Подводные камни брака с иранцем. Подпольный Иран: как на самом деле живут люди в этой стране

Зачем вы туда едете? Там все сплошь игиловцы и шахиды, неверных ненавидят, вы там будете в опасности и вообще лезете в пасть к дракону, - снова апеллирую к фразам-предупреждениям, которые я массово слышал от знакомых и читал в комментариях перед поездкой в Иран.
Как же все обстоит на самом деле? Что за люди живут в Иране, действительно ли нам, не мусульманам, опасно среди них находиться и велик риск для безопасности и жизни?

Итак, все это полная ерунда, происходящая от неосведомленности. Оно и понятно, ну откуда человек может сложить свое мнение о той или иной стране или его населении, не бывая в ней? Только из СМИ. А что у нас в СМИ? Ближний Восток весь пропитан вооруженными конфликтами - Сирия, Палестина, ИГИЛ, Ирак... Ирак, господа, не Иран. Судя по всему, многие путают, где ИГИЛ - в Иране или Ираке.
Ну и считают раз в соседних странах воюют, значит опасно. Не опаснее, чем в Крыму, где я живу. Кстати, от Крыма до Донбасса даже ближе, чем от Исфахана и Шираза, где мы были в Иране, до Сирии. Так что не делайте выводы, не зная как и что на самом деле)

Но вернемся к людям в Иране... Признаюсь честно, я был очень удивлен с первого же дня в этой стране. Удивлен приятно - люди произвели на меня сильное положительное впечатление. Иранцы очень открытые, доброжелательные, приятные в общении. Иностранцы здесь сразу бросаются в глаза и многие тут же с улыбкой подходят к тебе и спрашивают "Ве а ю фром?". Или просто начинают гадать: "Алеман? Италиан? Холланд? Франс?". А когда ты им ответишь "Фром Руссия", расплываются в улыбке "Велкам ту Техран (Эсфахан, Йезд, Шираз)". Честно, у нас я реже слышу от местных в адрес приезжих фразу "Добро пожаловать в Москву"(или Севастополь).

А эта их склонность схватить тебя за руку и начать куда-то тащить, что-то лопоча на фарси? Если такое происходит, то можно быть уверенным, что тебе сейчас покажут что-то интересное. Именно таким образом я увидел, как пекут местные лепешки к завтраку, делают чеканку на восточной посуде, расписывают ткани натуральными красками, делают картины из металла...

В общем, хорошие люди в Иране, вопреки устоявшемся противоположному мнению.


2. В одном из недавних постов в комментариях отметили, что не увидели на лицах людей на фото улыбок. Конечно, далеко не все люди улыбаются, многие из них чем-то заняты, чем-то озабочены, о чем-то своем думают и не улыбаются на камеру. Но улыбок на улицах хватает.

3. Сказать, что мы привлекали внимание иранцев - ничего не сказать. На нас обращали внимание везде, где бы мы ни были, люди подходили, интересовались откуда мы, спрашивали как дела, нравится ли в Иране и все время просили сфотографироваться с кем-то из нас.

4. lovigin и вовсе постоянно покорял местных своими перстнями на пальцах. Дело в том, что иранцы очень любят всяческие кольца и перстни, многие их носят на пальцах и часто не в одном экземпляре, так что их интерес вполне объясним.
Каждый второй считал своим долгом предложить Пете обменяться кольцами или просто... подарить что-нибудь просящему.

5. Еще об отсутствии улыбок)

6. На улицах можно увидеть очень много чудаковатых на наш взгляд людей. Но, думаю, в этой среде никакой чудаковатости нет. Просто они такие, немного отличаются от нас.

7. Женщины в Иране по закону шариата обязаны носить хиджаб, поэтому с непокрытой головой можно увидеть разве что девочек до 7 лет. Все дети старшего возраста должны одеваться согласно исламским требованиям

8. Иногда люди здесь одеваются довольно забавно. Вот уж с модой тут большие проблемы)

9. У мужчин с дресс-кодом все проще. Хотя шорты запрещены, а короткий рукав не приветствуется. Справедливости ради, скажу, что иногда футболки с коротким рукавом мы все-таки видели (у водителя автобуса из Тегерана в Исфахан и у нескольких торговцев в Ширазе)

10. Молодежь старается больше следовать моде. У парня справа очень проамериканская расцветка футболке, что довольно необычно и даже странно для Ирана. Америка для них один из врагов и у Ирана с США до сих пор разорваны дипломатические отношения.

11. Иран - небогатая страна и здесь очень много простого люда, который вкалывает, как Папа Карло. Но даже при иногда кажущейся внешней угрюмости, они открыты для общения. Этот грузчик на исфаханском рынке ни слова не понимает по-английски, а я ни слова не понимаю на фарси. Но, тем не менее, по жестам он понял, что я прошу разрешения его сфотографировать и одобрительно кивнул головой...
И фото получилось хорошим.

12. А вот дети не очень коммуникабельны. По крайней мере, по сравнению с детьми многих других регионов. Обычно они сами сбегаются, просят сфотографироваться, рассматривают фото, с удовольствием делают селфи. Но вот эти ребятишки оказались более ежистыми...

13. А взрослые на просьбы сфотографировать их реагируют сугубо положительно

14. Кто еще не любит фотокамеру - это имамы и старцы в чалмах.
Вот их взгляды мы были не очень по душе...

15. И снова дети. Школьницы начальных классов. Эти, в отличие от мальчишек с мячом, оказались очень любопытны

16. Они с одной стороны старались спрятать лица, но тут же выглядывали друг из-за друга, кокетничая и произнося несмелое "хааай!"

17. Михаил Кожухов в Иране?)

18. Эти ребята, увидев на с Ловыгиным, принялись активно жестикулировать, чтобы мы сфотографировали их в кабине пикапа

19. Старик в арафатке позирует для Ловыгина. Портрет у Петра получился потрясающий

20. Кстати, в Иране люди очень любят шапки-ушанки. Уже не знаю почему, да еще и при температуре больше 10 градусов тепла

21. На улицах вообще очень много стариков... Средняя продолжительность жизни здесь около 75 лет

22. И снова люди просят нас сфотографировать их.

25. Маленький уборщик мостовой около супермаркета.

26. И снова ловыгинские кольца привлекают внимание местных жителей.

27. В ширазской чайной владелец и вовсе принялся фотографировать его пальцы с перстнями

28. В общем, не только мы фотографировали иранцев, но и иранцы нас

29. Ну а на блошином рынке в Ширазе мы и вовсе встретили Ловыгина в старости. Такой же раздолбай, как и Петр, тоже по два кольца на пальце, только с камнями....

30.

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:


* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa
До встречи;)

В этой заметке мы расскажем о том, как провели вечер в обычной иранской семье и о жизни простых иранцев: о семье, еде, религии, сложных отношениях с алкоголем и между полами. Также вы узнаете, что думают жители Ирана о России и почему россияне едят на завтрак бараньи головы.

Мы невероятные счастливчики! Нам удалось провести один из вечеров в обычной иранской семье в пригороде Исфахана, который находится в 40 км от города. Добирались до городка мы на маршрутке с одного из автовокзалов. Публика в салоне поначалу испугала.

Но оказалось, что несмотря на грозные чёрные одеяния и звучащую у водителя криповую музыку, эти женщины совсем не суровые, да и транспорт не тянет на джихад-такси. Молодые дамы поглядывали на нас (мы сидели на последних сидениях) и негромко болтали между собой, изредка посмеиваясь, вероятно, над тем чудом, что европейцы попали к ним в маршрутку.

Кстати, транспорт оказался очень комфортным и быстрым. Удобные кресла, высокая скорость и никаких остановок, так что минут через двадцать мы уже стояли на автовокзале городка Зерриншехр в компании вот таких маршруток.

Наш новый друг и наш хост, Багхер, встретил нас на машине и отвёз в дом, где живёт его семья. Семьи у иранцев большие, гостей и родственников также много, поэтому наше фото на память можно назвать достаточно малочисленным. Позже в гости к Багхеру и его родителям пришло ещё человек пять родственников.

Слева на фото мама нашего хоста, рядом с Иваном сидит его улыбчивый отец, рядом с отцом — дочка, а на заднем плане — внучка, Элина. Признаться, она одна из немногих, чьё имя нам удалось запомнить и не забыть через некоторое время, т.к. другие очень сложно произносятся.

