Приюты для престарелых в монастыре. Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

Беседа с настоятелем первой в Москве богадельни

Бывает, что слова с изначально высоким смыслом вдруг обретают негативное значение. Вспомним: "Что вы тут за богадельню развели?" (т.е. что за сборище бездельников и нахлебников?). А ведь не случайно богадельни называют богоугодными заведениями - это места, где Богу угодные дела вершатся. Об этом мы и говорим с настоятелем храма Всех Святых протоиереем отцом Артемием Владимировым - именно в его приходе несколько лет назад открылась первая в Москве богадельня.

Настоятель Храма Всех Святых о.Артемий

Отец Артемий, как возникла идея создать богадельню?

Наш храм — один из новооткрытых московских приходов на территории бывшего Алексеевского женского монастыря. Церковная жизнь здесь возродилась около 20 лет назад. А сама идея о создании богадельни органична для любой обители и большого прихода. Главная цель нашего богоугодного заведения, в котором ради Бога свершается труд милосердия, — подготовить престарелых лиц православного вероисповедания к переходу к вечности.

Какие же правила действуют для желающих попасть в богадельню?

По уставу мы принимаем в богадельню православных, психически здоровых москвичек. Сегодня в богадельне уже проживают 15 опекаемых лиц. Требуются немалые усилия и от священников прихода, и от обслуживающего персонала богадельни, численность которого вдвое превышает число самих насельниц. Богадельня прикреплена и к государственной больнице — и в результате у нас есть свой терапевт, психиатр и другие врачи. Этот симбиоз очень важен, потому что богадельня является формой социальной защиты пожилых православных христиан. Сил и средств, конечно, не хватает, но Божия помощь не оскудевает. Богадельня — очень важная, ответственная часть не только социальной, миссионерской, но и непосредственно приходской жизни храма, по которой можно во многом судить о нравственных качествах наших прихожан. Особенно — молодых. Ведь идея собирания пожилых и немощных людей при храме как нельзя более соответствует приходской жизни, когда молодежь должна проявлять сердечное попечение о старшем поколении. Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим», молодые люди отдают долг любви и признательности старым, заслуживая тем самым попечение и себе со стороны своих близких.

Отец Артемий, чем отличается ваша богадельня от государственных домов престарелых?

Думаю, тем, что, приходя в богадельню, люди знают: она — под рукой Господа, а он не обманет. Что меня радует в нашей богадельне, это, конечно, ее возросший духовный и нравственный авторитет. Какая-то удивительная атмосфера... Когда приходишь сюда,об-
щаешься с персоналом и живущими там матушками, чувствуешь особенную теплоту, патриархальность, какую-то внутреннюю тишину жизни. Это — не холодный «казенный дом», но действительно богоугодное заведение.

В СМИ нередко можно встретить рекламу, призывающую довериться той или иной фирме, завещать ей квартиру, отдать часть пенсии, чтобы доживать остаток дней в одном из частных социальных учреждений вроде санатория. Можно ли доверять таким «бизнесконторам»?

Судить не берусь. По нашему уставу — если человек, например, желает завещать богадельне свое жилище, но разочаруется в уходе или в чем-то еще, то в любое время он имеет полное юридическое право возвратиться восвояси. Я встречал немало людей, кто пытался заниматься таким бизнесом, и, как правило, подобные организации все-таки разваливались, потому что одной из неблаговидных историй бывает достаточно, чтобы потерпеть урон репутации. Недавно из одной православной обители к нам приехали ее сотрудники, чтобы познакомиться с тем, как у нас поставлено дело в богадельне. Когда они увидели, что на каждую старушку у нас есть персональный санузел, отдельная жилая комната, что в богадельне осуществляется круглосуточное обслуживание наших матушек, — они огорчились. Не тому, что увидели у нас, а тому, что планировали у себя… Именно здесь созидается взаимная любовь, устанавливается связь между «веком нынешним и веком минувшим»...

Какой распорядок дня у насельниц богадельни?
Они свободны и занимаются чем хотят и когда хотят?

