Приступы истерики у ребенка 5 лет. Истерика у ребенка: что делать

Приступ истерики или истерический припадок – способ выражения эмоций истероидной личности. Он развивается в ситуациях, когда реальность не совпадает с желаниями человека и возникает несоответствие между ожидаемым и действительным.

Цель истерики протест, провокация, привлечение внимания, получение личной выгоды, манипуляция окружающими.
Истерика чаще возникает у детей до 5-ти лет, что связано с возрастными особенностями нервной системы и неумением контролировать эмоции. У взрослых истерики чаще встречается среди женщин. У мужчин такой тип поведения бывает в 10 раз реже.

Формы истерики

  • Истерическое поведение – при взаимодействии с окружающими человек часто демонстрирует следующие свойства личности:
  • показная эмоциональность;
  • преувеличенные переживания;
  • внушаемость;
  • склонность к лживости;
  • бегство в болезнь, когда психические переживания трансформируются в телесные страдания;
  • стремление к родительской опеке или опеке партнером/супругом.
В результате поведение человека выглядит неестественным и не адекватным ситуации.
  • Истерический припадок – острая эмоциональная реакция, всплеск чувств, которые человек демонстрирует, хотя не испытывает их в такой мере. Проявляется плачем, криком, заламыванием рук…
К истерике склонны люди с истероидным типом личности . Такой характер формируется, когда ребенок растет кумиром семьи, но подсознательно ощущает, что похвала близких не заслужена. Согласно психоанализу причина формирования истероидного типа личности – «предательство» родителя противоположного пола. Родитель начинает уделять ребенку меньше внимания и реагирует на него, только когда тот расстроен и бурно это проявляет. Такая модель поведения воспринимается ребенком как самая эффективная и он, повзрослев, продолжает пользоваться ею.

Истерическое поведение и приступы истерики делают человека «сложным» для общения. Они могут иметь и более серьезные последствия: разрушение семьи, истерическое расстройство личности, попытки суицида. В связи с этим необходимо принимать меры по коррекции истерического поведения.

Почему возникает истерика?

Склонность к истерикам обусловлена 3-мя факторами:
  • Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
  • Врожденные особенности нервной системы;
  • Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики? Ученые не дают однозначного ответа на этот вопрос. Существует несколько теорий:
  • Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями . Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной.
  • Истерика – попытка манипулировать другими людьми , привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого. И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
  • отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
  • недостаточное проявление внимания или уважения;
  • отказ в просьбе или неприятная фраза;
  • длительная сексуальная неудовлетворенность;
  • ревность;
  • гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
  • длительное нервное напряжение, стрессы ;
  • робота в ночную смену;
  • хроническая усталость , вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.
Развитию истерики у женщин способствует нереализованность в профессиональном плане. Такой тип поведения чаще встречается у домохозяек, которые посвящают все свое время семье и быту. Тоска, отсутствие общественной жизни, недостаток впечатлений и внимания со стороны мужа провоцируют истерические припадки. Их цель вызвать сочувствие или чувство вины у мужа, играя на которых женщина пытается добиться желаемого.
Истерика у мужчин явление не частое. В основе истерического приступа также лежит попытка манипулировать близкими. Реже причиной может стать быть нервное истощение, когда нет ресурса решить проблему конструктивно.

Какие симптомы истерики у детей?

Истерика у ребенка – это попытка привлечь внимание родителей или получить желаемую вещь (игрушку, сладости, просмотр мультфильма).

Приступ истерики у детей имеет яркие проявления:

  1. Громкий плач. Он может быть театральным: с всхлипыванием и закатыванием глаз, иногда без слез.
  2. Крик. Ребенок стонет, кричит, выкрикивает отдельные фразы.
  3. Покраснение кожи лица. Реже лицо бледнеет или синеет.
  4. Падение на пол. Реже ребенок медленно и театрально опускается, чтобы не удариться. Он катается по полу, бьет руками и ногами.
  5. Истерический мост. Ребенок падает на пол, выгибается, упираясь на макушку и пятки.
  6. Ребенок царапает себя ногтями, кусает руки, вырывает волосы, рвет одежду.
  7. После припадка ребенок быстро успокаивается, особенно если получает то, что хотел.