Элина очень юркая, игривая и постоянно улыбается. Сначала принесла показать нам подарки предыдущих гостей-иностранцев, а затем притащила в комнату своё домашнее животное — курочку.

Ислам запрещает держать домашних животных, которые едят мясо, т.е. хищников. Поэтому кошек и собак в домах Ирана вы не встретите (зато в свободном Стамбуле турки уже выгуливают своих собачек по Истикляль). Курочке не дают имя, видимо, через какое-то время она попадёт в суп.

Все хотят сфотографироваться с курицей:) На фото ниже вы можете видеть фрагмент интерьера главной комнаты.

Комната представляет собой огромную залу, квадратов так в сорок, с несколькими диванами и полами, устланными чистейшими красивыми коврами. Это не семья олигархов, поэтому ковры не хендмейд, а массового производства.

На огромной плазме через тарелку показывают множество каналов, в том числе можно посмотреть иранский, который транслируется за рубежом и в эфире которого то и дело мелькают женщины без головных уборов и с декольте. Декольте, правда, в некоторых случаях показывают пиксельно, чтобы скрыть срамоту.

По всей территории дома, кроме кусочка прихожей и санузла, принято ходить босиком или в носках. Тапочки нужно обязательно надевать перед санузлом (туалет в иранском стиле — дырка в полу) и снимать после выхода. Чистота пола очень важна: на полу молятся, на полу ужинают (подстелив скатерть), на полу даже спят на тёплом матрасе. В туалете всё блестит и никаких неприятных запахов.

Обычный ужин в иранской семье выглядит так:

Главное блюдо — огромная порция риса без мяса с овощами и ароматными специями. С ошем принято есть овощные кисломолочные соусы, в данном случае огуречный и тыквенный. Едят прямо с постеленной на ковре узорчатой скатерти. Немного непривычно есть с пола. Плов очень вкусный, нигде такого не пробовали. В Узбекистане тоже вкусный, конечно, но более привычный нам:)

После трапезы последовал очень необычный исламский десерт «фалюде» — замороженные с розовой водой нити пищевого крахмала, которые сверху поливают кисло-сладким лимонным соусом.

Вообще, сладости в Иране очень сладкие, сахара с избытком, кажется, что раза в два слаще, чем в России. В чай тоже всегда кладут сахар и немало.

После ужина последовали разговоры о культуре и быте в России и Иране, а также просмотр иранского атласа мира. Вот, например, страница с Россией.

Долго рассматривали карту Ирана. Наш хост рассказал, что в южной части страны живёт много арабов, на севере — турки (так иранцы называют азербайджанцев), а в западной части помимо арабов также проживает много курдов.

После ужина пришла кузина нашего хоста, и мы поехали прогуляться в местный парк. Ребята так и описали схему иранского вечера: собирается много народу (вся семья, друзья, родственники), едят, едят, едят, а затем отправляются погулять:) Ели за ужином так много, что Лена пошутила про «нажраться по-ирански».

Парк с озером был большой, весьма ухоженный и хорошо освещённый. По иранским меркам была глубокая осень, и виды Паши и Вани, прогуливающихся при +20 в футболках, повергли ребят, кутавшихся в тёплые куртки, в шок.

Ночевать нас отправили в комнату на первом этаже. Зацените размер помещения.

Спать принято на полу, кроватей нет, но по полу не дуло, так что было тепло и мы отлично выспались. В этой комнате после свадьбы нашего хоста он будет жить со своей женой и детьми. Огромная зала имеет несколько пристроек-комнат, отдельную оборудованную кухню и санузел.

Утром проснулись по будильнику и обнаружили за окном небольшой загончик, где гуляют две курочки.

Несмотря на то, что большая семья живёт в таунхаусе без собственного огорода, деревенские привычки остались, и курочек держат по-старинке.

Утром наш хост уже был на работе, но его родители накрыли нам шикарный завтрак. Куку — название иранского омлета.

За завтраком удалось приятно побеседовать с ними, несмотря на полное непересечение знакомых нам и им языков. К Китаю готовы:)

Потом папа хоста отвёз нас до автовокзала, переговорил с водителями, усадил нас в маршрутку, улыбнулся напоследок своей искренней улыбкой счастливого человека и был таков.

Ниже мы расскажем вам несколько фактов об Иране, которые нам удалось узнать от нашего хоста, гида и других людей во время нашего путешествия.

1. Иран, несмотря на статус иранской республики, не такая уж и религиозная страна. Многие молодые люди достаточно скептически относятся к вере, мечети во многих городах пустуют, а часть населения тайно симпатизирует более привычному для персов . Одна из черт последователей этой религии: исключительная честность и невозможность взять чужое. По словам нашего гида, если зороастрийцу дать миллион и уехать на десять лет, то, вернувшись, по первой же просьбе получишь свой миллион обратно, даже если не было свидетелей и свидетельств.

2. В Иране всё равно, суннит ты или шиит, а вот в арабских странах этому придают огромное значение, и за убийство суннитом одиннадцати шиитов обещают верующему комфортное место в раю.

3. Когда мы шли по Исфахану поздно вечером, внезапно увидели впереди дым, развевающиеся чёрные флаги, большое скопление людей и услышали странную криповую музыку. Так проходит празднование многочисленных религиозных праздников, в которые принято раздавать бесплатно всем встречным чай и вкусняшки. Мы постарались проскочить побыстрее незамеченными, очень уж всё это жутко выглядело, но нас окликнули и угостили чаем.

В чай настойчиво предлагают положить три и более кусков сахара, типа, не жалко ничего в такой день.

4. Девушки массово недовольны своим носом и мечтают сделать пластическую операцию. После операции очень долго носят пластырь, чтобы показать, что ими получен доступ в секту красивых людей. Иногда могут клеить пластырь даже без операции. Раньше операции делали лет в 25, теперь начинают с 18. Медицина в Иране хорошая, поэтому пластику делают в родном отечестве, даже из Азербайджана сюда летают. По мнению местных мужчин, далеко не все женщины нуждаются в подобных операциях, но любая женщина сразу же идёт к хирургу при первой возможности. Да, иранские женщины очень любят обильно краситься:)

5. Мужчины в Иране одеваются очень странно: многие ходят в обтягивающих штанах и другой облегающей тело одежде, смотрится необычно, у нас мужчины такое не носят. Может, за женщин отдуваются, которые ходят только в балахонах:)

Наш хост отметил, что Лена одевается как местная современная нерелигиозная иранка. Европейки, по его словам, в Иране носят другие наряды.

6. Сориентируем по стоимости недвижимости: квартира 100 кв.м. в крупном городе Ширазе стоит около 100 000 долларов. Квартир маленьких, кроме как в Тегеране, почти нет, по всей остальной стране принято жить в больших апартаментах или домах одной большой семьёй.

При президенте Махмуде Ахмадинеджаде был запущен проект Kindness, чтобы помочь молодым парам за четыре года получить квартиру в рассрочку. Проект оказался провальным, прошло уже семь лет, а квартиры ещё не готовы, при этом ежемесячные платежи по-прежнему нужно вносить. За эти годы каждая семья уже внесла более 10 млн. рублей (пересчитали с риалов)! Самим бывшим президентом жители очень недовольны и называют его мартышкой.

7. Иранцы любят красивую мебель, как во дворцах. Посмотрите только фото из мебельного. Не кресла, а троны настоящие. Правда, не все могут позволить такую роскошь — в доме, где мы жили, мебель была намного скромнее.

8. Семья для иранцев не пустой звук: семьи очень дружные и многочисленные, семья помогает молодым, от семьи не принято отделяться даже после брака, а в брак нельзя вступить без согласия на то родителей с обеих сторон.

В законе прописано, что в случае развода мужчина должен заплатить женщине отступные, причём эта сумма оговаривается молодожёнами до заключения брака. Но в современном мире такая схема работает плохо: корыстные современные женщины начали специально разводиться, чтобы разбогатеть. Позже в закон ввели ограничение на максимальный размер такой выплаты — 40 000 евро.

Кстати, раньше было много разводов, так как молодые не могли проверить друг друга в отношениях, ведь до брака общение сильно ограничено.

Второй раз замуж выходить не принято, зачастую женщины после развода, получив отступные, живут без мужа.

В брак девушка должна вступать девственницей, для этого нужно даже специальную бумажку от врача приносить.

