Проект организации поисковой деятельности «Солнечные зайчики» Сарбина С.В. Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: "Здравствуй,солнечный зайчик"

Конспект познавательной опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема : «Солнечные зайчики»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край
Описание материала: Данный конспект является первым из серии конспектов по экспериментированию с представленными персонажами. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования, студентам и родителям.
Цель: развитие познавательной активности через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
2. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
5. Расширять и обогащать словарный запас детей, их кругозор и знания об окружающем мире.
6. Воспитывать чувство сострадания, желание совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: маленькие зеркала, листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, оборудованный уголок кукольной комнаты с «больной» куклой на кровати, мультимедийная установка, схема многократного отражения солнечного луча, CD-диски, пластмассовые кукольные тарелочки, жестяные детские подносы, деревянные кубики.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя;
- демонстрация слайдов;
- вопросы к детям;
- наблюдение;
- показ способов действий;
- опыты, экспериментирование;
- графическое моделирование.

Ход познавательной деятельности:

Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной семьей. Папа, мама и двое детей - Иришка и Лёня. Папа и мама – ученые-вулканологи, они изучают вулканы. Их дочь Иришка учится в первом классе, а сын Лёня ходит в детский сад, в старшую группу.

(Рассказ сопровождается показом слайдов с изображением родителей, детей, вулканов)

В прошлом году родители уехали в экспедицию. А с Лёней и Иришкой осталась их двоюродная сестра Надя, которая учится в консерватории. (Слайд с изображением Нади и музыкального инструмента)

Ребята, вы знаете, что такое консерватория? А на каком инструменте играет Надя? (Ответы детей)

Детям нравится с Надей: она веселая и всегда придумывает новые игры. Эти игры не только интересные, но ещё и научные, а научные игры не часто встретишь.

Мы не раз с вами встретимся с этими ребятами, а пока, история первая – «Солнечные зайчики»

Летом дети вместе с Надей жили в деревне, в большом деревянном доме. Двор перед домом зарос высокой травой, так что Лёня мог в ней прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в самом углу двора стояли большие старые сани.

Но самым интересным для городских ребят был колодец. Крутишь за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой. Поднимешь его, выльешь воду в другое ведро, отпустишь ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» - это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути ручку!

Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше - дырочка. Светит солнце – от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается. Смотришь издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит Иришка на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитала в книжке К.И.Чуковского, когда еще маленькая была.

ФИЗМИНУТКА
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.

Воспитатель: Вдруг вспомнила Иришка, что в соседнем доме болеет Машенька. Все ребята на улице бегают, а она в кровати лежит. СКУЧНО!
Вот и говорит Иришка:
- Хорошо бы Машеньке в комнату «копеечку» отнести.
- А как ты её поднимешь? – спрашивает Лёня.
Услышав этот разговор, Надя подошла к детям, достала зеркальце и подставила его под солнечный лучик. «Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда, окно Машенькиной комнаты с другой стороны.
Задумались дети: что же делать? Вдруг Иришка помчалась домой и выскочила на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встала она возле угла дома, поймала зеркальцем лучик от Надиного зеркальца и направила его в сторону окна Машенькиной комнаты.
Летит от Иришки лучик к окну, а там его уже Лёня дожидается со своим зеркальцем. Подхватил Лёня своим зеркалом Иришкин лучик и направил его в комнату к Машеньке.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Надю с зеркальцем. От Надиного зеркальца луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймала Иришка. От Иришкиного зеркала луч бежит к Лёне, а Лёня своим зеркалом направляет его в окно.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка. Давайте еще раз проследим, как при помощи зеркал дети подняли солнечную «копеечку» и унесли её к Маше в комнату.

(Рассматривание картинки-схемы)

Воспитатель: Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый день Машенька играла с ним, целый день стояли дети во дворе и держали зеркала. Конечно, они сменяли друг друга, когда уставали, но не уходили.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта история? Кому что понравилось больше всего? Как же детям удалось поднять «копеечку» и отнести её к Машеньке в комнату? Какое свойство зеркала помогло им в этом деле?

