Представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Занятие по развитию элементарных представлений "круг, квадрат, треугольник" в средней группе
Игры с геометрическими фигурами
Перед тем как начать выполнять задания с карточками, важно объяснить ребенку что карточки должны лежать таким образом, чтобы изображенные на карточке фигуры находились с лева на право. Когда ребенок считает сколько фигур изображенно на карточке, счет должен начинаться с лева на право. Это очень важно, т.к. в дальнейшем это поможет ребенку научиться читать с лева на право.Как играть:
1)На столе разложить все картинки изображающие формы. Вы поочереди показываете картинку с геометрической фигурой и ребенок должен собрать все четыре картинки, которые похожи по форме с данной геометрической фигурой.
2) Покажи где картинка с кругом (овалом, квадратом, ромбом, прямоугольником, треугольником).
3) Назови на какие геометрические фигуры похожи данные предметы.
Малыш в возрасте от 3-4 лет должен узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). А также ребенок должен уметь находить в окружающей обстановке предметы, похожие на определенные геометрические фигуры.
Всего: 6 карточек
Квадрат - Ромб
Задания для развития памяти.
Задание 1
Ребенку выдаем лист с изображением не цветных фигур.
Показываем карточку с цветной геометрической фигурой. Ребенок должен запомнить цвет фигуры. Переворачиваем карточку, ребенок берет нужный цвет карандаша и раскрашивает фигуру. Затем переворачиваем карточку с фигурой и проверяем, правильно ли выполнено задание.
Задание 2
Используем цветные карточки с изображением геометрических фигур.
Ребенку выдаем лист с изображением не цветных фигур, выполненных пунктирной линией.
Показываем карточку с цветной геометрической фигурой. Ребенок должен запомнить цвет фигуры. Переворачиваем карточку, ребенок обводит фигуру аккуратно по точкам, затем берет нужный цвет карандаша и раскрашивает фигуру. Затем переворачиваем карточку с фигурой и проверяем, правильно ли выполнено задание.
Для начала используем карточку с одной фигурой, затем с двумя фигурами и задание по сложнее используем карточку с тремя фигурами.
Ирина Васильевна Шушина
Цель : Учить соотносить объёмное и плоскостное изображение геометрических фигур. Различать названия (куб - квадрат; шар - круг; пирамида - треугольник). Закреплять названия геометрических фигур. Совершенствовать умение проговаривать игровые действия. Учить объяснять свой выбор той или иной карточки. Развивать мелкую моторику рук детей.
Игровые действия : Предложить детям помочь найти фигурам изображения их друзей и родственников из предложенных карточек. Объяснить что искать нужно по признакам (Для куба - четыре угла; Для шара - круглой формы.) Побуждать детей обосновывать свой выбор словесно, объясняя почему выбрана именно эта карточка.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «День рождения куклы Алёнушки» (2 младшая группа) Дидактическая задача:Развитие у детей связанной речи и мышления. Учить передавать свои представления о назначении предметов,с которыми они.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее.
Игра «Цветочные клумбы» (Вторая младшая группа (3–4 года) ЦЕЛЬ: Упражнять в легком беге (врассыпную) и более стремительном (при убегании, воспитывать эмоциональный интерес к совместным играм, различать.
Игра-путешествие «В гостях у сказки» (I младшая группа) Интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Познавательное развитие".
Игра-занятие с детьми и родителями «Путешествие в страну сказки» (2-я младшая группа) Игра - занятие с детьми и родителями 2-я мл. группа "Путешествие в страну сказки" Воспитатель: сегодня мы совершим путешествие по волшебной.
Конспект занятия «Весна-игра-наблюдение» (первая младшая группа) Весна – игра – наблюдение. Первая младшая группа. Цель - Воспитывать у детей умение делать простейшие выводы. Уточнить представление детей.
За основу было взято положение: «К развитию речи детей ведёт не только увеличение потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые.
Дидактическая игра «На что похоже?» Дидактическая игра: На что похоже? Цель игры: Подводить и побуждать детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию.
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: «Математические представления»
2 класс
Тема: «Представление о квадрате»
Тип урока – изучение нового материала
ЦелиЗадачи
Планируемый результат
Коррекционно-образовательная:
1. Формирование первич-ных представлений о квадрате и его основных свойствах.
1. Познакомить детей с внешним видом и призна-ками квадрата (4 угла и 4 стороны).
2. Упражнять в обследо-вании моделей фигур пу-тем обведения их конту-ров пальцем.
3. Учиться составлять квадрат из счетных палочек.
1. Формирующиеся по-нятия о квадрате и его свойствах.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие мелкой мото-рики пальцев рук.
