Признаки что ребенок скоро заговорит. Во сколько лет дети начинают говорить

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Каждое новое действие малыша для родителей - целое событие. Его движения, смех и слова становятся предметом обсуждения и восхищения. Заботливые и внимательные родители понимают по поведению что детки чувствуют и чего хотят. И все-таки момента когда ребенок начинает говорить первые слова ждут всей семьей с нетерпением.

Во сколько лет кроха все понимает? Когда начинают говорить дети? Какие сочетания звуков или слова можно услышать даже от восьми месячных детей? И стоит ли беспокоиться, когда малыш еще не произносит полноценные слова в годовалом возрасте? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Когда новорожденный появляется на свет, у него закладываются основы будущей речи. Когда ребенок начинает понимать речь родителей? Во сколько дети начинают агу -кать? Во сколько месяцев появляются первые сочетания звуков? Эти процессы, как правило, происходят еще до года. Рассмотрим, как выглядит приблизительный набор звуков и слов, которые малыш произносит в разные периоды своей жизни - от рождения до 2-ух летнего возраста.

От рождения до года:

  • До 4 недель карапуз может быть напуган даже услышав едва повышенный тон одного из родителей. А уже с месяца реагирует на разговор взрослого;
    В 2-3 месяца, когда ребенок начинает агу -кать, он «отвечает» на разговоры и жесты мамы или папы. Кроха в этом возрасте осваивает также звуки «к», «н»;
  • К 5-му месяцу маленький человек поворачивает голову на звук;
    Уже в 7 месяцев для младенца характерно произношение двух букв одновременно, это происходит осознанно (например, «ма», «па», «ба»). Он распознает голоса близких;
  • После восьми месяцев дети озвучивают по несколько одинаковых слогов, например, – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др. Могут произносить «б», «э», «а», «к»;
    В 10, ближе к 11 месяцам, одинаковые слоги объединяются в короткие слова. Нередко именно в этом возрасте ребенок начинает говорить мама;
  • Годовалый ребенок знает несколько несложных слов (не больше 2-х слогов). Он также начинает понимать когда ему говорят слово «нет» (или «нельзя») и выполняет несложные просьбы.


От одного до двух лет :

  • Спустя 3 месяца, после того, как вашему малышу исполнился годик, он уже знает около шести-семи слов. Это тот период когда дети начинают показывать предметы и картинки, о которых вы говорите;
  • В 1,5 года словарный запас становится больше. Ребенок без трудностей произносит 7-17 слов и указывает на некоторые части тела;
  • Ближе к 2-му году жизни сынок или дочка знает почти все части тела, составляет словосочетания, например, – «мама идем», «папа дай», задает вопросы – «где?», указывает «там», «тут» и т. д. Сейчас для крохи норма – 20-25 осознанных слов.

В 2 года :

  • Двухлетний карапуз свободно пользуется несколькими десятками слов. Еще он выполняет просьбы членов семьи;
  • Малыш, который достиг возраста 2,5 лет помнит до 3 цифр, осмысливает произнесенные близкими предложения из нескольких слов;
  • К 3-м маленький человек способен говорить предложениями, сам может многое рассказать: свое имя, возраст, имена близких, задает очень много вопросов.

Почему дети не спешат начинать разговаривать

Вы уже знаете приблизительно в каком возрасте маленькие девочки и мальчики выговаривают первые звуки, слова, словосочетания и во сколько начинают говорить целыми речевыми конструкциями. И все же случается, что ребенок долго не хочет переходить к осмысленному вербальному общению, хотя уже пора бы.

Опытные педиатры, в том числе и всем известный Е. Комаровский, утверждают, что переживать стоит если ребенок не начинает говорить после того, как он достиг возраста 3 лет.

Причиной того, что кроха может поздно начинать осваивать слова может быть вовсе не проблема со здоровьем или психическим развитием.

Перечислим другие факторы, которые влияют на то, во сколько лет дети начинают осваивать речь :