Использование полученного знания.

Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть приболевшая куколка. Как вы думаете, мы сможем передать ей в комнату солнечного зайчика, чтобы поднять ей настроение? (Ответы детей)

В любом случае, я думаю, стоит попробовать!

(Дети берут зеркала и в парах или тройках «передают» солнечного зайчика, стараясь направить его в комнату куклы. Затем зарисовывают свою схему перенаправки солнечного луча).

Постановка проблемы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получилось направить солнечный луч кукле в комнату. А мне вот интересно, можно ли повторить этот опыт, используя другие предметы для передачи.

Опытно-экспериментальная деятельность.

(Детям предлагаются другие предметы для проведения этого же опыта: пластмассовая кукольная тарелочка, CD-диск, жестяной поднос, тканевая салфетка, деревянный кубик и др.)

Вывод.

Прослушав высказывания детей о результатах эксперимента, делаем вывод, что перенаправить солнечный луч можно только при помощи предметов с зеркальной поверхностью.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические прогулки

«Здравствуй, солнечный зайчик!»
Цель: Привлекать детей к простейшим наблюдениям явлений природы; знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни

(солнце - источник света, тепла);

научить детей находить отражение «солнечного зайчика», следить за его перемещением;
учить соблюдать правила игры;

способствовать развитию ориентировки в пространстве;
способствовать развитию дружеских отношений;
воспитывать активность, самостоятельность;

продолжить создавать у детей радостное настроение во время прогулки в солнечный день

Материал: зеркальце, мелки.

Предварительная работа:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши-

Все мы рады солнышку.

Ребята, солнышко нас приглашает нас на прогулку, поэтому и заглядывает к нас в окошко. Поспешим встретиться с солнышком.

Дети одеваются и выходят на прогулку.

Ход прогулки :

На прогулке предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно чистое и голубое, какие нежные и белые плывут по небу облака. Обратиться к детям:

«Давайте, малыши, подставим свои ладошки лучам солнца. Солнышко ласковое и греет наши руки. Вы почувствовали его тепло? »

Вместе с детьми поиграть с солнечным зайчиком. Объяснить детям «Зеркало отражает лучики солнца, поэтому и появляется солнечный зайчик. Посмотрите –ка, какой он озорной и веселый. Как он скачет по стене, по скамейке по веранде».

Предложить детям поймать солнечного зайчика.

Развлечение «Солнечный зайчик»

Провести подвижную игру «Догонялки».

Описание игры : дети бегают за солнечным зайчиком он им садится на ладошки, гладит по голове, прыгает с одежды одного ребенка на другого, но поймать его не удается.

«Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики

Мы зовем их –не идут

Были тут – и нету тут

Прыг, прыг по углам

Были там, и нет их там

Где же зайчики?

Ушли

Вы нигде их не нашли?

Солнечные зайчики

Скачут по стене,

Помани их пальчиком

Пусть идут к тебе!

Воспитатель: Вот какого солнечного зайчика отправило к нам солнышко. Он очень веселый и теплый. Ой, ребята, смотрите, солнечный зайчик бегает по двери в группу, ему так понравилось с вами играть, что он захотел к нам в гости. Покажем солнечному зайчику нашу группу? Хорошо, тогда будем гостеприимными хозяевами и идём зайчику показывать нашу группу.

Дети уходят в группу.


Тематическая прогулка

«Где ты, Солнышко?»
Цель: Закреплять признаки солнечного дня и дня пасмурного;
Развивать наблюдательность, память.


Материал: крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.
Содержание:
Наблюдение за особенностями солнца
Опыт «Солнышко и ладошки»;
Выкладывание мозаики «Солнышко»;
Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.


Тематическая прогулка

«Наблюдение за солнцем»
Цель : Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце, солнца нет, пасмурно. Уточнить знания детей о том, что солнце светит ярко. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, светлее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.

Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игр с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.

