Подростковый алкоголизм - причины, влияние на организм, особенности, последствия и профилактика. ​Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование проблемы алкоголизации среди подростков и молодежи. Вред и риск алкоголизма для молодого организма. Наказание родителей за пьянство несовершеннолетних. Анализ путей решения проблемы алкоголизации подростков и отношения к ней в обществе.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Особенности алкоголизма среди молодежи. Психолого-социальные предпосылки раннего употребления алкогольсодержащих напитков в детско-подростковых коллективах. Опыт профилактики пьянства и алкоголизма в городском округе г. Волгореченск Костромской области.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    История направлений изучения ранней алкоголизации. Особенности и причины алкоголизации молодежи, меры её профилактики. Физиологическое влияние алкоголя, изменение деятельности и смысловой сферы личности. Характерологические черты молодых алкоголиков.

    реферат , добавлен 05.12.2015

    Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Алкоголизм как проявление девиантного поведения. Причины употребления спиртных напитков подростками. Первичная профилактика алкогольной зависимости как направление социальной работы. Комплексная программа по профилактике алкоголизма среди подростков.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Возрастной аспект женского алкоголизма, его специфика и последствия. Выявление информированности девушек о вреде алкоголя и их отношения к его употреблению. Разработка программы социальной профилактики алкоголизма у девушек в образовательной среде.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    История возникновения и развития алкоголизма. Действие алкоголя на организм человека. Стадии развития алкоголизма. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. Особенности алкоголизма у подростков. Профилактика алкоголизма.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2007

    Подростковый алкоголизм как проблема современности. Низкий уровень устойчивости к алкоголю у подростков, попробовавших его. Последствия алкоголизма в социальной жизни подростка. Причины подросткового пьянства, формирование зависимости и пути преодоления.

    Подростковый алкоголизм

    Алкоголизм среди подростков в наше время стал настоящей трудноразрешимой проблемой как физиологического, так и морального плана.

    В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

    Причины алкоголизма среди подростков

    Подростковый алкоголизм, как говорит статистика, в большинстве случаев, начинается с семейных застолий. Когда в дом приходят гости и усаживаются за щедро накрытый стол, то, прежде чем начать трапезу, они наливают себе в рюмки или бокалы спиртное, говорят какой-либо тост, пьют и только после этого принимаются за еду. Тосты во время застолья следуют один за другим, и временной промежуток между ними становится все короче. Когда темы для тостов заканчиваются, выпивающие просто говорят «будем здоровы!» и пьют очередную рюмку.

    Со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. Это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Еще сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают пробовать пиво или сладкое вино. Ребенок приучается к мысли, что это - вкусно.

    Следующим фактором развития алкоголизма среди молодежи является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.

    В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим. В поведении молодых людей отчетливо начинают прослеживаться особенности домашнего уклада. Из своего еще не большого жизненного опыта ребенок уяснил, что пить просто необходимо, а когда выпивки не хватило, нужно срочно бежать за добавкой. Понаблюдав за взрослыми, ребенок понял, что пить нужно большими порциями и сразу всю рюмку. Поэтому все выпивки в среде подростков так и происходят - большими дозами, чтобы ничего не осталось из того, что удалось достать. При этом еда присутствует в чисто символическом виде, ведь она в данный момент не является едой, а играет роль закуски. Страх перед пьянством у подростков отсутствует напрочь, как и опыт употребления спиртного. А вот бравада перед ровесниками присутствует в максимальном количестве.

    Психология подростков такова, что они стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя точно так. Подражание основано на том, что подростки стремятся выглядеть модными, лучшими, как их кумиры.

    Немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм - подражание другим подросткам в кругу своего общения. Если в пьющей компании находится юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают насмехаться, презирать, и, в конце концов, изгонят из группы.

    Еще одна причина подросткового алкоголизма - безнадзорность и уличное воспитание. Это происходит, в основном, если ребенок растет в неполной семье и предоставлен сам себе. Гиперопека ребенка также может привести к тому, что подросток станет увлекаться алкоголем. Стремясь оградить свое чадо от жизненных трудностей, родители всячески ему потакают, и в результате воспитывают безвольное и морально слабое существо, которое попав в иную среду и не имея «моральных тормозов», легко поддается плохому влиянию.

    Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, за слушаньем музыки и принятием спиртного. Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.

    Регулярные медицинские осмотры старшеклассников ежегодно выявляют все большее количество алкоголиков в возрасте не более 16 лет. Детский и подростковый алкоголизм формируется на протяжении каких-то двух-трех лет активного употребления разных спиртных напитков, абсолютным лидером среди которых является пиво. Следует заметить, что активная реклама большого количества сортов пива привела к росту пивного алкоголизма среди молодых девушек.