Надо учитывать, что богадельня — это все-таки «режимное учреждение»: в 10 часов вечера двери заведения закрываются. Территория храма и богадельня круглосуточно охраняются. Живем-то в центре Москвы, у метро «Красносельская», неподалеку три вокзала, так что искателей приключений хватает. В течение дня в богадельне идет своя жизнь — обход сестер, врачей. Питание, быт — как в санатории. Старушки наши хлебосольны, не отпустят гостей, не напоив чаем, а то и наливочку предложат. Субботними вечерами в трапезной уже много лет прихожане после службы собираются на чаепития. Я, как настоятель, возглавляю эти вечерние собрания — теплые, проникнутые семейственной атмосферой. Бывают специально приглашенные артисты, музыканты, вокалисты, иногда смотрим интересные фильмы. Наши насельницы весьма любознательны, некоторые ныряют без страха в виртуальное море Интернета, где находят уникальные рецепты, знакомятся с книжными новинками. В богадельне есть маленький, но уютный домовой храм, время от времени мы проводим там службы.
Содержать пожилых, часто больных людей всегда нелегко, а в условиях экономического кризиса — особенно… Церковь, будучи «сестрой милосердия», сама живет на подаяние. Конечно, нам помогают прихожане — наши благотворители. Как настоятель прихода, я часто сталкиваюсь с просьбами богадельни поддержать ее бюджет. Наверное, поэтому у батюшек такие широкие рукава: в один рукав входят пожертвования, а из другого — выходят.

В какой помощи благотворителей богадельня сегодня нуждается больше всего?

В первую очередь хотя бы в небольшом финансовом вливании. Если кто-то серьезно заинтересуется богадельней — милости просим. Кто-то поможет обновить постельное белье. Кто-то — пожертвует на замену сантехники, на обновление столовой посуды. Пригодится и автобус для бабушек, чтобы вывозить их за город на природу. Любой помощи будем рады. У нас есть добровольные помощники. При Новоспасском монастыре зарегистрирована организация «Молодая Русь». Юноши и девушки часто посещают наших матушек. Слава Богу, завязывается общение между юными и престарелыми. И отрадно, что это происходит под эгидой Церкви.

Отец Артемий, но почему же пока так мало подобных богоугодных заведений в России?

Слава Богу, множится число мирян, которые чувствуют потребность ведомо или неведомо для других благотворить. Открываются новые богоугодные заведения. Например — богадельня в приходе отца Аркадия Шатова при 1-й Градской больнице. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерея Дмитрия Смирнова тоже есть приют и богадельня. В Зачатьевском монастыре на Остоженке есть. В провинции все
чаще открываются подобные заведения. Так что дело, как говорится, пошло…

Каким вы видите будущее богадельни храма Всех Святых?

Мы планируем построить просветительский центр для молодежи и пожилых людей, а также новую богадельню, соответствующую требованиям XXI века. Возможно, откроем детский сад. Кризис, конечно, дает себя знать. Но даст Бог, переживем и нынешнее лихолетье

Сегодня дом престарелых – это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно – это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно”.

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни – приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала “ об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, – коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, – крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто – как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). “Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе”, – сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

“Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, – рассказывает о. Артемий. – С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я”.

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

– История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, – говорит батюшка. – Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все – преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой – монахине Анании – уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после – Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате – другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни “в том пансионате” ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.

Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого – своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты – все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было – за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

– Как попасть в вашу богадельню? – спросила я у о. Артемия.

– Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия – новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название – дом-интернат для престарелых “Богадельня цесаревича Алексия”. Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова – “богадельня”, и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово “богадельня” – не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия – учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней – не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь – немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они – особенные, прежде всего потому, что все – верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

– А заботы здесь, – говорят сестры, – как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это – и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто – вот у нас и проблемы.

P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово “богадельня” – вполне современное.

К сожалению, многие пожилые люди в конце своей жизни остаются обделенными вниманием родных и близких, а некоторые просто не имеют родственников. Что делать старому человеку, если он не может жить один? Многие уходят жить в дома престарелых. Конечно же, наша Православная Церковь не могла пройти мимо проблемы одинокой старости. Для помощи престарелым людям в духе христианской любви к ближнему и создаются церковные богадельни.

Что такое богадельня?

По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.

Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи - это духом жизни во Христе.

Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую - трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.

Церковные богадельни создаются для помощи престарелым людям

Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков. Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные - и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди. Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.

Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации - цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь.

Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.

Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое. Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу.

Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен. Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно - если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.

О жизни в богадельне

Человеку в возрасте, который имеет желание закончить свою жизнь в богоугодном месте, необходимо найти такую организацию в приходе своего храма или какого-либо монастыря. Как правило, в богадельне есть специальный человек, который занимается приемом новых жильцов, организацией переезда.

В богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается профессиональный уход

Конечно же, если человек находится в силах, ему будет дано какое-либо трудовое послушание. Праздная жизнь совершенно противоречит православной вере, и пока человек может - он должен трудиться на благо себя и своих ближних.

Организационно жизнь в церковном приюте похожа на жизнь большой семьи. Все насельники стараются по мере сил помогать друг другу как физически, так и духовно. Много времени уделяется молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов.

Важно! В каждой богадельне обязательно будет священник, который окормляет свою пожилую паству. Важнейшей частью жизни в таком заведении является участие в богослужениях, регулярная исповедь и причастие.

Среди насельников церковных приютов можно найти поистине удивительных людей. Многие из них еще помнят войну, годы гонений на Церковь, многие прошли тяжелый путь от неверия к познанию Бога. Живя бок о бок с такими людьми, можно почерпнуть много полезного для своей души.

С другой стороны, жизнь пожилого человека практически всегда сопряжена с болезнями, немощами, тяготами. Поэтому даже глубоко верующие люди в конце своих дней могут впадать в уныние, у них портится характер, могут появляться необоснованные претензии и требования к окружающим.

Персонал богадельни должен с особой деликатностью работать с такими сложностями стариков. Это требует огромного терпения, выдержки и любви к ближнему. Конечно же, больше всего этих качеств у людей верующих, церковных. В обычных государственных домах престарелых очень сложно ухаживать за большим количеством стариков, не имея в душе христианских ценностей.

Для многих верующих стариков уход в богадельню - это не вынужденная мера, а духовное стремление быть ближе к Богу. Замечательно, если удастся найти хорошее заведение с настоящим духом любви Христовой. В таком месте человеческая душа исцеляется, а телесные недуги облегчаются.

История становления

Первые богоугодные заведения появились с самым началом распространения христианской веры. Как правило, они организовывались при больницах, или даже в составе больниц. Например, в Польше издавна богадельни именовались «приходскими госпиталями», и лишь к середине ХІХ века сформировались как отдельные благотворительные организации. Примечательно, что до сих пор открыты и функционируют старинные польские дома престарелых, а ведь некоторым из них уже более V столетий.

Блохинская богадельня с домовой церковью в Суздале

Россия переняла опыт организации богаделен у Византии, и в церковном уставе было прописано попечение о немощных и стариках. Царская казна щедро одаривала такие заведения помощью, что привело к тому, что в богадельнях стали жить не только настоящие нищие, но и те, кто покупал там места за деньги.

Для наведения порядка и истребления мошенничества Стоглавый собор принял решение о переписи всех страждущих и реформировании всех столичных богаделен с разделением на мужские и женские.

Самое большое количество богаделен было в Петербурге и крупных городах России. Приходы, которые опекали эти заведения, получали значительные суммы как из государственной казны, так и от частных благотворителей и меценатов.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества. Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Богадельня при приходе во имя святой княгини Елизаветы Федоровны

Данная организация работает в Екатеринбурге с 2007 года, занимая первый этаж двухэтажного жилого дома. Очень удобно, что в этом же помещении функционирует домовая церковь. Возраст насельников самый разный - от молодых студентов до стариков. В этом месте может найти приют любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Медицинской лицензией этот приют не обладает, может оказывать только лишь уход, без лечения. Но сестры наладили тесный контакт с местной поликлиникой, откуда по вызову приходят все необходимые специалисты. Кроме того, ухаживать за насельниками помогают несколько десятков волонтеров. Даже небольшая помощь или просто слова утешения для немощных стариков - это уже много.

Несмотря на то, что приют организован при храме, попасть в него может любой человек, вне зависимости от вероисповедания. Но атмосфера пребывания и общения ориентирована на христианское мировоззрение. Все насельники регулярно принимают участие в храмовых богослужениях, лежачих больных привозят прямо на кроватях.

Важно! Рассматривая каждую конкретную богадельню, можно найти множество отличий организационного и внешнего характера. Однако объединяет эти все организации единый дух христианской веры, милосердия и любви к ближнему.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Старческий дом в селе Остров


К юго-востоку от Москвы в селе Остров Ленинского района сохранились остатки некогда знаменитой усадьбы. Впервые упоминаемое в духовной грамоте Иоанна Даниловича Калиты в 1328 году, село было старинной великокняжеской, а затем царской вотчиной. Преображенская церковь в селе Остров сооружена из белого камня во второй половинеXVI века по преданию царем Иоанном Грозным.