Вегетативные нарушения при истерике у ребенка вызываются изменениями в работе вегетативной нервной системы, которая управляет внутренними органами:

  1. Рвота , вызванная спазмом желудка;
  2. Остановка дыхания (у детей до 3-х лет) – признак повышенной нервной возбудимости приводящей к спазму гортани;
  3. Дрожь в теле;
  4. Слюнотечение, возникающее при спазме мышц гортани;
  5. Недержание мочи – в связи со спазмом мочевого пузыря и временной утратой контроля над ним.
Отличительная черта истерического припадка – после его состояние ребенка быстро приходит в норму: настроение улучшается, вегетативные симптомы исчезают. Особенно это заметно, если ребенку удалось добиться желаемого.
Симптомы истерического припадка значительно усиливаются, если рядом есть люди, которые болезненно воспринимают поведение ребенка и идут на уступки. Без «публики» истерика быстро прекращается. Ребенок не испытывает ту глубину чувств, которую демонстрирует. Напротив, дети с истерическим типом характера довольно легко переносят неприятности, и настроение быстро меняется на противоположное.
Важно не спутать приступ истерики у ребенка с эпилептическим припадком. Срочно вызывайте врача при появлении следующих симптомов:
  • Резкое падение;
  • Утрата сознания;
  • Выделение пены изо рта;
  • Судороги – беспорядочные движения, которые постепенно усиливаются и переходят в резкие, ритмичные сгибания конечностей;
  • После припадка ребенок чувствует себя очень усталым, не помнит произошедшего, засыпает.

Какие симптомы истерики у взрослого?

Симптомы истерики у взрослого проявляются только тогда, когда поблизости находятся люди, на которых тот собирается повлиять.

Внешние проявления приступа истерики:

  1. Крик, обвинения, угрозы.
  2. Плач в голос, часто без слез с закрытыми глазами.
  3. Выкрикивание отдельных звуков, слов. Повторение одних и тех же фраз.
  4. Беспорядочные движения. Заламывание рук, топанье ногами, царапанье лица, вырывание волос, скрипение зубами. Движения судорожные и театральные, при этом человек не наносит себе значительного вреда.
  5. Падение на пол. Делает это осознанно и достаточно осторожно, чтобы не травмировать себя.
Вегетативные нарушения:
  1. Рвота, вызванная спазмом желудка;
  2. Нарушение глотания связанное со спазмом мышц гортани и пищевода;
  3. Спазм гортани, сопровождающийся чувством удушья;
  4. Учащенное мочеиспускание;
  5. Дрожание тела - дрожат руки, подрагивает подбородок;
  6. Временная утрата функций. По словам человека, он теряет способность слышать, видеть, различать запахи и вкусы, чувствует онемение в половине тела. Эти нарушения развиваются на фоне полного здоровья всех органов и нервной системы. Часто у человека обнаруживаются именно те симптомы, которые в его понимании должны быть при болезни.
Нарушения связаны со сбоем в работе вегетативной нервной системы и самовнушением. При этом человек настолько поддается самовнушению, что действительно чувствует то, что говорит.
Истерика длится столько, сколько зрители готовы уделять внимание. После приступа человек не может досконально вспомнить, что говорил и что делал, однако сознание его полностью сохранено. Успокаивается он довольно быстро. Самочувствие значительно улучшается, особенно если окружающие пошли на уступки.

Помните, что при истерическом припадке никогда не возникает следующих симптомов:

  • выделение пены изо рта;
  • прикусывание языка;
  • болезненные удары головой;
  • настойчивые просьбы ввести определенный препарат;
  • непроизвольная дефекация и недержание мочи;
  • нарушение сознания;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • глубокий сон сразу после припадка.
Данные признаки характерны для абстинентного синдрома (ломки), эпилептического припадка или инсульта . При появлении хотя бы одного из них необходимо вызвать скорую помощь.

К какому врачу обращаться, если у ребенка частые истерики?

Если у ребенка старше 5-ти лет возникают частые истерики, то рекомендована консультация у детского психолога или психотерапевта. Он проведет диагностику, определит нет ли расстройства, при необходимости составит программу психокоррекции (беседы, игры, упражнения). даст советы родителям, как вести себя во время истерики
Если истерики у ребенка сопровождаются вегетативными нарушениями (остановка дыхания, потливость, учащенное сердцебиение), то необходимо обратиться к детскому неврологу для обследования.

Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?


Истерики у ребенка в подавляющем большинстве случаев явление проходящее. Профилактика истерик основывается на изменении подхода к воспитанию. Родители, бабушки и дедушки должны осознать, что если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повториться . Важно, чтобы они были едины в своем стремлении научить ребенка вести себя «по взрослому» - просить, договариваться, ждать. Если никто из близких не будет поддаваться на провокации ребенка, истерики исчезнут через 2-4 недели. В противном случае, даже достигнув взрослого возраста, ребенок будет устраивать истерики перед человеком, который к ним чувствителен.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, однако существуют общие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:

  • Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя. Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик.
  • Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно. Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы.
  • Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься».
  • Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы.
  • Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…»
  • Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».

Детские психологи предлагают простой метод основанный на положительном подкреплении:

  • Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
  • Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом . Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
  • Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.
Таким образом, хорошее поведение подкрепляется хорошим отношением. В сознании ребенка откладывается мысль: «Пока я хорошо себя веду, ко мне ласковы и внимательны. Когда я кричу – меня не замечают».

