«Профилактика и коррекция девиантного поведения» «Воровство. Причины

Как мы уже отмечали выше, детские воровство и ложь относятся к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить в основном индивиду­ально.

9.1. Основные направления коррекционной работы

Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты лич­ности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Эти черты должны быть прямо противополож­ными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут дети, благополучные в эмоци­ональном плане, у которых в достаточной степени раз­виты воля и нравственные представления, кто умеет сдерживать свои желания.

Считается, что воровство в детском возрасте (если это не психическое заболевание) - это несозревание социально-моральных норм, неразграничение понятий «свое-чужое». Чтобы восстановить у детей представле­ния о честности и правдивости, необходимо использовать любые социально-культурные подходы, которые пока­жут, что воровать - нечестно. Нами разработаны специ­альные опросники, с помощью которых дети обучаются правильному поведению. Это групповые занятия, наце­ленные на разграничение понятий «свое - чужое».

У детей также отсутствуют представления о послед­ствиях воровства. Они не знают, что воровство заканчи­вается наказанием. Конечный результат для них - в са­мом акте воровства. Чтобы «излечить» от него, психолог просит ребенка, например, нарисовать себя в тюрьме. Спрашивает, что он там будет испытывать. Один мальчик написал: «Я буду худым, не будет солнца, плохая еда».

Психически больной ребенок часто ворует, сам не зная для чего, и, сообщая об этом, как прежде, продол­жает воровать. Его практически невозможно остановить ничем. Запреты или наказания - бездейственны. По­мочь способен только специалист. Но если специалист считает, что ребенок вполне нормален, а он все время продолжает красть, причем все без разбора, что суме­ет, - следует задуматься, не подает ли он таким путем сигналы о том, что ему в жизни многого недостает, но больше всего нежности и ласки, в которых он испыты­вает подлинный, не мнимый дефицит, особенно в непол­ных семьях. (А. И. Баркан, 1996).

Бессмысленно вести разговор о проблеме детского во­ровства, не связав его напрямую с формированием строгих, даже непреложных запретов - табу. Сейчас эта задача существенно усложнилась. Как ни странно, одним из препятствий стал рационализм, вошедший сейчас в моду сильно отразившийся на принципах воспитания. Считается, что детям, даже малолетним, все надо объяснять. Мы думаем, что это заблуждение, как, впрочем, и любой «перегиб». Да, конечно, многое надо объяснять, но есть вещи, которые объяснять не стоит и даже вред­но, ибо это может расшатать «гранитные берега» основ человеческой этики. Например, как рационально объяс­нить, почему нельзя совершать убийство? Грех? А вы докажите! Кто это сказал? Бог? А вы докажите, что Он есть.

Заповеди в этом смысле иррациональны, то есть не­подвластны человеческому разуму, не находятся в поле его выбора.

«Не укради» - это заповедь. И выбора здесь нет. Нельзя - и все!

Понятно, что в нашей сегодняшней ситуации не очень: то легко воспитывать честность. И именно поэтому те­перь на это надо обращать гораздо больше внимания, чем раньше. Родители, как правило, это понимают. Они не понимают другого: как в условиях «размытых берегов» основ человеческой этики с этим справиться?

Безусловно, детское воровство - явление неприятное, «о вряд ли смертельное. Многие из вполне благополуч­ных сегодня взрослых наверняка вспомнят хотя бы один Подобный эпизод из собственного детства.

На вопрос: «Как избежать детского воровства?» не ответишь: «Возьмите ручку, записывайте рецепт». Но очевидно одно: ни запрет, ни страх наказания, ни что-то другое вовсе не уберегут ребенка. Его остановит только глубокое внутреннее чувство - стыд. Нельзя предста­вить себе: «Стыдно, но ворую», потому что стыд - это нежелание души мириться с плохим поступком или от­каз от его совершения.

- Мамочка, я сегодня учительницу обманула - ты только не говори никому!

Вот повод привить немножко стыда.

Одна мама ответит: - Да ладно! Учительница же все равно ничего не узнает.

И девочка станет хитрой.

Другая мама закричит: - Как ты могла?! Бессовестная, бесстыжая! И девочка замкнется, усвоив: делиться с мамой опасно.

А третья мама расстроится, поговорит с доче­рью спокойно, исповедь ее выслушает. И девочка начнет многое понимать...

