Работа на дому: как маме с детьми работать дома и все успевать. Как найти работу молодой маме Кто работает с маленьким ребенком на дому

Как, казалось бы, хорошо - не работать и сидеть дома со своим маленьким любимым ребенком. И времени сколько угодно, и делать ничего особенно не нужно.

Однако каждый, кто просидел с малышом хотя бы пару месяцев, отлично понимает, что и дел невпроворот, и времени никакого нет. Подчас нет времени даже на то, чтобы умыться и причесаться. А кроме того, приятный отдых нередко оборачивается классической депрессией.

И дело совсем не в том, что ребенок нежеланный или мама его мало любит. И желанный, и любовь самая настоящая, но просто очень уж велик контраст между тем, что приходится делать современной работающей женщине, и тем, что предстоит молодой неработающей маме. (Отдельный случай, если мама не так уж молода.)

Время формирует привычки. И если женщина в течение 10 или 15 лет получала образование, а потом еще лет 5-10-15 это образование в работе реализовывала, то ей непросто резко сменить стиль жизни, осесть дома с ребенком, да еще постоянно получать от этого удовольствие.

О том, как совместить интересы взрослой женщины и грудного ребенка, о том, какие плюсы может найти в своей ситуации работающая и неработающая мама, мы и поговорим сегодня.

Отлучаться от ребенка: куда и на сколько?

«Да о какой работе может идти речь? - спросят многие. - Ведь хорошая мама на то и мама, чтобы всегда быть рядом с ребенком».

Распространенное убеждение, из которого сама собой вытекает мысль о том, что маме не нужно (и невозможно) не только работать, но и заниматься чем-то другим, для себя. Мама должна быть рядом. Буквально всегда, не отходя ни на шаг.

Мысль эта верна. Для ребенка, которому меньше, чем три-четыре месяца. Да, ему, такому маленькому, действительно все время нужна мама - потому что еще слишком часто нужна мамина грудь, потому что он только учится жить вместе с мамой, а она - вместе с ним.

Но как только ребенок становится старше, и интервал между кормлениями можно увеличить, а малыша доверить чьим-то добрым и надежным рукам - этой «сладкой парочке» нужно иногда и ненадолго расставаться. По моему опыту, это бывает очень полезно и для психологического состояния мамы, и для оптимального развития ребенка.

Однако время, когда ребенок сможет терпеть длительное каждодневное мамино отсутствие, наступит значительно позже - не раньше чем малышу исполнится 2 года, он начнет нормально говорить, пользуясь свободно родным языком, а главное, употреблять в речи местоимение «я».

В первый год жизни речь идет совершенно о другом оптимальном режиме отсутствия . И ребенку, и маме полезно расставаться на 3-4 часа 2-3 раза в неделю - до тех пор, пока малыш не научится уверенно ходить.

На втором году жизни это время полезно увеличить. Скажем, без вреда для ребенка отсутствовать можно 2-3 раза в неделю по полдня. Такой график дает маме возможность, например, пойти поучиться - повысить свою квалификацию в любой из приятных и интересных ей областей.

На мой взгляд, в выкроенное время гораздо продуктивнее чем-то занять свою голову , чем посвятить его шоппингу или посещениями спортклуба. Хотя и шопинг бывает полезен, и физическую форму после родов восстановить очень желательно. Но совершенно другой эффект наблюдается тогда, когда у мамы, жизнь которой посвящена в основном ребенку, на стороне есть дело, которое ее по-настоящему занимает.

«Психотерапевтический эффект» может превосходить все ожидания.

А главное, целенаправленные занятия препятствуют измельчанию характера.

Психологические ловушки для неработающей мамы

Что я имею в виду? Когда молодая, активная и общительная женщина долго сидит в четырех стенах (даже со вкусом оформленных), «мухи» постепенно превращаются в «слонов». Это почти неизбежный процесс - от отсутствия или очень небольшого количества впечатлений, а также из-за гормональных изменений, свойственных психике кормящей женщины. Значение совсем небольших событий и переживаний - по поводу благополучия ребенка или взаимоотношений с мужем - начинает очень сильно преувеличиваться.

Когда не на что переключиться, вынужденно повторяются, устремляются по кругу одни и те же мысли, переживания, связанные с обидами, недовольствами, ощущением, что тебя недостаточно любят. Народное обозначение данной психологической реальности: «родила ребенка - испортился характер». Действительно, психологам хорошо известен этот период, когда характер портится у 85-90% женщин - даже при условии хороших отношений с мужем и отсутствии серьезных материальных проблем.

