Половое воспитание мальчиков. Половое воспитание детей дошкольного возраста: берем в воспитатели сказку

Родителям, у которых маленькие детки, всегда приходиться отвечать на вопрос о том, откуда берутся дети, и надо сказать, большинство родителей бояться этого вопроса, не знают, что на него ответить, и ошибочно полагают, что именно с этого вопроса начинается половое воспитание детей. Но это мнение ошибочно, так как данный процесс берет свое начало во младенчестве, и родители должны знать, что от их поведения, от их обучения зависит будущая взрослая жизнь их чада, то, как он будет воспринимать этот мир и людей живущих в нем.

Может быть не все знают, но каждый человек после рождения проходит психосексуальное развитие, а это значит, что у маленького человечка формируются личные предпочтения и свое мнение на тему секса и сексуальности, и это формирование начинается не с 7, не с 5 лет, а с самого рождения, с самого первого дня.

Если вы обратите внимание на реакцию крохи, когда вы его берете на руки, прикладываете к груди, гладите, делаете массаж, одним словом, соприкасаетесь с ним, то увидите на его личике радость, улыбку, он начнет что-то лепетать на своем языке, удовлетворенно покряхтывать и т.д., все это говорит о младенческой сексуальности, о которой большинство родителей не знают. Конечно, не нужно связывать взрослую и младенческую сексуальность, так как нечего общего в этом нет, но несмотря на это, половое воспитание ваших детей уже происходит.

И вот, ваш малыш растет, и где-то в шестимесячном возрасте он начинает интересоваться своим телом и всеми его частями, и конечно, половыми органами. И не нужно думать, что если ваш малыш щупает свои половые органы, значит у него какие-то психические отклонения. Это не так! Наоборот, это вполне нормально, и никакой патологии здесь нет. Маленький человечек просто изучает себя, свои руки, ноги, нос, уши, рот и соответственно половые органы и это даже хорошо. Некоторые дети изучив себя полностью забывают о частях своего тела, а некоторые при осмотре своих половых органов отмечают приятные ощущения и делают это снова и снова, и здесь тоже нет нечего страшного.

Где-то в 2 года кроха уже хорошо знает, что такое руки, ноги и другие части тела, а в 3 года он уже может отличить девочку от мальчика ни только по одежде, но и по половому признаку. Более того, в возрасте трех лет он понимает, кто он есть - мальчик или девочка. А к 4 годам у детей окончательно формируется понимание, кто он есть. Еще хочется сказать, что в этом возрасте ваш малыш будет проявлять особый интерес к половым органам и ни только к своим, но и к чужим, и в этот период важным фактором является поведение родителей. Вы не должны заострять внимание на этом, иначе вы невольно внушите своему чаду, что гениталии это что-то постыдное и запретное, а это неправильно.

Многие мамы замечают, что в пять-шесть лет их ребенок начинает стесняться раздеваться при других детях или в взрослых людей, например, в поликлинике на осмотре у врача. А это значит, что ваше чадо начало понимать, что такое нагота и стесняться ее, и вы должны относиться к подобному поведению уважительно. Не смейтесь и не подшучивайте над ним, а во время мытья или переодевания, если малышу все еще нужна помощь родителей в этом деле, то пусть это делает родитель, который принадлежит к одному полу с малышом.

Половое воспитание ребенка от 5 лет

Где-то в пятилетнем возрасте ваша дочь или сын начинают понимать, что в жизни взрослых есть некоторые запреты сексуальной направленности, и половое воспитание ваших детей в 5 лет начинает развиваться намного активнее. А это значит, что вы должны разговаривать с ним на данную тему, объяснять ему, что хорошо, а что плохо. Если сынок бегает с утра по дому голеньким, то вы должны объяснить ему, что так делать не нужно, что расхаживать голышом у людей не принято.

Кроме того, в этом возрасте практически всегда возникает вопрос:"Откуда берутся дети?", и вы не должны пропускать его мимо ушей или отшучиваться. Если вы не знаете, что говорить на эту тему, как объяснить маленькому человечку откуда он взялся, то заранее почитайте соответствующую литературу, которой сейчас полным-полно, как в Интернете, так и в книжных магазинах. Также существуют книги этой тематики, написанные специально для ребятишек, которым 5-6-7 лет, если вы найдете такую книгу, то прочтите ее ребенку, но перед этим ознакомьтесь с ней сначала сами, а потом уже с ее помощью начинайте половое воспитание своих детей.

Еще вы должны учитывать то, что информацию сексуальной направленности дети могут почерпнуть из телевизора или с Интернета, если вы позволяете им пользоваться, и эта информация не всегда может быть полезной. Поэтому, вы должны тщательно отслеживать, что смотрят ваши дети. Ни в коем случае не допускайте, чтобы они видели откровенные сцены и сцены с насилием, иначе кроха может получить психологическую травму, которая может изрядно испортить его дальнейшую жизнь. А произойдет это потому, что малыши не умеют отфильтровывать информацию.

Половое воспитание школьника начальных классов

Детки растут очень быстро, и вот они уже идут в начальные классы, и опять у них появляются вопросы сексуальной направленности. Это происходит потому, что в школе разные дети и их родители проводят разное половое воспитание своих детей, а это значит, что у всех школьников будет разная информация на эту тему, которой они обязательно поделятся друг с другом. И тут вы должны быть готовы к тому, что однажды ваш отпрыск задаст новые вопросы, на которые обязательно нужно ответить.

Конечно же, разговаривая на интимные темы со своим чадом, родители волнуются и переживают, что дадут слишком много или, наоборот, мало информации, что эта информация может быть слишком откровенной и т.д. И мамы начинают искать ответы на свои животрепещущие вопросы, как, как лучше поговорить с дочкой или сыном на эту тему. Но хочется сказать, что универсального совета, который бы подошел всем, нет. Все ребятишки разные, у них разное развитие, разная психологическая ситуация и т.д., поэтому, начиная интимные разговоры вы должны учесть множество факторов, например, нужно понимать, что половое созревание и половое воспитание ваших детей существенно отличаются друг от друга, нужно учитывать личность своего чада и т.д., но давайте обсудим это более подробно.

Как начинать разговор с ребенком на интимные темы

Итак, как мы уже сказали, начиная подобные разговоры, вы должны с понимания своего отпрыска. Например, личность и сексуальность ребенка- это практически одно и то же, поэтому половое воспитание младших детей связано с воспитанием, которое вы проводите каждый день. Например, не нужно выделять специальное время, чтобы объяснить ребенку ту или иную вещь сексуальной направленности. Если вы видите, что отпрыск делает что-то не так, то вы должны обязательно сказать ему об этом, и объясните, почему так делать неприлично.

В начале мы говорили, что кроха начинает сексуально развиваться и познавать эту тему с первых дней жизни, а это значит, что вы не должны ждать полового созревания, чтобы объяснить что такое хорошо, а что такое плохо в сексуальной теме. Детские психологи уверены, что воспитание данной направленности должно проводиться постепенно в каждый год жизни отпрыска, т.к. эта информация будет усвоена его подсознанием, а затем мозг вынет ее оттуда в подходящий момент.

В дошкольном, а потом уже и в школьном возрасте необходимо выстраивать со своим чадом доверительные отношения. Вы должны стать для него ни только родителями, но и старшими друзьями. Он должен быть полностью уверен в том, что дома его поймут и поддержат, только в этом случае вы можете рассчитывать, что при возникновении каких-либо проблем чадо придет именно к вам, своим родителям, а не к друзьям, которые разбираются в интимной теме также как и он сам.

Перед тем как начинать учить кого-то тем или иным вещам, вы должны провести работу над собой в интимной сфере. Например, если у вас имеются какие-либо комплексы или проблемы в сексуальной жизни, то от них нужно либо избавиться, либо четко контролировать, чтобы ни в коем случае не передать все свои страхи, комплексы и волнения дочке или сыну.

И вообще, все родители должны помнить, что не стоит обсуждать со своими детьми свою собственную сексуальную жизнь, это не рекомендуется делать даже тогда, когда дети уже взрослые. Вы должны лишь научить правильно относиться к своему телу и своим желаниям, помочь справиться с той или иной сексуальной проблемой, но не более того.

Бывают случае, что маме или папе очень тяжело разговаривать с малышом на интимные темы, особенно, это происходит, когда один отец воспитывает дочь или одна мать воспитывает сына. В таком случае советуем обратиться к психологу или сексологу, который научит вас правильно разговаривать, расскажет вам, как правильно подать информацию или же попросите, чтобы половое воспитание ваших детей начал именно психолог.