9. Мальчиков и девочек разделяют с самого детства: в детском саду и школе учатся отдельно. Только в университете молодой человек впервые близко видит девушку, хорошо, если раньше у него были родственницы, с которыми он мог пообщаться в родном доме. Можете себе представить, как тяжело после такого разрыва завести гармоничные отношения. Например, бабушка и дедушка нашего хоста почти не знали друг друга до свадьбы.

На свадьбы принято приглашать очень много гостей, 200 человек минимум. Саму свадьбу невозможно организовать без финансовой поддержки родителей и родственников. На свадьбах часто пьют полностью запрещённый в исламской республике алкоголь — что-то вроде домашнего вина и «этанол», как объяснили наши хосты.

У нас есть подозрения, что из-за стольких препятствий в общении с женщинами в стране распространён гомосексуализм. Об этом говорят, например, большие окошки в дверях кабинок в мужских общественных туалетах. В женских такого нет.

10. Впрочем, времена меняются. Десять лет назад это было невозможно, но теперь, благодаря интернету и к недовольству религиозной полиции, пытающейся контролировать сферу отношений, почти у всех девушек есть бойфренды.

11. Интернет в стране сильно ограничен. Но выход есть: вся страна сидит через VPN и имеет доступ ко многим западным ресурсам. Имея компьютер и зная английский, можно узнать всю правду об Иране и западной культуре.

12. Понятия о приличиях несколько отличаются от европейских. Например, нам сразу же заявили, что маленькая девочка, Элина, больна диабетом, у нас вроде как не принято сразу рассказывать о болячках при знакомстве. Когда Паша отказался от очередной добавки плова под предлогом, что больше не может есть, ему было сказано, что он толстый и в него ещё много влезет, так что пусть ест:)

13. Многие иранцы хотят смены режима, движения в сторону капиталистических ценностей, снижения роли религии в обществе. Хотя не все, наш хост, например, даже не понял нашего вопроса о том, когда это всё закончится. Общество в целом нарушает многие запреты (алкоголь, отношения) и не показывает высокую лояльность действующей системе, хотя открыто немногие решаются высказаться.

14. Пять лет назад в Иране случился экономический кризис из-за введённых санкций, валюта всего за неделю обесценилась в четыре раза.

15. Литр бензина в Иране стоит столько же, сколько литр воды в бутылке в магазине: около 20 рублей. Поэтому на такси можно передвигаться относительно недорого.

16. О России среднестатистический иранец думает, что это такая же великая держава с высокоразвитой экономикой и технологиями, как и США. По мнению иранцев, США и Россия — две самых сильных страны в мире, причём Америка боится более могущественной России. Мнение это базируется на том, что Россия помогала строить , а также налаживала промышленное производство.

По телевизору пропаганда работает от души: постоянно ругают США и саудитов, показывают войну в Сирии, мелькают имена Путина и Шойгу. Как раз из телевизора иранцы и узнали, что Россия — большой друг страны. Русских в стране мало, и встретить их можно только там, где есть совместные международные предприятия.

О России неполитической знают мало: знают, что холодно, знают обе наши столицы и что Наполеон в Москву захаживал как-то (зачем — не знают). Также в разговоре промелькнула информация о самом популярном блюде в России — бараньих головах, которые россияне едят на завтрак:)

17. Открыто алкоголь запрещён, его нельзя купить и за его употребление предусмотрено наказание палками. Наш таксист в Азербайджане рассказал нам о том, как два его друга приехали на север Ирана, всю ночь пили водку, а утром, ещё датые, отправились на прогулку. Их остановили полицейские (видимо, религиозные) и спросили, почему они так странно выглядят и не изволили ли они пить алкаху. Простодушные азербайджанцы во всём сознались, думая, что они гости страны и им ничего не будет. Полицейские сразу же связали их, отвели в отделение, где наказали палками, а очнулись любители выпить уже в больнице.

Тем не менее, особых проблем с покупкой алкоголя у местных нет, многие знают контакты алкодилера. Правда, цены высокие и качество низкое. Гид через полчаса общения уже предложил нам достать алкоголь:)

В отстутсвие алкоголя все покуривают травку, несмотря на строгое наказание.

Как только иранец попадает за границу, сразу же начинает пробовать алко и меры не знает, подобно тому, как первый раз пьют российские школьники. Наш 29-летний хост с упоением рассказывал нам, как круто забухал в ОАЭ так, что пропустил самолёт. Когда иранец несколько лет живёт за границей, пьяницей он не становится, перебесившись в алкогольной молодости, будет выпивать весьма умеренно.

18. В 2016 году поток иранцев, посетивших главную алко-страну бывшего СССР, Грузию, вырос на 500% по сравнению с предыдущим годом. Угадайте, кто в этих поездках винишком балуется. Несмотря на это, грузин иранцы не любят, вполне справедливо считая их . Другие популярные направления для отдыха — ОАЭ и Турция.

19. Из мировых держав уважение вызывает Россия и Турция. Про Россию мы уже рассказывали, Турция — за высокоразвитую экономику и поступательное развитие. Не любят арабов и азербайджанцев, считая и тех, и других недалёкими. Арабов не любят ещё за то, что принесли в Иран ненавидимый многими ислам. Араб ассоциируется в Иране с богатым, но удивительно неразвитым придурком, водящим босиком свой спортивный ламборгини. Иранцы уверены, что как только у арабов закончится нефть, они сразу вернутся в своё изначальное дикое состояние.

Соседи с востока, пакистанцы и афганцы, играют в Иране роль гастарбайтеров. Других северных соседей, армян и туркменов, в стране почти нет.

20. Чай пьют везде и много. В случае большой компании воду кипятят в самоваре. Слова «чай» и «самовар» в фарси и русском одинаковы, последнее пришло в Иран из России.

21. Завтракают и обедают иранцы почти всегде дома, а в обед не обедают, а перекусывают фастфудом. Быстрая еда в основном невкусная, булочки как будто сделаны из резины, котлеты тоже не блещут. Когда в страну придёт МcDonalds и другие сети рыгаловок фастфуда, они могут в одночасье стать очень популярными.

22. Иранцы часто курят кальян, дома и на пикниках, но в некоторых парках это запрещено. За неделю мы так и не нашли кафе, где можно покурить кальян.

23. У женщин в Иране тёмные волосы, поэтому любой цвет волос светлее чёрного считается очень красивым. Кузина нашего хоста, узнав, что волосы могут выгорать на солнце и становиться от этого светлее, сказала, что теперь будет специально сидеть в саду под солнцем, чтобы волосы выгорели и стали светлее, как у Лены:)
ч. 6:
ч. 7:
ч. 8:

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

Иран нынче в тренде. Эта страна, как магнит, притягивает к себе внимание путешественников. Среди желающих её посетить есть и огромное количество женщин.

Сомневающимся могу смело заявить, что в Иране им ничего не угрожает. Эта страна безопасна и к своим гостям относится с уважением. Но всё же стоит знать многие нюансы и тонкости местного законопорядка вкупе с менталитетом. Ведь Иран - это типичная восточная страна с патриархальной формой правления. Женщина здесь не расценивается, как полноправный член общества и есть огромное количество правил и обязанностей, которые она должна соблюдать. Многие из них в той или иной мере касаются и путешественниц из других стран. О них стоит знать и мужчинам, которые собираются приехать сюда со своими вторыми половинками.

Иран уже почти 40 лет живёт по этим законам. И наибольшее количество правил и ограничений касается именно женщин. Наверное, почти все знаю, что всё женское население здесь, начиная с 9 лет, в обязательном порядке в общественных местах обязано покрывать голову, а также руки до кистей и ноги по щиколотку. Мужчины на улицах также не должны замечать никаких аппетитных женских форм, поэтому поверх одежды желательно ношение длинных кофт, сарафанов или чего-то в том же духе.


3.

Тона одежды должны быть тёмными, в идеале чёрными. Светлые или яркие цвета расцениваются, как развратные. Поверьте, исключений практически нет! За этим пристально наблюдает полиция нравов, которая останавливает не подобающе одетых представительниц прекрасного пола для воспитательных бесед. Ещё не так давно за нарушение этих правил давали до двух лет тюрьмы. Правда, к туристам отношение более мягкое, но всё же пренебрегать этими нормами поведения и обязательным дресс-кодом не стоит.