Из таких повседневных «мелочей», взглядов и фраз складывается постепенно у ребенка нравственная шка­ла ценностей. Если для взрослых главное - деньги, квар­тиры, дачи и для достижения этого все средства хороши, им никогда не обмануть своих детей. Они быстро поймут мамину «правду» и начнут следовать ей в собственной жизни.

Психологи единодушны во мнении, что тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказа­ния. Это верно, что общество учит уважать законы, при­бегая к суровым мерам. Но так же верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста. Согласно закону, он еще не способен отвечать за свои по­ступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию и будут считать проявления воровства у ребенка поступком безответственным. Воровство «из­лечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он за­хотел вас понять и согласился с вашим мнением.

Воровство - относительно редкое явление среди ма­леньких детей, но оно составляет проблемы хотя бы по­тому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о соб­ственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать за­висть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое ле­жит в основе воровства. Подобное стремление может воз­никнуть в том случае, если среда, в которой он растет, освобождает его от авторитета родителей и вынуждает нарушить право чьей-то собственности. Так обычно слу­чается в семьях, где живут в скученности и тесноте, где родители не интересуются детьми, бросая их на произ­вол судьбы, а у старших детей есть немало дурных при­вычек, каким и подражают малыши.

Что делают родители, когда узнают, что ребенок ворует? Прежде всего, стараются понять, ворует ли он все­рьез или невинно уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, сознавая, что сделал что-то дур­ное, нарушил право собственности. Когда же, напротив, Речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживаю­щем порицания), достаточно обратиться к сознанию ма­лыша и разъяснить ему общепринятые правила. А если такое разъяснение ни к чему не приведет, родители должны задуматься о причинах плохого поступка. Обычно речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о ег 0 протесте и враждебности по отношению к авторитетам и, несмотря на независимость, с которой он бросает им вызов, это свидетельствует о неспособности контролиро­вать свои порывы. Ясно, что наказание лишь поддержит в ребенке все эти чувства. В то же время, если постарать­ся ободрить его, помочь ему понять и принять общество в котором он живет, и его образ жизни, то ребенок смо­жет избавиться от чувства враждебности и развить са­моконтроль.

И все же мы должны рассматривать воровство как один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Однако точно так же, как мы не упрекаем его за то, что у него поднялась температура, мы не должны наказы­вать его и за кражу. Возвратим владельцу то, что он унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Есть люди, ко­торые считают, будто у каждого бывает желание ук­расть. Возможно, именно поэтому родители так остро реагируют на такое пристрастие у своих детей,- они открыто делают то, о чем взрослые могут думать лишь тайком. Если родители признают, что между ними и детьми не такая уж большая разница, они скорее пой­мут своих детей и быстрее установят с ними ясные и простые отношения.

Жалобы на детское воровство весьма распространены. И это первое, что нужно объяснить родителям (А. А. Венгер 2001). Обычно они считают, что столкнулись с редким и оттого особо тяжелым отклонением в детском раз­витии. Это представление вызвано тем, что рассказывать о воровстве собственного ребенка не принято, а следова­тельно, родителям не приходилось слышать об этом от своих знакомых. Чтобы они это осознали, полезно выяс­нить у них: «А вы сами рассказали своим знакомым о том, что ваш сын ворует? Нет? Вот видите, и они вам не рассказывают».

Многие жалобы на детское воровство просто неадек­ватны. Так, если подобная жалоба относится к до­школьнику, то ее правильная формулировка должна быть следующей: «Ребенок берет вещи без спроса» (или «Берет вещи, которые ему запретили брать»). Дело в том, что под воровством принято понимать сознатель­ное нарушение соответствующей моральной нормы, тогда как дошкольники еще вообще не владеют мораль­ными нормами. Относиться к «воровству» дошкольни­ка следует так же, как и к любым другим его проступ­кам; этот проступок ничуть не более серьезен, чем любое баловство.

Чем бы ни были вызваны кражи и в каком бы возрас­те они ни совершались, родителей надо предостеречь от обвинений типа «ты вор» или «из тебя вырастет вор» и т. п. Вообще, желательно отказаться от использования слов «вор», «воровство», «кража» и использовать более Мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит» и т.п. Иначе у ребенка может сложить­ся негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушениям («Раз я все равно уже вор, то я и дальше буду воровать»).

