Поведение малыша в 2 месяца. Развитие инициативы у ребенка

Ко второму месяцу жизни малыш уже немного адаптировался к условиям жизни и активно приобретает новые навыки. Развитие ребенка в 2 месяца характеризуется большим прогрессом. По-прежнему для малыша важно грудное кормление и постоянное присутствие мамы рядом. Это положительно влияет и на физическое, и на психическое развитие. Каждый день грудничок учиться чему-то и демонстрирует новые способности, что удивляет и радует родителей.

Давайте узнаем, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Что умеет ребенок в 2 месяца

  • Выражать эмоции не только при помощи улыбки или плача. В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации;
  • Сосредотачивает и удерживает взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров. При этом взгляд у грудничка становится более направленным.
  • Следить взглядом за передвижением предмета или взрослого человека и не упускать из вида;
  • Уверенно держать голову в течение 10-20 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Поворачивать голову, когда услышит звук, искать источник звук глазами;
  • Поворачиваться с бока на спину;
  • Хватать и удерживать легкие предметы на протяжении 30 секунд;
  • Произносить звуки,выделяя и растягивая гласные;
  • Вслушиваться в голоса взрослых;
  • Демонстрирует оживление и “отвечает” на общение со стороны другого человека.

Правильный уход за ребенком в 2 месяца

Питание. Единственное питание, которое должно присутствовать в рационе двухмесячного ребенка – грудное вскармливание. Только грудное молоко удовлетворяет потребности малыша на 100%. Оно меняется с возрастом грудничка, насыщает организм необходимыми витаминами и элементами, укрепляет иммунитет, положительно влияет на физическое и психическое развитие малыша. Подробнее о пользе грудного молока для малыша читайте .

Кормить двухмесячного ребенка нужно по требованию без выраженного режима. Не следует ограничивать малыша в количестве и продолжительности прикладываний к груди, не допаивайте и не докармливайте малыша. В столь раннем возрасте это негативно скажется на здоровье, приведет к аллергии, расстройствам желудка и пр. проблемам.

Питание двухмесячного грудничка происходит по 8-12 раз в сутки. При этом на ночь приходится 1-2 кормления, дневные прикладывания происходят каждые 1,5-3 часа в зависимости от потребностей и активности ребенка. Продолжительность кормления составляет около 15-20 минут. Не забирайте у малыша грудь, пока тот не насытится. Дождитесь, пока он сам отпустит грудь или уснет.

Сон и бодроствование . Сон к двум месяцам сокращается и составляет 4-5 периодов днем по 1,5-3 часа. В этом возрасте ребенок начинает спать хорошо ночью, и ночной сон может легко продлиться 6-8 часов. Поэтому количество кормлений ночью тоже сокращается. Специально будить грудничка ночью для вскармливания не нужно! Общее суточное время сна составляет 16-18 часов, тогда как в первый месяц ребенок спит около 20 часов.

Во время бодрствования важно не только обеспечить правильно питание грудничка. Обязательно общайтесь с малышом, используйте развивающие игры, тренируйте органы чувств и мышцы!

Гулять с малышом нужно как минимум два раза в день – утром и вечером. Длительность прогулок при комфортной погоде может составлять 1,5-2 часа и более. При сильном морозе не следует гулять с грудничком дольше 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов выбирайте время для прогулок, когда солнечные лучи наименее опасны. Это до 11 утра и после 5 часов вечера.

Обязательно берите на прогулку памперсы, сухую пеленку, влажные и сухие салфетки, соску и питьевую воду. В жару используйте , так как нежная кода грудничка быстро обгорает на солнце. Защитят от УФ-лучей, ветра и насекомых, снега и дождя специальные накидки на коляску.

Гигиена – важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Купание – важный элемент поддержания гигиены и развития грудничка. Купать малыша нужно раз в день по 20-30 минут. Обязательно следите за температурой воды, которая должна составлять примерно 32-35 градуса. Закаливание грудничка педиатры не рекомендуют начинать ранее трех месяцев. На второй месяц можно включать легкие и полезные упражнения в ванной, которые вы найдете в статье “ ”. Кроме того, двухмесячного малыша уже можно учить нырять!

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Оно укрепляет иммунитет и мышцы, развивает чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление.

Массаж и гимнастика положительно влияют на физическое развитие и психическое состояние малыша. Регулярные упражнения и массаж успокаивают ребенка, расслабляют и тонизируют мышцы, улучшают сон и аппетит. При массаже важно использовать легкие и плавные движения, чтобы не поранить нежную кожу грудничка.

Развивающие игры

Игры – отличная тренировка слуха и зрения, моторики и мышления грудничка. Они положительно влияют на физическое, психологическое и умственное развитие малыша. Самым простым развивающим занятием станут цветные шарики разных размеров, которые нужно показывать малышу и передвигать. Так ребенок быстрее научиться фокусировать взгляд на предметах и следить глазами за ними, различать цвета, большие и маленькие шарики. Обязательно повесьте разноцветные игрушки над кроваткой или в коляске.

