Правила поведения на улице. Самоучитель безопасности

Десять «не» для детей и подростков не играй допоздна на улице; не ходи один в отдаленные и безлюдные места; не соглашайся идти с незнакомцем куда бы то ни было, не верь его обещаниям; не садись в чужую машину без родителей; не играй с незнакомыми взрослыми; не позволяй кому-либо прикасаться к твоему телу; не входи в лифт с незнакомым человеком; не принимай гостинцы или подарки от случайных людей; не впускай посторонних в свою квартиру; не скрывай от родителей, если кто-то сделал с тобой что-либо запретное, угрожал тебе.



Правила безопасности подростка на улице Следует избегать маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки, плохо освещенные улицы и другие малолюдные места. Оказавшись в малолюдном темном квартале, иди посередине улицы. Это уменьшит опасность неожиданного нападения. Увидев впереди группу людей, пьяного или стоящий автомобиль с пассажирами, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут. Если кто-то пытается с тобой заговорить, то не вступай в разговор. Сделай вид, что куда-то спешишь и иди в направлении освещенного и многолюдного места. Если тебе кажется, что кто-то идет за тобой, перейди несколько раз на другую сторону улицы. Если твоя догадка подтверждается, беги к ближайшему месту, где могут быть люди, либо просто в сторону освещенного участка улицы. При угрозе нападения кричи, зови на помощь. Если ты убедился, что тебе грозит опасность, разбей камнем или каблуком стекло в окне ближайшего дома, шумом и криком привлеки внимание жильцов и прохожих. Если преступники угрожают расправой, отдай им то, что они требуют: деньги, вещи. Жизнь и здоровье дороже вещей. Если ты подвергся нападению, постарайся как можно лучше запомнить приметы преступников





Как не пострадать во время уличных беспорядков и столпотворений Старайся не упасть: толпа затаптывает упавшего насмерть. При движении в плотной толпе не напирай на впереди идущего; соблюдай дистанцию: желание ускорить движение закончится полной пробкой. Избегай заторов, а особенно тех мест, где движение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины или столики: в таких местах можно оказаться быть прижатым, раздавленным или серьезно травмированным. Избегай митингов и демонстраций. Если на концерте или на футбольном матче ты видишь много пьяных или сильно возбужденных зрителей постарайся уйти либо раньше окончания зрелища, либо значительно позже; оказаться в первых рядах такой публики опасно.





Если, возвратившись домой, ты обнаружил дверь открытой Не спеши входить в квартиру в доме может находиться преступник. Вначале прислушайся, не раздаются ли из комнат звуки, чужие голоса и т. п.; услышав знакомую речь, войди, обрати внимание близких на незакрытую дверь. Если в квартире тишина, будь осторожен: преступник может затаиться, приготовиться к активным действиям. Поэтому прежде всего проверь, целы ли замки и двери. Если дверь цела, пригласи соседей, знакомых вместе войти в квартиру. В случае необходимости найди для этого благовидный предлог (течет водопроводный кран, чувствуется запах газа и т. п.). Входя в квартиру, оставь дверь распахнутой настежь. Убедившись, что в квартире никого нет, проверь, на месте ли ценные вещи, закрыты ли двери шкафов и т. п. Если ты обнаружил следы взлома двери, в квартиру входить не следует: обратись за помощью к соседям, немедленно вызовите милицию, наблюдайте за квартирой до ее приезда




Несколько правил поведения при нападении собаки Для того чтобы побороть страх и волнение, собаку воспринимай не как животное, а как человека маленького роста, у которого есть острые зубы. Не пытайся бежать от собаки, не поворачивайся к ней спиной. Прими устойчивую позу, максимально прикрыв от укусов паховую область. Твердым голосом дай животному команду: «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п. Помни: собака не любит, когда на нее кричат, на нее бегут, что-нибудь в нее бросают или когда резко меняется поза человека, на которого она нападает. Чтобы выиграть время, брось в сторону собаки любой предмет, не поднимая руку высоко. Защищайся с помощью палки, камней, песка



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, термины и задачи предмета "Безопасность жизнедеятельности". Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Правовое регулирование национальной безопасности и единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Понятие и признаки чрезвычайной ситуации, этапы ее развития. Классификация и разновидности чрезвычайных ситуаций, степень их опасности для жизни и здоровья людей. Первые действия и правила при наступлении природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Система управления безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации. Понятие чрезвычайных ситуаций, их основные источники и классификация. Аварии, стихийные бедствия и катастрофы как причины чрезвычайных ситуаций. Опасные производственные объекты.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Анализ общей обстановки на объекте связи в случаях чрезвычайных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности персонала и жителей населенного пункта в случае радиоактивного загрязнения. Оценка необходимости эвакуации жителей населенного пункта Старичево.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Терминология основ безопасности жизнедеятельности. Основные задачи государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

