Православная богадельня. Богу угодное заведение

Игумения Сергия (Щербакова)

Доклад игумении Сергии (Щербаковой), настоятельницы Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Общежительный монастырь: как обеспечить необходимые потребности братии» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года).

Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине, была возрождена в 1990 году. Через десять лет была восстановлена богадельня, в основном для престарелых, а также больных сестер, – как традиционное для Шамординского монастыря служение.

Как известно, нашу обитель основал в конце XIX века преподобный Амвросий – один из Оптинских старцев. Всё в ней делалось по его благословению, в том числе и принимались сестры, нередко старенькие и больные. В воспоминаниях о преподобном Амвросии читаем: «Здесь было широкое поприще для его (старца) любви, и здесь, в этом скромном уголке Православной Руси, один хилый, изможденный летами и недугами человек сделал так много и сделал всё из ничего, ничего не имея, кроме одной веры и упования.

– Батюшка, зачем вы так много принимаете, особенно людей неспособных к труду, больных, ведь их надо содержать? – говорили нередко старцу.

– На больных мне Господь больше посылает, – отвечал он, – а на здоровых меньше, а иногда и ничего.

– Батюшка! У вас именно что монастырь: куда ни пойдешь – там слепая, там хромая, а тут и вовсе без ног – поневоле все уединённые.

Старец посмеется этой шутке, а сам утешается, что они все пригреты и успокоены.

Кстати упомянуть еще здесь, что у старца благодетеля в Козельске нанят был особый дом для призрения тех из женского пола, которые не имели полного рассудка».

Поэтому в то время был построен двухэтажный корпус богадельни с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», чтобы тяжелобольные, престарелые и неизлечимо больные сестры имели возможность молиться в церкви. Вот что вспоминала очевидица в начале XX века: «…далее к западу тянется третье обширное здание, увенчанное с одной стороны крестами. Это монастырская богадельня. Богадельня рассчитана на 60 человек и вся заполнена. Кроме старости и болезненности здесь можно встретить и физические уродства. Есть тут жильцы без ног, с уродливо сведенными шеями, пораженные хроническим столбняком. Все это беспомощное, больное и нервное требует самого тщательного и терпеливого ухода. Старшая в богадельне сестра, мать Вера, говорила, что не столько тяготит труд, сколько приходится выносить от раздражительных насельниц. В просторных и светлых помещениях проживают несчастные, обездоленные судьбой насельницы, получая хороший уход и удовлетворение всем своим потребностям, им остается только благодарить за то, что судьба пристроила их под радушным, теплым кровом обители. В самом деле, где, на какие средства, особенно при нынешней сознательности рабочего люда, можно найти лиц, могущих как следует выполнить обязанности в богадельне или приюте; во что обойдется правильная постановка подобных благотворительных учреждений? Только одно монашеское послушание и терпение Господа ради может дать силы переносить труд ухаживания, только одна монашеская дисциплина, одухотворенная жизнью живой веры, может заставить нести этот нелегкий и благодарный подвиг, только под кровом обители сирые и беспомощные могут найти прочное и верное пристанище. Вот почему нельзя не отдать дани предусмотрительности московского благотворителя С.В. Перлова, устроившего богадельню под сенью обители. Этот благотворитель простер свое попечение о призреваемых до конца. Он дал возможность пользоваться наивысшим и последним утешением, какое остается им: в самом здании он устроил храм, богослужения которого слышно во всех помещениях богадельни. В этом храме обыкновенно поет хор из приюта, и присутствуют сами приютянки. Трогательно видеть, как беспомощная старость и бесприютное детство соединяются в одной общей благодарной молитве. Это – моменты, когда небо бывает особенно близко для обители и благотворителей ее. Можно только пожалеть, что богослужения в богадельне за отсутствием священника бывают не часто».

В начале возрождения обители мы не ставили цели не брать больных и старых, и не отказывали женщинам в возрасте, практически брали всех желающих. Сначала у нас не было даже медицинского кабинета или хотя бы медицинской сестры, так как сестры в этом до какого-то момента не нуждались.