Дело в том, что уж очень сильно меняется образ жизни женщины при рождении первого ребенка. А привыкнуть к этому глобальному изменению не получается быстро.

Ко второму ребенку (если на него родители решаются) - жизнь как-то налаживается, появляются новые привычки, занятия, новые знакомые. А вот с первенцем женщина подчас выпадает и из привычного круга общения, и из темпа жизни большого города. И это не прибавляет оптимизма.

В этом состоянии потерянности и «выпадения из жизни» возможность выйти куда-нибудь без ребенка представляет настоящее «окно в Европу». На мой взгляд, время от времени обязательно нужно выбираться куда-нибудь без детей, но с мужем.

В первый и в начале второго года жизни малыша родители еще не забыли окончательно, как это - бывать вдвоем. И если вы хотите вырастить полноценного человека и семью сохранить, помните о том, что установка «ребенок - это единственный и главный смысл моей (нашей) жизни и лучшее, что у нас есть» однозначно неполезна и для малыша, и для семьи. Поверьте, очень сложно гармонично расти и развиваться, когда ты - «зеница ока»

Принимаем решение

Итак, мама, работающая full-time, - совсем не лучший вариант для ребенка, которому нет еще 3 лет. Но и впасть в депрессию - тоже не вариант для нормального развития семейной жизни.

Поэтому большинству семей с маленькими детьми и приходится решать вопросы: работать или не работать маме, учиться или не учиться. Понятно, что решение каждый раз будет сугубо индивидуальное.

Идеальный, на мой взгляд, вариант - частичная занятость мамы на работе. К сожалению, далеко не в каждой профессии это возможно.

Идеальный вариант - когда маме, сколько бы у нее ни было детей, удалось сохранить, не утерять, а желательно и повысить свою квалификацию.

Дело в том, что дети вырастают. А у подросших детей, и особенно подростков уже гораздо меньшая потребность в постоянном присутствии мамы рядом. Более того, подрастающему ребенку даже лестно к слову сказать: «моя мама - переводчик», ну или что-нибудь в таком духе.

Да и многим женщинам, вырастившим несколько детей подряд, крайне приятно осознавать, что они могут и умеют что-то еще, кроме как сварить борщ или убраться в квартире.

Итак, что же надо учитывать, принимая решение работать (учиться) не в ущерб семье? Значение тут могут иметь множество факторов. Вот некоторые из них.

  1. Ролевые ожидания каждого из родителей. Имеется в виду, например, то, как папа представлял себе маму своих детей. Какой - пахнущей уютом и пирогами домашней хозяйкой или деловой состоявшейся дамой? Как мама представляла и представляет конкретное наполнение своего материнского призвания? Как ей уютнее - находиться при детках и домашнем хозяйстве безотлучно или же куда-то выбираться (изредка или регулярно)?
    Эти ожидания во многом сформировались на основании того, что видели мама и папа в своих родительских семьях, и даже как было заведено в прародительских семьях.
    Например, если папа происходит из семьи, где 3-4 поколения женщин по тем или иным причинам не работали, ему будет трудно осознать и принять желания своей жены не оставлять работу. Такой папа просто не понимает, зачем - ведь женщины, на руках которых он рос, никогда не работали. И тут может найтись почва для так называемого ролевого конфликта, заданного тем, что супруг или супруга не соответствуют глубоко заложенным и скорее всего неосознаваемым ожиданиям.
  2. Возраст родителей, возраст детей, разница в возрасте между детьми и возрастная дистанция между родителями. Если детей много или дети близковозрастные, то вопрос о продолжении карьеры на какое-то время сам собой откладывается. Важно только не пропустить время, когда к рассмотрению этого вопроса стоит вернуться - хорошо бы до того момента, пока оба супруга не накопили критическую массу взаимных обид и разочарований, связанных с невозможностью работать (учиться).
  3. Отношение к неработающей маме в семье. Мама маленьких детей есть «директор домашнего хозяйства». И это трудная, ответственная и почетная работа, часто мало совместимая с какими-либо другими видами деятельности. И то, как не работающая на стороне, но в полную силу трудящаяся дома мама будет чувствовать себя, зависит от отношения к ней других взрослых.
    В первую очередь - мужа. Но часто не менее значимым и формирующим атмосферу в семье становится отношение к неработающей женщине представителей старшего поколения. Ведь чаще всего те женщины, которые становятся сейчас бабушками, сами не имели возможности не работать и сидеть дома с детьми, полностью погрузившись в их воспитание и развитие.
    А человеческое сознание устроено так, что подавляющему большинству людей проще осмысливать как положительный собственный жизненный опыт. Проще говоря, «как мы жили, так и правильно жить; как мы детей растили, так и должно». И проработавшая всю жизнь женщина, с годика водившая своих детей в ясли и садик, чаще всего убеждена, что это нормально.
    К сожалению, очень немногие люди в пожилом возрасте сохраняют пластичность и широту взглядов. С возрастом возможность принять и оценить чужой жизненный опыт, отличный от твоего, часто ограничена.
    И именно отношение бабушек-дедушек может порождать конфликт ожиданий вокруг неработающей мамы