  • Недостаточно развита моторика рук. Именно от этого процесса может зависеть то, во сколько дети начинают говорить. Отделение мозга, которое отвечает за координацию движений рук и пальцев, также отвечает за речевое развитие.
  • Поэтому поздно осваивают речевые навыки младенцы, чья мелкая моторика плохо развита. Начните делать массаж на ручках и пальчиках с первого месяца жизни, а далее занимайтесь с ребёнком специальными играми и упражнениями, которые советуют для развития моторики (лепка, рисование и т.д.);
  • Мама, папа и другие члены семьи, с которыми проживает кроха, разговаривают на разных языках. Это серьезная причина, почему ребенок отстает в речевом развитии. Он просто еще не умеет различать языки, и ему сложно определится с конкретным. В таких условиях не странно то, почему дети начинают формировать словарный запас и пользоваться ним порой не ранее, чем в 5 лет. Путая слова, малыш не сможет понять их смысл и составить предложений;
  • Отец и мать уделяют крохе недостаточно времени и внимания. Если при этом человечек еще и не посещает детское учреждение (детсад, школу раннего развития и т. д.), он вовсе лишен полноценного общения, которое должно способствовать развитию речи. Если приходиться оставлять ребенка на целые сутки с няней, или он постоянно находится дома с одним из членов семьи - он вряд ли будет знать слова в необходимом количестве;
  • Нездоровая опека близких людей (мамы, папы, бабушек, дедушек и др.). Этот, казалось бы, положительный момент неизбежно приведет к тому, что мальчика или девочку будут понимать по жестам, плачу и взгляду, кроха поймет это и не захочет учиться вербальному общению. Такие обстоятельства приводят позднему развитию словарного запаса. Первое слово может быть произнесено лишь в 5 лет, когда дети начинают общаться со сверстниками;
  • Еще одной причиной почему ребенок не спешит общаться может стать состояние стресса. Конфликты между взрослыми, при которых мальчику или девочке приходиться регулярно присутствовать, приводят к тому, что маленький человек замыкается в себе. Далее следует отсутствие желания говорить и учиться новому. С такими детьми сложно разговаривать, ведь часто даже в 4 года они не способны произносить внятные слова.
  1. Во время совместных прогулок с малышом, указывайте на предметы, которые вас окружают - здания, растения, скамейки и т. д. Объясните как объект называется и в чем его предназначение.
  2. Посещайте парки, зоопарки и места, в которых сын или дочка увидит много нового. Разговаривайте о том, как там красиво. Это будет лучшее начало познания нового - звуков течения реки, птиц и насекомых.
  3. Отвечайте на все вопросы и ни в коем случае не «отмахивайтесь». Называйте термины, предметы правильно. Пусть кроха всматривается в вещи и процессы тщательно и делает попытки охарактеризовать их. Так вам точно удастся разговорить малыша, вы научите его быть наблюдательным.

Сегодня никто не сомневается в том, что чтение, пение колыбельных во время беременности прекрасно развивают слух плода, а также, налаживает эмоциональную связь с мамой. Эмоции и врожденный музыкальный слух – важные составляющие речи. Задолго до того, как ребенок произносит первые слова, он внимательно изучает феномен общения взрослых – мимику лица во время разговора и жесты. Когда же кроха готов к произношению слов? Отчего это зависит?

Развитие речи начинается сразу после рождения – новорожденный плачет пытаясь сообщить миру о своих потребностях. Стандартно, первые слова появляются около 18 месяцев, а предложения в конце второго года жизни. Отклонения от нормы возможны до шести месяцев, например, некоторые дети начинают говорить первые слова в два года.

Ребенок начинает говорить… если растет в атмосфере общения

Невозможно научиться говорить, когда рядом нет соответствующего стимула. Опыт общения начинается с момента появления на свет и продолжает формироваться, если рядом находятся любящие родители. Эмоциональная близость, спокойный разговор, легкий массаж, кормление грудью – все это дает отличный старт, чтобы ребенок быстрее начал говорить. Рассказывайте ему все, что происходит вокруг используя короткие, простые предложения. Говорите о себе в первом лице – “я одеваю шапку”, вместо “мама одевает шапку”, а также, в единственном числе “ты ложишься спать”, вместо “мы ложимся спать”. Таким образом, у подросшего малыша не возникнет путаницы в понимании того, о чем говорят взрослые и сверстники. Кроме того, не пропускайте регулярные посещения педиатра и других специалистов, они вовремя выявят проблемы, которые в будущем, могут вызвать проблемы с произношением. Посмотрите , как должен развиваться ребенок на разных этапах. Малышу год? Пришло время для логопедических игр, благодаря которым ребенок начинает говорить более четко:

  • стройте смешные рожицы перед зеркалом
  • коснитесь носа и подбородка языком
  • проверьте, кто из вас плотнее надувает щеки
  • кто сильнее вытянет язычок
  • надувайте мыльные пузыри, дуйте на перья или вату.

Во время освоения слов, не заставляйте ребенка повторять их правильно или каждый раз исправлять ошибки. Достаточно будет того, что вы повторите сказанное слово или слог обращенный к предмету верно. Не забывайте хвалить кроху за предпринятые усилия.

Когда ребенок начинает говорить? Нормы

Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:

  • от рождения до трех месяцев – плач, стоны, гримасы
  • 4 – 6 месяцев – лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые “мама, баба, папа”, делает эксперименты с голосом – кричит, издает разнообразные звуки
  • 7 – 12 месяцев – слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
  • от года до полутора – появляются короткие слова с эмоциональным ударением
  • полтора – два года – ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
  • три года – все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.

Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.

Во сколько дети начинают говорить – если первые слова задерживаются

Разница со сверстниками до полугода считается вариантом нормы, поскольку это может быть связано со многими факторами. Стало известно, что у 30% детей задержка речи имеет генетический характер – у одного или обоих родителей прогресс шел с такой же скоростью. Также это результат сложных или преждевременных родов, но при условии, что моторное развитие не нарушено. Если вы видите, что малыш в год понимает речь взрослых и выполняет простые просьбы, волновать не о чем. Когда обращаться к врачу? Если наблюдаются проблемы со слухом – плохая реакция на обращения или ее отсутствие. Отставание в развитии физических и моторных навыков, пассивное поведение.

Все возникшие вопросы и решение проблем следует решать как можно быстрее, так как они часто перерастают в более серьезные нарушения, которые впоследствии мешают нормальному функционированию в обществе.

Видео

Все родители с трепетом и восторгом относятся к маленьким достижениям своего чада. Каждый сделанный шажок, каждая съеденная самостоятельно ложка, попытка дотянуться до чего-то нового, это не только повод для радости, но и проявление развития ребенка, его общение с миром и познание его.

Изучая новое, дети не только самосовершенствуются, но и помогают родителям лучше понять себя. Одно дело – малыш громко плачет, лежа в кроватке и необходимо самостоятельно выяснить, чего же он хочет, и совсем другое, если он тянет ручку к игрушке или картинке, давая понять, что нужно. Лучшим способом общения является речь. Отсюда вопрос – как и когда ребенок начинает говорить?

Развитие речи у ребенка

Первый крик в роддоме уже является признаком доречевого развития. Плачь, свидетельствует об отсутствии психологических отклонений, работоспособности голосовых связок и нервной системы. Далее, речь ребенка будет развиваться поэтапно, постепенно расширяясь, в соответствии с ростом его потребностей.

Рассмотрим первоначальные этапы:

  1. Крик. Предназначен для привлечения внимания к своей особе. Причин тому не много – малыш проголодался, хочет спать, грязный памперс или что-то болит. Это основные потребности первых месяцев жизни. С развитием таких органов чувств, как зрение и слух, посредством громкого плача, ребенок станет требовать общения и познания окружающего мира. На втором месяце, крик обретет интонации. Со временем, мамы учатся различать их, и без труда определяют – то ли памперс полный, то ли малыш загрустил один в комнате. Крик надолго задержится в лексиконе ребенка и будет присутствовать одновременно со вполне понятной и разборчивой речью. Это объясняется привычкой, простым проявлением эмоций и быстрым способом привлечь к себе внимание.
  2. Гуленье. Произносить более осмысленные звуки, стремясь к взаимодействию с окружающим миром и собеседником, ребенок начинает с двух месяцев. Это проявляется в различных комбинациях гласных звуков, обогащается репертуар интонаций – таким образом, малыш пробует общаться с родителями. Гулить дети могут и сами, как бы пробуя новые звуки «на вкус», но с появлением кого-то в комнате «речь» становится громче, внимание переключается на вошедшего и кардинально меняется интонация. Такое общение будет длиться до полугода, а то и больше, в зависимости от самого ребенка — .
  3. Смех. Посредством смеха ребенок выражает свой восторг и веселье, поэтому его также можно отнести к речи. С четырех месяцев дети радостно пищат и повизгивают, когда с ними играют, а со временем начинают подолгу смеяться над гримасами или от щекотки — .

Произношение первых слогов

С полугода дети начинают вести активный образ жизни и в их лексиконе, наряду с лепетом и агуканьем, начинают проявляться первые слоги. Речевой аппарат уже разработан, и ребенок начинает пробовать комбинировать знакомые звуки, а затем употребляет их в общении. По началу, это не будет иметь смысла, но со временем, таким образом, малыш станет проявлять свои желания и потребности. К году «словарный запас» расширяется до десяти и более слогов, в зависимости от ребенка.

Кроме того, малыш начинает понимать значение слов, часто произносимых родителями в обращении к нему:

  • кошка – ищет животное, узнавая его;
  • обними маму – протягивает ручки на встречу;
  • где папа – ищет и, находя, показывает ручкой;
  • ку-ку – игра в прятки, когда малыш закрывает ручками личико.

Это важный этап в развитии речи – понимать произнесенное и реагировать определенными действиями. В это время, возникают ассоциации между словами и объектами, которые дают возможность четко выразиться, подталкивая к первым словам.