4.

Вроде бы это не сложно и понятно. Но теперь представьте реальную картину. В Иране температура воздуха часто превышает 40 градусов по Цельсию. Солнце печёт невыносимо. Каково быть женщиной в таких погодных условиях никого не волнует. Платок нельзя снимать даже при приёме пищи или во время поездок на автобусах и перелётов на самолётах.

Моя жена уже на третий день проклинала эти правила и расслабиться могла только в номерах гостиниц. Надо было видеть, как на обратном пути домой все женщины, без исключения, скидывали опостылевшие им платки, как только переступали порог самолёта Turkish Airlines на посадке в аэропорту Тегерана!


5.

Дальше больше - женщинам в Иране нельзя курить, танцевать и даже петь песни! Лишь совсем не давно в Иране разрешили пользоваться косметикой, теперь местные дамы отрываются в этом плане по полной. Также женщинам возбраняется ходить на любые спортивные состязания. Если вы женщина и любите футбол, смотрите его по телевизору.

Да, и вообще, ислам для женщин пропагандирует, причем очень навязчиво, такие главные добродетели, как смирение, покорность мужу, брату или отцу, а также богобоязненность во всём. В идеале, женщина вообще не должна покидать своего дома без сопровождения мужчины.


6.

Чтобы держать женскую часть население под контролем, здесь принято выдавать своих дочерей замуж уже с 13 лет (до 2009 года с 9 лет). Мужчина имеет право в любой момент развестись со своей женой, при этом детей оставить себе. В Иране нет женщин-судей, а в случае любых судебных разбирательств, суд чаще всего будет на стороне мужчин.


7.

Женщина же в свою очередь имеет право не работать. Работать и обеспечивать семью обязан мужчина. А задабривают своих жён мужья богатыми подарками. Только вот брачный договор здесь не просто рекомендация, а норма жизни, если не хочешь в один прекрасный день остаться абсолютно без детей и каких-либо средств к существованию.


8.

С малых лет мальчики и девочки учатся раздельно, то же самое касается и студентов вузов и университетов. Тут даже ездят раздельно! В метро, к примеру, вагоны делятся на женские и мужские. Мы с женой ехали вместе в мужском (это допустимо). Так вот, ближе к центру вагон был набит битком иранцами. При всей толкучке вокруг моей жены оставалось около метра свободного пространства. Прикасаться к чужой женщине здесь табу, которое соблюдается даже в таких обстоятельствах.


9.

Да, что там прикасаться, смотреть на женщину тоже не прилично! И если иранцы почти всегда с удовольствием позируют для фотографий иностранцев, далеко не все иранки могут позволить делать тоже самое.


10.

Кажется, женщины здесь давно смирились с таким положением вещей, считая, что им даже повезло. Вон, в Саудовской Аравии в этом плане всё намного хуже. При этом надо признать, что женщины в Иране удивительно красивы и грациозны. Трудно понять, как им удаётся сохранять своё очарование в таких условиях.


11.

Наверное, стоит знать, что в Иране не всегда было так. Более двух с половиной тысячелетий назад здесь был широко распространён матриархат. Женщины тогда управляли государствами и занимались торговлей. Ислам радикально всё изменил. Но, когда чуть меньше 100 лет назад к власти пришла династия Пехлеви, правила начали меняться.

С 1936 по 1941 года даже было запрещено ношение хиджабов, а женщины вплоть до исламской революции 1980 года обладали многими правами наравне с мужчинами. Но исламисты во главе с аяттолой Хомейни вновь изменили радиально всё.

Идеалом для всей женской половины населения была объявлена Фатима, дочь пророка Мухаммеда, отличавшееся особой преданностью перед мужем и богобоязненностью. Мужчинам разрешили многожёнство, а за измену и нарушение порядка женщин начали публично казнить.

Наша знакомая из Исфахана, 26-летняя иранка, рассказала нам, что нынче ситуация меняется. Власть религиозных фанатиков ослабла, а молодёжь стала позволять себе намного больше, чем раньше. Она нам в телефоне показывала фотографии своей семьи, причем почти всегда на них женщины были без пресловутых платков. Сама она до сих пор не замужем, работает дизайнером настенных плиток для домов и мечтает объездить весь мир. Глядя на неё, начинает казаться, что Иран по немногу меняется. Правда, далеко не так быстро, как этого бы хотелось.


15.

В Ширазе мы с женой решили зайти в очень известное в Иране место - мавзолей Шах-Черах. Здесь более шести столетий назад были похоронены потомки пророка Мухаммеда - братья Имама Резы, очень почитаемого в исламском мире.


16.

Этот комплекс гробниц, мечетей и фонтанов является одной из главных достопримечательностей города и рекомендуется к обязательному посещению.


17.

При должной удаче можно попасть во внутрь усыпальниц, куда доступ для иноверцев закрыт, и увидеть великолепные зеркальные интерьеры. Правда, так повести может только, еcли вы путешествуете в чисто мужской компании. Нас же бдительный охранник мигом выцепил из толпы посетителей ещё на входе.


18.

Нас тут же разделили и жену увели в неизвестном мне направлении, заверив, что мы встретимся внутри комплекса. После очень поверхностного досмотра моего рюкзака я уже через минуту был внутри. Здесь я бесцельно слонялся минут 15 и уже начал беспокоиться. Но вскоре я увидел жену, закутанную с ног до головы и в сопровождении молоденькой иранки-гида.


19.

Оказывается, на входе её обыскивали и одевали аж трое местных сотрудниц. В карманах у неё нашли (о, ужас!) сигареты и зажигалку, которые тут же с презрением были выкинуты в мусорку. Далее, девушка-гид не спускала с нас глаз вплоть до самого выхода. Также она сопроводила мою жену до туалета. По словам моей супруги, там зрелище было тоже незабываемым. Десятки дырок в полу без каких-либо перегородок и толпа справляющих нужду местных дам, завёрнутых в чадру с ног до головы - такой вид, действительно, трудно себе представить.


20.

Конечно, в таких условиях о том, чтобы попасть во внутрь мавзолеев уже можно было даже не думать.


21.

В конце нашей прогулки наша любезная „надсмотрщица“ пригласила нас зачем-то зайти в местный офис. Здесь нам был предложен сок, чай и печеньки. Причём бесплатно! Я уже начал подозревать - а не хотят ли нас завербовать куда-нибудь? Но всё оказалось намного прозаичней.


22.

Девушка включила большой настенный телевизор и под пристальным вниманием дедушек-аятолл начала нам показывать фотографии внутренних интерьеров гробниц, тех самых, куда нас не пустили. Естественно, мы ими не стали восхищаться, а лишь заметили, что туристы навряд могли бы навредить этому иранскому чуду...


23.

С этого раза моя жена начала с огромной осторожностью относиться к моим идеям посещения той или иной местной мечети.


24.

Честно говоря, мне трудно объяснить подобное неравноправие полов в Иране. Патриархат даёт почти абсолютную власть мужчинам по отношению к женщинам. Кому-то это явно понравится. Наверняка найдутся и женщины, которые будут за подобные устои.

В одном я уверен точно! Нашим женщинам обязательно стоит побывать в Иране. Хотя бы уже ради того, чтобы понять как им повезло родиться и вырасти не в Иране...


25.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

/www.maximonline.ru/statji/_article/iran/" target="_blank">http://www.maximonline.ru/statji/_article/iran/);">

Мы отправили нашего корреспондента в одну из самых неуютных стран мира. Предвкушали, какие ужасы он нам расскажет, когда вернется (если вернется). Но возвратился корреспондент подозрительно радостным, если не сказать — воодушевленным.

Текст и фото: Василий Рожановский

Еще до поездки меня предупредили: никаких шортов, никаких бермудов. И маек тоже, рукав хотя бы до локтя. С женщинами на улицах не разговаривать, близко не подходить, в упор не смотреть. И не фотографировать! «Здрасьте, — говорю. — А зачем мне тогда ехать?».

То есть я, конечно, знал, что не за женщинами охотиться еду, а за уриалами. Уриал — это такая рогатая баранообразная конструкция, живет в горах Ирана, и самые настырные охотники всепланетного класса мечтают о том, чтобы уриальи рога у себя в офисе на стену приколотить. Лично я к баранам безразличен. Но я же фотограф и оператор, протоколист действительности, и должен же кто-то Олеговы защитные штаны и Андрюхины горные ботинки запечатлевать, пока те по шесть часов в уриальей засаде валяются.