Что-то вроде теста

Итак, основные вопросы, которые стоит задать себе, думая о работе или ее отсутствии:

  • Нравится мне сидеть дома или не нравится?
  • Кто был инициатором того, чтобы работа (учеба) была оставлена?
  • Была ли я этим внутренне согласна?
  • Как воспринимается мною и всеми остальными такое мое положение - как постоянное или как временное?
  • Относятся ли муж и все остальные взрослые в семье к должности домашней хозяйки с уважением?
  • Что говорится по этому поводу детям?
  • Не сошелся ли для меня свет клином на моих детях? Не мешает ли им это развиваться, не душу ли я детей своей любовью и постоянным присутствием?
  • Остались ли у нас с мужем общие темы для разговоров, не касающиеся домашнего хозяйства?
  • На мой взгляд, ответить на эти вопросы хорошо бы вместе с мужем.

Трудные вопросы для работающей мамы

Из того, что было сказано выше, не должно создаваться ощущение, что работающая мама однозначно хуже той мамы, которая все свое время посвящает ребенку.

Бывают очень разные обстоятельства. И часто женщина, которая ждет ребенка, не хочет или не может оставить работу. Главное в этом случае - не мучиться чувством вины и не думать, что вы «мать-кукушка» или «мать-ехидна».

Гармоничные и счастливые дети вполне могут расти в семье, где мама или оба родителя работают. Так же, как и присутствие мамы дома вовсе не гарантирует отсутствие проблем в воспитании и развитии. Просто работающей маме надо стараться соблюдать верную пропорцию своего присутствия-отсутствия дома - как фактического, так и внутреннего.

Чувство вины. Обычным для женщины, работающей полный день, является ощущение, что чего-то важного она недодает детям. Это чувство может никак не соотноситься с реальностью: ведь чаще всего работающие мамы - люди ответственные, и пытаются и дома, и на работе выдать все «по полной».

А вот жить чувство вины мешает.

Если вы работаете, не забывайте о том, что важно не только количество времени, но и качество присутствия мамы рядом с ребенком.

Общение с ребенком или домашнее хозяйство? Если, придя домой, вы должны тут же броситься устранять тот хаос и беспорядок, который возник за время вашего отсутствия, - тут уж, естественно, не до качественного общения с ребенком.

Поэтому, если ситуация в семье позволяет, работающей маме стоит подумать о помощнице по хозяйству, чтобы в драгоценное вечернее время вы могли общаться с детьми, а не думать о домашних делах.

Посудомоечная и стиральная машина, вызов помощников хотя бы на генеральную уборку, а также более равномерное распределение обязанностей между всеми членами семьи помогут освободить время и силы.

Почему дети хуже ведут себя, когда долгожданная мама возвращается домой? Психологи хорошо знают, что все самое плохое поведение ребенка и все самые сильные эмоциональные претензии адресованы наиболее близкому человеку, т.е. маме.

И дело тут не в том, что допущены какие-то воспитательные ошибки или ребенок недополучает материнского внимания. Просто пока мамы нет рядом, растущий человек выдает максимально возможный для себя результат. Но как только мама появляется - он расслабляется и эмоционально может вести себя как крошечный малыш.

Не стоит сразу кидаться воспитывать его - лучше просто посидите с ним на руках, отложив на несколько минут все заботы и телефоны. Мой совет: скандалы и срывы, происходящие в течение часа после возвращения мамы домой, нужно не раскручивать, а всеми силами стараться сводить на нет.

Когда дети думают, что их не любят?

Дети думают, что их не любят, когда у взрослых совсем нет для них времени и сил.

Дети думают, что они не нужны взрослым, когда взрослые под грузом своих проблем просто перемещают детей «из пункта А в пункт Б», как будто это не живой человек, а ручная кладь.

Детей часто очень расстраивает постоянная спешка и усталость взрослых.

Дети думают, что они не интересны родителям, если у мамы и папы никогда нет времени с ними поиграть.

