Раскрой и изготовление швейного изделия. Подготовка к раскрою и раскрой деталей изделий

Цель раскроя материалов - получение деталей по лекалам для будущего соединения их в изделия. Этот процесс следует разделить на операции: подготовительные и основные.

Подготовительные операции включают:

  • подготовку материалов к раскрою (приемку материалов по качеству, подбор кусков для будущего настила);
  • конфекционирование, т.е. разработку конфекционной кар­ты, так называемого «лица модели», в которой представлены все данные о модели и все предусмотренные для ее создания ма­териалы;
  • расчет длины и количества настилов - это операция, вы­полняемая с широким использованием ЭВМ, по оптимальному подбору в будущий настил материалов с учетом их размерных признаков, дефектов, способа расположения полотен в настиле;
  • изготовление обмеловок и трафаретов.

Обмеловка - верхнее полотно настила, на котором фикси­руются контуры лекал (карандашом, цветным мелом, на бума­ге с обозначением лекал). В современном швейном производ­стве раскладка лекал (изготовление обмеловок) осуществляется с широким применением программ ЭВМ. Это не только сущест­венно снижает затраты труда на эту операцию, но и позволяет эффективно использовать площадь материалов, учесть различ­ные пороки на них. Кроме того, улучшается качество кроя и возможности оперативного обновления ассортимента. Трафаре­ты выполняются из клеенки, плотной бумаги и используются, как и обмеловка, однако контуры лекал на них обозначены в виде перфорации, они эффективно используются для получе­ния деталей изделий стабильных конструкций;

  • нормирование расхода материалов при раскрое направле­но на их экономию, на определение потребности исходя из объе­мов пошиваемых изделий. Отдельно рассчитываются нормы на настил, обмеловку, а также технические и фондовые.

Следует особо отметить первую операцию, связанную с при­емкой по качеству материалов, с составлением паспорта при­емки. Ее необходимость обусловлена во многом несогласован­ностью требований стандартов к материалам и к изделиям из них. Так, например, в тканях допускается разнооттеночность, а в швейных изделиях она недопустима. Это относится и к трико­тажным товарам.

Основные операции раскроя - это настилание полотен ма­териала, раскрой, комплектование деталей кроя.

Настилание осуществляется на столах шириной не менее 1,7 м и длиной б-20 м и более (до 50 м).

К этой операции предъявляется ряд требований, направлен­ных на экономное использование материалов, обеспечение ста­бильности размеров деталей и узлов будущих изделий, устране­ние дефектов в них:

Свободное (без натяжения, но и без слабины) расположе­ние материалов;

Соблюдение равнения материалов в настиле по одной из кромок;


Совмещение во всех полотнах настила крупных полосок, клеток, рисунков;

Подбор полотен одного волокнистого состава, цвета, направ­ления ворса и т.д.

Полотна материалов в настиле могут иметь разное количест­во (от 16-24 - толстые драпы, до 100-200 - тонкие бельевые полотна). Высота настила связана с коэффициентом трения по­лотен, высотой уступа электрического дискового ножа для раз­резания материалов. Настилание материалов осуществляют разными способами: взгиб (при наличии дефектов в материа­лах); лицом вниз (обеспечивается раскладка полного комплек­та лекал) и лицом к лицу. Последний способ наиболее приемлем, так как он позволяет исключить разнооттеночность пар­ных деталей изделия.

Процесс настилания может проводиться вручную, с исполь­зованием настилочных машин. Наиболее эффективно использо­вание автоматизированных настилочно-раскройных комплексов (АНРК), в состав которых входят настилочная машина, автома­тизированная раскройная установка, система автоматизиро­ванного проектирования лекал.

Функциональные возможности АНРК разнообразны: накоп­ление базы данных, разработка, копирование, раскладка, вы­черчивание и вырезание лекал, настилание любых материалов, раскрой настила по заданной программе.

Раскрой материала осуществляется вручную, электрически­ми дисковыми и ленточными машинами, лучом лазера, плаз­менной дугой, использованием комплексов АНРК и др.

Раскрой вручную отличается низкой производительностью. Использование электрических дисковых машин связано с пред­варительным рассеканием настила, т.е. его разделением на час­ти, предназначенные для окончательного раскроя на ленточ­ных машинах.

