Приговорки примеры. Что такое приговорка? Это знает каждый ребёнок

А Ваша кошка понимает Вас? Новый проект шведских учёных посвящен изучению общения людей и кошек.

Многие виды животных – от волков до дельфинов – предположительно имеют «акцент» в зависимости от места обитания. Теперь учёные из Линдского университета (город Линд, Швеция) намерены выяснить, есть ли местные «диалекты» у кошачьего языка и как влияет голос человека на особенности мяуканья кошек.

Вот что говорит руководитель проекта, профессор фонетики Сусанн Шётц: «Кажется, что кошки умеют сознательно менять интонацию и мелодию своего «мяу» в зависимости от того, какое сообщение они хотят передать, насколько это сообщение срочно и как оно эмоционально окрашено. Мы хотим выяснить, как влияет на кошек язык, диалект и интонации людей, которые с ними общаются. Потому что есть подозрение, что разный «говор» людей из разных регионов влияет на «говор» кошек».

Фото: Сусанн Шётц и её подопытный кот

«В нашем проекте мы будем использовать фонетический анализ для сравнения «языка» кошек из двух разных провинций Швеции: центральной (Стокгольм) и южной (Линд). Сравнение «мелодий» кошачей вокализации поможет выяснить, говорят ли кошки, как и люди, на разных диалектах» - продолжает Сусанн Шётц. - «В ближайшие несколько лет мы сможем понять, что кошки пытаются сказать нам, людям, и как они хотели бы, чтобы мы с ними разговаривали».

Официальное название проекта: «Мелодия в человеко-кошачьих коммуникациях». В нём участвуют три исследователя из двух университетов – в Линде и Линкёпинге. Для краткости ученые называют его «Мяузыка». На исследование отводится пять лет – до 2021 года.

Чтобы разобраться с особенностями общения между человеком и кошкой, группа ученых сосредоточится, с одной стороны, на изучении интонации, голоса и стиля речи людей, обращающихся к кошкам, а с другой стороны - на мелодике мяуканья кошек, обращающихся к людям.

Сегодня это может показаться странным, но в будущем результаты такого исследования помогут людям выстраивать нормальное общение с кошками у себя дома, в ветеринарных клиниках, питомниках и приютах.

В этом видео Сусанн Шётц даёт интервью официальному каналу Линдского университета:

В результате одомашнивания кошек, которое началось около 10000 лет назад , кошки научились общаться с людьми, используя визуальные и звуковые сигналы. Некоторые породы кошек – сиамские, бирманские – кажутся более «разговорчивыми», чем другие. Возможно, «разговорные» навыки кошки зависят в том числе и от породы.

Дикие и бродячие кошки обычно перестают мяукать во взрослом возрасте, когда отпадает необходимость общения с кошкой-матерью. Домашние кошки используют мяуканье для привлечения внимания людей и общения с ними. Однако, многие аспекты вокального репертуара кошек понятны не всем и не до конца.

«Мы знаем, что кошки умеют изменять «мелодику» издаваемых ими звуков в достаточно широком диапазоне, но не знаем, как интерпретировать эти изменения» - говорит доктор Шётц. «Мы будем записывать звуки, издаваемые тридцатью – пятьюдесятью кошками в разных ситуациях: когда они хотят куда-то попасть, когда они довольны, дружелюбны, счастливы, голодны, раздражены или рассержены. А потом будем искать различия в фонетических структурах».

Ещё до начала проекта ученые, тестируя оборудование, записали несколько образцов кошачьих «мелодий». В одном из них они заметили, что тональность мяуканья кошки медленно поднимается вверх, когда кошка просит еды, и наоборот, понижается, когда кошка чувствует себя неуютно на приёме у ветеринара.

Ещё одна задача исследования – определить, есть ли разница в реакции кошек на различные аспекты человеческой речи: тембр голоса, стиль общения и интонацию. Обращаясь к кошке, люди обычно повышают тональность голоса, как при общении с детьми. А доктор Шётц хочет выяснить, что предпочитают сами кошки – сюсюканье или общение на равных, как со взролыми.

«Нам ещё столько предстоит узнать о том, как кошки воспринимают человеческую речь!» - предвкушает Сусанн Шётц. А пока учёная дама завела аккаунт в Ю-тюбе, где выкладывает ролики с различными образцами кошачьего “мяу».