    презентация , добавлен 16.05.2013

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

Как научить наших детей подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь, но не воспитать в них агрессивность? Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря КАСТЮКЕВИЧА - исполнительного директора Национального совета айкидо России, автора книги о безопасности в мегаполисе

Недавно состоялся суд над Александрой Лотковой - девушкой, применившей травматическое оружие в московском метро и тяжело ранившей молодого человека, всколыхнул российское общественное сознание. Мнения разделились: многие возмущены приговором 20-летнней москвичке - три года общего режима за превышение самообороны. Они считают вынесенный приговор крайне суровым и утверждают, что судебный вердикт является «приговором самозащите». Другие убеждены, что «незачем пулять по людям без надобности».

Со своей стороны, адвокаты блондинки с пистолетом указывают, что это наказание «идет вразрез с предписанием Верховного суда о делах по самообороне, о праве на защиту своей жизни». Однако утверждения Лотковой о том, что в ее сторону бросился нападавший с ножом в руке, не нашли подтверждения. Таким образом, «права на выстрел» она не имела. Напомним, что в инструкции к травматическому оружию сказано, что стрелять в случае самообороны можно только по конечностям, а в голову и в грудь, как это сделала Лоткова, стрелять нельзя. Между тем, согласно УК РФ, за «тяжкое телесное повреждение» три года общего режима - срок минимальный. Однако при этом многие сделали справедливый вывод о том, что для самозащиты лучше всего использовать собственные руки и ноги, а не железную коробочку, плюющуюся пульками - за неё ведь недолго и в цугундер угодить…

Наряду с традиционными разговорами о том, «куда смотрит милиция», снова встал вопрос: как выжить в большом городе? Как обеспечить безопасность свою и своих близких? Как научить наших детей-подростков противостоять угрозам извне, защищать свою собственную жизнь?

Предмет, введенный в школе и известный под названием ОБЖ - «Основы безопасности жизнедеятельности», по всеобщему признанию, проблемы не решает. Так кто же должен заниматься этой проблемой? В чьей компетенции должна находиться безопасность жизни - нашей, а также наших детей? Снова во всём повинна школа? Или же родителям пора подумать об этом самим, а «спасение утопающих» - как всегда, личное дело их же, утопающих, собственных рук?

Помочь разобраться в этой проблеме мы попросили Игоря Кастюкевича - исполнительного директора Национального совета айкидо России (НСАР), автора книги о безопасности в мегаполисе («Женская самооборона, или Практикум по выживанию в большом городе», 2007 г. ), автора проекта «Приведи ребенка в спорт» и других.

- Кто должен обучать наших детей безопасности - родители, школа, клубы боевых искусств?
- Существуют разные уровни безопасности: есть безопасность информационная, духовная, экономическая… И безопасность жизнедеятельности вообще. Поэтому определить, кто должен учить безопасности, непросто. Я считаю, что, прежде всего, это должны быть родители либо те организации, которые опекают детей. Но в любом случае, государством должен быть предоставлен комплекс услуг, которые родители могли бы получить для обеспечения безопасности своих детей.

Как отец 13-летней девочки я могу сказать, что сейчас все дети сидят в социальных сетях. Поэтому раз в две недели или хотя бы раз в месяц я просматриваю контакты моего ребёнка. Мы вместе садимся, просматриваем все контакты, и она мне рассказывает, с кем она общается. Дочка занимается гимнастикой, у неё куча друзей. Был один случай, она мне объясняет: вот девочка - она инвалид, она хотела заниматься гимнастикой, но из-за инвалидности не может. «Папа, можно я буду с ней общаться?» - «Конечно, можно», - отвечаю я. Но бывают и непонятные контакты, которые я удаляю.

Я всегда себя ставлю на место ребёнка. Во времена, когда рос - в 1980-1990 годы - не было мобильных телефонов, но ботинки снять могли. Но у меня физически не было времени куда-то ходить: школа, тренировки, домашние задания… потом я уже ничего не хотел. Я занимался плаванием, потом самбо, мне это было интересно, это была моя субкультура. И родители должны формировать и контролировать ту субкультуру, в которой живут их дети.