С учетом создания и использования программно-управляе­мых машин конкретизированы требования к раскройному ин­струменту:

Минимальное механическое воздействие режущего ин­струмента на материал;

Независимость ширины реза от скорости резания;

Простота управления режущим инструментом и возмож­ность дистанционного управления им;

Небольшая стоимость режущего инструмента и расходов по его эксплуатации: использование для разрезания микроплазменной дуги, отличающейся от плазменной малыми токами (от единиц до десятков ампер). Это позволяет снизить мощность разряда и одновременно обеспечить остросфокусированный фа­кел диаметром менее 1 мм, вертикальность срезов независимо от толщины разрезаемого материала.

К преимуществам микроплазменного способа, равно как и резания, лучом лазера, относятся:

Оплавление кромки тканей из термопластичных волокон или с их использованием в смеске. Это устраняет осыпаемость краев срезов и исключает необходимость их обметывания;

Обеспечение очень узких и постоянных по ширине резов (менее 0,5 мм);

Достижение скорости резания, близкой к нулю.

Комплектование деталей кроя заключается в подборе всех деталей будущего изделия для определенного размера, роста, полноты и их нумерация. Базовой основой является конфекци­онная карта, в строгом соответствии с которой будет изготов­ляться изделие. Затем осуществляется контроль всех деталей комплекта по качеству, количеству, цветам и рисункам деталей. Комплект деталей, соответствующий конфекционной карте, упаковывают в тару и направляют в пошивочные цехи. Сопроводительным документом является маршрутный лист с данны­ми о пачке, адресе кроя, выходными данными готового изделия.

Одежда должна радовать человека. В ней хорошо, когда ты одет по погоде, когда она к месту, когда используется красивая и качественная ткань, когда она сидит на тебе хорошо. Говорят: "Театр начинается с вешалки, а красивое изделие с кроя. И какая бы красивая ткань не была, но если изделие сидит на фигуре плохо, то его уже ничего не спасет. Посадка изделия на фигуре зависит и от качества построения выкройки, и от качества раскроя: подготовки ткани, положения выкройки относительно долевой нити, наличию контрольных меток и т. д. Поэтому мы сегодня узнаем, как правильно раскроить ткань, чтобы изделие было качественным?

Сегодня мы освоим профессию портного на стадии кроя, то есть профессию закройщика .

Правила раскроя для любого изделия универсальны. И их нужно соблюдать.

Правила раскроя

Подготовка ткани к раскрою

  1. Во избежание усадки в процессе носки и стирки перед раскроем ткани подвергают декатированию - особой обработке, которая обеспечивает их предварительную усадку.

Большая часть тканей при увлажнении дает усадку по длине и несколько меньшую по ширине, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки. Усадке подвержены натуральные ткани: хлопок, лен, шерстяные ткани. Натуральные шелковые ткани тоже усаживаются при стирке, но декатировать их нельзя – они не любят влагу и высокую температуру.

Процесс декатирования заключается в увлажнении ткани, пропаривании ее и в последующем просушивании.

В домашних условиях декатирование производят следующим образом: шерстяную ткань равномерно увлажняют с помощью, например, пульверизатора, а затем проутюживают через влажный проутюжильник в долевом направлении до полного просыхания. Еще существуют рекомендации по замачиванию в воде тканей из искусственного волокна с последующим высушиванием в сухой простыне и проглаживании утюгом по изнаночной стороне. Я этого не делаю и вам советовать не буду.

Перед декатированием тканей с набивным рисунком рекомендуется проверить стойкость красителя путем замачивания образца.

Также есть рекомендации НЕ декатировать хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани, а только проглаживать для удаления помятостей и сгибов. Я, кстати, именно х/б ткани для личного применения перед пошивом намачиваю полностью в воде для принудительной усадки, затем сушу и проглаживаю. При этом хочу отметить, что в качественных тканях значительной усадки не происходит: до 2-х см. на метр длинны, но чем реже и мягче ткань, тем усадка больше.

Особо хочу остановиться на одном примере. Это было давно. Я как-то купила трикотаж с ангоркой. Материал в то время такой не выпускался, это была новинка. Трикотаж шерстяной с синтетикой, я и не подумала, что он может дать усадку. Когда дело дошло до утюжки в процессе пошива, то материал «уселся» вдвое, что ввергло меня в шок. Мне пришлось дошить свое модное платье и продать соседке, которая была на два размера меньше и на 30 см. ниже меня. Поэтому перед раскроем весьма рекомендую проверить материал на действие воды и температуры.

