Презентация на тему: Дошкольное образование в Японии. Дошкольное образование японии

Японские детские сады выгодно отличаются от дошкольных учреждений в США и Великобритании. Если в англоязычных странах многочисленные исследования доказывают вредное влияние ДОУ на психику ребенка, то в Японии все наоборот. И не безосновательно.

«Хойкуэны» и «етиены» – ясли и детский сад в стране Восходящего Солнца – больше всего напоминают домашний детский сад. Правда, чтобы попасть в ясли оба родителя обязаны предоставить справки, что работают больше четырех часов в день, подтверждая это дважды в год. Но и доказательства стоят того: график работы детского сада с 8:00 до 19:00, а суббота – укороченный день. Если один из родителей работает меньше четырех часов в день, то остается только «етиэн», где за вашим ребенком присмотрят в течение 6 часов. Плата за детские сады зависит напрямую от дохода: чем больше получаете, тем больше платите за пребывание ребенка в ДОУ.

Цель воспитания в японских детских садах – научить быть частью коллектива. Отсюда и хоровое пение, спортивные игры. «Гениев» и лидеров быть не может по определению: все равны и должны жить интересами коллектива. Проявляется это даже в мелочах: если ребенок выполнил задание воспитателя, то он должен дождаться, пока сосед также выполнит задание, и только потом сдать свою работу.

К воспитанию относятся и проверки на выносливость: ежемесячные походы на целый день, будь то выставка, или соседний детский сад, который пригласил в гости. В дорогу мама должна приготовить ребенку «паек», состоящий из 24 видов продуктов, да при этом в рацион не должна входить свекла, а рис – разваливаться. А отправляя ребенка в детский сад, японская мама не скажет: «Хорошего тебе дня, сынок», а лишь даст напутствия: «Старайся! У тебя все получится».

Чтобы, дети лучше могли находить общий язык со сверстниками и взрослыми, каждый год у группы меняется не только воспитатель, но и внутренний состав.

Количество детей и воспитателей в яслях и детских садов небольшое: один воспитатель на троих детей, то же самое практически в яслях. Кроме этого, ведется подробное «досье» на ребенка: что ему нравится, какие привычки, здоровье, настроение.

Интересная особенность японских детей (согласно исследованию свыше 60% дошколят спят со своими родителями и 30% – иногда) прослеживается и в японских детских садах. Малюток могут уложить спать на коленях прямо у воспитателя. Приятно будут удивлены и сторонники «ручных детей»: в Японии к детскому крику относятся в буквальном смысле как к «крику о помощи»: если ребенок плачет, необходимо его как можно быстрее успокоить, поговорить с ним, взять на руки.

До 5 лет ребенку все позволено: он царь. К нему относятся очень мягко. Телесные наказания? О чем вы! Только любовь, забота и поощрение. Он может идти, куда глаза глядят. Довольно часто можно встретить слоняющихся дошколят по коридорам детского сада, заглядывающих в соседние группы. Воспитатели не должны препятствовать – все направлено на обучение самостоятельности. Ребенок знает, чего он хочет и что ему нужно. Хочет подраться с соседом по шкафчику? Хорошо, деритесь. И если воспитатель вмешается, то не для того, чтобы отругать за драку или разнять малышей, а чтобы объяснить, что оба были неправы. Но как только наступает 5 лет, разговор становится иным: ребенок должен во всем слушаться и не сметь противоречить.

Вблизи столицы Японии Токио находится детский сад Fuji, который можно смело назвать одним из лучших в мире. Отсутствие стен и наличие большого пространства, где можно полазать и побегать, делают его любимым местом пребывания детей.

Архитекторы токийской студии Tezuka Architects, спроектировавшие этот шедевр, попытались найти универсальные вещи, нравящиеся абсолютно всем детям. Неудивительно, что в результате получился детский сад, который больше напоминает развлекательную площадку, нежели учебное заведение.

По форме он напоминает овал, с большой лужайкой по центру. Как только малыши попадают на крышу они тут начинают бегать по кругу.