Говорила Кошка Кошке: – Что вы тащите в лукошке? Интересно посмотреть! - Кошка Кошке отвечала: – Это – мыло и мочало В баньке спинку потереть! И сказала Кошке Кошка: – Чем неправду говорить, Лучше было бы лукошко Хоть листочками прикрыть! Кошки думают о бане, Как верблюды о сметане, И мочалка им нужна, Как мышонок для слона! Вы домой идёте с рынка, А в лукошке – с маслом крынка! Говорила Кошка Кошке: – Где достали вы сапожки? Я вас видела в других, А не в этих – дорогих! Отвечала Кошка Кошке: – На мои четыре ножки Мне принёс сапожник Кот, Я ношу их третий год! Обе кошки рядом жили, Но друг с дружкой не дружили. Задание около существительных с попущеными подежными окончаниями в скобках укажи склонение число и падеж. Подчеркни предлоги которые входят в формы этих существительных

Похожие вопросы

  • помогите пожалуйста что нужно вставить в пропуски задание #2
  • найдите первый член геометрической прогрессии если b4=24.b7=192
  • Почему и из-за чего Тургенев в прозе "Нищий" назвал нищего братом?
  • Расставить коэфиценты: KOH + H2SO4 --> K2SO4 + H2O сера + газ = оксид серы (IV) Литий + газ = Li3N Ca + C = CaC2
  • Прошу помогите составить химические уравнения!! 1. кремний + кислород=оксид кремния 2. оксид меди(2)+соляная кислота=хлорид меди(2)+вода 3.силикат натрия+соляная кислота=хлорид натрия+кремниевая кислота 4. алюминий+серная кисло...

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

Знаете ли вы, что такое приговорка? Что это за маленькие литературные произведения? Для чего и для кого они предназначены? Что такое приговорка - просьба или попытка воздействия на силы природы? Что и в каких случаях нужно говорить?

Что такое приговорка в детском фольклоре?

Итак, по порядку. Что такое приговорка? В так называются небольшие стихотворные обращения к растениям, птицам, животным. Это могут быть прямые просьбы. А могут быть и звукоподражания. Относится к приговоркам также и всем известное обращение к кукушке: «Сколько мне жить?» Большой популярностью пользовались раньше ещё и заклички. Происхождением своим и они, и приговорки обязаны древним заговорам и заклинаниям, при помощи которых наши предки старались каким-то образом повлиять на силы природы. На сегодняшний же день это просто элемент детских развлечений и забав. В играх часто можно услышать следующие приговорки:

Здравствуй, пчёлка! Дай мне мёда,

Будь полна моя колода!

Божья коровка, улети на небко!

Там твои детки кушают котлетки!

Пестушки и потешки - разновидность приговорок

Одним словом, что такое приговорка, в общем и целом понятно. Тем не менее они, в свою очередь, тоже имеют некоторые разновидности. Обращения к живой и неживой природе - это только большая их часть.

Существуют, к примеру, у нянечек и мам короткие стихотворные приговорки (пестушки), которыми сопровождается с младенцем в первые месяцы его жизни. Действия и движения ребёнка проходят намного веселее. Например, малыш просыпается, а мама гладит его по животику, приговаривая:

Потягушки, порастушки,

Ротик - говорушки,

Ножки - ходушки,

А ручки - хватушки.

Потешки также сопровождают развитие и рост ребёнка. Они сопутствуют играм с ножками, ручками и пальчиками малыша. Например, знаменитая «сорока-ворона» или "ладушки" для детей постарше.

Популярность в старину

Нашими предками народные приговорки использовались, конечно же, намного чаще, чем на сегодняшний день. Многие старинные праздники и обряды сопровождались созданными людьми стишками. Именно в детском творчестве прослеживается особая популярность приговорок в давние времена.

Само собой, играющих малышей можно было встретить всегда и везде. Приговорки звучали и в сельских, и в городских дворах, наряду с загадками, скороговорками, считалками и дразнилками.

Увлекательный и загадочный мир

Подведём итоги. Детский фольклор (приговорки, заклички, потешки и т. д.) является настоящим увлекательным, загадочным и весёлым миром. При этом всегда справедливым и добрым. Даже несмотря на то, что дразнилки могут как-то зацепить ребёнка, они всё же отличаются явной безобидностью. Например:

Раз, и два, и три, четыре!

А лишь по полю скакать!

Уходят приговорки корнями в глубокую древность. Они зародились много веков назад - тогда, когда люди принимали ветер, дождь, землю и солнце за живых существ. Приговорками они упрашивали природу смилостивиться над ними. Дождь - напоить землю, солнце - согреть их, ветер - избавить небо от лишних туч. Время прошло. Магический смысл приговорок уже забылся. Но в качестве детских стишков они по-прежнему используются ими в различных играх:

Дождик-дождик, пуще лей,

Ты водички не жалей.

Дам огуречка,

Выйдя на крылечко.

Дам ещё и каравай,

Поливать не прекращай!

Одним словом, таких приговорок в детском фольклоре очень много. Все они прекрасно поднимают настроение ребятам, так как являются очень весёлыми, забавными, жизнерадостными. Сопровождая детские игры, они не могут не заставить улыбаться окружающих людей. Действительно, малыши радуют и умиляют всех вокруг, искренне радуясь своим интересным развлечениям!

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, , растениям, а также обрядовые песни , которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор .

Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо.

Народные заклички к солнцу

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои дети плачут,
Есиньки хотят.

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Девки плачут,
Серу колупают,
Нам не дают,
Собакам по ложке,
Нам по крошке.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни, выскочи,
Сядь на пенек,
Опряди кужелек. (Так поют маленькие пряхи, когда прясть неохота.)