Рано или поздно наступает тот момент, когда ребенок становится взрослым и самостоятельным. Оглянуться не успеешь, как из милой девочки с розовым бантиком вырастет прекрасная девушка, а из маленького «разбойника» - отважный юноша.

Немаловажную роль в становлении ребенка, как личности, играет половое воспитание. Мы живем во времена равноправия полов, когда многие женщины, наравне с мужчинами, занимаются своей карьерой, забывая о своих «женских» обязанностях. И, если для женщины некоторые мужские качества являются только плюсом, то для мужчины излишняя ранимость и утонченность могут помешать добиться успеха.

Принято считать, что в вопросе полового развития особое внимание следует уделять девочкам – будущим матерям и хранительницам домашнего очага. Однако мальчики нуждаются в половом воспитании не меньше девочек, так как основные мужские качества характера закладываются именно в детском возрасте. Вырастить «настоящего» мужчину, будущего любящего мужа и отца – совсем непросто, но возможно.

Половое воспитание мальчиков. Когда уже пора?

Половое воспитание малыша до двух лет.

Многие родители ошибочно полагают, что половое воспитание и психосексуальное развитие – это одно и то же. На самом деле, половое воспитание мальчика начинается намного раньше, чем появляются первые признаки сексуального влечения. С самого рождения, в буквальном смысле с молоком матери, ребенку прививаются чувство нежности и доверия к близкому человеку, что создает благоприятную почву для дальнейшего гармоничного развития малыша.

Половое воспитание мальчиков в 2-3 года.

В младенческом возрасте у мальчиков появляется первая эрекция. Примерно до двух лет жизни мальчикам чуждо чувство стыда. В 2-3 года ребенок начинает активно изучать собственное тело, экспериментируя с новыми ощущениями. Если ребенок «заигрался» со своими гениталиями, не стоит ругать его и, тем более, стыдить. Мальчик не осознает, что делает что-то плохое, поэтому необходимо просто переключить его внимание на что-то другое, например, совместную игру или просмотр мультфильмов.

К трем годам у ребенка появляется интерес к межполовому общению, кроха начинает замечать некоторые различия в строении тела. Именно в это время стоит начинать заниматься половым воспитанием мальчика, объяснив ему, почему мальчики и девочки разные. Если трехлетний мальчик утверждает, что он девочка, не стоит паниковать, так как для данного возраста смена пола по желанию ребенка является допустимой.

Половое воспитание мальчиков в 5-6 лет.

Для этого возраста характерно четкое осознание принадлежности к мужскому полу, тем более что на это указывают анатомически четко выраженные половые признаки. Мальчик знает, что вырастет похожим на папу, а не на маму. Вопрос, откуда берутся дети, характерен именно для данного возраста.

Как правило, к 6-7 годам происходит полная половая самоидентификация, с которой начинается следующий этап жизни мальчика – подростковое развитие.

Половое воспитание мальчиков. Основные принципы.

Отвечать на волнующие вопросы.

На любой, даже самый щепетильный вопрос можно дать вразумительный ответ. Если сын спрашивает, откуда берутся дети, можно рассказать ему красивую историю любви мамы с папой, в результате которой он появился на свет. Больше волшебства и меньше подробностей о зачатии – вот тот баланс, который необходимо соблюдать при половом развитии мальчиков.

Все должно быть понятно.

Все ответы на волнующие вопросы должны быть простыми и понятными. Шестилетнему мальчику не стоит читать медицинскую энциклопедию, дабы не отбить все желание исследовать свой организм. В свободном доступе продается большое количество детской литературы, с помощью которой можно доступно объяснить все половые отличия мальчика и девочки.

Половым воспитанием мальчика должен заниматься папа.

Никакого страха.

Половое воспитание мальчиков не должно базироваться на страхе о неизлечимых болезнях и нежелательной беременности партнерши. Подавление полового влечения к противоположному полу путем запугивания приводит к развитию комплексов и проявлению агрессии ребенка к окружающим. Полное непонимание в семье, стыд за свои сексуальные желания и страх, что о них узнают родители, крайне отрицательно сказываются на формировании твердого мужского характера в дальнейшем.

Вступление

Этот вопрос рано или поздно услышит каждый родитель.

Развиваясь, ребенок начинает активно познавать окружающий мир и себя.

Некоторых детей данный вопрос начинает волновать в 3-4 года, других в 4-5 лет.

Задавая его, ребенок интересуется в первую очередь собственным появлением на свет, а не сексуальным аспектом процесса, поэтому смущение здесь неуместно.

А от того как вы на него ответите, в какой-то мере, будет зависеть развитие и воспитание вашего ребенка.

Поэтому важно, чтобы родители рассказывали не только о том, как устроен человек, но и о наших чувствах, о любви.

Основная задача родителей в этой ситуации не разрушать ребенку психику откровенностями и не вводить его в заблуждение.

Главные правила: честность и объяснения, соответствующие возрасту.

И помните, главная фраза в каждом обсуждении должна быть такая: “Мы очень хотели, чтобы ты родился, и ты родился. Мы тебя любим”.

Как давать ответ

1. Рассказывать дозированно.

Оптимальный вариант - просвещать ребенка постепенно.
В 3 годика на вопрос, откуда берутся дети, можно ответить, что из маминого животика.

Перед школой можно уточнить, что малыш появляется из особой клеточки.

А в старшем возрасте пора рассказать ему, что эта клеточка формируется, благодаря любви мамы и папы.

2. На языке, доступном ребенку.

Ответ должен быть понятным ребенку, на уровне тех знаний, которые у него есть.

Проблема у родителей часто в другом - они не понимают, что ребенка интересуют не физиологические подробности, а сам факт его появления на свет.

Когда ребенок спрашивает: “Почему едет машина?”, вы не рассказываете ему устройство двигателя внутреннего сгорания или системы зажигания. Вы объясняете принцип работы - бензин попадает в двигатель, вращаются колеса, машина едет.

Точно так же о его появлении на свет - нужно рассказать самое главное: в организме родителей есть специальные крохотные клетки, из которых развивается ребенок, и так далее.

3. Не обманывать.

Для детей младше 6-ти лет допустимо давать объяснения в иносказательной форме, но без обмана.

4. Подготовиться заранее.

Чтобы шквал подобных вопросов не застал вас врасплох, постарайтесь заранее сформулировать свои ответы, тогда вам не придется пускаться в путаные объяснения или спасаться бегством.

5. Признать естественный интерес ребенка.

Очень важно признать за детьми право задавать вопросы, касающиеся разницы полов, сексуальной жизни, и право получать правдивые ответы от своих родителей. Вряд ли кто-нибудь сделает это тактичнее, тоньше, разумнее, чем родитель.

Ребенку стоит убедиться в том, что эта тема не вызывает у вас стыда, смущения, гнева, что Вы не считаете его слишком маленьким и не готовым к тому, чтобы разговаривать с ним о таких "взрослых вещах".

6. Избавить от страхов.

Дети очень нуждаются в наших точных и простых объяснениях, потому что вопросы, оставленные без ответов, вынуждают ребенка придумывать собственные объяснения, которые обычно бывают далеки от истины, и вызывают у ребенка опасения и страхи.

Если ребенок случайно увидел по телевизору откровенную эротическую сцену, обязательно объясните ему, что так взрослые выражают свою любовь друг к другу, что в этом нет агрессии и принуждения.

7. Опровергнуть мифы.

Если интерес ребенка к данному вопросу возник не сам по себе, а в результате того, что он услышал об этом от более взрослых ребят, например в саду или на детской площадке, то понадобится провести разъяснительные работы.

Современные дети живут в потоке информации. Реклама, фильмы, сериалы, случайно подслушанные взрослые разговоры - порой слишком рано приоткрывают ребенку завесу во взрослый мир.

Изолировать ребенка невозможно, а недостаток информации заполняется дворовыми разговорами “об этом”.

Как минимум, половина дворовой информации нереальна, противоречит анатомии и здравому смыслу, но у ребёнка слишком мало знаний, чтобы отличить правду от вымысла.

В результате введения в заблуждение у ребёнка могут сформироваться лишние страхи.

Единственная защита от этого - правдивая информация из источника, которому он доверяет.

Опровергните мифы и дайте оценку неприличным выражениям, если они были.

Скажите, что так говорят только те, кто ничего не знает об этом, а вы знаете - ваш ребенок родился из любви.

8. Рассказать про различия полов.

Расскажите ребенку что мальчики и девочки устроены по-разному. Объясните, что пол дан нам на всю жизнь и мальчики, когда вырастут, станут мужчинами, как папа, а девочки, женщинами, как мама.

Дети довольно часто не уверены в том, какой у них будет пол, когда они станут взрослыми.