И если у мамы нет сил или желания приласкать ребенка, поваляться с ним и поиграть в контактные игры - дети грустят и думают, что они недостаточно хороши.

Самое главное, чтобы ребенок не приучил себя к изоляции от мамы, потому что это помешает ему в дальнейшем строить близкие эмоциональные отношения с другими людьми.

Не забывайте иногда говорить ребенку о том, как вы его любите и как много он для вас значит.

Что такое качественное общение с ребенком?

Качественное общение с ребенком - это когда у вас есть, о чем поговорить с малышом помимо того, что он ел в садике или какие уроки и оценки были в школе.

Качественное общение - это когда вы владеете навыками активного слушания , то есть умеете слышать то, что хочет сказать вам ребенок, даже если он едва умеет говорить.

Качественное общение - это когда ребенок вам действительно интересен, как интересен друг или любимый человек.

Для качественного общения нужно время, и минимальное время в день - не менее полутора часов , свободных от хозяйства.

Для качественного общения необходимы силы - а значит, мама должна уметь отдыхать и расслабляться быстро и результативно.

Для качественного общения хорошо, если в семье и в жизни мамы вообще нет проблем личного характера , которые заслоняют собой ребенка и его интересы.

Дети одинаково любят любых мам - работающих, не работающих, всяких.

К счастью, для ребенка вплоть до подросткового возраста самое важное то, что мама есть, и она - его мама.

И редко кто умеет любить так, как любят дети своих таких разных мам.

Работать в свободном графике, реализуя себя профессионально, и при этом уделять достаточно времени мужу и детям — вот мечта каждой женщины. Однако работа фрилансера является не только источником желаемых благ, но и причиной специфических проблем, индивидуальных и семейных. Как женщине-фрилансеру организовать свои будни так, чтобы общение с семьей, домашние хлопоты и любимое дело не тянули ее в разные стороны, как лебедь, рак и щука?

Классические фрилансеры сегодня — это журналисты и копирайтеры, программисты и переводчики, фотографы и дизайнеры. Если рассматривать тему работающей дома женщины шире, нельзя не вспомнить о мастерицах-рукодельницах (вязание, шитье, украшения и декор), репетиторах и т. д.

Неважно, в какой именно сфере реализует себя мать и жена. Работа дома сама по себе ставит непростые организационные задачи. К ним относятся, например:

  • грамотное распределение времени,
  • деление пространства на "домашнюю" и "рабочую" зоны,
  • подстройка своего нестандартного графика под нужды других членов семьи.

Именно любимый муж и дети могут дать неоценимую поддержку и стать источниками вдохновения, если отношения с ними выстроить правильно.

Мама работает дома

Где находится работающая дома женщина — дома или на работе? Акценты можно расставить по-разному. Например, муж скажет: жена работает, но дома.

Тогда как труженица-фрилансер ответит: я дома, но я работаю.

Интересно, что сама частица "но" воспринимается подсознательно как "или — или", ставит одну часть в противовес другой. И это действительно отражает реальность работающей жены и мамы.

Как именно выглядит эта реальность, зависит от разных факторов, среди которых важную роль играют мотивация и поставленные цели.

Если для одной женщины фриланс — это осознанный выбор и стиль жизни, то для другой это вынужденная мера, и потому она воспринимается как отсутствие стабильности, как суррогат классической работы в коллективе.

Во втором случае восприятие себя будет не "сама себе хозяйка", а жертва обстоятельств. Неудивительно, что энергия женщины с таким настроем будет направлена на борьбу с негативными эмоциями, а не на созидание, и проблема распределения сил между семьей и работой будет стоять более остро.

А вот женщина, принимающая ответственность за организацию, качество и результат своей работы, имеет гораздо больше шансов на успех — как личный, так и профессиональный.

Качество работы и атмосфера в доме зависят и от конкретных целей: что именно женщина хочет получить в результате своей деятельности.

  • Это возможность обеспечить себя и ребенка?
  • Нежелание быть нахлебницей?
  • Вариант хобби, которое может приносить доход?

У каждой женщины свой ответ, свои амбиции и ожидания, и очень важно точно определить их для себя. Это тот ориентир, который поможет донести свои стремления до близких людей и четко выстроить границы между семьей, работой и личным временем.

Сочинение на тему... работы

Большинство проблем в семейной жизни фрилансеров — отдаление от мужа, раздражение на ребенка, постоянный цейтнот — это следствие неясного видения своих задач, а значит, неумения расставлять приоритеты и организовывать свою деятельность. Поэтому эти пункты важно обдумать, а для большей четкости и наглядности — изложить на бумаге.