В два месяца ребенок воспринимает красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета. Для развития грудничка также подойдут яркие и легкие погремушки. Учтите, что звук погремушки не должен быть громким и пугающим. Перекладывайте погремушку из руки в руку, чтобы малыш поворачивал голову в сторону звука. Кроме того, игрушку можно вкладывать в руку ребенка.

Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. Обязательно разговаривайте с ребенком во время игры, используйте различные жесты, мимику и интонации. Двухмесячный малыш уже активно повторяет звуки и мимические движения за взрослым. Однако важно говорить с грудничком только ласково и не повышать голос. Не забывайте петь песенки и читать книги малышу.

Хорошо развивают слух и реакцию игры с колокольчиком. Звоните в маленький колокольчик рядом с ребенком на расстоянии 60-70 сантиметров, важно, чтобы он не видел вас. Позвоните два-три раза и перестаньте. Затем перемещайте колокольчик в другую сторону на расстояние уже 80-100 сантиметров, при этом регулярно звоните. Малыш будет провожать колокольчик взглядом. Такие игры улучшают поисковый и слуховой рефлексы. Проводите такие занятия 2-3 раза в неделю, при этом перемещайте колокольчик и вправо, и влево.

В этой статье:

Самый беспомощный человечек на земле – это новорожденный ребенок. При появлении на свет он ничего не умеет и не знает, не может прожить самостоятельно ни дня. К двум месяцам он овладевает только умением держать головку. Но разве этого мало? Достаточно, особенно если учесть его «юный» возраст. У карапуза все только впереди, его развитие набирает обороты. А у двухмесячного ребенка они достаточно велики. Что именно происходит в это время? Давайте рассмотрим детальней.

«Комплекс оживления»

Уже на втором месяце жизни ребенок очень отличается от ребенка после рождения. Именно в возрасте двух месяцев у ребенка происходит скачок в развитии. И от родительского участия зависит, что будет уметь малыш к трем месяцам своей жизни. Очень важно обладать познаниями о физиологических и психических способностях ребенка. С одной стороны, это позволит не пропустить возможности развития, а с другой – не нарушить его естественного хода, тем самым нанеся непоправимый вред.

Самой важной особенностью детей второго месяца жизни является комплекс оживления. В самом понятии заложено объяснение происходящих с крохой процессов. Слово «комплекс» указывает на то, что у двухмесячного ребенка происходят не одно, а несколько изменений в развитии. Слово «оживление» дает понять, что изменения происходят именно в образе действий малыша. Появление этого комплекса – знак для родителей, указывающий на то, что развитие карапуза идет соответственно нормам и правилам.

Чем же проявляется этот самый комплекс оживления? Прежде всего тем, что новорожденный всевозможными способами демонстрирует узнавание родительницы: он улыбается и приходит в движение всем
телом, когда видит любимую и родную маму. Когда она наклоняется над крохой, тот начинает «разговаривать» с ней на своем языке, гуля и агукая.

Вторым очень важным новшеством становятся попытки взять в руки погремушку. У двухмесячного ребенка происходит развитие хватательной функции рук. Сначала это происходит случайно. Но, как только малыш начинает понимать, что может овладеть возможностью брать предметы самостоятельно, он совершенствует данную способность регулярными попытками снова и снова захватить пальчиками игрушку или пустышку.

Кроме того, у двухмесячного ребенка значительно увеличивается время бодрствования, а значит, у родителей появляется больше возможностей для общения с карапузом, в процессе которого они могут помочь ему развиваться и овладевать новыми способностями.

Поём и разговариваем вместе с малышом

Гуление – это не просто первое и приятное звуковое общение со взрослым. Это попытка ребенка сказать маме и папе, что пришло время для развития речи, слуха, координации между голосом и слухом. Для этого не нужно обладать особыми знаниями и умениями. Также не понадобится большого количества времени. Данные процессы должны происходить естественно.

У двухмесячного ребенка прекрасно получается подражать интонациям взрослых. Он внимательно прислушивается к звукам, наблюдает за движением маминых губ, когда она разговаривает с ним, пытается делать то же самое. Выходит это у него очень смешно и неправдоподобно. Но это не повод перестать разговаривать с чадом. Наоборот, следует стараться уделять общению как можно больше времени и внимания.

Важно, чтобы мама, наклоняясь над ребенком и разговаривая с ним, произносила слова с четкой мимикой. Так в сознании малыша отложится правильное положение губ во время произнесения того или иного звука. Если звук «у» должен произноситься с вытянутыми вперед губами, то малыш должен видеть именно такое произношение, а не то, каким мы пользуемся в повседневной речи.

То же касается гласных. Их немного, и все они должны произноситься с разной артикуляцией, чтобы малыш быстрее и легче научился их повторять. Попробуйте произнести правильно: «А», «О», «У», «И», «Э». А теперь произнесите эти же звуки так, как произносите всегда. Заметили разницу?

Так вот, если хотите научить своего ребенка правильному произношению звуков, слов, а после – правильной речи, начинайте речевое развитие с двухмесячного возраста. Подавайте правильный пример. Не зря говорят, что дети вырастут такими же, как их родители, поэтому воспитывать следует себя.

Кроме того, у двухмесячного ребенка можно начать развивать музыкальный слух. Первые музыкальные уроки кроха получает во время пения колыбельных или любых других песен. Делать это должна мама. Ее малыш в этом возрасте воспринимает как никого другого. Любое ее действие и звук он будет впитывать как губка.

