Расписание дня для девочки 10 лет. Идеальный режим дня для женщины

Режим дня подростка и личная гигиена

Чтобы предохранить от болезней подростков, вырастить их физически крепкими, жизнерадостными, трудолюбивыми, способными преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо приучить их соблюдать режим дня. Большую часть трудового дин подросток проводит в учебном заведении. Очень важно, чтобы навыки, которые он здесь приобретает, закреплялись дома.

Понятие "режим дня" включает следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Необходимо подчеркнуть что при приготовлении уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм. Работоспособность учащихся уменьшается, их успеваемость снижается, а с течением времени у подростков появляются и признаки расстройства здоровья.

Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Как видно из приведенных ниже таблиц, утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной.

День школьника начинается утренней гигиенической гимнастикой - зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность. После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: обтирает тело до пояса жестким махровым полотенцем, смоченным водой, или принимает душ. Температуру воды постепенно через каждые 2 - 3 дня понижают на 1 °С и доводят с 28° до 18 - 17 °С. Учащиеся, - постоянно выполняющие водные процедуры, реже болеют гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями.

После выполнения физических упражнений и закаливающих процедур надо тщательно умыться с мылом и почистить зубы. Следует помнить, что тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей подросткового возраста создают благоприятную почву для различных кожных заболеваний.

Кожа состоит из трех основных слоев: наружного слоя-надкожицы (эпидермиса), собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Клетки наружного слоя тонки и нежны, они постоянно отмирают и удаляются, а на смену им вырастают новые. При неопрятном содержании тела подростка эти отмершие клетки остаются на его поверхности, белье, волосистой части головы (перхоть), разлагаются (дурно пахнут), в случае пореза кожи способствуют появлению воспалительных процессов.

Во втором слое - собственно коже - расположены клетки соединительной ткани, придающие коже, упругость, прочность, растяжимость, многочисленные окончания нервов, мельчайшие капилляры, лимфатические сосуды, потовые и сальные железы, корни волос. Через потовые железы происходит потоотделение, способствующее поддержанию нормальной температуры тела.

Сальные железы обеспечивают кожу смазкой, защищающей наружный слой от высыхания и образования трещин. Выводные протоки сальных желез при неопрятном содержании кожи могут закупориваться, особенно в подростковом возрасте, когда железы усиленно выделяют смазку. Сало, остающееся в протоке, разлагается, раздражает кожу, что нередко приводит к появлению угрей. Это, естественно, не нравится ребятам, и они занимаются самолечением, выдавливая угри разными способами, рискуя занести в кровь инфекцию. Кроме того, при этом травмируется нежная кожа лица: на ней образуются небольшие рубцы.

Третий слой - подкожная жировал клетчатка - представляет своеобразную "кладовую", где хранятся запасы жира в организме. Этот слой кожи способствует сохранению тепла. Кожа обладает самообеззараживающим свойством; находящееся в ней особое вещество убивает многие виды болезнетворных микробов.

Для того чтобы избежать загрязнения кожи клетками надкожицы (эпидермиса), потом, избытками кожного сала, а иногда и болезнетворными микроорганизмами и яйцами глистов, подростку необходимо постоянно следить за чистотой кожи и нижнего белья.

Невозможно найти человека, который бы усомнился в том, что упорядоченный образ жизни с самого юного возраста способствует нормальному развитию ребенка и поддержанию психофизического здоровья, воспитывает дисциплинированность и организованность. Распорядок дня подростка составляется с учетом школьного расписания и занятий по дополнительному образованию или времени посещения спортивных секций. Не менее важно учитывать состояние здоровья растущего человека и определенный природой тип активности («сова», «жаворонок», «голубь»).

Особенности режима дня подростка

Ночной сон

В режиме дня должно быть сбалансировано время труда и отдыха подростка. Для восстановления работоспособности организма необходим нормальный сон. Норма ночного отдыха у подростка – 8 – 9 часов. Если ребенок не высыпается, его работоспособность снижается на 30%, у него изменяется способность воспринимать информацию, наблюдаются рассеянность и раздражительность. Учитывая, что занятия в общеобразовательных и специальных учебных заведениях начинаются в 8 – 9 часов, учащемуся необходимо встать до 7 часов утра, чтобы выполнить все гигиенические процедуры и позавтракать. Замечательно, если ребенок делает комплекс утренних физупражнений. Исходя из этого, легко подсчитать, что укладываться спать подросток должен не позднее, чем в 22:30.