Рассказывая ребенку о половых различиях, подчеркните равную значимость полов, чтобы у ребенка не возникало фантазий о том, что у него чего-то не хватает, что он что-то потерял.

9. Рассказать о любви.

Отвечая на подобные вопросы, начните с рассказа о том, как вы познакомились с папой, расскажите о том что полюбили друг друга. Понятие "любовь" должно стать центральным в вашей истории.

Сделайте акцент на том, что ребенок является плодом любви и нежности мамы и папы.

Можно сказать, что когда двое взрослых влюблены очень сильно и хотят иметь ребенка, они ласкают друг друга и папа оставляет в мамином животе маленькое семечко. Такое объяснение успокоит ребенка и позволит ему почувствовать, что он был желанным.

Дети также узнают о внешнем аспекте любви, наблюдая за родителями. Когда малыш видит, как мама и папа целуют, обнимают друг друга, он знает, что это - способы выражения любви.

Когда ребенок подрастет, он поймет, что физические знаки внимания являются для женатых людей естественным выражением любви. И к тому моменту, когда молодой человек будет делать выбор спутника жизни, у него будет внутреннее чувство радости по поводу физической близости в браке.

10. Воспользоваться тематической детской литературой.

Если вам сложно сориентироваться на месте с ответом, помогут специальные детские энциклопедии, рассчитанные на разный возраст.

Большинство этих книг отсканировано и выложено в Интернет, так что можно “полистать” разные издания перед заказом и выбрать подходящее.

В некоторых детских книгах процесс зачатия изложен очень кратко, в некоторых нарисован половой акт “в разрезе”. А в каких-то даже есть информация об однополых парах и их семейной жизни.

Выбирайте ту книгу, которую вам будет комфортнее обсуждать и которая будет “по возрасту” ребенку.

Другие вопросы

Если ребенок находится в возрасте 4-5 лет, то как правило, за главным вопросом “Откуда я взялся?” тут же следуют и другие. Старайтесь отвечать строго в рамках заданного вопроса, остальные сведения вы сообщите при следующем разговоре, когда малыш задаст другой вопрос.

“Как я выбрался из живота?”

Ответ на этот вопрос может быть таким: “Ты родился”.

За этим вопросом может последовать следующий: “Через пупок?”
“У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет”

Если ребенок просит посмотреть, можно ответить, что это невозможно, так как у всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать.

“Как я попал к маме в живот?”

Если ребенок дошкольного возраста, ответ может быть таким: “Потому что мама и папа очень любили друг друга и хотели этого. Папа дал маме свою клеточку, чтобы начал развиваться ребенок”.

Или таким: “У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются и семечко от папы переходит к маме”.

Объясните - чтобы кто-то появился, всегда соединяются две клеточки: мамина и папина, а у женщин в животике есть специальное место, в котором ребенок может расти.

Взрослые небылицы о происхождении детей

Еще недавно отвечая ребенку на вопрос о его появлении на свете, в ход шли такие фразы как:

  • аист принес
  • нашли в капусте
  • купили в магазине
  • мама выпила специальную таблетку

Почему так происходит?

1. Родитель не понимает истинного значения детского интереса к вопросу его появления на свет, приписывая ему лишнюю смысловую нагрузку сексуального характера. Испытывая смущение, родитель придумывает нейтральное объяснение, не имеющее ничего общего со здравым смыслом.

2. Родитель хорошо помнит, как ему ответили на этот вопрос в детстве его родители и отвечает по аналогии.

3. Родитель считает что ребенок не в состоянии справиться со взрослой информацией, не умеет донести ее в подходящей, соответствующей возрасту форме.

Комментарии специалистов

Виктория Зиневич, психолог:

“Таким образом у ребенка формируется ложное мировоззрение. Куда хуже, когда он узнает правду и расстроится, что тогда в детстве его родители обманывали.”

Кристэн Гилберт, сексолог:

“Когда вы обманываете ребенка сказками про аиста или, что хуже, ругаете его за совершенно разумный вопрос “Откуда я взялся?”, вы учите его стыдиться своего тела и интимности. Секс - хорошая и полезная вещь. И несмотря на то что секс - занятие для взрослых, нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о моральным и физическом смысле секса. Вы им этим сильно упростите жизнь на потом.”

Бенджамин Спок, педиатр:

“Вы можете спросить, не проще ли будет сказать ребенку, что его принес аист. Нет, и для этого имеется несколько причин.

Если мать или тетка беременны, то из обрывков разговоров и наблюдения за изменениями фигуры он может отчасти догадаться о предстоящем рождении ребенка.

Если при таких обстоятельствах мать будет, нервничая, объяснять ему то, что совсем не похоже на правду, о которой он догадывается, ребенок будет уверен, что его обманывают.

Но, даже, если он и не догадывается о правде в 3 года, он наверняка узнает ее в 5, 7 или 9 лет.

Лучше не говорить ребенку неправды, чтобы позднее он не убедился, что вы его обманули.

Если же он обнаружит, что по какой-то причине вы не смеете сказать ему правду, то это создаст между вами и им барьер и заставит его чувствовать себя неловко.

Впоследствии, как бы ни беспокоил его этот вопрос, он вряд ли будет спрашивать вас о чем-либо.

Другое соображение, по которому лучше сказать правду 3-летнему ребенку, это то, что он задает простые вопросы и удовлетворяется простыми ответами. Позднее вам легче будет ответить на его более сложные вопросы.

Иногда ребенку говорят правду после того, как ему изложили версию об аисте.

Правда и неправда смешиваются в детском уме. Это естественно. Ребенок верит всему, что слышит, потому что у него яркое воображение. Он не стремится, как взрослый, выяснить правду и отмести в сторону все неправильные ответы.

Помните также, что ребенок не получит достаточного представления из одного ответа. Он будет возвращаться к этой теме несколько раз, пока не будет окончательно удовлетворен. В каждой новой стадии развития ребенок будет готов к дополнительной информации на эту тему.”

Половая идентификация ребенка

Обычно в период с 3 до 6 лет начинается половая идентификация ребенка, дети вступают в генитальную фазу психо-сексуального развития и у них формируется так называемый "эдипов комплекс".

Мальчик начинает понимать, что он мальчик, мужчина, а девочка, что она девочка, женщина. Дети вдруг замечают, что все люди разные, но главное, что они делятся на мужчин и женщин.

Важность взаимоотношений с родителем противоположного пола в этот период трудно переоценить. Мальчику как никогда необходимо внимание мамы, а девочке - забота отца.

Именно в этот период мы можем слышать от детей: “Давай я буду с мамой спать, а ты в моей кровати!”, “Папа, ты на мне женишься?” Это закономерный этап развития, отнеситесь к нему с пониманием, в этот период закладывается тип отношений с партнером противоположного пола.

Нужно объяснить ребенку, что он не может жениться на одном из родителей и обратить его внимание на ровесников противоположного пола, сказав, что когда ты вырастешь, то полюбишь кого-то своего возраста, вы сможете пожениться и завести детей.

Смысл этого периода: ребенок учится выстраивать более зрелые отношения и в семье и за ее пределами, учится взаимодействовать с обоими родителями. От того насколько Вы будете готовы помочь своему ребенку пройти эту стадию развития будут во многом зависеть и его дальнейшие отношения с противоположным полом и выбор партнера.

Малыш изучает себя, учится понимать мир. Многие взрослые, не зная особенностей полового развития, ошибочно приписывают ребенку не свойственные его возрасту “сексуальные интересы” и даже наказывают за исследование своего тела.

У ребенка еще не сложилось сексуального восприятия своих или чужих желаний и поступков. Его половое влечение начнет формироваться лишь в подростковом возрасте. Все его действия имеют только познавательный характер и направлены на удовлетворение любопытства.

Если ребенок, исследуя свое тело, находит чувствительные точки, отзывающиеся приятными ощущениями не стыдите его и не акцентируйте на этом внимание. При этом обязательно объясните ребенку, что не надо заниматься этим при посторонних, за столом и т. д.

Начиная с пяти лет ребенок старается быть таким же хорошим, как родитель того же пола, что и он. Это очень благодатное время, чтобы научить чему-то малыша, у девочек просыпается материнский инстинкт, они судовольствием играют в “маму”, а мальчики могут быть втянуты в игру “папой”, “мужем”.

Дети продолжают активно интересоваться своим телом, задавать вопросы. С возрастом интересы детей разного пола все более дифференцируются, мальчики дружат с мальчиками, девочки - с девочками, у каждой группы свои секреты.