Со временем в здании монастырской богадельни у нас появился медкабинет, куда сестры приходили за помощью. Вскоре встал вопрос о том, где поместить тяжелобольных, чтобы за ними был квалифицированный уход. Рядом с медкабинетом была для этого устроена комната, куда поместили первых больных монахинь, а одну старую немощную насельницу поместили в отдельной келье, и за ней ухаживали назначенные сестры. Это было началом больницы и богадельни. В 2002 году они были разделены, так как в бывшем больничном корпусе сестрами были организованы амбулатория и стационар. А в здании богадельни с храмом все помещения были переделаны для будущих призреваемых насельниц: кельи, трапезная, кухня. Создание богадельни было обусловлено тем, что сестры старели, и к каждой в келью трудно было найти келейницу, а если таковая и находилась, то у нее было еще несколько послушаний и это вызывало неудобство. Тогда решили собрать всех стареньких сестер в одном месте, это было «дешевле», чем к каждой прикреплять по сестре. Это было в начале XXI века. Храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был восстановлен в 1990 году и с этого времени в нем совершались богослужения. Сейчас в этом храме службы совершаются два раза в неделю, по пятницам и воскресным дням, таким образом, лежачие сестры имеют возможность регулярно причащаться Святых Христовых Таин.

Сейчас у нас богадельня и храм расположены только на первом этаже здания, хотя оно двухэтажное. Призреваемых сестер двадцать человек, они занимают около десяти келий, постоянно проживая в богадельне; старшая по богадельне монахиня живет в другом сестринском корпусе, и еще 5-6 хожалок. Посторонних мирских женщин в богадельню мы не принимаем; раньше были случаи, когда принимались верующие старушки, которые доживали на территории монастыря в монастырских зданиях, но сейчас они все уже умерли или уехали с территории монастыря. Старшая по богадельне является опытной медсестрой, поэтому она сама обходит каждый день все кельи; если необходимо, то привлекается сестра – врач; медикаменты для богадельни приобретаются отдельно от больницы. При богадельне имеются помещение для стирки и гладильная комната, где, в частности, хранятся смертные узелки призреваемых; также имеются подсобные помещения. В келиях сестры живут в основном по двое, по одной живут схимницы и две монахини. Существует так называемая «первая келья» для лежачих больных, в которой осуществляется круглосуточное дежурство, здесь им каждый день вычитывают молитвенное правило, на которое могут приходить сестры из других келий, кому тяжело прочитать самим.

На службу в другие храмы сестер возят на инвалидных колясках или ведут; иногда это помогают делать молодые насельницы по собственному желанию или по просьбе благочинной.

Что касается трапезы, то еда каждый день привозится дежурными по богадельне из большой монастырской трапезной, в богадельне ничего не готовится, только подогревается. Под трапезу оборудовано специальное помещение, где в основном кушают вместе все насельницы богадельни. Во время трапезы, которая проходит два раза в день, читаются душеполезные поучения святых отцов.

Не все сестры, призреваемые в богадельне, немощны – многие из них несут посильные труды: читают череду псалтири и акафистов, вместе чистят овощи для общей трапезы. Одна из сестер несет послушание сапожницы, шьет и чинит обувь для сестер всего монастыря.

Если молодые сестры, особенно в горячую пору, не всегда могут бывать на службе, то старенькие сестры из богадельни почти всегда присутствуют на богослужении.

С 2015 года раз в неделю одна из послушниц проводит в богадельне занятия по Закону Божию.

Пенсии насельницам богадельни на руки не выдаются, а по их прошению как пожертвование поступают в казну монастыря.

Увы, но в какой момент жизни молодость заканчивается и приходится задумываться о том, что необходимо определить престарелого родственника в подходящее место.

Историческая справка

Упоминания института призрения найдены на Руси еще в дохристианский период. Но организованная система сформировалась только после крещения Руси, когда появились первые монастыри. Именно при них открылись больницы и богадельни, где принимали странствующих и страждущих лиц. Уже в 1551 году этот опыт переняло государство, тому доказательство решение Стоглавого церковного собора. Петр Первый частично отобрал эту функцию у церквей, оставив их без достаточно высокого дохода. Забота о бедных была передана старостам, губернским магистрам, финансовому ведомству.

