Поведение грудничка в 2 месяца. Отклонения или индивидуальные особенности во второй месяц развития ребенка


Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Первые недели после рождения ребенок физиологически адаптируется к новой среде, а активный рост и познавательная потребность проявляются начиная со второго месяца жизни. Грудничок овладевает новыми навыками, радостно реагирует на общение в игровой форме и проявляет первые эмоции. Большую роль играет стимуляция развития малыша со стороны родителей.

Физиология и потребности двухмесячного ребенка

В этом месяце наблюдается интенсивное физиологическое развитие. Масса ребенка увеличивается на 25% (по 30 г ежедневно), а рост на 4 см (по 1 см в неделю), что обуславливает изменение потребностей малыша. Средние показатели на втором месяце составляют:

Показатели Мальчик Девочка
Рост 4800 г 4400 г
Вес 58,4 см 57 см
Окружность головы 39,2 см 38,3 см
Обхват груди 38,3 см 37,4 см
Длительность сна 18 ч
Дальность зрения 0,4­-0,5 м
Норма питания 0,7­-0,9 л грудного молока или 1/5 массы тела за сутки:
  • каждые 2­3 ч при грудном вскармливании (на 1 кормление идет 0,125-­0,15 л молока);
  • каждые 3­4 ч при искусственном вскармливании
Мочеиспускание каждые 30-­40 минут или от 7 до 30 раз в сутки
Дефекация до 12 раз в сутки
Прогулки Пребывание на свежем воздухе должно составлять 2­5 мин ежедневно, за исключением плохой погоды (мороз, дождь, сильный ветер)

Дополнительное питание

Молоко матери, которая соблюдает принципы здорового питания и принимает витамины, является полноценным продуктом для новорожденного первые полгода жизни. Если же молоко обеднено полезными веществами, или грудничок находится на ИВ, то на втором месяце рекомендуется давать ему свежий фруктовый сок. Он обеспечит организм витамином C, который участвует в становлении иммунитета и обмена веществ:

  • ежедневная норма сока – 3 ложки;
  • больше всего витамина C в апельсинах, лимонах, шиповнике и томатном соке;
  • при наследственной склонности к аллергии, от цитрусовых стоит отказаться, заменив их помидорами, морковью или яблоками;
  • использование металлических и алюминиевых соковыжималок запрещено, поскольку в процессе приготовления сока происходит окисление, разрушающее витамин C;
  • длительное воздействие света и кипячение также делает сок бесполезным для здоровья;
  • поить малыша соком лучше всего между утренним и обеденным кормлением;
  • томатный сок водянист, поэтому дневная норма составляет 6 ложек;
  • сок из лимона нужно подсластить.

Важным «питанием» являются прогулки в солнечный день, ведь получаемый витамин D – это лучшая профилактика рахита.

Рахит представляет собой неспособность организма усваивать кальций, что вызвано недостатком витамина D - «витамина солнца». В результате появляется вялость, падает иммунитет и понижается сопротивляемость инфекциям. Поэтому, несмотря на то, что окна задерживают ультрафиолет, обустраивать детскую комнату лучше на солнечной стороне.

Но самым главном средством витаминизации являются ежедневные прогулки. Лучше всего выходить на улицу в интервале 8:00­-11:00 ч или 15:00-­18:00 ч. Летом воздушные ванны можно дополнить загоранием в период 10:00­-13:00 ч, когда воздух насыщен ультрафиолетом, но еще не жарко. Изначально малышу разрешается загорать в лучах рассеянного света максимум 2 минуты, постепенно повышая эту норму в разумных пределах.

Физическое восприятие мира в двухмесячном возрасте

На втором месяце жизни у новорожденного вкус и обоняние еще притуплены, но активно развиваются слух, зрение и осязание. Малыш начинает фокусировать взгляд, выделяя на размытом фоне контрастные крупные предметы. Новые зрительные образы ребенок воспринимает вместе со звуками. Ласковые тона вызывают у него чувство спокойствия и расслабленности, громкие разговоры и крик - возбуждение, а на незнакомые голоса он реагирует замиранием.