А тут — Иран. Терра инкогнита, ось зла, страна победившего шариата. Я, может, никогда в жизни религиозную полицию не видел! Вот всякую другую видел, а защитников веры при электрошокерах — еще не доводилось.

— А что бы вам хотелось увидеть? — спрашивают меня.

Выяснилось, что поприсутствовать на публичной казни вряд ли получится. Нет, казнят по-прежнему, и да, кое-где могут и на подъемном кране вешать, но билетов на это не продают, нет. И от фотографов очень ждут, чтобы те вели себя прилично. Прилично — это значит можно фотографировать природу, архитектуру мечетей и предметы народного промысла. Ну и уриалов, само собой. А все остальное — лучше не надо. Полицию — нельзя, государственные учреждения — нельзя, а больше всего нельзя — женщин на улицах. Вообще. Иначе может появиться хороший шанс пофотографировать полицию.

Вот тут я и спросил: «Здрасьте, а зачем мне тогда ехать?»

Тонкости перевода



Москва — Тегеран — Исфахан — Тегеран — Кашмар — Тегеран — Москва. Дорога, дорога, дорога, ночь, ночь, горы, горы, горы...

Кашмар — на самой границе с Афганистаном. Там живут уриалы. Но до этого у нас по плану Исфахан. Там живут тоже какие-то замечательные туры, и в наших планах сделать так, чтобы этих туров стало меньше. Тридцать километ-ров — дневной марш-бросок по горам с полной выкладкой. Бредем мы, спотыкаясь по осыпям, гонимые страстью увидеть турий хвост. Истинно мужской вариант жизнедеятельности, я горд собой.

В перерывах мы отлеживаемся в Тегеране. Я отмываю с ботинок турью кровь и ковыляю, хромая, на улицу: у ребят своя охота, у меня — своя. Я пытаюсь поймать суть тегеранской жизни.

Пока что вижу много старых автомобилей. Не кубинский, конечно, вариант, но все равно полно автохлама 80-х годов, много наших «лад», но встречаются вполне кондиционные «пежо» и «рено». Есть и диковатые изделия местного автопрома, идентификации не поддающиеся. Всюду стройка: выломанные плиты, нагроможденные мешки с цементом. При этом отремонтированных зданий странно мало. Ну и бардак, что греха таить. Но не азиатский пышный бардак, а так, скромное умирание достойной руины: ржавчина, потрескавшаяся краска в пять слоев, потеки, обветшание, серая пыль. Относительно ухоженными выглядят только административные здания — местных служб безопасности, юстиции, министерств. Город низкий, малоэтажный, в три-четыре этажа, и явно нелюбимый своими жителями: здесь нет уютных уголков, мало красивых видов, мало растительности. Всю красоту тегеранцы скрывают от посторонних глаз за стенами серых, угрюмых и малоотличимых друг от друга домов. Улица же есть внешний космос, ничейная и не очень дружественная территория. Возможно, летом тут порадостнее, но тоже вряд ли: озеленением в Тегеране явно не озабочены.


Скромная закрытая одежда для мужчин. Для женщин — обязательно прикрытые волосы, свободная верхняя одежда, доходящая хотя бы до середины бедер, никаких открытых частей тела, кроме кистей рук, лица и стоп. Хотя на ноги тоже желательно надевать толстые носки.

Мужчина и женщина могут идти рядом, ехать в одной машине или сидеть за одним столиком в кафе, только если они находятся в очень тесных родственных связях.

Всюду стройка: выломанные плиты, мешки с цементом. Отремонтированных зданий мало

То есть нюансы есть. Я пытаюсь разобраться в них с помощью Резы — молодого человека, который уже полчаса курит со мной на лавке недалеко от отеля. Реза говорит, что он студент и хочет попрактиковаться в английском языке. Я честно признаюсь, что в моем обществе практиковать английский язык — это занятие совершенное в своей бессмысленности.

— Ничего, — вежливо отвечает Реза. — Тебя вполне можно понять. Но у тебя беда с определенными и неопределенными артиклями.
— Да, — соглашаюсь я. — С этим у меня беда.

Сперва мы говорим про Россию. Великую, могучую и во всех отношениях замечательную. Потом — о прекрасном, великом и не менее замечательном Иране. Мы безудержно политкорректны.


— А две супружеские пары могут ехать в одном автомобиле?
— Да.
— А одна супружеская пара и одна подруга жены?
— Да, если она сидит на заднем сиденье. Та девушка, которая не жена.
— А таксист-мужчина может возить жен-щин---пассажирок?
— В такси можно. Если женщина сидит сзади. Но есть специальные такси для женщин с женщинами-водителями.
— А если останавливают машину, мужчина говорит, что он таксист, а на самом деле они любовники?
— Тогда его попросят показать лицензию.
— А если он любовник, но при этом на самом деле таксист?
— Наверное, все равно отпустят. Откуда они узнают, что он любовник?
— Тогда вопрос решен. Всем в Тегеране просто надо сделать себе таксистские лицензии и ездить куда угодно и с кем угодно.

Реза смотрит на меня с интересом. Потом говорит, что много слышал о России и русских, но только сейчас начал кое-что понимать.

Чаевых в благодарность за этнографическую лекцию Реза не берет. Но и не обижается на предложение. Многие иранцы были бы рады этим пяти долларам, потому что страна, мягко говоря, не роскошествует. А я продолжаю бродить по улицам, общаясь с местным населением.

Разделенные надвое


— Пойми, — говорит Хамед, с которым мы разговорились в тегеранском ресторане (пластиковые столы с клеенками, кебаб, рис, соус, чай в стаканчиках без ручек, леденцы вприкуску), — здесь все живут как хотят, просто никому это не показывают. А если у тебя есть деньги, ты вообще можешь жить как в Европе. У тебя есть вилла. Вокруг виллы забор, никто не видит, что внутри, — делай что хочешь. И в домах, в квартирах — так же. Спутниковые антенны запрещены? Но они есть у всех! Алкоголь запрещен? Да все пьют! «Фейсбук» запрещен? Так все, у кого есть голова и кто читает по-английски, умеют обходить этот запрет. У нас даже комнатных собачек все заводят — просто назло. А наши женщины! Они вообще делают что хотят! Собираются друзь-я, компании, на вилле ходят раздетые, неприкрытые, пьют, шутят с мужчинами. И не только шутят. Главное, чтобы никто этого не видел. А если донос будет, придет облава, выломают дверь — быстро замотались в чадор, разбежались по комнатам. И никто ничего не докажет. Приличные, интеллигентные люди всегда будут друг друга прикрывать: муж — жену, дети — родителей, братья — сестер.



— Что, вообще все делают что хотят?
— Нет, есть религиозные. Особенно те, которые из деревень. Вот они ничего не делают. Только следят, чтобы все делали вид, что они такие же.
— И много у вас религиозных?
— Много, — говорит Хамед, орудуя вилкой. — А кто делал Исламскую революцию, думаешь? Много! С каждым годом все меньше, но все еще много. И остальные теперь должны делать так, как хотят эти, деревенские. Притворяться. Здесь как бы два народа, один в плену у другого. Но всех это устраивает. Мы хорошо живем.
— А почему тогда у вас который год протесты, восстания, студенческие волнения? Сколько оппозиционеров по тюрьмам, сколько арестованных…
— Ну... — Хамед смотрит на меня внимательно, потом все-таки говорит: — Иногда очень-очень устаешь притворяться, понимаешь?


Протестующие ногти



Я поступаю плохо. Я фотографирую женщин. Украдкой — с живота, из-под локтя. Некоторые замечают: одни улыбаются, другие сурово сдвигают густые брови.

Только по бровям обычно можно понять, с кем имеешь дело: религиозные мусульманки до замужества их не выщипывают. А с бровями у персиянок дело обстоит хорошо: богатые брови.

Вообще, конечно, очень красивая нация. Точеные черты лица, выразительные, живые глаза, чистая светлая кожа, носы дивной формы с изумительной горбинкой. Жаль, что они их так уродуют. Почти каждая вторая женщина носит на себе следы пластической операции, да и носы многих мужчин тоже подверглись реконструкции. В моде маленькие, вздернутые кнопочки, вполне уместные, допустим, для рязанского типажа, но вступающие в странный диссонанс с персидскими очами и скулами. Повсюду видны послеоперационные пластыри на переносицах. Мне уже насплетничали, что некоторые юноши и девушки носят пластыри на носах просто так, без всяких операций. Потому что это модно, а операция — штука дорогая, свидетельствующая о твоих крутых финансовых возможностях.

Любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново

По моим наблюдениям, примерно половина тегеранок выражает протест против исламского режима. Протест обычно выражен так: никакой чадры. Манто — обязательное верхнее пальто для женщин без чадры — едва достигает середины бедра. Под ним — очень обтягивающие брюки и туфли на каблуках. Шарф-платок сдвинут назад так, что непонятно, на чем держится. Спереди — пышно взбитая челка, часто выкрашенная в светлый цвет.

Иногда патрули блюстительниц нравственности останавливают протестанток на улицах, требуют поправить платок, убрать лохмы, застегнуться. Некоторых отправляют в полицейские участки — слушать лекцию о нормах исламской морали и платить штраф. Такие досмотры проводятся кампаниями: иногда целый месяц на улицах шерстят женщин на каж-дом углу, иногда контроль надолго ослабляют — и тогда белые челки опять гордо вздымаются до небес.

И, конечно, маникюр. По канонам шариата молиться надо пять раз в день, после обязательного омовения лица и рук, и ни одна истинная мусульманка не может позволить себе маникюр, так как лак, закрывающий доступ воды к пластинкам ногтей, делает молитву недействительной.



Нигде в жизни я не видел такого количества мощнейшего и вызывающего маникюра, как в Тегеране: яркие краски, длиннющие ногти, инкрустация стразами. Придраться довольно трудно: любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново.

На входах в госучреждения (на женских входах, отметим, так как сплошь и рядом половая сегрегация работает и тут) выдают обязательную чадру посетительницам.

Я купил иранский чадор по просьбе своей московской приятельницы. Досконально изучил его и теперь знаю, что более неудобную конструкцию и придумать трудно. На голове он держится с помощью легко сползающей резинки, и на улицах я видел, что многие женщины удерживают его заколками. На нем нет застежек, края разлетающегося и норовящего все время свалиться чадора женщины придерживают руками. Оттого походка иранки в чадоре, даже опытной носительницы, весьма специфична: нагнутая голова, кулак, сжимающий на груди чадор, и сведенные плечи.

Поэтому школьницы от чадора избавлены. Девочки тут с самого нежного школьного возраста носят на головах макнаэ — что-то вроде длинного шлема из ткани, закрывающего голову, грудь и плечи. Дети в макнаэ похожи на черепашек-ниндзя.


Любовь иранская



Законы тут суровы. За прелюбодеяние — тюрьма и плети, за пьянство — тюрьма и плети, за прелюбодеяние замужней женщины — смертная казнь, за оскорбление ислама — смертная казнь. Учитывая, что под оскорбление ислама теоретически может попасть что угодно, в том числе переход, скажем, в христианство, открытое признание в атеизме или высказанное сомнение в уместности какой-то из норм шариата, — лично мне тут находиться несколько некомфортно.

Но один из моих уличных знакомых сказал: «Любить, зная, что тебя может ждать за это смерть, — это прекрасно. Это для настоящих мужчин».

Не знаю. Лично мне любить, зная, что мою любимую, если она вдруг снизойдет к моим чувствам, могут побить палками, а то и повесить на стреле подъемного крана, было бы нерадостно. Видимо, я ненастоящий мужчина.

Тем не менее иранское общество пронизано чувственностью, пропитано любовью. Тут действительно могут прожечь взглядом. Мне удалось пару раз испытать это, когда мимо проходившая девушка с безразличным, скучающим лицом вдруг на какую-то секунду бросала на меня заинтересованный взгляд. Это на самом деле похоже на разряд молнии — настолько этот взгляд был быстр, глубок, запретен, настолько стремительно он отводился в сторону.



Иранское общество пронизано чувственностью и любовью

— Забудь о средневековье, — говорил мне Хамед. — В Иране, в Тегеране по меньшей мере, женятся по любви. Почти все.
— А как же договорные браки, через родителей?
— Э-э-э, — отвечает Хамед, — представь, тебе двадцать лет, до сих пор все, что тебе удавалось с женщиной, — это поцеловать девочку на свадьбе у знакомых, когда тебе было пятнадцать. А тут тебе подводят девушку и говорят: «Она может быть твоей женой». Ты не представляешь, как ты сразу влюбишься! И у девочек так же. Но вообще у нас обычно молодежь сама знакомится.
— Но как? Где? Если нет дискотек, нет совместных вечеринок, если обучение по большей части раздельное, за исключением университетов?
— Во-первых, у нас нужно иметь сестру. Чтобы она снимала на телефон всех девушек на девичь-их встречах и в школе, а потом тебе показывала, все про них рассказывала и телефоны давала. Во-вторых, в Интернете знакомятся. Да и на улице знакомятся многие.
— Но каким образом?
— Смотришь на девушку, улыбаешься ей. Кидаешь ей свой номер телефона на бумажке. Захочет — позвонит. Если понравится, как ты говоришь, о чем думаешь — будете говорить часто. Потом можно в кафе ходить: она за одним столиком, ты — за другим, ничего друг другу не говорите, иногда смотрите. Потом можно жениться. Если деньги есть.
— А много денег надо?
— Ох много!

Сами расходы на свадьбу — шумную, многодневную, с отдельно арендованными помещениями для гостей-женщин и гостей-мужчин — могут быть больше дохода всей семьи жениха за несколько лет. Но ведь требуется еще и брачный дар — махр. Это те деньги, которые муж обязуется выплатить жене в случае развода; это средства, которые у нее должны остаться, если ты умрешь. Обычно махр измеряют в старинных золотых монетах, средняя цена махра — 40-50 тысяч долларов. Учитывая, что средняя зарплата в Тегеране примерно 400 долларов, понимаешь, почему многоженства тут как такового нет.



— Не очень справедливо, — говорит Хамед. — Раньше, когда муж работал, а жена сидела дома, все было понятно. Но сейчас женщины работают и получают больше мужчин, потому что, пока она учится в институте, он собирает деньги на махр на стройке! У нас на каждого студента — две студентки! И детей они не рожают, нет. Один ребенок в семье — обычное дело, два — уже редкость в Тегеране. У нас женщины-чиновницы, женщины-преподавательницы, женщины-ученые, а мужчины — вот, — показывает Хамед мозолистые руки. — Мужчины торгуют, строят, копают. И мы еще в армии должны служить, пока они карьеру делают. А потом махр им подавай. Ты думаешь, у нас тут женщины угнетенные? Ха! Я вот что тебе скажу: ты не прав, брат! У нас плачут, когда мальчик рождается. Вот берут родители ребенка и плачут над ним. «Бедный ты, - говорят, — бедный! А уж какими мы бедными через тебя будем!» Вот завтра приходи. Я друга приведу, он тебе расскажет, как с ним жена поступила. Все у него забрала и развелась, а он теперь долги будет до смерти выплачивать.
— Я завтра не могу. Я в Кашмар еду.
— О, — говорит Хамед, — там по-другому. Там не Тегеран, там старый Иран. Там совсем дикие люди живут, даже Америку по-настоящему не любят, а ты на американца похож.
— Да меня в городе не будет, мы в горы, на охоту, будем скакать по скалам за уриалами.
— Это можно, это безопасно, — говорит Хамед.

Десять долларов он принимает с удовольствием. Как-никак, собирает на махр и надеется через пару лет начать поиски невесты.

Из чего состоит иранский хиджаб

Хиджаб — это не какой-то вид одежды, это слово, означающее соблюдение в костюме требований шариата. При этом в каждой мусульманской стране могут быть какие-то свои требования к хиджабу, часто связанные с местными традициями, а не с исламом непосредственно. Скажем, афганскую бурку (мешок с сеткой) или арабскую абайю (черное покрывало с сеткой на месте лица) иранки не носят. Зато они носят:

Манто
Так во французском стиле называют верхнее пальто из легкой или тяжелой материи в зависимости от сезона. В идеале манто должно быть свободным, скрывающим формы тела и достигать хотя бы колен. Но это правило обычно игнорируют: летом многие иранки носят манто, которое справедливее было бы назвать легким пиджаком, а то и вовсе рубашкой.

