о пище была первая и главная забота…» Где?

Ключ к тесту

25. Агафья Матвеевна

26. Обломов

27. Обломов

28. Штольц

29. Ольга Ильинская

32. Староста Обломову

“Патриоты всегда говорят о готовности умереть за Отечество и никогда - о готовности убивать за Отечество”, - говорил британский философ Бертран Рассел. Жалко, нашлось и продолжает находиться немало апологетов, стремящихся доказать обратное. И превратить естественное чувство любви к Родине в инструмент для достижения собственных политических интересов. При этом особым объектом внимания таких деятелей традиционно выступает молодежь - весьма многочисленная и перспективная группа населения, в силу возраста не всегда способная распознать сам факт манипулирования ею. Как же воспитать преданных стране граждан?

белта

Без подмены понятий

Андрей Иванец, председатель Совета молодых ученых Национальной академии наук

Становление правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина нашей страны с государством и обществом - он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, идеологический, политический и другие аспекты.

Для меня наиболее близкое понимание патриотизма - это любовь к своему Отечеству, народу, стране, в которой ты родился. Это гордость за ее успехи, а также готовность ежедневно вносить свой вклад в ее развитие. Такова основа нашей государственной идеологии. И здесь важно прививать любовь к Родине с малых лет, делая это в семье, школе и в целом в повседневной жизни.

Задача воспитания молодежи сегодня как никогда актуальна для нас, когда внешние и внутренние вызовы особенно ярко проявляются во всем мире, в том числе и у наших ближайших соседей. В связи с чем формирование адекватного общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны приобретает особое значение, что обусловливает одну из главных наших задач - борьбу с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе должна принадлежать государственным организациям и структурам. В том числе и общеобразовательным учреждениям. Речь, в частности, идет о патриотических лагерях местного и республиканского значения. Курирование данной деятельности должно осуществляться государственными органами управления совместно с крупнейшими общественными организациями - такими как Федерация профсоюзов, РОО “Белая Русь”, Белорусское общественное объединение ветеранов и другими. Важно помнить, что первоочередная задача организаторов лагерей и подобных мероприятий - это представление достоверной информации о становлении нашей государственности как в историческом контексте, так и на современном этапе. А также яркий показ достижений нашей страны в социально-экономической, культурной, научной и других сферах.

В рамках патриотических лагерей необходимо проводить круглые столы, дебаты, научно-практические семинары и просто встречи с участием известных и выдающихся людей - не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это позволит воспитать граждан, для которых судьба нашей страны небезразлична.

Однако воспитание не должно культивировать национализм. Эта подмена истинных понятий о любви к Родине и может привести к отрицательным последствиям. Не стоит забывать и о другой крайности, когда, переворачивая исторические факты, нам пытаются показать отсутствие белорусской государственности и ее несостоятельность. Попытки изнутри страны и из-за ее пределов со стороны определенных деструктивных сил навязать обществу и в первую очередь молодежи подобного рода идеи и мировоззрение не должны допускаться. Взаимоуважение и добрососедские отношения, основанные на равноправии и взаимном признании суверенитета, всегда являются основой отношений нашей страны с другими государствами. Вспомните высказывание выдающегося драматурга и лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: “Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились”. С этим сложно не согласиться!

Патриотами не рождаются

Сергей Бобриков, депутат Палаты представителей Национального собрания

Нередко приходится слышать о том, что сегодняшняя молодежь непатриотична, что само понятие “патриотизм” в условиях размывания экономических, культурных границ уже “не в моде”. Категорически с этим не согласен. Без патриотов не бывает прочного и сильного государства. Другое дело, что само определение патриотизма со временем немного трансформировалось и обрело более широкий смысл. Сегодня оно включает в себя не просто абстрактную любовь к родине, но и то, какую пользу человек приносит своему ближнему, обществу. То есть, прежде чем требовать нечто от государства, необходимо в первую очередь искренне и честно ответить себе: а что я сделал для того, чтобы получать что-то взамен?

Не соглашусь и с тем тезисом, что нынешнее молодое поколение более проблемное. Оно не хуже своих отцов и дедов, оно просто другое. Но в сложных ситуациях молодые люди всегда были и будут опорой и надеждой нашего государства. Это видно на примере сегодняшней деятельности БРСМ, волонтерского движения. С ребятами надо просто заниматься, без перекосов и перегибов.