Средство узнать хорошую или дурную погоду летом. Дети идут в такое место, где раздается звучное эхо, и громко кричат:

Гнилая колода, гнилая колода,
Какая завтра будет погода?
Коли будет – отгукнись,
А не будет – заикнись. (Если отголосок немой, непогода продолжится, звучное эхо предвещает ведро)

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,
Перебей дождя.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Из-под бревнышка.

Дуга-радуга,
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,
Поведи меня в луга:
Там лук-чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Нос трясется,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.

Радуга - дуга,
Не пей нашу воду

Заклички к дождю

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Лей, лей, дождик, пуще,
Наварю я гущи,
В большом горшке
На донышке.

Дождик, дождик, пуще,
Наварю я гущи
И поставлю под кровать,
Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,
Поливай как хошь,
На дедину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром.

Дождик, дождик, пуще,
На мамину капусту,
На тятину рожь
Поливай как хошь.

Дождик, дождик,
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
На Иванову рожь
Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,
На бабину рожь,
На девичью пшеницу,
На ребячий горох,
На конячий овес,
На мужичий ячмень
Поливай весь день.

Мать, мать божия,
Подавай дождя,
Дождя серенького,
Богомоленького.

Иди, дождик, дождик,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Дождь, дождь, припусти!
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, убогий сирота,
Закрываю ворота
Ключиком, замочиком,
Золотым платочиком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в арестань,
Куплю избу со хрестом:
Богу, богу молиться,
Христу кланяться.
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,
На лесу-то гоностарь.
Дождик, дождик, пуще,
На лесу-то гуще.

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Я, убогий сирота,
Отворяю ворота
Крючком, пятачком,
Беленьким платочком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Ердань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.
У Христа сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.

Если дует ветер, приговаривают заклички к ветру:

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Пуская кораблики и лодочки в ручьи, поют:

Дуй, спо-дуй, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки,
Где идут бурлаки,
Тянут баржи за крюки.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

В каждом местечке нашей обширной Руси существуют свои различные обыкновения, различные игры, сложившиеся с давнего времени. Точно так же существуют и детские песни, переходящие от одних к другим детям; некоторые песни относятся к разного рода случаям. Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:

Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.

Гони, гони стадо
За реку рано –
Напиватися,
Умыватися.

В Егорьев день, выгоняя скот со двора, дети говорят:

Выгоню коровушку со двора голиком,
Приходи ко мне, коровушка, со всем молоком!

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям :

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Уродись, горох,
Отлично хорош,
Отлично хорош,
Множество стручков –
На потеху старым,
На веселье ребятам малым.

Песенки, связанные с сеянием репы и редьки:

Репка-репонька,
Родись крепонька,
Ни мала, ни долга,
До мышиного хвоста.
Редька – редка,
Родись хороша,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насбирают, для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко,
Цела, пол, на донышке
Или ничего.

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Никола, Микола,
Наполни лукошко
Стогом, верхом,
Перевертышком!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба –
Гриба грибового,
Во бору борового.

В поисках цветов, ягод и грибов – «аукают и укают». Ауукаем, Приукаем:

Стогом – верхом
Нам грибков,
Полных ровных
Кузовков Ауукаем.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок, прыгает на одной ноге и приговаривает:

Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду.
Мышка, мышка,
Дай водички
Из колоды,
Из ушей.

Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш,
Что хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.

Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Чтоб не низко, не высоко,
Чтобы Питер повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро, им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,
Вечер – на нашест,
Галок не перечесть.
Моя галка наперед,
Много денег наберет.
Моя пониже –
Бисеру нанижет.

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке :

Улита, улита,
Высунь рога!
Дам тебе конец пирога.

Слизень-близень,
Выкажи роги
На четыре дороги.
Слизень-близень,
Вытяни роги
По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»), они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица!
Выпусти рога –
Я дам пирога,
Масленого-премасленого.

Слизень-близень,
Выпусти рога,
Дам тебе пирога
И кувшин молока.
Как не выкажешь рога,
Пестом зашибу

Рассматривая божью коровку , дети приговаривают:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка,
Дай молочка!

Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровушка,
Ума, ума, ума,
Жить ли мне?
Умереть ли мне?

Божья коровка,
Полетай за Волгу,
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Скоморох, скоморох,
Полетай на горох,
Там твои дети
На повети
В красных рубашках,
В беленьких порточках.

Ловят паука, обрывают у него ноги, которые, положенные на бумагу, делают разные движения, причем припевают:

Мяу, мяу,
Коси траву.

Подходя к ульям на пасеке, говорят:

Пчелки гудят,
В поле летят,
С поля летят,
Медок несут.

Поп, поп, поп, выпусти собак,
Поп, поп, поп, выпусти собак!

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку), а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие букашки.

Поп, поп,
Выпусти собак,
Баре едут,
Озимь топчут!
Поп, поп,
Выпусти собак,
Кони во ржи,
Жеребята в овсе.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы, а мой на поверху.

Жили были мужики,
Брали грибы рыжики.

Тексты фольклорных закличек русского народ а использованы из следующих источников: Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212