Проблемы трудового воспитания в подростковом возрасте. Расторжение трудового договора

Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Труд подростка. Как правило, подростки очень охотно трудятся. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активность подростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков - это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Труд дает возможность формировать у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о способах выполнения и последовательности отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.

В коллективном общественно полезном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.

Организации труда подростков следует уделять большое внимание. Если труд плохо организован, то у подростков пропадает интерес к труду, они безразлично или даже явно отрицательно относятся к нему.

44. Молодость – становление субъекта собственной жизни.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического мотива. В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

4. Роль труда в формировании личности

Труд имеет огромное значение на всех этапах становления личности. Он лежит в основе нравственного воспитания.

Многогранна трудовая деятельность школьника-подростка. Ему органически присуще стремление трудиться. Но это вовсе не значит, что он всегда и при любых условиях будет охотно участвовать в полезных обществу, но не вызывающих у него положительных эмоций делах. Подросток (в первую очередь младший) - еще ребенок, и труд должен вызывать у него интерес. Потому-то надо облекать трудовую деятельность подростков, особенно младших, в занимательные формы, окрашивать ее романтикой, что диктуется психологическими особенностями детей этого возраста, потребностью их в романтике.

В процессе организованного коллективного труда у подростков к интересу постепенно присоединяется и чувство долга, появляется наслаждение трудом как, "игрой физических и интеллектуальных сил". При этом у них вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Задача заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.

Родителям важно знать, что для формирования психологической готовности подростка к труду имеет значение равное вовлечение в трудовые дела мальчиков и девочек без различия между ними. Это особенно важно в подростковый период, когда у ребят еще нет таких форм трудовой деятельности, которые по специфике производства требовали бы исключительно мужского или женского труда. Что касается различной реакции девочек и мальчиков на различные виды работ, то это - результат сложившихся традиций, а отнюдь не врожденная склонность мальчиков или девочек к тем или иным видам труда.

Конечно, есть ряд работ, которые в большей или меньшей степени соответствуют полу и, следовательно, дают больший эффект в руках или мальчиков или девочек. В части точных движений и внимательности девочки обгоняют мальчиков. Опыт показывает, что если дать различные виды работы подросткам на выбор, то, как правило, девочки предпочитают более спокойные, требующие меньше резких движений, меньшей затраты физических сил, хотя порой и более сложные. С этим нельзя не считаться. В то же время необходимо привлекать мальчиков наряду с девочками к бытовым видам труда, в том числе стирке, мытью посуды, починке предметов домашнего обихода, ко всему, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья многое может и должна делать по воспитанию у детей любви к труду. Именно в семье, где каждый из взрослых является членом какого-либо производственного коллектива, важно с ранних пор формировать психологическую готовность ребенка участвовать в производительном труде, необходимом обществу. Помогая школе, родители должны внушать своим детям-подросткам, что везде и всегда нужны высококвалифицированные мастера своего дела, что работа - это не только долг человека перед обществом и своей семьей, но и обогащение личности, участвующей в создании материальных ценностей для всех.

Чтобы овладеть высокой квалификацией, надо иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий круг духовных интересов. Это откроет молодому человеку дорогу к профессиональному росту, к мастерству, и, как следствие – к высокой оценке результатов его труда (в том числе и к высокому материальному вознаграждению). Обо всем этом надо говорить с подростками.

Но слово родителей должно подкрепляться делами, правильным отношением к труду вообще, к трудовым делам класса, где учатся сын или дочь. К сожалению, некоторые родители пытаются оградить своих детей от физического труда. Одна мама, чтобы освободить сына от работы в в трудовом лагере на селе, сама поехала туда в качестве повара. Такая позиция ничего, кроме вреда, принести не может.

Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде. Домашний труд вырабатывает положительное отношение детей к неэмоциональным видам работ, без чего невозможно формирование должного отношения к любой деятельности на общую пользу. Однако организован домашний труд подростка плохо. Родители, вовлекая школьников в трудовую деятельность семьи, нередко при этом не учитывают особенностей психологии подростка, в частности его потребности в самостоятельности. Отсюда домашний труд нередко приобретает форму "работы на побегушках": "сбегай, отдай туфли в ремонт" или "сходи в магазин". Легко понять, что поручения такого рода часто вызывают внутреннее сопротивление подростков, стремящихся к самоутверждению. Не потому ли, чем старше подросток, тем менее он проявляет желания участвовать в домашнем труде? Показательно, что к выполнению отдельных поручений родителей положительно относятся лишь 17 % ребят, в то время как к значительно более тяжелому труду по присмотру за малышами, где можно проявить свое "я", 68 % детей-подростков. А работа по принуждению не может развить ни трудолюбия, ни чувства ответственности.