Развитие причинно-следственных связей заставляет его поворачивать голову в сторону источника доносящегося шума. Также улучшается и тактильная чувствительность, ведь осязание является одним из способов познания мира. Малыш способен отличить жесткую поверхность от мягкой и гладкой.

Думая, как развивать ребенка в 2 месяца, стоит прибегнуть к таким методам:

Органы чувств Рекомендуемые мероприятия
Зрение
  • Над кроваткой нужно повесить мобиль или пару ярких игрушек;
  • взяв крупную вещь, надо водить ею перед глазами малыша и следить за реакцией;
  • красивую машинку или куклу можно положить прямо в кроватку, что поспособствует развитию тактильной чувствительности.
Слух
  • Рекомендовано прослушивание классической музыки;
  • во время любых процедур (кормление, купание, игры) надо разговаривать с ребенком;
  • важно менять интонацию при частых беседах, немного гримасничая;
  • можно следить за реакцией малыша на разные новые звуки (телефон, стиральная машина, погремушка, звонок и др.).
Осязание Необходимо сшить небольшое полотно из разных кусочков ткани (атлас, шерсть, шелк, джинс, бархат, велюр и др.) и положить его в кроватку.

Приобретенные навыки и рефлексы

Первый месяц мышечная система малыша укрепляется, и в начале второго ребенок уже проявляет активный интерес к своему телу. Он начинает шевелить конечностями, хватать пальцами простынь и тянуть ее. Сильный хватательный рефлекс позволяет ему держать в руках игрушки несколько минут. Данное действие дополняется желанием брать разные вещи в рот, однако, это делается не столько для ощущения вкуса, сколько для познания поверхностной текстуры предметов. На втором месяце жизни младенец уже умеет:

  • потягиваться и шевелить конечностями;
  • поднимать и держать голову, лежа на животе;
  • сжимать кулачки и удерживать в руках предметы;
  • поворачиваться на спинку из положения лежа на боку.

Учитывая усиление двигательной активности и развитие способности поворачиваться, нельзя оставлять малыша одного на диване или столе. Также ребенку надо обеспечить свободу движений, отказавшись от чрезмерных пеленаний.

Физические упражнения и массаж

Тактильный материнский массаж будет не только приятен малышу, но и поспособствует выработке пластичных двигательных навыков. Лучше всего проводить массаж утром, спустя час после кормления. Предварительно нужно согреть руки. Все движения совершаются плавно к центру, начиная с массирования стоп и ладоней. Вся процедура осуществляется в 4 этапа:

  1. поглаживание - надо делать круговые движения с легким обхватом. Поверхностное поглаживание, т.е. едва ощутимое, расслабляет мышцы и успокаивает ЦНС, а глубокое - улучшает кровообращение, стимулирует аппетит и обмен веществ. Руки должны скользить по коже;
  2. растирание - ребенок уже чувствует небольшое, но приятное надавливание, поскольку движение рук вызывает появление кожных складок. Растирание проводится подушечками пальцев медленнее, чем поглаживание;
  3. разминание - этот прием позволяет воздействовать на глубоко расположенные ткани. Принцип напоминает растирание, но надавливание проводится с большей силой, поэтому на область животика и шеи не воздействуют;
  4. вибрация - в два месяца разрешено только легкое встряхивание, которое оказывает обезболивающее действие.

Поскольку до 4-х месяцев младенец подвержен гипертонусу сгибательных-разгибательных мышц, врач должен составить для него индивидуальный комплекс физических упражнений и рефлекторной гимнастики. Начинать развитие моторики стоит с укладывания малыша на животик - сначала всего на 1 минуту. Основной набор движений пока еще выполняется лежа на спине, поэтому необходимо положить в кроватку несколько интересных предметов: погремушку, платок, куклу и др.