В основе системы воспитания здесь лежит методика Монтессори, которая основывается на том, чтобы поддержать ребенка в его естественном развитии, направляя его действия, а не запрещая всё подряд. Здесь малышам разрешено много бегать, двигаться и даже набивать собственные синяки и шишки.

Вместо нижнего участка лестницы, ведущей с крыши, архитектор предложил устроить насыпь из земли, чтобы дети могли играть и скатываться с нее.

Здание строилось вокруг растущих деревьев и, чтобы обезопасить детей от падения, проектировщикам пришлось натянуть там специальные гамаки. У детей это место стало одной из любимейших игровых зон.

Каждый месяц воспитатели вместе с детьми делают перестановку в классах. Даже обычные табуреты здесь выполняют игровую функцию. Они сделаны из очень легкого и мягкого дерева, об которое очень тяжело ушибиться.

Раковины сделаны таким образом, что позволяют общаться детям друг с другом даже во время умывания.

Здесь даже есть специальная площадка, где дети могут поупражняться в лазании по дереву.

В этом садике дети могут находится на свежем воздухе так долго, как позволяет погода. В здании нет перегородок между классами, так как детям комфортнее находится в окружении фонового шума. Если ребенок не хочет находится на уроке, он может выйти. Обычно, сделав круг по территории, он сам возвращается обратно в класс.

Реферат

Тема: Тема "Опыт организации дошкольного образования в Японии"

Выполнила:

Воспитатель

Чистякова Дарья Владимировна

Место работы: ГБУЗ «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом №4» Пермский край, г. Березники

План:

Введение ………………………………………………………………………….3

Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране...................................................................................4

Типы дошкольных учреждений……………………………………………..6

Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста….7

Наличие программ……………………………………………………………8

Организация педагогического процесса в ДОУ……………………………9

Взаимодействие детского сада с семьёй……………………………………10

Подготовка педагогических кадров………………………………………..13

Актуальные проблемы дошкольного образования……………………….14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….16

Введение:

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта.

В нашей стране в настоящее время пристальное внимание приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов, обеспечивающих условия для качественного дошкольного образования. Это связано с введением в практику стандарта дошкольного образования, которое стало первой ступенью образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает самоценность дошкольного детства, необходимость создания условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка.

Поэтому, все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом. Большой педагогический потенциал содержится в системах дошкольного образования Японии, которая имеет свою историю, традиции. Например, всех поражает организованность дошкольников в японском детском саду. Сразу возникают вопросы: «Какими приемами, методами это достигается?»

1.Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране

Исследователи японского образования (Н. П. Дронишинец, 3. А. Малькова, R. Benedict, С. Lewis, L. Peak и др.) подчеркивают, что исключительно важную роль в социально-экономическом развитии Японии играло и продолжает играть образование. «Образование спасет нашу страну» - это девиз каждого японца.

Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста стали появляться в 70-х годах 19 века. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г.Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

В целом образование в Японии строится так: 6 лет в начальной школе, 3 года в средней школе и столько же в средней школе повышенной ступени. Затем 4 года в университете.

Обязательными являются первые 9 лет обучения. Кроме того, в стране

существует система ясельных учреждений и детских садов.

Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели -- передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче)

В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

В детстве закладывается умение ребенка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно[ 5 ].

2.Типы дошкольных учреждений

К дошкольным учреждениям относятся детские сады, центры дневного ухода и учреждения для детей с недостатками в развитии.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. «Хойкуэн» - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.

Другой вид детских садов - «етиэн» . Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет.

Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно.

Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

В дополнение к детским садам открываются специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня.

Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными .

3.Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста.

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере». Такова общая цель, которая ставится перед всеми детскими садами страны (разработкой воспитательной доктрины дошкольников в Японии занимается Всеяпонский центр по координации деятельности дошкольной педагогики). Эта общая цель в свою очередь распадается на вполне определенные задачи, которые перед наставниками в воспитании детей определенного возраста.

Организуемая педагогом деятельность также отличается от практики европейских и американских детских садов: основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.

В детских садах России существуют обучающие программы и все воспитатели проводят занятия, обучая малышей чтению, письму, математике.

