Представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Занятие по развитию элементарных представлений "круг, квадрат, треугольник" в средней группе

Игры с геометрическими фигурами

Перед тем как начать выполнять задания с карточками, важно объяснить ребенку что карточки должны лежать таким образом, чтобы изображенные на карточке фигуры находились с лева на право. Когда ребенок считает сколько фигур изображенно на карточке, счет должен начинаться с лева на право. Это очень важно, т.к. в дальнейшем это поможет ребенку научиться читать с лева на право.

Как играть:
1)На столе разложить все картинки изображающие формы. Вы поочереди показываете картинку с геометрической фигурой и ребенок должен собрать все четыре картинки, которые похожи по форме с данной геометрической фигурой.
2) Покажи где картинка с кругом (овалом, квадратом, ромбом, прямоугольником, треугольником).
3) Назови на какие геометрические фигуры похожи данные предметы.
Малыш в возрасте от 3-4 лет должен узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). А также ребенок должен уметь находить в окружающей обстановке предметы, похожие на определенные геометрические фигуры.
Всего: 6 карточек
Квадрат - Ромб

Задания для развития памяти.
Задание 1

Ребенку выдаем лист с изображением не цветных фигур.
Показываем карточку с цветной геометрической фигурой. Ребенок должен запомнить цвет фигуры. Переворачиваем карточку, ребенок берет нужный цвет карандаша и раскрашивает фигуру. Затем переворачиваем карточку с фигурой и проверяем, правильно ли выполнено задание.

Задание 2
Используем цветные карточки с изображением геометрических фигур.
Ребенку выдаем лист с изображением не цветных фигур, выполненных пунктирной линией.
Показываем карточку с цветной геометрической фигурой. Ребенок должен запомнить цвет фигуры. Переворачиваем карточку, ребенок обводит фигуру аккуратно по точкам, затем берет нужный цвет карандаша и раскрашивает фигуру. Затем переворачиваем карточку с фигурой и проверяем, правильно ли выполнено задание.
Для начала используем карточку с одной фигурой, затем с двумя фигурами и задание по сложнее используем карточку с тремя фигурами.

Ирина Васильевна Шушина


Цель : Учить соотносить объёмное и плоскостное изображение геометрических фигур. Различать названия (куб - квадрат; шар - круг; пирамида - треугольник). Закреплять названия геометрических фигур. Совершенствовать умение проговаривать игровые действия. Учить объяснять свой выбор той или иной карточки. Развивать мелкую моторику рук детей.

Игровые действия : Предложить детям помочь найти фигурам изображения их друзей и родственников из предложенных карточек. Объяснить что искать нужно по признакам (Для куба - четыре угла; Для шара - круглой формы.) Побуждать детей обосновывать свой выбор словесно, объясняя почему выбрана именно эта карточка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «День рождения куклы Алёнушки» (2 младшая группа) Дидактическая задача:Развитие у детей связанной речи и мышления. Учить передавать свои представления о назначении предметов,с которыми они.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее.

Игра «Цветочные клумбы» (Вторая младшая группа (3–4 года) ЦЕЛЬ: Упражнять в легком беге (врассыпную) и более стремительном (при убегании, воспитывать эмоциональный интерес к совместным играм, различать.

Игра-путешествие «В гостях у сказки» (I младшая группа) Интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Познавательное развитие".

Игра-занятие с детьми и родителями «Путешествие в страну сказки» (2-я младшая группа) Игра - занятие с детьми и родителями 2-я мл. группа "Путешествие в страну сказки" Воспитатель: сегодня мы совершим путешествие по волшебной.

Конспект занятия «Весна-игра-наблюдение» (первая младшая группа) Весна – игра – наблюдение. Первая младшая группа. Цель - Воспитывать у детей умение делать простейшие выводы. Уточнить представление детей.

За основу было взято положение: «К развитию речи детей ведёт не только увеличение потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые.

Дидактическая игра «На что похоже?» Дидактическая игра: На что похоже? Цель игры: Подводить и побуждать детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию.

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету: «Математические представления»

2 класс

Тема: «Представление о квадрате»

Тип урока – изучение нового материала

Цели

Задачи

Планируемый результат

Коррекционно-образовательная:

1. Формирование первич-ных представлений о квадрате и его основных свойствах.

1. Познакомить детей с внешним видом и призна-ками квадрата (4 угла и 4 стороны).

2. Упражнять в обследо-вании моделей фигур пу-тем обведения их конту-ров пальцем.

3. Учиться составлять квадрат из счетных палочек.

1. Формирующиеся по-нятия о квадрате и его свойствах.

Коррекционно-развивающая:

1. Развитие логического мышления.

2. Развитие мелкой мото-рики пальцев рук.

1. Развивать внимание, память и мыслительные операции в процессе наб-людения за действиями взрослого и выполнения игровых упражнений.