Такие заведения были призваны не только заниматься благотворительностью, но и устранять маргинальную прослойку в обществе. В целом на государственные институции приходилось порядка 80% от всех заведений, остальные принадлежали частным лицам.

В 1917 году общественная благотворительность была упразднена и на смену пришла система социального обеспечения. Естественно, что денег не хватало, и упоминания о том, как жили старики, можно найти даже в художественной литературе, в частности у Ильфа и Петрова.

На сегодняшний день наблюдается возрождение многовековых традиций, повышается роль православной церкви, работают не только государственные учреждения, но и частные. Но всегда нужно помнить, что самая бескорыстная доброта и теплота может исходить только от родного человека.

Первые частные дома престарелых в Москве начали появляться, начиная с 2007 года. Данным видом деятельности занималась компания ООО «Сениор Групп», которая и по сей день считается самым крупным сетевым предприятием в области предоставления услуг по содержанию лиц преклонного возраста.

Государственные социальные учреждения

На сегодняшний день в каждом муниципалитете есть 1 или несколько домов престарелых. Условно их разделяют на 3 типа:

  • интернаты для инвалидов и пенсионеров;
  • пансионаты для ветеранов труда;
  • учреждения для инвалидов или лиц с психическими заболеваниями.

Как туда попасть?

Несмотря на немалое количество домов престарелых в Москве, попасть туда не так уж и просто. И проблема состоит не в том, что сложно собрать все требующиеся документы, а в том, что просто нет свободных мест. Понятное дело, что «адекватного» обеспечения таких заведений со стороны государства нет, поэтому они не развиваются и не увеличивают количество мест. В принципе, похожая ситуация наблюдается по всей стране, и, соответственно, такие учреждения не пользуются популярностью. Это подтверждают многочисленные отзывы людей, столкнувшихся с данной проблемой лицом к лицу.

Проживание в государственных домах престарелых в Москве можно назвать условно бесплатным. Если у пожилого человека нет возможности оплатить услуги, то из его пенсии будет высчитываться 75%. Это делается через пенсионный фонд, остаток, по идее, должен передаваться на руки пенсионеру. В тоже время, на практике это требование законодательства редко выполняется. По отзывам, в Москве заселить своего родственника бесплатно, то есть за 75% пенсии - достаточно тяжело. В большинстве случаев минимальная стоимость за услуги государственного учреждения - 100 тысяч рублей ежемесячно или передача своей жилой недвижимости на условиях пожизненной ренты пансионату.

Если удастся пристроить пожилого человека в муниципальное учреждение, нельзя категорически утверждать, что здесь ужасающие условия, в действительности обеспечено безопасное пребывание и питание каждому клиенту. Даже предоставляются пускай и минимальные, но все же медицинские услуги. Но если человеку требуется специальный уход, то придется задуматься о частном пансионате.

Адреса некоторых государственных домов престарелых в Москве за пенсию

Для того чтобы поселиться или определить своего родственника в учреждение, потребуется обратиться в службу социальной защиты и получить направление (путевку). При наличии инвалидности необходима подтверждающая справка из медицинского учреждения.

Частные заведения

На сегодняшний день появилось множество частных домов престарелых в Москве и Московской области. Естественно, если есть возможность, то лучше отдать предпочтение такому заведению. Но, подбирая себе или своему родственнику оптимальные условия проживания, необходимо обратить внимание на некоторые факторы:

Фактор

Как должно быть

Персонал

В идеальном варианте - наличие медицинского образования у работников. Круглосуточное медицинское обслуживание.

Документальное оформление

Максимально быстрое оформление всех необходимых документов, сдача анализов и заключение договора. Возможность забрать своего родственника в любой момент.

Проживание

Вместительность комнат - не более 3 человек, ремонт - не только красивый, но и выполненный из качественных материалов. В коридорах и других помещениях - специальные поручни, позволяющие без проблем перемещаться пожилым людям. Широкие дверные проемы для прохождения инвалидных колясок. Наличие в комнатах всей необходимой мебели, от кровати и шифоньера до обычного стола и книжного шкафа.