На втором месяце жизни происходит еще и развитие эмоций. Поэтому можно смело начинать учить кроху ласковым и строгим, радостным и печальным, удивленным и сердитым ноткам в голосе. Проще всего это сделать в ходе чтения детских книг или разных сюжетно-ролевых потешек. Например, в одной из них медведь может разговаривать сердитым голосом, а птичка нежным и т.д. Это не значит, что ребенок поймет суть сказанных слов, но потешки помогут передать всю палитру существующих эмоций – интонацией, голосом, его окраской и тоном.

Такие занятия следует проводить во время естественного общения, например, когда мама кормит, одевает, купает, носит на руках, укладывает спать или подходит к малышу после пробуждения.

Есть масса самых разных сборников, в которых можно найти большое количество разнообразных песенок, стишков, потешек для новорожденных, которые приблизительно так и будут называться: «Стихи для новорожденных и самых маленьких», «Пестушки» и «Колыбельные для малышей».

Физиологическое развитие двухмесячного малыша

Что умеет младенец двух месяцев от роду? Самое главное – это держать голову, которую он поднимает и удерживает из положения лежа на животе. Работа над этим упражнением очень важна,
так как если в два месяца ребенок уже хорошо держит головку, то к трем месяцам, опираясь на предплечья, он уже сможет рассматривать мир вокруг себя, что существенно расширит его кругозор.

Если с первого месяца жизни мама будет регулярно заниматься с ребенком, то ко второму месяцу у него не возникнет трудностей с поддержкой головки, лежа на животике. Чтобы малыш захотел поднимать головку и таким образом тренировал мышцы шеи, мама должна дать ему задание. Не стоит удивляться: даже в таком возрасте перед крохой можно ставить задачи. Главное, чтобы они были разрешимыми. Например, на расстоянии полуметра от малыша следует положить яркую игрушку. Желательно, чтобы она издавала звуки, которые привлекут внимание младенца. Идеальный образец такой игрушки – неваляшка.

Не думайте, что малыш поползет к игрушке. Это ему еще не под силу. Мама сама должна постепенно приближать ее к ребенку, постоянно привлекая к ней внимание, которое малыш еще не может удерживать на одном предмете более десятка секунд. Когда желанная погремушка окажется на расстоянии вытянутой руки, ею снова надо пошевелить, чтобы малыш заметил ее и приподнял головку.

Он будет внимательно следить за яркой и звенящей безделицей. Поэтому, когда кроха научится выполнять простейшие действия, задание можно будет усложнить, например, приподнимая игрушку
немного выше, а не выкладывая на ту же поверхность, на которой лежит сам малыш.

Также для усложнения упражнения можно взять сразу две игрушки. Таким образом произойдет развитие еще и умения переключать внимание. А еще появится умение следить за движением предметов и рассматривать их, что в будущем станет прекрасным фундаментом наблюдательности.

У детей второго месяца жизни появляется еще несколько новых важных действий, и одно из них – переползание. Кроха начинает двигаться по кроватке. Поэтому, оставив его в ней в одном положении, через десять-пятнадцать минут мама найдет карапуза уже в другом положении или в другом конце кроватки.

Следующее важное действие – попытка держать в руке игрушку, которую малышу дает мама. Эти действия являются подготовительными для более сложных действий, которые он будет выполнять позже, когда достаточно окрепнет, а именно в 3-4 месяца. Важно, чтобы обучение происходило естественно, но со знанием дела и пониманием его необходимости.

Кроме того, в это время происходит развитие слухового сосредоточения, когда малыш начинает реагировать на источник звука и удерживает на нем свое внимание. Это умение нужно использовать
при развитии слухового восприятия, которое станет основой для развития музыкального слуха.

Никому не нравилось, когда в школе на уроках музыки он слышал: «Да тебе медведь на ухо наступил», что подразумевало отсутствие слуха и возможности правильного воспроизведения мелодии, даже самой простой. Чтобы этого не произошло с вашим карапузом, заниматься его слухом следует начинать с младенчества. Для первых занятий вполне подойдет обычная погремушка. Маме необходимо трясти ею и давать малышу среагировать на звук поворотом головки. Постоянно меняя место расположения звука, его скорость и силу, вы будете способствовать развитию музыкального слуха.

Развитие зрительного сосредоточения

У ребенка двух месяцев еще недостаточно развита конвергенция – способность рассматривать предметы на близком расстоянии. Поэтому в двухмесячном возрасте есть смысл показывать детям большие игрушки и большие картинки на расстоянии пятидесяти сантиметров от глаз. Задача малыша – всего лишь рассматривать предоставленный для изучения материал. Задача родителей – подобрать привлекающие внимание игрушки и картинки. При этом игрушку необходимо не просто показывать, но и водить ею из стороны в сторону, показывая, как ходит собачка или летает птичка, чтобы
малыш смог следить за ней взглядом. Свои действия важно сопровождать каким-то рассказом или песенкой. Слушая слова мамы, ребенок на подсознательном уровне будет усваивать основы речи.