Психология новорожденного

С момента рождения прошел лишь месяц, а у младенца уже начинает формироваться характер. Он осмысленно реагирует на окружающую действительность и проявляет эмоции. Увидев огорченные лица знакомых людей, он чувствует себя неуютно, но при этом проявляется колоссальное доверие к родителям. Поэтому плач - это не каприз, а форма общения. Именно так ребенок показывает, что голоден, или пора сменить пеленки.

Истерики, возникающие без физиологических причин - это повод обратиться к врачу.

Познавательная потребность уже находится наравне с необходимостью сна и приема пищи.

У новорожденного проявляется не только слуховое и зрительное сосредоточение, но также попытки ориентироваться в пространстве, что стимулирует координацию движений рук и глаз. Познавательное развитие ребенка в 2 месяца реализуется по таким направлениям:

Эмоционально-социальная среда:

Знакомство
  • По ощущениям ребенок лучше всего знает маму, т.к. часто ее видит, слышит, трогает пальцами, чувствует ее запах и вкус молока;
  • других людей он запоминает по голосу и лицу;
  • свое тело он познает, рассматривая руки, посасывая пальцы и ощупывая животик.
Эмоции Это возмущение, радость, кокетство, игривость, обида, огорчение, улыбка и попытка привлечь внимание. В хорошем настроении малыш копирует эмоции людей, которых видит.
Адаптация Новорожденный еще не отделяет себя психологически от утробы матери, поэтому чувствует защищенность, лишь находясь у нее на руках.
Общение Коммуникация осуществляется не только плачем, но также кашлем, кряхтением и сопением.
Важно!
  • Малыш подражает всему от улыбок до криков, поэтому важно помнить о личном примере.
  • Всегда нужно отвечать на любой позыв. Апатия для ребенка – это самое страшное.
  • Не сдерживайте младенца, если он захочет потрогать лицо и руки близких людей.

Речевой аппарат:

Уже в 2 месяца у малыша возникает чувство разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Исследования показывают, что девочки проявляют больший интерес к первым, а мальчики - ко вторым. При этом всем нравится рассматривать объекты природы и взаимодействие родителей с ними: кормление птиц, поглаживание собаки или кота, полив комнатных растений и др.

Хорошее настроение и яркие эмоции у грудничка в 2 месяца возникают при таких действиях:

  • покачивание и подпрыгивание с помощью родителей;
  • пребывание на руках у мамы;
  • прослушивание оживленных разговоров и музыки;
  • просмотр черно-белых изображений с крупными предметами;
  • ощупывание простых игрушек с разной поверхностью;
  • купание;
  • массаж;
  • рассматривание радостных лиц, улыбок со стороны окружающих и объектов природы.

Таким образом, на втором месяце жизни уже начинает формироваться индивидуальное восприятие мира, которое при помощи родителей станет радужным и безмятежным.

Большинство родителей беспокоятся о том, как развивается их сын или дочка, и стараются понять, действительно ли чадо обладает всеми умениями, которые доступны для его сверстников. Так, через некоторое время после обретения нового статуса мама и папа задумываются, что умеет ребенок в 2 месяца, и как проверяется уровень полученных им способностей.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Практически сразу после родов маленький человечек начинает осваивать новые умения и по прошествии 60 дней демонстрирует очевидный прогресс во всех сферах. Развитие ребенка в 2 месяца жизни характеризуется завершением периода первичного привыкания к условиям, в которых он неожиданно оказался, и заметным совершенствованием индивидуальных особенностей.

Что происходит с ребенком в 2 месяца?