Малыш говорит первые слова

Конечно же, все родители мечтают о том, чтобы первыми осмысленными словами их чада были «мама» и «папа». Не стоит огорчаться, когда вместо этого, малыш уверенно скажет «Дай!». К произношению слов подталкивает, прежде всего, потребность чего либо, необходимость заполучить желаемое, а мама и папа и так всегда рядом. От года до двух лет происходит активное познание мира и своих возможностей, в связи с чем, «рацион» слов постепенно увеличивается: начиная от простых «мама», «папа», «дай», «бо-бо» и заканчивая подражанием звуков – «мяу», «ту-ту», «би-би».

Полезно: Приходит время, когда ребенок должен обходиться без бутылочки, но отучить кроху от нее не так уж и просто. Как это сделать, мы .

Ребенок начинает говорить предложениями

С двух лет, словарный запас насчитывает от 50 слов и появляется возможность строить из них предложения. К этому времени ребенок полностью освоился в окружающей среде, и понимает большинство обращенных к нему простых фраз: «закрой дверь», «идем гулять», «надевай футболку», четко выполняя необходимые действия. Вместе с этим, ребенок учится самостоятельно строить осмысленные предложения, выражая свои эмоции и мнение по какому либо поводу. К трем годам лексикон расширяется до 250 – 700 слов. В односложные предложения добавляются местоимения, употребляются простые предлоги и союзы, вопросительные и восклицательные интонации, значительно увеличивается число глаголов и существительных в речи.

Почему может запаздывать развитие речи

Бывает, что родители, в пылу невообразимой любви к своему детищу, и под впечатлением, от рассказов всезнающих родственников, требуют от малыша невозможного, ожидая, что он побежит в 3 месяца и уже к году станет декламировать речи. Естественно, не дождавшись столь великих свершений, встревоженные мамы и папы начинают посещать всевозможных врачей, в поисках причин отклонений. Если же вы не относитесь к данному типу родителей, но, все же, подозреваете задержку речевого развития (ЗРР) у своего малыша, для начала, удостоверьтесь в необходимости штурмовать поликлинику.

Существует ряд причин, объясняющих, почему дети поздно начинают говорить. Все их можно разделить на 2 группы – личные и внешние.

Личностные (присущие с рождения):

  1. Наследственность – патологии и заболевания, переданные генетически от родителей.
  2. Специфические заболевания, в которых ЗРР проявляется как сопутствующий синдром (глухонемота, аутизм, заболевания эндокринной системы и т.д.).
  3. Патология полости рта – эпилепсия, «заячья губа», недоразвитая уздечка.
  4. Осложнения при беременности и тяжелые роды – инфекции, травмы, гипоксия, а также кровоизлияния в мозг при внутриутробном развитии.
  5. Пол ребенка – доказано, что мальчики имеют более запоздалое развитие, в сравнении с девочками.
  6. Психологические характеристики – нервная система существенно влияет на развитие речи: активный холерик начнет говорить раньше пассивного меланхолика. Так же важно учитывать предрасположенность органов чувств – ребенка привлекают звуки (аудиал), внешний вид, яркость (визуал), либо он изучает все прикосновениями (кинестетик).

Внешние факторы:

  1. Стрессовые ситуации – сильные волнения, (например, переезд), посещение детсада либо психологические травмы, к примеру, развод родителей, смерть домашнего питомца, могут спровоцировать комплексы, страх и неуверенность, надолго притормозив речевое развитие.
  2. Младший ребенок – старший копирует речь младшего.
  3. В семье говорят на нескольких языках – понимать слова родителей на интуитивном уровне одно, и совсем другое – разделить информацию на два языка.
  4. Отсутствие необходимости в самовыражении через речь – зачем говорить, прилагая усилия, если мама понимает без слов и делает все по мановению крохотной ручки.

Ряд случаев, в частности врожденных, невозможно исправить не только в домашних условиях, но и с участием врачей. К счастью, большинство внешних причин, возможно, скорректировать самостоятельно, с минимальным вмешательством посторонних.

Как должны помочь родители ребенку начать говорить

Прежде всего, что бы помочь ребенку начать говорить, нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей головного мозга. Двигательные и речевые центры мозга расположены рядом, вследствие чего, при развитии первого, наблюдается значительное улучшение речевого аппарата.

Способствуйте общению ребенка с ровесниками и детьми постарше. Стремясь повторить за более развитым товарищем, ваш малыш начнет быстро подтягиваться к его уровню.

Справиться с трудностями может помочь логопед. Специалист, пообщавшись с ребенком, поставит правильный диагноз, если он вообще есть, и поможет составить специализированную программу, с учетом особенностей ребенка и возможностей родителей.

Еще будет полезно узнать: