Программы раннего вмешательства зарубежный и отечественный опыт. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в россии

В первой части статьи представлена работа Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Вторая часть включает программы помощи семье в кризисной ситуации, которые реализуются в рамках проекта «Дорога домой» с целью профилактики отказа от новорожденных, а также возвращения детей из дома ребенка в семью.

1. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства

Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства был организован в 1992 г. на базе временного творческого коллектива под руководством Л. А. Чистович в связи с реализацией городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев» (выявление, коррекция и компенсация нарушения слуха, зрения, движения, речи и интеллекта у детей раннего возраста). Практическая, научно-исследовательская, теоретическая работа института строится на основе зарубежных и отечественных концепций развития. Директором института в настоящее время является Е. Кожевникова. Научное руководство междисциплинарной семейно-центрированной службой ранней помощи в системе образования осуществляет доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГу Р. Ж. Мухамедрахимов.

Теоретической основой многоаспектной деятельности института являются детский психоанализ (Р. Шпиц), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден), системный подход к изучению психического развития в раннем возрасте (Д. Стерн), концепция онтогенеза общения (М. И. Лисина и ее сотрудники), концепция ранней социализации (Ф. Дольто), психолого-педагогический опыт воспитания детей, лишенных попечительства, в «Лоцци» (Э. Пиклер).

Программы раннего вмешательства представляют собой систему помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями развития с целью максимальной интеграции их в общество. Институт организует практическую помощь в специализированных центрах, дошкольных учреждениях, на дому.

Принципы раннего вмешательства, ориентирующие работу института

Жизнь ребенка в семье. Постоянные эмоциональные отношения с близкими людьми позволяют ребенку самостоятельно войти в мир. Без таких отношений, которые существуют только в семье, полноценное развитие невозможно.

Раннее выявление. Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Необходимо своевременно найти детей, нуждающихся в программах раннего вмешательства. В настоящее время отлажен механизм попадания детей в программы Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Рано выявляются дети с синдромом Дауна (информация от генетиков в роддоме) и глубоко недоношенные дети (информация от врачей из отделений интенсивной терапии в ДГБ № 1 и 17). Родители этих детей обращаются в институт в первые недели после выписки из роддома или больницы.

Динамическая оценка. Традиционная диагностика направлена на выявление отклонений развития от нормы и фокусируется на «дефектах». Задача динамической оценки – выявить фактические ресурсы ребенка и возможности его развития. Оценка имеет «неокончательный» характер, она является гипотезой о возможностях развития ребенка, которая постоянно дополняется и корректируется в процессе работы.

Интенсивность, регулярность и продолжительность программ. Эти факторы наряду с ранним возрастом начала программ влияют на успешность и эффективность программ. Частота встреч со специалистами и состав группы специалистов определяются с точки зрения потребностей ребенка и родителей. Интенсивность встреч определяется сугубо индивидуально в каждом отдельном случае и может сильно варьироваться в зависимости от ситуации в семье, но даже при редких встречах родители должны обладать уверенностью, что в любой момент они могут обратиться в службу и их не заставят стоять в очереди. В раннем возрасте каждый день имеет значение в развитии ребенка.

Доступность по месторасположению . Соблюдение этого принципа, т. е. обеспечение доступности службы раннего вмешательства дает ответ на вопрос: может ли семья добраться до центра раннего вмешательства? Лучше всего, чтобы служба была рядом с домом, где живет семья. Кроме того, необходимо предусмотреть домашние визиты, чтобы не исключить часто болеющих детей, а также детей с серьезными нарушениями развития, которых родители не могут привезти в центр.

Финансовая доступность . Бесплатность или малая цена – один из принципов раннего вмешательства, позволяющих добиться, чтобы все нуждающиеся в нем семьи могли его получить. Надо иметь в виду, что дети до трех лет – это самые бедные граждане РФ (исследование детской бедности ЮНИСЕФ). А у семей с детьми-инвалидами – самый высокий риск бедности.

Оценка эффективности. Оценивать эффективность работы службы по количеству приемов нельзя. Большое количество специалистов и процедур негативно сказываются на развитии ребенка, на его социально-эмоциональном благополучии. Нужно оценивать эффективность программ с точки зрения развития ребенка, его социально-эмоционального благополучия и благополучия семьи – что есть нормализация жизни ребенка и семьи.

Междисциплинарный подход. Традиционно ребенок с функциональными нарушениями является объектом воздействия различных специалистов, чьи действия часто плохо скоординированы между собой. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных планов развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребенка и его семьи. Остановимся специально на данном принципе деятельности Института раннего вмешательства.

Программы помощи проводятся междисциплинарной командой профессионалов, владеющих знаниями в собственных областях, и междисциплинарными знаниями. Их работа строится в сотрудничестве с семьей.

В команду входят:

  • доктора (педиатры, неврологи);
  • педагоги, логопеды;
  • психологи;
  • физические терапевты, эрготерапевты;
  • социальные работники;
  • специалисты по оценке слуха и зрения;
  • родители.

Программы имеют в своей основе иерархическую философию, философию сотрудничества между специалистами. Отношения между профессионалами различных специальностей, строятся на основе равноправия. Работа команды основывается на обмене знаниями между профессионалами на разных этапах проведения программ помощи ребенку и семье. Эффективная командная работа специалистов возможна при соблюдении определенных условий, а именно:

  • единые идеологические подходы у всех членов команды;
  • использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей;
  • совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов;
  • учет целей, поставленных другими членами команды, при проведении программы вмешательства;
  • возможность совместных обсуждений в ходе планирования и реализации программы;
  • по итогам командного обсуждения результатов оценки и интервью с семьей специалистами разрабатывается индивидуальная программа для семьи с учетом ее потребностей, выбирается ведущий специалист, определяется последовательность действий и исполнители.

Родители рассматриваются как члены рабочей группы и должны вносить свой вклад в работу с ребенком, чтобы она была успешной. В чем же заключается особая роль родителей в раннем вмешательстве?

Родители активно участвуют в программе помощи ребенку, начиная с запроса и первоначальной оценки, реализуют этапы программы в повседневной жизни семьи, а затем принимают участие в оценке эффективности программы и в ее изменении. Задача специалистов совместно с родителями – найти гармонично вписывающуюся в образ жизни семьи программу помощи ребенку и семье в целом. При этом основной акцент делается не на ограничения ребенка и семьи, а на выявление их ресурсов и возможностей.

В частности, большое значение имеет естественное повседневное общение взрослых с ребенком. Естественная коммуникация и взаимодействие с любящими родителями – наиболее благоприятные условия для развития маленького ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. Поддержка и развитие средств общения, коммуникативных навыков является важной целью и одновременно средством программы раннего вмешательства.

Активному участию родителей в программе помощи ребенку способствует установка специалистов на создание позитивного образа ребенка и родителей. Важно такое обращение специалистов с ребенком, которое позволит ему «увидеть себя через других» и почувствовать радость от успеха и уверенность в себе, а родителям почувствовать себя хорошими родителями .

В качестве примера программы раннего вмешательства выступает проект «Дорога домой», разработанный совместно Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и некоммерческим фондом EveryChild (Великобритания). Данный проект направлен на поддержку российских семей, оказавшихся в кризисной ситуации и вынужденных в силу обстоятельств поместить ребенка в закрытое детское учреждение (дом ребенка).

2. Проект «Дорога домой»

Согласно статистическим данным в Российской Федерации на 1 января 2005 г. зарегистрировано 722,3 тысячи детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Это число постоянно увеличивается. Для сравнения: после окончания Великой Отечественной войны детей, оставшихся без попечения родителей, было меньше – 620 тысяч на весь Советский Союз . По данным, приведенным в отчете Всемирного банка «Положение детей в РФ: Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы», число детей, лишенных родительской заботы, за период с 1990 по 2000 г. увеличилось на 40,3 %.

По состоянию на январь 2005 г.:

545 тысяч детей (68 %) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тысяч – под опекой (попечительством); 11 тысяч – в приемных семьях; 159 тысяч усыновлены);

оставшиеся 32 % (более 260 тысяч детей) воспитываются в различных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей .

При этом подавляющее большинство детей, находящихся под опекой государства, являются социальными сиротами и имеют живых родителей.

Возникает вопрос: можно ли те средства, которые государство тратит на содержание ребенка в детском доме или доме ребенка, направить на оказание помощи семье, переживающей сложную жизненную ситуацию, чтобы ребенок оставался в семье, либо на создание и поддержание альтернативных форм семейного воспитания?

Современные научные исследования показывают критическое значение первых лет жизни в развитии ребенка, роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка, его социально-эмоциональном развитии.

На сегодняшний день в России преобладающей формой поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является помещение их в детские дома или дома ребенка. Это зачастую происходит по причине отсутствия альтернативных средств поддержки семей, переживающих сложную жизненную ситуацию (например, отсутствие жилья, работы, прописки, социальных пособий). Такая поддержка сделала бы возможной сохранение ребенка в семье или организацию для него альтернативной формы семейного воспитания. Некоторые специалисты рассматривают государственные воспитательные учреждения как приемлемую альтернативу воспитанию в семье. Однако такая система воспитания, даже если в ней работают очень хорошие люди, не позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей. Пребывание в закрытом детском учреждении фактически является препятствием для развития ребенка (М. И. Лисина, Р. Ж. Мухамедрахимов, Н Н. Авдеева и др.).

Негативный опыт отсутствия близких отношений, который ребенок получает в детском доме или доме ребенка, отрицательно сказывается на его последующей жизни. Исследования показывают, что выпускники детских домов значительно чаще, чем их сверстники, выросшие в семьях, страдают психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией. Они чаще вовлекаются в криминальную среду, имеют серьезные трудности в установлении социальных связей, устройстве на работу, социальной адаптации, испытывают большие трудности в воспитании собственных детей.

Проект «Дорога домой», разработанный совместно Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и Благотворительным фондом EveryChild (Великобритания), направлен на поддержку семьи в кризисной ситуации, с целью профилактики отказов от новорожденного и возвращения ребенка из дома ребенка в семью .

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества изъятий детей из семьи и лишения родительских прав. В то же время органы, на которые возложена защита прав ребенка, в большей степени осуществляют «карательные» меры по отношению к родителям, не выполняющим должным образом свои родительские обязанности.

Авторы проекта «Дорога домой» полагают, что для сокращения числа детей, воспитывающихся в домах ребенка и детских домах, необходимы глобальные изменения в социальной политике в целом и в практике работы специалистов социальной сферы. Эти изменения должны быть направлены на помощь ребенку в своей семье. Специалистам важно определить приемлемый уровень риска, а также понятие «адекватной родительской заботы». В качестве практической меры, считают авторы проекта, необходимо создавать и развивать сеть социальных услуг, которые могут быть предоставлены семьям в кризисных жизненных ситуациях.

Главной идеей проекта является создание документального фильма, снятого при участии консультантов Института раннего вмешательства Святослава Довбни и Татьяны Морозовой и при поддержке сотрудников филиала Благотворительной компании EveryChild в РФ и британской организации HealthProm в рамках проекта «Детям нужна семья». Этот фильм о сложных жизненных ситуациях матерей, решившихся на отказ от собственного ребенка, и о том, как можно помочь ребенку остаться в своей семье, и насколько способствуют развитию малыша стабильные эмоциональные отношения с близкими людьми. В фильме «Дорога домой» съемочная группа около года следила за историями нескольких младенцев из дома ребенка и за тем, как специалисты оказывали помощь их семьям, находящимся в кризисной ситуации. В результате удалось вернуть каждого ребенка в семью, оказать поддержку в налаживании доверительных отношений, общения и взаимодействия между матерью и ребенком, решить проблемы семьи.