Такое сочинение на тему своей профессиональной деятельности поможет исследовать собственное отношение к работе.

Вопрос 1. "Какой я вижу свою работу?"

Объективно опишите содержание и особенности своей деятельности. Важно подумать не только о том, для чего эта работа нужна вам, но и для чего вы нужны в этой сфере? Как она соотносится с вашими ценностями?

Вопрос 2. "Зачем я работаю?"

Это сфера ожиданий. Откровенные ответы на вопросы: "Зачем я работаю?", "Что для меня наиболее важно в работе?", "Какие потребности — мои личные и членов моей семьи — удовлетворяет моя работа?" сами по себе могут стать большим шагом к искомому балансу.

Хотя открытия, которые порой приносят такие ответы, могут обескуражить. Как призналась одна очень ответственная мама , в какой-то момент она поняла, что работа для нее, прежде всего, — это легальный повод отдохнуть от деток и побыть одной.

"Конечно, я с удовольствием продолжаю выполнять заказы как дизайнер, расту профессионально. А еще учусь более спокойно и творчески относиться к воспитанию своих ребят, без сверхзадач и чувства вины от того, что порой хочется провести время с мужем или с хорошей книгой".

Рабочее расписание

Только после того, как определены ожидания от работы, можно переходить к конкретным целям и планам их достижения. Для каждой цели нужно определить, сколько времени и усилий требуется для их достижения.

  1. Сколько времени нужно уделять в неделю, а сколько — в день?
  2. Какие это могут быть дни недели, исходя из расписания других членов семьи?
  3. Как и когда лучше организовать свою работу в течение дня?

Кто-то работает ранним утром, пока вся семья спит, а кто-то заручается поддержкой мужа или бабушек, и те проводят время с детьми, пока мама занята. Стандартных ответов нет, у каждой женщины будут свои решения.


Семья — опора или оппозиция?

В результате подробного описания своих профессиональных позиций жена и мама понимает, ради чего она терпит некоторые неудобства, связанные с фрилансом. К ним часто относится вольная трактовка членами семьи самой идеи фриланса.

К примеру, жена может по-прежнему восприниматься как домохозяйка.

  1. У нее свободный график (значит, думает муж, можно все успеть).
  2. Доходы мужа, вероятнее всего, превышают доходы жены, и ее работа рассматривается как второстепенная, как занятие, которому можно предаваться в свободное от воспитания детей и ведения быта время.
  3. Есть и чисто технические сложности: на фиксированные выходные мужа могут выпадать самые горячие рабочие дни жены — сдача заказов, выездные фотосессии и т. д.
  4. То же самое может произойти и с отпуском: если к дате запланированной заранее поездки, жена вдруг получает соблазнительный заказ, приходится в буквальном смысле выбирать между семьей и работой.

Однако здесь есть и свои ресурсы:

  • у одного из супругов фиксированный график работы и получения доходов. Это добавляет стабильности в жизнь семьи: проще планировать время и расходы;
  • официальное трудоустройство супруга позволяет пользоваться социальным пакетом: оплачиваемым отпуском, медицинской страховкой и т. д.;
  • дети видят в семье различные способы организации профессиональной деятельности и могут более осознанно выбрать форму работы в будущем.

Информация: поделитесь с семьей

Для того чтобы эти преимущества не омрачало непонимание мужа (а также остальных родственников), вспомним, что конфликты порождает недостаток информации о том, чем именно занимается жена.

Очень важно рассказывать, в чем суть заказов, каковы успехи, какие радости или переживания принес новый рабочий день.

Это касается не только мужа и родителей (последним бывает в принципе сложно понять формат фриланса), но и детей. Иначе можно столкнуться с ситуацией, рассказанной мамой-фрилансером:

"У меня многолетний опыт фриланса в журналистике, есть достижения и приличные доходы. Когда на вопрос, кем работает мама, маленькие дети дружно ответили „Уборщицей!“ (дома делаю уборку), я поняла, что что-то упустила. Посадила их рядом с собой, рассказала о своей работе: как она называется и в чем заключается, что она дает людям и нашей семье. Показала свои статьи с красивой фотографией автора. Дети по-другому посмотрели на меня и мои труды, и целую неделю хотели быть журналистами".

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, а заодно время от времени "освежать" свою профессиональную самоидентификацию, полезно позаимствовать интересную идею западных специалистов "свободного полета".