Другой аспект поведения родителей должен быть напрев, лен на предотвращение использования украденных денег или вещей и получения от этого удовольствия. Например если ребенок вытащил у мамы из кошелька деньги и успел их потратить, то надо отменить ближайшее запланирован­ное развлечение или предполагавшуюся покупку желанной вещи: предназначенные для этого деньги уже потрачены. Если пропажа обнаружилась вовремя и деньги были возвра­щены, то отменять развлечение или покупку не нужно, дос­таточно их на некоторое время отложить.

Если дома появляются вещи неизвестного происхождения, которые ребенок, по его словам, «нашел», то не надо устраивать разбирательств, выясняя, не украдены ли они у кого-либо. Однако в любом случае следует запретить какое бы то ни было использование таких вещей (даже если они действительно найдены). Если неизвестно, кто владелец этой вещи и кому она должна быть возвращена, то родители могут забрать ее себе, выбросить или кому-нибудь подарить (но не позволять, чтобы ее дарил ребенок: это может стать для него слишком привлекательным).

Для подростков кражи иногда служат средством получения денег на наркотики. Поэтому при наличии жалобы на кражи рекомендуется в процессе обследования проверить, нет ли каких-либо указаний на то, что подросток употребляет наркотики (косвенными показателями служат выраженная антисоциальная тематика, признаки нарушения влечений, ярко выраженные эмоциональные нарушения).

Следует затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства (М. Кравцова, 2001).

Воровство - это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы взрослые ни старались оградить его от подобных не­приятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо ста­щат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают - и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя вино­ватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Поэтому необходимо обсудить в семье проблему воров­ства, выразить свое отношение к этому, научить детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Причины или соображения, которые заставляют ре­бенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, дол­жны быть прямо противоположными тем, что побужда­ет его к ней. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживаются от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбеж­ным наказанием. Но это не единственная причина.

Учитель предложил учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, ко­торого другой мальчик, Темка, звал воровать яб­локи у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с со­бой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Учитель спрашивал у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% - что сочув­ствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыд­но, он знает, что воровать нехорошо, и т. д.).

Результаты этого опроса показывают, что страх воз­мездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже семи-восьмилетних детей.

В сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На детский взгляд - это поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Взрослые могут понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы быть не мо­гут. Все это надо объяснить детям.

Но самое важное, это пример, который подают взрос­лые своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением мо­ральных норм (М. М. Кравцова, 2001). Например, на де­тей 6-7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомним содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы, за компанию со своим старшим при­ятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все маль­чику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страш­ного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе. Именно на возможность исправить содеянное, на не­обходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в резуль­тате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка. Кстати, в этом же рассказе поднима­йся еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. Мама отвечает, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын - вор.

Такая «шоковая терапия» не всегда столь эффектив­на и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступ­ком, отрекаясь от него, можно только усугубить проблему вызвав вместо раскаяния и желания исправиться, отчая­ние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. В качестве свидетельства этого М. М. Кравцова (2001) приводит очень красочный пример.

Одноклассницы Маша, Катя и Алена рассмат­ривали магниты для доски на столе учителя. По­том они пошли играть. Через некоторое время вос­питательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница на­стаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выру­чила ее классная руководительница, доброжела­тельным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма. Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

М. Кравцова (2001) работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что ви­новата девочка, потому что в пятилетнем возра­сте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитал­ся, все раскрылось. Девочка была «реабилитирова­на» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не рабо­тает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему. Не только возможность несправедливого обвинения Должна удерживать взрослых от «называния вещей сво­ими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огур­цы», о котором уже говорили. Самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит. Хорошо, что она хотя бы ос­кала ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губитель­ным для детской души. Это разрушило бы уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и не­удаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталки­вают к противоправному поведению. Маленький чело­век, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной - криминальный - смысл. Сначала это будет по­пытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превос­ходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей (М. Крав­цова, 2001).

Помимо бесед родителей, учителей, психолога, боль­шое значение в коррекционной работе с ворующими деть­ми имеют различные виды психотерапии, в том числе игротерапия, арттерапия, сказкотерапия и др., и не толь­ко с дошкольниками и детьми младшего школьного воз­раста, но и с подростками.