Макнаэ
Своего рода тканый шлем, закрывающий голову, грудь и плечи. Обычный форменный головной убор для школьниц и студенток. Иранские спортсменки на международных соревнованиях всегда выступают в спортивных макнаэ.

Чадор
Черное покрывало, закутывающее женщину с ног до головы. Напоминает обычную простыню с подобием капюшона сверху. Без пуговиц, без застежек и без молний. Чадор обязателен для визита в государственные учреждения, накидывается поверх обычной одежды. В обычной жизни его носят либо очень религиозные иранки, либо те, кто хочет такими казаться.

Хед
Тугая повязка на голову. Ее надевают под шаль или русари религиозные иранки: даже если головной убор сползет, хед закроет от любопытных взглядов запретные женские уши и волосы.

Никаб
Лишь в очень отдаленных районах Ирана иногда можно встретить женщину в никабе — тряпке, которая полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза и часть лба.

Спецкор «МК» месяц провела в стране победившего ислама

В последнее время самое популярное занятие среди политологов и военных аналитиков ведущих стран мира — предсказывать дату начала войны в Иране. Принято считать, что революции на Ближнем Востоке неотвратимо приближают иностранное вторжение, и Иран станет следующим после Сирии. С 1979 года, после победы исламской революции, персы фактически живут в изоляции от внешнего мира. Восьмилетняя война с Ираком, жесткие экономические санкции со стороны стран Запада и Америки, крупномасштабные военные операции НАТО у самых границ Ирана должны были оставить страну на обочине жизни. Именно так кажется извне. Изнутри ситуация предстает несколько в другом свете.

Спецкор «МК» отправилась в Иран, чтобы понаблюдать за бытом и жизнью простых персов.

фото: Ирина Куксенкова

Попрощаться со своим обычным укладом и привычками всем летящим в Иран придется уже на борту самолета — не важно, иранская это авиакомпания или нет: во-первых, вам не продадут алкоголь (поскольку провоз, изготовление и употребление спиртного запрещены в Иране на законодательном уровне, алкоголь приравнен к наркотическим веществам — и последняя смертная казнь за употребление спиртного была приведена в исполнение около двух месяцев назад). То есть даже если пассажир прибыл на территорию Ирана пьяным, полиция имеет полное право арестовать его и вынести наказание в виде энного количества ударов палкой. Это для первого раза. Если попасться еще пару раз — путешествие в Иран закончится на виселице (официально казнят в этой стране путем повешения). И вряд ли иранские власти будут волноваться на тот счет, что подсудимый иностранец. Впрочем, алкоголь — это не самая большая проблема...

Во-вторых, мужчинам и женщинам следует переодеться согласно официальному дресс-коду, который действует в Иране с момента победы исламской революции. В каких-то провинциях он более строгий, в каких-то с некоторыми послаблениями — но он обязателен. На улице мужчинам нельзя носить майки (по типу «алкашек» и «борцовок»), только футболки или рубашки, прикрывающие руки до середины предплечья, шорты тоже можно смело оставлять дома — в Иране их нельзя носить в публичных местах. И фэшн-хит персидских мужчин — они все поголовно вынуждены летом носить носки с сандалиями. Поскольку голых ног также не должно быть...

С женским внешним видом еще сложнее. Джинсы допустимы, но сверху должно быть надето что-то прикрывающее туловище от шеи до колена — рубашка или манто (хотя иранки в большинстве своем носят черную чадру). Ну и самое главное — покрытая голова. Для этого можно использовать платок (самый простой способ), местные дамы также носят хиджаб и русари (традиционная иранская косынка).

Адаптироваться к часовому поясу в Иране человеку из средней полосы России не придется — разница во времени с Москвой всего на полчаса вперед. Дороги в Иране — не в пример нашим — отличные, причем по всей стране. В этом приходилось убеждаться в течение долгой командировки, во время многочисленных автомобильных поездок на север страны, к побережью Каспия, и на юг — в Исфаган. Вообще сразу бросается в глаза тот факт, что строят персы много: в туннелях пробивают объездные трассы, везде в городах башенные краны... В аккуратном порядке возвышаются гигантские ветряки, вырабатывающие альтернативную энергию. Несмотря на огромные запасы нефти, в Иране очень распространены еще и солнечные батареи. Их можно наблюдать на фонарях, светофорах и на крышах домов.

Тегеран мне показался очень советским городом, только с восточным колоритом. Множество мечетей, но еще больше серых жилых домов, похожих на советские хрущевки, и повыше — 9 и 12 этажей. В столице множество мест, которые стоит посмотреть, но общее впечатление от всего — Советский Союз. И вроде бы все есть: и достопримечательности, и кафе, и магазины, но ощущение серости и нехватки ярких красок.

На самой длинной улице Тегерана, Валиаср, — множество магазинов, в том числе и некоторых современных брендов. Но в основном ходят на базары, которые полностью завалены ширпотребом из Китая и Турции. Там можно найти абсолютно весь ассортимент бывшего московского «Черкизона». Продаются и запрещенные вещи — мини-юбки например. Как мне объяснили местные красавицы, подобные откровенные наряды носят на закрытых домашних вечеринках, где и бьет ключом бурная ночная жизнь...

Секс в большом и маленьком иранском городе

В Иране секса нет, как не было в Советском Союзе. По крайней мере официально и открыто эту тему никто не обсуждает. И хотя еще древние китайские дипломаты в эпоху династии Сасанидов писали, что персы суть развратнейший из народов, да и в истории Ирана есть описания тех еще извращений, сегодня официальная иранская идеология заткнет за пояс любой пуританизм. Иранцам не только нельзя иметь секс до свадьбы, но и дотрагиваться до существа противоположного пола.

— Впрочем, сейчас ситуация куда лучше, чем еще несколько лет назад. На улицах мегаполисов можно увидеть гуляющую молодежь, а некоторые парочки даже держатся за руки, — рассказывают мне мои иранские подруги. — Тем не менее на людях все равно все очень строго.

Мы сидели в одном из модных ресторанов в богатом районе. Оттуда как на ладони была видна вся столица, светящаяся в ночи от огней и иллюминации, среди органичного архитектурного ансамбля возвышалась «бордже милляд» — местное «Останкино». Как только стемнело, сюда потянулось множество молодых людей, стильных и модных. Тут были крашеные блондинки с ярким макияжем, маникюром-педикюром, с болтавшейся на макушке косынкой, в обтягивающих джинсах и кофтах, едва прикрывавших бедра. Одни девушки были невероятно стильными, элегантными, в платках и темных очках всемирно известных брендов, с естественным, неброским макияжем. Но большинство девушек все-таки накрашены безвкусно и аляповато. В Иране женщины красятся сильно еще и потому, что лицо — единственное, что они могут открыто продемонстрировать. Кроме того, многие иранки делают себе пластику носа и модные нынче пухлые губы «уточкой».

— У нас все есть, только неофициально. Кому надо — находят и алкоголь (в основном у таксистов и армян), да и у персов дома можно найти бутылочку качественного импортного спиртного — всем торгуют из-под полы, надо места знать, — утверждает Дария. — На закрытых домашних вечеринках мы общаемся с парнями: смотри, какие у меня фотки на «Фейсбуке»...

О да, у Дарии и ее подруг были весьма откровенные для иранок фото в соцсети. Правда, страничка — «только для друзей».

Знакомятся иранцы по-разному, но самые экзотические способы, когда парни кидают девушкам в машину на полном ходу записочки с номерами своих телефонов. Или в фитнес-клубах — как и в Чечне — бассейны и аквапарки, все они разделены по половому признаку. Но! Туда ходят вовсе не затем, чтобы иметь упругую попу и плоский живот. Мамы ходят туда с фотографиями своих сыновей (в Иране, кстати, мужчины женятся поздно по нашим меркам, лет после 30, 35, а то и после 40, для свадьбы им необходимо серьезное материальное подспорье) и показывают их каждой приглянувшейся девушке. Вот видит мамаша потенциального жениха красотку на беговой дорожке, подходит к ней, тычет ей фотографию своего чада и спрашивает: «Нравится? Выйдешь за него?»

Из всех доступных персам развлечений они предпочитают вечерние прогулки с семьей по городу, молодежь вечером гоняет на тачках (как правило, иранского производства) или тусуется в парках, но самый распространенный вариант — пикник на траве. Как стемнеет, все лужайки заняты.