Авторы проекта определили направления работы по профилактике социального сиротства и снижению числа детей, воспитывающихся в домах ребенка и детских домах. Прежде всего, это создание службы по профилактике отказов от новорожденных. В нее должны входить квалифицированные специалисты, которые могут оказать психологическую помощь матери в родильном доме, поддержать ее, понять причину отказа от ребенка и реально оказать помощь в решении тех трудностей и проблем, которые стали причиной отказа. Важную роль в профилактике социального сиротства могут сыграть и службы сопровождения семей в трудной жизненной ситуации. Специалисты совместно с родителями должны искать пути решения проблем, возникающих перед семьей. Это помощь в решении вопросов, связанных с оформлением различных документов, поиски работы, получение жилья, устройство ребенка в дошкольное учреждение. Центральной проблемой сопровождения семьи в трудной ситуации остается поддержка родительских чувств, укрепление привязанности родителей к детям, создание возможностей их позитивного взаимодействия .


КПР, ЗАМЕЧАНИЕ ОБЩЕГО ПОРЯДКА 7 (2005 год) Осуществление прав ребенка в раннем детстве Дети младшего возраста должны быть признаны в качестве активных членов семей, общин и общества в целом со своими собственными проблемами, интересами и взглядами. Дети с умственными и физическими недостатками (статья 23). Дети младшего возраста никогда не должны помещаться в специализированные учреждения только лишь на основании их неполноценности. Первоочередной задачей является обеспечение равных возможностей для их полноценного участия в образовании и жизни общины… Неполноценные дети младшего возраста имеют право на соответствующую помощь специалистов, в том числе на помощь их родителям… С детьми-инвалидами следует всегда обращаться, уважая их достоинство и поощряя их самостоятельность.


Раннее вмешательство в детстве – научные основы Ранний опыт и умственное развитие, чувствительные периоды, пластичность мозга Взаимоотношения в раннем возрасте, теория привязанности Взаимодействие и общение (коммуникация в отличие отформирования условных рефлексов) Раннее когнитивное развитие – ученый в колыбели Ребенок в качестве субъекта самореализации в отличие от пассивного объекта заботы


Примеры Чувствительные периоды – младенцы с потерей слуха Пластичность мозга – младенцы с поражением мозга Взаимоотношения в раннем возрасте – младенцы в домах ребенка (пагубное воздействие в связи с помещением в специализированные учреждения в раннем возрасте)


Цели раннего вмешательства Для мира в целом: нормализовать жизнь ребенка и семьи помочь родителям создать оптимальные условия для развития и воспитания младенца/ребенка младшего возраста Конкретно для России: предотвратить помещение в специализированные учреждения младенцев и детей младшего возраста


Основные элементы программ раннего вмешательства Коллективная работа междисциплинарной группы с семьями и детьми Оказание психологической поддержки семьям Оказание информационной и юридической поддержки семьям Социальная интеграция семей и детей Переход в дошкольные учреждения Поддержка инклюзивного дошкольного образования Переход в школу





Преимущества раннего вмешательства для: Младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями Родителей и членов семей детей младшего возраста с ограниченными возможностями Нормально развивающихся детей младшего возраста Родителей нормально развивающихся детей младшего возраста Воспитателей и персонала обычных дошкольных учреждений Детских неврологов и педиатров Государственных и региональных бюджетов Общества в целом


Различия при Методологии РВ Нормализация жизни ребенка и семьи В центре внимания – семья Родители как партнеры Ребенок как личность В основе программы – сильные стороны ребенка и семьи Дефектологическом подходе Излечение или исправление дефектов и приведение в норму ребенка В центре внимания – ребенок В родителях видят помеху или пациентов Подход к ребенку через призму категории/вида дефекта В основе программы – слабые стороны ребенка


