Процесс запоминания у дошкольников. Развитие памяти дошкольника

«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало в прошлом».

В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование и закрепление многих высших психических функций, среди которых - память. Необходимо понимать возрастные особенности памяти у детей. Но не просто понимать, но и верно направлять, контролировать её развитие потому, что память ребенка требует регулярных тренировок.

Память включает в себя процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. Ребенок с легкостью может рассказать выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами потому, что все это он запомнил. Иногда ребенку не удается вспомнить определенное название, стихотворение, но он легко это делает, когда снова их воспринимает. В последнем случае отсутствует воспроизведение материала, но имеет место узнавание, которому предшествовало запоминание.

Наиболее интенсивно в дошкольном возрасте развиваются следующие виды памяти. Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, также как и навыков ходьбы или письма. Без памяти на движения мы каждый раз учились бы заново осуществлять какие-либо действия. Двигательная память у возникает очень рано. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер.

Эмоциональная память - это способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы. Поэтому такая память имеет важное значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от них. Первые проявления памяти наблюдаются к концу первого полугода жизни. Начальные проявления эмоциональной памяти отличаются от поздних. Это заключается в том, что если на ранних этапах развития эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на высоких ступенях развития она является сознательной.

В этом возрасте основным видом памяти является образная. Образная память - это память представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи или вкусы. Суть этой памяти состоит в том, что воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений. Ее развитие, прежде всего, связано с изменениями, которые происходят в таких процессах как восприятие и мышление. Дети зачастую выделяют наиболее яркие признаки предметов, поэтому их представления могут быть отрывочными. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Если зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая память обычно развита хорошо, то осязательную необходимо развивать с рождения.

В начале дошкольного возраста память ребенка носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед собой сознательных целей что-либо. Запоминание и припоминание, таким образом, включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее. «У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов», - замечает В.С. Мухина .

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в том, что ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствует игровое действие или драматизация стихотворений. Картинка - важное средство развития памяти. Она помогает закреплять знания детей об уже известных им предметах, расширяют кругозор, знакомят с новыми явлениями.

Наша память носит избирательный характер. Например, лучше всего запоминается то, что важно или интересно человек. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Ведь человек, равнодушно и безразлично относящийся к какому-либо заданию, плохо его запоминает. И наоборот, тот, кто обладает чувством ответственности, не может забыть данное ему поручение. Ребенок, у которого развиты чувство долга и ответственности, более серьезно относится к тому, что он делает. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют потому, что от этого зависят результаты непроизвольного запоминания.

Руководство непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими материала, тем самым развивая следующие мыслительные операции. Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий и отношений. Сравнение - это установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Классификация - это мыслительная операция, состоящая в объединении объектов в группы по определенным признакам. Поэтому, предлагая детям усложняющиеся задачи на сравнение, анализ, обобщение и классификацию, воспитатель активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает непроизвольное запоминание.

Качественные изменения в памяти дошкольного возраста характеризуются переходом от непроизвольных процессов к произвольным. Уже в дошкольном возрасте дети учатся сознательно контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, а также возникает произвольное внимание, и развиваются произвольные формы памяти. Все это имеет прямое отношение к деятельности памяти.

Исследования показывают, что продуктивность памяти во многом зависит от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь не запомнить информацию понижают эффективность его памяти. В тех случаях, когда педагогу удается снять барьер неуверенности и страха, происходит повышение возможности его непроизвольной и произвольной памяти. Р.С. Немов считает, что переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа . На первом этапе формируется необходимая мотивация, то есть желание что-либо запомнить или припомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Произвольная память - это особая деятельность, направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить что-то. Такое запоминание является сложной умственной деятельностью. Развитие произвольной памяти начинается у детей с выделения ими специальных мнемических задач на запоминание и припоминание.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четыре года, так как память начинает приобретать элементы произвольности. Если раньше запоминание происходило в какой-либо деятельности, то позже память превращается в особую деятельность, целью которой становится - запомнить. Теперь ребенок начинает следовать указаниям взрослого запомнить или припомнить и использовать для этого приемы и средства запоминания.