Половое воспитание в разном возрасте

2-4 года

До двух лет не нужно начинать разговоры о сексуальной жизни. Это возраст для других вопросов, ведь ребенок только начинает ориентироваться в мире и человеческих отношениях.

Если ребенок задает вопрос “Откуда я взялся?” ваша задача сказать правду, не раскрывая всех подробностей.

Объяснение в этом возрасте должно быть простым и понятным.

Примеры:

1) Ты рос у мамы в животе, там было тепло и уютно, но вскоре ты перестал там помещаться, тогда мы поехали к специальному доктору и он помог тебе родиться.

2) Папа и мама встретились друг с другом, влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

3) Папа подарил маме зернышко (клеточку) и из него/нее вырос ты.
В этом возрасте такого объяснения ребенку обычно бывает достаточно.

4-6 лет

В этом возрасте дети, как правило, озвучивают следующий вопрос: “Как я оказался в животе у мамы?”. Давая ответ на этот вопрос, следует рассказать малышу, как мама познакомилась с папой, как они стали встречаться, а затем захотели жить вместе.

Далее рассказ может вестись в таком ключе: “Мама и папа очень хотели, чтобы у них был малыш. Чтобы малыш появился, папа пересадил свое семечко в мамин животик. Семечко стало расти и превратилось в маленького ребеночка. Ребеночек еще немного подрос и выбрался наружу. Произошло это в больнице”.

6-9 лет

Рассказывая ребенку о зачатии уже можно и нужно использовать медицинские термины, смело произносите слова “пенис” и “половой член”.

Второкласснику уже можно рассказать о том, как сперматозоид попадает в женское влагалище, как встречается с яйцеклеткой, как происходит оплодотворение и дальнейшее развитие зародыша в матке.

Обязательно уделите в рассказе внимание и процессу рождения младенца. Ребенку следует объяснить, что младенец выходит не из какого-то неопределенного отверстия в животе, а из влагалища.

Позже, когда ему будет шесть-семь лет, родители могут объяснить, что во время полового акта пенис папы проникает во влагалище мамы и что в сперме, которая выходит из пениса, содержатся сперматозоиды, которые должны встретиться с яйцеклеткой и оплодотворить ее. Однако не стоит слишком углубляться в детали - на этом этапе развития ребенок еще не сможет их осознать.

9-12 лет

Интерес к сексу в этом возрасте взрослые должны воспринимать как совершенно нормальное явление. Обязательно предложите ребенку познакомиться с иллюстрированной литературой на тему секса, предупредив, чтобы за пояснением всех непонятных в книге моментов он обращался непосредственно к вам.

В этом возрасте ваши сын или дочь уже должны иметь четкое представление о том, откуда берутся дети, и со временем объемы информации должны увеличиваться. Ребенок должен знать, что не всегда половой акт приводит к деторождению, существуют различные методы, помогающие избежать этого (контрацепция). Позаботьтесь о том, чтобы к периоду начала полового созревания ваш ребенок подошел, понимая, что секс - это акт любви, который должен происходить лишь между взрослыми людьми, а в подростковом возрасте он может быть опасен незапланированными беременностями, абортами, венерическими заболеваниями.

12-14 лет

Наступает непростое время - в организме ребенка полным ходом идут изменения, бушуют гормоны, эмоциональное состояние крайне нестабильно. Если между родителями и ребенком к этому моменту установились доверительные отношения, то с вопросами, касающимися темы секса и отношений, он обратится к вам.

Психологи настаивают, чтобы с девочками на деликатные темы в этом возрасте разговаривали мамы, а с мальчиками - папы. Старайтесь отвечать на вопросы правдиво и открыто, без смущения и раздражения.

Личные границы

После двух лет, когда круг общения ребенка расширяется, появляется интерес к сверстникам, наступает время вводить некоторые ограничения и правила.

Постепенно, доступным для малыша образом можно объяснять ему, что нужно закрывать дверь туалета, не ходить голым при посторонних, то есть научить его оберегать свое личное пространство и не вторгаться в личное пространство других.

Например, дети часто просятся в туалет к родителям, и не только потому, что не хотят остаться в одиночестве перед закрытой дверью, но и потому, что испытывают любопытство.

Такой интерес вполне объясним и законен, поскольку малышу важно знать, что происходит с его родителями, когда они пропадают из поля зрения.

А также ребенок всегда готов учится чему-то новому, а вы для него основной образец для подражания. Ведь для маленького ребенка один из способов усвоения нового - имитация действий родителей.

Поэтому обязательно нужно удовлетворить любопытство малыша, но в то же время четко установить границы дозволенного. Это очень важно, так как ребенок почувствует свои границы лишь тогда, когда вы обозначите собственные.

Что ребенку нужно знать про свое тело

Важно вовремя очень подробно объяснить ребенку, что о любых просьбах посторонних людей “посмотреть”, “потрогать” и т. п. он должен немедленно рассказать об этом родителям.

Такие вещи относятся к сексуальному насилию и могут нанести огромный вред психике ребенка.

Обязательно расскажите ребенку, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права его трогать.

Таким образом, своевременное и открытое половое воспитание может обезопасить вашего ребенка от сексуальных маньяков. Когда ребенок все знает о своих гениталиях, для чего они нужны, ему куда легче дать отпор маньяку, ведь он будет понимать, что тот делает недопустимое, неправильное.

Меньше шансов, что маньяк станет связываться со знающим ребенком - такой ребенок с большей вероятностью расскажет родителям о произошедшем.

Стоит ли начинать объяснения, не дожидаясь просьбы?

Ребенок может не говорить на сексуальную тему не потому, что не испытывает интереса. Напротив, его интерес может быть слишком сильным и тревожащим, он может испытывать смущение, которое мешает задать волнующие его вопросы.

Часто ребенок не задает вопросы, когда чувствует нежелание взрослых разговаривать с ним на такие серьезные темы. Важно помнить, что ребенок в возрасте 3-5 лет нуждается в том, чтобы с ним говорили о жизни, любви и смерти.

В таком случае родителям стоит внимательнее отнестись к завуалированным вопросам вроде “Как на свет появляются щенки?”.

Ребенок может задать косвенный вопрос, намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить реакцию родителей.

Бенджамин Спок рассказывает на конкретных примерах о ситуациях, когда родителям явно стоит удовлетворить скрытое любопытство ребенка:

1. Семилетний мальчик, который, по убеждению родителей, не имел ни малейшего представления о происхождении детей, все время, немного смущаясь, обращал внимание на растущий живот своей беременной матери и шутил по этому поводу. Матери следовало бы воспользоваться этой ситуацией (лучше поздно, чем никогда) и объяснить ребенку все.

2. Одна маленькая девочка, которую очень занимало, почему она отличается от мальчиков, пыталась помочиться стоя. Матери нужно было сразу же поговорить об этом и успокоить девочку, хотя прямых вопросов она не задавала. Каждый день возникают ситуации и разговоры, которыми мать может воспользоваться, чтобы удовлетворить любопытство ребенка.

В этом случае разговор придётся начинать родителям. Наверняка в ближайшем окружении найдётся кто-то беременный или недавно родивший. Напомните о ней ребёнку, скажите “помнишь, у тёти Зины мальчик родился? А помнишь какой у неё живот большой был?” и далее в спокойном разговоре постарайтесь узнать, какая информация есть в голове у ребёнка.

Еще один хороший способ завязать диалог - купить познавательную детскую книжку про сексуальное развитие и почитать ее вместе.

Интерес к собственной физиологии появляется у детей достаточно рано, но всегда ли это затрагивает и вопросы, связанные с сексом? Какова роль семьи в данном случае? Можно ли доверить школе сексуальное воспитание детей? Как вести себя родителям и на какие вопросы ребенка отвечать? Когда начинать половое воспитание детей и подростков? Кто из родителей должен этим заниматься? Как вести себя в период полового созревания ребенка? Чем отличается сексуальное воспитание дошкольников от подростков?

Начиная с трех-четырех лет малыши задают родителям необычные вопросы, которые нельзя оставлять без внимания

Когда впервые детей начинают интересовать различия между полами?

Обычно такое любопытство появляется в 2 – 3 года, но в это время их волнует не столько сексуальная сторона вопроса, сколько физиологическая. У них появляется интерес к своему телу, и происходит осознание принадлежности к мужскому или женскому полу. Дети обращают внимание на внешние отличия и начинают смотреть на себя и других детей без одежды, пытаются подглядывать за родителями. Возникают вопросы: «Почему мальчики писают стоя, а девочки – сидя?», «Почему у меня нет груди как у мамы?» и так далее.