У воспитания много направлений: музыка и литература, спорт, трудовое обучение, экологическая культура, семейные ценности. Но меня как человека военного очень тревожит провал, образовавшийся в системе подготовки молодежи к службе в армии после отмены начальной военной подготовки к школе. Считаю этот шаг глубоко ошибочным.

Образовавшийся вакуум в России, да и у нас, в Беларуси, начали заполнять некие военно-патриотические лагеря, клубы непонятной направленности, где молодых парней и девчат в лесу обучают навыкам боевых действий, альпинизму, приемам диверсионно-разведывательных групп. Кто и как проводит такие занятия? Какую идеологию они несут? Есть ли у этих инструкторов педагогическое образование, знают ли они психологию? Подростку с его незрелой, неустойчивой психикой можно много чего внушить. И бесконтрольное увлечение внешними атрибутами, учебным оружием, наклейками, нашивками, татуировками часто влечет очень нехорошие последствия. Ведь научить пацана стрелять из автомата - дело нехитрое. Но где он потом применит свои навыки? Зафиксировано много случаев, когда натасканные в многочисленных тренировочных лагерях молодые парни пополняют ряды “легионеров” в горячих точках.

Я глубоко убежден, что обучение и воспитание детей не должны делегироваться исключительно в руки общественных организаций и сомнительных волонтеров, будь они хоть трижды энтузиасты и патриоты. Хотя сейчас и принято охаивать все советское, там все-таки было много хорошего. И проблемам патриотического воспитания в СССР всегда уделялось особое внимание. Обучение в школах, профессионально-технических училищах, техникумах не мыслилось без уроков начальной военной подготовки, военно-спортивных игр, военно-технических кружков, секций и так далее.

К сожалению, все это оказалось утрачено. В стране более 2,5 тысячи средних школ, и в них лишь около 500 ставок учителей допризывной подготовки. Причем более половины этих учителей не имеет представления о военной службе. В связи с этим я предлагаю восстановить начальную военную подготовку, для чего следует внести соответствующие изменения в законодательство. Надо вернуть в школы офицеров запаса, возродить учебно-материальную базу. Хорошо зарекомендовал себя опыт создания центров допризывной подготовки в Минске и Гомельской области. Каждый такой центр объединяет учащихся нескольких средних учебных заведений. Эту форму подготовки следует внедрить во всех областях. Возможно, есть смысл принять госпрограмму патриотического воспитания.

Частично у нас все это разработано, но исполнение почему-то отдали на откуп Министерству образования. В одиночку оно не справится, необходимо подключать силовые структуры, чтобы под их методическим контролем осуществлялись мероприятия военно-патриотической направленности.

Все войны и конфликты последних десятилетий демонстрируют реализацию внешних угроз через внутренние источники. “Взорвать” же крепкое, стабильное государство изнутри невозможно. Гарантом этой стабильности были и остаются моральный дух общества, его единство, сплоченность и патриотизм. И воспитывать эти ценности должны профессионалы, уполномоченные на то государственные органы.

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».

Показательно, что за второе утверждение проголосовало большинство – 79,4% – родителей, а за первое – всего 4,7% родителей. Эти данные говорят о высокой востребованности среди родителей «уроков нравственности» для детей, комментируют исследователи.

Они также обращают внимание на те 15% родителей, которые затруднились с ответом. Такие семьи, по всей видимости, не могут четко определить свои приоритеты, сделать выбор между следованием духовным ценностям и прагматикой, позволяющей человеку легко преуспеть.

Наставничество учителя ограничивается обучением

Респонденты-учителя по-разному оценили воспитательную компоненту в школе. Часть педагогов считает, что воспитание в школе активно набирает вес, поскольку в силу проблем во взаимоотношениях детей учителю чаще приходится корректировать их поведение.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

Еще одним фактором, влияющим на воспитание в школе, служит борьба за права ребенка. Этот, несомненно, важный процесс так или иначе сузил права учителя. Педагог зачастую не может резко высказаться о недопустимом поведении ученика, поскольку рискует получить неадекватную реакцию его родителей. В таких условиях «часть учителей предпочитает ограничиваться формальным уровнем» воспитания, говорят эксперты.