Далее, в пять-шесть лет, дошкольник уже может сам контролировать себя, запоминая или воспроизводя материал. При этом он стремится к полному и более точному воспроизведению. Таким образом, память постепенно становится контролируемой самим ребенком.

Самый простой способ для достижения цели - это заучивание, суть которого заключается в многократном повторении нужного материала. Особенность произвольного запоминания - проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Но для того, чтобы запомнить материал, необходимо не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить. К тому же, запоминание, включенное в какую-либо деятельность, является наиболее эффективным.

У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. И это понятно. Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него прошлого опыта. В своей практической, игровой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действия с предметами, он должен пользоваться приобретенными им знаниями, умениями и навыками. Без этого невозможно выполнение детьми действий по самообслуживанию, невозможно выполнение требований взрослых, речевое общение с ними и с окружающими детьми, осуществление игровой и любой другой деятельности дошкольников.

Необходимость вспомнить, неудачи в воспроизведении приводят детей к выделению цели запомнить, к осознанию ими необходимости запомнить. При этом важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непроизвольной памяти, ибо, чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем больше возможности возникают у них вспомнить, используя продукты непроизвольной памяти в своей практической и умственной деятельности.

Процесс запоминания в дошкольном возрасте не носит чисто механический характер. Эффективность запоминания зависит от осмысленности материала. Поэтому дети лучше понимают и запоминают те слова, которые им знакомы, а не просто набор бессмысленных слогов, которые они видят впервые.

Наиболее эффективные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя или продавца, исполняющего поручение купить или продать в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по указанию взрослого. Поэтому эффект запоминания в ситуации игры заметно выше.

А. Н. Леонтьев установил, что использование картинок существенно увеличивает количество запоминаемых слов старшими дошкольниками.

Интенсивность памяти тесно связана с интересами ребенка. Поэтому большое значение для запоминания имеет активность детей. Если перед ребенком поставить понятную и интересную для него задачу, то число удерживаемых в памяти слов возрастет. Причем эти слова сохраняются дольше, чем те, которые дети запомнили путем механического, даже многократного их повторения.

Но, несмотря на большие достижения в произвольном запоминании, непроизвольное остается до конца дошкольного возраста более продуктивным.

Память дошкольника является ведущей функцией в познании окружающего мира, т.к. вся информация, которой он владеет усваивается через восприятие и запоминание речи взрослого.

На чтение 7 мин. Просмотров 2.8k.

По данным ряда исследователей (А.Г.Лурия, А.М.Леонтьев, Л.С. Выготский и др.), проявление памяти заключается в возникновении опосредованности и произвольности и наблюдается впервые в дошкольном возрасте.

Об особенностях проявления высших форм памяти у дошкольников свидетельствует ряд исследований, проведенных в рамках деятельностной концепции. Общей чертой этих исследований является изучение проявлений операционных и регулирующих механизмов памяти дошкольников в процессе стихийного развития и целенаправленного формирования.

В результате был определен ряд закономерностей развития, которые позволяют судить о возрастных особенностях памяти дошкольников, перспективах развития памяти в более старшем возрасте, о возможностях ее целенаправленного формирования и его рациональных способах. К таким исследованиям относятся труды Л.С.Выготского, А.М.Леонтьева, О.Г.Лурия, Л.В.Занкова, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко, 3.М.Истоминой и др.

В исследованиях О.М.Леонтьева, которые проводились по методике двойной стимуляции, созданной вместе с Л.С. Выготским, была выявлена закономерность развития опосредованного запоминания. Эта закономерность заключается в сближении результатов запоминания слов при помощи картинок и без них в крайних возрастных группах, т. е. у дошкольников (4 года) и взрослых.

А.М.Леонтьев объясняет это тем, что у дошкольников еще нет возможности использовать внешние средства запоминания и свой внутренний опыт, поэтому запоминание в обеих сериях опытов является натуральным, непосредственным. У взрослых, наоборот, запоминание в обеих сериях есть внутренне опосредованным.