Как вести себя родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основная обязанность родителей в данном вопросе – не игнорировать интерес малыша и давать ответы спокойно и без стеснения. Ребенок должен осознать и принять сексуальность как одну из сфер своей жизни, что возможно только при доверии родителям и их объяснениям. Когда взрослые начинают смущаться и уходить от ответов, дети чувствуют себя неловко и тоже начинают стесняться. В результате подобные воспоминания, пусть и на подсознательном уровне, могут проявиться уже во взрослом возрасте и доставить проблемы в сексуальной жизни, стать поводом для обращения за помощью к психологу. Не стоит забывать, что основу любого воспитания составляют не только и не столько ответы на вопросы, сколько демонстрация на примере отношений в семье, как вести себя в той или иной ситуации.


Малыши рано замечают различия между полами, что вызывает у них интерес и множество вопросов

Насколько подробно объяснять?

Не стоит пытаться перевести разговор или уйти от ответа – ребенок может найти его с помощью интернета или телевидения, прочитать в книгах или узнать у других детей. Следует удовлетворить его интерес, но не пускаться в длинные путаные объяснения – ваш уже большой малыш должен понять именно интересующие его моменты, поэтому отвечать надо кратко и по существу. Бывает так, что дети по нескольку раз задают один и тот же вопрос, иногда по-разному его формулируя. Обычно это свидетельствует о том, что ваш ответ ребенку не понятен, поэтому уточняйте вопросы и переспрашивайте его до тех пор, пока тот не успокоится и не прояснит для себя все интересующие его моменты. При этом вдаваться в подробности не лучшее решение, излишние детали могут оттолкнуть или напугать ребенка.

Матери или отцу отвечать на вопросы?

Для дошкольников нет особой разницы в том, кто будет отвечать на их вопросы. Потом лучше распределить обязанности следующим образом: беседы с сыном поводит отец, а с дочкой – мать. Представителю другого пола сложнее будет объяснять физиологические особенности и ответить на все вопросы ребенка, тем не менее, в какой-то момент потребуется совместные усилия, чтобы удовлетворить его здоровое любопытство. Такие разговоры необходимы для определения собственной половой принадлежности.

Что говорить о зачатии?

Примерно в возрасте четырех лет появляется вопрос: . При этом чаще всего интересует не сам процесс зачатия, а история собственного появления на свет. Здесь важно объяснить не столько физиологическую сторону вопроса, сколько роль испытываемых людьми при этом чувств.

Можно ответить, что если двое взрослых любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребенок, то они выражают это через ласки и прикосновения, в результате у мамы в животе происходит формирование маленького зернышка, из которого и вырастает потом малыш.

Это удовлетворит детский интерес и поможет почувствовать свою важность и значимость для родителей. Позднее, по достижению школьного возраста, можно объяснить и физиологический аспект процесса – о проникновении мужского фаллоса в женское влагалище и выделении им спермы, о встрече сперматозоидов с яйцеклеткой и оплодотворении последней. Тем не менее, слишком вдаваться в подробности пока еще рано – ребенок просто не поймет их до конца.


Обязательно давайте ответы на вопросы ребенка, но насколько развернуто - зависит от возраста малыша

Удовольствие от секса – что говорить по этому поводу?

Узнав историю собственного рождения, ребенок начинает интересоваться и тем, какие ощущения испытывали взрослые, не было ли им больно, получали ли они удовольствие. Не бойтесь отвечать на подобные вопросы и расскажите, что заниматься сексом и получать от него положительные эмоции – это абсолютно естественно. В результате ребенок получит еще одно подтверждение того, насколько родители ему рады и желали его появления, а также сделает первые шаги в осознании отличий занятий любовью от процесса воспроизводства вида. Здесь стоит сделать особый акцент на том, что сексом должны заниматься между собой только взрослые.

Скрывать свою наготу от ребенка или нет?

Впадать в крайности в этом вопросе не стоит – до исполнения ребенку трех лет сильно скрывать свою наготу нет необходимости. Со старшими детьми стоит проявлять целомудрие и не смущать их своей наготой, ведь тела ребенка и взрослого сильно отличаются, и подобная разница может привести к появлению комплексов и ненужных фантазий. Вполне допустимо в семье, если мать и дочь или сын и отец будут видеть друг друга обнаженными при переодевании на пляже или в бассейне, но стоит избегать подобных ситуаций с родителем другого пола – так вы избежите лишних тревог и волнений.

Необходимо обратить внимание и на важность личного пространства для человека, недопустимость заходить в уже занятый санузел или комнату, когда там переодеваются. Не позволяйте детям трогать свои половые органы и грудь (для мамы), поскольку это интимные части тела. Уходите от подобных прикосновений и объясните ребенку, что его касаться в этих местах тоже никто не должен

Удовлетворить детский интерес к наготе человеческого тела можно с помощью картин и статуй, обращая внимание на их красоту и гармоничность. В возрасте 3 – 5 лет (психосексуальная фаза развития) дети нередко представляют себя в качестве мужа/жены своих матери/отца – здесь необходимо разъяснить недопустимость подобных отношений между близкими родственниками или представителями разных поколений. Такие пояснения помогут ребенку защититься от неправомерных действий в свой адрес, например при встрече с педофилом.


Объясните ребенку значение личного пространства, а также неприкосновенность интимных зон человека

Половое воспитание подростков-школьников

Половое воспитание трудно проводить у подростков, с которыми ранее не занимались подобным. Примерно около 10-ти лет заканчивается скрытый (латентный) период сексуального развития и ребенок вступает в подростковый возраст (пубертатный период, период полового созревания). В это время происходит половая идентификация и взросление организма, активный рост и гормональная неустойчивость, при этом психическое созревание не всегда соответствует физическому. В результате наступает кризис подросткового возраста. Он по-разному проявляется у мальчиков и девочек:

  • Мальчики обычно спокойно воспринимают изменение собственного тела и даже гордятся им, однако нередко стесняются поллюций.
  • Девочки, наоборот, больше беспокоятся из-за изменений фигуры – увеличения груди, появления округлостей. Первые менструации также могут вызвать серьезные переживания, и даже страх.

В это время очень важно доверие в семье, и необходимы объяснения родителей, можно даже обратиться за консультацией к врачу, если ребенка что-либо сильно беспокоит.

Мальчикам рекомендуется рассказать о естественности и безопасности ночных семяизвержений, поскольку это физиологический процесс, никак не зависящий от их желаний. Воспринимать их тоже надо без особых волнений, поскольку такое явление характерно для всех подростков. Поводом для беспокойства должны стать отсутствие поллюции или их излишняя частота – так могут проявляться какие-либо нарушения в развитии или функционировании организма, поэтому стоит обратиться к специалисту.

Девочкам необходимо рассказать, что женская фигура и должна быть плавной и округлой, а все происходящие изменения свидетельствуют о вступлении во взрослую жизнь. Мать или другие взрослые женщины в семье должны позаботиться и подготовкой девочки к началу менструаций – пояснить суть происходящего с организмом и значимость для дальнейшей жизни. Стоит предупредить и о возможных переменах в поведении и перепадах настроения, повышенной раздражительности и эмоциональности.


Помогая ребенку найти ответы на волнующие его темы, вы укрепите отношения в семье и почувствуете доверие и уважение со стороны подростка

Зачем мальчики и девочки начинают интимную жизнь?

Сексуальное воспитание, проводимое как с мальчиками, так и с девочками, обязательно должно затрагивать и вопросы, связанные с началом половой жизни. Важную роль играет половое воспитание - как основа формирования здоровой семьи.

Нередко бывает так, что причиной начала половой жизни у мальчиков во время учебы в школе становятся не испытываемые подростками чувства, а любопытство, стремление к самоутверждению, удовлетворение физиологических потребностей. Партнером в такой ситуации может стать любая девушка или женщина, даже малознакомая, но откликнувшаяся на предложение юноши. В результате интерес к партнерше быстро угасает, такая влюбленность не перерастает во что-то большее.

Для девушек же главную роль играют чувства и эмоции, а вступление в половую связь может рассматриваться ими не как самоцель, а только как способ укрепить свои отношения с возлюбленным. Мальчики же отказ от интимной близости могут воспринять, как стремление набить себе цену, а не связать его с внутренними переживаниями партнерши.

Девушкам необходимо знать, что у мальчиков в подростковом возрасте наступает фаза так называемой гиперсексуальности, которая обычно длится 2 – 3 года. В это время их отличает повышенная возбудимость, и возрастает количество эротических фантазий и интересов. Девушки же развиваются иначе – несмотря на более ранее созревание, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, а уже позднее – эротические чувства.