Проблемы перехода от дефектологического подхода к методологии РВ: Сильная традиция медицинской модели в отношении ограниченных возможностей, убежденность в том, что медицинский диагноз полностью предопределяет развитие Традиция разделять детей на обучаемых и необучаемых и на группы с высоким и низким уровнем реабилитационного потенциала Убежденность в том, что помочь детям могут только профессионалы, отсутствие уважения и доверия к возможностям семьи Узкая специализация услуг по реабилитационному и коррективному обучению в зависимости от диагноза ребенка Недостаток знаний в отношении развития и воспитания детей младшего возраста и методов физиотерапии, трудотерапии, а также альтернативных и дополнительных форм коммуникации


Родильные дома (скрининги) pp Детские больницы (кувез и т. п.) Детские поликлиники (скрининги) Специализированные медицинские центры: медико-генетические аудиологические офтальмологические Центры реабилитации Службы раннего вмешательства (НПО, системы здраво- охранения, образования, социальной защиты) Обычные дошкольные учреждения (скрининги) Специальные дошкольные учреждения Общественные центры


Службы РВ – дошкольные учреждения – школы Из опыта Минска, Беларусь М., 10-летняя девочка с синдромом Дауна, учится в 3-м классе общеобразовательной школы, по русскому языку является одной из лучших среди одноклассников, в возрасте с 1 до 3 лет посещала центр РВ, с 3 до 7 лет – инклюзивное дошкольное учреждение. Е. и Д., 8-летние сестры-близнецы, родившиеся недоношен- ными, этой осенью пойдут в школу. Е. имеет дефекты зрения и слуха (ей имплантирована улитка внутреннего уха), а также легкие нарушения моторики. Д. страдает корковым параличом, эпилептическими припадками и ослабленным зрением. Обе могут самостоятельно передвигаться, разговаривать, читать, писать и считать. Первые месяцы жизни они провели в больнице, с 10 месяцев – в центре РВ, с 4,5 лет – в дошкольном учреждении.


Как найти общий язык между Семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями Экспертами в области медицины и социальной защиты Педагогико-медико-психологической комиссией Службами раннего вмешательства Обычными дошкольными и школьными учреждениями Системой специального образования Службами здравоохранения Социальными службами Местным сообществом Может быть – при посредстве Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП)?


ИРВ как центр знаний по вопросам раннего вмешательства Оказание поддержки региональным и муниципальным органам власти при разработке программ РВ Подготовка междисциплинарных групп по РВ Подготовка специалистов в области физиотерапии, трудотерапии, коммуникации в раннем возрасте, альтернативных и дополнительных форм коммуникации, специального обучения детей младшего возраста, психического здоровья младенцев, методов оценки (развития, зрения, слуха младенцев и детей младшего возраста), работы с семьями, инклюзивного дошкольного образования и т. д.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) - это технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Цель и задачи ранней помощи (раннего вмешательства):

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
  • Содействие в социализации детей и их семей.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) направлено:

  • на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации жизни ребёнка;
  • на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.

Программы раннего вмешательства включают в себя весь процесс, начиная с выявления проблем в развитии ребёнка, проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки, и заканчивая процессом перехода ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.

Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Так, например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет начать своевременную поддержку и тем самым дает возможность ребёнку, не упуская критический период, овладеть речью.

Существует ряд условий, на основе которых строятся передовые практики программ раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни:

А. Услуги семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи.

Термин «семейно-центрированные программы» означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении лучшего развития и обучения для их ребёнка. Цель программ раннего вмешательства - отвечать на запросы семей относительно их детей, их сильных и слабых сторон, потребностей и стилей развития и обучения. Важным требованием к предоставлению услуг раннего вмешательства является способность команды специалистов выстроить программу для каждой конкретной семьи с учётом её культуры, уникальности её ситуации, предпочтений, ресурсов и приоритетов.