    Вред алкоголя для молодого организма

    Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.

    Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками - развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного увлечения пивом.

    С употреблением алкоголя подростками связаны такие заболевания, как гепатиты и панкреатиты, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением. Наблюдаются также снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства.

    Наверное, самым заметным для окружающих следствием употребления подростками спиртного является нарушения эмоционального и волевого плана. Такие подростки становятся менее активными в общественной деятельности и трудовой деятельности, страдает их честолюбие и нравственность. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость. Пьющие подростки становятся невнимательными и даже жестокими по отношению к близким людям. К тем ровесникам, которые раньше были их друзьями, подростки-алкоголики начинают проявлять недоверие и холод в отношениях. Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники.

    Только в кругу «своих», подобных себе, пьющие подростки проявляют прямо-таки трогательную заботу. Они могут целыми группами навещать друзей, лечащихся от алкоголизма в стационаре. С другими лицами, злоупотребляющими алкоголь, такие подростки легко находят общий язык и быстро с ними сближаются.

    Характерные качества для несовершеннолетних алкоголиков - наигранность, бесцеремонность, бахвальство и развязность, которые порой быстро сменяются подавленностью, беспомощностью и подчинением. Такая молодежь испытывает трудности в прогнозировании событий, плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений. То есть, такие подростки живут одним днем.

    Риск алкоголизма среди подростков

    Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

    Специалисты подростковой наркологии провели четкую градацию в употреблении напитков, содержащих спирт:

    · экспериментальное употребление - когда подросток просто пробует спиртное раз или два;

    · эпизодическое употребление - если подросток употребляет спиртное один или два раза в месяц;

    · систематическое употребление спиртных напитков подростком.

    Так как алкоголизм - это не привычка, а заболевание, то, как и в случаях с другими болезнями, к нему бывает предрасположенность. Человек не осознает, что заложено в его генах. А неумолимая статистика свидетельствует, что у подростка, чей отец пьет, риск стать алкоголиком увеличивается в четыре раза по отношению к сверстникам из непьющих семей.

    Лечение алкоголизма у подростков

    Какими бы ни были причины подросткового алкоголизма, с этим заболеванием нужно бороться незамедлительно, чтобы не потерять для общества полноценного человека. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.

    Лечение подросткового алкоголизма осложняется тем, что увлечение спиртным пришлось на пубертатный период жизни человека, когда изменениям подвергается не только тело, но и психика взрослеющего подростка. В это время подросший ребенок смотрит на все через «очки» своего гормонального всплеска, многократно усиленного алкоголем.

    Как же лечить подростковый алкоголизм, если многие методы лечения, используемые в случаях с взрослыми, для растущего организма не подходят? Например, условно-рефлекторная терапия может негативно сказаться на состоянии органов и тканей подростка. Возрастное ограничение намного осложняет лечение и кодирование от алкогольной зависимости .

    При лечении алкоголизма у подростков первоначально проводят диагностику всего организма. Все процедуры проводятся в стационарных условиях или же при выезде нарколога на дом к больному. Самолечение в случаях с подростками исключено!

    При длительном употреблении спиртного подростком проводится дезинтоксикационная терапия - очищение организма от токсических веществ и продуктов распада алкоголя, нормализация работы печени и почек. Для нормализации психического состояния подростка назначаются ноотропы и витамины.

    Основной метод лечения алкоголизма у подростков - психотерапия, которая подразумевает кодирование от зависимости методами гипноза. Этот метод, учитывающий неустойчивую психику несовершеннолетних, применяется вместе с химиотерапией, также как и при лечении взрослых больных. Также в лечении подросткового алкоголизма используется поддерживающая и восстанавливающая терапия, используются методы переключения несовершеннолетнего на занятия спортом и полезную деятельность.

    При лечении в наркологических диспансерах подростки находятся в специализированных палатах в целях исключить контакт и влияние со стороны взрослых, больных алкоголизмом.

    Профилактика алкоголизма среди подростков

    В наше время профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя самый главный факт - для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!

    Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Красивский детский дом»

    Педагогический проект

    « Профилактика подросткового

    Алкоголизма»

    Красивка - 2013

    Профилактика подросткового

    Алкоголизма

    К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна.

    Решаемая проблема

    Увеличение числа подростков, злоупотребляющих спиртными напитками.

    Почему эту проблему важно обсуждать и решать

    Актуальность. В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего села и детского дома. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму.

