Проблема одаренных детей. Проблемы одарённых детей

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

    Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

    Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

    Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

    Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

    Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

    Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

    Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

    Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.

Вопрос №9 Социальная адаптация детей с исключительным интеллектом.

Одаренные дети испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Не случайно одаренных детей относят к «группе риска». Чем более развиты способности, тем более уязвима личность одаренного ребенка. Трудности ежедневного общения, которые не задевают обычного ребенка, способны больно ранить ребенка одаренного. Человек, восприятие которого хронически опережает его возраст, часто находится в состоянии стресса.

Преграды на пути интеллектуальной одаренности социального характера:

Конформизм . Желание ребенка быть похожим на других. Подобное чувство возникает еще в детстве. Причина – непонимание, возникающее со стороны взрослых.

Внутренняя цензура . Это боязнь ребенка перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что ребенок начинает пассивно реагировать на происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы.Повышенный уровень чувства вины. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет одинаково высоких результатов почти во всех областях своей деятельности. И, конечно, они уверены, что сын или дочь обязательно должны быть отличниками. В результате у ребенка появляется «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается и в семье, и самим ребенком, как драма. Родители чаще всего демонстрируют ребенку недовольство (возможно и на сознательном, и на бессознательном уровне). Это родительское давление сильно искажает Я-концепцию одаренного ребенка.

Неустойчивая, заниженная самооценка. Что влияет на формирование самооценки одаренного ребенка?

Завышенные стандарты оценки своей деятельности, совпадающие иногда с недостаточно высокими результатами. Это результат родительского воспитания: родители связывают успехи своего ребенка с реализацией собственных притязаний. Неудачи не вписываются в тот жизненный идеал, который предписан одаренному ребенку родителями. Но человеку свойственно терпеть неудачи, поэтому одаренный ребенок должен быть к ним готов.

Ответная реакция на неуспех в школьном обучении. У детей с высокоразвитым интеллектом могут быть проблемы академического характера. Такие случаи в современной школе не редки. Для одаренного ребенка важна не форма, а суть. Под влиянием быстро освоенной скучной для одаренного ребенка программой его усилия тратятся в холостую.

Одной из задач школьного обучения остается формирование разносторонней личности. И не учитываются специальные сферы интересов одаренных детей. У части одаренных детей при обычном уровне интеллекта обнаруживается особая предрасположенность к какому-либо одному предмету.

Недостаток внимания взрослых. Большинству учителей просто некогда заботиться на уроке об одаренном ребенке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью. Учителя не всегда адекватно понимают личностные особенности и закономерности развития одаренного ребенка.

Взаимоотношения со сверстниками. В школе одаренные дети часто получают обидные прозвища. Каждый человек испытывает потребность в идентификации. Одаренный ребенок прежде всего связывает себя с использованием своих способностей, которыми он может удивить одноклассников. Безусловно одаренный ребенок будет демонстрировать свое превосходство. Однако вместо признания наталкивается на отчуждение, зависть, непонимание сверстников. Исключительные успехи изолируют ребенка от друзей. Для девочек выбор – мои способности или друзья – еще более болезненный. Формируется внутренний конфликт «обособление- идентификация».

Обостренное чувство справедливости. Такой ребенок стремиться всегда быть правым. Для одаренного оказаться неправым просто мучительно. Поэтому он думает, что и для других неприятно оказаться в таком положении. Он искренне желает прийти на помощь. Как только кто-то делает ошибку одаренный ребенок тут же стремиться оказать ему помощь. Этот порыв расценивается не всегда адекватно и вызывает гнев одноклассников.

Важно, что такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность, по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности к окружающим людям.

Ригидность образовательной системы. Традиционные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научиться ставить и решать новые проблемы, улучшать имеющиеся решения.

Проблема одаренных детей

План

Введение

.Что такое одаренность

.Природа одаренности

.Проблема одаренных детей

Заключение

Список литературы

Введение

Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как К. Тэкэкс - профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон - английский антрополог и психолог, Соколянский И.А. Петровский А.В., Лейтес А.С., Леонтьева А. Н.