Если ребёнок запущен, если родители уделяют ему мало внимания, то возникают те или иные проблемы. Родители знают, что ребёнка надо чем-то занять, но зачастую не знают как. И отдают его в ту или иную секцию единоборств только потому, что она находится рядом с домом. Кто, как, каким образом преподаёт, как зовут тренера - родители иногда этого не знают. Бывали случаи (правда, не в Москве), что мы выявляли преподавателей, которые недавно освободились из тюрьмы. Действительно, во времена СССР человек мог заниматься единоборствами и ничего другого не уметь, как только драться. При этом он думает, что он непревзойдённый боец, тренер и преподаватель, что он может учить единоборствам. Обычно всё заканчивалось тем, что мы обращались в Комиссию по делам несовершеннолетних и такого человека убирали.

Однако мы не могли закрыть полностью тот объект, который занимался подобной предпринимательской деятельностью. Отсюда и родился проект «Приведи ребёнка в спорт». Суть его очень проста: давать родителям консультации по поводу того, где находятся детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ), где работают нормальные тренеры. И где их ребёнок получит как педагогический, так и медицинский контроль, потому что все областные ДЮСШ региона обслуживаются областными врачебно-физкультурными диспансерами. А это очень важно, и этот проект до сих пор работает во многих регионах России.

Зачастую многие общественные организации от спорта с удовольствием работают с этим проектом (хотя чиновники и обзывают его по-другому - «Начни день со спорта» и т.д., что сути не меняет), например, в Краснодарском крае, Новосибирске, Марий-Эл и других. Но бывает, что некоторые, прикрываясь той или иной спортивной вывеской, использовали его просто как метод зарабатывания денег.

На мой взгляд, на сегодняшний день большой проблемой являются фитнес-клубы, поскольку они являются коммерческими структурами, которые предоставляют доступ к занятиям спортом, но в то же время не имеют единого центрального органа управления. Да, есть очень классные фитнес-клубы, для ВИПов, объединенные в сети, но их единицы. И, тем не менее, они никому не подчинены. Туда приходят девочки по 14-16 лет, но чему их там научат, кроме того, как сделать кубики на животе?.. Ведь, по большому счёту, преподавание любого вида боевых искусств, единоборств - это замкнутая система подготовки, этому учат годами. А здесь: понравилось - пришел, не понравилось - не пришел… Честно скажу, я противник этого. Почему? Объясню.

Во-первых, как я сказал, должна быть определённая система. Во-вторых, в регионах существует определенная статистическая форма, которая Министерством по спорту используется для того, что сосчитать, сколько людей у нас в России занимается спортом. Но фитнес-клубы никто не считает, единой ассоциации, централизованных органов управления у них также нет…

Следующее: появляется много объявлений: «Преподаю ножевой бой»; «Мы сделаем из вашего ребёнка бойца!» и так далее. Но дети занимаются все вместе, с 12-ти до 18-ти лет, в одной группе. Вопрос: как такое возможно? Это неправильно, ведь у них совершенно разный уровень мышления и физического развития!

- И всё-таки, как учить основам безопасности в городе?
- Родителям с ребёнком необходимо прорабатывать обычные стандартные ситуации: например, ребёнок должен знать, в какую сторону открывается дверь, которую он видит; в лифте он должен вставать напротив кнопок, а не спиной к ним; он не должен садиться в лифт с незнакомыми людьми и т.д. С каждым ребёнком нужно проводить такие занятия.

А у нас получается, что девушка на вопрос «Что ты видишь в комнате?» отвечает: «Я вижу красненький календарик, на нём - девушка в майке «Рибок» и на ней кроссовки «Адидас»». А сколько в комнате окон, дверей, в какую сторону они открываются - то, что нужно знать на случай пожара, она не видит.

Когда молодые курсанты на полигоне стреляют, над ними стоит сержант и орёт: «Давай! Стреляй! Быстрее!» Для чего? Да просто он умышленно создаёт для них стрессовую ситуацию, к которой они должны быть готовы во время боя. Поэтому офицеры, профессионалы подготовлены к стрессу.

Я не говорю о том, что нужно «щемить» своего ребёнка, но в любом случае какие-то вводные ситуации с ребёнком необходимо прорабатывать. В странах Европы в случае пожарной ситуации даже с закрытыми глазами все знают, в какую сторону надо идти. Если бы это отрабатывалось, то время техногенных катастроф, стихийных бедствий люди бы знали, что этот шпингалет открывается вот так! И эти знания нужно давать детям, и это прежде всего должны делать родители!