Некоторые матери упорно стараются избавить сына или дочь даже от малейшего участия в домашнем труде, другие, и таких родителей немало, привлекают детей к работе по дому лишь время от времени, случайно. Те привыкают к тому, что и без них можно обойтись, что их усилия не обязательны для нормальной организации жизни семьи. Эта привычка порождает в сознании подростка (о чем он не всегда отдает себе полный отчет) отношение к домашнему труду как к делу второстепенному, которое выполняется как бы само собой, без всяких усилии. Между тем постоянные и твердо очерченные трудовые обязанности подростка в семье, его систематический труд наравне со всеми порождают привычку к трудовому усилию, без чего немыслимо воспитание трудолюбивого человека.

Часто можно наблюдать, как трудно подростку бросить увлекательную книгу и взяться за пылесос или переключиться на мытье посуды. Как поступить в этом случае? Ответить на это непросто. Если действительно необходимо что-то сделать быстро и, кроме сына, это сделать некому, надо не приказывать, а попросить, извинившись при этом, что вы отвлекаете его от важного дела, и объяснить неотложность выполнения просимого. Воспитать трудолюбие у подростка - это значит добиться того, чтобы при малейшей необходимости у него сработали привычка, чувство долга.

Обычно же мать многократно напоминает, потом приказывает, наконец возмущается. Под воздействием воли взрослого (а иногда и чтобы избежать ругани и шума) подросток начинает что-то делать по дому. Но работа под нажимом, по принуждению не воспитывает у него любви к труду. Важно, чтобы подросток знал, что он работает наряду со взрослыми и как взрослый, что семье нужна его помощь - посильная, но всерьез. Необходимо все время помнить, что у детей подросткового возраста обострено чувство собственного достоинства и они болезненно переживают любые попытки подавить их самостоятельность. Без привычки к систематическому труду у ребенка будут срывы, невыполнение порученного дела. Нельзя при этом ругать, унижать сына или дочь. Правильнее сказать: "Думаю, ты не выполнил поручение случайно; уверена, больше этого не повторится".

Нередко у взрослых членов семьи не хватает терпения "уговаривать", "упрашивать" подростка помочь по дому. Их раздражает неумение, медлительность сына или дочери, их внезапное отключение от дела, погружение в себя, в свои мысли, мечты. И родители выполняют работу сами. Так постепенно обязанности подростка переходят к взрослым членам семьи.

Чтобы не дергать детей, не держать их на побегушках, надо, обсудив с ними возможный круг их постоянных обязанностей, предложить им самим выбрать для себя наиболее привлекательное дело. Младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, подметать или пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко (за тем, чтобы все это было дома, следит сам ребенок); ухаживать за животными, если они есть в доме (особенно в том случае, когда они появились по просьбе ребенка). Возможно, что однажды все останутся без хлеба, молока. Пусть подросток осознает свою вину, это только повысит у него чувство ответственности.

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении того, что надо купить, в составлении бюджета семьи, в планировании свободного времени, каникул и летних отпусков. Это не только приобщит их к труду, но и сблизит со взрослыми. И тогда они с удовольствием произведут генеральную уборку, помогут в приготовлении праздничного обеда, в проведении косметического ремонта квартиры. Главное, чтобы в совместной работе с родителями сын или дочь ощутили себя полноправными участниками общего дела, учились умению выполнять любую домашнюю работу, в том числе и "неприятную", "грязную".

Деление домашней работы подростков на "приличную" и "неприличную", несомненно, приносит вред. Как показали исследования, проведенные одним из авторов этого сайта, из числа старших подростков, участвовавших в домашнем труде, 74 % подметают и пылесосят, 61 % протирают пыль, 48% моют в квартирах полы, но только 3 % убирают туалеты и только 0,5 % из них при этом моют унитазы. Многих родителей даже сам вопрос об этом виде домашнего труда явно шокирует. Эта работа для их детей "неприличная, грязная", заявляют они. Не удивительно, что и дети этих родителей начинают делить труд на "чистый" и "грязный". Такое избирательное включение подростков в домашнюю работу наносит серьезный вред их нравственному развитию, вырабатывая иждивенческие настроения. Между тем домашний труд подростков ценен далеко не утилитарными результатами. Его главная цель - выработать уважение к любому труду, в том числе и к самым неэмоциональным, "черновым" его видам.