Целью нашей работы было выявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства, исследование такой проблемы, как отношение окружающих к одаренным, адаптация этих детей в обществе и выявление факторов в наибольшей степени влияющих на одаренность.

Все одаренные дети-представители мыслительного и художественного типов мышления - помимо черт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, - каждый из них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущей индивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данного тезиса.

Очень распространено такое суждение об одаренном ребенке: «ему всего пять лет, но по своему развитию он ничем не отличается от восьмилетнего».

Это значит, что ребенок должен получать творческую работу и условия для ее выполнения, необходимую для удовлетворения его повышенной потребности в интеллектуальной деятельности. В этом его не следует ущемлять и если ему, например, нечего делать в первом классе, то нет необходимости его там держать. Но искусственно подталкивать его умственное развитие, стремиться к «перепрыгиванию» через классы, обгоняя возраст, не следует, потому что развитие личности существенно осложняется противоречиями между неравномерно развивающимися ее сторонами.

1. Что такое одаренность

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления - симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Особенности личности высокоодаренного ребенка.

Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом, в направленности интересов. Один после какого-то периода исканий погружается в математику, другой - в биологию, третий - в художественно-литературное творчество, четвертый - в историю и археологию. И дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

2. Природа одаренности

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается как ведущий фактор, так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Общественные отношения - не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.

Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

В семействе Бахов музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 году, с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора Иоганна Себастьяна Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1880 году. В семье Бахов было более пятидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся.

Почти 2/3 одаренных детей - это первенцы, имеющих папу старше тридцати шести лет и маму старше тридцати и среди всех одаренных детей больше мальчиков, чем девочек.

Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка папа, либо в наших условиях это более распространено - мама), преподавателей и той атмосферы, в которой они находятся. Если повезет со всем этим, то блестящая карьера в будущем ему обеспечена. Вторая половина успеха ребенка, после наследственности, зависит от окружающей среды. Ежедневно до одного года масса мозга ребенка прибывает на один грамм. Это база всех мыслительных процессов на всю последующую жизнь.

Бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, разнообразная - стимулирует. Одаренным может стать каждый ребенок, для этого нужно развивать его личное мышление.

Роль огромных сетей для выявления талантов всегда играли у нас математические и физические конкурсы и олимпиады. В России существуют несколько школ-интернатов и специальных школ, которые создают оптимальные условия для развития математических способностей школьников. Колмогоровская школа-интернат при Московском Государственном Университете - одна из самых престижных в стране. Здесь учатся особо одаренные дети в области математики и естественных наук. Вне школы их оставлять нельзя - это тормозит развитие. Средняя школа и рассчитана на среднего ребенка. Каждый третий, исключенный из этой школы за плохие оценки, относится именно к одаренным. В этой школе их никогда не будут называть ботаниками-очкариками. Здесь они среди своих. За два года студенты колмогоровской школы проходят специальную программу, система которой скопирована с вузов. В конце четверти сессия как у настоящих студентов. Требования очень высоки. Бывает, даже отчисляют победителей школьных олимпиад. Здесь вроде естественного отбора. Должны остаться самые лучшие те, у кого помимо таланта, есть еще воля и характер.

Большинство таких школ имеют физико-математический профиль. В чем здесь дело? Обычно говорят так: только математические (и разве что музыкальные) таланты выявляются в столь раннем возрасте. Достаточно вспомнить Эвриста Галуа, который в возрасте восемнадцати лет заложил основы современной алгебры, или Вольфганга Моцарта, который в три года играл на клавесине, в четыре - импровизировал, а в двенадцать - за несколько недель написал оперу.

Но история напоминает нам, что раннее развитие дарований в других областях деятельности - не такая уж редкость. Сопоставим возраст, в котором смерть постигла таких писателей и критиков, как Добролюбов, Лермонтов и Писарев, с тем, что они успели сделать для русской литературы и общественной мысли. Добролюбов умер, когда ему было двадцать пять, Лермонтов не дожил до двадцати семи, а Писарев - до двадцати пяти, из которых пять лет, просидел в Петропавловской крепости.

3. Проблема одаренных детей

одаренный талантливый адаптация общество

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей - в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого уровня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

·трудности в нахождении близких по духу друзей;

·проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

·проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

·очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

·диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.

Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества.

Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был предложен другим исследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

.Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

.Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

.Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

.Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Заключение

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Список литературы

1.Выготский Л.С. О психологических системах. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. М., 1982.

.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

.Кулемзина А.В. Три кризиса детской одаренности // Труды ТГПУ. Серия Педагогика, 2001 (в печати).

.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001.

.Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.-Томск, 1996.

Что такое одаренность? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В.Штерн дал следующее определение одаренности: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”

Особенности одаренных детей

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Сегодня не существует четкого определения, что такое одаренность. Одни считают, что это индивидуальный редкий дар. Другие утверждают – это социальная реальность. И требует ли одаренность детей социального изучения, подхода и развития, а также как стоит к этому относиться?

Для большинства родителей, учителей, да и самих детей одаренность по-прежнему остается загадкой. Сегодня широкая общественность интересуются не столько научным основанием одаренности, сколько их жизненными реальными проявлениями, способами развития, выявления и социальной реализации. Сегодня, прежде всего забота об таких детях - это забота о развитии культуры, науки и социальной жизни завтра в целом. Уже также и существуют способы выявления одаренных детей , а также вырабатываются определенные программы для помощи развития им своих индивидуальных особенностей.

Выявление одаренных детей

Развивающее на протяжении жизни системное качество психики, определяющее возможность достижения человеком более необычных и заурядных (высоких) результатов в одном определенном или нескольких направлениях деятельности, что отличает его от других людей и называют одаренностью.

Может быть изучена и установлена только в процессе воспитания и обучения, в ходе совершения ребенком одной или другой содержательной деятельностью. Проявление умственной одаренности всегда связано с чрезвычайными возможностями жизни детских лет. Случается,что одаренные дети которые демонстрируют свои выдающиеся способности в одной какой-то области могут иногда вовсе и не отличатся от сверстников во всех других отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает довольно широкий спектр психологических индивидуальных особенностей. Подавляющему большинству таких детей присуще особые черты, которые и выделяют их в общей массе. Одаренность детей обычно проявляется в их высокой любознательности и исследовательской активности. Одаренные дети очень болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно переработать и усвоить. Поэтому и ограничение их возможной активности может вызывать и негативные реакции невротического характера. Также одаренных детей отличает в раннем возврате и способность определять причинно-следственные связи и соответственно делать определенные выводы. Им характерна наиболее быстрая передача нейронной информации, так как их внутримозговая система, более разветвленная с определенно большим числом нервных связей. Для одаренных детей свойственно ранее , а также абстрактным мышлением, что приводит впоследствии и к обладанию отличительной памятью. Отличительной особенностью является и возможность категоризировать и классифицировать информацию и опыт, а также умение пользоваться накопленными знаниями достаточно широко.

Внимание к таким детям чаще всего может привлечь и их внушительный словарный запрос, который сопровождается не только сложными синтаксическими конфигурациями, но и определенным умением постановки вопроса. Так, например, многие одаренные дети с радостью читают энциклопедии и словари, придумывая при этом слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные воображаемые события и понятия. Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной активизации способностей. Повышенная концентрация внимание и упорство в достижении положительных результатов в интересующей их сфере также отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам.

Стоит также отметить, что развитие сенсорных, особенностей идет обычно по двум линиям: с одной стороны - усложнение действий для использования средств решения конкретной задачи, а с другой - и изменение самих этих средств.

Роль семьи в процессе развития одаренности у детей

Нередко одаренным детям бывает очень тяжело адаптироваться к обучающим условиям в массовой школе. Пути устранения такого психологического дискомфорта и его причины следует искать учителям вместе с родителями ребенка. Так как некоторые дети не всегда имеют психологическую поддержку в семье и возможность реализовывать свои потенциальные возможности. К сожалению не всегда родители знают об индивидуальных склонностях и особенностях ребенка, и не готовы развить познавательную способность, а также поддержать эту искру любознательности. Значит, обучение одаренных детей в школе без пристального участия родителей малоэффективно и невозможно.