Голубое небо Казвина

Севернее Тегерана есть небольшой городок Казвин. Как и во всех провинциальных городах, в Казвине «харэджиян» — то есть чужаки — вызывают настоящий фурор. Когда я с кем-нибудь из сопровождающих шла по базару, мы собирали вокруг себя большую толпу женщин и мужчин, которые просто ходили за нами по пятам. Наверное, с таким же удивлением москвичи бы разглядывали группу туристов-зулусов в перьях и с копьями на Красной площади...

После нескольких дней пребывания в Казвине я начала замечать, что по улицам ходят парни, держась за руку. Это, возможно, и ничего страшного (хотя парню с девочкой ходить за руки строго не рекомендуется), но их внешний вид! Штанишки в обтяжку, маечки в облипку, напомаженные килограммами геля волосы... У нас так ходят немодные геи. Позже мне рассказали, что, оказывается, Казвин славится своим гей-движением, и на этот счет даже есть поговорка: «Даже ворона, пролетая над Казвином, одним крылом прикрывает ж...». Я не представляю, как тут это явление уживается со всеми религиозными строгостями, особенно если вспомнить видео, которое одно время гуляло по Ютубу с кадрами, где в Иране казнят двух парней-гомосексуалистов...

Впрочем, так даже лучше — есть выход из ситуации и возможность уберечься от иностранного военного вторжения: у геев ведь мощное лобби по всему миру — и им нужно просто организовать кампанию в поддержку восточного Сан-Франциско. Своих они не дадут бомбить...

Еврейский вопрос

Во время исламской революции один из программных тезисов аятоллы Хомейни призывал к борьбе против мирового сионизма, который является, по его глубокому убеждению, «раковой опухолью земли». Персы исторически отличались особой «любовью» к евреям, но официально юдофобия закрепилась на государственном уровне в 1979 году. До этого Иран не признал образования Государства Израиль и по сей день является его ярым противником — даже арабы в этом вопросе цветочки по сравнению с персами. Причем такое отношение к евреям в Иране не только на государственном уровне, местные жители также искренне уверенны, что все беды в мире исходят от народа Израилева и травят про них циничные, но смешные анекдоты.

— Евреи — единственный народ на земле, который гнали отовсюду. Их все не любят! Это же неспроста, — уверяет меня продавец в столичном магазине сувениров. — Купите у меня кружку с Гитлером! Всего 50 тысяч реалов — это два с половиной доллара...

— С кем? — смотрю, действительно в сувенирной лавке полно кружек, среди которых есть и с изображением фюрера, рядом висят такие же картинки с плакатами. — Ну это не самый приятный персонаж в истории...

— Вы про убийство евреев? Вообще холокост придумали они сами...

— Ну вообще-то я имела в виду то, что Гитлер напал на нашу страну, и в результате погибли около 27 миллионов наших соотечественников...

Этот факт продавца магазина явно не заинтересовал. Дальше я отправилась на улицу Энкелабэ Ислами — исламской революции — там больше всего книжных магазинов. Я обратила внимание, что помимо нужных мне изданий тут легко можно купить «Майн кампф» на фарси и различные книги про нацизм... Затем я стала замечать израильские, британские и американские флаги, нарисованные на асфальте, по которым проезжает автотранспорт. А однажды я увидела половичок в виде американского флага перед дверью дома своего знакомого. Он объяснил мне, что вытирать ноги о флаг ему приятно еще и потому, что Америкой якобы тоже рулят евреи...

Европейки в Иране

Однажды поздним вечером в центре города я видела девушку в желтых лосинах, оранжевом манто и босоножках на шпильках (при этом у нее все равно был платок на голове). Одета она была по местным меркам вызывающе. На вопрос, кто она, мне ответили: проститутка, — правда, ее национальность не назвали, отметив, что она не персиянка. В Иране действительно есть проститутки, но просто так, заплатив деньги, с ней переспать нельзя. Для этого нужно заключить у муллы временный брак — «сигэ». Жениться можно хоть на час, хоть на два, хоть на ночь.

Одна моя знакомая немка завела в Иране роман с молодым персом. Когда они решили поехать путешествовать по древним городам страны, он вдруг замялся и предложил ей заключить «сигэ». Ведь в противном случае их не смогут поселить в одном номере в гостинице, и вообще могут возникнуть проблемы. Вернувшись из недельного путешествия обратно, в Тегеран, немка решила для себя, что их чувства больше чем просто интрижка и хорошо бы за этого перса выйти замуж. Но к тому моменту родители «принца Персии» уже были в курсе про их «сигэ» и, соответственно, никогда бы в жизни согласия на этот брак не дали. Потому что приличные девушки «сигэ» не заключают...

Мне самой довелось наблюдать, что западный человек совершенно не понимает, где он находится: эта же немка выла белугой, после того как сотрудница полиции нравов заставила ее надеть носки под босоножки и поверх ее обтягивающей кофты натянула бесформенную рубаху. «Как это унизительно!» — рыдала жительница Берлина.

По первости я сама попала под удар сурового иранского общества. По дороге из Исфагана в Тегеран ночью мы остановились в маленькой деревеньке. Я решила выкурить одну сигарету в темном углу. После нескольких затяжек в меня полетели камни. Не знаю как, но меня разглядели...

Игра компромиссов

Религия в Иране — ислам шиитского толка — не пустой звук, это основа всего. Вся жизнь здесь протекает согласно законам шариата.

— У нас, в России, состоялся громкий судебный процесс. Девушек из группы Pussy Riot осудили за панк-молебен в главном православном храме страны. Чисто гипотетически что было бы с ними в Иране при таком же раскладе? — спрашиваю у своих подруг.

— Шутишь? Во-первых, такого бы не случилось, их бы остановили на входе в мечеть. Во-вторых, ну даже если представить, что такое произошло, через несколько минут от них ничего не осталось бы, народ бы сам все сделал...

В Иране каждый месяц проходят религиозные праздники и траурные шествия в память о погибших мученической смертью. Это впечатляющее действо, особенно когда сотни женщин в черных чадрах идут плача...

А если в Иране, к примеру, священный месяц Рамазан, то кушать или даже пить воду во время светового дня на улице запрещено всем без исключения, не важно — мусульманин ты или нет. Все кафе, рестораны, фастфуды закрыты до наступления темноты.

В Иране общественный транспорт разделен на мужские и женские вагоны, женщинам нельзя курить кальян и быть судьями, потому что решение женщины не может быть обязательным для исполнения мужчиной. Режим запретил даже на официальных мероприятиях мужчинам жать руку женщинам и одел их в чадру и платки, которые нельзя снять даже в 50-градусную жару. Всю тяжесть этого осознаешь уже спустя неделю, когда хочется сжечь свой платок, потому что в нем жарко и чешется шея. Но большинство населения это устраивает.

— Многие иранки предпочитают ходить закутанными для собственной же безопасности, наши мужчины иногда ведут себя как дикари и могут ухватить девушку за какую-нибудь часть тела, — говорит Ширин. — Я одно время даже носила перчатки, поскольку один раз продавец так мерзко потрогал мою руку, когда я давала ему деньги.

Чем хорош оскароносный персидский фильм «Развод Надира и Самин» в главной роли с моей любимой Лейлой Хатами (кстати, дочерью известного еще в шахском Иране режиссера Али Хатами)? В нем очень точно показана повседневная жизнь простых иранцев. Это общество действительно разделено на тех, кто искренне поддерживает нынешний исламский курс, они, как правило, настоящие практикующие мусульмане, другие — против насильственного навязывания всем гражданам страны мусульманского образа жизни. Все, кто не согласен, уезжают из страны (пик эмиграции, конечно, пришелся на первые годы после исламской революции). Есть и те, кто не согласен, но уехать по каким-то причинам либо не захотел, либо не смог. Такие люди приспосабливаются к нынешним исламским строгостям и все равно живут по-европейски, просто скрывая это. Ездят в соседний Азербайджан или Армению, где проводят ударные выходные. Они просто приспособились к системе. И тем не менее независимо от разных политических взглядов в целом персы — невероятно гостеприимный народ, щедрый и открытый. Такими когда-то были советские люди, не испорченные культом потребления и западным цинизмом...

Иран—Москва.