Плохо, когда домашний труд подростков направлен на удовлетворение только личных потребностей; выполняя разнообразный труд в семье (в том числе труд по обслуживанию самих себя), школьники, к сожалению, мало включаются в такие виды домашних работ, которые связаны с общими интересами нескольких семей, интересами рядом живущих людей (соседей). Повторяем, домашний труд лишь в том случае окажет воспитательное воздействие на подростков, когда он не только объективно полезен, но и, а это главное, когда взрослые относятся к работе школьника по дому как к труду равноправного члена семейного коллектива. В этом случае находят удовлетворение потребности подростка в самостоятельности, взрослости, признании его прав, что создает в семье отношения взаимной ответственности и доверия. У подростка формируется уважение к будничной, малоинтересной, но полезной для семьи деятельности, вырабатывается уважение и правильное отношение к любому полезному для общества труду, к людям труда.

Родителям необходимо понимание того, что приучение ребенка к труду - это тоже труд и труд, требующий терпения, выдержки, знания возрастной психологии и индивидуальных особенностей своих детей. Хорошую службу может сыграть повышение престижа домашнего труда в глазах детского коллектива. С этой целью объединяются педагоги и родители.

Многих подростков волнует вопрос: заканчивать образование в школе или пойти учиться в колледж, училище. Решить его - значит решить серьезную и вполне "взрослую" задачу: выбрать будущую профессию, а в известной мере - определить жизненный путь.

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают, где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно.

Воспитание в подростке семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания подростка непростительно 8 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Для старшеклассников–выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан – это трудовая деятельность учащихся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также подростков других категорий, по каким-либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости.

Основными задачами, решаемыми через временное трудоустройство несовершеннолетних граждан являются: создание условий для формирования у подростков позитивных жизненных навыков, приобщение к труду, получение профессиональных знаний, адаптация к трудовой деятельности, профилактика правонарушений. Правовое положение несовершеннолетних характеризуется особенностями, вытекающими из их возрастной характеристики (недостаток жизненного опыта, неумение правильно оценивать некоторые явления, предвидеть последствия своих поступков и т.д.). Соответственно закон предусматривает некоторые ограничения самостоятельного совершения несовершеннолетними действий, с которыми связано наступление правовых последствий.

Нормативными документами, регламентирующими труд несовершеннолетних являются:

Трудовой кодекс Российской Федерации, глава 42;

Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18 летнего возраста СанПиН 2.4.6.2553-09;

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 163.

Особенности регулирования труда

Документы при приеме на работу

Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

При заключении трудового договора несовершеннолетний, поступающий на работу, предъявляет документы:

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

Медицинское заключение о состоянии здоровья.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Трудовой договор

С несовершеннолетними может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок или, при наличии оснований или согласия, срочный трудовой договор.

Согласно ст. 70 ТК РФ установление испытательного срока для несовершеннолетних не предусмотрено.

Оформление приема на работу

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ст. 68 ТК РФ).

Материальная ответственность

С работниками, которым не исполнилось 18 лет, не могут быть заключены письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, то есть о возмещении ими работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества (ст. 244 ТК РФ). Они несут полную материальную ответственность только за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в результате преступления или административного проступка (ст. 242 ТК РФ).

Факт причинения ущерба и его размеры должны быть подтверждены документом, составленным по результатам проверки (ст. 246 ТК РФ).

Рабочее время и время отдыха

Согласно ст. 92 ТК РФ для несовершеннолетних работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные требования к режимам их труда.

Нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю – сокращается:

- на 16 часов для работников в возрасте до шестнадцати лет (т о есть не более 24 часов в неделю);

- на 5 часов для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (то есть не более 35 часов в неделю).

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не должна превышать половины указанных норм.

Согласно ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников в возрасте:

От пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов;

От шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов.

Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, продолжительность смены составляет не более:

В возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часов;

В возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 4 часов.