Арттерапевтические упражнения включают в коррекционное занятие, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств, настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобрази­тельная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между пси­хологом и ребенком. Арттерапевтическая работа в боль­шинстве случаев вызывает у детей положительные эмо­ции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объек­тивным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответ­ствующих исследований и сопоставлений.

Статья на тему:"Детское воровство"

План
1. Психологические корни воровства
2. Аспекты проблемы воровства
3. Причины и мотивы детского воровства
4. Анализ воровства по возрастным этапам развития
5. Ошибки родителей
6. Что делать?
7. Работа с “жертвой воришек”
8. Профилактика

Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - вшоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость.
Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя.
Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что- нибудь украл. Итак- детское воровство- это закономерность роста или ЧП?

1. Психологические корни воровства.

Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает, чувствует ребенок, когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее: это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости… Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать или менять. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой

2.Аспекты проблемы воровства.

Медико-биологический аспект.
Все мы, в последнее время, довольно часто слышим термин “ клептомания”. Этот диагноз имеется в DSM-4 и -МКБ-10 - шифр F63.2
Симптомами клептомании являются следующие проявления:
Периодически возникающее непреодолимое желание украсть предметы, которые не нужны и не являются жизненно- необходимыми, а также не имеют материальной ценности
Повышенное напряжение, возбуждение непосредственно перед совершением кражи.
Ощущение удовольствия непосредственно во время акта кражи, и возникающие, в большинстве случаев, чувство вины и тревога после совершения кражи.
Кража не совершается как акт гнева или мести
Кража не связана с нарушениями поведения или расстройством личности по антисоциальному типу.
Клептомания- это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией. Клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести» следы. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно
Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день- слишком большая нагрузка на психику
По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании:
Редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии
Затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии
Хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект:
Психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувств, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

Cоциальный аспект:
Воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

3.Причины и мотивы детского воровства.

Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
Желание владеть чем либо (чаще всего игрушкой)
Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки.Рассмотрим более подробно причины детского воровства.

1)Незнание «правил игры».

Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имебт определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры- для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», « твое», -эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и тд: он знает, что дом часть его жизни, а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. Хороший способ ввести ребенка в курс дела- выделять ему небольшие карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключить ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег, как ресурса, которым нужно разумно распорядиться

2)Пробелы в нравственном воспитании.

Дети, когда берут чужие фломастеры, игрушки, конфеты и тд не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства. Подобное поведение является серьезным пробелом в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, надо обращать внимание ребенка на переживания человека, утратившего нечто по чужой вине.

3)В отдельную группу можно выделить «бунтарей»

Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или группе детей и хотят самоутвердиться: « Могу ли я сделать это?» К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство -пустяк, фарс. Для них - воровство- подражание любимому герою, приобщение к миру взрослых, интересное приключение…В эту же группу можно отнести детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей.- « Я тебя просил, а ты мне не дал- …получай…». Тогда украденные вещи подбрасываются младшим братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию от того, что им просто нечего терять- таким детям, в первую очередь, нужно повышать самооценку, а родителям изменить семейную атмосферу.

4)Навязчивое воровство не психического, а невротического характера.

Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Ребенку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства, а с тревогой, которая гложет ребенка. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5) Воровство- как символическое замещение родительской любви или радости в жизни.

Кражи такого плана говорят о следующем- ребенок не получает достаточно внимания со стороны значимых взрослых, отношения в семье между родителями довольно прохладные и ворующий ребенок заставляет их объединиться перед лицом « общей опасности». В этом случае, кража- реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства (холодное равнодушие родителей, нелюбовь, неприятие, развод родителей и тд)

6) Воровство- как реакция на систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

В основе этого лежит уверенность родителей, что они « лучше знают, что их ребенку нужно в действительности». Такие кражи возникают, когда родители, без достаточных на то оснований, отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения и тд, что делает ребенка
« белой вороной» в глазах сверстников.

7) «Покупка» дружбы или расположения- подкуп.

В основе этого вида краж лежит желание ребенка повысить свою значимость в кругу сверстников- т.е купить их расположение, дружбу, любовь. Причина воровства- одиночество ребенка в кругу сверстников, неумение строить отношения, низкая самооценка.

8) Импульсивность.

Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания
(импульсивностью), которое охватывает ребенка, порою, из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина воровства. Маленьким детям очень трудно контролировать свои желания. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности

9) Желание сделать приятный подарок любимым людям

Такая причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится любым способом сделать приятное дорогим людям.

10) Вымогательство

Ребенок может воровать от безысходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Важно- у ребенка и взрослых должны быть доверительные отношения, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью.

4.Анализ воровства по возрастным этапам развития.

Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.

5.Ошибки родителей.

Воровство, как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
«двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом (не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.

6. Что делать?

Родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, ане личности ребенка) с конкретным запретом на воровство.
Рассказать ребенку о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Поставить ребенка на место пострадавшего- а что бы ты чувствовал?
Следует помнить, что тенденция к воровству не излечивается только с помощью наказания и родителям, даже в случае единичного проступка, предстоит довольно обширная работа:
Душевный разговор- родителям вместе с детьми очень полезно разбирать различные ситуации, связанные с нарушением моральных норм.
Сказкотерапия- вместе с ребенком анализировать ситуации в сказках, баснях, что способствует формированию нравственного иммунитета
Библиотерапия- обсуждение с детьми различных художественных текстов, анализ различных ситуаций

Правила общения с маленьким воришкой

Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
Не заставлять ребенка, ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
«Не перегибать палку» в разговоре с ребенком, иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
Не возвращаться к тому, что было, даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно (см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
Никогда не обвинять ребенка в краже, даже, если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.

7. Работа с «жертвой воришек»

Воровство- такое явление в нашей жизни, с которым ребенку, рано или поздно, придется столкнуться. Ребенка либо обсчитают в магазине, либо украдут деньги из кармана и тд. Впервые став жертвой воришек малыш может пережить это очень болезненно. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно и даже противно. Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры и, может статься, он захочет отплатить окружающим тем же.
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде
Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к ней, научите ребенка оберегать свое имущество.
Ребенка нужно учить не только уважать чужую собственность, но и быть бдительным- он должен знать, что не све люди считают чужое неприкосновенным.

8. Профилактика воровства.

Доверительная беседа - лучшая профилактика возникновения возможных ситуаций. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих.Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

(Рекомендации для родителей, воспитателей и классных руководителей)

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.

Возраст

Причины

Возрастные особенности

Коррекция

Младшие дошкольники

1-3 года

Непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.

    Ни в коем случае не называть малыша воришкой.

    Формировать моральные нормы - понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», что «такое – хорошо, что такое – плохо».

Пример: Эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.

Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».

    Необходимо как можно раньше научить ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.

Дошкольники постарше и младшие школьники

4-7 лет

Привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

    Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).

    Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.

    Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.

Младшие школьники

8-10 лет

Недостаток развития воли.

Ребенку в этом возрасте все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Развивать волю ребенка:

    Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Или же пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.

    Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.

    Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

Подростковое воровство

12-15 лет

Воровство - осознанный шаг, а то и хуже – вредная привычка.

Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор».

    Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.

    Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).

    Формируем правильную самооценку.

    Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .

    Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.

    Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.

    Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.

    Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.

    Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.

    Обращайтесь к специалисту.

Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.

Как предотвратить детское воровство?

Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.

Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Важно соблюдать следующие принципы:

    последовательность и непротиворечивость воспитания;

    слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);

    с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;

    отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.

И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Социальный педагог: Цыденова Г.Б.

- это особая форма психологической работы, направленная на разрешение ваших проблем и повышение качества вашей жизни. Эта форма психологической работы создана для здоровых людей. В процессе психологического консультирования Вы сможете выявить и осознать причины Ваших жизненных неурядиц, нейтрализовать их, увидеть выход из сложной жизненной ситуации и получить ресурс для дальнейшей жизни. Визиты к психологу уже стали неотъемлемой нормой жизни благополучных людей.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8-916-099-54-93 (мтс), e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , скайп: nataalisa777

Я провожу

индивидуальные и семейные психологические консультации

на темы:

Отдельно хочу выделить тему, с которой я работаю:

Любовная зависимость

По этой теме проводится индивидуальная и групповая работа.

В особо сложных случаях мы прибегаем к помощи врача-психотерапевта

Психологическое консультирование рассчитано на 5 - 10 встреч. Оно характеризуется индивидуальным подходом к клиенту и конфиденциальностью. Глубинная проработка проблемы требует более длительной работы.