В японских детских садах такого нет. Там основной упор делается на воспитание. К окончанию детского сада маленький японец должен осознать себя членом группы, вести себя как член группы, быть внимательным к другим и уметь их выслушать, уметь развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в групповых видах деятельности. Основная фраза японских воспитателей переводится на русский язык как: «Пожалуйста, будьте настойчивы в своих стараниях».

4.Наличие программ

В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада.

Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это: социальные отношения, здоровье, безопасность, язык, окружающая среда, выражение чувств. Детей учат общению, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. В детских садах предусмотрены и образовательные программы: детей учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Специальных занятий по развитию речи нет, но детей учат пользоваться вежливыми речевыми формулами - приветствия, прощания, благодарности, поощрения. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

Помимо этого, их обучают пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. .

5.Организация педагогического процесса в ДОУ

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года.

В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Открывается детский сад в 7.00. Утром все дети свободно играют. В 9.30 раздается песня «Убери все на место», призывающая детей собрать игрушки. Потом дети выходят на улицу и в течение 10 минут под веселую музыку делают зарядку.
Раздается песня «Все в свои группы», и дети бегом возвращаются в группы. Дежурные ведут детей в хороводе под утреннюю песню.
Детей пересчитывают. Затем вместе с ними выясняют, какое сейчас время года. После этого проводится получасовое занятие: дети выполняют задание педагога в рабочей тетради на пересчет предметов и раскрашивание.

Под сделанным заданием воспитатель прикрепляет картинку-самоклейку.
По мере того, как тот или иной ребенок выполнил задание, он может присоединиться к играющим товарищам. На игры отводится 20 минут.
Затем дети готовятся к трапезе — достают коробочки с завтраком, принесенные из дома, берут чашки и салфетки. К еде приступают после коллективного исполнения песенки. На завтрак уходит от 10 до 45 минут.

После еды каждый ребенок собирает салфетку, палочки, коробочку и заворачивает их в тряпочку, которую приносит из дома.
Снова наступает время игровых занятий. На этот раз дети занимаются с

картинками и карточками, помогающими освоить грамоту. Воспитатель в это время подметает под столами, а затем объявляет, что пора убирать игрушки.
Когда игрушки убраны, все садятся за столы и поют благодарственную песню, а потом слушают музыку, которую исполняет воспитатель.
После музыкальной паузы — занятие оригами. Оно длится примерно 30 минут. По ходу складывания листа воспитатель знакомит воспитанников с некоторыми геометрическими понятиями и формами (прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб). Все фигурки подправляются и корректируются, чтобы поделка получилось опрятной.
Дети берут сделанные бумажные игрушки и бегут на улицу — играть на участке.
После прогулки воспитатель рассказывает какую-нибудь историю и показывает детям большие картинки. Снова исполняется песня, и все приступают к полднику.
Затем дети поют воспитателю прощальную песню и опять идут гулять. Во время прогулки за ними приходят родители (с 16.30 до 18.00).

6. Взаимодействие детского сада с семьёй

Вовлеченность родителей в воспитательный процесс в детских садах очень высока. В Японии в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей. В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка.

Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. При этом, воспитатель - ведущая сторона, он может указать на недостатки и упущения, которые, по его мнению, допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания.

Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают «мамские» комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия [ 2,c. 178].

7.Подготовка педагогических кадров

Подготовка воспитателей для работы в детских садах ступенчатая; дипломы имеют разную ценность и длительность действия. В идеале воспитатели имеют университетское образование (требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г.). Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов.

В детских садах воспитателями работают в основном молодые незамужние женщины. А директором сада обычно является мужчина.

Наряду с выполнением своих повседневных обязанностей, воспитатели детских садов должны реализовывать дополнительные программы: детей учат правилам поведения на дороге и безопасному поведению, организуют экскурсии, спортивные соревнования, в том числе в плавании, традиционные японские упражнения в литературном творчестве, походы для старших.

8.Актуальные проблемы дошкольного образования.