Для работников моложе восемнадцати лет из числа творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- или видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с перечнями категорий этих работников продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным либо трудовым договором (ст. 94 ТК РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). При подаче несовершеннолетним работником заявления ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен ему до истечения шести месяцев непрерывной работы (ст. 122 ТК РФ).

Оплата труда

Порядок расчета заработной платы подростков при сокращенной продолжительности рабочего времени зависит от вида оплаты труда. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, то есть пропорционально отработанному времени. Однако работодатель вправе производить им за счет собственных средств доплаты до уровня оплаты труда, установленного для работников соответствующих категорий, занятых полную продолжительность рабочего времени. Труд несовершеннолетних работников, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель также имеет право доплачивать несовершеннолетнему работнику до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность его работы (ст. 271 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

О прекращении трудового договорав связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Особенности обеспечения безопасности труда несовершеннолетних работников

Требования к условиям труда

Подростки – особая возрастная и социальная группа, важными чертами которой являются:

Незавершенность морфо-функционального развития;

Психо-эмоциональная неустойчивость;

Повышенная реактивность и чувствительность к действию различных факторов и условий окружающей среды.

В силу специфики особенностей строения организма и восприимчивости к нагрузкам у подростков трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

Для подростков допустимы работы, удовлетворяющие следующим условиям:

Соответствуют возрастным и функциональным возможностям;

Отсутствует неблагоприятное влияние на рост, развитие и состояние здоровья;

Исключена повышенная опасность травматизма для себя и окружающих;

Учтена повышенная чувствительность организма подростков к действию факторов производственной среды.

Запрещается:

Применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

Переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографи, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, спортсменов).

Лица в возрасте до 18 лет при приеме на работу подлежат предварительному обязательному медицинскому осмотру и ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Медицинские осмотры несовершеннолетних

Целью медицинского осмотра является определение возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также для определения соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности.

Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты

На работах, связанных с загрязнением, работникам (подросткам) бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становления психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. По мнению Коростылевой Л.А., все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменение иерархии потребностей. Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения и, самореализации, и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии.

Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Понятие «психологическая готовность» предполагает в данном случае наличие способностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя. Это, прежде всего, потребность в общении, владение способами его построения, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, развитие рефлексии, с помощью которой осмысливается осознанное и критическое отношение к себе. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он связан в первую очередь с выбором профессии.

Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношеском возрасте. Это все еще формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания работа которого проявляется в стремлении молодого человека к себе с позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие «Я», переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости.

1. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление :

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

Внешних условий;

Индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :

1. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3. Профессиональное обучение:

Осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

4. Профессиональная адаптация:

Формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

5. Самореализация в труде:

Выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности .

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение - молодых людей.

Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора. Решение о выборе профессиипринимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора(до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях - стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора(после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира .

Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти их планы будут реализованы.

Многое зависит от социальной престижности профессий.

Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычае находится в обратном отношении к ее массовости. Космонавтов требуется значительно меньше, чем разнорабочих.

Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема. В выборе профессии очень важна профессиональная консультация. Однако подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

В рамках исследования В. Н. Шубкина был особый раздел под названием «Цена пророков». Суть его состояла в том, что весной, перед окончанием школы, десятиклассников опрашивали, каким они видят свое ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т. д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников, и подсчитали, сколько очков «выбила» каждая группа «пророков»: сами выпускники, их одноклассники, учителя и родители. Наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными «пророками».

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Первая - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа «Я», самоуважения и т. д.

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающий оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и юноша ни к чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач, например при попытке поступления в вуз?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа; все их жизненные планы рухнули и т. д. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. Однако не все придерживаются первоначальных ориентации.

Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.

Профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их жизненными, перспективами и ценностными ориентациями .

2. Ответственность отношения к своему будущему и обществу при выборе профессии.

Если спросить у любого человека: как он выбирал свою будущую профессию? Вряд ли кто-то внятно сможет обосновать свой выбор. Скорее всего, можно услышать, что так получилось, что родители посоветовали, что папа был военным, и я пошел по его стопам, что с другом за компанию и т. д. Другими словами, для большинства выбор профессии необдуманный, зачастую, спонтанный шаг.