Семья обеспечивают ежедневный контекст, в котором ребёнок растет и развивается. Поэтому именно семья, в большей степени, чем отдельный ребёнок, является первичным получателем услуг раннего вмешательства, в той степени, как она сама этого желает.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Б. Услуги направлены на развитие ребёнка в естественной среде.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Эффективные программы раннего вмешательства строятся на теоретических, эмпирических и клинических моделях детского развития. Практика раннего вмешательства, целью которого является оптимальное развитие ребенка, подразумевает активное исследование ребёнком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту ребёнка, его когнитивному уровню, интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи.

Раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребёнком функциональных навыков и обеспечивает генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.

Семья является наиболее оптимальной (полноценной) средой для ребёнка. Без постоянных близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребёнка невозможно.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

3. Услуги охватывают все стороны жизни и развития ребёнка, программы скоординированы и построены на принципах командной работы.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Скоординированные услуги, направленные на развитие всех сторон развития и жизни ребёнка, проводимые командой профессионалов службы раннего вмешательства, помогают избежать фрагментации и нестыковок в системе услуг, направленных на поддержку семьи и ребёнка.

В последние годы много говорят о командной модели работы, которая нужна в тех случаях, когда различные специалисты работают с ребёнком в соответствии с его потребностями. Модели командной работы различаются по природе коммуникации, вклада и сотрудничества, вовлеченных во взаимодействие специалистов - членов команды.

Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных программ развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребёнка и его семьи.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Служба ранней помощи (раннего вмешательства):

Служба ранней помощи - это служба помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи. Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.

Формы работы в службах:

  • Первичный приём - формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
  • Первичное обследование - первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
  • Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):

Информационная помощь семье;

Психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

Педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Индивидуальная работа с ребёнком - психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

  • Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

  • Работа с родителями - информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Домашнее визитирование - психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.

  • Междисциплинарные оценки развития и включённости - оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

При выявлении нарушения и оказании комплексной помощи с первых месяцев жизни:

  • у 25-30% детей с органическим поражением ЦНС удаётся:
  • к 1,5 годам нормализовать темп и ход психического развития;
  • к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые ДОУ;
  • у 70-75% детей с органическим поражением ЦНС удаётся предупредить развитие выраженных нарушений;
  • 25% детей с тяжёлыми нарушениями слуха к 6-7 годам достигают уровня общего и речевого развития, близкого или равного возрастной норме.

Кроме того, ранняя помощь (ранее вмешательство) обеспечивает:

  • максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
  • преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
  • предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
  • максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
  • для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью - 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

"Раннее вмешательство" -

поддерживая семьи и развитие ребенка

В ближайшие дни Правительством РФ будет принят Проект распоряжения "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

Проект разработан Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации на основе технологии Раннего вмешательства, принятой ЮНИСЕФ, Минздравом, Минобрнауки, экспертным сообществом.

В связи с принятием Концепции, как сообщает "Известия", в каждом регионе России будет создана своя система раннего вмешательства, будут приняты новые стандарты оказания услуг раннего вмешательства и разработаны новые правила межведомственного взаимодействия в рамках новой Концепции. Также каждый регион определит департамент или ведомство, которое будет создавать службы Раннего вмешательства и поддерживать их работу.

Что такое технология "Раннего вмешательства" (early intervention), или ранней помощи, и какую опасность для целостности традиционной российской семьи представляет собой технология "Раннего вмешательства"?

Технологии Раннего вмешательства относятся к стратегиям профилактики, получившим широкое распространение на Западе в последние две десятилетия. Стратегии профилактики имеют общие качества - отличаются размытость критериев, оценок рисков безопасности, бездоказательностью и высокой инвазивностью по отношению к личной жизни и личному пространству индивидуумов.