Прежде чем начать сложный разговор о половом воспитании мальчика, давайте немного поговорим собственно о воспитании. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Если под воспитанием понимать разработанную, комплексную программу, состоящую из специальных приемов, методических действий, целью которых является выработка в ребенке заранее определенных, желательных навыков поведения, то половое воспитание в широком смысле - это обучение ребенка общению с противоположным полом.

Для мальчика это воспитание, как это ни старомодно звучит, рыцарского отношения к женщине, защитника, ответственного за своих близких, человека, способного любить и построить гармоничные сексуальные отношения. Насколько возможно добиться поставленной задачи нотациями, наставлениями, разговорами по душам и, что называется, "личным примером"? Сможет ли ваше влияние пересилить или изменить генетическую запрограммированность поведения, воздействие телевизора, школы, "улицы", окружающих людей и случайных жизненных обстоятельств? А в подростковом возрасте в воспитание вашего сына вмешается еще и непреодолимый половой инстинкт. Это тем более сложная задача, так как даже время вашего непосредственного общения с ребенком будет стремительно сокращаться по мере его роста. Роль родителей в воспитании ребенка не так велика, как это иногда представляется самим родителям. Дети гораздо больше похожи на своих родителей, чем иногда родителям этого хочется.


Принцип полового воспитания

Роль родителей в воспитании ребенка не так велика, как это иногда представляется самим родителям. Дети гораздо больше похожи на своих родителей, чем иногда родителям этого хочется.

Поэтому избавьтесь от комплекса "родительской неполноценности". Как прекрасно и с какой иронией великий поэт А. С. Пушкин дал нам пример такого воспитания в стихах, написанных Павлу Вяземскому, сыну П. А. Вяземского:

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

Однако, несмотря на то, что, к великому сожалению, наставлениями очень тяжело выработать в индивидууме желательные для него и для общества навыки поведения, свою часть воспитательной задачи нужно выполнить достойно. Это непросто. В первую очередь требуется собственная подготовка для решения поставленной задачи. Вы должны обладать определенным, конкретным багажом знаний по анатомии, физиологии, психологии полового развития мальчиков. Вооружить вас этой информацией - одна из главных задач этой главы и книги в целом. Во-вторых, требуется психологическая готовность к роли воспитателя ребенка по половым и сексуальным вопросам. Способны ли вы, не смущаясь, просто отвечать на острые вопросы вашего сына? Дети понимают гораздо больше, чем кажется, а иногда и хочется их родителям. Ребенок по интонации голоса и еле уловимой мимике поймет, что родители что-то скрывают, недоговаривают или умалчивают запрещенные, "плохие" тайны. И наконец, ребенок должен прийти именно к вам со своими проблемами, т. е. вы должны вызывать полное доверие у своего ребенка.

Главный принцип полового воспитания - не перейти грань, отделяющую половое воспитание от сексуального развращения. Для этого глубина информации, получаемой ребенком, должна соответствовать его зрелости.

Если проблему упростить, то, скажем, 5-летнему мальчику, говоря о беременности, можно просто сказать, что"дети живут у мамы в животике", а при общении с 15-летним подростком допустим подробный рассказ, с использованием медицинских терминов и, возможно, с показом учебного фильма. Преждевременная информация может вызвать у ребенка сильную эмоциональную реакцию, вплоть до потрясения и отвращения. Важно, чтобы сообщаемые сведения соответствовали информационным запросам ребенка к этому моменту. Конечно, это не значит, что в деле воспитания вы должны быть пассивны. Ваш ребенок не среднестатистический мальчик, который к такому-то возрасту должен знать про то, а к такому-то - про это.

Родители должны быть чуткими и внимательными к развитию собственного чада, только тогда воспитание будет действительно индивидуальным и достигнет своей цели. Дело в том, что развитие детей очень неравномерно. Особенно это заметно в среде мальчиков-подростков.
В одном и том же классе, где учатся, скажем, 14-летние дети, могут быть мальчики, развитие которых соответствует возрасту 16 лет, со сформированными по взрослому типу половыми органами, надлежащих размеров, с развитым оволосением лобка и соответствующих разговоров и интересов, и мальчики, развитие которых соответствует 12-летним детям, когда волосы на лобке еще только начали расти, а размеры полового члена побуждают смущенных детей избегать совместного мытья в душе бассейна со сверстниками. А ведь такой разброс в развитии с точки зрения медицины полностью укладывается в норму!

Особенности полово го воспитания

Особенности полового воспитания характерны для каждой данной культуры. Конечно, есть существенные различия воспитания в христианском или мусульманском обществе с веками принятой системой запретов и предписаний: добрачного целомудрия, регуляцией половой жизни и т. п. На нашем сайте речь идет о европейской культуре, к которой, как считается, принадлежит и Россия. В Европе до середины XVIII в. дети были неотделимы от взрослой жизни. Половые отношения, сексуальность, роды не скрывались от детей как естественные в человеческом сообществе. К XIX в. маятник исторического развития качнулся в противоположную сторону, в сторону запретительных ограничений и строгих табу. Детство человечества кончилось. Нагота стала постыдной, и сексуальные отношения тщательно закрывались ханжескими покровами добродетели и морали. Сейчас пришло время найти истину, которая, как обычно, находится где-то посередине.

Ведь главная задача воспитания - сделать ребенка в конечном счете счастливым, а для этого он должен соответствовать окружающей его жизни.

Воспитанному в пуританском или, напротив, в сексуально-революционном духе ребенку трудно адаптироваться в современном ему обществе. Влияние "улицы", референтной группы необходимо для гармоничного развития ребенка.

Именно в коллективе он вырабатывает соответствующее его полу поведение. Малышу необходимо общение со сверстниками, и попытка отгородить ребенка от постороннего влияния является ошибкой воспитательного процесса.

Ведь кто-то его должен будет научить "плохим" словам. Не хотите же вы учить его сами!

Россия, железной волей Петра I развернутая в сторону Европы, по своей глубинной сути была и остается во многом восточной страной, с характерным для этих стран двойным стандартом в отношении полов (когда что-то разрешается и даже в какой-то степени поощряется у мужчин, но запрещено женщинам), с зависимой ролью женшины, со строгой иерархией семейных отношений. До Петра I на Руси носили длиннополую одежду с рукавами, скрывающими кисти, популярную и сейчас в странах с традиционным восточным укладом, для которого более характерен созерцательный образ жизни, чем бешеный трудовой темп Европы, а после обеда весь российский народ - от крестьянина до царя - предавался дневному сну. Добавьте сюда еще многоженство, которое существовало на Руси до принятия христианства святым Владимиром в IX в. и продолжало, по-видимому, еще некоторое время оставаться и после распространения новой веры, и вы получите картину типичного восточного государства, с его неторопливой жизнью, клановостью и зависимым положением женщины.

Петр I переодел народ (точнее, часть и даже небольшую часть народа) в европейские сюртуки, остриг бороды, внедрил начала капитализма и ускорил течение жизни, но народный характер трудно изменить за несколько десятилетий и поколений. Личность должна соответствовать жизни своего поколения (сказанное не относится к гениям). Гениальный человек идет своим путем. И если ваш сын гениален, то вам от этой главы пользы мало: гения воспитать не возможно.

В нашем обществе воспитанием детей в основном занимаются женщины. Сначала это мамы, бабушки, няни, тети, затем - воспитательницы детского сада, учительницы начальных классов школы и т.д. Такая система воспитания вносит свой вклад в феминизирующее влияние на мужское население.

Женщине очень тяжело отклониться от критериев воспитания мальчика, выраженного словами:

- "вежливый",

- "послушный",

- "аккуратный".

Все эти качества очень неплохи в человеке, но более правильно сказать, что они удобны и для общества, и для воспитателя. Нужно обладать очень сильным мужским началом, чтобы через этот пресс воспитания пробились "бунтарские" мальчишеские качества.

Мама должна воспитывать мальчика с долей разумного риска. Будущий мужчина обязан лазить по деревьям, разжигать костры, получать ссадины и шишки. И здесь пора поговорить о роли отца в воспитании сына. Еще в Древней Греции мальчики с рождения находились на попечении матери или няни, но, достигнув 7-летнего возраста, переходили под опеку отца. Такие же порядки существовали и в Спарте, и в Древнем Риме. Мальчики воспитывались отдельно под надзором отцов или специально выбранных наставников, приобретая навыки владения оружием, занимаясь физическими упражнениями, обучаясь музыке и танцам, изучая религиозные обряды и т. п.

Половое воспитание, единое по своей сути, состоит из двух больших частей. Анатомо-физиологинеская часть включает знания по устройству и функционированию половой системы мужчины и женщины, беременности и родам, профилактике венерических болезней, гигиене юношей и девушек. Социально-психологическая часть содержит информацию по морально-психологическим аспектам половых отношений, брака, семьи.