Часто дети устраивают истерики в общественных местах. Это происходит потому там множество соблазнов, и присутствуют заинтересованные зрители. Родителям неудобно перед посторонними игнорировать плохое поведение ребенка, к тому же те часто вмешиваются в происходящее, играя ему на руку. Чтобы отучить ребенка от истерик, родители должны придерживаться выбранной модели воспитания и дома, и в общественных местах.

Помните, что истерики у ребенка или подростка прекратятся, если он будет регулярно сталкиваться с ситуациями, когда истерическое поведение не приносит результатов. Потакание капризам усугубляет ситуацию и может закрепить истерики, как модель поведения во взрослом возрасте.

Существует ли медикаментозная профилактика истерик у ребенка?

Психически здоровый ребенок не нуждается в медикаментозной профилактике истерик. Специфических лекарств, способных предотвратить истерику, не существует.
Для снижения общей нервной возбудимости можно использовать:
  • чай из мяты;
  • чай из мелиcсы;
  • ромашковый чай.
Несмотря на безопасность фитотерапии, перед началом приема лучше уточнить у врача дозировку и противопоказания.
Гомеопатические препараты назначаются исключительно неврологом или педиатром. Они не «лечат» истерики, но улучшают работу нервной системы, повышают устойчивость к стрессам, ускоряют засыпание:
  • нотта;
  • дормикинд;
  • нервохель.

Как помочь взрослому при истерике?

  • Создайте спокойную обстановку . По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
  • Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
  • Слегка похлопайте по лицу и рукам . Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
  • Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
  • Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
  • Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
Если истерический припадок развился после того, как человек выдвинул невыполнимые требования, то необходимо твердо и спокойно отказать. Потакание капризам только усугубляет ситуацию. Истерики становятся чаще, на этом фоне может развиться невроз.

Применение транквилизаторов и нейролептиков допустимо только в том случае, если психиатр диагностировал истерическое расстройство. Здоровым людям с истерическим типом характера могут помочь комбинированные седативные препараты на натуральной основе:

  • персен форте;
  • ново-пассит;
  • фитосед;
  • валокордин;
  • адонис бром.

Стоит ли взрослому обращаться к врачу психиатру после приступа истерики?

После приступа истерики, особенно единичного, нет необходимости обращаться к врачу, если состояние улучшилось на протяжении 10-30 минут.

Необходимо обратиться к психиатру при появлении признаков истерического расстройства личности . Его симптомы проявляются постоянно, а не время от времени:

  • Постоянное стремление быть в центре внимания , не зависимо от ситуации и окружения (в очереди, в общественном транспорте).
  • Инфантилизм – «детская» модель поведения – капризность, лень, излишняя эмоциональность.
  • Неустойчивость настроения. Картинные вспышки веселья или истерики, которые всегда происходят в присутствии зрителей. Оставшись наедине с собой, человек более спокойно реагирует на аналогичные ситуации.
  • Патологическое фантазирование – человек систематически придумывает факты, чтобы приукрасить себя или оговорить другого.
  • Показные попытки суицида – человек может принять горсть таблеток на глазах у зрителей или грозиться выброситься из окна.

Какое лечение назначается пациентам с частыми истериками?


Истерическое поведение хорошо поддается коррекции. Людям с истерическим складом характера медикаменты не назначаются. Лечение основано на психотерапии и мерах самопомощи. При желании можно избавиться от истерик за 1-2 месяца. Для этого рекомендуется:

  • Соблюдение режима отдыха и сна . Необходимо ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, уделяя на сон не менее 7-ми часов. Во время работы или учебы стоит делать перерывы, чередуя умственную активность с физической.
  • Исключение психотравмирующих ситуаций – ссор, конфликтов, шумных развлечений, просмотра триллеров и фильмов ужасов.
  • Нормализация гормонального состояния с помощью лекарственных препаратов. Уровень половых гормонов у женщины значительно влияет на ее эмоциональное состояние. Гинеколог-эндокринолог назначает лечение, для нормализации уровня эстрогенов .
  • Регулярная половая жизнь. Сексуальная разрядка помогает нормализовать уровень гормонов. Она также улучшает нейрохимические процессы, происходящие в нервной системе, и способствует снижению нервного напряжения.
  • Повышение уровня самооценки :
  • Прекратить сравнивать себя с другими. Допустимо сравнивать себя настоящего с собой прошлым;
  • Повторять позитивные высказывания по отношению к себе;
  • Составить список своих достоинств и достижений;
  • Ежедневно бескорыстно помогать окружающим, не рассказывая об этом;
  • Устроиться на работу, приносящую удовольствие;
  • Принимать решения самостоятельно, не ища одобрения окружающих.
  • Альтернативные способы разрядки:
  • Спорт – теннис, велосипедная езда;
  • Танцы;
  • Физическая работа (в саду).
  • Освоение навыков релаксации:
  • йога;
  • медитация;
  • аутотренинг.
  • Изменение отношения к происходящему. Истерики возникают, когда ожидания не соответствуют реальности. Поэтому не стоит многого ожидать от людей и предстоящих событий, чтобы не испытывать разочарования.
Даже в том случае, если психиатр диагностировал истерическое расстройство личности, то основой лечения является психотерапия. Нейролептики или транквилизаторы врач назначает лишь при появлении признаков депрессии .

– состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Общие сведения

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром , психологом , врачом-психиатром , неврологом . Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков , нарушений сна , пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга , УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Почти у всех детей в возрасте от 1 до 3 лет случаются истерики. Они уже знают свои потребности и осознают себя как личность. Если им начинают перечить, они приходят в крайне раздраженное состояние. Однако дети обычно не адресуют свои вспышки гнева родителям, так как понимают, что взрослые люди слишком важные и большие. Кроме того, у них еще слабо развиты «бойцовские» инстинкты.

Поэтому, когда в них закипает ярость, они не находят ничего лучшего, как выместить свою злость на самих себе. Они падают на землю, вопят и колотят по полу руками, ногами, а иногда и головой.

Если такие истерики случаются лишь время от времени, то это еще не повод для беспокойства. Ребенку просто надо избавиться от переполняющих его эмоций. Очень часто такие вспышки ярости становятся результатом усталости, голода или ситуаций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно (сюда же относятся и истерики, случающиеся в магазинах, когда вы отправляетесь вместе с детьми за покупками). Если речь идет именно о таких истериках, то родители могут просто проигнорировать следствие и обратиться непосредственно к первопричине: «Ты устал и проголодался? Сейчас мы пойдем домой, поедим, ляжем спать, и все пройдет».

Режим истерики

  • Покраснение центрального процессора вполне нормально
  • Возможно выделение жидкости
  • Размахивание конечностями
  • Используйте слово «нет» при серьезной опасности:
    • ребенок может порезаться
    • ребенок может обжечься
    • ребенка может ударить электрическим током
  • Сосредоточьтесь на положительных эмоциях.

Сначала чувства, проблемы потом

«Хочу к маме! Хочу к папе!» - безостановочно рыдал двухлетний сын наших друзей.

Его оставили с нами на всю ночь, и он был безутешен. Мы старались отвлечь его сказками. Пели ему. Пытались кормить. Обнимали. Носили на руках. Долго и очень убедительно объясняли, что родители ушли на концерт, но утром обязательно вернутся. Все без толку!

Позднее мы поняли, что ребенок даже не слышал нас. Ему попросту «сорвало крышу».

Именно так это объясняет Дэн Зигель, профессор психиатрии медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он умеет очень наглядно объяснить, как сильные эмоции в буквальном смысле отключают способность мозга рационально мыслить.

  1. Поднимите руку. Она послужит моделью для демонстрации работы мозга.
  2. Прижмите большой палец к ладони. Большой палец - это лимбическая зона, древняя часть мозга, управляющая эмоциями. Функционируя согласованно со стволом головного мозга (ладонь), она подает сигналы телу, определяя в том числе частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
  3. Накройте большой палец остальными пальцами. Эти пальцы представляют кору головного мозга - своего рода крышку над лимбической зоной, держащую эмоции под контролем.
  4. Теперь распрямите пальцы, открывая большой.

Префронтальная кора утратила контроль, поскольку при высокой интенсивности переживаний лимбиче-ская зона активируется так интенсивно, что исчерпывает контролирующую способность коры мозга. Вы больше не можете мыслить разумно, сопереживать или как-то иначе использовать высший мозг. Вам «сорвало крышу».

Поэтому совершенно бесполезно взывать к разуму человека, охваченного бурными эмоциями, - как мы той ночью пытались урезонить двухлетнего сына наших друзей. И хотя мы с мужем знали об управлении эмоциями, отчаяние заставило нас обо всем забыть: нам тоже «сорвало крышу».

В этом деле нужна тренировка.

Это можно предвидеть

Итак, вы знаете, что происходит в мозге под воздействием сильных эмоций. Теперь нужно научиться узнавать этот процесс по первым симптомам: я вот-вот сорвусь или я уже себя не контролирую, надо прийти в себя. Вы заметите подобное состояние и в своих детях, скажем когда они закатывают истерику или дерутся.

«В таком случае нам кажется, что ребенку следует преподать урок, - замечает специалист по обучению родителей Сарина Наткин, - и мы спешим сделать это немедленно».

