Психология в дошкольном возрасте. Возрастная психология - дошкольный возраст Дошкольный возраст психология

Введение

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Итак, дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. Выделяют три периода:

1)младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2)средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3)старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Психология в дошкольном возрасте

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка.Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша -- один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие -- это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Развитие его мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятияВоображение ребенка начинает развиваться в конце второго -- начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование.

Дошкольный возраст -- начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого -- одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду -- хорошо, обманывать -- плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм..

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития -- от отделения себя от взрослого (“Я сам”) до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

Дошкольный период – значительный этап жизни. Каковы же основные особенности психологии дошкольного возраста? На этом этапе значительно расширяются социальные границы (от семьи до улицы, первого детского коллектива, целого города, и даже страны). Ребенок изучает мир отношений людей, различные виды их деятельности, социальные роли, стремится в них участвовать в меру своих сил. Но при этом он также хочет быть самостоятельным. Это противоречие (участвовать в общественной жизни и проявлять самостоятельность) выражается в ролевых играх. С одной стороны, это деятельность самостоятельная, с другой – она моделирует взрослую жизнь.

Ведущий вид деятельности – игра

Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:

  • 3 – 4 года – игра режиссерская;
  • 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
  • 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
  • 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

  • Развитие речи.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

  • Развитие восприятия .

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

  • Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному. Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким).

  • Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Становление личности

Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.

  • Эмоциональная сфера.

Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.

  • Мотивация.

Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.

  • Самосознание.

Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.

На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.


На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.

1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра . Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.
Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера . Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

  1. наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;
  2. запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;
  3. при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;
  4. дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
  5. хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

  1. образы воображения легко возникают.
  2. «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер;
  3. образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);
  4. часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.
В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

  1. ситуативную;
  2. контекстную;
  3. объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

3. Личностное развитие дошкольника включает:

  1. понимание окружающего мира и своего места в этом мире;
  2. развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

  1. подражая близким людям;
  2. наблюдая за трудом взрослых;
  3. слушая чтение рассказов, сказок, стихов;
  4. подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;
  5. через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.
Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе , под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла:

  • уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения;
  • достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Вопросы психологии дошкольного возраста являются важными и значимыми в развитии и воспитании детей. Дело в том, что основы правильного восприятия мира закладываются в детстве. Они в дальнейшем помогают формировать индивидуальную картину мира личности, способствуют становлению самосознания. Психология включает в себя множество связанных между собой компонентов, которые и определяют степень успешности развития ребенка. Конечно, все дети не могут быть одинаковыми.

Развитие у каждого из них протекает по-разному. Однако имеются общие составляющие, которые и изучает Психология базируется на основных принципах воспитания и развития: растить личность, которая способна взять на себя ответственность. Это важнейшая задача, и ее никак не следует упускать из виду. Ответственность за собственные поступки и действия не возникает сама по себе, нужно приложить к этому определенные усилия.

В данной статье будут рассмотрены особенности психологии детей дошкольного возраста. Информация окажется полезной педагогам, которые работают с данной группой ребятишек, а также родителям.

Возрастные границы

Поистине удивительной наукой является детская психология. Дошкольный возраст - это интересный этап в жизни каждой личности. Возрастные границы этого периода достаточно большие: от трех до семи лет. Особенности психологии дошкольного возраста во многом определяются тем, к какой группе относится ребенок. Соответственно, подход к воспитанию будет несколько различным.

Психология младшего дошкольного возраста включает в себя такие понятия, как половая принадлежность, потребность быть замеченным взрослыми. К этой группе относятся дети от трех до пяти лет. Психология старшего дошкольного возраста учитывает такие важные составляющие, как формирование самооценки, самосознания. Возрастные рамки данного периода - пять-семь лет.

Ведущая деятельность

Каждый период развития характеризуются собственным занятием, которое в этот момент является для личности наиболее востребованным и главным. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что им нравится играть с различными предметами. Пока им комфортнее взаимодействовать лишь с игрушками: строить из кубиков «дома», лепить из пластилина, собирать мозаику или пирамидку. Общение с другими детьми носит эпизодический характер и часто заканчивается спорами.