    Важным следствием роста зависимости от алкоголя стали увеличение уровней безопасности, социального сиротства и подростковой преступности.

    При этом наблюдается снижение рождаемости, увеличение смертности, снижение средней продолжительности жизни, рост заболеваемости, особенно среди детей и подростков.

    Что же касается подростков, то в этом возрасте, они во многом не осознают всю сложность и серьезность ситуации и им необходима дополнительная помощь, чтобы справиться с ней.

    Тема «Подростковый алкоголизм» была выбрана не случайно, так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ.

    Эта проблема актуальна стала и для нашего района, и для нашего села, и для нашего детского дома, где наблюдается рост числа, употребляющих спиртные напитки среди детей и подростков.

    Причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте.

    Причинами алкоголизации подростков нашего села можно считать:

    • доступность алкогольной продукции;
    • расширение ассортимента алкогольных напитков;
    • негативный пример взрослых,
    • отсутствие жизненных идеалов и стремлений у молодежи и подростков,
    • проблема свободного времени.

    Гипотеза. Учащиеся нашего детского дома, хотя бы один раз в жизни пробовали спиртные напитки, а некоторые их употребляют достаточно часто.

    Приобщение подростков к алкоголю наблюдается в среднем в 13-14 лет, и, как правило, происходит либо в семье, либо среди сверстников.

    Знания подростков о влиянии алкоголя на организм человека являются общими и поверхностными. По нашим данным, большинство школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако это не останавливает их от его употребления. Так, в 8 классе 75% учеников употребляют алкоголь, зная о его вреде, а к 11 классу их число возрастает до 98%. Пивопитие сегодня стало и модным, и недорогим. К примеру, в старшей школе 60% учащихся регулярно употребляют на дискотеках пиво, 2% – крепкие спиртные напитки. Большая часть школьников и молодежи в селе не посещают спортивные секции, кружки, которые проводятся внутри школы, считая это занятие глупым, бесполезной тратой времени.

    Увеличивается число девушек употребляющих алкогольные напитки до 58% среди 16-17 летней молодежи, что особенно опасно для женского организма, так как алкоголь негативно влияет на здоровье будущей матери.

    Употребление алкоголя наносит вред не только здоровью самого употребляющего, но и имеет огромные социальные последствия:

    • рост преступности;
    • увеличение смертности;
    • увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Идея проекта

    профилактика алкоголизма в подростковом возрасте при совместной работе детского дома, педагогов школы, с родителями.

    Уменьшение употребления подростками алкоголя возможно при ограничении продажи алкогольных напитков детям на территории нашего села. Большое значение для формирования трезвого образа жизни имеет неравнодушие взрослых к пьянству несовершеннолетних.

    Профилактику алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте необходимо строить на трех принципах:

    Первый принцип : направленность воспитания не против алкоголизма в целом, а против каждого из его элементов, каждого его проявления.

    Второй принцип : направленность воспитания в первую очередь на предотвращение отрицательных последствий употребления алкоголя, которые могут развиться в ближайшее время, а не через 10-15 лет и даже позже. Подростки и юноши, а тем более дети не склонны (а часто не способны в связи с возрастом) реально задуматься над тем, что может случиться с ними через 10-15 лет. Но для них может быть убедительной мысль о том, что в данный конкретный период жизни они теряют многое из-за употребления алкоголя.

    Третий принцип : вырабатывать отрицательное отношение к алкоголю следует не только на основе разъяснения негативных последствий злоупотребления им, но и путем оценки всех отдельных моментов неприглядного поведения пьющего, вскрытия несостоятельности всех тех "преимуществ" и "достоинств", которыми бахвалятся алкоголики в целях самоутверждения .

    Поэтому задача профилактики – сделать так, чтобы те, кто не употребляет – не употребляли, а те, кто употребляет – не употребляли. На наш взгляд, самая главная форма профилактики – это занятость.

    Целевая группа

    Воспитанники детского дома, педагоги детского дома, педагоги школы.

    Цель проекта

    Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя и алкогольных напитков (пиво, джин-тоник, т. д.).

    Задачи:

    • Формировать у детей и подростков представление о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма);
    • Определить меры профилактики употребления спиртных напитков;
    • Создавать в детском доме среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса;
    • Обеспечить занятость детей в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
    • Изучить ситуацию употребления алкогольных напитков в детском доме;
    • Оценить социальные последствия алкоголизма в нашем селе;
    • Привлечь внимание общественности, педагогов, администрации сельского Совета к данной проблеме.