Наблюдение за солнцем.
Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).
Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

Художественное слово :
Солнце греет с высоты,
Расцвели уже цветы.
Выползли букашки
Из цветочной чашки.
Солнцу очень рады
Муравьёв отряды. (А.С. Уфимцева)

Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете. (Л. Чадова)

Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Вы вокруг все посмотрите,
Лицо к солнцу поднимите.
Потяните руки, дети -
Оно ласково нам светит.
Чувствуете, солнце греет,
Лицо на солнце наше млеет.
И деревья, и цветы,
И травинки, и кусты –
Дружно тянутся к нему…
Догадайтесь, почему? (А.С. Уфимцева)

Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.

^ Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)

^ Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые.

^ Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко».


Интегрируемые образовательные области : речевое и познавательное развитие.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Создание ситуации, сопровождающий диалог, создание проблемной ситуации, игровая обучающая ситуация, игра-поиск, ситуация-итог.

Цель совместной деятельности:

Развивать навыки исследовательской деятельности при познании окружающего мира.

Задачи совместной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире

2.Развитие:

познавательного интереса в процессеисследовательской деятельности;

умения устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

речи и обогащения словаря:солнечные лучики, весна – красна, одуванчик.

Материалы и оборудование: зеркальце для каждого ребёнка; игрушка медведь, игрушка ежик, игрушка бабочка, картинка одуванчика, солнышко; магнитная доска.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Создание ситуации:

(Читаю загадку): Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

Ребята, о чем говорится в этой загадке? Ответы детей.

Не знаете? Поищем отгадку?

Подойдите ребята к окну

(читаю стихотворение)

Тает снег, звенят ручьи.

В саду у нас ….весна!

Когда приходит к нам весна, после какого времени года? (после зимы)

Кто же будит всё вокруг весной? (солнышко)

Солнышко проснулось, потянулось, и побежали солнечные лучики во все стороны. Посмотрите, один лучик я поймала своим зеркальцем.Вот наш загадочный гость!

Проводится дидактическая игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель читает стихотворение и играет солнечным зайчиком, а дети пытаются его поймать.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок…

2.Создание проблемной ситуации, игра - поиск:

Воспит-ль: - Солнечные лучикиотражаясь в лужах быстро-быстро бегают, всех будят и говорят: - Просыпайтесь, пора настала. Сама весна красна пришла.

Как вы думаете, кого будят солнечные зайчики?

Проводится дидактическая игра «Кого разбудит солнышко?»(предметы и картинки размещенны в разных местах групповой комнаты)

Солнечный зайчик разбудитмедведя . Он в берлоге зимой спал.

Солнечный зайчик разбудитлисточки . Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

Солнечный зайчик разбудитёжика . Он зимой в норке спал.

Солнечный зайчик разбудит бабочек и т.д.

Ребята, посмотрите, кого ещё разбудит солнечный зайчик. Воспитатель обращает внимание на жёлтые цветочки.

Что это за цветы? Как они называются? (одуванчики)

Какого цвета одуванчики? (жёлтого)

– На что похож одуванчик? (на солнышко)

3. Игровая развивающая ситуация. Исследовательская деятельность: опыт с передачей солнечного «зайчика».

Пригласим в нашу группу много солнечных зайчиков? Вы мне поможете?(Раздаю зеркала детям)

Ребята, давайте посмотрим, как появляется солнечный «зайчик»(рассматриваем его). Да, солнце попадает на наше зеркальце и на стене появляется его отражение - солнечный «зайчик» (предлагаю детям самостоятельно поиграть с солнечными лучиками и помогаю тем, кто не может поймать отражение солнца) .

4.Ситуация итог:

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель: - Я поднимаю вверх солнышко, вы весело бегаете по группе врассыпную, опускаю солнышко, садитесь на свои стульчики.

Психомоторные движения.

Ребята, сейчас сядьте на стульчики. Найдите его, где солнечный зайчик (направляю зеркалом по всей группе) . Представьте, что Солнечный зайчик! Заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал по вашему лицу; нежно погладьте его ладонями. Вот, он побежал по лбу, по носу, по щекам. Погладьте его. Откройте глаза.