Помимо сухих офисных резюме или строгих портфолио, многие из них составляют нечто среднее: резюме, представленное как история профессионального успеха, включающее в себя соответствующие фотографии (например, выступлений на конференциях, церемоний награждения, пройденных мастер-классов, полученных сертификатов, разворотов журналов со статьями, выставок, примеров работ и т. д.).

Такие истории успеха интересны и показательны не только для работодателя, они важны и для близких людей. Кроме того, это отличный мотиватор для самого фрилансера, особенно если мы говорим о жене и маме, уделяющей большую часть времени и сил семье, — ей необходима поддержка ее профессиональной составляющей.

Муж и жена — фрилансеры

Семьи, в которых оба супруга — вольные наемники, тоже не редкость. Несмотря на возможное отсутствие стабильности, у семьи, ведущей такой образ жизни, есть свои бонусы.

  1. Прежде всего, супруги лучше понимают проблемы друг друга: им будет проще говорить на одном языке и решать схожие вопросы. А работа в смежных сферах позволит искать и выполнять заказы в паре, давая дополнительное преимущество обоим супругам (например, жена-дизайнер работает вместе с мужем-фотографом).
  2. Муж и жена свободны в планировании своей жизни, включая заботу о детях, путешествия и переезды.
  3. Мужчина может более активно включаться в воспитание детей и проводить больше времени с ними, а вопрос разделения домашних обязанностей решается легче, ведь в семье нет разделения на работающего мужа и "домоседку" жену.

Интересно, что многие семейные пары, в которых оба супруга являются фрилансерами, под стабильностью подразумевают как раз возможность планировать свою жизнь, не зависеть от прихоти начальства и самим решать, когда отправляться на отдых или в какой стране жить. А избежать финансовых простоев позволяет активный поиск заказчика и продвижение своих услуг на фриланс-рынке.

Для того чтобы в любых условиях, которые предлагает изменчивый мир, женщина-фрилансер оставалась любящей женой и мамой, нужно помнить всего о трех правилах, которые можно назвать золотыми правилами.

  1. Планировать свою рабочую неделю заранее — составленное загодя расписание позволит избежать спешки и перегрузки. Благодаря этому станет понятным объем работы, а также будет наглядно отражено время для работы и отдыха с семьей.
  2. Не допускать цейтнотов — даже при большом количестве задач нужно уметь выделять главное, планировать выполнение работы по частям.
  3. Грамотно организованное рабочее место — портативность, удобство, небольшой формат. Дальняя дорога или целый день дома с сынишкой на полу — везде можно создать для себя прекрасные условия. Особенно для любимой работы.

В итоге такие понятия, как "гармоничные отношения", "стабильность", "сплоченность семьи", зависят не столько от рода деятельности мужа и жены, не от формы и места работы, сколько от умения сохранить атмосферу любви и понимания. Это по силам каждой супружеской паре, если первичной все же остается семья и отношения в ней. Причем не только для работающей жены, но и для мужа.

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

«Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых руковицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были , так и остаются, из года в год.

О таких детях написана книга «Взрывной ребенок», автор Росс В. Грин, американский психолог, более 20 лет специализирующийся на проблемах взрывных детей, от которых все отступились. Он утверждает, что проблему взрывного ребенка решить можно, но строгость и суровое воспитание не делает ребенка менее раздражительным и возбудимым.

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» - это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы - отсутствие адаптивности и самоконтроля - и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций - истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП - другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика - достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

В чем же суть проблемы трудных детей?
Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети - дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция - одно, решение проблемы - другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества - не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных - с отставанием. Перечисленные проблемы - это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А - жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн - я сказала; собирайся живее - поедем к бабушке).
  • В - полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б - договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом - основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, - активное слушание.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку - повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

Я не хочу идти сегодня в школу.

Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

Сегодня опять эта математика.

Да, у тебя в расписании математика.

Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

Далее стоит решить проблему уравнений и поведения учителя. Как? Об этом и стоит разговаривать с ребенком. Возможно, родитель с ребенком позанимаются вместе, возможно, найдут репетитора или обратятся к своему учителю. А ведь можно было сразу сказать ребенку: «Как это ты не хочешь в школу? Как не пойдешь? Портфель собрал? Вперед, вот еще что - не хочу в школу, учеба в школе - твоя обязанность. Одевайся!». И далее скандал, ремень, потерянные нервы и время.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего - Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

О книге «Взрывной ребенок»

  • Изд: Москва, Теревинф, 2002, 5-е издание. ISBN 978-5-4212-0056-7.

Купить книгу можно в интернет-магазинах: OZON , Лабиринт , My-shop.ru .