  1. Определить качество ткани на наличие ткацких пороков, к которым относятся, в частности, дыры и пробоины, пятна, утолщенные нити, неравномерность окраски и т.п. Лучше всего просмотреть отрез на свет, нет ли ткацкого дефекта или дырочек. Если дефект обнаружен, то необходимо отметить эти участки мылом (мелом) или цветной нитью, чтобы при раскрое дефектные участки ткани поместить между выкройками или использовать для скрытых деталей, таких как подворотник, подманжеты, обтачки и др.
  2. Обязательно проверить рисунок, нанесенный на ткань, или какое-то специальное покрытие. Как он нанесен: симметрично или нет, насколько далеко от кромки? Часто с изнаночной стороны это не видно и вы можете положить выкройку так, что она не полностью попадет на рисунок. В этом случае изделие будет испорчено. Об этом показано в ролике статьи « ». Сделать пометки с изнаночной стороны.
  3. стороны. Особо обратить внимание на характер лицевой поверхности: наличие ворса, рисунка, вида переплетения.

Рисунок ткани.

Ткани с рисунком в клетку или в полоску относятся к числу трудных для раскроя, так как подгонка клеток или полосок при последующем соединении деталей изделия требует от исполнителя внимательности и известного опыта. кроме того, необходимость подгонки полосок и клеток влечет за собой дополнительный расход ткани, и это необходимо учитывать, приобретая материал в магазине.

Ткани с крупнофигурным цветочным или геометрическим рисунком тоже вызывают трудности в раскрое. Раскладывая выкройки на такой ткани, необходимо заботиться уже не только о совпадении частей рисунка в швах, но и внимательно следить за правильным размещением рисунка на деталях выкроек: центры рисунков должны совмещаться с центральными линиями изделия или располагаться симметрично относительно них. Желательно вообще не резать рисунки на видных местах изделия.Цветочные рисунки на тканях могут быть направленными и разносторонними. Первые характерны тем, что стебельки цветов у них направлены в одну сторону, тогда как у вторых - в разные стороны.

Раскладка на ткани с односторонним рисунком

На тканях с направленным рисунком выкройки всех деталей должны быть расположены в одном направлении. Такое расположен выкроек обычно несколько увеличивает расход ткани. Однако детали изделия, раскроенные без соблюдения этого правила, т. е. без учета направленности рисунка, значительно снижает качество изделия.

Раскладка выкроек на ткани с разносторонним рисунком

На тканях с разносторонним цветочным рисунком, также гладкокрашеных или с мелкофигурным рисунком (в горошек и т. п.) выкройки можно раскладывать в любом направлении.

Ворс . При раскрое ворсовых тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление ворса на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.

В изделиях из длинноворсовых тканей, таких, как вельвет, бархат, панбархат, плюш и бобрик, ворс должен быть направлен снизу вверх. Напротив, коротковорсовые ткани (фланель, байка, замша, шерстяная с ворсом) раскраиваются с таким расчетом, чтобы в готовом изделии ворс на всех деталях был направлен сверху вниз.

Также при раскрое атласных тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление переплетение нитей основы на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.

5. Мы уже знаем, как определить Все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению. Поэтому направление нитей основы на выкройках основных деталей, как правило, намечают по длине. В этом случае изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы.

Направление нитей основы всегда обозначается на выкройках соответствующими линиями (ДН- долевая нить). Долевая нить всегда идет вдоль кромки и вдоль рулона новой ткани. Положить ткань долевой нитью вдоль стола, так чтобы она не свисала и не скатывалась со стола. Лишнюю ткань закатать в рулон с одного края.

  1. Проверить качество кромки. Если кромка стягивает ткань по краю, ее необходимо срезать. Если кромка грубая. то ее следует обходить при раскрое или сразу срезать. Иногда, если ткани мало по ширине, то кромку можно включать в припуск на шов, если она не отвечает вышеуказанным условиям.

Настил ткани.

  1. Подготовленную, как указано выше, ткань раскладывают на столе для раскроя. Настил ткани можно производить двумя способами: в сгиб и в разворот.

В условиях индивидуального изготовления одежды чаще всего применяют первый из этих способов - настил в сгиб, при котором ткань складывается по длине лицевой стороной внутрь. При этом способе настила выкраивают парные и симметричные детали.

При настиле в разворот ткань расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз. Этим способом пользуются при небольшой ширине ткани, при ассиметричных выкройках, в случаях более экономной раскладки выкроек, при наличии дефектов на ткани, а также в том случае, когда ткань имеет сложный, крупный рисунок, требующий подгонки. Также этот способ настила используют при раскрое тканей с ворсом. Во втором случае настила лекала дважды зеркально накладывают для обмеловки. Ткань в разворот можно настилать сразу в два слоя лицевыми сторонами друг к другу, и тогда симметричные детали нужно выкраивать один раз.