Анализируя результаты этих и других исследований, А.Г.Лурия выделяет следующие фазы развития опосредованного запоминания, которые можно наблюдать у дошкольников:

  • 0-вая фаза (2,5 — 3 года) — ребенок не может использовать рисунок как вспомогательный условный знак и выполнить акт инструментального опосредованного запоминания;
  • 1-я фаза (3,5 — 5 лет) — ребенок может использовать рисунок как средство запоминания, а использование вспомогательных картинок может улучшить запоминание;
  • 2-ая фаза (6-8 лет) - ребенок для запоминания материала с помощью рисунков привлекает сложные ассоциации, но эти словесные ассоциации носят еще наглядный характер;
  • 3,4-и фазы относятся к школьному возрасту.

Аналогичные взгляды мы встречаем в работах Л.В. Занкова. Он подчеркивал, что существенные изменения в деятельности дошкольника, в его волевом развитии находят свое выражение в возникновении произвольного запоминания. Результаты наблюдений свидетельствуют о возможности элементарного произвольного запоминания в три годика, а эксперименты доказывают существование его у детей в возрасте 4 года.

Л.В. Занков утверждает, что постановка для себя задачи запомнить поручения впервые встречается у детей 4-5 лет. Но ребенок еще не пользуется средствами запоминания до пяти или шести лет. Подчеркивая роль памяти в развитии сознания ребенка, Л.В.Занков отмечает: «С возникновением воспоминаний сознание ребенка впервые выходит за пределы воспринятого им в каждый данный момент».

Со сравнительными исследованиями непроизвольного и произвольного запоминания дошкольников мы знакомимся в трудах П.И.Зинченко. В этих исследованиях была доказана способность дошкольников к произвольному запоминанию с использованием классификации.

В своих исследованиях П.И.Зинченко модифицировал для дошкольников свою методику и взамен 15 рисунков с числами использовал 15 рисунков со значками (крестиками, кружочками, палочками пяти цветов).

Со средними и старшими дошкольниками проводились индивидуальные эксперименты, и были получены высокие показатели непроизвольного запоминания после классификации рисунков (соответственно у средних дошкольников — 9,6; у старших дошкольников -11,1).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания деятельности у старших дошкольников изучалась с помощью такой методики. Детям предлагали придумать к каждому из 10 слов в первом опыте слово с конкретным смысловым связью (молоток — гвоздь), а во втором опыте — слово, что означает качество или состояние первого слова (петух - поет).

Оказалось, что в лабораторных опытах эффективность запоминания у дошкольников вдвое ниже, чем у младших школьников, а в игре — выше, чем при лабораторных опытах и одинаковая с младшими школьниками.

П.И.Зинченко подчеркивал, что старшие дошкольники принимают задачи с использованием классификации в целях запоминания, пытаются его выполнить, но уровень овладения классификацией как познавательным действием еще недостаточен для использования его в мнемических целях.

Поэтому, по мнению П.И.Зинченко, наивысшую эффективность в дошкольном возрасте имеет именно непроизвольное запоминание; классификация же, как познавательное действие, в своем развитии в среднего дошкольника находится на начальном этапе (не может осуществляться самостоятельно и является детализированной), у старшего дошкольника — находится на этапе усовершенствования (осуществляется самостоятельно, но еще детализированная).

Исследования, аналогичные исследованиям Л.М. Житниковой, проводила 3.М. Истомина. Разница заключается в том, что как мнемическое средство использовалась не классификация, а смысловое соотнесение. В ее исследовании также подтвердились значительные возможности овладения детьми дошкольного возраста приемом смыслового соотношения (слов и рисунков) как мнемическим. Такие возможности были отмечены у некоторых детей пятилетнего возраста и в большинстве шестилетних.