Хорошо, когда вы можете на какое-то время передать детей другим членам семьи или няне и спокойно поработать. Впрочем, даже это не спасает от казусов, как, например, профессора Роберта Келли во время интервью для BBC.

Это весело, но если дети постоянно мешают, приходится выкручиваться.

1. Сделайте детскую комнату и дом безопасными

Предполагается, что дети могут играть самостоятельно, пока вы работаете. Хотя бы по 15 минут. Поэтому должна быть безопасной настолько, насколько возможно. Закрытые наглухо розетки и окна, углы со смягчителями. Так вы не будете каждую минуту отвлекаться, чтобы проверить, всё ли хорошо с ребёнком.

Практика показывает, что самостоятельные игры - самые разрушительные. Поэтому нужно заранее смириться с разрисованными обоями, обклеенным картинками шкафом, уничтоженным ковром и прочими радостями. Лучше всего сразу предоставить детям возможности для безграничного творчества, чем дёргаться по каждому пустяку и отрываться от работы.

2. Создайте рабочую зону

Идеальный вариант - свой кабинет. Если у вас мало места, хотя бы оборудуйте рабочую зону, недоступную для детей. И сами не кладите на рабочий стол предметы, связанные с детьми. Это нужно, чтобы:

  • Защитить вещи от красок, пластилина и клея.
  • Настроиться на рабочий лад перед компьютером.
  • Дети поняли, что в доме есть особенное место, куда без разрешения нельзя.

3. Разделите виды работы

В любой работе есть мелкие процедуры вроде проверки почты. А есть деятельность, для которой нужна максимальная концентрация.

Подумайте, когда вам нужно сосредоточиться. Такую работу выполняйте, когда дети спят. А мелочи отложите на время, когда они самостоятельно играют или смотрят мультфильмы. Всё равно будете отвлекаться, но для небольших задач это не так критично.

4. Перейдите на детский режим дня

Mårten Vennelin / Flickr.com

Многие родители работают по ночам, а днём занимаются детьми. Всё хорошо, только непонятно, когда спать.

Дети спят больше взрослых, но не настолько, чтобы родители успевали всё на свете, пока ребёнок отдыхает.

Мой сын перестал спать днём в полтора года, зато ночью спал хорошо. Ложился вовремя, только вот я к 11 вечера была уже не в состоянии работать хоть сколько-нибудь эффективно, хотя я типичная сова. Просто возня с маленьким ребёнком отнимает много сил.

Я перешла на детский режим - засыпала в одно время с сыном и . Мне хватало времени, чтобы выспаться, сделать на свежую голову самую трудную работу, а когда просыпался ребёнок, занималась мелкими задачами.

Попробуйте, возможно, вы не такая сова, как вам кажется.

5. Объясните всем членам семьи, что работа из дома - тоже работа

Многие думают, что из дома работать хорошо, потому что всё можно успеть - и поиграть, и поработать, и кашу сварить. Если кто-то из домочадцев ещё верит в этот миф, развейте его. Пусть не ждут идеального порядка, обеда из трёх блюд и всего того, что может обеспечить домохозяйка, но на что нет времени у работника.

6. Когда садитесь за работу, приведите себя в порядок

Это общее правило для всех . Обязательно переоденьтесь во что-то, хотя бы приблизительно напоминающее офисную одежду.

  • Во-первых, так у вас не будет неприятных ситуаций, когда вам позвонили по Skype, а вы не можете ответить из-за каши в волосах.
  • Во-вторых, вы будете готовы к неожиданностям. Если во время беседы или звонка в рабочую зону ворвутся дети, вы сможете извиниться, встать и отвести их в соседнюю комнату, включив мультик. И никто не увидит, что у вас есть пиджак, но нет брюк, поэтому вы сидите в семейных трусах.
  • В-третьих, дети понимают больше, чем нам кажется. Когда мама или папа надевают рабочий костюм, для детей это сигнал: «Не отвлекайте меня, я на работу!»

7. Подружитесь с соседями

Иногда оставить ребёнка некому вообще. Даже на минуточку. Но вас ждёт важное собеседование или звонок. Как быть? Если у вас есть приветливые соседи, которые в течение дня могут на 10–20 минут взять ребёнка к себе или зайти в гости и занять его игрой, цените их.

Если вам кто-то позвонит, вы сможете перенести беседу на 10 минут и обратиться за помощью. Не надоедайте соседям с такими просьбами часто, это вариант на крайний случай. И не забывайте их за это благодарить.

