Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Формирование артикуляционной моторики Занятие по развитию артикуляционной моторики

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

3. «Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

4. «Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

5. «Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

7. «Мыльные пузыри».

Нужно выдуть из колечка самый большой пузырь или больше всего пузырей. Дуть точно в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Новогодние трубочки-шутки».

Упражнения для губ.

1. «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

3. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела.

4. «Рупор».

о. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке у.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

6. «Заборчик» – «Рупор», «Улыбочка» – «Трубочка».

Чередовать положение губ.

7. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка.

1. «Наказать непослушный язычок».

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

3. «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4. «Почистим зубы».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

6. «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

7. « Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

8. «Маляр».

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

9. «Оближем губки».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Приклей конфетку».

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

11. «Футбол».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

12. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык.

14. «Горка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка выгнуть.

15. «Грибок».

Рот открыть. Язык присосать к небу.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

16. «Гармошка».

Упражнение «Грибок». Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

17. «Автомат», «Пулемет».

Улыбнуться, рот открыть и постучать напряженным кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

18. «Барабанщик», «Дятел».

Как и предыдущее упражнение, но произносить звук д-д-д.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

19. «Индюк».

Приоткрыть рот, двигать широеим передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл…» (как индюк болбочет).

20. «Самолет летит».

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

21. «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

22. «Язык-силач».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

23. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

24. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.


Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, необходимо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.

Наиболее подвижным речевым органом является язык . Он состоит из:


  • корня языка – основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости;

  • спинки языка , в которой различают заднюю, среднюю и переднюю часть . Особо следует выделить кончик языка , которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, т.к. от их работы зависит качество произнесения звуков.
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей подвижностью.

Кончик языка может:


  • опускаться за нижние зубы (как при произношении свистящих звуков)

  • подниматься за верхние зубы (как при произнесении звуков [т], [д], [н] )

  • прижиматься к альвеолам (как при звуке [л] )

  • вибрировать под напором выдыхаемой струи (при звуке [р] )
Передняя часть спинки языка может

  • подниматься вверх без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках [с], [з], [ц] );

  • подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при произнесении шипящих звуков).
Средняя часть языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней ил задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке [й] и мягких согласных).

Задняя часть языка может


  • подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках [к], [г] );

  • образовывать щель с нёбом (как при звуках [х] ).
Боковые края языка могут

  • прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (как при звуках [с], [з], [ц], [ш], [ж],[ч], [щ], [р] )

  • опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке [л] ).
Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут:


  • вытягиваться в трубочку (как при звуке [у] )

  • округляться (как при звуке [о] )

  • обнажать передние верхние и нижние резцы (как при звуках [с], [з], [ц], [л] и др.)

  • слегка выдвигаться вперед (как при звуке [ш], [ж] )
Наибольшей подвижностью обладает нижняя губ а, она может:

  • смыкаться с верхней губой (как при звуках [п], [б], [м] );

  • образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (как при звуках [в], [ф] ).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос (так образуются носовые звуки [м], [мь], [н], [нь] ). Если мягкое нёбо поднято. То оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образуется ротовые звуки (все кроме [м], [мь], [н], [нь] ).

Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение


  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  2. Проводить артикуляционную гимнастику лучше перед общей утренней зарядкой или перед завтраком (обедом). После еды речевая гимнастика может вызвать рвотный рефлекс. Артикуляционные упражнения могут включаться в занятия по звуковой культуре речи. В домашних условиях упражнения можно делать перед вечером перед сном.

  3. Упражнение не должно доводить органы артикуляции до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети могут сидеть за столами или полукругом перед воспитателем.

  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком, поэтому взрослый должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

  8. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

  9. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество выполнения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

  10. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог может регулировать темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движений должен стать произвольным – быстрым ил медленным.

  11. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  12. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

  13. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Существует два типа артикуляционных упражнений:


  • статические упражнения – направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд.

  • динамические упражнения – представляют собой ритмичное повторение движений по 6-8 раз и способствуют выработке подвижности языка и губ, их координированности и переключаемости.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


  • рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов:

  • показ упражнения;

  • выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

  • проверка правильности выполнения, указание на ошибки;

  • выполнение упражнения без зеркала (на основе собственных кинестетических ощущений).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:


  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений;

  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

  • подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Все упражнения артикуляционной гимнастики объединяются в комплексы для выработки определенных групп звуков или для отработки основных движений и положений, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Упражнения для губ


  1. Улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  2. Хоботок (Трубочка) – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  3. Заборчик – губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  4. Бублик (Рупор, Клювик) – зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

  5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок . – чередование положений губ.