При первом и последнем способе сложить ткань лицевой стороной внутрь, выровнять кромки.

  1. Подготовленную к раскрою ткань нужно выровнять по торцевому срезу с помощью треугольника. Срез должен быть под прямым углом.

Раскладка выкроек.

Обмеловка выкроек. Припуски на швы.


15. Обмеловку выкроек выполняют тонкой четкой линией остро заточенным мелом или мылом двойными линиями: первые линии проводят точно по контурам выкроек, вторыми обрисовывают припуски на швы. Мелом же переносят на ткань все имеющиеся на выкройках контрольные надсечки, а через вырезанные треугольники (на рисунке с раскладкой выкроек) намечают положение вершин вытачек. Стороны вытачек проводят после снятия выкроек с ткани по линейке.

Припуски на швы для всех участков разные. При использовании выкройки впервые рекомендуется дать дополнительный припуск на швы — до 2-х см., такие как, плечевые, линии притачивания лифа к юбке, боковые, рельефные, проймы. Также в индивидуальном пошиве дается больший припуск на подгибку низа изделия.

Подробнее о припусках на швы вы можете прочитать .

Правильная подрезка припусков имеет существенное значение для последующего стачивания деталей. Так, например, после соединения плечевых срезов полочек и спинки запасы на шов направляются на спинку, плечевые и боковые швы впоследствии втачиваются в шов горловины и пройм. Чтобы эти запасы смогли лежать свободно и не «затягивать» швы, нужно припуски срезать под углом к линии шва, который в точности «зеркально» повторит форму проймы и горловины, то есть, того участка, к которому дается припуск, как показано на рисунке.

Припуски на швы

Разрезание ткани.

  1. Ткань раскраивают (разрезают) остро отточенными ножницами, соответствующего номера по вторым намеченным линиям, соответствующим контурам детали с припусками на швы. Если припуск небольшой (1,0-1.5 см.) и у вас есть достаточный опыт, то разрезать ткань можно параллельно намеченной линии вокруг выкройки, без обозначения припуска на швы. Линия кроя должна быть четкой, без волнистых и рваных краев.

В домашних условиях ткань разрезают ножницами таким образом, чтобы широкое лезвие их тыльной стороны опиралось на стол.

При разрезании скользких тканей, сложенных вдвойне, надо следить за тем, чтобы не произошло сдвига слоев ткани. С этой целью оба слоя рекомендуется скрепить булавками.

К первой примерке вырезают только крупные, основные детали (спинку, полочки, рукава). Мелкие детали рекомендуется вырезать лишь после того, как на них будут перенесены все уточнения и сделаны необходимые изменения, выявленные при примерке.

Я лично вообще вычерчиваю все мелкие детали в оставшихся выпадах только после примерки. Это называется подрезкой мелких деталей.

Мелкие детали: подборта, обтачки, манжеты, воротник и прочее, выкраивают только после примерки и уточнения изделия на фигуре. Может измениться вырез горловины, глубина проймы, ширина борта и другое.

Наглядно можно посмотреть как научиться кроить видео на примере . Позже уроки по раскрою блузки, платья и другие будут содержать видео, которые будут наглядно дополнять этот урок.

В этой статье мы ответили на вопрос: ? Мы побывали в роли закройщика, узнали все тонкости и правила раскроя для пошива качественного изделия.

Что было для вас нового, а может, вы — новичок, и для вас открылся новый мир портновских знаний? Напишите в комментариях. Задавайте вопросы.

Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».

С любовью, Ольга Злобина

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные: ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД :

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД :

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД :

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя: ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся: ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски: выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку - Могу! - сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

- Из этой шкуры шапку сшить - А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою . определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
- в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

- в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка - памятка Раскладки выкроек на ткани . (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии. Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.


Раскрой – один из важнейших процессов пошива одежды, от его правильного выполнения зависит многое, и прежде всего, качество пошитого изделия. Он делится на два этапа: подготовку к раскрою и сам раскрой.

Подготовка ткани к раскрою

К подготовительным работам принадлежат:

  • декатировка ткани;
  • определение лицевой стороны материала;
  • настил ткани;
  • раскладывание выкроек изделия на ткани;
  • обмеловка деталей и припуски на шві.

Рассмотри каждый пункт подготовки к раскрою более детально.