А если неприятная встреча всё же произошла, как помочь ребёнку психологически, помочь ему сделать правильные выводы? Например, на ребёнка напали, отобрали мобильный телефон…
- Бандитские нападения происходили с давних времён. Главное, чтобы ребёнок осознанно воспринимал стрессовую ситуацию: если он видит, что можно скрыться, пусть скроется. Если увидит, что реально возникает опасность его здоровью и жизни, то пусть отдаст этот телефон, потому что жизнь важнее, чем какая-то железка. Соответственно, карательные органы обязательно должны найти того, кто отобрал этот телефон.

Преподавая курс самообороны для женщин, я занимался с девушками, которые в этом нуждались. Прежде всего, я задавал вопрос: зачем вам это нужно? Одна говорила, что её бьёт муж или кавалер, она хочет за себя постоять; вторая - что пришла от нечего делать; третья рассказывала, что несколько лет назад в её адрес была совершена попытка изнасилования. Вот именно с третьей девушкой я серьёзно занимался, а остальных не брал. То есть подход в каждом случае должен быть индивидуальный.

- Всё-таки занятия спортом и обучение самообороне - это разные вещи или нет?
- Каждый ребенок (неважно, сколько ему лет - 12, 13 или 15) утром встаёт, некоторые делают зарядку (это 10 процентов детей), и идёт в школу. В школе у него работает голова. Потом он возвращается домой, кушает готовое… У него всё замечательно, всё это он делает «на расслабоне».

А когда он приходит на тренировку, он начинает потеть и работать на результат: на тренировке, перед тренером ребёнок бегает, прыгает, выкладывается почти полностью. Именно в спортивной секции они все вместе работают на результат. Он приходит туда не просто «для себя», как говорят некоторые родители. Если это командный вид спорта, он работает на команду.

В связи с этим вопрос к читателям «НС»: морально-волевые качества - это безопасность ребёнка или нет? Где ещё, кроме как в спортивной секции, воспитываются эти качества? Да нигде! Морально-волевые качества воспитываются именно в спорте. Причем это касается именно спорта, а не физкультуры. Кроме того, дети едут в спортивные лагеря, там в них также воспитывается дух бойца. Неважно, девочка или мальчик, и неважно, художественная это гимнастика, бокс или волейбол. Поэтому я убеждён: безопасность начинается с воспитания морально-волевых качеств человека!

Проблема безопасности не нова, и в России, и во всём мире эта проблема была и остаётся. В своё время Форд одним из первых на своих заводах организовал занятия физкультурой и спортом, для того чтобы родители не переживали, где находятся их дети. Неважно, каким спортом ребёнок занимается, главное, что он занимается именно спортом.

Основным элементом безопасности, воспитания морально-волевых качеств, информированности и контроля выступает прежде всего семья. В восточных единоборствах (каратэ, ушу, айкидо, дзюдо) именно семья, уважение к старшему, учителю, наставнику является одним из самых знаковых принципов. Не только на востоке: и в исконно российском самбо, и в боксе - то же самое. Но важно, чтобы учитель, тренер был высокой квалификации, чтобы он мог оценить усилия ребёнка и повернуть их в нужное русло.

Система детско-юношеских спортивных школ, дополнительного образования у нас в России вовсе не плохая: советская система была одной из лучших в мире, за рубежом во многих странах такой системы просто нет.

- Как вы относитесь к вопросу о том, можно ли носить с собой средства защиты или нет?
- Что касается специальных средств защиты - пневматика, электрошокер, баллончик - здесь главное не то, что ты достанешь, а важно, как ты это достанешь. Если ты достал шокер, ты должен уметь им пользоваться, совершать это осознанно, понимая, что этим шокером ты можешь убить человека. Поэтому я бы ввёл ограничения по возрасту, а также обязательную сдачу экзаменов на умение пользоваться той же пневматикой.

Я убеждён, что девушка, которая стреляла в метро, должна была убежать и позвать сотрудника полиции. В этой ситуации главное то, что она стреляла в человека, и человек стал инвалидом! Во-первых, если хочешь постоять за себя, стреляй в конечности. Во-вторых, нож (даже если он был) - это всё-таки не пистолет!