Конечно, факт выбора профессии встает перед человеком относительно рано - в 17-18 лет. В таком возрасте достаточно сложно осознать в полной мере всю важность этого шага. Но последствия неправильного выбора могут быть очень печальными. Если выбранная профессия не подходит под темперамент или склад ума? Например, профессия бухгалтера, а оказалось, что работа с цифрами кажется нудной, да и усидчивость - это совсем не ваша черта характера?

Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться.

В процессе выбора профессии необходимо учитывать многие факторы.

Во-первых, общие представления о карьере и будущем. Определить, кем бы хотели видеть через 10 лет.

Во-вторых, необходимо учитывать склонности к определенным видам деятельности, пожелания.

Третий немаловажный фактор - это способности, о которых вы знаете или еще предстоит узнать. Например, вы прекрасно рисуете, окончили художественную школу, или у вас выдающиеся математические способности.

Важным фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос на профессию. Необходимо изучить положение на существующем рынке труда, прочитать прогнозы аналитиков.

Идеальный вариант, когда все факторы совпадаю, тогда выбор профессии очевиден. А если нет? Если вы, например, не представляете какой вид деятельности предпочитаете и какие у вас способности? В такой ситуации лучше не торопиться и обратиться к специалистам .

В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту
сделать правильный шаг:

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии .

3. Понимание и необходимость трудовой деятельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах.

С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека .

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку . Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

Труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся.

Сходство трудовой деятельности старшеклассников с трудом взрослых в том, что в ней воспроизводят (или пытаются воспроизвести) типичное содержание труда взрослых и на этой основе формируют лучшие черты и свойства передового советского рабочего. Сходными являются условия труда и его организация (звеньевая или бригадная форма, нормирование труда, соревнование). Есть сходство и в целях: и в том и в другом случае создается общественно полезная продукция. Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания.

Различия между трудовой деятельностью учащихся и трудом взрослых проявляются прежде всего в целях. В труде взрослых основной целью является создание потребительных стоимостей (материальных, духовных и др.), а в трудовой деятельности детей главное - это решение учебных и воспитательных задач. Создание общественно полезного продукта здесь - средство трудового воспитания, условие и способ формирования психологической готовности к труду и развития личности школьника. Чтобы труд выступил в этом качестве, в процессе его осуществления цели воспитателя должны совпадать с потребностями, интересами и целями школьника, который призван сознательно участвовать в формировании своей личности. Однако, как показывает анализ, эти цели не всегда совпадают.

По сравнению со взрослыми школьники предъявляют более высокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.).

4. Роль труда в формировании личности

Труд имеет огромное значение на всех этапах становления личности. Он лежит в основе нравственного воспитания.

Многогранна трудовая деятельность школьника-подростка. Ему органически присуще стремление трудиться. Но это вовсе не значит, что он всегда и при любых условиях будет охотно участвовать в полезных обществу, но не вызывающих у него положительных эмоций делах. Подросток (в первую очередь младший) - еще ребенок, и труд должен вызывать у него интерес. Потому-то надо облекать трудовую деятельность подростков, особенно младших, в занимательные формы, окрашивать ее романтикой, что диктуется психологическими особенностями детей этого возраста, потребностью их в романтике.

В процессе организованного коллективного труда у подростков к интересу постепенно присоединяется и чувство долга, появляется наслаждение трудом как, «игрой физических и интеллектуальных сил». При этом у них вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Задача заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.

Родителям важно знать, что для формирования психологической готовности подростка к труду имеет значение равное вовлечение в трудовые дела мальчиков и девочек без различия между ними. Это особенно важно в подростковый период, когда у ребят еще нет таких форм трудовой деятельности, которые по специфике производства требовали бы исключительно мужского или женского труда. Что касается различной реакции девочек и мальчиков на различные виды работ, то это - результат сложившихся традиций, а отнюдь не врожденная склонность мальчиков или девочек к тем или иным видам труда.