Декатировка

Самый простой способ декатировки ткани состоит из увлажнения ткани; просушивания; легкой утюжки. Декатируют преимущественно натуральные ткани, которые могут дать усадку при стирке и глажке: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетические ткани достаточно прогладить с изнаночной стороны слабо нагретым утюгом.

Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани

Перед раскладыванием выкроек на ткани, надо определить ее лицевую сторону. У тканей, которые имеют ярко-выраженный рисунок, легко различить изнаночную и лицевую сторону - где рисунок ярче – там и лицо. А как же определить лицо и изнанку у тканей, где невыраженный рисунок?

  • Однотонные хлопчатобумажные (ситец, бязь и т. д.), некоторые натуральные шерстяные и шелковые ткани, а также искусственный шелк имеют преимущественно полотняное переплетение нитей и потому изнаночная и лицевая сторона у таких тканей мало различима. Определяют лицевую сторону у таких тканей методом сравнения – где качественнее визуально выглядит ткань – там и лицевая сторона (отсутствуют узелки, нитки, катыши).
  • У тканей саржевого переплетения лицевую сторону определяют по рубчику – на лицевой стороне (если смотреть вдоль основы) он располагается снизу вверх и слева направо.
  • Лицевую сторону атласного переплетения отличить легко по более гладкой поверхности по сравнению с изнаночной стороной.

Настил ткани

После определения лицевой стороны ткани, переходят к настиланию ткани. Кроить можно на любой горизонтальной ровной поверхности. В домашних условиях это обычно большой стол или пол. Существует четыре основных способа настилки ткани:

  • Способ № 1"В сгиб": Ткань перегибают вдоль нити основы и складывают так, чтобы кромки совпадали. Таким способом кроят парные детали и детали со сгибом.
  • Способ № 2 "В два слоя": Ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали. Подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.). Такие способы раскладки имеют одинаковые плюсы и минусы. Минус такой раскладки: не экономичный расход ткани. Плюс: можно сэкономить время на раскрое, т. к. выкраиваются сразу две детали.
  • Способ № 3 "Ткань развернута по ширине": Такой способ используют для раскроя одиночных деталей. Минус такой раскладки: не экономичен по времени, приходится обводить и разрезать ножницами каждую деталь отдельно. Плюс: можно сэкономить ткань, остается мало отходов при такой раскладке деталей.
  • Способ 4 "Комбинированный": Сочетает в себе все вышеописанные способы. Минус такой раскладки: нет. Плюсы очевидны: можно сэкономить ткань и время на раскрой деталей, остается мало отходов при такой раскладке деталей.

Раскладывание выкроек на ткани

  • Раскраивают детали по выкройкам или лекалам. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.
  • Во время раскладывания выкройки на ткани следует учитывать направление ворса, оттенок, рисунок и тому подобное. Если рисунок ткани направлен в одну сторону, то выкройки раскладывают так, чтобы росток, горловина, окат рукава и верхняя часть юбки были размещены в одном направлении.
  • Выкройки деталей изделий из бархата, вельвета раскладывают против направления ворса (если провести ладонью по ворсу – он приподнимается), а из всех других тканей - по направлению ворса (если провести ладонью по ворсу – он лежит гладко), чтобы во время ношения сохранить гладкую поверхность изделия.
  • При раскрое изделий из парчи, тафты, габардина необходимо определить оттенки ткани. Для этого складывают два отрезка ткани по поперечной нитке и выбирают желаемый оттенок.
  • Раскладывая выкройки на ткани в полоску или в клетку, необходимо следить, чтобы полоски совпадали по цвету и ширине в боковых швах и посередине каждой детали. Причем детали выкройки могут быть размещены не только вдоль, но и поперек или по косой нити, в зависимости от фасона.
  • На однотонных тканях или на тканях с неопределенным рисунком выкройки можно раскладывать в разных направлениях, учитывая направление основной нити в деталях и наиболее экономное расходование ткани.
  • На ткани сначала раскладывают основные выкройки изделий (полочки, спинку, рукава, передние и задние полотнища юбки), а потом - более мелкие (манжеты, воротник, пояс и тому подобное), используя свободное место между большими деталями, следя за тем, чтобы направление долевой нити на выкройке совпадало с нитью основы на ткани.

Припуски на швы

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом, чудо-мелком и т. д.), учитывая припуски на швы.