К несчастью, не у всех детей есть полноценная семья: бывает и так, что папа пьёт, а мама пашет на трёх работах. Но в любом случае система безопасности должна работать на государственном уровне, должна быть всероссийская система, на уровне органов исполнительной власти. Я бы не хотел комментировать их работу: они работают, делают своё дело. Может, по ночам не спят; может, им материальных ресурсов не хватает…

Важно, чтобы ребёнок вам верил, чтобы у него глаза горели. А если глаза не горят, нужно работать так, чтобы они горели!

Для современного мира очень актуальна проблема безопасности детей. Наверное, поэтому многие родители не разрешают гулять без присмотра детям даже 10—12 лет, опасаясь за их жизнь и здоровье, ограничивая свободу их передвижения рамками квартиры, школы и секции (кружка).

Опасения мам и пап понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребёнок может пострадать от грабителя, которого интересуют деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, даже в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.

Да и дома подросток нередко становится жертвой — разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.

В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.

Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу "попугая в клетке". Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности ("станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу") часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям. Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников. Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребёнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или увлечением компьютерными играми.

Выход из этой ситуации один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни в условиях, когда они всё больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных — при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который надо исполнять постоянно.

Собака бывает кусачей

Маленькие дети всегда с радостью играют с животными на улице. Вырастая и выходя из-под опеки взрослых, они нередко охотно "жмякают" живого зверька или жалеют брошенного щеночка.


Отпуская ребёнка на улицу, установите жёсткое правило: нельзя подходить к незнакомым животным или призывать их к себе (свистеть, протягивать открытую ладонь и говорить "на-на" и т. п.).


В случаях же проявления животным малейшей агрессии, особенно собакой, необходимо спокойно, не суетясь и не отрывая взгляда от неё (т. е. не поворачиваясь спиной), уйти.


Если же животное пошло в атаку, то тут хороши любые средства: палки и камни (они могут отвлечь); немедленное бегство (лучше боком) по направлению к дереву или подъезду; точный удар в нос или, на крайний случай, засовывание руки (лучше левой, если правша), замотанной в одежду, как можно глубже в пасть разъярённому зверю.

Особый такт требуется от родителей при обучении навыкам безопасности, помогающим несовершеннолетнему избежать преступных посягательств на него, а также выбрать правильную стратегию поведения во время и после нападения. Как было сказано выше, красочное описание взрослыми страшных историй может привести к моральному травмированию ребёнка — и тогда в трудной ситуации его парализует страх, он станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Поэтому, во-первых, внушайте подростку уверенность в своих силах и в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развивайте в нём такое качество, как готовность доверять своей интуиции и слушать внутренний голос. Однако не следует формировать у детей завышенное мнение о своих способностях (например, физических — это может привести к серьёзным бедам).





Подростки зачастую идут на контакт с компанией незнакомых взрослых или сверстников, вместо того чтобы благоразумно перейти на противоположную сторону дороги или убежать при первой возможности.

Родительские ошибки

Мы привыкли считать, что научить ребёнка тем или иным правилам защиты можно только с помощью их многократного воспроизведения. Но, как показывает практика, это далеко не так. Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: "Я тебе сколько раз говорил(a), так не делай", но ребёнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: это прежде всего действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно. Сколько бы раз родители ни повторяли сыну или дочери, что перед тем, как открыть дверь, нужно узнать, кто за ней стоит, они никогда не выполнят этих указаний, если мама и папа сами не будут чётко выполнять их. Таким образом, в ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребёнка правилам безопасности, например не разговаривать с незнакомцами на улице, важно самим выполнять их. И не нужно надеяться на то, что растущий маленький человек занят своим делом и не смотрит на родителей, когда они вступают в диалог с первым встречным. Впоследствии, оставшись один, он сделает то же самое.

Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица не: "не ходи", "не открывай", "не разговаривай", "не бери" и т. д. Ребёнок на подсознательном уровне не воспринимает её значение. Поэтому всё, что говорят ему взрослые, он понимает наоборот: "не ходи" — ходи, "не открывай" — открывай и т. д. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что становится темнее; обходи компании незнакомых подростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашёл незнакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в тёмное время суток (или в чужих районах) только в компании друзей (знакомых) и т. д.

Учитесь вместе с детьми предупреждать возможные опасности.

Например, вне зависимости от того, есть ли вблизи вашего дома открытый водоём, научите детей, как вести себя на воде.


Даже не умеющего плавать ребёнка необходимо обучить простым движениям и приёмам (нырять в ванне, задерживать дыхание или не закрывать глаз под водой), ведь чаще всего дети тонут из-за испуга, который возникает, когда они вдруг "теряют" дно. Объясните также ребёнку, какую опасность таят в себе замёрзшие открытые водоёмы и чем может закончиться хождение по льду.