При организации работы с такими детьми следует:

Учитывать развитие волевых и эмоциональных качеств, характер семейных отношений;

Оказывать помощь в создании необходимого микроклимата семьи;

Создавать условия для того, чтобы и родители смогли овладеть способами формирования у ребенка положительного отношения к «Я - концепция», которое и будет выступать главным условием полной реализации определенных способностей одаренного ребенка.

Возможные проблемы одаренных детей

Обычно проблемы таких детей заключаются в проявлении таких качеств личности как:

1. Неприязнь к школе, особенно если программа школы неинтересна и скучна.

2. Эгоцентризм и неспособность понимать и вставать на точку зрения других людей, тем более, если они слабее интеллектуально.

3. Отсутствие желание вести диалоги и заканчивать мысль собеседника, так как уже схватывает суть проблемы с первых слов.

4. Стремление всегда выигрывать спор и из-за отсутствия возможности понимания компромисса и конформизма.

5. Отставание в физической подготовке по сравнению с , ведь одаренный ребенок больше предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда и берет начало неумение принимать участие в спортивных и коллективных играх.

6. Стремление командовать сверстниками, в противном случае ему становится с ними скучно.

Все эти не очень приятные черты характера талантливого ребенка, которые и впоследствии становятся и продолжением его достоинств вызывают обычно неприязнь у своих ровесников, что и может оттолкнуть от себя их. Всем известно, что одаренный ребенок , который учится в обычной школе, также может и вызывать раздражение учителей, так как он знает уже материал или начинает задавать вопросы и тем самым перетягивает внимание учителя только на свою персону. Что приводит к изоляции такого ученика от остального класса. В итоге большинство одаренных детей начинают чувствовать себя изгоями в школе.

Вот и небольшое видео об одаренных детях. Смотрите.


Быть одаренным – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одаренного ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одаренности»

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Прежде чем перейти к непосредственной характеристике личностных особенностей ребенка, проявляющего повышенные возможности, рассмотрим некоторые факторы, в той или иной мере как бы «складывающие» его личность, влияющие на ее становление.

Неравномерность возрастного развития одаренных детей


Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда оправдывается на практике. Возможно, наоборот, это так называемое гармоническое развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается дисгармоничное развитие (диссинхрония развития), которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая, - будучи вполне нормальными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов , принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с обычными детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. И нередко, скажем, особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у более обычных детей. (Речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями. Здесь ситуация, как правило, прямо противоположная).

Многие особо одаренные дети недостаточно уделяют времени спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие более старшим по возрасту одноклассникам накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучной, по его мнению, деятельностью. Все вместе это приводит к выраженной неравномерности развития одаренного ребенка, последствия которой накладываются на его личность и являются одной из причин его многочисленных проблем.

Семья одаренного ребенка


Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни расценивали роль природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Опыт наблюдений за семьей одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.

1. В семьях одаренных родителей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является весьма благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка .

2. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка - повышенное , значительно увеличенное сравнительно с обычными семьями, внимание к ребенку , когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание к ребенку впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Очень часто у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, и достаточно часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, в спорте и, конечно, в том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин «укоренения» тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

4. Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить способности ребенка имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Нам известны случаи, когда одаренный ребенок 10 лет, обучаясь в 9 классе и будучи физически и психически вполне здоровым, тем не менее не научился сам завязывать шнурки на ботинках или самостоятельно разогревать себе еду.

5. Нет ничего удивительного в том, что родители этих детей проявляют особое внимание к школьному обучению ребенка, выбирая своему ребенку учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как это лучше изучать. Правда, иногда это имеет и отрицательные стороны, когда они вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми


Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, с одной стороны, сами являясь следствием необычности самого ребенка, с другой стороны, в значительной мере складывают «историю» его жизни и тем самым формируют его личность.


Сверстники относятся к одаренным детям по разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большей популярностью в коллективе сверстников , чем обычные дети. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с так называемой исключительной одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска .

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в отдельном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают одаренных детей. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Если это учитель со свободным от стереотипов мышлением, умеющий отвергнуть обычную учительскую позицию непогрешимости, не использующий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае, скажем, повышенная критичность интеллектуального ребенка, его высокое умственное развитие, иногда даже превышающее уровень самого педагога, вызывают у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга.

Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности (см. ниже) вызывают у учителей отчетливое негодование и представление о них как об отъявленных индивидуалистах. Именно потому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

Личность одаренного ребенка


Сложное переплетение рассмотренных выше обстоятельств жизни одаренного ребенка, с одной стороны, и собственно «родовые» его особенности, определяющиеся именно повышенными возможностями развития, с другой, складывают его личность.

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей и подростков с повышенными возможностями.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей , то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У таких детей существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

У многих одаренных детей наблюдается вневозрастная впечатлительность и связанная с ней повышенная эмоциональная чувствительность , которая проявляется в самых разных формах. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «громкий» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Бывают случаи откровенно психопатического поведения, которые доставляют массу проблем и для родителей, и для педагогов.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм , то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, тем не менее от учителя и психолога требуется ввести разумные рамки для такой требовательности к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.

Особый характер у одаренных детей имеет самооценка , то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля , то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. Так, например, нам известны случаи, когда такой ребенок всю ответственность, скажем, за развод родителей принимает на себя, считая, что это он был недостаточно хорошим, он не сумел сделать что-то, необходимое для папы или мамы.

Для учителя особенно важно знать особенности личности одаренных детей с творческими проявлениями , так как именно этот вариант одаренности ему труднее всего увидеть. Скажем, интеллектуальная одаренность в своем классическом, познавательно- аналитическом варианте, тем более учебная (усваивающая) как один из ее подвидов, безусловно «прочитывается» учителем и легко дифференцируется им от успеваемости.

Другое дело - творческие проявления какой-либо одаренности. Очень часто учителя за творческие способности принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий (сам нашел материал, сам его проанализировал и написал реферат) или жеглубину и основательность его интеллектуального анализа. Сама же по себе нестандартность мышления, выход за пределы устоявшегося мнения, вкуса или способа деятельности не всегда оценивается как творческий результат, а скорее как «отсебятина», безответственность, иногда даже сознательное неуважение к педагогу (ему конкретно и четко объяснили задание, а он, видите ли, сделал по-своему, наплевал на задание учителя). Точно так же не вполне адекватно оцениваются и некоторые личностные особенности учеников с творческими проявлениями.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - автономность , трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась бы их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая.

Явно одаренный в творческом отношении подросток, выполняя задание написать географическое сочинение, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко и по форме вызывающе, без особой осторожности, доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию права на статус науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает один из завучей. Все это не может не вызвать известной настороженности педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннего, а часто и открытого неприятия. Во многих случаях такие проявления творческого ребенка неверно трактуются как недостаточная его воспитанность или даже безнравственность (нежелание действовать в коллективе).

В целом, видимо, можно говорить о некоторой дезадаптивности детей с творческими проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Как показывает опыт работы с такими детьми, дети с творческими проявлениями заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в зоне воспитательного риска.

Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке, а укоренившиеся в личность интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного профессионального самоопределения и соответственных достижений.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности и обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения , отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Некоторые такие дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляции . Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей мотив и суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге, возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», то есть проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с исключительной психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.

Другой серьезной проблемой некоторой части одаренных детей является отсутствие у них потребности, а иногда и способностей к творческой деятельности. Как это ни парадоксально, значительная часть особо одаренных детей, проявляя яркие интеллектуальные и учебные способности, приходят в крайнее затруднение, когда им предлагается деятельность, требующая нестандартного подхода, выхода за пределы устоявшегося опыта - то есть деятельность творческая. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, проблема креативности возникает у этих детей скорее как личностная проблема , как следствие особой направленности на усвоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и тем более общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем, глубину и прочность усвоения знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе мотивационных стимулов, эта проблема одаренных детей может быть вполне успешно преодолена. (Это, кстати, подтверждается в психогенетике и весьма значительным, гораздо более выраженным средовым компонентом в развитии креативности, чем в отношении интеллекта.) При этом система развития творческих возможностей ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации . Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренный юноша затрудняется с выбором своего призвания, и его широкие умственные возможности только усложняют эту проблему.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации исключительно одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывающий отнесение этой группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.