Но когда ребенку «сорвало крышу», он не может ничему учиться! Поэтому в условиях эмоционального взрыва гораздо разумнее сделать вот что:

во-первых, указать на эмоции , проявив участие, обозначить переживаемые ребенком сильные чувства

и лишь во-вторых заняться решением проблемы, их породившей .

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, с помощью ладони и пальцев объясните ему, что происходит с мозгом под действием сильных эмоций, и, возможно, он сам начнет сообщать вам, когда ему (а может, и вам) нужно остыть.

Называйте сильные чувства

Исследования показывают, что, давая словесные обозначения сильным эмоциям, мы успокаиваемся. «Назовите - и приручите», - советует профессор психиатрии Дэн Зигель.

Пытаясь утешить и отвлечь двухлетнего ребенка, требующего маму и папу, мы с мужем перепробовали буквально все. Но коль скоро нашей целью было успокоить его, следовало прямо заговорить об эмоциях, которые его обуревали, - разумеется, заговорить с участием.

«Да, малыш, ты хочешь к маме и папе, и тебе сейчас ужасно грустно. Понимаю, без них тебе очень плохо». Мы могли бы показать ему фотографии родителей на стене и помочь ему представить их возвращение. «Я уверена, что они крепко-крепко тебя обнимут. Вот здорово будет!»

В следующий раз, когда мы остались с ним, он снова расплакался, заскучав по маме и папе. И тогда я просто взяла его на руки и стала укачивать и похлопывать по спине. Сам он не говорил о том, что чувствует, но слышал, как об этом ласково говорю с ним я. Не прошло и 10 минут, как он успокоился и заснул у меня на руках.

Если вы называете эмоции ребенка и разговариваете о них, он постепенно научится делать это сам.

Дети, умеющие рассказать о своих чувствах, способны размышлять о них, обсуждать их, искать способы справиться с ними, понимать чувства других людей и сопереживать. Они лучше переносят огорчения и меньше конфликтуют, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Они крепче здоровьем, менее одиноки и импульсивны и лучше сосредоточиваются. Кроме того, они лучше учатся.

Чтобы уметь разговаривать об эмоциях своего ребенка, нужно совсем немногое.

Научитесь осознавать чувства - собственные и других людей . Выработайте привычку в течение дня отслеживать и называть собственные эмоции: «Я злюсь», «А вот и разочарование». Описывайте чувства как результат наблюдений («Я вижу, что впала в уныние»), а не как черты характера («Я унылый человек») - это позволяет несколько дистанцироваться от них.

Помните, что все чувства имеют право на существование . Конечно, можно в ответ на слезные требования двухлетнего малыша, желающего увидеть маму и папу, сказать: «Ты вернешься домой, когда приедут твои родители, а пока успокойся и играй», или «Мужчины не плачут», или даже «Твоих родителей здесь нет! Прекращай орать». Но все эти отклики отвергают право ребенка чувствовать то, что он сейчас чувствует.

Пренебрежительное отношение к чувствам других коренится в нашем воспитании. Но мы можем постараться не учить этому своих детей. Одно исследование за другим доказывают, как важно принимать эмоции и считаться с ними, какими бы неприятными они ни были.

По мнению некоторых ученых, эмоции - это фактически способ мозга маркировать событие как «очень важное». Эмоции просто есть. И, как вы знаете, сколько их ни подавляй, сколько ни осуждай, как ни старайся, никуда они не денутся.

Так почему бы не принять их?

Как научить ребенка идентифицировать эмоции

  • Читайте книжки, герои которых сталкиваются с проявлениями эмоций. Разговаривайте о моментах, когда ребенок чувствовал себя так же.
  • Собирайте картинки, изображающие различные эмоции (ваши фотографии, иллюстрации, вырезанные из журналов, комплекты открыток). Когда ребенок ведет себя очень эмоционально, показывайте картинку: «Вот огорченный малыш. Он плачет. Ты тоже огорченный малыш?»
  • Помогите ребенку проиграть травмирующее событие с помощью плюшевых зверей.
  • Подыщите дошкольное учреждение или школу, где учат управлять эмоциями.
  • Вместе с детьми школьного возраста сделайте «градусник эмоций» с делениями: «спокойствие», «счастье», «разочарование», «гнев». Объясните, что эмоции нередко развиваются по нарастающей. Время от времени спрашивайте ребенка, что показывает его эмоциональный термометр, - это приучит его самостоятельно отслеживать свой эмоциональный градус.
  • Проводите «телесный мониторинг»: «Ты ссутулилась и сжала руки в кулаки. Похоже, ты рассержена».