2. Развивать мелкую мо-торику через пальчиковые игры, выкладывание фи-гур на плоскости.

3. Формировать умение группировать предметы по заданному признаку.

1. Формирующиеся умения наблюдений за действиями взрослого, установление законно-мерностей.

Коррекционно-воспитательная:

1. Воспитание навыков сотрудничества.

2. Воспитание познава-тельных способностей.

1. Воспитывать дружес-кие, доброжелательные отношения между детьми

5. Воспитывать интерес к математике.

1. Формирующиеся навы-ки сотрудничества, взаи-мопонимания, доброже-лательности.

2. Проявление интереса к новым знаниям

Оборудование: ноутбук, магнитная доска, магниты, лист цветной бумаги, ножницы, простой карандаш, линейка, картинки с изображением предметов квадратной формы, заготовки с изображение квадрата, красный карандаш, счетные палочки, манная крупа, разносы, вырезанные из картона фигуры круга и квадрата, пластиковые тарелки, кубик, мячик, мягкий конструктор.

Ход занятия

Этапы

занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организа-ционно-мо-тивационный

Игра-приветствие :

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Выполняют действия в соответствии с текстом.

2. Основной

Подготовка к восприятию нового мате-риала

А сейчас ребята мы с вами послушаем сказку «Барон Квадрат»

Слушают и смотрят на магнитной доске сказку

Выносится магнитная доска, герои сказки

Усвоение новых знаний и спосо-бов действий

Посмотрите дети, что изображено на картинках? Правильно окно, подуш-ка, телевизор. Посмотри-те, все предметы квадрат-ной формы.

Это квадрат!

Сейчас я обведу квадрат пальцем. Посмотрите, бе-жит палец по квадрату, откуда ушел, туда и вер-нулся.

Поднимите указатель-ный пальчик! Обведем квадрат, вот так! Давайте еще раз вместе обведем квадрат!

А теперь давайте раскра-сим наши квадраты крас-ным карандашом.

Рассматривают кар-тинки с квадратными предметами.

Раздаются заготовки с изображением квадрата

Указательным паль-цем обводят края квадрата.

Раскрашивают квадраты

Квадрат помещается на доску.

Раздаются детям каран-даши.

Физ.минутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться

Вот и стали мы сильней

Здоровей и веселей!

(потянуться)

(движения стишка)

(показать «силу»)

(улыбнуться друг другу)

Первичная про-верка понима-ния. Игра «Сос-тавление фигур из счётных палочек»

Ребята давайте с вами с помощью палочек соста-вим геометрическую фигуру (Квадрат.)

Что мы знаем о квадра-те? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)

Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)

Показывают на кар-тинке с изображе-нием квадрата, его стороны и углы.

Составляют квадрат из счетных палочек

Раздаются счетные палочки

Закрепление знаний и спосо-бов действий. Рисование ман-кой «Палочки», «Квадрат»

А теперь давайте, пори-суем. Пальчиками прово-дим линии, затем пробуем нарисовать квадрат.

На подносах с ман-ной крупой дети рисуют палочки и фигуры

Раздаются подносы с манной крупой.

Обобщение и систематиза-ция знаний

Теперь давайте поп ро-буем покатать квадрат.

Что же мешает? Почему квадрат не катится?

А почему круг может кататься?

Пробуют покатать квадрат.

Катают круги (мячик).

Используя прием нало-жения, круга на квадрат, сравниваем и выясняем, что у квадрата есть углы.

Контроль и самопроверка знаний. Игра малой подвиж-ности «Найди фигуру»

Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем. Из геометрического коро-левства сбежали квадра-ты. Поможем их найти?

Находят и сортируют фигуры по форме и раскладывают их на тарелочки.

Фигуры разб-росать на полу или на столе

Информация о домашнем за-дании

Дома вам необходимо будет по картинке найти похожие по форме пред-меты (только квадрат)

3. Заключи-тельный.

Подведение итогов

Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, машину, гараж и т.д.)

А какие фигуры ты использовал?

А какого они были размера? (маленького, большого.)

А что ты построил?

Молодцы, ребята, очень красивые работы.

Делают из кубиков постройки.

Раздаются кубики.

Оценка работ

Приложение 1

Барон Квадрат

Давным–давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.

Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.

Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия

Квадратом? - удивился Лист.

Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.

А что это такое? - спросил Лист.

Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.

Да, мне это подходит, - ответил Лист.

Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.

Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!

Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

"На что похож?"

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

"Будь внимателен"

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

"Найди фигуру"

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

"Перепутались "

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

"Найди домик"

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

"Поиграем с фигурами"

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

"Раскрась"

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Ванечка благодарит детей за игры, за подарки и говорит, что он теперь никогда не перепутает фигуры.

"Наша группа"