Придомовая территория

Желательно, чтобы дом располагался в парковой зоне, также неплохо, если на территории будут построены небольшие теплицы, где пенсионеры смогут удовлетворить свою страсть к

Месторасположение

Если говорить о доме престарелых в Москве, то лучше всего, чтобы он находился в парковой зоне и недалеко от станции метро. Таким образом, родственникам будет удобно добираться в учреждение для встреч.

Другие условия

Лучше всего, чтобы клиентам пансионата предоставлялась возможность заниматься своим хобби и любимым делом. Очень хорошо, когда в доме проводятся всевозможные мероприятия, организовываются походы в музеи и театры.

Рейтинг частных заведений

На сегодняшний день адресов домов престарелых в Москве и области огромное количество. По утверждению собственников этих заведений, именно у них самые лучшие условия проживания.

Пансионат «Монино». Расположен в Ногинском районе. По рейтингу интернет-издания www.pravda.ru, это флагман отечественной отрасли по оказанию услуг для пожилого населения. Здесь обеспечено круглосуточное медицинское обслуживание. Постоянно проводятся культурные мероприятия. Можно направить своего родственника на реабилитацию. Стоимость за сутки от 2,8 тысяч рублей.

Пансионат «Серебряный рассвет». По версии все того же интернет-издания находится на втором месте в списке лучших. Расположен в Новой Москве. В пансионате принимают престарелых людей сроком от 2 недель. В учреждении налажено качественное медицинское обслуживание, функционирует множество кружков по интересам, часто вывозят клиентов на экскурсии. Отзывы людей, доверивших своих пожилых родственников специалистам данного пансионата, это подтверждают. Стоимость проживания за 1 сутки - от 1,2 тысячи рублей.

Третий в списке домов престарелых в Москве с частной формой собственности - сетевое заведение «Забота». Юридическое лицо включает 12 заведений, самое ближайшее к столице расположено всего лишь в 4 км от ее границы. Минимальная стоимость проживания за 1 человека в сутки - 980 рублей.

Как первая в Москве богадельня обживается в новом доме на берегу Черкизовского пруда April 14th, 2015

Недавно в краснокирпичное трёхэтажное здание на берегу Черкизовского пруда въехали необычные жильцы - пожилые люди, многие из которых уже не встают с постели в силу немощности. Здесь, в историческом здании, рядом с церковью Илии Пророка в Черкизове, справила новоселье Свято-Спиридонье вская богадельня, проект православной службы «Милосердие». Мне довелось побывать в гостях в этом удивительном месте, аналогов которому нет в Москве.




Днём рождения Богадельни считается 25 декабря 1999 года. Именно в этот день привезли первую «насельницу» - Веру Николаевну. Старушка несколько лет прожила в неврологическом отделении Первой градской больницы. За это время умерли её муж и сын, а дом снесли. Врачи выходили её после инсульта, - рассказывает мне Мария. - Вскоре больничный храм получил крупное пожертвование, на которое была куплена четырёхкомнатная квартира на Шаболовке. Через некоторое время удалось приобрести ещё одну большую квартиру этажом выше. Так начиналась Свято-Спиридонье вская богадельня.


Глава восточного викариатства Москвы и духовник православной службы помощи «Милосердие» владыка епископ Орехово-Зуевский Пантеле й и мон семь лет договаривался со столичными властями о том, чтобы богадельне было передано здание бывшего детского дома неподалёку от метро «Преображенская площадь» и добился своего. Здесь была проведена колоссальная работа: установлены специальные лифты, отремонтирована вентиляция, расширены дверные проёмы. Новый год «насельники» встречали уже на новом месте.

Идём по богадельне, заглядывая в помещения. Пахнет пирогами: на кухне готовится обед.



Раньше богадельня располагалась в большой квартире, теперь тут - множество комнат. Вот, например, отдельное помещение, отданное под прачечную.