Конечно, есть ряд работ, которые в большей или меньшей степени соответствуют полу и, следовательно, дают больший эффект в руках или мальчиков или девочек. В части точных движений и внимательности девочки обгоняют мальчиков. Опыт показывает, что если дать различные виды работы подросткам на выбор, то, как правило, девочки предпочитают более спокойные, требующие меньше резких движений, меньшей затраты физических сил, хотя порой и более сложные. С этим нельзя не считаться. В то же время необходимо привлекать мальчиков наряду с девочками к бытовым видам труда, в том числе стирке, мытью посуды, починке предметов домашнего обихода, ко всему, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья многое может и должна делать по воспитанию у детей любви к труду. Именно в семье, где каждый из взрослых является членом какого-либо производственного коллектива, важно с ранних пор формировать психологическую готовность ребенка участвовать в производительном труде, необходимом обществу. Помогая школе, родители должны внушать своим детям-подросткам, что везде и всегда нужны высококвалифицированные мастера своего дела, что работа - это не только долг человека перед обществом и своей семьей, но и обогащение личности, участвующей в создании материальных ценностей для всех.

Чтобы овладеть высокой квалификацией, надо иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий круг духовных интересов. Это откроет молодому человеку дорогу к профессиональному росту, к мастерству, и, как следствие – к высокой оценке результатов его труда (в том числе и к высокому материальному вознаграждению). Обо всем этом надо говорить с подростками.

Но слово родителей должно подкрепляться делами, правильным отношением к труду вообще, к трудовым делам класса, где учатся сын или дочь. К сожалению, некоторые родители пытаются оградить своих детей от физического труда. Одна мама, чтобы освободить сына от работы в в трудовом лагере на селе, сама поехала туда в качестве повара. Такая позиция ничего, кроме вреда, принести не может.

Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде. Домашний труд вырабатывает положительное отношение детей к неэмоциональным видам работ, без чего невозможно формирование должного отношения к любой деятельности на общую пользу. Однако организован домашний труд подростка плохо. Родители, вовлекая школьников в трудовую деятельность семьи, нередко при этом не учитывают особенностей психологии подростка, в частности его потребности в самостоятельности. Отсюда домашний труд нередко приобретает форму «работы на побегушках»: «сбегай, отдай туфли в ремонт» или «сходи в магазин». Легко понять, что поручения такого рода часто вызывают внутреннее сопротивление подростков, стремящихся к самоутверждению. Не потому ли, чем старше подросток, тем менее он проявляет желания участвовать в домашнем труде? Показательно, что к выполнению отдельных поручений родителей положительно относятся лишь 17 % ребят, в то время как к значительно более тяжелому труду по присмотру за малышами, где можно проявить свое «я», 68 % детей-подростков. А работа по принуждению не может развить ни трудолюбия, ни чувства ответственности.

Некоторые матери упорно стараются избавить сына или дочь даже от малейшего участия в домашнем труде, другие, и таких родителей немало, привлекают детей к работе по дому лишь время от времени, случайно. Те привыкают к тому, что и без них можно обойтись, что их усилия не обязательны для нормальной организации жизни семьи. Эта привычка порождает в сознании подростка (о чем он не всегда отдает себе полный отчет) отношение к домашнему труду как к делу второстепенному, которое выполняется как бы само собой, без всяких усилии. Между тем постоянные и твердо очерченные трудовые обязанности подростка в семье, его систематический труд наравне со всеми порождают привычку к трудовому усилию, без чего немыслимо воспитание трудолюбивого человека.

Часто можно наблюдать, как трудно подростку бросить увлекательную книгу и взяться за пылесос или переключиться на мытье посуды. Как поступить в этом случае? Ответить на это непросто. Если действительно необходимо что-то сделать быстро и, кроме сына, это сделать некому, надо не приказывать, а попросить, извинившись при этом, что вы отвлекаете его от важного дела, и объяснить неотложность выполнения просимого. Воспитать трудолюбие у подростка - это значит добиться того, чтобы при малейшей необходимости у него сработали привычка, чувство долга.

Обычно же мать многократно напоминает, потом приказывает, наконец возмущается. Под воздействием воли взрослого (а иногда и чтобы избежать ругани и шума) подросток начинает что-то делать по дому. Но работа под нажимом, по принуждению не воспитывает у него любви к труду. Важно, чтобы подросток знал, что он работает наряду со взрослыми и как взрослый, что семье нужна его помощь - посильная, но всерьез. Необходимо все время помнить, что у детей подросткового возраста обострено чувство собственного достоинства и они болезненно переживают любые попытки подавить их самостоятельность. Без привычки к систематическому труду у ребенка будут срывы, невыполнение порученного дела. Нельзя при этом ругать, унижать сына или дочь. Правильнее сказать: «Думаю, ты не выполнил поручение случайно; уверена, больше этого не повторится».