В пять-шесть лет ребенок начинает сильно нуждаться во взаимодействии со сверстниками. Если к этому моменту он все еще по каким-то причинам не начал посещать детское образовательное учреждение, то его развитие даже может начать отставать. Дело в том, что для успешной социализации малышу необходимо находиться в коллективе ровесников. Сравнение себя с другими дает мощный стимул для развития всех внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Ведущей деятельностью в пять-шесть лет является сюжетно-ролевая игра. Ребенок стремится взаимодействовать со сверстниками. Если понаблюдать за детьми в старшей и подготовительной группах, то можно заметить, что они разбиваются на небольшие островки. Такие маленькие подгруппы обычно объединяются по интересам. При выборе того или иного микроколлектива большую роль играют личные симпатии. И если психология младшего дошкольного возраста базируется на потребности быть одобряемым взрослым, то для детей постарше большое значение имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Раскрытие потребностей происходит в процессе взаимодействия с равными себе.

Психология дошкольного возраста такова, что они стремятся в первую очередь к коллективной деятельности, чтобы быть принимаемыми группой. Им необходимо выстраивать индивидуальные связи, заводить новых друзей, поддерживать отношения со сверстниками.

Новообразования

В каждом возрастном периоде перед личностью стоит определенная задача, которую необходимо решить. В дошкольном детстве имеется несколько таких новообразований:

  1. Умение видеть результаты своего труда. Ребенок учится делать выводы из своих поступков и действий. То есть постепенно приходит осознание, что в результате определенных шагов последует вполне конкретная реакция. Ребенок уже в возрасте четырех лет способен усвоить, что если баловаться на занятиях в детском саду и мешать остальным, можно вызвать недовольство воспитателя.
  2. Развитие речи является мощным новообразованием на протяжении всего дошкольного детства. Сначала ребенок учится правильно выговаривать слова, затем - строить предложения. К пяти-шести годам речь становится правильно оформленной, грамотной, изобилует сложными предложениями.
  3. Общение со сверстниками. В дошкольный период жизни ребенок учится взаимодействовать с окружающими. У него начинает выстраиваться собственное мнение по поводу какой-то ситуации или человека, появляются личные симпатии.

Кризисный период

Развитие ребенка, как правило, происходит не поступательными движениями, а скачкообразно. По наблюдениям родителей и воспитателей, еще вчера малыш вел себя одним образом, а сегодня стал поступать иначе. На самом деле в нем давно зрела готовность к переменам, но отсутствовала уверенность в том, что новая потребность может быть проявлена. Этап кризиса в психологии называется переломным моментом, который меняет способ мышления, способность воспринимать окружающую реальность в целом.

Родителям следует быть предельно внимательными, чтобы не пропустить значимые перемены в жизни сына или дочки. Как вести себя с ребенком в этот непростой для него период, изучает возрастная психология. Дошкольный возраст - это особый мир детства, когда малышу необходимо чувствовать себя любимым, защищенным от всех неприятностей. В пять-шесть лет и мальчик, и девочка живут в своем мире, который сильно разнится с миром взрослого человека.

Кризисный период всегда показывает, к чему следует стремиться родителям в отношениях с детьми, и помогает понять интересы самого ребенка. В три года у малыша возникает потребность эмоционально отделиться от мамы с папой: он начинает чувствовать себя личностью. Возникает чувство негативизма, стремление во всем противоречить взрослым, всячески демонстрировать самостоятельность. «Я сам» - это характерная особенность трех лет, связанная с необходимостью отстаивать свою индивидуальность.

Второй кризис дошкольного детства связан с развитием самосознания и подготовкой к школе. Обычно он наступает в шесть-семь лет. Ребенок начинает осознавать, что общество выдвигает к нему определенные требования, и ему отныне приходится соответствовать возложенным на него ожиданиям. Он еще больше стремится к самостоятельности, однако для него теперь крайне важно быть принимаемым в социальной группе. Одним из самых интересных этапов детства является дошкольный возраст. Психология развития ставит своей задачей изучение значимых периодов становления личности.

Половая идентификация

Уже в три года ребенок знает, мальчик он или девочка. Кроме того, малыш без сомнения умеет определить пол своих одногруппников. Сначала кроха идентифицирует себя с родителем своего пола, старается подражать ему. Мальчики обращают внимание на отцов, хотят быть такими же сильными и мужественными. Девочки соотносят себя с матерью, подражают ей. В пять-шесть лет дочка вполне может начать помогать на кухне, участвовать во всех повседневных делах семьи.

Как правило, дети в младшей группе легко взаимодействуют с представителями как своего пола, так и противоположного. Зато, достигая примерно пяти лет, ребенок начинает больше общаться с представителями своего пола. У девочки появляется потребность иметь подругу, играть с ней в куклы, делиться секретами, а на мальчиков она пока смотрит без особенного интереса. На этом этапе развития они для нее являются существами с другой планеты.