Воспитатель:(повторно читаю загадку)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

Ребята, о чем говорится в этой загадке? Правильно, о солнечном «зайчике! Как он попал к нам в группу? Да, я поймала солнечный луч зеркальцем. А если солнышко спрячется за тучки, мы сможем пригласить солнечного зайчика? Нет.

В заключении дети прощаются с солнечными зайчиками.

Мария Горячева

Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт с занятия по экспериментированию со светом. Детки с восторгом приняли предложение поймать солнечного зайчика и дать ему порезвиться на стенах и лицах ребятишек.

Игра-эксперимент " Солнечные зайчики " в средней группе.

Цели : познакомить с происхождением солнечных зайчиков , их движением, предметами от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.

Материалы и оборудование : зеркала на каждого ребенка, банка с чистой водой.

Ход занятия.

1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает стихотворение С. Маршака :

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Воспитатель предлагает поиграть с зеркалом и сказать, что они видят.

2. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию : "От каких предметов будет отражаться солнечный свет ?"

3. Выполнение эксперимента.

Дети рассматривают зеркала, описывают их (гладкие, блестящие) . Вывод "Гладкая и блестящая поверхность отражает солнечный свет ". Воспитатель предлагает проверить и взять банку с водой, вода также отражает солнечный свет .

3. Фиксировать результат эксперимента.

Дети делают зарисовки эксперимента.








Публикации по теме:

ООД по аппликации в младшей группе «Пушистые зайчики» ООД по аппликации в младшей группе «Пушистые зайчики» Цель: Учить детей изображать в аппликации композицию определенного содержания. Задачи:.

Проект «Газета «Солнечные лучики» Аннотация к проекту газеты «Солнечные лучики» Среди задач, решаемых ФГОС дошкольного образования, – объединение обучения и воспитания.

Игровая ситуация «Зайчики едут на машинках в гости» Игровая ситуация «Зайчики едут на машинках в гости» Задачи: 1. Обучать детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – цвет и.

Конспект «Игра - экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Пушистые зайчики» Конспект занятия по рисованию в средней группе «Пушистые зайчики» Цель: продолжать знакомить с приемом рисования тычком в технике "сухая.

Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ) Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте и развитию речи «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ).

Лепка "Зайчики в лесу" (средняя группа) Программное содержание. Учить детей лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы,.

Наблюдение «Откуда берутся солнечные зайчики» Дедуктивное наблюдение "Откуда возникают солнечные зайчики?" Возраст: 5 - 6 лет Цель наблюдения - узнать, что необходимо для возникновения.

Тема занятия: «Разноцветные зайчики»

Ц ель: В результате опытов ответить на вопрос: «Как появляются солнечные зайчики?», создать разноцветных зайчиков с помощью цветных светодиодов

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Планируемые результаты

Личностные

    Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

    Осознать потребность в изучении темы;

    Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные умения:

    Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

    Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

Регулятивные умения

    Определять цель деятельности;

    С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

    Учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;

Коммуникативные умения:

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

    Сотрудничать, договариваться;

    Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

    Конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование:

комплект оборудования «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов»,

металлические крышки,

блокноты,

карточки для записи результатов экспериментов.

Необходимые условия для занятия : солнечный свет в классной комнате.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня будет интересно!

Решим проблемы дружно, вместе!

Я знаю, что вы все любите загадки. В книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку, но, к сожалению, не смогла её отгадать. Я уверена, что вы мне поможете!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Что это?... (Это солнечный зайчик)

3. Постановка учебной задачи.

А что же это такое - солнечный зайчик? И откуда он появляется?-

на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем занятии.

3.Актуализация знаний.

Как рождается солнечный зайчик? (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошёл по другому пути, не так, как все. Таким образом, «солнечный зайчик» рождается на Солнце. «Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет!»

4. Выдвижение гипотез.