В своей работе я интегрирую различные психологические подходы. Я использую методы гештальтподхода, краткосрочной психотерапии, техники восточной версии НЛП (Ковалев С.В.), методы трансмодальной субъектной психотерапии, метод системных семейных расстановок.

Отдельно хочу выделить метод символдрамы (метод направленного воображения), который я очень люблю. Этот метод приятен для клиента, позволяет проработать бессознательные комплексы и получить ресурс. Также он развивает воображение и активизирует творческие способности. Жизнь начинает незаметно меняться. Этот метод хорошо работает как с детьми, так и со взрослыми.

Для того, чтобы работать методом символдрамы, не обязательно иметь четко сформулированный запрос. Возможно, в вашей жизни что-то не ладится, Вы чувствуете себя некомфортно, но не понимаете, что происходит. С помощью этого метода Вы можете за 15-20 встреч проработать безсознательные причины вашего дискомфорта, улучшить ваше эмоциональное состояние и получить доступ к ресурсам вашего безсознательного.

Метод системных семейных расстановок по Б.Хеллингеру я использую в индивидуальном консультировании и в групповой терапии. Этот метод позволяет найти родовые корни ваших личных проблем и проработать их.

помогает проработке проблем, связанных с общением, построением межличностных отношений, разрешению конфликтов, проблем одиночества, страхов, повышенной тревожности. Хорошие результаты дает групповая работа при работе с эмоциональной (любовной) зависимостью от партнера и созависимостью.
В группе создается атмосфера принятия. Проводится групповая работа с индивидуальными запросами участников группы. Участники группы получают эмоциональную поддержку и обратную связь, а также новые возможности в разрешении своей жизненной ситуации. Это помогает обрести уверенность в себе, избавиться от одиночества, найти себя.
В групповой работе используются все психологические подходы, перечисленные выше .

Иногда наши дети ведут себя, так, как будто не мы их рожали. Детское воровство – почему это происходит, как с этим бороться и можно ли избавиться от проблемы?

Не думайте, что вы одиноки. Если почитать труды психологов на эту тему, окажется, что воровство среди детей отнюдь не редкое явление. Делают они это по разным причинам. И в этой ситуации взрослым нужно правильно отреагировать, по возможности обратиться к специалисту за помощью.

Основные причины, по которым воруют дети

У детей только после 3-х лет появляется понимание того, что чужие вещи – действительно чужие и брать их нельзя. Так что, только с этого возраста разговоры с ребенком о воровстве могут принести пользу.

Психологи, изучив проблему, выделили такие основные причины, по которым дети после 3-х лет воруют.

  1. Огромное желание получить именно эту вещь, несмотря на то, что она чужая. Совесть заглушается разными оправданиями, которые ребенку кажутся логичными. Например, он может говорить себе, что мама ему никогда не купит такую машинку, потому что она дорогая, а вот Васе родители уже третью покупают, так как он их не бережет.
  2. Ребенок психологически нестабилен, в семье на него не обращают внимания. Родители слишком заняты собой или бизнесом или предъявляют высокие требования к ребенку, не думая о его развитии как личности.
  3. У ребенка изначально отсутствуют сила воли и представления о нравственности.

Психологические травмы – самая серьезная причина детского воровства

Если ребенок взял у кого-то игрушку, потому что ему очень хотелось, это можно скорректировать. Достаточно мягко объяснить ему, что он неправ, что воровать нехорошо и некрасиво. Если вы религиозны, вы можете рассказать ребенку о нарушении 8-й заповеди, но нельзя пугать его Адом, публично ругать в церкви, физически наказывать. Если ребенок украл что-нибудь впервые, не нужно нападать на него. Если вы до этого правильно его воспитывали, много с ним разговариваете, он поймет, что красть нехорошо, устыдится и больше не будет так делать.