Дети могут убиваться из-за сущих, на наш взрослый взгляд, пустяков. Но заявить «Да брось ты!» - значит выразить пренебрежение, а от этого становится только горше. Сами бы вы не хотели услышать такое в приступе гнева! Признайте сильную эмоцию - одно это обычно успокаивает ребенка достаточно, чтобы вы могли высказаться:

«Ты сердишься, потому что терпеть не можешь ходить в носках. Ты не желаешь надевать их! Но на улице холодно, и без носков пойти нельзя. Но, может быть, ты поможешь надеть их тебе?»

«Ты расстроилась? Да, я знаю, как обидно, когда очень хочешь чего-нибудь и не можешь получить. Давай возьмем эти ягоды с собой. Когда придет время перекусить, ты сможешь съесть их».

Если ребенок злится, когда вы говорите о его эмоциях, прежде всего обрисуйте факты и вместе поищите выход из ситуации. После этого укажите на эмоции: «Ты хочешь надеть зеленую футболку, но она грязная. Какие три действия мы могли бы предпринять, чтобы решить эту проблему?.. Ты был здорово разочарован».

Учитесь сейчас: «маленькие детки - маленькие бедки»

Почему важно заняться этим, пока ребенок еще мал? Потому что умение отдавать себе отчет в собственных переживаниях нарабатывается не быстро. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок это умел, когда вступит во взрослую жизнь, где очень многое зависит от этого навыка? Он должен быть готов к первым разочарованиям и отторжению окружающих, к одиночеству, к стрессам из-за учебы, к психологическим нагрузкам на работе и в собственной семье.

Как избежать истерик ребенка

Было бы совершенно неестественным, если бы родители всегда проявляли в таких случаях безграничное терпение и такт. Когда надвигается буря, постарайтесь вести себя непринужденно и погасите вспышку в самом зародыше. Не поддавайтесь на уловки ребенка, иначе подобные истерики будут повторяться постоянно. Не спорьте с ним, поскольку он в таком состояний не способен понять ошибочность своего поведения. Если вы разозлитесь сами, это еще больше возбудит ребенка. Лучше покажите ему достойный выход из этой ситуации. Один ребенок успокаивается быстрее всего, если взрослые просто отходят в сторонку и продолжают заниматься своими делами, как будто их это совершенно не волнует. Другой, более настойчивый и упрямый, может кричать и колотить руками целый час, пока не дождется от родителей какого-нибудь дружеского жеста. Как только самый бурный период миновал, такого ребенка лучше отвлечь каким-нибудь интересным занятием или просто обнять его в знак того, что в семье восстановлен мир.

Очень неприятно, когда ребенок устраивает такие истерики в людных местах. В этом случае просто возьмите его на руки, улыбнитесь (если вы, конечно, в состоянии) и отнесите его куда-нибудь в более тихое место, где вы оба сможете успокоиться.

Частые истерики детей

Если у ребенка истерики повторяются слишком часто, это может свидетельствовать о его врожденных свойствах темперамента. Например, он может оказаться очень чувствительным к перемене температуры или изменению уровня шума или просто к прикосновению одежды к коже. Такой ребенок может устраивать истерику каждый раз, когда родители надевают на него носки, если вдруг перекосился шов. Другой ребенок просто обладает врожденным упрямством. Если он занят чем-то интересным, его невозможно чем-то отвлечь или увести. Утешайте себя тем, что ваш ребенок может впоследствии добиться значительных успехов в школе, где зачастую требуется большое упорство. Но в раннем возрасте такая черта характера может гарантировать вам пару истерик в день.

Еще одно свойство темперамента, которое проявляется в частых истериках, это чрезмерная экспрессивность. Дети, обладающие таким качеством, - истинные артисты. Если они радуются, то буквально светятся от счастья, если переживают, то на их лице печать отчаяния. Еще один тип, склонный к истерикам, - это дети, которые очень остро реагируют на новых людей и незнакомые обстоятельства. Им, как правило, требуется несколько минут, чтобы почувствовать себя в своей тарелке. Если попытаться присоединить такого ребенка к группе детей, пока он еще не готов к этому, это может вызвать истерику.

Если у вашего ребенка часто случаются подобные истерики, задайте себе следующие вопросы: Часто ли он имеет возможность свободно пойти погулять? Есть ли у него возможность проявить свою физическую силу и ловкость? Достаточно ли у него игрушек и других предметов, с которыми он может играть дома? Спорите ли вы с ним по поводу того, что он должен, скажем, надеть свитер, или просто одеваете его безо всяких комментариев? Если вы знаете, что ему пора в туалет, спрашиваете ли вы о его желании, или просто ведете его туда? Если вам приходится прервать его игру, потому что уже пора идти спать, даете ли вы ему минутку-другую для окончания игры? Обращаете ли вы его внимание на что-то интересное, чем вы занимаетесь? Когда вы видите надвигающуюся истерику, вы просто ждете, когда она начнется, или пытаетесь чем-то отвлечь ребенка?