    Описание проекта

    Проект будет проводиться в детском доме с детьми подросткового возраста. Участники проекта: педагоги детского дома, сотрудники РОВД, ППДН, МОУ «Красивский сельский совет», МОБУ «Красивская СОШ», психолог, социальный педагог, медицинские работники детского дома, работник библиотеки.

    Проект будет включать различные виды деятельности (игровые и лекционные).

    При работе над проектом использовались следующие методы: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение.

    Данный проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры профилактики употребления алкогольных напитков.

    Этапы и план реализации проекта

    I этап – Организационная работа

    1.Изучение статистических и информационно-аналитических данных (группа аналитиков).

    2.Изучение законодательных актов (группа правоведов).

    3.Получение конкретной достоверной информации от компетентных лиц (группа экспертов).

    4. Социологические исследования среди воспитанников детского дома (группа социологов):

    Выявление отношения подростков к данной проблеме ;

    Выявление информированности подростков о вреде алкоголя.

    5.Привлечение к участию в проекте : сотрудников РОВД, МОУ «Красивский сельский совет», МОБУ «Красивская СОШ», психолог, социальный педагог, медицинские работники детского дома, работник библиотеки.

    II этап – Основной

    Задача

    Способ действия

    Ответственные

    Сроки реализации

    Формирование у детей и подростков представлений о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма)

    1. Оформление стенда «Вред алкоголя на организм человека»

    Социальный педагог

    сентябрь

    2. Внеклассное занятие «Новое поколение выбирает здоровье»

    Психолог

    Социальный педагог.

    Врач

    февраль

    3. Круглый стол «Самое интересное в твоей жизни только начинается»

    Администрация детского дома.

    октябрь

    4. Создание информационных зон «Крутая тусовка»

    Библиотекари

    Зам. директора по ВР

    ноябрь

    5. Беседа «История появления алкогольных напитков»

    Социальный педагог.

    декабрь

    6. Социологическое исследование на темы: «Проблема пьянства в молодежной среде»,

    «Влияние алкоголя на потомство»

    Психолог

    Социальный педагог

    октябрь

    декабрь

    7.Молодежная акция «Нет вредным привычкам»

    Зам.директора по УВР, социальный педагог, библиотекарь, медики.

    январь

    8. Правовой ликбез «Шаг за шагом к погибели»

    Социальный педагог

    Библиотекари

    Сотрудник ОВД

    сентябрь-май

    Создавать в детском доме среду, обеспечивающую физическое, нравственное и эмоциональное здоровье воспитанников.

    1.Индивидуальное консультирование с узкими специалистами

    Нарколог, сотрудник ПДН, психолог.

    По мере необходимости

    2.Конкурс рисунка «Жизнь без пива».

    Воспитатели.

    Социальный педагог

    октябрь

    3.Творческий конкурс «Открытое письмо ровеснику»: «Скажи «нет» вредным привычкам»

    Социальный педагог.

    Воспитатели

    февраль

    4. Дискуссия «Алкоголь - наш враг»

    Социальный педагог.

    Психолог

    март

    5.Психологическая игра-тренинг

    Психолог

    Библиотекарь

    декабрь

    Обеспечение занятости в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.

    1. Молодежно-физкультурный фестиваль «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

    Социальный педагог.

    Сельская администрация.

    Школа

    март

    2. Акция «Не допустить беды»

    Психолог

    Врач

    апрель

    3. Конкурс художественной самодеятельности «Молодежь за здоровый образ жизни»

    Воспитатели

    Зам по ВР

    декабрь

    4.Организация и проведение спортивных мероприятий

    Воспитатели

    Зам по ВР

    Социальный педагог

    В течение года

    5. Тематические дискотеки

    Библиотекарь

    сентябрь-май

    6. Кружки по интересам

    Педагоги ДО

    Библиотекарь

    сентябрь-май

    III этап – Заключительный

    1.Подготовить ряд статей в СМИ.

    2.Дать оценку результатов проекта.

    3.Оформление презентации по данному проекту.

    Заключение.

    Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с воспитанниками, противоалкогольная пропаганда. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.

    Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.

    Ожидаемые результаты проекта

    Повышение уровня информированности подростков по данной проблеме. Уменьшение числа подростков злоупотребляющих алкоголем.

    Снижение мотивации к употреблению алкоголя.

    Формирование у подростков представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.

    100% вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность.

    Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

    Коллективное обсуждение с подростками по данной теме.

    Использование методики на определение уровня мотивации.

    Оценка специалистов, экспертов.

    Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

    Данный проект является обязательным для воспитанников подросткового возраста

    Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

    1.Особенности подросткового возраста.