Многие педагоги негативно оценили уменьшение количества учебных часов на литературу и русский язык, считая, что тем самым «сократились и возможности учителя говорить с ребенком на важные темы, воспитывать его на примерах литературных героев», пишут Аржаных и Новикова.

Лучше всего воспитывают экскурсии

Воспитательная работа в учебном заведении включает общешкольные традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические классные часы и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения учащихся. Как бы то ни было, и у родителей, и у учителей в рейтинге школьных воспитательных акций лидируют познавательные мероприятия – экскурсии. 78% родителей считают, что экскурсии максимально способствуют воспитанию.

Далее в этом воспитательном «чарте» с большим отрывом идут встречи с интересными людьми (42,7% родителей), спортивные соревнования (39,4% родителей), а также проведение праздников (Новый год, 9 Мая, 8 марта) и встречи с ветеранами (по 31%). Таким образом, встречи с людьми, которые могут служить примером для подражания, занимают довольно значимое место, комментируют исследователи.

В рейтинге мероприятий, наиболее запомнившихся родителям и их детям, также лидируют экскурсии и походы в театры и музеи (40,4%). Среди наименее запомнившихся родителям мероприятий – дни рождения, дни самоуправления, интеллектуальные соревнования и классные часы. Показательно, что около четверти родителей вообще не ответили на этот вопрос. Они либо не смогли вспомнить ничего примечательного, либо просто не интересуются этой стороной школьной жизни, считают авторы доклада.

Положительную оценку нравственному воспитанию в школе поставили 40% родителей. Средне оценили работу педагогов 15%. Плохую отметку поставили воспитанию в школе 8%. И, наконец, более трети родителей (36,8%) затруднились с оценкой. Такой неопределенный ответ, по мнению Аржаных и Новиковой, может быть связан с тем, что родители плохо знают, что делает школа в области воспитания детей. Вероятен и другой вариант: родители просто не готовы афишировать свое реальное отношение к работе педагогов в школе, где учится их ребенок.

Как совершенствовать воспитательную работу?

Для того, чтобы школа могла давать детям более основательное воспитание, по мнению учителей, необходимо прежде всего выделить педагогу больше времени на такую работу. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. Другие названные педагогами меры – повышение статуса учителя в обществе и набор в школу кадров, основной работой которых было бы воспитание. Следовало бы также вернуть урезанные учебные часы по литературе, истории и русскому языку.

При этом большинство респондентов среди педагогов и родителей считают, что сама школа, какие бы усилия она ни прилагала, сегодня не может справиться с формированием нравственных основ личности ребенка. Главным воспитателем должна быть семья, подчеркнули 80% родителей. Нужно активизировать сотрудничество семьи и школы – с тем, чтобы родители больше включались в воспитание и образование детей, добавляют педагоги.

Страница 1

Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., в которых отражены семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания и обучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитания пишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература, раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании детей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно и своевременно.

Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый ряд авторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы – это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др., а также современники – Степанов Олег Васильевич, директор нашего колледжа, и преподаватели – Рогов Е.И., Будик И.Б., Белоусова О.В., Гончарова Е.Ю., Алексеенко И.Н. Эти авторы с различных точек зрения изучали все стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

К.Д.Ушинский считал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них. Поэтому в преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большую пользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей, которые помогли бы добиться наиболее эффективных результатов.

Автор Ю.П. Азаров в своих книгах "Педагогика семейных отношений" и "Семейная педагогика" характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. В своих трудах ученый подчеркивает, насколько важно, начиная с малого возраста, вселить в ребенка уверенность в свои силы. Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.

Ш.А. Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (в книгах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. В.А.Сухомлинский, выдающийся отечественный педагог – гуманист, назвал этот принцип духовной общностью, считая, что без этой духовной общности нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. Он писал: «Мы добиваемся того, чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание, процесс которого подразумевает, что ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его, а без этого процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Понятия «воспитатель», «учитель», «педагог» в словах этих авторов относятся и к родителям, так как принцип взаимодействия любого воспитывающего, наставляющего, обучающего лица с ребенком имеет одинаковый характер.