Полов ое воспитание дошкольников до 7 лет

Половые различия обнаруживаются у детей уже с первых дней жизни. Мальчики меньше спят, чем девочки. У них повышен порог болевой чувствительности. Девочки и мальчики "предпочитают" слушать разные музыкальные мелодии. Лучшим поощрением для мальчика является показ яркой игрушки (визуальное поощрение), для девочки - ласковый голос (слуховое). Девочкам в большей степени, чем мальчикам, необходим телесный контакт с матерью. Во время игры они периодически ищут ее глазами или стараются подойти и прижаться. На втором году жизни половые различия заметны в выборе и характере игр.

К 2-3 годам ребенок уже знает, что он "мальчик", хотя главными признаками для него в этот период являются внешние атрибуты пола. Ребенок различает мальчика или девочку по тому, как они одеты, по игрушкам, прическе, имени, отношению окружающих. Единственным анатомическим различием в этот период является способ мочеиспускания: сидя - по женскому типу или стоя - как мальчики.

В 2-3 года ребенок еще допускает смену пола по желанию.

К 5-6 годам и мальчики, и девочки уже осведомлены об анатомических различиях, твердо осознают свой пол. Знают, что, когда они вырастут, будут мужчинами или женщинами, папами или мамами.

В этот период у ребенка может иметь место определенное сексуальное поведение. Хотя надо отдавать себе отчет в том, что взрослый человек пропускает те или иные действия ребенка через свое сознание и часто придает эротическую окраску только внешне сексуальным действиям ребенка, лишенным взрослой мотивации и переживаний.

В 1-2 года дети трогают свои гениталии, в 2-3 года проявляют к ним интерес, могут ими играть, интересуются гениталиями других детей, любят рассматривать взрослых; особый интерес часто проявляется к материнской груди. Может появиться стыд обнаженного тела, желание, чтобы его не видели голым.

В 5-6 лет ребенок начинает задавать вопросы, связанные с полом: откуда берутся дети, чем отличаются мальчики от девочек, как завести ребенка?

Уже с младенческого возраста у мальчиков появляется эрекция. Примерно у 5% детей отмечается так называемая младенческая мастурбация. Ребенок раздражает гениталии рукой или ритмично сжимает ягодицы, старается тереться ими о постельное белье, игрушки, ноги взрослых. У мальчиков такие действия завершаются выраженным напряжением с последующим расслаблением, имитирующим оргазм. Ребенок явно получает от своих действий удовольствие. Попытка прервать ребенка встречает выраженное недовольство с его стороны. Младенческая мастурбация относится к варианту нормы и, по-видимому, связана с незрелостью развития структур головного мозга. Младенческая мастурбация проходит без каких-либо последствий.

Ее наличие не говорит о неврологической патологии или умственной отсталости ребенка. Однако родители должны исключить провоцирующие мастурбацию факторы. К ним относят переполнение прямой кишки каловыми массами, переполненный мочевой пузырь, различные кожные заболевания, особенно в генитальной зоне, глистную инвазию. Если младенческая мастурбация сохранится к двум годам, необходима консультация специалиста.

К гигиеническим мероприятиям этого периода относится ежедневное купание ребенка с подмыванием половых органов. Половые органы мальчика моются обычным детским мылом или специальными детскими шампунями.

Запрещается открывать головку полового члена во время купания (за исключением редких случаев, когда головка полового члена уже открыта). У более старших детей возможна попытка умеренного обнажения головки, но только в том случае, если ребенок не испытывает болезненных ощущений. Во время подмывания малыша после акта дефекации правильное направление струи воды (спереди назад) во избежание инфицирования гениталий (так же как и у девочек).

Желательно по возможности уменьшить время пребывания ребенка в памперсах. Даже самые хорошие из них создают парниковый эффект, что результируется в увеличении случаев воспаления крайней плоти. Важно избавиться от памперсов к 2-3 годам, когда идет процесс становления мочеиспускания. Ребенок должен почувствовать себя мокрым для выработки рефлекса держания мочи.

Приучать ребенка к мочеиспусканию и дефекации в горшок возможно в 1-2 года. К 2-4 годам мальчики должны производить мочеиспускание стоя, по-взрослому. Такой тип мочеиспускания является одним из главных признаков принадлежности к мужскому полу для ребенка этого периода.

В 2-4 года ребенок интенсивно знакомится с собственным телом и с телом взрослого человека. Не только не следует мешать ему в этом грубыми окриками и запрещениями, но даже следует в какой-то мере способствовать его исследовательской деятельности.

polovie_razlichiya.jpgРебенок, который не познакомился в раннем периоде своей жизни с обнаженным телом, может испытывать в дальнейшем трудности в сексуальной жизни!

В этот период очень важно спокойное, естественное и доброжелательное отношение взрослых к телу и вопросам ребенка. Помните, что ребенок воспринимает окружающее через реакцию родителей. Становление понятий и отношение к действительности происходит не по принципу: предмет - "плохо" или "хорошо", а опосредованно, через отношение к предмету или действию родителей: предмет реакция мамы, папы - реакция ребенка. Ребенок воспринимает малейшие нюансы поведения взрослых. Ваше поведение должно быть естественным и не переходить присущие вам природные границы.

Ответы взрослых на интимные вопросы ребенка должны быть правдивыми. Пора отказаться от "детских" ответов на детские вопросы. Ответы "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" и т.д. больше отражают смущение родителей и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ваши ответы обязаны соответствовать действительности; другое дело, что возможно сообщать малышу не всю правду и адаптировать ваши ответы к возрасту и сознанию ребенка. Не прячьте от ребенка жизнь. Очень хорошо, если ребенок растет в семье не один, узнает, как устроены девочки. Хорошо, если ребенок увидит беременную женщину и получит соответствующие его возрасту разъяснения. Не выгоняйте малыша, когда будет рожать ваша любимая кошка.

Дети воспринимают такие естественные природные проявления с непосредственностью. Эта информация лишена для них сексуальной окраски и способствует правильному формированию мировоззрения ребенка.

Помните, что всякое наказание малыша за сексуальные проявления недопустимо!

Ребенок не должен воспринимать все, что связано с полом, как что-то постыдное и неприличное. В этом гарантия построения гармоничной сексуальной жизни в будущем

Препубертатный период- время от поступления ребенка в школу до начала пубертатного периода. Эта пора характеризуется вхождением ребенка в коллектив. Если раньше ребенок контактировал с ограниченным числом сверстников, то в школе он вступает в разнообразный - и по своему составу, и по возрасту - ученический коллектив. В этот период ребенок становится более самостоятельным, что увеличивает количество контактов со сверстниками во дворе, в различных секциях и кружках. Попадая в мальчишеский коллектив, ребенок воспринимает поведенческие полоролевые установки этого сообщества. Мужской коллектив - наиболее сильный и жесткий учитель, вырабатывающий маскулинные качества в подрастающем мальчике.



У мальчика, который не вписался в мужское общество, снижается самооценка, и он может оказаться в социально-психологической изоляции. В этот период возникает сильная потребность в общении со своим полом. Несколько ослабевает привязанность к матери, и возникает потребность в более тесном контакте с отцом. Дети создают различные группы, тусовки практически всегда по половому признаку. Разнополая дружба редка и подвергается насмешкам со стороны сверстников.





Главная цель подготовки к началу полового созревания - формирование и воспитание межличностных отношений как внутри одного пола (маскулинные черты поведения у мальчиков и феминные - у девочек), так и с противоположным полом. Главный инструмент, обеспечивающий такое воспитание, - это детский коллектив. Главная задача родителей не оградить детей от плохого влияния улицы, что вряд ли возможно, а воспитать в ребенке нравственные и моральные качества, позволяющие ему противостоять возможным негативным последствиям такого общения.

Препубертатный период от 7 лет

Препубертатный- время от поступления ребенка в школу до начала пубертатного периода. Эта пора характеризуется вхождением ребенка в коллектив. Если раньше ребенок контактировал с ограниченным числом сверстников, то в школе он вступает в разнообразный - и по своему составу, и по возрасту - ученический коллектив. В этот период ребенок становится более самостоятельным, что увеличивает количество контактов со сверстниками во дворе, в различных секциях и кружках. Попадая в мальчишеский коллектив, ребенок воспринимает поведенческие полоролевые установки этого сообщества. Мужской коллектив - наиболее сильный и жесткий учитель, вырабатывающий маскулинные качества в подрастающем мальчике.

Попытка оградить ребенка от влияния улицы является ошибкой.