1. Развивать внимание, память и мыслительные операции в процессе наб-людения за действиями взрослого и выполнения игровых упражнений.
2. Развивать мелкую мо-торику через пальчиковые игры, выкладывание фи-гур на плоскости.
3. Формировать умение группировать предметы по заданному признаку.
1. Формирующиеся умения наблюдений за действиями взрослого, установление законно-мерностей.
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитание навыков сотрудничества.
2. Воспитание познава-тельных способностей.
1. Воспитывать дружес-кие, доброжелательные отношения между детьми
5. Воспитывать интерес к математике.
1. Формирующиеся навы-ки сотрудничества, взаи-мопонимания, доброже-лательности.
2. Проявление интереса к новым знаниям
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, магниты, лист цветной бумаги, ножницы, простой карандаш, линейка, картинки с изображением предметов квадратной формы, заготовки с изображение квадрата, красный карандаш, счетные палочки, манная крупа, разносы, вырезанные из картона фигуры круга и квадрата, пластиковые тарелки, кубик, мячик, мягкий конструктор.
Ход занятия
Этапызанятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Примечание
1. Организа-ционно-мо-тивационный
Игра-приветствие :
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Выполняют действия в соответствии с текстом.
2. Основной
Подготовка к восприятию нового мате-риала
А сейчас ребята мы с вами послушаем сказку «Барон Квадрат»
Слушают и смотрят на магнитной доске сказку
Выносится магнитная доска, герои сказки
Усвоение новых знаний и спосо-бов действий
Посмотрите дети, что изображено на картинках? Правильно окно, подуш-ка, телевизор. Посмотри-те, все предметы квадрат-ной формы.
Это квадрат!
Сейчас я обведу квадрат пальцем. Посмотрите, бе-жит палец по квадрату, откуда ушел, туда и вер-нулся.
Поднимите указатель-ный пальчик! Обведем квадрат, вот так! Давайте еще раз вместе обведем квадрат!
А теперь давайте раскра-сим наши квадраты крас-ным карандашом.
Рассматривают кар-тинки с квадратными предметами.
Раздаются заготовки с изображением квадрата
Указательным паль-цем обводят края квадрата.
Раскрашивают квадраты
Квадрат помещается на доску.
Раздаются детям каран-даши.
Физ.минутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться
Вот и стали мы сильней
Здоровей и веселей!
(потянуться)
(движения стишка)
(показать «силу»)
(улыбнуться друг другу)
Первичная про-верка понима-ния. Игра «Сос-тавление фигур из счётных палочек»
Ребята давайте с вами с помощью палочек соста-вим геометрическую фигуру (Квадрат.)
Что мы знаем о квадра-те? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)
Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)
Показывают на кар-тинке с изображе-нием квадрата, его стороны и углы.
Составляют квадрат из счетных палочек
Раздаются счетные палочки
Закрепление знаний и спосо-бов действий. Рисование ман-кой «Палочки», «Квадрат»
А теперь давайте, пори-суем. Пальчиками прово-дим линии, затем пробуем нарисовать квадрат.
На подносах с ман-ной крупой дети рисуют палочки и фигуры
Раздаются подносы с манной крупой.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Теперь давайте поп ро-буем покатать квадрат.
Что же мешает? Почему квадрат не катится?
А почему круг может кататься?
Пробуют покатать квадрат.
Катают круги (мячик).
Используя прием нало-жения, круга на квадрат, сравниваем и выясняем, что у квадрата есть углы.
Контроль и самопроверка знаний. Игра малой подвиж-ности «Найди фигуру»
Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем. Из геометрического коро-левства сбежали квадра-ты. Поможем их найти?
Находят и сортируют фигуры по форме и раскладывают их на тарелочки.
Фигуры разб-росать на полу или на столе
Информация о домашнем за-дании
Дома вам необходимо будет по картинке найти похожие по форме пред-меты (только квадрат)
3. Заключи-тельный.
Подведение итогов
Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, машину, гараж и т.д.)
А какие фигуры ты использовал?
А какого они были размера? (маленького, большого.)
А что ты построил?
Молодцы, ребята, очень красивые работы.
Делают из кубиков постройки.
Раздаются кубики.
Оценка работ
Приложение 1
Барон Квадрат
Давным–давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.
В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.
"На что похож?"
Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.
"Будь внимателен"
На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.
"Найди фигуру"
Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).
"Перепутались "
Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).
"Найди домик"
У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.
"Поиграем с фигурами"
Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:
Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?
"Раскрась"
Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.
Ванечка благодарит детей за игры, за подарки и говорит, что он теперь никогда не перепутает фигуры.
"Наша группа"