Как же определяется "Ранее вмешательство"? К примеру, Европейская Ассоциация Раннего вмешательства Eurlyaid (1993), а также негосударственный международный центр дают такое определение:

«Раннее вмешательство - это все виды мероприятий, ориентированных на развитие ребенка, а также на сопровождение родителей, которые осуществляются непосредственно и незамедлительно после определения состояния и уровня развития ребенка. Раннее вмешательство направлено как на ребенка, так и на родителей, семью и его социальное окружение».

Главный лоббист в России технологии Раннего вмешательства - Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации - в качестве публичного фасада этой технологии выставляет профилактику отставания детей в развитии и/или инвалидизации ребенка.

Как сообщается в "Ранее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт", новаторская концепция Раннего вмешательства была разработана в США в 60-ых гг 20 века и прежде всего получила развитие в Германии в начале 70-ых годов как вид услуг "социальной педиатрии".

Именно в те годы в Западной Европе вновь начали массово применяться социальные технологии, основанные на мальтузианстве, неомарксистской идеологии. И если присмотреться к концепции Раннего вмешательства внимательнее, то очевидно, что она глубоко затрагивает суверенитет семьи.

В англоязычной технология Раннего вмешательства

"Раннее вмешательство является системой поддержки и обучающей системой для очень маленьких детей от 0 до 3 лет, которые стали жертвами, или которые имеют высокий риск жестокого обращения с детьми и/или пренебрежения, а также детей с задержками и нарушениями развития.

В некоторых государствах и регионах предпочли направить эти услуги на детей с отклонениями в развитии или задержкой развития, но раннее вмешательство не ограничивается детьми с этими нарушениями."

То есть очевидно, что технология "Раннего вмешательства" является очередной социальной технологией сопровождения семьи, ничего не имеющая с реальным врачебным предупреждением инвалидности ребенка.

"В фокусе внимания специалистов раннего вмешательства находится не столько ребенок, сколько его семья. "

Из Фонда поддержки детей, стр.8

В брошюре Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, лоббирующего технологии Раннего вмешательства, разъясняется, что технологии Раннего вмешательства могут применяться к семьt и ребенку в том числе и при отсутствии медицинского диагноза , то есть - только на основании чьих-либо предположений о том, что ребенок отстает в своем развитии.

Поэтому вместо квалифицированной врачебной помощи семье на добровольно-принудительной основе предложат работу "межведомственной команды" с сомнительным уровнем знаний и квалификаций.

Под предлогом развития ребенка - крайне субъективной категории, учитывая, что каждый ребенок развивается индивидуально - "межведомственная команда" проведет серьезные вмешательства в жизнь семьи и "научит жить правильно".

Ключевой аспект технологии - выявление с рождения у ребенка "отставания в развитии" и дальнейшее сопровождение некими специалистами его и его семьи.

В брошюре Фонда поддержки детей допускается, что отставание в развитии может быть проведено в том числе на дородовой стадии.

Работа служб Раннего вмешательства предполагает, что сообщить о своих подозрениях, о возможном отставании в развитии ребенка или возможных проблемах с его здоровьем может любой - работники роддомов, яслей и детсадов, медработники, сами родители, члены семьи "и частные лица".

Выявлять отставания в развитии у ребенка, в соответствии с Концепцией Раннего вмешательства, будут не только среди тех детей, у кого есть видимые проблемы со здоровьем.

Целевой группой являются также дети, у которых МОГУТ РАЗВИТЬСЯ стойкие нарушения здоровья и дети из семей в социально опасном положении.

По опыту других стран, описанных в брошюре ЮНИСЕФ, можно описать дальнейшую процедуру после выявления у ребенка "отставания в развитии" происходит следующее:

1. После выявления ребенка с неким отставанием в развитии, его данные направляют в службу Раннего вмешательства, семья ставится на учет, ребенку и его семье назначается КООРДИНАТОР УСЛУГ.