Серьезно задуматься над проблемой стоит, если ребенок постоянно крадет у одноклассников или взрослых. Часто бывает, что факт воровства раскрылся, но ребенок не подает признаков раскаяния. Он либо ведет себя беззаботно, как будто ничего не произошло, либо замыкается в себе, либо, что еще хуже, устраивает истерики. Все эти состояния нуждаются в коррекции. И помощь нужна всей семье, не только детям. Исследования на тему детского воровства показали, что кража – это практически в 100% случаев реакция на ситуацию в семье. Обычно, когда такое происходит, на приемах у психолога вскрывается «гнойник». Оказывается, что на ребенка никто не обращал внимания в семье и его плохие поступки – попытка изменить это. Система работает: родителям становится очень стыдно, они отчитывают ребенка, лишают его в наказание развлечений, даже бьют. Но это не то внимание, которого хотелось бы ребенку, он ждал сочувствия и поддержки. Ситуация усугубляется, круг замыкается.

Самоутверждаться можно по-разному

Воровать также могут дети, которым сложно реализоваться в социуме. Одноклассники и сверстники во дворе обходят стороной и ребенок готов практически на все, чтобы завоевать их признание. Многое зависит от того, в какую компанию попадет ребенок и от того, чему и как его учили родители. Изгоями часто становятся ярые отличники, дети из явно неблагополучных семей, как правило, с плохим достатком. Когда лидер класса просит украсть в магазине шоколадку, ребенок соглашается, потому что думает, что вот оно счастье: на него обратили внимание. А то, что поступок не очень хороший, это неважно, ОНИ же делают это, значит, и ему можно. Все это говорит только о том, что ребенком практически не занимались дома. Или занимались, но не так, как нужно. Часто родителей интересует, сделаны ли уроки, съеден ли завтрак, на что были потрачены карманные деньги и получено ли 1-е место на школьной олимпиаде. При этом личная жизнь ребенка остается тайной за семью печатями.

Но выход есть всегда

Или почти всегда. Случаются у психологов запущенные случаи, когда ребенок явно ворует из-за нестабильной ситуации в семье, но родители не хотят признавать своего поражения, а пытаются обвинять ребенка или даже врача. Взрослых можно понять: гонки за материальным и личные проблемы зачастую не дают возможности пообщаться нормально со своими детьми. Тут хоть бы уроки проверить, а вы говорите о нравственном воспитании! Но никто не обещал, что будет легко, поэтому нужно что-то делать.


Самое главное, с чего нужно начать – начните проявлять больше интереса к своему ребенку. Как давно вы его целовали просто потому, что любите? Как давно интересовались его отношениями с одноклассниками, спрашивали о любимой музыке или кино? А давно вы готовили для него любимые оладьи с шоколадом? В какой-то степени поведение взрослого в этой ситуации парадоксально. Вроде надо требовать раскаяния и наказывать, а вы готовите провинившемуся чаду любимое блюдо. Именно так. Сначала вы объясняете ему, что он поступил плохо, потом вместе идете и возвращаете украденную вещь, просите (но не настойчиво), чтобы ребенок извинился за свой поступок, а потом садитесь вечером и думаете, почему ЭТО случилось. Развод, финансовый кризис в семье, годовой отчет, новая работа могли отдалить вас от ребенка, так что нужно исправлять ситуацию. Покажите, что вы его любите, и он перестанет требовать вашего внимания странными способами.

Взрослым придется найти время, чтобы всей семьей сходить на выходных на прогулку, пригласить друзей ребенка к себе домой или на пикник. Посмотрите вместе хорошее кино или мультик, поделайте своими руками подарки бабушкам и дедушкам, приготовьте воскресный обед. И говорите, говорите, говорите. Вы должны стать другом ребенку, со своими проблемами он должен идти только к вам. Рассказывайте ему о себе: о школьных приключениях, об увлечениях, о недавно просмотренном фильме, даже о работе. Вы до сих пор вращались на разных орбитах, теперь настало время объединяться. Воровство ребенка – это сигнал, его просьба о помощи, которую нельзя игнорировать.

Если вы видите, что ситуация все же выходит из-под контроля, вы не узнаете своего ребенка, пытаетесь наладить контакт, но ничего не получается, поищите хорошего семейного психолога. Выполняя рекомендации специалиста, вы все вместе благополучно забудете о случившемся. Кроме этого, обращение к психологу поможет исключить клептоманию. Встречается это заболевание нечасто и нуждается в профессиональном лечении. Подозревать его нужно, только если воровство носит систематический характер, и вы видите, что ребенок понимает, что он делает плохо, но не может контролировать свои действия.

Детское воровство – это крик о помощи. Не делайте вид, что не слышите.