Большинство дошкольников принимают свой пол безоговорочно и очень довольны им. Например, мальчики могут с некоторым пренебрежением отзываться о девочках, считая их слабыми, зато гордятся при этом собственной силой. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что они больше сосредоточены на своем внутреннем мире и предпочитают строить дружеские отношения, основываясь на половой принадлежности.

Главная потребность ребенка

Каждый маленький человечек прежде всего хочет чувствовать себя любимым. Ребенку важно понимать, что его всецело принимают в семье таким, какой он есть на самом деле, а не за какие-то заслуги. Ведь в противном случае он начнет считать себя плохим, недостойным любви и лучшего отношения. Когда родители навязывают собственным чадам определенную модель поведения, то, конечно, не задумываются над тем, насколько ранят внутренний мир малыша, заставляют чувствовать себя обманутым, растерянным, ненужным. Главная потребность ребенка заключается в любви. И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему почувствовать себя всецело принимаемым.

Психология дошкольного возраста изучает внутренний мир и эмоциональные потребности ребенка. Если они не учитываются, у маленького человека наступает состояние фрустрации, которое никак не может положительным образом сказываться на общем развитии личности.

Формирование самооценки

Почему так важно с раннего детства развивать у малыша адекватное самовосприятие? Самооценка во многом определяет то, как он будет в дальнейшем относиться к самому себе. Она покажет, позволит ли ребенок другим относиться с пренебрежением к собственной личности или все-таки заставит уважать свой выбор. Формирование самооценки происходит в период от трех до пяти лет. Именно в это время маленький человек начинает получать от взрослого оценку своим действиям. Если поступки характеризуются как положительные и малыша в целом хвалят воспитатели, то он будет чувствовать себя комфортно в обществе. В противном случае его постоянным спутником станет неизменное чувство вины. Родители не должны слишком сильно ругать свое чадо. Старайтесь избегать несправедливой критики, будьте деликатнее.

Психология дошкольного возраста такова, что ребенок воспринимает все намного серьезнее, чем есть на самом деле. Он не может еще сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого ему не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах. Когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) наше чадо только замыкается и перестает доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку. Дайте понять малышу, что всегда остаетесь на его стороне. Сын или дочка должны знать, что неразрешимых ситуаций не бывает. На собственном примере покажите, что из всего можно извлечь свои плюсы.

Развитие познавательных процессов

Психология дошкольного возраста - удивительная и полезная наука. Она способна вовремя подсказать родителям правильный выход из сложившейся ситуации, дать основания для поддержки и дополнительной радости. Иногда взрослым бывает самим достаточно тяжело справиться с тревожащей проблемой. И тогда на помощь приходит педагогика. Психология дошкольного возраста ориентирована как раз на вопросы развития детей, в том числе на любые психологические сложности.

Познавательные процессы в обязательном порядке участвуют в становлении личности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи невозможно без систематических занятий с ребенком. Сколько времени этому необходимо уделять? На самом деле для дошкольника достаточно всего пятнадцати-двадцати минут в день. Развитие познавательных процессов лучше происходит в форме игры. Тогда ребенок сможет максимально расслабиться и усвоить гораздо больше.

Развитие творческих способностей

Каждый человек в чем-то талантлив. И маленький ребенок, которому всего четыре года от роду, не является исключением. Родители первыми должны заметить способности своего чада, чтобы с малых лет развивать таланты, а не прятать их. К сожалению, часто можно наблюдать такую картину: реальные природные задатки губятся на корню, возможности закрываются. И все это родители делают неосознанно, ставя перед чадом целую кучу ограничений. В таком случае можно ли удивляться тому, что дети растут безынициативными, пассивными и ленивыми?

Маленький ребенок всему учится, играя. Он пока не умеет все в жизни воспринимать всерьез. Развитие творческих способностей должно начинаться с осознанного намерения привнести в жизнь ребенка больше ярких красок и впечатлений. Лучше записать малыша четырех лет в несколько тематических кружков по интересам. В ходе занятий следует обязательно понаблюдать за ним и сделать соответствующие выводы: что получается лучше, что хуже, к чему душа лежит, какие природные склонности имеются.

Для того чтобы способности действительно развивались, нужно освободить сознание от всяческих страхов. Родители иногда опасаются возможной неудачи еще больше самих детей, оттого и пропадает желание двигаться вперед. Не бойтесь экспериментировать, тратить денежные средства на получение нового опыта. Приобретение полезных навыков - первостепенная задача. Позвольте малышу действительно почувствовать себя значимым и ценным.