Из брошюры Фонда

2. Экспертами службы Раннего вмешательства ребенку и его семье проводится СКРИНИНГ.

"Скрининг (от англ. «to screen» - просеивать) - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления нуждающихся в более точной диагностике или помощи."

"Скрининг уровня развития ребенка должен осуществляться с помощью нормативных шкал. Данные шкалы обязательно должны пройти процедуры стандартизации и валидизации. Поскольку скрининг должен быть быстрой, простой и дешевой процедурой, это могут быть либо специальные скрининговые шкалы (например, Денверская шкала), либо шкалы, основанные на вопросниках для родителей."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.5

3. Не позднее 45 дней после выявления, семье назначается обязательный для выполнения Индивидуальный план, предусматривающий частое посещение семьи и работу экспертов службы в семье.

"Особенностью программ раннего вмешательства является то, что они носят длительный характер. Это означает, что если семья попала в программу, то специалисты будут сопровождать семью на протяжении достаточно продол- жительного времени."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.9

Опыт западных стран демонстрирует, что невыполнение такого Плана квалифицируется как невыполнение родительских обязанностей и ведет к насильственному помещению ребенка в сиротское учреждение или фостерную семью.

Нельзя не отметить, что раздутый бюджет Фонда поддержки детей, получающего баснословные бюджетные средства, с созданием по всей России служб Раннего вмешательства потребует еще большего увеличения.

Создание и работа служб Раннего вмешательства, которые зачем-то должны дублировать работу настоящих детских поликлиник, логопедов, хирургов, педиатров, неврологов и физиологов - это дорогостоящее дело.

К примеру, в 2011 году в США из федерального бюджета на работу служб Раннего вмешательства было выделено 438.5 млн долларов - в пересчете на наши деньги это больше 28 миллиардов рублей в год.

Работой служб Раннего вмешательства в 2011 году было охвачено 337 000 детей в США. Учитывая, что службы Раннего вмешательства нацелены на группу детей самого младшего возраста, то это каждый 6-7 малолетний американский ребенок.

В материалах ЮНИСЕФ особо говорится о том, что стойкой проблемой технологий Раннего вмешательства являетсяотсутствие или недостаток квалифицированных специалистов, недостаток научно-обоснованных программ, что в целом позволяет сделать вывод об откровенно шарлатанском, профанирующем характере данных социальных служб Раннего вмешательства , подменяющих собой квалифицированную неонатальную и педиатрическую помощь лженаучными услугами "социальной педиатрии".

К примеру, даже в Москве крайне мало врачей, работающих с детьми, имеющими расстройства аутического спектра. Это заболевание сложно диагностируется и не диагностируется вообще в раннем возрасте.

Однако все это не мешает службам Раннего вмешательства даже в слабо развитых регионах выявлять таких детей и брать их семьи на сопровождение: Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации уже сейчас распределил гранты на продвижение технологий Раннего вмешательства в 20 регионах России в качестве пилотных.

Получили эти гранты и отработали обычные региональные муниципальные соцслужбы и социально ориентированные НКО, отнюдь не имеющие специалистов по аутизму. Тем не менее именно их опыт будет представлен как обоснование эффективности работы служб Раннего вмешательства при принятии Правительством Концепции ранней помощи.

Можно допустить, что кому-то сотрудники служб Раннего вмешательства обязательно помогут, учитывая факт, что у нас в стране стабильно 2% детей являются инвалидами. Но вспомним, что идеология служб Раннего вмешательства нацелена совсем не на детей-инвалидов, а на очередную профилактику - профилактику инвалидности. Поэтому, без особых умствований, можно заключить, что с принятием Концепции желание шарлатанов выявлять по методичкам среди всех семей и детей будущих жертв своей профилактики только усилится, а количество этих шарлатанов, желающих долго и навязчиво "сопровождать" семьи законодательно увеличится.