- Интересно ли вам узнать - появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого предмета? А может ли появиться такой зайчик не от солнечного, а от другого источника света? Может ли он появиться в тёмном помещении? (Дети высказывают предположения).

5. Открытие нового знания. Практическая деятельность.

1 опыт Оборудование: блокноты (с глянцевой и матовой поверхностями).

Условие: солнце.

Чем отличаются блокноты? (Разная поверхность)

С помощью какого блокнота можно поймать «зайчика»?

А) Возьмите в руки блокнот с блестящей (глянцевой) поверхностью и попытайтесь поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Предположение подтвердилось - на стене появился солнечный зайчик.)

Дети фиксируют в таблице результаты экспериментов (См. Приложение)

Б) Повторите эксперимент с другим блокнотом.

(Поймать зайчика не удалось .)

Почему? (Поверхность блокнота не блестящая, матовая.)

Какой можно сделать вывод? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

2 опыт Оборудование: металлическая крышка.

Условие: солнце.

Возьмите в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик появится.)

3 опыт Оборудование: стекло

Условие: солнце.

Возьмите в руки стекло и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Хотя стекло и прозрачное, его граница с воздухом тоже отражает свет, зайчик появится).

4 опыт Оборудование: линза

Условие: солнце.

Возьмите в руки линзу и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик не появится.)

Почему?(Линза имеет способность поглощать солнечные лучи, а не отражать их). Какой вывод можно сделать? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности ).

А можно ли получить «зайчика» без солнца?

5 опыт

Условие: шторы задвинуты.

Возьмите в руки зеркало и направьте зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

6 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».

Условие: шторы задвинуты.

- А могут ли зайчики быть разноцветными?

- Возьмите цветной светодиод, подключите его к блоку питания, поставьте его свет на максимум (ручка соответствующего регулятора по часовой стрелке до упора). Направьте свет диода на зеркало, а зеркало -на стены или потолок. Там, куда зеркало отразит луч светодиода, появится цветное пятно-зайчик. Чуть- чуть изменяя положение зеркала, попытайтесь изменить положение зайчика. Направьте на зеркало свет двух или трёх светодиодов. На пересечении лучей появились дополнительные цвета. Эксперименты со светодиодами. Получение разноцветных зайчиков на потолке, на стене, на доске).

Вывод: Можно получить солнечный зайчик и без солнца, если есть источник света и отражающая гладкая поверхность, т.е., солнечный зайчик появляется только от источника света.

6. Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.

Что выяснили в результате проведения эксперимента?

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от блестящей гладкой поверхности и «превращается» в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.

Смотрит солнышко в окошко,
Лучик прыгнул мне в ладошку!
Поймала я на пальчики
Солнечного зайчика!

Так хотелось мне его
Пальчиком погладить...
Начал он озоровать -
Невозможно сладить!

То глядим - на потолке,
То по шторам скачет.
Озорной такой и шустрый,
Скачет словно мячик!

Зайчик солнечный кружил
Весело над нами.
Мы пока его ловили,
Закружились сами

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на урок.

Коммуникативные (учиться слушать и слышать учителя и одноклассников), личностные (проявлять интерес к содержанию предмета занятия), регулятивные (определять цель деятельности).

2. Создание проблемной ситуации.

Подводит учащихся к актуальности данной темы.

Доказывают актуальность своих знаний и умений

Личностные (осознать потребность в изучении цели), познавательные (перерабатывать полученную информацию, обобщая её)

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели, определяют средства.

Регулятивные (учиться планировать свою деятельность),коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

4. Выдвижение гипотез

Задаёт вопросы.

Предлагают свои версии

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения), коммуникативные (конструировать небольшие речевые высказывания)

5. Открытие нового знания.

Практическая деятельность.

Организует фронтальную работу и работу в парах.

Проводят опыты с комплектом оборудования «Свет и цвет»

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения на основе опытов),коммуникативные(конструировать небольшие речевые высказывания на основе проведённых экспериментов), личностные(самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения. рассуждения, обсуждения),