Коллектив в богадельне - дружный. И немаленький. Если собрать всех охранников, поваров, прачек, и сестёр милосердия - более сорока человек наберётся. Работа тяжелая: почти все «насельники» в богадельне - лежачие больные, которые перенесли тяжёлые заболевания. Это -одна из сестер. В свободное время она помогает кроить занавеску:))


Насельники в богадельне живут по двое в комнате. Все комнаты - просторные, с очень светлыми обоями и широкими окнами. У каждого - своё окно и свой декоративный цветок.

В богадельню принимают только самых немощных, и многие тут не только не ходят, но и не разговаривают в силу тяжелых заболеваний. У каждого - своя история. Потихоньку знакомлюсь со всеми обитателями богадельни.
У постели Любови Николаевны - множество книг. Среди них - книги о воспитании детей. На полке - фотографии внуков. В телевизоре, установленном напротив кровати, улыбается молодой Караченцев.
- Давно вы здесь?
- Лет семь, наверное. Попала сюда после инсульта - некому было ухаживать. У меня есть родные, но они и сами - не очень здоровые.
- Как проводите время?
- Фильмы смотрю. «Следствие ведут знатоки» пересматриваю, «Ликвидацию»...


В комнате, где живет самый молодой насельник - 44-летний программист и выпускник физмата МГУ Владимир, установлен компьютер. Судьба Владимира сложилась трагично. Однажды он неудачно нырнул в Клязьму и сломал три шейных позвонка. Его парализовало, и родные от него отвернулись. В богадельню Владимир попал благодаря сестре милосердия, которая ухаживала за ним в больнице…


Мы в гостиной. В кресле у окна - хрупкая старушка. Внучка живет в Израиле, поэтому прошение о принятии Клавдии Васильевны в богадельню подала соседка, которая долгое время ее опекала. Рядом с бабушкой - стопка книг. Интересуюсь, как она проводит время. Улыбается: «Читать люблю и кроссворды разгадывать. Мне уже 96 лет - память надо тренировать».
Клавдия Васильевна - из новеньких. И одна из немногих, способная передвигаться самостоятельно.


По каждому подопечному у сестёр ведется журнал, в который записываются все их особенности. Дежурство - по 12 часов, три смены в неделю, зарплаты - около 25 тысяч рублей. Однако, присутствия духа сёстры не теряют. И спектакли для своих подопечных ставят, и праздники устраивают - сами сценарии пишут…


Сейчас в богадельне трудится около сорока человек: сестры, охранники, повара… Рабочий день начинается около восьми: в это время ночные сестры сдают вахту, рассказывая, как прошла ночь и какие лекарства необходимо дать насельникам утром. По каждому ведется отдельная тетрадь, куда записывают все назначения врачей. Далее - гигиенические процедуры, завтрак, влажная уборка в комнатах, смена подгузников… В общем, жизнь идет своим чередом, и сестры крутятся по двенадцать часов - именно столько длится смена. А средняя зарплата сестры - около 25 тысяч рублей.


Домовый храм...


Мария Мухтасипова - одна из сотрудниц богадельни, которая вызвалась стать для меня проводником. Мария - выпускница философского факультета, бывший преподаватель юридической академии. Когда тяжело заболела мама, уволилась с работы, чтобы за ней ухаживать, а после смерти матери пошла добровольцем в Первую градскую больницу и окончила патронажные курсы при Свято-Дмитриевском училище сестер милосердия.
- Это помещение мы создавали с Ольгой Геннадьевной - сестрой, которая работает в богадельне с 2004 года. Именно от нее изначально исходит эта позиция - создать настоящий дом для наших бабушек, причем, дом, в котором у них всё - самое лучшее. Когда наши гости отмечают, что таких красивых обоев или мебели нет даже у них дома, она всегда говорит: «И не должно быть. А вот у бабушек в конце жизни - должно быть. Потому что попадают в чужую обстановку, и им - сложнее, чем нам».


- На какие деньги существует богадельня? - поинтересовалась я на прощанье.

На пожертвования. Сейчас, во время кризиса, у многих, кто поддерживали нас долгие годы, возможности значительно снизились. Но будем надеяться, что Бог нас не оставит.
Поддержать Свято-Спиридоньевскую богадельню можно, сделав пожертвование на портале Милосердие.ру

Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций.

1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1).

Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина.