Исследуя возрастные особенности развития памяти дошкольников относительно различных ее видов, 3.М. Истомина отмечает, что:

  • при воспроизведении большинство четырехлетних детей выделяют цель запомнить, а у половины наблюдаются попытки использовать простейшие способы припоминания (наиболее распространенный — это попытка при воспроизведении сохранить порядок показанных рисунков);
  • большинство пятилетних детей имеют направленность на запоминание: «проговаривание» направлено на будущее воспроизведение; припоминание приобретает черты самостоятельного процесса, который включает цель и некоторые способы (новый способ припоминания для данного возраста, когда ребенок опирается при воспроизведении на смысловое соотношение между рисунками, меняет последовательность материала, перестраивает его и группирует). Запоминание становится более продуктивным;
  • большинство шестилетних детей используют способы запоминания и припоминания;
  • произвольное запоминание продуктивнее по сравнению с непроизвольным на протяжении всего дошкольного возраста (различия данных 3. М. Истоминой и П.И. Зинченко, у которого наблюдалась высокая продуктивность непроизвольного запоминания, объясняется тем, что в него не ограничивалась экспозиция, и дети выполняли с рисунками задания, требующие мыслительной активности);
  • с увеличением возраста детей показатели вариативности обоих видов запоминания снижаются;
  • количество детей, у которых наблюдается низкий уровень воспроизводства, резко уменьшается в возрастной период от 3 до 4 лет, а количество малышей с высоким уровнем воспроизведения возрастает в период от 4 до 5 лет. Четких различий между пятилетними и шестилетними не отмечалось.

В младшем и среднем дошкольном возрастах частость высокого уровня производительности памяти увеличивается во время игры и при выполнении трудовых поручений. В старшем дошкольном возрасте (6 лет) высокий уровень проявляется в лабораторном опыте и при воспроизведении рассказа.

Некоторые исследователи памяти отмечали, что одной из основных характеристик произвольной памяти является самоконтроль.

Так, Н.М. Гнедова, изучая самоконтроль в памяти, подчеркивала его важность и определяла его как умение соотносить, сопоставлять полученные во время выполнения любой деятельности результаты с предложенным образцом для своевременного исправления ошибок и дальнейшего недопущения таковых.

Рассматривая исследования Т.А. Корман, 3.М. Истоминой, Л.М. Житниковой, Н.М. Гнедова отмечала, что этими психологами были отмечены попытки самоконтроля при воспроизведении у дошкольников. Так, при выполнении трудового поручения (3.М. Истомина) попытки проверить себя (вернуться к экспериментатора с просьбой повторить задание) наблюдаются в некоторых четырехлетних детей.

У Т.А.Корман приводятся примеры самоконтроля в процессе пересказа текста сказки взрослому.

Изучая особенности самоконтроля в памяти дошкольников, Н.М. Гнедова утверждает, что самостоятельные попытки самоконтроля у них не наблюдаются (в процессе трехкратного воспроизведение слов и рисунков), но указание взрослого в отношении самоконтроля и замена второго восприятия воспроизведением активизирует детей возрастом 4 года и более.

В отдельном исследовании дети получали задание контролировать себя при повторном восприятии. Инструкция перед вторым восприятием слов «запомните как можно лучше пропущенное» активизировала детей, начиная с четырехлетнего возраста, а на поведение трехлетних не повлияла, как и в опытах с запоминанием рисунков.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.

Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других). Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: "Ничего, все". Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: "Сейчас скажу еще, сейчас..." Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (по материалам ЛеонтьеваА.Н.)

Развитие опосредованного и произвольного запоминания

В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье - развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особенно быстро и легко мнемические действия возникают и обособляются в игре, причём во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности. Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. Действия, связанные с сознательным намерением запоминать или припоминать, впервые отчётливо появляются у детей примерно около пяти-шести лет. Внешне они выражаются, например, в преднамеренном повторении ребёнком того, что он хотел бы запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод информации из кратковременной в долговременную память.

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

— Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).

— Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.

— Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.

— Запоминается то, над чем человек активно работает.

— Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти . Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

Активность и успешное участие в играх.

Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).

Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

— Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).

— При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.

— Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.

— Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

— Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.

— Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.

— Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.

2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.

3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.

4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.

5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).

6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют .

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Переход от непроизвольной к произвольной памяти

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. 17

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне ее. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную , а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.

В одном из экспериментов детям в возрасте от 3-х до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а затем и месяц спустя им предлагали выложить этот ряд по памяти.

Первым интересным результатом эксперимента было то, что уже через неделю младшие дошкольники не могли вспомнить последовательность брусков, но тем не менее восстановит её, выбирая один из следующих вариантов расположения ряда: а) выбор нескольких равных между собой брусков; б) выбор длинных и коротких брусков; в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков; г) воспроизведение логически правильной, но чересчур, короткой последовательности; д) составление полной исходной упорядоченной серии. Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а) перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже (г). С уровня (в) дети переходили на следующий и т.д. (по материалам Немов ссылает на Истомину???)

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание . Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. 18 Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Глава 4

Совершенствование памяти в детском возрасте

Развитие произвольной памяти в детском возрасте

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 34-летнего возраста.

Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас...» Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. 19 (по материалам ЛеонтьеваА.Н.)

Развитие опосредованного и произвольного запоминания

В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое  это придание процессам запоминания произвольного характера, второе  превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье  развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (34 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические  это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особенно быстро и легко мнемические действия возникают и обособляются в игре, причём во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше , 20 чем в других видах деятельности.

Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. Действия, связанные с сознательным намерением запоминать или припоминать, впервые отчётливо появляются у детей примерно около пяти-шести лет. Внешне они выражаются, например, в преднамеренном повторении ребёнком того, что он хотел бы запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Обучение запоминанию в дошкольном детстве

При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств для запоминания.

Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам

Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Для опосредственного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать, т.е. не только память, но и развитое мышление.

Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Обучение запоминанию с использованием мнемических средств

Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой , заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

    Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

    Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

    Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

    Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. 21

Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Библиография

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

    Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1980.

    Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение, 1964.

    Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.

    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е издание. – М.: 1999, – 373с.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с.

    Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992.

    Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995

    Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А.Бенедиктова. – Мн.: 1989.

    Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд. АПН РСФСР. – М.: 1961.

    Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981

    Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.

    Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н . Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

    Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.

    Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.

    Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.

    Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 235с.

    Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.

    Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.

    Рубинштейн С.Л . Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

    Слободчиков В.И., Исаев Е.И . Психология человека. – М.: 1995.

    Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.

    Ясперс Карл. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997, – 218с.

Интернет-ресурсы:

"Psychology.ru": http://www.psychology.ru

Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

Неофициальный сайт факультета психологии МГУ "Флогистон": http://www.flogiston.ru

Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

Предметный указатель

А

Амнезия младенчества 7

Б

Быстрота запоминания 1

В

Вербальная память 5

Вкусовая память 3

Г

Готовность к воспроизведению 1

Д

Двигательная память 3

Длительность запоминания 1

Долговременная память i, 9

З

Заинтересованность ребёнка 12

Запоминание непроизвольное 7

Зрительная память 3, 7

К

Конкретная задача 3

Л

Личности свойства 1

М

Мнемические действия 11

Мнемотехника 13

Мышление ребенка 6

Н

Непроизвольная память 3

О

Обобщение детское 6

Обонятельная память 3

Образная память 3

Обучение запоминанию 12

Объём памяти 1

Оперативная память i, 9

Осязательная память 3

П

Перцептивные действия 8

Приёмы классификации 13

Припоминания впечатлений 7

Продуктивность запоминания 9, 11

Произвольная память 3

Р

Развитие памяти i, 8

С

Словесно-логическая память 3

Слуховая память 3

Сценарий потери и восстановления памяти 4

Т

Точность запоминания 1

У

Улучшение памяти 11

Ф

Формирование смысловых группировок 13

18 Выготский Л.С., с. 126

19 Мухина В.С., с. 197

20 Немов Р.С., Кн. 2, с. 333

21 Немов Р.С., Кн. 2, с. 336