До конца XVII века село Остров находилось в царском ведении, затем принадлежало А. Д. Меньшикову. В 1765 году село было пожаловано лейб-гвардии Преображенского полка майору Алексею Григорьевичу Орлову (получившему почетное именование – Чесменский по названию сражения 26 июня 1770 года во время русско-турецкой войны 1768‑1774 гг. в бухте Чесма (Чешме) на побережье Малой Азии) «в вечное и потомственное владение». Наследница Орлова ‑ Анна Алексеевна, известная своей щедрой благотворительностью, в 1837 году продала имение казне. При покупке оно перешло в ведение Министерства государственных имуществ.

В 1866–1867 годах Министерство стало продавать усадебные строения на слом. Настоятель соседствующего с усадьбой Угрешского монастыря архимандрит Пимен (Мясников) купил дом, манеж, кухню и ограду, затем приобрел дом Анны Алексеевны Орловой. Из его огромных бревен в Угрешском монастыре был построен архиерейский дом. В это время и родилась идея основать на территории усадьбы богадельню для бедных духовного звания.

Мысль о богадельне принадлежала Митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию (Попову-Вениаминову). Он был миссионером среди американских индейцев, учил их вере и одновременно грамоте, правильной обработке земли, плотницкому ремеслу. Владея многими специальностями, будучи архитектором и каменщиком, будущий архиерей со своими прихожанами-индейцами построил деревянный храм. Став митрополитом Московским и Коломенским, владыка Иннокентий обратился к приходам и монастырям Москвы, говоря о необходимости учреждения при церквах приходских братств и попечительств о бедных. Сам же владыка возглавил Московское Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания.

Митрополит Иннокентий вышел на площадку, которая примыкает к настоятельским кельям, и, глядя оттуда на окрестности, стал расспрашивать архимандрита Пимена, какие это села и селенья видны за Москвой-рекой. Отец Пимен называл их владыке и, упомянув о селе Остров, стал ему рассказывать об этом селе все, что ему было известно. Этот разговор решил судьбу Острова и был первым шагом к учреждению благотворительного заведения, задуманного Московским митрополитом Иннокентием и приведенного в исполнение и устроенного под непосредственным неутомимым и бдительным надзором архимандрита Пимена. Как Угрешский монастырь всецело обязан отцу Пимену своим восстановлением и цветущим положением, так точно Островская Богадельня обязана ему своим существованием и благоустройством потому, что без его содействия едва ли владыка решился бы предпринять подобное дело.

В 1868 году митрополит Иннокентий обратился к Министру государственных имуществ с прошением передать усадьбу под богадельню для лиц духовного сословия. Прошение было удовлетворено, и в мае 1870 года вся усадьба с постройками была безвозмездно отдана духовному ведомству под богадельню вдов и сирот духовного звания. Богадельню решено было разместить в бывшем конном дворе.

В сентябре 1870 года владыка посетил село Остров в сопровождении архимандрита Угрешского Пимена и осмотрел все здания усадьбы. Он учредил комитет по устройству Островской Владычной Богадельни, назначив отца Пимена его председателем. Богадельню расположили в большом прямоугольном каменном здании с внутренним двором (при графине Орловой здесь был конный двор). В юго-восточном углу здания построили церковь во имя святителей Петра, митрополита Московского и Иннокентия, Иркутского Чудотворца. В здании также разместилась столовая, поварня, больница и аптека, кладовые, баня и прачечная. Отдельных помещений хватало на 90 семейств (250 человек). В 1875 году добавились в другом здании еще 30 семей.

Старческий дом в селе Остров


Все работы были окончены 26 ноября 1871 года, когда предполагалось совершить освящение храма и открытие богадельни, но необычное разлитие Москвы-реки в столь позднее время года заставило владыку отложить освящение до первой возможности. Отсутствие морозов и снега мешало удобству сообщений по Москве-реке, и только после Николина дня (6 декабря по старому стилю) установилось безопасное сообщение и назначено освящение. Домовый храм освящен был 12/25 декабря 1871 года, и открыты помещения богадельни. (К сожалению, церковь во имя святителей Петра Московского и Иннокентия Иркутского ныне почти утрачена из-за разрушения юго-восточного угла комплекса). Во время обеда в Николо-Угрешском монастыре, последовавшем вслед за освящением новоустроенной Островской Владычной Богадельни, митрополит Иннокентий сказал: «Напрасно приписываете мне более, нежели сколько я сделал, вы говорите, что я устроил, что я учредил, что сделал, это не совсем верно: мне принадлежит начинание, это правда, но что бы я мог сделать, если бы не нашел деятелей и не имел бы сотрудников, подобных отцу Пимену…, которые мне бы способствовали? Итак, не говорите, что я устроил богадельню, что я открыл ее; скажите, что она была устроена при мне, что было это сделано в мое время и это будет вернее…»