  6. Кролик . – зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ


  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

  2. Улыбка – Трубочка – вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  3. Пятачок – вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  4. Рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

  6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

  7. Уточка – вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

  8. Недовольная лошадка – поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:

  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

  • удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

  • удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек


  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

  2. Сытый хомячок – надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  3. Голодный хомячок – втянуть щеки.

  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка


  1. Птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  2. Лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  3. Чашечка – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  4. Иголочка (Стрелочка. Жало) – рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  5. Горка (Киска сердится) – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  6. Трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

  7. Грибок – рот открыт, язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка .


  1. Часики (Маятник) – рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  2. Змейка – рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

  3. Качели – рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  4. Футбол (Спрячь конфетку) – рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  5. Чистка зубов – рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  6. Катушка – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

  7. Лошадка – присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  8. Гармошка – рот раскрыт, язык присосать к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  9. Маляр – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  10. Вкусное варенье – рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  11. Оближем губки – рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


  1. Трусливый птенчик – широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – "птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  2. Акулы – на счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

  3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

  4. Обезьяна – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

  5. Сердитый лев – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

  6. Силач – рот открыт; представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот; расслабиться.

  7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

  8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

  9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

  10. Дразнилки – широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па .

  11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я (расстояние между зубами в два пальца);

о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё (расстояние между зубами в один палец);

и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и (рот слегка открыт).


  1. Произнесите гласные звуки с голосом:
а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я

о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё

и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и


  1. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
а-а-а-а-а-э-э-э-э-э

а-а-а-а-а-е-е-е-е-е

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и

и-и-и-и-и-а-а-а-а-а

о-о-о-о-о-я-я-я-я-я

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-и-о-о-о-о-о

и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-э-а-а-а-а-а

а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-о-о-о-о-о-о и т.д.


  1. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

  2. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба


  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

  1. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.


  1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

  1. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

  1. Надувать щеки с зажатым носом.

  2. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

  3. Подражать:

  • стону,

  • мычанию,

  • свисту.

  1. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.


  1. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

  2. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

  3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а . Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

  4. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

[р]


  1. Чьи зубы чище ?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!


  • губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

  • следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

  • нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  1. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!


  • губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

  • следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

  1. Кто дальше загонит мяч?
Цель:

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] , сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!



  • нельзя надувать щёки.

  • следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф] , а не звук [x] , т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

  1. Вкусное варенье
Цель:

Описание:

Внимание!




  1. Индюк
Цель : вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!



  • следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.


  1. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д] . Сначала звук [ д ] произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!


  • рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

  • кончик языка не должен подворачиваться.

  • звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя; для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [л]


  1. Наказать непослушный язычок
Цель:

Описание: пя-пя-пя .… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!





  1. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.


  1. Пароход гудит
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Внимание!


  • следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

  1. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!


  • следить, чтобы язык был широким и не сужался.

  • чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

  • язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

  1. Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у .

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

  1. Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!


  • упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

  • нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

  • следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

  1. Лошадка едет тихо
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!


  • следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

  • кончик языка не должен загибаться внутрь.

  • кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  1. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!


  • следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения

шипящих звуков ([ш], [ж], [щ], [ч])


  1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!


  • нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

  • язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

  • похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  1. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!


  • губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

  • следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

  • не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

  • боковые края языка должны касаться углов рта.

  1. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

  • рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

  • если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

  • выполнять упражнение надо в медленном темпе.

  1. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Внимание!


  • следить, чтобы губы были в положении улыбки.

  • боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

  • при повторении упражнения надо открывать рот шире.

  1. Кто дальше загонит мяч
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!


  • нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

  • нельзя надувать щёки.

  • следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

  1. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!


  • следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

  • если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "наказать непослушный язык"; как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

  1. Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!


  • следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

  • открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

  • следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

  1. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!


  • следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

  • боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя; если это не получается, можно слегка придержать язык.

  • нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

статья


Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня

через комплексную логопедическую гимнастику.
Учитель-логопед Рогова А.Ю., МБДОУ детский сад № 112 Города Чебоксары На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий коррекционного обучения. К сожалению, приходится констатировать, база для логопедической работы с детьми среднего возраста, страдающих общим недоразвитием речи (I- III ур.) разработана слабо. Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, ринолалии, заикании. В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В этой связи коррекционно-логопедическая работа в условиях речевой группы многогранна, но ставит перед собой одну цель- помочь ребенку. Хотелось бы остановиться на практической стороне вопроса развития артикуляционной моторики у детей-логопатов средней группы. Осуществляя системный дифференцированный подход к этой проблеме можно получить более высокие и стойкие результаты в коррекции речевых нарушений, снизить рецедивы. Работа по данной проблеме – это попытка на основе существующих методических рекомендаций и собственного опыта показать значимость и организацию работы по развитию артикуляторной моторики для формирования правильного звукопроизошения детей с речевой патологией. Неотъемлимой и обязательной частью коррекционного обучения детей с нарушениями речи, обусловленными дефектами строения, функции артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и задержкой речевого развития (алалия, задержка темпа развития речи) должна стать артикуляционная гимнастика. Для результативности работы мною расширены рамки артикуляционной гимнастики, которая по объему включаемого материала, представляет собой комплексную логопедическую гимнастику и включает в себя:  Разминку язычка (непосредственно артикуляционная гимнастика), т.к. именно через нее в наибольшей степени происходит развитие артикуляционной моторики. Эти упражнения служат настройкой артикуляционного аппарата.  Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры). Временная ограниченность логопедических занятий не всегда дают возможность уделять должное внимание подобным тренировкам, поэтому пальчиковые игры являются
слагаемым логопедической гимнастики, т.к. мелкая моторика связана с речевой функцией. В практике коррекционной работы отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций речи. Опыт логопедической работы показал, что кинестетические импульсы, идущие от пальцев, в ходе гимнастики вызывают у детей положительные эмоции и являются ритмической передышкой.  Дыхательные упражнения. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Для нормальной речи необходимо добиться длительного экономного выдоха, что представляет определенную трудность для ребенка-логопата. Дыхание – внутренний тренажер, необходимый ребенку, поэтому специальные дыхательные пражнения на постановку физиологического и речевого дыхания включены в канву комплексной гимнастики.  Голосовые упражнения с элементами фоноритмики. Они представляют собой спонтанное произнесение звуков и используются для формирования речевого дыхания, темпа речи, и интонационной выразительности, преодоления речевых расстройств. В логопедическую гимнастику включаю массаж и самомассаж лицевой мускулатуры, органов артикуляции т.к. он нормализует тонус мышц. На мой взгляд, такая комплексная гимнастика, основанная на логопедических приёмах в сочетании с развитием функции рук, дыхания, блиц-массажа и пр. способствует более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков у детей с ОНР. В основе логопедической помощи приоритетными для меня являются игровые приёмы. Разработанные мною комплексы логопедической гимнастики на сюжеты сказок «Колобок», «Муха-Цокотуха», «Репка», «Кошкин дом», «Теремок» представляют собой «игровую терапию».
При планировании специальной гимнастики стараюсь исходить:
 из вариативности материала каждого компонента;  тематической целостности, которая обеспечивает плавный переход каждой части;  наличия игровой мотивации, обилия игровых приёмов, что позволяет сделать процесс выполнения коррекционных упражнений комфортным для детей. Подбор игровых упражнений (пальчиковых, дыхательных, артикуляционных, мимических мышц лица) позволили значительно улучшить подвижность артикуляционного аппарата у детей среднего возраста. Система игровых упражнений повысила у детей эффективность управления своими органами речи. В результате проведённой работы создана благоприятная предпосылка для формирования правильного произношения, что ускорило постановку звуков у воспитанников группы. Игровая форма и канва комплексной логопедической гимнастики создаёт мотивационный настрой у ребёнка, повышает интерес и желание заниматься с логопедом.

Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Воспитание «чистой» речи у детей - это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие

Объектом исследования является процесс ра звития речевой моторики у детей шестого года жизни.

Предмет исследовани я - артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей шестого года жизни.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:

· Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

· Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

3. Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.

4. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

На первом этапе , который проходил с ноября 2009 по январь 2010 года, было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности речевой моторики у старших дошкольников.

На втором этапе, который осуществлялся с января по 10 апреля 2010 года, выявлен уровень сформированности речевой моторики у детей шестого года жизни экспериментальной и контрольной группы из числа детей МДОУ детский сад II категории № 28 г. Коркино, и реализован разработанный комплекс артикуляционной гимнастики.

Цель третьего этапа опытно-экспериментальной работы, который осуществлялся в апреле 2010 года, состояла в том, чтобы провести контрольный этапэксперимента; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы развития речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

1.1 Состояние проблемы развития речевой моторики у детей шестого года жизни в теории и практике педагогики

Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности.

Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответ ствующими слуховыми ощущениями.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата .

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов .

Артикуляционный комплекс - совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения .

Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься , изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Когда мягкое небо опущено, то вдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников - это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

Таким образом, в нашем исследовании развитие речевой моторики у старших дошкольников - это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

1.2 Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает, целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.