Сосредоточение внимания у младенца еще очень невелико – не более пяти секунд на одном объекте. Однако это время можно увеличить, если показывать малышу игрушку или яркую картинку с разноцветными деталями и при этом разговаривать с ним, привлекая внимание и удерживая его.

Начиная с двух с половиной месяцев игрушки рекомендуется вешать в кроватке у ребенка так, чтобы он мог легко достать их ручкой, на расстоянии четырнадцати-двадцати сантиметров. Но игрушки должны быть достаточно хорошо закреплены, чтобы малыш, сдернув их, не испугался или не навредил себе.

Какими умениями овладевает ребенок к концу двух месяцев жизни

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. К третьему месяцу жизни ребенок должен выполнять следующие действия:

Рост и вес ребенка второго месяца жизни

За второй месяц жизни прибавка в росте и весе младенца должна быть почти в два раза больше, чем за первый. Если за первый месяц карапуз прибавляет шестьсот грамм, то за второй должен прибавить восемьсот-девятьсот грамм. Рост ко второму месяцу жизни ребенка увеличивается на два с половиной-три сантиметра. Нужно отметить, что эти нормы отличаются у детей, находящихся на грудном вскармливании, от искуственничков.

Питание

Поскольку малыш активно развивается, то и питание у него должно быть соответствующее, позволяющее восполнить энергетические затраты. Именно поэтому дети данного возраста не жалуются на отсутствие аппетита.

В сутки кроха должен съедать восемьсот-девятьсот грамм молока. Норма одного кормления – от ста тридцати до ста пятидесяти миллилитров. Кормить младенца следует через каждые три часа. Ночью промежуток между кормлениями желательно увеличить, приучая карапуза спать с 23:30 до 6:00. Но если ваш малыш не может выдержать такой длительный промежуток, не стоит его насиловать. К подобному графику кормления вы обязательно придете, но постепенно. Важно! Если ребенок спит более 5-6 часов без кормления, это не повод его будить. Ни один младенец еще не умер от голода.

В случаях, когда новорожденный просыпается во время сна от боли в животике, что часто бывает в результате спазмов кишечника, или просто не может заснуть, то лучше напоить его укропной водичкой
или водой с фенхелем. Также облегчить страдания поможет поглаживание животика и полноценное кормление.

Самочувствие малыша очень зависит от питания мамы. Если она кушает то, что вызывает образование газов, или неправильно разводит смесь, а также позволяет во время кормления заглатывать воздух, то это обязательно приведет к образованию колик, болям в животике и крикам. Именно поэтому маме следует следить за всем и сразу: за собственным питанием, за процессом кормления и многими другими условиями жизни малыша.

Также следует учитывать тот факт, что ребенок второго месяца жизни становится очень любопытным, поэтому во время еды, если вокруг него будет много всяких движений или звуков, может часто отвлекаться, прерывая прием пищи. Так он еще и воздух будет заглатывать, а это чревато коликами. Поэтому во время кормления маме рекомендуется уединяться с ребенком в тихом помещении, где нет посторонних, даже если это папа, бабушка или дедушка.

Поскольку объем съедаемой малышом пищи постоянно увеличивается, то увеличивается и лактация. Однако у некоторых кормилиц иногда проблемы. В таких случаях не стоит впадать в отчаяние. Часто 200 г нежирного отварного мяса в день плюс 100 г творога, а также употребление молока и кисломолочных продуктов быстро и легко
исправляют ситуацию. А вот мед и грецкие орехи употреблять не стоит, так как они могут стать причиной диатеза у малыша.

Современные специалисты при проблемах с лактацией рекомендуют практиковать кормление по требованию, ведь во время сосания кроха стимулирует выработку молока у матери лучше любого чудодейственного средства.

Режим дня двухмесячного ребенка

В этом возрасте общая продолжительность сна у ребенка составляет 16-18 часов в сутки. Поскольку ребенок становится более увлеченным, деятельным, то и продолжительность сна у него меняется. А раз днем он больше бодрствует, то ночью просыпается уже не так часто, как в первый месяц жизни. Продолжительность ночного сна у малыша приближается к норме взрослого
человека, а это 7-9 часов. При этом очень важным остается и дневной сон. Для ребенка такого возраста дневной сон должен быть два раза в день по 3-4 часа.

Если малыш перепутал день с ночью, что тоже нередко бывает, его следует будить во время дневного сна, который затягивается до пяти-шести часов. Некоторое время это будет неприятно как для родителей, так и для малыша, но вскоре все станет на свои места.

В режиме дня очень важно большое внимание уделять прогулкам на улице. Особенно хорош и чист воздух после дождя. Прогуливаться с ребенком надо хотя бы пару раз в сутки. Комната перед ночным сном должна быть хорошо проветрена. А когда мама с крохой уходит днем на улицу, нужно оставлять форточки открытыми, чтобы малыш дышал свежим воздухом не только во время прогулки, но и после нее. Только важно не переусердствовать в зимнее время, чтобы, придя с прогулки, не застать в квартире или доме слишком низкую температуру.
В комнате должно быть тепло. Но не жарко: от жары ребенок плохо спит и болеет. Это следует учитывать и при одевании карапуза. Не стоит закутывать его в сто одежек. Лучше снизить температуру в помещении.