Взрослые люди часто задаются таким важным вопросом: как развить в ребенке полноценного члена общества с высокими нравственными ценностями? На что обратить особое внимание? Где взять дополнительную поддержку? Что нужно учитывать при воспитании малыша?

  1. Учите его уважать самого себя. В современном обществе так много людей, которые могут пошатнуть нашу самооценку! Не отнимайте у собственного чада возможность ценить себя. Никогда не унижайте - ни наедине, ни тем более прилюдно. Малыш не должен чувствовать уязвимость, испытывать стыд перед социумом. В противном случае вы поможете ему только сформировать
  2. Развивайте в нем индивидуальность. Личность не может быть счастливой, если она выполняет в жизни чужие цели, решает не свои задачи. Позвольте ребенку иметь свой собственный ориентир, не препятствуйте развитию индивидуального мнения по какому-то вопросу. Пройдет время, и вы увидите результаты такого воспитания: малыш станет более уверенным в себе.
  3. Гармоничное развитие личности. Действительно счастливый человек интересуется всем, а не только работой. У него в арсенале имеется множество увлечений, внутренний мир отличается невиданным богатством. Такой индивид всегда открыт для новых впечатлений, с удовольствием получает нужные ему знания. Он никогда не унизит другого, не сделает больно окружающим. Гармоничный человек стремится жить в мире с собственными эмоциями и уважает чувства других людей. Именно к такому идеалу и следует стремиться, воспитывая ребенка.

Таким образом, вопросами становления самосознания, преодолением кризисов, изучением особенностей поведения занимается возрастная психология. Дошкольный возраст является важным этапом во всестороннем развитии личности. Именно в этот период маленький человек принимает основные уроки социума, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Родители и педагоги должны всячески поддерживать ребенка во всех его начинаниях, способствовать формированию устойчивого интереса к различным полезным занятиям, развивать творческое мышление, возможность видеть ситуацию с нескольких сторон сразу.

Никогда не стоит забывать о том, что психология детей, их восприятие окружающих значительно отличается от взрослого восприятия. Понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, помочь ему, в случае необходимости, скорректировать своё поведение в лучшую сторону, достучаться до его сознания и получать желаемые результаты от воспитания помогут материалы, собранные в данном тематическом разделе. Все публикации систематизированы по актуальным темам. Таким, как психологическая подготовка и адаптация к школе, гиперактивность, типичные детские психологические кризисы и конфликты, страхи и агрессии. Большое внимание уделено различным методам психогимнастики и снятия нервного напряжения: изотерапии, сказкотерапии, релаксации, песочной терапии, вопросам грамотного поощрения и (куда же без него!) наказания.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов
  • Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания
  • Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 4904 .
Все разделы | Психология дошкольников

Конспект мероприятия в рамках недели психологии «Дружба народов» Конспект мероприятия в рамках недели психологии по теме : «Дружа народ ов» Подготовила и провела воспитатель : Осипкина К.А. Актуальност ь : Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования и именно в детском возрасте человек, как губка впитывает в себя...

Презентация по психологии «Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд Тема : Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 2 слайд Актуальность проекта обусловлена тем, что внимание – это психическое состояние человека , от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника . По мнению Л.С.Выготского,...

Психология дошкольников - Психологическая диагностика «Исследование уровня временнóй компетентности и лояльности у педагогов»

Публикация «Психологическая диагностика «Исследование уровня временнóй...» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Исследование уровня временнóй компетентности и лояльности у педагогов Для исследования лояльности и временнóй компетентности педагогов используют диагностический инструментарий. Самый эффективный -...

Цель: развивать ассоциативное мышление, репродуктивное воображение, логическое мышление, память и саморегуляцию; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудование: картинки с определенным сюжетом, карточки с предметными изображениями, геометрические фигуры. Ход занятия...

Занятие психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического климата среди дошкольников; - обучение пониманию собственного настроения; - развитие чувства коллективизма. - устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми. - формировать умение свободно...

«Организация зоны психологической разгрузки и зоны для снятия агрессии» Уголок уединения в детском саду Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих...

Психология дошкольников - Эссе «Почему я работаю психологом?»

ЭССЕ «Почему я работаю психологом» «Все мы родом из детства», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери в своём «Маленьком принце». И я соглашусь с ним, ведь все мои детские устремления воплотились в том взрослом человеке, которого я ежедневно вижу в зеркале. Я хотела лечить людей,...