Нередко у взрослых членов семьи не хватает терпения «уговаривать», «упрашивать» подростка помочь по дому. Их раздражает неумение, медлительность сына или дочери, их внезапное отключение от дела, погружение в себя, в свои мысли, мечты. И родители выполняют работу сами. Так постепенно обязанности подростка переходят к взрослым членам семьи.

Чтобы не дергать детей, не держать их на побегушках, надо, обсудив с ними возможный круг их постоянных обязанностей, предложить им самим выбрать для себя наиболее привлекательное дело. Младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, подметать или пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко (за тем, чтобы все это было дома, следит сам ребенок); ухаживать за животными, если они есть в доме (особенно в том случае, когда они появились по просьбе ребенка). Возможно, что однажды все останутся без хлеба, молока. Пусть подросток осознает свою вину, это только повысит у него чувство ответственности.

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении того, что надо купить, в составлении бюджета семьи, в планировании свободного времени, каникул и летних отпусков. Это не только приобщит их к труду, но и сблизит со взрослыми. И тогда они с удовольствием произведут генеральную уборку, помогут в приготовлении праздничного обеда, в проведении косметического ремонта квартиры. Главное, чтобы в совместной работе с родителями сын или дочь ощутили себя полноправными участниками общего дела, учились умению выполнять любую домашнюю работу, в том числе и «неприятную», «грязную».

Деление домашней работы подростков на «приличную» и «неприличную», несомненно, приносит вред. Как показали исследования, проведенные одним из авторов этого сайта, из числа старших подростков, участвовавших в домашнем труде, 74 % подметают и пылесосят, 61 % протирают пыль, 48% моют в квартирах полы, но только 3 % убирают туалеты и только 0,5 % из них при этом моют унитазы. Многих родителей даже сам вопрос об этом виде домашнего труда явно шокирует. Эта работа для их детей «неприличная, грязная», заявляют они. Не удивительно, что и дети этих родителей начинают делить труд на «чистый» и «грязный». Такое избирательное включение подростков в домашнюю работу наносит серьезный вред их нравственному развитию, вырабатывая иждивенческие настроения. Между тем домашний труд подростков ценен далеко не утилитарными результатами. Его главная цель - выработать уважение к любому труду, в том числе и к самым неэмоциональным, «черновым» его видам.

Плохо, когда домашний труд подростков направлен на удовлетворение только личных потребностей; выполняя разнообразный труд в семье (в том числе труд по обслуживанию самих себя), школьники, к сожалению, мало включаются в такие виды домашних работ, которые связаны с общими интересами нескольких семей, интересами рядом живущих людей (соседей). Повторяем, домашний труд лишь в том случае окажет воспитательное воздействие на подростков, когда он не только объективно полезен, но и, а это главное, когда взрослые относятся к работе школьника по дому как к труду равноправного члена семейного коллектива. В этом случае находят удовлетворение потребности подростка в самостоятельности, взрослости, признании его прав, что создает в семье отношения взаимной ответственности и доверия. У подростка формируется уважение к будничной, малоинтересной, но полезной для семьи деятельности, вырабатывается уважение и правильное отношение к любому полезному для общества труду, к людям труда.

Родителям необходимо понимание того, что приучение ребенка к труду - это тоже труд и труд, требующий терпения, выдержки, знания возрастной психологии и индивидуальных особенностей своих детей. Хорошую службу может сыграть повышение престижа домашнего труда в глазах детского коллектива. С этой целью объединяются педагоги и родители.

Многих подростков волнует вопрос: заканчивать образование в школе или пойти учиться в колледж, училище. Решить его - значит решить серьезную и вполне «взрослую» задачу: выбрать будущую профессию, а в известной мере - определить жизненный путь.

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают, где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно.

Воспитание в подростке семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания подростка непростительно .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Для старшеклассников–выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Тем не менее трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности. О таких нюансах и будет рассказано в предлагаемом материале.

Начнем с законодательной основы трудоустройства подростков. Во-первых, это отдельные положения Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), в частности гл. 42. Во-вторых, сюда же относится «Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» от 3 июня 1988 года (далее - Положение), которое применяют в настоящее время только в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Положения с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнего возраста, можно принимать на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нормальному развитию.

