Проект «Удивительные камни. Проект на тему «Такие простые удивительные камни Проект на тему камни и минералы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «не просто камень» ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 2 «В» КЛАССА НАДЮКОВ МАРК Руководитель Кравцова М.А.

Цели исследовательской работы: Цель: узнать, откуда берутся камни Задачи: для чего нужны камни? применение их в нашей жизни; узнать классификацию камней. .

Что такое камень? Всегда ли мы смотрим внимательно под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень! Камень – это разнообразные минералы и горные породы.

Откуда берутся камни? Мир камней очень разнообразен и многолик. Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль. Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГРАНИТ ПЕСОК, ГЛИНА, ЩЕБЕНЬ МРАМОР, БАЗАЛЬТ НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ,ИЗВЕСТНЯК, МЕЛ КВАРЦ ПЕМЗА ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, СЕРА ГНЕЙС

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ

Применение камней в нашей жизни Базальт на Красной площади Камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. Наши предки почти все делали из камня: орудия труда и охоты, предметы быта. Одни камни люди используют в строительстве (дома, стены метро, памятники), другие делают украшения (кольца, браслеты, украшение интерьера) и.т.д. Фильм

Для чего нужны минералы? Минералы - это природные вещества. С древнейших времен людей притягивали минералы, их чарующая красота и таинственная сила. Разнообразие форм и цветов, великолепие оттенков, созданных природой, завораживает.

Солевая комната Известна польза солевых комнат и для становления иммунитета. Вдыхание воздуха, насыщенного парами соли, активизирует защитные силы организма и придает сил для борьбы с опасными вирусами и бактериями.

Украшения из Драгоценных камней Для современного человека драгоценные камни – это не только предметы роскоши и отличный способ вложения капитала. Они - источник вдохновения для поэтов и украшение для женщин, предмет исследования для ученых и рабочий материал для ювелиров. Люди верят в магическую силу, которую таят в себе минералы. Ученые знают, как много нераскрытых наукой тайн скрыто в толщах горных пород и в глубинах земной коры. Для одних минералы – источник исцеления и внутренней силы, для других – предмет любования и восхищения. Но равнодушными они не оставляют никого

Для чего нужны горные породы? Горные породы – это природные соединения минералов. Графит. Из него делают стержень для карандашей. Из глины изготавливают черепицу, глиняную посуду, кирпичи, трубы, фаянс, фарфор, и многое другое. Широко применяют глину в медицине и косметике.

Алмаз Алмазы - тоже горная порода, которая возникает в следствии трансформации графита под действием ОЧЕНЬ высокого давления и температуры. Алмаз - самый прочный минерал, из которого делаются ножи для резания стекла.

Уголь и гранит УГОЛЬ используется в большинстве ТЭС (тепловых электрических станций) . Гранит, мрамор используются в строительстве

С целью изучения разных видов камней я посетил – один из наиболее известных музеев мира и крупнейший в России. В этом музее собраны более 135 тысяч экспонатов камней со всего мира.

Минералогический музей имени Ферсмана

Минералогический музей имени Ферсмана

Янтарь и топаз

МОЯ коллекция камней Для своей коллекции интересные камни я собираю везде, где гуляю: где-нибудь во дворе, на проселочной дороге, на берегу реки, озера, по дороге в гости, магазин.

Моя мини коллекция

КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ПО-СВОЕМУ КРАСИВ, КАЖДЫЙ ИНТЕРЕСЕН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Тест "Повторение простого настоящего и простого прошедшего времени"

Данный тест содержит задания, направленные на повторение следующих тем "Present Simple Tense" и "Past Simple Tense", а также множественного числа имен существительных (исключения)....

Проектная работа "Ободок - красиво и просто"

Данная проктная работа содержит описание истории происхождения украшений для волос. историю возникновения ободка, способах его ношения. Так же в работе показана последовательность выполнения несложног...