    2.Владеть информацией об алкоголе и его вреде.

    3.Иметь базовые навыки тренера.

    У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

    1. Работник УВД.

    2. Нарколог.

    Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования

    http://www.narcom.ru/cabinet/online/17.html

    http://www.megamed.spb.ru/

    3. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;

    4. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 2005;

    5. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;


    Профилактика подросткового алкоголизма разработана еще недостаточно. Остается крайне низкое внимание к профилактическим мерам – не привлекаются средства массовой информации (или в недостаточном объёме), неэффективные государственные или общественные программы, крайне не эффективные специальные методы борьбы с алкоголизмом и пьянством среди подростков и пр.

    Профилактика подросткового алкоголизма имеет медицинскую и социальную сторону. Медицинская сторона сводится к санитарному просвещению, а также к выявлению людей с повышенным риском развития подросткового алкоголизма.

    Санитарное просвещение сводится в распространении информации о вреде алкоголя для здоровья подростка и о первых симптомах формирующегося алкоголизма. Для подростков медицинская информация преподносится вместе с социальной. Социальная информация – о неблагоприятных последствиях алкоголизма для подростков, для их друзей и для общества в целом. Главную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют работники охраны правопорядка и воспитатели. Сейчас сочетание медицинской и социальной информации в профилактике подросткового алкоголизма не приносит должного эффекта – это связано с тем, что подростки видят пьянство старшего поколения и постепенно принимают это за норму поведения, перестают видеть очевидные вредные последствия, и часто слышат от пьющих взрослых информацию противоположного содержания. Этим объясняется отрицательное отношение к антиалкогольной пропаганде среди подростков.

    реализуется через следующие информационные каналы: лекции, брошюры, беседы, книги, кинофильмы, радиопередачи, телевизионные передачи. Эффективность этих информационных каналов разная. Так опрошенные подростки считают, что наиболее эффективными считаются телевизионные передачи и фильмы, а наименее эффективными считаются лекции, беседы и радиопередачи. Наше же телевидение активно рекламирует пиво и ориентирует этот продукт, прежде всего на подростков. Передач о вреде алкоголя на телевидение крайне мало – это и объясняет не эффективность профилактики подросткового алкоголизма на данный момент. Так был проведен эксперимент среди подростков, суть его сводилась к следующему: две группы подростков анонимно анкетировали перед экспериментом, затем первой группе проводили занятие в виде лекций, чтения и дискуссий о вреде алкоголя, второй группе показывали фото и видео материалы о вред алкоголя. После эксперимента проводили повторное анонимное анкетирование. В первой группе «выпивку по праздникам» допускало 85%, после занятий – 83%. Во второй группе «выпивку по праздникам» допускало 83%, а после видео программ – 15%. Из этого простого эксперимента видно какой информационный канал в профилактике подросткового алкоголизма наиболее эффективен. Даже если наши уважаемые учителя приложат все усилия и будут читать лекции о вреде алкоголя в 2 раза чаще – результат будет не слишком высоким. А вот если бы по основным центральным каналам регулярно выходили бы видео материалы о вреде алкоголя, то результат был бы гораздо лучше.

    Сейчас необходимо направить все усилия, чтобы изъять алкоголь из жизни подростков, нужно дать подросткам другое, что могло бы сплотить компанию, поднять настроение, избавить от стрессов, дать силу и способность проявить себя. Необходимо позаботится о том, чтобы каждый подросток мог заняться спортом, искусством, духовным мастерством, определенным хобби и пр.

    Выявление подростков с высоким риском развития алкоголизма. К подросткам с высоким риском развития алкоголизма относятся подростки проживающие с пьющими родителями, общающиеся с пьющими друзьями, подростки у которых имеются уходы из дома, прогулы школы, приводы в милицию, неустойчивый характер, подростки из интернатов. При опросах подростки были поделены на 2 группы: с умеренным отношением к алкоголю, и с отрицательным отношением к алкоголю. Оказалось, что 67% подростков с умеренным отношением к алкоголю через 2 года стали злоупотреблять алкоголем и только 7% подростков из второй группы стали злоупотреблять алкоголем. Подростки со склонностью к алкоголю должны быть под постоянным наблюдением (профилактическое наблюдение врачами наркологами). Кроме того следует учитывать, что подростки высокого риска нуждаются в поддержке сверстников, а не в опеке старших, поэтому следует создать сеть сверстников с отрицательным отношением к алкоголю. В подобных группах подростки вместе учатся решать возникшие проблемы и всегда приходят на помощь к своим друзьям, они успешно решают и возникшие семейные проблемы.