В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных программ. Второй проблемой является повышение роли академических успехов детей (несмотря на декларируемую социальную направленность дошкольного образования) - ряд престижных детских садов принимает лишь одного из пяти трехлетних детей на основе конкурсного отбора. В результате в Японии появились учреждения, специализирующиеся на подготовке двухлетних детей к поступлению в детский сад.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Общая ориентация дошкольного образования на развитие рефлективности ребенка, поддержку его инициативы, организацию стабильного окружения позволяет говорить о различии содержательных акцентов деятельности дошкольных работников, что может выступить в качестве основания для осмысления организации отечественного дошкольного образования

Заключение

В данной работе я раскрыла тему «Опыт организации дошкольного образования в Японии при помощи научно - методической литературы.

Подводя итоги моей контрольной работы, можно сделать вывод, что в японской системе дошкольного образования, есть много общего с российской системой,но есть и отличия, в первую очередь концептуального и содержательного характера. Посещение дошкольных учреждений в Японии не является необходимым и обязательным. Большинство детских садов - частные организации, число государственных невелико. Чтобы ребенок смог попасть в сад, родителям необходимо предоставить серьезные аргументы официальным представителям власти. Основная особенность образования в Японии - жесткое и беспрекословное соблюдение устоявшихся традиций и сложившегося уклада. Япония относится к высоко социализированным странам, традиционно человек здесь должен всегда находиться в определенном сообществе, поэтому дети в садах гуляют, играют, едят и спят вместе, в одной комнате. Чтобы маленький ребенок развивал коммуникативные способности и навыки общения состав групп и воспитатели меняются каждые шесть месяцев. Цель обучения в японском саду больше воспитательная, чем образовательная. Как показал анализ, в каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей.

Основная цель системы дошкольного обучения в Японии - социализация ребенка.

Список литературы:

1.Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. « Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность» [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Л.А Парамонова, Е.Ю. Протасова - М. «Академия», 2001. — 240 с.

2.Петиненко, И.А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? [Текст] / И.А. Петиненко, А.А. Ткач // Вестник томского государственного университета. - 2012. - №2(18). - С. 175-178.

3.Сазонова, Д.С. «Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал» [Текст] / Д.С. Сазонова, В.А. Зебзеева // Общество и цивилизация в ХХI веке: тенденции и перспективы развития. - 2014. - № 8-12. - С. 161-166.

4.Дронишинец, Н. П. «Государственная политика развития дошкольного и школьного образования в Японии»[электронный ресурс] / Н. П. Дронишинец. - Екатеринбург, 2006. - 75с. - Режим доступа http://cyberleninka.ru/(07.02.2018)

5.Дронишинец Н. П., История и проблемы развития специального образования в Японии [электронный ресурс] / Н. П. Дронишинец, И. А Филатова//Специальное образование.- 2011. -№9 - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/(07.02.2018)

6.Нанивская В.Т. «Детский сад в Японии» [электронный ресурс] : В.Т Нанивская. - Москва: Прогресс, 1987 - с.240- Режим доступа: http://journalpro.ru/(07.02.2018)

7.Тимофеева Т. «Японское воспитание» [электронный ресурс] : Т. Тимофеева «Мама и малыш» - 2005. - №3 с.10-13

Зарубежные педагогические системы на примере Японии

контрольная работа

1. Система дошкольного воспитания в Японии

В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества.

Обратимся к истории становления системы дошкольного образования в Японии. В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование. Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось, и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады. В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Более, чем полвека назад в стране вышла книга "После трех уже поздно", которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов" и создатель всемирно известной фирмы "Сони". В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы "он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника.

Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:

укрепление физического и психического здоровья ребенка;

формирование навыков коммуникации с другими людьми;

формирование знаний об окружающем мире;

развитие речи;

развитие творческих способностей.

В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.

В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным, так что встречается большее разнообразие и гибкость, чем на других образовательных уровнях. Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год, или 150-200 $ в месяц), могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

В дополнение к детским садам открываются специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %) являются частными.

Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни.

Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам.

В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов. Отметим, что перед дошкольными учреждениями Японии, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре. Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе. Наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие "кокоро", что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. "Кокоро" ? это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей "кокоро". В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие.

Зарубежные педагогические системы на примере Японии

Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения...

Индивидуальный подход в воспитании детей

Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в разных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности...

Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом

Образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Все специальные школы...

Особенности подготовки специалистов в ВУЗах Италии, Израиля, Японии

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов)...

Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века

История общественного дошкольного воспитания в России началась в середине ХIХ века. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика - гораздо интенсивней. Один из первых детских садов был открыт А. С...

Педагогический опыт воспитательной системы В.А. Караковского

Система воспитания влияет на ребенка буквально с самого его рождения. Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям, в том числе и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей, слова...

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Традиционная японская семья - это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж - добытчик, жена - хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться...

Семья как фактор формирования личности ребенка

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач...

Система образования Германии

У дошкольного образования в Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились еще в начале 19 века. Однако, ближе к середине того же века немецкий педагог...

Система экологического воспитания дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания...

Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор...

Японская система образования

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты)...

Японская система образования

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум...

Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет ряд отличительных особенностей, главной из которых является то, что оно не обязательно. Родители сами решают, должен ли ребенок его получать и если да, то где именно. Впрочем, в последнее время от посещения детских садов отказываются все реже - пребывание там считается важной частью развития и социализации малышей.

А еще среднестатистический японский детский сад вовсе не обязательно возводится и управляется государством, как в России. Более 60% всех дошкольных учреждений - это частные объекты. Таким образом, у родителей появляется свобода выбора, а учреждения борются за клиентов, пытаясь предложить тем наилучшие условия.

Детские сады в Японии относятся либо к Министерству образования, либо к Министерству здравоохранения. Первые называются еутиэны (частные), а вторые хоикуэны (государственные). Самое время рассказать о них подробнее.

Еутиэны

Еутиэны - это японские детские сады, куда принимают детей в возрасте от 3 лет и старше. При этом учреждения такого типа функционируют с 9 до 14-15 часов. Иными словами, здесь нет привычного для детских садов послеобеденного сна. Практически сразу же после трапезы, детей забирают домой.

Почему же частные детские сады в Японии так популярны? Все просто - детям здесь предоставляют больше пространства для творчества и развития, например, во многих учреждениях имеются преподаватели английского языка, имеющие необходимые навыки для обучения детей. С малышами также могут заниматься рисованием (им не просто дают карандаши и бумагу, а прививают азы профессиональных художественных навыков), музыкой, спортом и так далее. Экскурсии и различного рода развлечения опять-таки организовываются значительно чаще, если сравнивать с государственными детскими садами.

А еще еутиэны часто отличаются более презентабельным внешним видом. Их владельцы вкладывают солидное количество денег в строительство и/или отделочные работы. Неудивительно, что японские детские сады такого типа зачастую имеют шикарный дизайн интерьера.


Хоикуэны

Хоикуэны - это государственные дошкольные учреждения, которые будут рады детям в возрасте от 1 года. Малыша, кстати, можно оставить на целый день, ведь детский сад начинает работу в 8 часов (иногда и раньше), а заканчивает в 18-19 часов. Это очень удобно для людей, которые много времени проводят на работе.

Были времена, когда японские детские сады такого типа посещали в большинстве своем дети бедных родителей. Считалось, что супруга работает только в том случае, если глава семейства не может обеспечить семью всем необходимым. Но теперь, когда появилось множество женщин-карьеристок, ситуация кардинально изменилась.

За счет графика работы (на 4-5 часов дольше), отдать ребенка хоикуэн может быть даже дороже, чем в еутиэн. Да и сами по себе государственные детские сады в Японии немногим уступают частным. Чего стоят хотя бы роскошные детские площадки во дворах. Если хотите купить столь же современные детские горки , и оформляйте заказ уже сегодня.


В заключение

Подводя итоги, хочется отметить еще один интересный факт - во всех японских детских садах детям предоставляют максимум свободы. Например, гулять можно пойти не по расписанию, а когда захочется. Творческие занятия опять-таки не ограничивают полет фантазии.

Хорошо это или плохо? По данному вопросу существует множество мнений, которые зачастую противоречат другу друга. Но если вы знакомы с особенностями японского общества, то знаете, что уже в школе от былой свободы не останется и следа. Там детям придется подчиняться ряду четких правил.