Бутуз, который появился на свет 60 дней назад, в норме проявляет интерес ко всему. Если взрослый возьмет кроху на руки, он начнет крутить головкой влево и вправо, чтобы поближе рассмотреть интересные объекты. Физическое развитие ребенка в 2 месяца делает стремительный скачок. Поскольку мышцы малютки к этому моменту уже полностью расслаблены, маленький человечек начинает совершать все больше хаотичных движений конечностями. Расположившись на животике, он неплохо удерживает головку, при этом улучшается и координация – карапуз пытается дотянуться и дотронуться до погремушки.

Что понимает ребенок в 2 месяца?

Молодым родителям необходимо понимать, что осознает их крошечное чудо, и каково состояние его психоэмоционального фона. Двухмесячный карапуз уже абсолютно осознанно улыбается, увидев кого-то из близких или услышав мамин голос. Нормы развития ребенка в 2 месяца характеризуются также добавлением множества новых эмоциональных реакций и появлением отрывочных гласных звуков во время плача.

Как видит ребенок в 2 месяца?

Нередко взрослые люди задаются вопросом, предстает ли перед глазами у новорожденного малютки четкая или расплывчатая картинка. В действительности, крошечный человечек очень хорошо фокусирует свой взгляд на объекте, который остается неподвижен, и отчетливо различает его крупные части. Маленькие детальки и сложные формы младенец пока может не замечать.

Между тем, зрение ребенка в 2 месяца не позволяет ему следить за объектом, который перемещается в любом направлении. Особенно сильно малюток, которые появились на свет около 60 дней назад, привлекают лица родителей и крупные фигуры. Так, если мать в течение продолжительного времени стоит над кроваткой крохи и практически не шевелится, сын или дочка будет внимательно изучать ее черты и надолго их запомнит.


Что может ребенок в 2 месяца?

Навыки ребенка в 2 месяца кажутся незначительными, однако, для дальнейшего воспитания карапуза они очень важны. Чтобы в будущем малыш хорошо учился и развивался не хуже своих сверстников, следить за его успехами нужно с самого рождения. Так, молодым родителям нужно обращать внимание на появление у отпрыска следующих способностей:

  1. Если положить новорожденного мальчика или девочку на животик на горизонтальную поверхность, он будет уверенно удерживать головку на достаточном расстоянии от нее.
  2. Проявляет реакцию на звуковые явления – услышав отчетливый звук, крутит головой и направляет взгляд туда, откуда поступил раздражитель. Эта способность является самой важной из того, что умеет ребенок в 2 месяца, поскольку она может продемонстрировать родителям и близким родственникам, хорошо ли наследник слышит, и адекватно ли реагирует головной мозг малютки на поступающие внешние сигналы.
  3. При появлении матери или другого близкого родственника в поле зрения двухмесячное чадо начинает улыбаться, махать ручками и демонстрировать радость другими способами.
  4. Кроме того, двухмесячный бутуз уже может отличать дневное время суток от ночного. Это помогает ему быстрее засыпать вечером и крепче спать ночью, однако, совершенно не означает, что вся семья может наслаждаться спокойным и здоровым сном. Большинство деток беспокоят колики и другие проблемы, из-за которых они плачут и кричат по ночам.
  5. Еще одно очень важное умение из того, что умеет ребенок в 2 месяца, - фокусировка взгляда на крупном недвижимом объекте. Если малыш не научился этого делать, данный факт не стоит игнорировать - на раннем этапе можно исправить ситуацию, обратившись к доктору.

Достижения ребенка в 2 месяца

Среди того, что делает ребенок в 2 месяца, присутствует несколько умений, которые можно причислить к рангу достижений. В норме кроха может осваивать эти навыки до окончания первого или начала второго триместра жизни, но большая часть современных малышей уже к моменту исполнения им 60 суток уверенно владеет такими способностями, как:

  1. Активно демонстрирует который является адекватным ответом на дружелюбное и спокойное обращение взрослых.
  2. Вокализирует гласные во время произнесения различных звуков.
  3. Лежа на животе, одновременно приподнимает голову и конечности, и совершает «плавательные» движения.
  4. Находит глазами источник звука и останавливает на нем свой взгляд.
  5. с бочка на спинку.