Данное положение закреплено в ст. 63 ТК РФ. Заключать трудовой договор допустимо с 16-летнего возраста. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор вправе заключить и лицо, достигшее 15 лет. Ст. 63 ТК РФ также определяет, что с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства допустимо заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию таких лиц.

При оформлении на работу должны быть предоставлены следующие документы: личное заявление, в котором содержится согласие на осуществление трудовой деятельности ребенком одного из родителей или лица, заменяющего его; справка с места жительства; свидетельство о рождении или паспорт; справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 266 ТК РФ лиц в возрасте до 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра за счет работодателя. Прием на работу должен быть оформлен договором в письменной форме, в котором нужно полно изложить взаимные обязательства сторон, в том числе предусмотренные ст. 21 и 22 ТК РФ.

Образовательное учреждение по согласованию с местными органами по труду и социальным вопросам самостоятельно определяет профессии, виды работ и рабочие места, на которых работодатель планирует использовать труд подростков. При заключении договора администрация организации обязана ознакомить молодых сотрудников с характером работы, условиями труда, разъяснить их права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда.

Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками могут быть прекращены в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 77–84). Кроме того, учащиеся имеют право самостоятельно расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня до расторжения (п. 9 Положения). Работа учащегося также прекращается, если есть письменное заявление одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы. При прекращении договора наниматель обязан выдать учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы.

Трудовые книжки на учащихся не заводят. Запись в них о времени работы заносят в организации, куда в дальнейшем после окончания учебного заведения будет принят учащийся. На подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, трудовые книжки оформляют в общеустановленном порядке.

Работу учащихся можно считать обязательной ежегодной практикой на следующих условиях: для учащихся 8–9-х классов - если продолжительность ежегодной трудовой практики не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы; для учащихся 10-го класса общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - при условии соответствия содержания работы профилю профессии, получаемой в учебном заведении. В течение учебного года продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 18 часов в неделю и 3,5 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 12 часов в неделю и 2,5 часов в день. Продолжительность рабочего времени во время каникул, а также для лиц, окончивших (оставивших) обучение в общеобразовательных учреждениях, в соответствии со ст. 92 и 94 ТК РФ и п. 12 Положения составляет: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 36 часов в неделю и 7 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 24 часа в неделю и 5 часов в день.

В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать труд несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда. Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, а также к работам сверх рабочего времени, обусловленного трудовым договором. Согласно ст. 265 ТК РФ запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет на подземных работах, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются также переноска и передвижение подростками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163, а нормы предельно допустимых нагрузок - Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7. Труд подростков может быть также организован на условиях неполной рабочей недели или по гибкому графику, а также на дому с возможными перерывами в дни напряженных занятий.

Оплату труда подростков, принятых на работу в свободное от учебы время, производят пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяют следующим образом: путем умножения часовой ставки оплаты труда на количество фактически отработанных часов. Оплата труда лиц из числа подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, происходит на основании принятых в организации форм и систем оплаты труда. При этом при повременной оплате труда заработную плату работникам в возрасте до 18 лет выплачивают с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивают по установленным сдельным расценкам. Ставки оплаты труда и нормы выработки утверждает работодатель с учетом мнения профсоюзного органа, или их устанавливают в коллективном договоре. Выплату заработанных средств следует осуществлять ежемесячно в установленный по соглашению сторон или внутренним трудовым распорядком (коллективным договором) срок.

Наряду с оплатой труда подрост-ков на работодателей возлагают обязанности по предоставлению им всего комплекса предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций. В соответствии со ст. 267 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день. Оплату отпуска производят пропорционально проработанному времени в данном рабочем году: исходя из расчета количества дней отпуска, приходящихся за каждый месяц работы, по правилам исчисления среднего заработка. Эти правила зафиксированы в ст. 139 ТК РФ и в «Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11 апреля 2003 года № 213.

Если учащиеся в процессе трудовой деятельности освоили знания и умения по данной профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, то им может быть присвоен начальный квалификационный разряд.

Таким образом, прежде чем принимать на работу несовершеннолетних молодых людей, работодатель должен ознакомиться с особенностями их трудоустройства и трудовой деятельности. Получение такой информации не помешает и самим подросткам, и их родителям. Полагаем, что наши разъяснения им в этом помогут.

По материалам издания "Обучение и карьера"