Проект "Загадочные камни"

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3) . Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4) . В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5) . - Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11) .

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку) .

Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии» ) . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) .

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования) .

Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают) .

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

(Ответы детей)

Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.


Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.

Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.

Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.

Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.

Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.

Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.

Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?

А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.

Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"

А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)

Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.

Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.

Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.

А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.

Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?

И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.

Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?

А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.

Греть же второй камень решено было в горячей воде.

Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.


ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.






РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.


ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море


МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.






Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.


ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.

Елена Шовина

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : 2010-2012.

Участники : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательные области : познание, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие.

Цель : Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.

Задачи :

Обучающий компонент :

Дать детям представления о камнях разного происхождения.

Формировать умение обследовать камни , называть их свойства и особенности.

Воспитывающий компонент :

Формировать интерес к объектам неживой природы.

Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня . Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к родному краю.

Актуальность :

Мини - музей в дошкольном образовательном учреждении.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

В нашем городе есть музей. Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. –Во –первых, наш детский сад уделён от центра города, где расположены музей. – Во вторых, многие родители считают что дошкольником ещё рано посещать музеи. – В третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсией. Именно поэтому мы решили создать собственные музей.

Что такое мини- музей ? В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Наш мини- музей небольшой , уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали участие и сами ребята, и их родители. Наш музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть.

И эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

При организации мини -музея мы опирались на следующие принципы :

1. Принцип деятельности;

2. Принцип вариативности;

3. Принцип непрерывности;

4. Принцип гуманности.

План работы по содержанию мини – музея .

Подготовительный этап :

1. Определение темы и названия музея;

2. Выбор места для размещения;

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап :

1. Сбор экспонатов;

2. Оформление выставки;

3. Индивидуальная работа с детьми;

4. Проведение экскурсий.

Подведение итогов :

1. Презентация;

2. Создание альбомов;

3. Выставка экспонатов;

4. Заседание инициативной группы.

Характеристика мини – музея «» .

1. Коллекция камней (15 видов не- обработанные) ;

2. Коллекция камней (20 видов обработанные) ;

4. Речные камни ;

5. Статуэтки (из мрамолита) ;


6. Шкатулки (из змеевика) ;




8. Сувениры.

Перспективный план для детей разновозрастной группы :

Сентябрь.

Просмотр видеофильма «Хозяйка медной горы» .

Просмотр мультфильма «Серебренное копытце» .

Посещение мини – музея «Волшебный мир уральских камней » .

Опыт "Лёгкий- тяжёлый",

Игра "Какой формы камень",

"Весёлая геометрия".

Экспериментально – опытная деятельность «В гостях у Хозяйки Медной горы» .

"Какие бывают камни ".

Игра"Сосчитай камешки",

"Отыщи такой же",

"Узнай на ощупь".

Беседа «Зачем живым существам нужны камни » .

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры) .

Лепка «Подарок для мамы» (малахитовые бусы) .

Игра "Собери бусы".

Настольный театр"Театр камней "(из мрамолита) .

Лепка «Родонитовые броши» .

"Чудо дерево"-изготовление руками родителей и детей дерева из камней .


Планируемый результат :

Дети должны научиться ориентироваться в мире камня . Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.

Список используемой литературы :

1. Н. А. Рыжова"Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями" Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.

2. "Музейная педагогика", под редакцией А. Н. Морозовой.

3. Н. А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений" М.:Линка-Пресс, 2004 год.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект по созданию совместно с родителями мини-музея «Деревянное чудо» Цель проекта: Создание условий для формирования у воспитанников представлений о свойствах дерева, как материале и об использовании дерева.

Проект создания мини-музея «Молочная страна» Актуальность: Какой образ жизни у детей можно назвать здоровым? Именно тот, который не приносит им вред здоровью, именно тот, который поддерживает.

Мини проект группы №7 «МИР КАМНЕЙ» Подготовила и провела: Быковская Т. Ю. «Мир камней». Актуальность – дошкольное.