У мальчика, который не вписался в мужское общество, снижается самооценка, и он может оказаться в социально-психологической изоляции. В этот период возникает сильная потребность в общении со своим полом. Несколько ослабевает привязанность к матери, и возникает потребность в более тесном контакте с отцом.

Дети создают различные группы, тусовки практически всегда по половому признаку. Разнополая дружба редка и подвергается насмешкам со стороны сверстников.

Одной из самых важных особенностей этого периода является овладевание искусством общения с противоположным полом.

Мальчики в своих группировках не отграничены от контактов с девочками. Эти контакты вызывают интерес и проходят через оценку своей референтной группы. По своей форме такое общение часто внешне агрессивно, что призвано скрыть и желание общения, и мальчишескую робость, и смущение. Типичный пример такого контакта, когда мальчик дергает девочку за косички. Фактически это детский эквивалент если не любви, то симпатии к объекту ухаживания. Кстати говоря, и девочкам небезразлично такое внимание. Внешне возмущаясь, они стараются, чтобы это видели их подружки, что повышает их статус в девичьей компании. В то же время общение с девочками в этот период еще лишено сексуальной окраски. Это - время, самое подходящее для полового просвещения ребенка, так как все, что связано с полом, воспринимается, как и любая другая информация, не вызывая сексуальной окраски и возбуждения. В этот период ребенку можно сообщить довольно большой и серьезный объем информации по строению и функционированию человеческого тела с использованием некоторых медицинских терминов. Полученные знания облегчат мальчику вхождение в очень сложный пубертатный период.


Главная цель подготовки к началу полового созревания - формирование и воспитание межличностных отношений как внутри одного пола (маскулинные черты поведения у мальчиков и феминные - у девочек), так и с противоположным полом. Главный инструмент, обеспечивающий такое воспитание, - это детский коллектив. Главная задача родителей не оградить детей от плохого влияния улицы, что вряд ли возможно, а воспитать в ребенке нравственные и моральные качества, позволяющие ему противостоять возможным негативным последствиям такого общения.

Пубер татный период от 10 до 18 лет

Этот период полового созревания - самый сложный как для ребенка, так и для его родителей. Пубертатный период охватывает возрастной интервал от 10 до 18 лет и значительно отличается по времени и продолжительности у каждого подростка.

В одном классе часть 14-15-летних мальчиков могут иметь практически взрослый вид, с развитыми половыми органами, мужским оволосением и мужскими интересами; с другой стороны, юноши этого же возраста могут только вступить в пору созревания. С точки зрения медицины и то и другое является нормой. Но для юноши несоответствие его, как ему кажется, норме является доминантной проблемой, способной на несколько лет отравить существование подростка. Мало кто доволен своей внешностью в подростковый период.
Повышенное содержание андрогенов усиливает работу сальных желез, что приводит к так называемым юношеским угрям; нередка в этом возрасте гинекомастия, которая в разной степени выраженности отмечается у 50 % подростков; особое внимание мальчики обращают на степень оволосения лобка и размеры полового члена; неловкость, угловатость движений, связанных с бурным ростом, вносят свою лепту в дискомфорт ребенка, переживающего период изменения тела. Задача родителей - информационно подготовить сына к ожидающим его переменам. Знание подростком сроков и вариабельности полового созревания в значительной степени уменьшит психоэмоциональную нагрузку, испытываемую ребенком в этот период.

Пубертатный период - время пробуждения либидо: полового влечения. Именно сейчас формируются правильные сексуальные влечения и установки. Это период гиперсексуальности человека. Подросток наполнен эротическими желаниями и фантазиями. Градус желания настолько силен, что приводит к значительному расширению диапазона сексуального влечения. Именно для этого периода характерен транзиторный юношеский гомосексуализм (см. выше). Для формирования правильной сексуальной ориентации подростку необходимо общение с противоположным полом и ограждение от внешнего воздействия, несущего неправильные половые установки

Для пубертатного периода характерны:

- поллюции,

- мастурбация,

- петтинг

Поллюции - непроизвольное истечение спермы во время сна. Поллюции являются абсолютной нормой, служат для снятия сексуального напряжения и возникают в возрасте 14 лет. Наличие поллюций - один из важнейших признаков нормально развивающегося мужского организма.

Подростковая мастурбация этап, через который проходят практически все нормально развивающиеся юноши. По-видимому, подростковая мастурбация несет в себе несколько биологических задач. Помимо снятия сексуального напряжения, ввиду невозможности его адекватной реализации, цель мастурбации - в тренировке сексуальной функции организма. Мальчик знакомится с чисто технической стороной половых отношений, а сексуальное фантазирование, которое всегда сопровождает мастурбационный акт, развивает и закрепляет психические установки (подробнее о мастурбации см. след. главу). Cледующей ступенью сексуальной школы является петтинг - взаимные ласки сексуального характера, включающие в себя любые действия, кроме полового акта. Психологическое значение петтинга заключается в обучении телесному общению. В подобной игре и юноша, и девушка овладевают навыками партнерства, изучают и свое тело, и тело партнера, его реакцию на различные формы ласк. Эта форма сексуальной жизни учит взаимной внимательности, когда помимо собственного удовольствия необходимо доставить не меньшую радость и своему партнеру. Элементы петтинга затем входят в гармоничный половой акт в виде предварительных и завершающих ласк.

Прошедший подобную подготовку юноша вступает в половую жизнь. Нет однозначного ответа, когда это должно произойти. В средней полосе возраст первой половой близости составляет для мужчин 16-18 лет. Акселерация и увеличение степени свободы общества все более смещают эти сроки в сторону уменьшения. Однако акселерация увеличивает "ножницы" между способностью к половому акту и психологической готовностью к длительным, ответственным связям. На наш взгляд, период юношеской гиперсексуальности и существует для начала половых отношении.

На фоне высшего эмоционального напряжения формируются наиболее устойчивые полоролевые установки, которые сопровождают человека всю жизнь. Юность оказывается наиболее благоприятной порой для обучения, в том числе и для обучения половым отношениям. Задача родителей - компенсировать незрелость подросткового сознания. Подросток еще не осознает, какая ответственность лежит на нем и какие последствия могут повлечь подобные отношения. В первую очередь подросток должен быть осведомлен о беременности и способах ее предотвращения и возможности и опасности заражения болезнями, передающимися половым путем.

Контрацепция

Не существует абсолютно надежного способа предохранения от беременности. Выбор каждого метода индивидуален. Некоторые способы имеют побочные эффекты и не могут использоваться подростками.

Риск беременности при незащищенном половом акте составляет 2-4%. Это не так мало. При активной половой жизни в течение года беременность наступает у 85 женщин из 100.

Половые контакты исключаются в так называемый опасный период, т.е. за несколько дней до и после овуляции. Чтобы его использовать, нужно достоверно определить время наступления овуляции. Для этого женщина должна вести календарь цикла и отслеживать овуляцию специальными тестами (например, определение базальной температуры тела) или использовать специальные тесты на овуляцию. Естественный метод предохранения довольно ненадежный и составляет 65%. Этот способ больше подходит для женщин с регулярным менструальным циклом, которого еще может не быть у подростков.
Идеальным средством избежать неприятных последствий половых отношений в подростковом возрасте является презерватив. Мужской презерватив надевается на половой член. Его использование механически предотвращает попадание семени во влагалище; кроме этого презерватив препятствует инфицированию бактериями и вирусами организма как мужчины, так и женщины. Использование презерватива предотвращает заражение болезнями, передающимися половым путем, и вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Существуют правила использования презерватива. При его надевании необходимо оставлять незанятым небольшое пространство около головки полового члена для спермы, чтобы избежать разрыва презерватива. После эякуляции презерватив необходимо аккуратно снять, не допуская попадания спермы на половые органы женщины. Надежность способа составляет 95%. Использование презерватива оптимально еще и потому, что в этом случае юноша берет на себя ответственность и контроль за возможностью нежелательной беременности и заражение венерическими болезнями. Единственным противопоказанием к использованию презерватива является аллергия на латекс.

Спермициды - химические вещества, оказывающие повреждающее действие на сперматозоиды. Они продаются в виде мазей, гелей, специальных свечек, их оптимально использовать вместе с презервативами. Эффективность составляет 90-95%.

К средствам предохранения, которые также может использовать сам юноша, относится прерванный половой акт, когда эякуляция осуществляется вне влагалища. Однако для его использования подросток должен научиться контролировать свои ощущения во время полового акта, что в период юношеской гиперсексуальности не всегда возможно. С целью контрацепции можно использовать и оральный секс.

из http://www.mir-malchikov.com