Чем заниматься с ребенком в 2 месяца?

Любящая и заботливая семья обязательно рассматривает варианты, чем занять ребенка в 2 месяца, чтобы потраченное время пошло ему на пользу. Хотя чадо в столь нежном возрасте еще, казалось бы, совсем ничего не понимает, в действительности, это далеко не так. Даже с таким крошечным карапузом можно придумать массу веселых, забавных и интересных занятий, которые смогут сплотить молодую семью и помочь крохе освоить новые способности.

Чему учить ребенка в 2 месяца?

Молодым родителям нужно знать, чему научить ребенка в 2 месяца, чтобы его развитие протекало планомерно и размеренно. На этом этапе кроха может познакомиться с такими навыками, как:

  • дифференциация «своих» и «чужих» людей, звуков, голосов;
  • кратковременное удержание головки над горизонтальной поверхностью;
  • проявление эмоциональной активности в преддверии излюбленных процедур – кормления, купания и так далее;
  • интерес к собственным движениям;
  • в норме двухмесячный бутуз предпочитает общение с живыми людьми, а не с предметами.

Для того чтобы совершенствовать все то, что может ребенок в два месяца, матери и отцу совместно с педиатром следует продумать ежедневные занятия, которые в обязательном порядке включают в себя легкий массаж, чтение потешек, сказок, прибауток и других литературных произведений, пение колыбельных и веселых песенок, купание в теплой воде и другое. Кроме того, для улучшения физических навыков отпрыска полезно закаливать путем приема воздушных ванн.

Большинство врачей считает, что для правильного и полноценного развития младенца его достаточно кормить материнским молоком. В этой питательной жидкости содержится множество витаминов и микроэлементов, поэтому не отказывайтесь от естественного способа кормления сына или дочери, если у вас есть такая возможность. При этом следует учитывать, что не все из того, что умеет определенный ребенок в 2 месяца, должно наблюдаться у каждого малыша. Организм новорожденного индивидуален, поэтому не следует предъявлять к своему наследнику слишком серьезных требований.

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 2 месяца ребенок уже дальше видит, чем новорожденный, - на 2-3 метра, и учится фиксировать взгляд на самом интересном предмете - лице матери. Сначала малыш и взрослый устанавливают зрительный контакт, вскоре 2-месячный малыш одарит вас улыбкой. Развитие ребенка в 2 месяца в большей степени эмоциональное, нежели физическое. Малыш пытается подчинить себе руки и ноги, но двигаются они по большей части хаотично.

Рост и вес ребенка в 2 месяца по данным отечественных педиатров

Рост и вес детей в 2 месяца - нормативы по данным ВОЗ

Питание ребенка в 2 месяца

Грудное вскармливание по требованию, без выраженного режима. Частые прикладывания могут происходить до 4 раз в час, полноценные кормления примерно через 40 минут — 2,5 часа. Основное время ночных кормлений — между 3 и 8 часами. Малыш 2 месяцев обычно просит грудь при засыпании и при пробуждении.

Уход за ребенком в возрасте 2 месяца

Мочеиспускания по-прежнему частые, однако ребенок способен спать сухим и при пробуждении подавать сигнал матери. Стул может быть как 5-8 раз в день, так и один раз в день и даже через день.

Сон. Малыш в 2 месяца начинает заметно меньше спать. У него появляются обычно 5 периодов дневного сна, 2 длинных — по 1-3 часа и 3 коротких — по 10-30 минут. Устанавливается ночной сон продолжительностью 10-12 часов (с перерывами для кормления, во время которых ребенок может полностью не просыпаться). Во время сна малыш еще может нуждаться в ограничении пространства (спать уткнувшись в подушку), в том числе и в пеленании — если будит себя, вскидывая руки.

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.