Привычные истерики у ребенка

Некоторые дети быстро понимают, что истерика - это лучший способ добиться желаемого результата. Отличить такие «искусственные» истерики от вспышек эмоций, вызванных разочарованием, голодом, усталостью или страхом, не так-то просто. Один из признаков заключается в том, что мнимая истерика заканчивается сразу же, как только ребенок получает требуемое. Еще один признак проявляется в том, что ребенок подбирается к истерике постепенно, начиная с требовательного нытья. Ответом на подобные проявления должна быть непреклонная твердость родителей. Если вы говорите: «Сегодня больше никаких пряников не получишь», то так оно и должно быть, невзирая на любые истерики.

Чтобы эта стратегия оказалась действенной, ее нужно тщательно подготавливать. Если вы совершенно уверены, что ребенка нельзя кормить сладостями перед обедом, то это правило должно неукоснительно соблюдаться при любых обстоятельствах. Если вы в этом не вполне уверены, то лучше пойти ребенку на уступки, пока не разразилась истерика. Ведь если вы согласитесь с его требованиями после истерики, он сразу поймет, что его тактика срабатывает!

Очень многие родители замечают, что их дети устраивают истерики по поводу конфет, но почти никогда не выражают бурных эмоций, когда их усаживают в автокресло. Почему? Потому что родители абсолютно уверены в необходимости этого, и дети даже не пытаются оспаривать это незыблемое правило.

Истерики у детей старшего возраста

Истерики совершенно нормальны для двухлетних детей, и они случаются почти с каждым. К 4-5 годам они происходят значительно реже, возможно, 1-2 раза в неделю. Встречаются, однако, дети, которые и в 5 лет продолжают устраивать частые (по 3 раза в день и более) или продолжительные истерики (длящиеся более 15 минут). Зачастую их причиной становятся упомянутые выше особенности темперамента или неумение родителей проявить твердость характера. Однако иногда постоянные истерики служат признаком более серьезных проблем.

Частой причиной такого явления становится замедленное речевое развитие. Такие дети постоянно приходят в отчаяние, потому что не могут выразить словами свои потребности и желания. Они чувствуют свое одиночество и оторванность от других детей и взрослых. Поскольку свои расстроенные чувства они тоже не могут выразить словами, то им остается только демонстрировать их.

Когда дети подрастают, они учатся успокаивать себя, мысленно обращаясь к себе с соответствующими словами. Возможно, вы и сами можете припомнить случаи, когда вслух или про себя говорили себе: «Спокойно». Ребенок, страдающий замедленным речевым развитием, не может воспользоваться этим мощным успокоительным средством, поэтому его эмоции выражаются в истериках.

Другой причиной частых истерик у детей старшего возраста оказываются замедленное психическое развитие, аутизм и трудности в усвоении учебного материала. Если ребенок продолжительное время серьезно болеет, родители стараются не устанавливать для него особых ограничений в поведении. Результатом могут опять-таки стать истерики. Если у вас возникают подобные проблемы и обычные меры воспитания не помогают, следует обратиться к опытным специалистам.

Как справиться с детской истерикой

Ребенок начинает познавать мир и порой может испытывать фрустрацию при попытке получить то, что ему хочется. Зачастую это выражается в форме истерик/приступов гнева и раздражения.

Такие вспышки гнева появляются у ребенка между десятым и двенадцатым месяцами жизни. Он плачет или хнычет, тянется к предметам, которые ему хочется схватить, пинается ножками, машет кулачками, стучит ручками. У некоторых моделей истерики периодически случаются в течение нескольких лет. Справиться с ними вам помогут следующие советы.

  1. В течение первого года жизни приучайте ребенка к слову «нет». Он, возможно, не будет понимать его значение до года. Чаще используйте слово в значимых утверждениях, например: «Нет, не трогай. Это горячо!» или «Нет, не ешь! Это жук!» Данное слово пригодится вам, когда у ребенка начнется истерика.
  2. Старайтесь все объяснить малышу. Встроенная функция позволяет ему понимать, почему нельзя играть с ножом или трогать горячую плиту. Такие объяснения помогут малышу определить границы своей безопасности.
  3. Не реагируйте на его плач и крики эмоционально - это может усилить его истерику. В противном случае ребенок будет провоцировать вас на реакцию. Если безопасности малыша ничего не угрожает, постарайтесь вообще не замечать приступ гнева.
  4. Сосредоточьтесь на положительных эмоциях. Похвалите ребенка, когда он станет вести себя лучше. Похлопайте в ладоши и улыбнитесь, когда он возьмет игрушку и начнет играть.
  5. Будьте терпеливы. Медицинские специалисты называют это состояние «фазой», и оно совершенно точно пройдет.