Учебное время

Время, проводимое ребенком в школе, систематизировано: строго по учебному расписанию проходят уроки и перемены, организовано время принятия пищи. Если ребенок занимается в учреждениях дополнительного образования, то следует предусмотреть время на то, чтобы он зашел домой, пообедал и переоделся. Выполнение домашней работы тогда надо запланировать не сразу после возвращения с дополнительных занятий, а предусмотреть непродолжительный отдых. В случае, когда занятия в секции или студии проходят в вечернее время, часть домашнего задания подросток должен привыкать выполнять непосредственно после обеда. Остальные уроки ребенок сможет выполнить в вечернее время.

Прогулка, личное время

Периоды учебы и отдыха подростка в режиме должны разумно сочетаться. Для растущего организма необходимо пребывание на свежем воздухе, да и без общения со сверстниками подростку не обойтись, тем более что коммуникативная деятельность в пубертатном возрасте приобретает особую значимость, а группа ровесников важна для социального становления личности. Необходимо чтобы ребята не проводили время бесцельно, а занимались спортивными играми, катанием на роликах, коньках и т.д. В вечернее время возможно заняться посильной домашней работой, поиграть или пообщаться в интернете, почитать художественную литературу, послушать любимую музыку или посмотреть телевизионные передачи. До сна следует предусмотреть время на проведение гигиенических процедур.

Организация питания

Правильно организованное и полноценное питание во многом является залогом хорошего самочувствия ребенка, своевременного развития всех систем организма. Хорошо, если подросток ест 4 – 5 раз в день небольшими порциями, тогда у него нет проблем с комплекцией, состоянием кожи и волос.

Каникулярное время

Физиологи определенно заявляют: режим дня детей и подростков в каникулы не должен сильно отличаться от привычного. Безусловно, ребенок может поспать немного подольше или лечь попозже, но при этом нежелательно смещение времени более часа. В каникулярное время следует направить ребенка на полезное времяпровождение: больше заниматься спортом и физическим трудом, посвятить время посещению театра, музеев и пр.

Родителям необходимо поучаствовать в выработке правильного режима дня подростка. Ребенок, который умеет ценить и контролировать время, в дальнейшем безболезненно адаптируется к условиям взрослой жизни.

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.


В начальных классах примерная учеба и оценки появляются не только из-за стараний детей, но и от полноценного отдыха, дневного и ночного. Под режимом дня подразумевается оптимальное распределение времени на определенные работы и отдыха, в течение дня.

Режим дня школьника начальных классов имеет элементы:

  • занятия в школе и дома;
  • регулярный отдых на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • крепкий, здоровый сон;
  • самостоятельные увлечения и занятия на свой выбор.

У ребенка младших классов сон должен составлять не менее 11 часов. Если ребенок, посещая школу, часто переносит заболевания, ему рекомендуется сон днем, после учебных занятий. Он во время сна наберется силами и энергией, что поможет для выполнения домашнего задания.

Спать лучше ложиться в 10 или 11 вечера, чтобы он успел выспаться, а утром собраться в школу. Нельзя на детей кричать, ругаться перед сном, иначе он расстроится, возбудится нервная система, и он не сможет спокойно уснуть.

Необходимо расспросить о прошедшем дне, обсудить имеющиеся проблемы, похвалить за его успехи. Родителям необходимо обеспечить утренний сбор ребенка в школу без спешки и суеты.

Он заключается:

  1. Глажка одежды и сбор портфеля должен осуществляться вечером.
  2. Все вещи, одежда, обувь должны лежать на постоянном месте, чтобы перед занятиями не пришлось их искать.
  3. Обязательно проделывать утреннюю зарядку вместе с детьми, что даст им бодрости, сил, энергии на целый день.
  4. Завтраком кормить лучше всего после зарядки, за 5 минут перед походом в школу.