Продолжительность прогулки не должна быть очень большой, для двухмесячного ребенка достаточно двух раз в день по 40 минут. Время нужно увеличивать постепенно, доведя пребывание на улице до полутора часов.

Во время прогулки следует особое внимание уделить защите коляски от, например, сильного дождя, неожиданного дождя или снега. Если температура воздуха на улице ниже двенадцати градусов, от прогулки лучше воздержаться, при этом не забывая регулярно проветривать помещения.

Купание малыша

Это одна из самых приятных процедур не только для младенца, но и для его родителей. Однако знакомство с водой должно быть аккуратным. Следует заблаговременно проверять температуру воды локтем или градусником. Температура воды должна
быть тридцать семь градусов, а температура воздуха в помещении – двадцать четыре градуса.

Купать ребенка лучше всего перед сном. Эта процедура успокаивает и расслабляет кроху, подготавливая его ко сну. Регулярные вечерние процедуры станут звоночком для организма приготовиться ко сну.

Само купание должно быть осторожным и тихим. Вечер – это не время для шума и гама. В ходе купания с крохой обязательно следует разговаривать только спокойно и петь ему песни только успокаивающие, а не веселые и задорные. В это время все должно готовить малыша к переходу в спящий режим.

Утренний массаж и гимнастика

Если купание лучше проводить вечером, то массаж и гимнастику – утром. Эти мероприятия должны быть очень приятны ребенку. Также они благотворно воздействуют не только на эмоциональное и физическое состояние, но и на его развитие.

Массаж представляет собой поглаживание ручек от кисти к плечу, ножек – от стопы к паху. Животик поглаживать рекомендуется по часовой стрелке. Спинку – от попки к голове. Массаж не должен быть долгим: максимум 5-7 минут.

Приблизительное время чтения: 5 минут

После рождения малыша родители неумолимо торопят мгновения и ждут от своего чада быстрейшего развития. Не торопитесь, вы еще не раз будете жалеть, что ваш ребенок очень быстро вырос и повзрослел.

Вот и остались позади все тревоги и опасения, связанные с родами и первым месяцем жизни малыша. Теперь вы уверенно меняете подгузники, знаете как он себя ведет, если проголодался, и прекрасно понимаете причину его плача. Вашему малышу всего 2 месяца. Хотя правильней будет заметить, что ему УЖЕ 2 месяца. Младенец все больше адаптируется к окружающему миру, у него активно развиваются все системы и органы. И если вы хотите грамотно развивать свою кроху, то вам обязательно нужно знать о том, что же должен уметь ребенок в 2 месяца.

Многие, начитавшись умных книжек, проштудировав просторы многогранного интернета, замечают упущения в развитии своего чада, порой утрируя. Поверьте, все мы индивидуальны и не можем соответствовать одному шаблону.

Однако есть признаки, по которым родители могут понять, правильно ли развивается малыш или ему необходима помощь со стороны взрослых. Чтобы понапрасну не расстраиваться, давайте разберем, что должен уметь ваш ребенок в 2 месяца.

Навыки малыша в 2 месяца

Жизнь вашего ребенка еще не настолько богата приобретенным опытом, однако маленькая кроха быстрыми темпами познает окружающий мир, ловко приспосабливаясь к нему.

Самое большое достижение этого возраста является - держание головы. Нам взрослым не понять, но для малышей это титанический труд. Ведь 9 месяцев в животе у мамы можно приравнять с жизнью космонавта в невесомости, когда мышцы не испытывают никаких нагрузок. Когда ребенок появляется на свет, его организм начинает жить по-новому.

Отличительная особенность от предыдущего месяца, в возрасте 2 месяца лежа на животике, младенец пытается поднять голову. Выглядит это пока еще неуверенно, однако в последующем ваш малыш не только уверено будет поднимать голову, но и поворачивать.

В 2 месяца ребенок реагирует на звуковой раздражитель, а именно поворачивает голову в сторону источника звука. Например, мамины ласковые слова моментально успокаивают малыша.

Эмоции свои малыш проявляет не только с помощью плача, но и улыбкой. Такое эмоциональное проявление самое незабываемое впечатление для любых родителей. За такую улыбку можно отдать все на свете.

Отвлекусь и расскажу вам об одном случае, который произошел во время моей врачебной практики, когда первая осознанная улыбка малыша не дала его маме отказаться от него в больнице. Случай поистине был уникальным. В нашем роддоме рожала молодая девушка, родила красивого здорового мальчика рост 53 см, масса тела 3900гр. Выписали роженицу на третьи сутки, правда никто ее не встречал, зато провожали мы ее всем отделением, собирали вещички и все необходимое для новорожденного.

Спустя два месяца она принесла ребенка к нам в родильный дом, говоря, что он ей не нужен. Помню, мы все были в шоке. Пока уговаривали мамочку, объясняли, что трудности не повод отказываться от такого сокровища, неожиданно малыш просто улыбнулся ей, и молодая мамочка уже не смогла оставить его у нас. Недавно она привела к нам в гости того самого мальчугана, который привел более сильный аргумент почему мама не должна была его бросить. И поверьте, его улыбка нисколько не утратила ту искренность и шарм. До сих пор она себя корит, за тот случай, что могла лишиться самого дорого на свете.