По умолчанию припуски на швы в швейных изделиях таковы:

  • для обтачных швов припуски составляют 1,0 см;
  • для стачных швов: плечевые – 1,0-1,5 см, боковые – 1,5-2,5 см, швы втачивания воротников, рукавов и т. д. 1,0-1,5 см, стачивания верха и низа изделия – 2,0-3,0 см;
  • для подшивки низа – от 1,0 до 5,0 см в зависимости от модели и способа обработки.

При подгонке изделия по фигуре (при отсутствии точной выкройки), при выкраивании деталей в клетку, полоску, с явно выраженным рисунком - все припуски надо увеличить.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

Урок технологии в 6 классе № дата:

Тип урока : урок открытие новых знаний.

Тема урока: « Правила раскроя плечевой одежды. Раскрой».

Цель урока: способствовать формированию представления о подготовки ткани к раскрою, формированию основных правил раскроя изделия.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомление с последовательностью и приемами раскроя плечевого швейного изделия; формирование умения выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценивать качество кроя по предложенным критериям, дублировать необходимые детали клеевой прокладкой.

Метапредметные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по плану.

Личностные : формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления.

Оборудование : ткань, выкройка, ножницы, французские булавки, портновский мел.

Структура урока.

I . Этап мотивации.

1. организация урока: проверка готовности учащихся к уроку.

2. создание проблемной ситуации.

II . Этап актуализации.

Проверка знаний по теме предыдущего урока «Моделирование плечевой одежды» Подводящий диалог:

Что означает термин «Моделирование»?

Какая дополнительная деталь нужна для обработки выреза горловины, как она называется?

Какая дополнительная деталь нужна для обработки застежки спереди от верха до низа, как она называется?

Выполнить задание 16, п. 4 из рабочей тетради (проверь себя)

III . Этап выявления места и причины затруднения.

Вспомните, как вы готовили ткань к раскрою в прошлом учебном году?

Как найти лицевую сторону в ткани?

Как найти в ткани направление долевой нити?

Как узнать по эскизу модели и выкройке, сколько деталей нужно выкроить: две или одну?

Если на выкройке припуски на швы? Как они обозначены?

Помните ли вы правила раскладки выкроек на ткань?

IV . Этап целеполагания.

Показ слайдов, фотографий, журналов мод, иллюстрирующих различные способы раскладки выкроек на ткани плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Итак, тема нашего урока: «Правила раскроя плечевой одежды». Практическая работа «Раскрой швейного изделия».

Цель - выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия.

Таким образом, сегодня наша задача или план урока: подготовка ткани к раскрою швейного изделия, раскладка выкроек на ткань, раскрой изделия, выкраивание деталей из прокладки.

V . Этап открытия нового знания.

Раскрой - сложный и ответственный этап изготовления швейного изделия, при раскрое материала нужна большая точность, т.к. ошибки не всегда можно исправить.

1. Правила организации рабочего места для выполнения раскройных работ.

2. Определение лицевой стороны и долевой нити в ткани.

3. Дефекты в тканях.

4. Способы настила ткани в сгиб лицевой стороной внутрь и в разворот (в один слой) изнаночной стороной вверх.

5. Правила раскладки деталей: необходимо разложить на ткани сначала крупные детали, затем мелкие, следить за направлением долевой нити, края выкроек со слово «сгиб» укладывают точно к сгибу ткани.

6. Прикалывание к ткани уголков выкроек, располагая булавки диагонально, затем края детали по припускам на швы располагая булавки вдоль линий швов.

7. Обвести портновским мелом детали выкроек точно по контуру, затем обвести второй линией с учетом припусков на швы.

8. Выкроить детали по второй линии, соблюдая правила безопасности.

9. Выкраивание деталей из клеевого прокладочного материала.

VI . Этап первичного закрепления.

Первичное закрепление знаний осуществляется в ходе выполнения задания 17, п.1-2 в рабочей тетради (схема раскладки выкроек на ткани, величина припусков на швы) Вспомнить правила безопасного труда при работе с ножницами.

VII . Этап включения в систему знаний.

Практическая работа: «Раскрой швейного изделия».

Проверять:

    Правильность выполнения задания.

    Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.

VIII . Этап подведения итогов урока.

Как вы сложили ткань для проектного изделия?

Как вы расположили выкройки проектного изделия на ткани?

Какие детали выкроили из клеевой прокладки?

Какие дали припуски на швы?

IX . Этап рефлексии.

Выполнить п.4. задания 17 из рабочей тетради.

Выставление оценок.

X . Этап ознакомления с домашним заданием.

Изучить материал §17, выполнить задание из учебника, отмеченные значком «Компьютер». Принести детали кроя, инструменты для швейных работ.