2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; от 75 лет и старше — старческий; люди старше 90 лет считаются долгожителями. Однако скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Она связана не только с биологическими изменениями организма, но и с социально-культурными условиями. Помимо этого может существовать большая разница между тем, как человек ощущает свой возраст и тем, как его воспринимают другие. И среди людей весьма преклонного возраста немало таких, кто ведет активный образ жизни. В то же время бывает и так, что проблемы со здоровьем, обычно характерные для глубокой старости, настигают человека намного раньше. В любом случае пожилой и старческий возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время осмысливается пройденный жизненный путь. В старости на первый план должна выходить внутренняя работа над собой. Вопреки распространенным в обществе стереотипам, старость не останавливает развитие человеческой личности.

3. Согласно данным социологических опросов, на первом месте для пожилых и престарелых людей стоят материальные и социальные, а также проблемы со здоровьем .

3.1. Часто они нуждаются в медицинском консультировании на дому и получении медицинской помощи и квалифицированном уходе, однако не могут позволить себе все это из-за низкого материального уровня (который, в свою очередь связан с маленькой пенсией, отсутствием материальной помощи со стороны родных и близких, несовершенством системы соцобеспечения).

Старческий возраст может сопровождаться и ментальными изменениями . Уход за ментальными инвалидами требует особых навыков.

3.2. Из-за недостаточного материального обеспечения пожилые люди часто нуждаются в элементарных предметах домашнего обихода, продуктах, одежде, помощи по дому, решении бытовых проблем, ремонтных работах.

3.3. Большой проблемой становится невозможность свободного перемещения , когда состояние здоровья не позволяет людям преодолеть нужное расстояние, а порой и передвигаться по дому, обслуживать себя. В частности, верующие не могут добраться до храма.

3.4. Многим пожилым людям и престарелым необходима квалифицированная помощь в решении каких-либо правовых вопросов . Немало случаев, когда одинокие пожилые люди становятся жертвами преступлений, связанных с квартирным мошенничеством.

3.5. В связи с изменением нравственных ориентиров в обществе людей старческого возраста нередко воспринимают как обузу в собственной семье. Представители молодого поколения зачастую не желают проживать вместе со старшими родственниками. Существуют факты физического или психологического (прямого или косвенного) насилия над пожилыми и престарелыми в семье . Церковь должна обратить самое пристальное внимание на работу с проблемными семьями, профилактику семейно-бытового насилия, проповедь должного отношения к пожилым членам семьи.

3.7. Очень важной является проблема заполнения освободившегося от трудовой деятельности времени какими-то другими видами активности. При прекращении работы и профессиональной карьеры в пожилом возрасте человек вынужден одновременно приспосабливаться и к возрастным изменениям, и к изменениям социального статуса. Прекращение работы сопровождается у многих не только снижением уровня материальной обеспеченности, но и коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением возможностей общения, культурной реализации, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием и/или депрессией.

Очень многим сложно принять возникающие возрастные недомогания, физические недуги и изменения внешнего облика , которыми сопровождается старение, избежать чрезмерного сосредоточения на этих проблемах.

4. Человек состоит из духа, души и тела, поэтому поддержка пожилых со стороны Церкви должна охватывать все три составляющие. Без внимания к духовной стороне жизни помощь пожилым и престарелым превращается просто в поддержание их существования.

4.1. Церковь, имея своей целью спасение души человека (а в данном случае речь идет о людях, проживших большую часть своей жизни), особое внимание должна обращать на помощь пожилым и престарелым людям в их участии в Таинствах, в полноценном участии в богослужениях. В храмах нужно создавать условия, которые сводили бы к минимуму неудобства, испытываемые пожилыми и престарелыми людьми в связи с физическими возрастными изменениями.

4.2. В настоящее время забота Церкви о пожилых и престарелых проявляется в различных формах. Церковь действует как автономно, полностью своими силами, так и при непосредственном сотрудничестве с государственными и общественными организациями, НКО. Созданы:

  • патронажные службы, действующие при сестричествах милосердия для помощи на дому, в больницах, домах престарелых, богадельнях;
  • приходские группы милосердия, которые в основном помогают своим прихожанам;
  • богадельни при храмах и монастырях.