Чтобы ребёнок не попал в опасные для жизни ситуации, разбирайте с ним каждое из обстоятельств.

Правила безопасного поведения для детей и подростков

Необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:

Обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорённому кругу лиц;
. доверять внутреннему "сигналу тревоги" и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности — кричать, бежать и рассказывать взрослым
о своих неприятностях;
. уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чём-либо;
. отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) и сообщать о подобных предложениях взрослым;
. обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребёнка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
. во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
. избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
. не срезать дорогу в малознакомой местности.




С целью профилактики сексуальных преступлений в отношении ребёнка важно внушить ему мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и прикасаться к нему. Наибольшее, что допускается — улыбка, краткое приветствие. Всё, что выходит за рамки такого краткого общения, должно заставить ребёнка насторожиться. Важно объяснить детям, что такое безопасный и опасный секреты. Например, тайное изготовление подарка для мамы ко дню рождения — это безопасный секрет. А вот опасный секрет — это тот, который заставляет ребёнка испытывать чувство страха, стеснения, ощущение, что его нельзя никому рассказывать.

Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации вместо слов "сексуальное домогательство" используйте фразу "безопасное и небезопасное прикосновение", а вытирая ребёнка после душа, покажите ему, к каким местам нельзя прикасаться другим лицам.

Устанавливая правила для детей 10—14 лет, следует помнить, что многие взрослые скорее отнесутся с недоверием или даже с испугом к просящему о помощи подростку, чем с сочувствием. Поэтому объясните юноше или девушке, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от драки или отдать ценности грабителю, особенно в ситуациях явного неравенства. Убедите, что в критический момент, если не знаешь, что сказать, лучше промолчать, но ни в коем случае не угрожать. Главное — дайте понять ребёнку, что выход из криминальной ситуации без физического ущерба для себя означает абсолютно правильный выбор способа поведения.

Разъясняя подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:

Доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
. ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всё, что происходит вокруг;
. не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
. не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.


Особого подхода требует обучение ребёнка правилам пользования лифтом.

Расскажите несовершеннолетнему, что даже взрослым зачастую тяжело, не оскорбив другого человека, отказаться ехать с ним или выйти из кабины. Поэтому нужно установить строгое правило: ездить в лифте вместе с незнакомцем ни в коем случае нельзя. А если кто-то настойчиво приглашает войти в лифт, то можно сказать: "Спасибо, я ожидаю друзей (родственников), и они вот-вот должны появиться", "Извините, но родители разрешают мне ездить в лифте только в одиночку". Кроме этого, объясните ребёнку, что следует немедленно выбежать из лифта, если в него зашёл неизвестный. Может, это выглядит не очень красиво и не всегда оправдано, но лучше подождать несколько минут, чем подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье.

Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности детей. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте ребёнка можно одного отпускать на улицу, посылать в магазин или оставлять дома. В каждой конкретной ситуации следует принимать в расчёт здравомыслие сына или дочери, их способность применять навыки безопасности на практике, учитывать круг общения подростка и существующие в регионе опасности, ибо уровень допустимой свободы в одном окружении может быть совершенно неприемлем в другом.

Вместе с тем бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен быть способным в любое время суток завести разговор с ребёнком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.

Если ребенок потерялся

Нередки ситуации, когда даже дети 8-10 лет теряются в большом магазине или на улице. Для того, чтобы это не нанесло им сильной психологической травмы, разберите заранее эту ситуацию. Важно подготовить несовершеннолетнего к таким неприятностям. Например, по предварительной договорённости с 5-6-летним ребёнком спрячьтесь от него на несколько секунд и снова покажитесь; с более старшими детьми - подойдите к милиционеру или охраннику, объяснив, что это тот человек, к которому надо обратиться, если что-то случится; объясните сыну (дочери), что в подобных ситуациях может помочь любая женщина. Это правило универсальное, т. к. оно практичное (постоянно вокруг есть лица женского пола) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать).

Заранее условьтесь с ребёнком, где вы встретитесь в том случае, если потеряетесь, либо договоритесь, что он никуда не будет уходить с того места, где заблудился, и дождётся вас. Не лишним будет перед тем, как отправиться с малышом на рынок или в иное людное место, сделать ему медальончик, где будут написаны его имя, фамилия, телефон или домашний адрес.