В два месяца зрение малыша продолжает совершенствоваться, можно заметить, что ваше чадо пытается фокусировать свой взгляд на определенных предметах. Многие педиатры рекомендуют приобретать игрушки насыщенных цветов для лучшего развития зрительного аппарата ребенка. Игрушки должны быть простых форм, к примеру, мячи, колечки цветные. Не стоит покупать игрушки сложной конструкции в этом возрасте это не к чему.

Речь

Речевые навыки пока не совершены, однако ваше чадо уже пытается на своем языке издавать звуки, которые даже порой самого его удивляют. От неожиданного результата малыш замирает и прислушивается к своим произнесенным «речам».

Движения

К двум месяцем совершенствуется координация движения. Ребенок начинает делать попытки дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Для нас взрослых это кажется сущим пустяком, однако поверьте, для такого крохи такой навык дается с большим трудом.

Познавание мира продолжается, ваш малыш интересуется всем, что попадает в его поле зрения, как правило, это собственные ручки и ножки. Такой навык необходим для расширения в дальнейшем кругозора и изучения окружающего мира.

Ребенок в 2 месяца уже различает день и ночь, тем самым вы дорогие родители можете привить своему чаду четкий распорядок дня. Это не помешает в дальнейшем организовывать и дисциплинировать малыша.

Плавательный рефлекс выражен у детей в 2 месяца. Известно ребенок в таком возрасте может проплыть несколько метров под водой.
Ошибочно думать, что ваш ребенок еще мал, занятие в таком возрасте бесполезная трата времени. С уверенностью скажу: «Все что вы закладываете в него в младенчестве, соответствующий итог получите в старшем возрасте.» Для лучшего развития достаточно несколько минут в день и результат не заставит себя долго ждать. Разговаривайте со своим ребенком, делайте гимнастику и массаж , гуляйте, читайте сказки. Вербальное общение помогает ему познавать окружающий мир.

Справка
При недостаточном общении с детьми в младенчестве развивается состояние под названием «госпитализм» или педагогическая запущенность. Эмоциональная сфера таких детей развита плохо. Как правило, такое состояние развивается у брошенных детей, которые лишены материнской любви и внимания.

Показатели физического развития 2-месячного ребенка

К концу второго месяца жизни вес малыша увеличится в среднем на 800 гр, а к росту прибавится 3-4см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 2 месяце жизни приведены ниже в таблицах.

Как проводить замеры малыша

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм.

Что должен уметь малыш в 2 месяца - рефлексы и навыки

Начиная со второго месяца жизни у ребенка постепенно угасают рефлексы новорожденного и он постепенно начинает осознанно воспринимать окружающий мир. В таблице приведены основные рефлексы, которые еще сохраняются с этом возрасте.

Таблица рефлексов

Название рефлекса Описание
Поисковый рефлекс Проведите пальцем возле уголка рта новорожденного и малыш опустит губы и повернет голову в сторону раздражителя.
Хватательный рефлекс Погладьте ладошку ребенка или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками.
Рефлекс ползания Положите младенца на живот и приставьте к его подошвам ладони. Малыш начнет отталкиваться ножками от вашей руки и делать движения вперед, стараясь ползти.
Рефлекс испуга Новорожденный при резком внезапном звуке отводит руки в стороны и открывает кулачки. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение.
Шаговый рефлекс Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, имитируя первые шаги.
Рефлекс Галанта Погладьте Ребенка уложите грудью на ладонь взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, нанесите штриховое раздражение в направлении от лопаток к ягодицам. Происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.

Навыки малыша в 2 месяца

Помимо описанных рефлексов, малыш в 2 месяца приобретает следующие навыки:

  • в положении лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд;
  • может недолго удерживать в руке погремушку или другой предмет;
  • хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
  • когда его держат под мышки, упирается ножками;
  • перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам;
  • способен зрительно отличить родителей от других людей;
  • способен до 30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном ярком предмете, который находится на расстоянии 50 см от уровня его глаз;
  • определять, откуда исходит шум;
  • начинает реагировать на человеческие голоса;
  • появляется «комплекс оживления» (малыш начинает улыбаться при виде знакомых лиц);
  • появляется гуление (малыш способен выкрикивать одинарные звуки, как правило гласные).

Не новость, что став родителями вы делаете ответственный шаг в жизни. От того каким будет ваш ребенок на прямую зависит от вас самих, поэтому необходимо постоянно развивать навыки малыша, помогать узнавать окружающий мир.

  • Чтобы малыш уверенно держал голову, необходимы ежедневные занятия гимнастикой и массажа , что поможет укрепить мышцы спины и шеи.
  • Для лучшего развития зрительных, звуковых навыков необходимо правильно организовать окружающую среду. Рекомендуется подвешивать игрушки насыщенных цветов над кроваткой со звуковым сопровождением.
  • Для лучшего развития речи необходимо часто общаться с малышом, читать сказки, стихи, петь песенки.
  • Приучайте ребенка к режиму дня.
  • Занятие плаванием, прогулки на свежем воздухе в этом возрасте способствует дальнейшему закаливанию.

Справка
В период 2 месяца жизни дети с удовольствием рассматривают объемные, но не плоскостные игрушки, они прекрасно различают форму предмета: овальную и треугольную, квадратную и круглую, прямоугольную.

Развитие малыша проходит постепенно и последовательно, которое надо периодически подпитывать. От того как вы будете заниматься с малышом зависит его адаптация в социуме.

Зная ответ на вопрос о развитие и психологии 2-месячного ребенка о том что умеет малыш в 2 месяца , вы сможете с пользой проводить время вместе, наслаждаясь каждой минутой. Организуйте свой быт так, чтоб как можно больше времени уделить малышу. Помните, что ваш ребенок растет и развивается каждый день! Будьте рядом, запоминайте первые трогательные навыки и цените каждую секунду этого неповторимого времени!

Каких-то два месяца назад вы находились в томительном ожидании появления своего крохи на свет. Сейчас же маленький человечек стал постоянным поводом для счастья и тревог одновременно. Понять, нормально ли развивается новорожденный малыш, родители вряд ли сумеют, если нет явных отклонений. Уже после 2 месяцев мамы и папы могут объективно оценить темпы прогресса и с гордостью рассказывать об успехах малютки друзьям.

За два месяца маленький человечек приобретает множество новых навыков

Физические параметры

Рост и вес двухмесячного ребенка может очень сильно разниться. Это нужно четко знать и помнить постоянно, чтобы избежать ненужных тревог. Многое зависит от размера и веса при рождении, а также от наследственности.

Параметры роста, веса и объема головы ребенка 2 месяцев:

Одни детки уже при рождении имеют вес, который другие набирают в 3, а то и 5 месяцев. Слишком обращать внимание на абсолютные показатели не стоит, лучше проанализировать динамику прироста и привеса. По рекомендациям ВООЗ прибавка в весе за второй месяц в среднем составляет около 800 грамм, рост увеличивается на 3 см, окружность головы – на 1,5 см. С момента рождения до двух месяцев ребенок вырастает на 6 см, а поправляется почти на 1,5 кг.


Таблица прибавки в весе и росте используется ориентировочно. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети развиваются по-разному

Существуют доступные таблицы и графики, в которых обозначены верхняя и нижняя границы нормы веса. Они разработаны отдельно для девочек и мальчиков. Если ребенок находится в этом поле, то не нужно никакого дополнительного докорма, даже если малыш не набрал ни грамма за месяц. Ежедневные взвешивания и применение препаратов «для аппетита» просто категорически воспрещены. Как говорит доктор Комаровский во многочисленных видео о первых месяцах жизни, лучше купить на эти деньги успокоительного маме (бабушке), чтобы та отстала от дитя.

Моторное развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Физическое развитие малыша в первые месяцы жизни протекает постепенно. Поочередно ребенок должен научиться управлять головой, руками, корпусом, ногами. Появление характерных движений для того или иного возраста довольно условно, так как моторное развитие во многом обусловлено наследственностью. Рассмотрим, какие движения педиатры относят к характерным для 2-месячного возраста.

Движения головы

К 2-м месяцам ребенок умеет удерживать голову, находясь на руках у мамы. В положении лежа на животе малыш может поднимать головку и задерживать ее в таком положении до 1 минуты. Упор при этом происходит на предплечья, грудь приподнимается над поверхностью, ножки вытянуты. В вертикальном положении (столбиком) ребенок без поддержки может продержать голову около 30 секунд.


Головушку малыш может приподнимать всего на несколько секунд, и это хороший результат развития ребеночка

Движения рук

После двух месяцев малыш начинает активно интересоваться своими руками. Происходит интенсивное нарастание количества осознанных движений:

  1. Ощупывание. Тактильные ощущение доминируют над всеми остальными. Ребенок гладит ладошками постель, окружающие предметы, ощупывает себя, теребит одежду.
  2. Хватание. Хватательный рефлекс угасает, на смену ему приходит осознанное движение. Еще неловко, но ребенок пытается захватить висящие над ним игрушки, вцепляется в предложенные погремушки и удерживает их до 10 секунд, пытается поднести пойманные предметы ко рту.
  3. Координация. Малыш с 2 месяцев начинает понимать, что он может управлять руками и всячески развивает этот навык. Он должен с интересом разглядывать ладошки, подносить их ко рту, хватать одной рукой другую, забавляя себя и окружающих. Если к концу 3-го месяца ребенок так и не заинтересовался собственными руками, скажите об этом своему педиатру.

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие ребенка сильно зависит от окружения: от отношений между членами семьи, количества внимания, которое уделяется малышу. Если с ребенком разговаривают, улыбаются ему, детеныш в ответ делает то же самое: гулит, фокусируется на взрослом, мимикой реагирует на изменение интонаций.


Когда малыш смотрит на маму, улыбается ей и пытается говорить пока только гласные звуки, это не может не нарадовать родителей

Зрительные реакции

Двухмесячный малыш способен концентрировать взгляд на людях и предметах. Чтобы захватить внимание маленького человечка, объекты должны находиться на расстоянии не более 60 см от глаз. Оптимально – 30 см. Тогда, кроме фокусирования на вещи, ребенок проявляет и заинтересованное слежение. Если игрушка медленно движется по дуге, ребенок будет поворачивать головку вслед за ней.