Также при многих государственных социальных учреждениях открываются храмы и молельные комнаты. Священники окормляют социальные учреждения для пожилых. Существующий опыт работы в этой области церковных и светских организаций необходимо изучать, систематизировать и распространять в епархиях и на приходах.

Приложение

Организация и координация церковной работы с престарелыми осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

А) На общецерковном уровне:

  • осуществлять взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов, затрагивающих интересы лиц пожилого и престарелого возраста;
  • решать вопрос о финансировании этой работы как на уровне правительственных и других государственных структур, так и на региональном уровне;
  • создавать специализированные программы по сбору и изучению имеющегося опыта церковных и светских организаций, осуществляющих заботу о пожилых и престарелых;
  • разрабатывать и рекомендовать для использования в епархиях методические материалы на тему социальной работы с престарелыми.

Б) На епархиальном уровне:

  • поддерживать взаимодействие с органами социальной защиты и социальными учреждениями в оказании помощи пожилым и престарелым;
  • организовывать для приходских священников и социальных церковных работников учебные курсы на тему социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
  • собирать и анализировать приходской опыт работы с престарелыми;
  • способствовать организации богаделен;
  • организовывать епархиальные целевые сборы, направленные на оказание материальной помощи и поддержки престарелым;
  • осуществлять окормление престарелых, находящихся в социальных и медицинских учреждениях, содействовать созданию добровольческих групп во главе со священником, регулярно посещающих эти учреждения;
  • оказывать содействие в обеспечении престарелых литературой духовного содержания (в том числе напечатанной крупным шрифтом). Среди пожилых и престарелых есть люди, которые пришли в Церковь, будучи уже в зрелом возрасте, и они испытывают потребность в переводах молитвенных текстов на русский язык, пояснениях к ним;
  • способствовать организации досуговых центров, центров по обучению работе с интернетом для лиц пожилого возраста. Помимо необходимых в настоящее время функций — например, запись в поликлинику, введение данных ЖКХ и оплата коммунальных услуг — интернет предоставляет пожилым людям широкие возможности общения, в том числе с родными и близкими. Кроме того, в сети имеется много православных сайтов, содержащих аудиокниги, проповеди, лекции православных священников, богословов и специалистов.

В) На приходском уровне:

  • проводить работу по выявлению нуждающихся в помощи прихожан — людей пожилого и престарелого возраста;
  • организовывать на приходах группы добровольцев, готовых осуществлять регулярную заботу об одиноких престарелых на дому и в социальных учреждениях;
  • привлекать к помощи престарелым детей и молодежь, проводить с ними с этой целью соответствующую воспитательную работу;
  • оказывать помощь пожилым и старым людям в участии в богослужениях, по возможности организовывать доставку в храм лиц, испытывающих затруднения в передвижении. Для тех, кому трудно выстаивать все богослужение, обеспечивать в храмах возможность сидеть во время службы. По возможности оснащать храмы микрофонами;
  • взаимодействовать со светскими социальными учреждениями для пожилых и престарелых, осуществлять окормление находящихся там людей;
  • способствовать вовлечению людей предпенсионного и раннего пенсионного возраста в жизнь прихода, волонтерскую деятельность;

Сегодня дом престарелых – это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно – это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно”.

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни – приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала “ об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, – коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, – крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто – как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). “Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе”, – сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

“Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, – рассказывает о. Артемий. – С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я”.

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

– История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, – говорит батюшка. – Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все – преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой – монахине Анании – уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после – Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате – другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни “в том пансионате” ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.

Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого – своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты – все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было – за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

– Как попасть в вашу богадельню? – спросила я у о. Артемия.

– Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия – новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название – дом-интернат для престарелых “Богадельня цесаревича Алексия”. Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова – “богадельня”, и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово “богадельня” – не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия – учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней – не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь – немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они – особенные, прежде всего потому, что все – верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

– А заботы здесь, – говорят сестры, – как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это – и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто – вот у нас и проблемы.

P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово “богадельня” – вполне современное.