Если ребенок играет на улице

Нередко дети получают травмы во время коллективных игр. Поэтому учите ребёнка бережно относиться к своему здоровью во время уличных игр, например при катании на скейтбордах, роликовых коньках, велосипедах, самокатах, при игре в хоккей или футбол. Самый простой и надёжный способ предотвратить травму — приобрести шлем, налокотники, щитки и иные защитные приспособления, а главное, убедите сына или дочь пользоваться ими, даже когда он (она) катается без присмотра взрослых.


Мальчики часто получают травмы, лазая по заборам, деревьям, памятникам, играя на строительных площадках и т. п. Иногда послушный и воспитанный ребёнок идёт на риск, чтобы доказать сверстникам, что ему "не слабо", что он "настоящий мужчина" и ничего не боится (бывает, и девочки от них не отстают). Спасеньем в этом случае может стать формирование у несовершеннолетнего установки: "победа важна, но она не должна стоить жизни и здоровья". Поговорите с сыном или дочерью по душам, объясните, какие опасности таятся за бесшабашными детскими развлечениями и необдуманными поступками, например за обычной дракой или попыткой во что бы то ни стало догнать своего друга, бегающего по крышам гаражей.

Опасности на проезжей части

Поскольку склонность к подражанию заложена у ребёнка с рождения, при переходе через дорогу родителям надо думать о том, как бы они хотели, чтобы их чадо вел себя, находясь вдали от их зорких глаз. Печальная статистика свидетельствует, что 70 % школьников, погибающих в результате несчастных случаев, получают травмы, несовместимые с жизнью, в результате дорожно-транспортных происшествий на расстоянии 1-2 км от дома, т. е. на дороге, по которой они чаще всего ходят. Мамам и папам, идущим вместе с ребёнком, нельзя перебегать дорогу, если в отдалении идёт машина. Переходите проезжую часть только "по зебре" или на зелёный свет. Даже если десятки людей вокруг делают иначе, ребёнку необходимо объяснить, что они поступают неправильно.

Серьёзное препятствие для получения полного обзора дорожной обстановки - рост несовершеннолетнего: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, как и водители не видят его за припаркованными машинами. Поэтому необходимо объяснить сыну или дочери, что прятаться или залезать под стоящие во дворе автомобили нельзя, ведь водителю, начинающему движение, не видны играющие или укрывшиеся позади машины дети.

Помните, что ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что не сумеет их различить, а потому, что не может фиксировать внимание на нескольких объектах одновременно. Внимание детей избирательно и концентрируется не на тех предметах, которые представляют опасность, а на тех, которые в данный момент их интересуют больше всего. Да и скорость восприятия и реагирования на предупреждающие сигналы у ребёнка гораздо меньше, чем у взрослого. На реакцию детей большое влияние оказывают переживаемые ими в конкретный момент эмоции и темперамент каждого. Поэтому радость, удивление, интерес к чему-либо могут заставить ребёнка полностью забыть об опасностях, которым он подвергается, выйдя на проезжую часть.

Как научить безопасному поведению

Начнём с общих установок.

1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти на машине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: "А как ты поступишь, если..." То есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребёнка — пересматривать и обновлять их.

Детей в возрасте 4—8 лет нужно научить простым правилам: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.

Работу с десяти-четырнадцатилетними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своём районе (знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). Помните, что переходить к следующему этапу можно только после того, как усвоены предыдущие правила.

2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.

Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать своё стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребёнка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Не перебивая, очень внимательно слушайте подростка, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всё сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе "бродите" по Интернету и осваивайте компьютерные игры. Вместе с ребёнком решайте не только его проблемы, но и свои, рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы.

Многие дети имеют значительную долю самостоятельности. Они сами ездят по городу, ходят с друзьями на прогулки, посещают кинотеатры и кафе, могут задерживаться по вечерам. Всё это значительно повышает угрозы их безопасности.
Подростков подстерегает на улице много опасностей. Как их избежать, как выйти из ситуации с минимальными потерями, как снизить риск получения травм, как от всего этого защититься? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Всё очень индивидуально, ведь в жизни могут возникнуть различные неоднозначные ситуации с множеством тонкостей и нюансов. Но все, же есть общие правила поведения в тех или иных ситуациях. Поговорим о некоторых из них.
1. Правила безопасного поведения подростков на улице:
Избегай малолюдных и плохо освещенных улиц
Поменяй маршрут или пристройся к идущей впереди взрослой паре, если с твоей точки зрения впереди подстерегает опасность
Избегай группы молодых людей, а также пьяных любого возраста
Старайся не носить ценные предметы
Если кто-то незнакомый пытается с тобой заговорить, то не вступай в разговор, продолжай идти своим путем
Если тебя кто-то преследует, то иди туда, где много людей. Или хотя бы перейди на более светлую сторону улицы
Никогда не иди с никуда с чужими людьми, не садись ни в чью машину. Если ты видишь, что тебе угрожает опасность, то кричи, зови на помощь
Если преступники требуют вещи и угрожают расправой, отдай им то что требуют, жизнь дороже любой ценной вещи