На обращение к нему взрослых кроха поворачивается и смотрит в лицо говорившему в течение 10 секунд. Дольше всего карапуз может рассматривать свои руки: разглядывание ручек может длиться до 5 минут.

Формирование бинокулярного зрения , т .е . зрения , осуществляемого двумя глазами , приводит к получению единого стереотипного изображения и знаменует собой новый этап в развитии зрительно -ориентировочных реакций . Рассматривание ребенком своего кулачка говорит о появлении интереса к объектам внешнего мира , что является важным шагом в развитии интеллекта карапуза . Улыбка и рассматривание руки - это начальная стадия научения .

Развитие слуха

В 2 месяца ребенок обладает острым слухом. В этот период он начинает негативно реагировать на резкие и слишком громкие звуки: замирает на несколько секунд, широко раскрывает глаза, морщит личико и через 10-15 секунд начинает плакать.

На типичные окружающие звуки малютка реагирует поворотом глаз, а позже – головы. Если ребенок заинтересуется звуком во время еды, то активизирует или замедлит сосательные движения, а может прекратить кушать и повернуться в сторону шума.


Не удивляйтесь, если после громкого шума малыш заплакал, так как в два месяца ребенок обладает хорошим слухом и может легко напугаться от посторонних звуков

Речь

Речь маленького ребенка неотрывно связана со слухом. Карапуз очень часто вслушивается в издаваемые звуки и потешно гулит. Может тихонько агукать или пронзительно пищать. Крики приобретают отчетливые интонации, по которым родители могут определить, раздражен ребенок или спокоен. Речь состоит из гласных в разных вариациях: а-а, а-у, у-э и т.д.

Эмоциональные проявления

К 2 месяцам кроха приобретает обширный арсенал вербальных и невербальных эмоциональных проявлений. В голосе проявляются не только требовательные, но и просительные интонации (возникает «просящий» способ коммуникации), крики сменяются восклицаниями с паузами, в которых малыш ожидает реакции на свои возгласы.

Приподнятое настроение ребенок показывает мимикой и улыбкой. Некоторые улыбаются едва заметно – одними кончиками губ; другие – более выражено, потешно морща носик и блестя глазами; отдельные «экземпляры» в хорошем настроении весело похихикивают. В состоянии спокойствия кроха серьезен и насторожен. Ощущения дискомфорта карапуз выражает хныканьем и сморщенным личиком.


Эмоции ребеночка в два месяца становятся все более разнообразны. Одни детки тихие и спокойные, что даже почти не улыбаются, а другие могут уже и хохотать начать

Интеллект

В 2 месяца малыш четко осознает простейшие причинно-следственные связи. С появлением в поле зрения мамы, он прекращает плакать и замирает в ожидании начала кормления. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, начинает открывать ротик и совершать сосательные движения, когда видит бутылочку.

К двум месяцам малыш достаточно подрастает и крепнет, чтобы совершать первые осознанные движения. С каждым последующим месяцем физическая активность возрастает быстрыми темпами. Не успеете оглянуться, как ваша ляля начнет ползать, а там и примет вертикальное положение, став окончательно похожей на взрослую человеческую особь. Развиваются не только физические умения, но и эмоции, и интеллект.

Эмоциональные изменения этого нежного возраста получили название «комплекс оживления». С его появлением у ребенка прослеживается четкая эмоциональная реакция на людей. При приближении близких наблюдается последовательное чередование замирания, двигательного оживления, улыбки и гуления, сопровождающегося пытливым взглядом в глаза. В 2 месяца маленький человек прочно встает на путь развития общение и задача родителей это желание удовлетворять и поддерживать.

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается, приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

На 2 месяце жизни у ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь кроха способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер.

Если он слышит очень громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения или испытывает чувство голода, то начинает просить о помощи, и единственно доступным средством общения для него является плач. В такие моменты важно научиться понимать язык младенческого плача. Это не так-то сложно.

Как правило, внимательно наблюдая за ребенком, вы обнаружите, что его плач в основном сигнализирует о следующем: «я хочу есть (пить)», «у меня мокрые пеленки», «мне нужно общение», «у меня болит животик», «я устал».

Как успокоить малыша? Однозначного ответа вам не даст никто. Попробуйте дать ребенку грудь, приложив его ладошку к своему телу. Запах мамы, стук ее сердца, прикосновения к ее коже – самый верный способ успокоить малыша. Или покачайте младенца на руках или в коляске; некоторые дети успокаиваются, если убрать лишнее освещение; для кого-то верным средством является пустышка.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить». И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка 2 месяца:

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Практические советы

Не кутайте ребенка: Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице: Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему: Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком: Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами: Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями – лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой: Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение.

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки: Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами: Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков Потрясите погремушкой: Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка: Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок: Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка: Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения: Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон: Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»: Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений: Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал: Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка: Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы: Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде: Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение: Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж: Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания

Настенный коврик: Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Посмотри в зеркало: Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев: Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер: Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике: Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора: Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша: Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.