На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.

В любом случае, у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.

Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.

Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.

В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.

Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.

Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.

Основные стадии истерического приступа у детей:

  1. Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
  2. Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
  3. Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
  4. Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.

Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.

Кто более всего подвержен истерикам?

Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:

  • меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
  • сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
  • холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
  • флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.

Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение , нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.

Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.

О таком психологическом явлении, как , более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.

У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:

Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.

Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).

Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.

Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.

Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.

В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:

Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.

Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:

  1. Важно поддерживать . И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
  2. Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
  3. Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
  4. Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
  5. Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
  6. Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.

Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.

Как прекратить истерику у ребёнка?

Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:

Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.

Что делать после истерики?

Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.

Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.

Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.

Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.

Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.

Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.

Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.

К детскому невропатологу стоит обратиться, если:

Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.

Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.

В качестве заключения

Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.

Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.

Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.

В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.

В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.

Трёхлетний возраст – особый период в жизни ребёнка и родителей. Именно в это время многие взрослые особенно часто сталкиваются с истерическими припадками.

Ребёнок кричит, падает на землю, бьётся головкой о стену или пол, отказывается выполнять просьбу мамы или папы. Родители, конечно, теряются и не всегда понимают, как бороться с детскими истериками. У одних деток внезапные приступы дурного настроения быстро проходят, другие же могут истерить годами.

Что делать? Советы психолога помогут вам правильно реагировать на капризы и найти подход к кричащему ребёнку.

Специалисты советуют различать истерические приступы и капризы. К последним ребёнок чаще всего прибегает специально, желая заполучить нужный предмет, внимание взрослого или что-то запретное или недосягаемое.

  1. Нельзя паниковать, демонстрировать, что столь безобразное поведение вас хоть чем-то задевает. Часто к детской истерике присоединяется материнская, что только усиливает эмоциональный взрыв и накаляет страсти.
  2. Обязательно постарайтесь разобраться, что именно послужило «провокатором» истерического приступа. Иногда бывает достаточно избавить ребенка от утомительных походов по гостям, меньше включать различные компьютерные игрушки или мультики. Если причина в недомогании, необходимо обратиться к доктору.
  3. Лучше всего попросту игнорировать эмоциональный взрыв. Конечно, не следует ребёнка в три года оставлять наедине или в общественном месте, но будьте в поле детского зрения, одновременно оставаясь равнодушным. Обычно приступ быстро подходит к финалу, если отсутствуют благодарные зрители.
  4. Не уступайте ребенку, если истерические припадки необходимы для получения чего-либо. Малыши быстро понимают, как извлечь выгоду из ситуации, поэтому начинают манипулировать слёзками и криками, особенно если мама стесняется подобных приступов.
  5. В начальной стадии, когда ребенок ещё может вас услышать, можно попробовать поговорить, объяснить, отвлечь каким-либо действием или ярким предметом. Иногда подобные отвлекающие манёвры срабатывают.
  6. Если ребенок чувствителен к тактильному контакту, во время приступа его можно приобнять, прижать к себе, шептать тихим голосом нежные слова. Это поможет предупредить самотравмирование, поскольку некоторые ребятишки склонны наносить себе увечья.

Наказания во время истерических припадков не улучшат ситуацию. Все воспитательные беседы и дисциплинарные методы нужно начинать лишь после того, как всё устаканится.

Что делать после истерики?

Многие родители не представляют, как быть с ребёнком после прошедшего истерического приступа. Если эмоциональные взрывы происходят постоянно, случаются и дома, и в детском саду, то вам придётся научить ребенка правильному способы выражения своего настроения.

Непосредственно после истерики нужно объяснить ребенку, как вас огорчило его поведение. Именно поведение, а не сам малыш. Продемонстрируйте, что вы по-прежнему его обожаете, однако вам хочется гордиться им каждую минутку, а не только когда он хорошо себя ведёт.

Ребенку нужно на реальном примере объяснять, как именно необходимо показывать различные эмоциональные проявления – гнев, злость, раздражение, счастье или упоение. Малыш обязан понять, что достичь желаемую вещь можно не только рёвом и дрыганьем ножками.

Возможно, на подобную «науку» уйдёт неделя или два-три месяца. Длительность обучения будет зависеть от темперамента ребенка. Маленькие холерики более склонны к истерическим приступам в силу подвижной нервной системы, чем сангвиники и флегматичные детки. Меланхолики тоже могут впасть в истерику, однако она будет проходить без чрезмерно бурных проявлений эмоций.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Профилактические меры

Истерические приступы часто встречаются у детей в возрасте трёх лет. И их проще предотвратить, чем потом с ними сражаться. Основные советы касаются упорядочения дневного распорядка, приведению требований родителей и бабушки к ребенку к единообразию и работе над собой.