2. Правила поведения в местах большого скопления людей.
Бывают ситуации, когда ты попадаешь в большую толпу. Это могут быть футбольные фанаты, демонстранты и любые другие случаи. Самое главное правило – не лезь в толпу! Толпа – это большая масса людей, которые не имеют достаточной организации и управления. В толпе человек на время утрачивает свою личность. Попадая под влияние толпы, человек теряет сознательный контроль над своим поведением. Он полностью подчиняется общему настроению, общему действию.
В толпе может возникать такое грозное явление, как паника. Паника – это страх, который владел одновременно многими людьми и вызывает неудержимое желание избежать опасной ситуации. Паника парализует волю людей. Они либо бегут от источника опасности, сметая все со своего пути. Здесь нельзя ждать помощи от окружающих или надеяться на сочувствие. Страх лишает людей ответственности, чувства долга. Создается давка, в которой гибнут люди. В толпе достаточно напугать нескольких человек, чтобы ужас охватил всех участников. Толпу трудно остановить. Ею сложно управлять. Как же следует действовать, если вы попали в толпу, охваченную паникой?
Самое страшное в толпе – упасть. Бегущие в панике люди, затаптывают упавшего. На него могут навалиться и другие люди и придавить в свалке.
Если Вы все же упали, необходимо сделать все, чтобы немедленно подняться всеми возможными способами.
Самыми опасными местами в толпе являются ее середина и края. В середине возникают своеобразные «водовороты» из людей, которые способны повалить их на землю, собрать в кучу, создать давку. О встретившиеся здесь неподвижные объекты (столбы, деревья) толпа может раздавить человека.
Края толпы опасны тем, что находящиеся здесь люди могут быть придавлены к решеткам заборов, стеклянным витринам магазинов.
Более подробно о правилах поведения в толпе вы можете узнать у учителя ОБЖ.
3. В школе необходимо обращать внимание на появление незнакомых людей, если они:
Ведут себя нервозно, суетятся
Выспрашивают у школьников о режиме работы школы и ее охраны
Пытаются незаметно проникнуть в здании школы, пользуясь отвлечением охраны
Что-то скрытно проносят на территорию школы
Насильно уводят кого-то из детей школы и сажают в автомобиль

ЗАПОМНИТЕ!

ВСЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ С РАЗРЕШЕНИЯ ДИРЕКЦИИ И ПРИ УЧАСТИИ СОТРУДНИКОВ ШКОЛЫ (ЗАВХОЗА, ДВОРНИКА, ОХРАННИКОВ).

4. Возле дома и в доме необходимо обращать внимание:

на НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ, которые:
пытаются проникнуть в подвал или на чердак, сбивая замки;
пытаются незаметно пронести в подвал тяжелые мешки или ящики;
оставляют в подъездах какие-либо предметы (сумки, ящики, мешки, чемоданы) и уходят, оставляя их без присмотра;
проникают в дом через форточку или разбитое окно квартиры;
замечены при взламывании двери в одной из квартир дома;
насильно сажают кого-то в автомобиль.

ЗАПОМНИТЕ!

ВСЯКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КВАРТИРЫ, ПОДЪЕЗДЫ, ПОДВАЛЫ, ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, НА ЧЕРДАКИ БЕЗ КЛЮЧЕЙ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ПРИСУТСТВИИ МИЛИЦИОНЕРА

Соблюдая правила безопасности, ты сможешь принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
Не заходи с ними в лифт и подъезд.
Не садись в машину к незнакомцам.
Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину - всё равно скажи: НЕТ! Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
В каких ситуациях всегда отвечать "НЕТ!":
Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за тобой в школу пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
Если новый знакомый угощает чем-то.
Ненужные разговоры с посторонними. Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.
Преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым человеком.

Пусть в твоей жизни никогда не произойдет опасных ситуаций. Запомни эти нехитрые правила и береги себя.

Педагог-психолог Козлова О.Г.