Нужно заранее распланировать и рассчитать, сколько понадобится времени на сборы в школу. В начальных классах родители всегда обязаны провожать ребенка в школу. Нужно распределить время, чтобы идти спокойным шагом и при этом не опоздать на занятия.

  1. По выбранному маршруту объяснить ребенку значения дорожных знаков, встретившихся на пути.
  2. Смотреть за другими участниками движения, рассказывать малышу об ошибках, которые они допускают при движении.
  3. Рассказать ребенку, как правильно переходить улицу, пользоваться светофором.

Важно знать! Объяснить малышу, что даже при разрешающем зеленом свете светофора прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам.

Расписание школьника

Для того, чтобы облегчить соблюдение режима ребенка, можно составить самостоятельно образец расписания на учебную неделю.

Можно своими руками нарисовать расписание своему ребенку, для этого может помочь таблица, и повесить на видное место. А можно купить специальный бланк и заполнить его. Но есть занятия, которые проходят во вторую смену, где дети учатся с обеда. Им сложнее адаптироваться и привыкать к такому режиму.

Нужно составить правильный график дня, чтобы малыш успевал делать уроки, играть, отдыхать. Состояние здоровья, положительные оценки в школе, физическое развитие напрямую зависит от грамотно составленного распорядка дня.

Каждому ученику требуется специально отведенное место, чтобы выполнять уроки, задаваемые на дом. Рабочий стол должен быть удобным, чтобы на нем могли поместиться рабочие учебники и тетради.

Размеры стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Если они не подходят, может возникнуть искривление позвоночника, малыш быстро устанет и не сможет грамотно сделать домашнее задание.

Режим дня во время экзаменов

Экзамены представляют собой умственную нагрузку на организм учащихся. В этот период следует внимательно отнестись к режиму дня, периодически менять занятия и отдых. Во время сдачи экзаменов нужно строго следить за благоприятной атмосферой и обстановкой в семье.

Нельзя нарушать время покоя и сна, чтобы продлить умственную нагрузку. Это может серьезно отразиться на нервной системе и на физическом состоянии школьника в целом. В выходные и праздничные дни график дня должен отличаться от учебной недели.

В эти дни следует как можно дольше проводить на свежем воздухе, ходить по театрам, магазинам, кино. Во время каникул детям полезно отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. На лето также необходимо составить распорядок дня, чтобы ребенок смог восстановиться к новому учебному году.

Распорядок для старших классов

Распорядок дня для старших классов. Как и для младших классов, для старшеклассников важен правильный распорядок дня. Они имеют отличия между собой. Взрослым детям разрешается не спать в обеденный перерыв.

Старшеклассникам также будут полезны прогулки на улице, оздоровительные занятия спортом, для нервной системы, и опорно-двигательного аппарата.

Благоприятным временем для выполнения домашнего задания служат часы с 16-00 до 19-00, после чего начинается переутомление организма, головные боли, ухудшение памяти.

Не следует отвлекать внимание детей, во время выполнения домашних занятий, они могут сбиться с мыслей и сложно будет вспомнить главную мысль. Успеваемость и хорошие оценки зависят во многом от родителей.

Нужно им помогать выполнять режим дня, приготавливать вещи, чтобы он был аккуратным и приучен к порядку.

Если ученику не выполнять правильный режим дня, то занятия в школе могут негативно отразиться на его здоровье:

  • неправильная поза за партой вызывает искривление позвоночника;
  • слабеет мышечная система;
  • нарушается кровообращение мышц и головного мозга;
  • частые стрессы могут вызвать нервные срывы;
  • к концу учебных занятий у ребенка возникает утомляемость, сонливость;
  • могут возникнуть расстройства желудка из-за неправильного питания;
  • падает зрение.

Если своими детьми не заниматься, то школа может отрицательно повлиять на его физическое и умственное развитие.

Полезное видео

    Похожие записи

Твой ребенок ждал каникулы, как манну небесную, однако ты не даешь ему насладиться свободой по полной программе. Каждый день заставляешь чадо читать по 200 страниц «Войны и мира», ходить к репетитору по математике и не подпускаешь его к компьютеру. Перестань истязать ребенка. За книгой достаточно проводить 20 минут, занятия должны чередоваться с прогулками, а игры-стрелялки не только не повредят вундеркинду, но даже принесут пользу.