8. Обязательно уделяйте внимание детям

Дети могут настойчиво требовать вашего внимания здесь и сейчас, немедленно. Иногда лучше отвлечься от работы, посвятить полчаса активным играм и обучению ребёнка, а потом вернуться к делам.

Режим «полчаса - игра, полчаса - работа» куда эффективнее, чем режим «весь день пытался поработать, но ребёнок не давал».

Ребёнок, который получил свою дозу заботы, спокойнее играет один. А если ребёнок понимает, что мама и папа готовы с ним общаться, то у него нет лишнего повода канючить и выпрашивать время на себя.

Делитесь своими лайфхаками, как совместить ребёнка и работу, если вы под одной крышей.

Можно признаться в собственном несовершенстве? Я до сих пор не научилась организовывать себя и своего 10-месячного ребенка так, чтобы все успевать – играть с ним, гулять, кормить, закупать продукты и готовить, убираться. А еще работать. Так уж получилось, что я занимаюсь несколькими проектами. Дома. И, учитывая наличие маленького Андрюши и довольно большого Макса, это получается со скрипом.

Если поблизости имеются помощники – супруг или бабушки, то все прекрасно. Делегирую я обязанности легко и непринужденно, благо никто не возражает. А вот если я с Андрюшей одна, то все по-другому. До умудренной опытом Лены Даниловой , которая растит пятерых детей и при этом успевает проводить тренинги, вести сайт и писать книжки – мне далеко.

Однако один секрет у меня имеется. Тот, что позволяет не сойти с ума от собственного несовершенства, усталости и ощущения, что в сутках не хватает часов этак 6 или 8. Секрет очень простой: надо вздохнуть полной грудью и расслабиться. Только и всего.

Предположим, что у меня есть серьезный такой списочек дел, которые необходимо выполнить. Сегодня. Желательно в определенном порядке. А Андрюше на этот список плевать. Никакого уважения к маминой трудовой деятельности. У него свои желания и потребности.

Может, где-то имеются дети, которые могут сосредоточено что-то рассматривать и во что-то играть, часами. Андрюша к ним не относится, точно.

Ты ему игрушку подсовываешь, конструктор красивый, а сама быстренько пытаешься вычитать последнюю верстку своей книжки. Вместо того, чтобы бодро ставить друг на друга красивые блоки, маленький наглец залазит к тебе на коленки и начинает рвать листочки и пускать на них слюни. На твои задачки. С красивыми картинками. Которые надо поправить и срочно отослать верстальщику.

Андрюше не нужны машинки, пазлы и прочие радости – ему нужна мама, которая занимается исключительно им. А не ерундой какой-то.

— Ну, хорошо, Андрюша, давай поиграем, любимый. Полный восторг. Играем. Вроде, увлекся, сам что-то делает. Тихонько отползаю в сторону и к задачкам. Через пару минут Андрюша дергает меня за ногу. Издевается, не иначе.

В голове коварная мысль – уложу спать, тогда поработаю. Ага, уложила. Вместо того, чтобы спокойно сопеть под одеялом, ребенок через полчаса подает голос – не спится ему без мамы, видите ли. С ним надо лежать, по спинке гладить и песенки напевать.

Если тебе действительно нужно просмотреть верстку именно сегодня, и просмотреть внимательно, то можно сойти с ума. Честно. Вместо верстки, кстати, можно любое другое дело вставить. Не связанное с ребенком. Которое нужно выполнить, а не получается. Никак.

Вопрос: что делать в такой ситуации? РАССЛАБИТЬСЯ. И совершенно точно – не психовать. Потому что если психовать, то будет еще хуже. Хуже и тебе, и ребенку.

Несколько месяцев назад на меня снизошло откровение, не смейтесь. Маленького ребенка нельзя организовать и упорядочить. Ты можешь десять раз все просчитать и распланировать. Вот сейчас я с ним погуляю, потом поиграю, потом уложу и займусь своими делами. И до того, как он проснется, у меня будет время на то-то и то-то. Но в какой-то момент у него заболит животик, он проснется в слезах и не вовремя или вовсе засыпать не захочет, и все, план не сработает, как бы прекрасно он ни был составлен.

Со вторым сыном я научилась принимать подобные вещи, как данность. Ну, вот так случилось. Не получается что-то сделать. По крайней мере, сейчас. Ну и ладно.

Да, хочется пойти и заняться своими делами, хочется «не терять времени». А нужно сделать именно это. Нужно сказать себе: «Вот сейчас я задвину все свои планы подальше и займусь исключительно ребенком». Буду качать его, танцевать с ним, щекотать и катать машинки.