Домовый храм в здании богадельни для престарелого духовенства Московской епархии был ликвидирован в 1918 году, тогда же была закрыта и Островская богадельня. В советское время от усадьбы в Острове сохранялся парк и строения бывшего конного двора конца XVIII века, где была устроена Островская богадельня.

К 1989 году на территории усадьбы из старинных построек сохранились только церковь Преображения Господня и один корпус бывшего конного двора, приспособленный в советское время под дом-интернат для инвалидов.

От старинной усадьбы ныне сохранились живописный липовый парк с прудом. Достопримечательностью Острова остается открывающаяся отсюда удивительная панорама живописной долины Москвы-реки. Предположительное место расположения усадебного дома графа А. Г. Орлова, в соответствии со старыми планами и современным обликом территории локализуется достаточно точно. Он находился на площадке у крутого откоса к пойме Москвы-реки.

Старческий дом в с.Остров. Столовая


С 2000 года на территории усадьбы подмосковного села Остров располагается хозяйство Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Здесь, на территории бывшего имения графа А. Г. Орлова-Чесменского с 2001 года Иоанно-Предтеченский монастырь совместно с Благотворительным Братством святого равноапостольного князя Владимира ведут строительство новой богадельни – Старческого дома для проживания 30–40 одиноких стариков. В архитектуре новой богадельни воссозданы черты усадебного господского дома Орловых. В Старческом доме идёт процесс обустройства удобных для проживания престарелых и инвалидов помещений. Уход за насельниками дома предположительно будут осуществлять сестры, которые могли бы проживать в здании Старческого дома. Для того, чтобы сестры могли жить по монастырскому уставу и молиться, в здании Старческого дома обустроен домовый храм, готовится его освящение.

Закладка Старческого дома в селе Остров состоялась 6 октября 2001 года. Чудесно и знаменательно неслучайное совпадение этой даты с церковным праздником Зачатия св. Иоанна Предтечи и днем прославления свт. Иннокентия, митрополита Московского! Так святой покровитель Иоанно-Предтеченской обители Предтеча и Креститель Господень Иоанн и святитель Иннокентий, митрополит Московский, устроивший благотворительное начинание на территории древней усадьбы в второй половине XIX века, благословили и молитвенно поддержали строительство новой богадельни – Старческого дома для престарелых в Острове.

Братство святого равноапостольного князя Владимира, Иоанно-Предтеченский женский монастырь и храм Преображения Господня в с. Остров в течение нескольких лет ведут совместный сельскохозяйственный проект. При поддержке немецкой благотворительной организации «Реновабис» было построено овощехранилище, а ныне возведён Старческий дом.

Старческий дом в с.Остров. Жилая комната


За время строительства Старческого дома выполнен огромный объем работ, и дом почти готов к приему насельников. Для заселения Старческого дома нужны добрые сестры, которые готовы сочетать труды молитвенные с делом милосердия.

Необходимы покупка и установка лифта, приобретение промышленного оборудования кухни и трапезной, покупка и установка холодильной камеры, устройство пожарной сигнализации, строительство двух бытовок для размещения охраны и строительных рабочих. Кроме того, необходимо оборудование для ванной и бани, медицинских кабинетов, прачечной, гладильной, строительство гаража на 4 машины, устройство автономной автоматической подстанции, обустройство домового храма. Серьезных затрат требует также устройство твердого покрытия объездных дорог, обустройство кладбища.

Будущие насельники с нетерпением ожидают возможности переезда в Старческий дом и часто спрашивают об открытии, а его устроители будут признательны за любую помощь, за предоставленные безвозмездно материалы и оборудование. Просим также ваших святых молитв о завершении сего богоугодного дела и возобновлении богадельни, которая тщанием святителя Иннокентия, митрополита Московского и настоятеля Николо-Угрешского монастыря, преподобного Пимена (Мясникова) существовала на этой земле с конца XIX века.