Обычно на лето учителя не дают детям заданий. Ну разве что предлагают список рекомендуемой к прочтению литературы. Однако перспектива провести лето над скучными книжками школьников, как правило, не радует. Их нетрудно понять. Весь год ребенок корпел над учебниками и справедливо хочет на каникулах расслабиться и «по-человечески» отдохнуть. Но идти на поводу у разленившегося чада не стоит. Исследования давно доказали, что после отдыха, не насыщенного интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Ребенок, не заглядывающий в книги на протяжении целых трех месяцев, рискует столкнуться с серьезными проблемами первого сентября.

Чтение – 20 минут

У психологов существует такое понятие, как «стресс начала учебного года». К сожалению, за самые длинные в году каникулы дети часто теряют не только приобретенные знания, но и такой полезный навык, как способность учиться. Чтобы обрести его вновь, одним требуется несколько дней, другим – две-три недели, а третьим – целый месяц. Поэтому очень важно, чтобы твой школьник во время каникул хотя бы 20 минут в день уделял учебе. Пусть читает, причем не только творения классиков, но и увлекательные истории на свой вкус. Важен сам процесс. Кроме того, на каникулах можно подтянуть знания по предметам с низкой успеваемостью. Если второклашка категорически не хочет садиться за уроки и постоянно находит какие-то отговорки, постарайся превратить учебный процесс в увлекательное занятие. Тебе это кажется слишком сложной задачей? Похоже, ты давно не перечитывала «Приключения Тома Сойера». Вспомни, как предприимчивый мальчишка преподнес процесс покраски забора таким образом, что вся окрестная детвора стала наперебой умолять его дать поучаствовать в столь увлекательном деле. Попытайся сделать нечто подобное и заинтересовать ребенка уроками. Со старшеклассниками устраивать подобные шоу, конечно, не стоит. Лучше подумать о мотивации. Если ты знаешь, что в следующем году твоему наследнику придется читать «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Обломова» Гончарова и еще массу объемных и сложных произведений, посоветуй ему некоторые из них осилить за лето. Тогда в учебном году у подростка появится больше свободного времени, ведь ему придется только перелистать и вспомнить то, с чем он уже знаком. Постарайся приучить ребенка к мысли, что отдыхать с чувством выполненного долга куда приятнее, чем киснуть на подступах к задаче, от которой все равно не отвертишься.

Игры на компьютере – 1 час

Не забывай о том, что в распорядке дня ребенка непременно должно быть время, которое он может провести по собственному усмотрению. Если твое чадо хочет побездельничать, слоняясь из угла в угол, пускай слоняется. Желает посидеть за компьютером – не возражай. Тем более последние научные исследования доказывают, что виртуальный мир не только не вреден, но во многих отношениях даже полезен детям. К примеру, компьютерные стрелялки позволяют ребенку выпустить пар и избавиться от накопившихся негативных эмоций, но жестоким его при этом не делают. А ходилки-бродилки, в которых приходится решать трудные логические задачи и волей-неволей напрягать извилины, способствуют развитию творческого мышления, памяти и сообразительности. Если ты боишься, что компьютер может посадить ребенку зрение, отбрось все страхи.

Специалисты доказали, что при наличии хорошего монитора и при правильном освещении острота зрения не только не снижается, но даже возрастает. По мнению некоторых нейробиологов, это связано с тем, что во время игры часть нервных клеток видоизменяет свою форму и начинает лучше взаимодействовать друг с другом. Если эта гипотеза найдет дальнейшее подтверждение, вполне вероятно, что компьютерные стрелялки и бродилки вскоре начнут использовать в качестве терапевтического средства для лечения некоторых глазных заболеваний.

Однако не стоит забывать о том, что, как говорил Аристотель, «все есть яд, и все есть лекарство». Вопрос – в дозе. Проследи за тем, чтобы твое чадо проводило за монитором не больше часа в день, иначе ребенок может заработать компьютерную зависимость. Сеанс желательно разбить на части. Шестилеткам и семилеткам разрешается непрерывно проводить за компьютером не больше десяти минут. Дети с восьми до одиннадцати лет могут играть пятнадцать минут, с двенадцати до тринадцати – двадцать минут, с четырнадцати до пятнадцати – двадцать пять, а старшеклассники – целых полчаса. Затем необходим десятиминутный перерыв, чтобы ребенок мог сделать гимнастику для глаз.

Просмотр фильмов – 1,5 часа

От телевизора тоже не стоит бежать как от бубонной чумы. По мнению британских психологов, даже грудные малыши имеют полное право смотреть специально подготовленные передачи, которые расширяют кругозор и формируют личность ребенка. Весь вопрос – в качестве зрелища и времени, проводимом у экрана. Одно дело, когда ребенок смотрит программы о животных и интеллектуальные шоу, другое – кровавые боевики. В начальной школе допустимо проводить у телевизора около полутора часов в день, в старшей – 3-4 часа. При этом просмотр телепередач, мультиков и фильмов на DVD желательно устраивать в первой половине дня. За несколько часов до сна телевизор может сослужить дурную службу. Если взрослые от долгого контакта с голубым экраном просто устают, то дети обычно перевозбуждаются. И в первую очередь это касается младших школьников. В таком состоянии малышу будет трудно заснуть, а утро он может встретить полностью разбитым.

Прогулки – 3 часа

Позаботься о том, чтобы во время каникул ребенок проводил на улице не меньше трех часов в день. Прогулки на свежем воздухе, причем при любой погоде, несут колоссальную пользу. Они укрепляют иммунитет, повышают аппетит и улучшают кровоснабжение во всех тканях и органах. К тому же солнечные лучи способствуют активному синтезу витамина D, необходимого для формирования крепких костей. Кстати, замечено, что дети, которые проводили много времени на улице, адаптируются к школьным занятиям гораздо быстрее тех, кто большую часть каникул просидел в четырех стенах.

Мнение специалиста

Галина Морева, врач-педиатр высшей категории:

– Во время летних каникул распорядок дня ребенка не должен быть таким же строгим, как на протяжении учебного года. Однако, если все три месяца он ложился позже и вставал когда хотел, в конце августа вам стоит внести изменения в режим сна и отдыха. Как минимум за пять дней до встречи со школой отправляйте свое чадо в кровать между 21 и 22 часами. Тогда уже к первому сентября он научится вовремя засыпать и просыпаться ни свет ни заря бодрым и полным сил.

Программа-минимум

Отведи в музей . Заботясь о том, чтобы за лето «горшочек» сына или дочки не перестал «варить», главное – не перестараться. Поддерживать разум острым можно не только корпением над учебниками, но и другими, более увлекательными для ребенка занятиями. В последнее время широкое распространение получила концепция так называемого «полезного отдыха». Ее суть заключается в том, чтобы привить ребенку интересы, которые обеспечивают увлекательный досуг, а заодно обогащают школьника новыми знаниями и навыками. Поэтому в выходные обязательно посещайте музеи, театры, планетарий и т. д.

Организуй поход . Походы – другой отличный способ не дать мозгу школяра расслабиться, а заодно приучить ребенка к труду. Главное, чтобы вылазки на природу не ограничивались поеданием шашлыков. Собирайте гербарии, фотографируйте, учитесь разжигать костер, ставить палатку, обращаться с компасом, оказывать первую помощь, готовить еду в походных условиях. Поверь, эти новые навыки разовьют у твоего чада наблюдательность, смекалку и сообразительность.

Запиши на бокс . Не будет лишним, если ты запишешь ребенка в секцию, на занятия в которой катастрофически не хватало времени во время учебы. Старшеклассники могут определиться с выбором самостоятельно, а деткам помладше потребуется помощь. Но не пытайся принять решение за ребенка. В противном случае рискуешь заставить свое чадо заниматься тем, что ему совсем не нравится. Возможно, бокс действительно принесет твоему сокровищу больше пользы, чем занятия в физико-математическом кружке. Физические нагрузки нужны детям не меньше, чем «зарядка для мозга». В идеале, конечно, и то и другое гармонично совмещать, поэтому будет здорово, если твое чадо захочет посещать сразу две секции.