Равноправие полов: взгляд со стороны. Равноправие мужчин и женщин Равноправие между полами

феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

За последние сто лет женскому полу удалось добиться довольно больших успехов в тех вопросах, которые касаются равноправия полов. Женщины теперь имеют право получать достойное среднее и высшее образование, работать, занимать высокие посты и голосовать. Но вместе с этим возникли некоторые нерешенные до сих пор вопросы, которые остаются актуальными.

В теории равноправие полов – это, конечно, весьма прекрасно, но на практике все обстоит не так уж радужно. Например, взять обыкновенную российскую женщину. Она работает, так же, как и мужчина, иногда даже и больше, при этом зарабатывает столько же, а иногда и меньше. При этом никто не снимал с нее домашних обязанностей и не отменял так называемых "женских дел", таких как: уборка, приготовление пищи, стирка, забота о детях и прочее. В результате всего этого женщина довольно быстро устает, чувствует себя обессиленной и совершенно вымотанной и порой задается вопросами: "Кому нужна эта эмансипация?", "Надо ли нам вообще равноправие между мужчиной и женщиной?".

Действительно, если задуматься, нужно ли нам равноправие, что оно нам дает, помимо дополнительных хлопот и обязанностей? Попробуем разобраться в этом, "докопаться" до сути этих вопросов.

На рубеже XIX-XX веков борьба за равные права женщин и мужчин стала набирать обороты и наконец начались активные действия. Хотя данная тема поднималась гораздо раньше, еще в 1791 году вышла известная всем книга Олимпии де Гуж под названием "Декларация прав женщины и гражданки". Примерно через полвека, в июле 1848 года произошло важнейшее событие: 2 активистки, Лукреция Мотт и Элизабет Стэнтон, организовали в штате Нью-Йорк, в Сенека Фоллз первую в мире конференцию, которая была посвящена правам женщин. Именно тогда приняли "Декларацию чувств", которая была подписана 68 женщинами и 32 мужчинами. Эта декларация по своей сути – некий список претензий представительниц женского пола к обществу, и в частности к представителям мужского пола.

Боролись женщины за то, чтобы у нас у всех было право самостоятельно распоряжаться материальными активами (открывать банковские счета, управлять бизнесом и собственностью), получать достойное образование и иметь возможность занимать соответствующую своим знаниям должность, разводиться с мужем по собственной инициативе. Мы все так привыкли к тому, что имеем возможность все это самостоятельно делать, что не придаем этому большого значения, а еще не так давно женщины не имели права на такие, казалось бы, элементарные действия.

Конечно, всю историю борьбы женщин за равноправие пересказывать нет смысла, при желании ее можно изучить отдельно. Главное – это понять и осознать, сколько усилий и времени пришлось потратить женщинам для того, чтобы их наконец признали полноценными, полноправными членами общества. Дело даже не в формальном признании прав и свобод женщин, а в самом отношении к представительницам прекрасного пола.

Естественно, благодаря эмансипации женщины всего мира (за исключением некоторых стран) стали более независимы и свободны, увереннее чувствуют себя в обществе. Однако при этом изменились и отношения с представителями сильного пола. По официальной статистике 64% россиян считают, что в стране женщины и мужчины имеют абсолютно равные права, 19% населения убеждены в том, что у мужчин больше прав. Но, как бы нам того не хотелось, до реально равных прав мужчин и женщин еще очень далеко.

На сегодняшний день женщины имеют право учиться, голосовать, разводиться, работать и естественно, они отвечают за все связанные с этим обязанности, а также сохранились и привычные домашние (бытовые) дела и обязанности. При этом возникают неловкие ситуации, связанные с равноправием полов. Например, оплатить счет напополам – это нормально или должен оплачивать мужчина? Раньше все было предельно ясно и понятно: женщина – полностью зависимое и слабое существо, которое надо оберегать, защищать и обеспечивать. А как же быть теперь, когда женщина имеет возможность свободно работать и строить карьеру (при этом она может быть гораздо успешнее мужчины), управлять своим бизнесом, занимать руководящие должности?

Получив право вести активные действие на "территории мужчины", женщины вынуждены постоянно соревноваться с мужчинами и каждый раз доказывать, что женский пол ничем не хуже, не слабее и не глупее мужского. Для этого, конечно, приходится развивать некоторые мужские качества, такие как: настойчивость, лидерство, решимость, ответственность. Все это само собой исключает сценарий классического развития отношений между женщиной и мужчиной.

В то же время мужчины в сложившейся ситуации также испытывают некоторый дискомфорт. Там, где они полностью властвовали, сферы их доминирования теперь приходиться делить, а для того, чтобы приспособиться к новым условиям, им приходится развивать в себе качества характера, больше присущие женщинам. Например, уступчивость, способность пойти на компромисс, лояльность и другие.

То, что происходит на данный момент в обществе, можно назвать трансформацией гендерных стереотипов. Этот процесс изменений и корректив еще не закончен, для этого понадобится не так уж мало времени. Должны сформироваться и выработаться новые нормы и модели поведения, как в обществе, социуме, так и в семье, между партнерами в браке.

Парадокс ситуации, которая сложилась в данное время, заключается в том, что женщины, играя на поле мужчин, по их же правилам, которые они усвоили и приняли, по-прежнему хотят, чтобы к женскому полу относились по-особенному, с поблажками и привилегиями. А когда мужчины взаимодействуют с женщинами на равных, то это вызывает массу возмущений и недовольства. Женщинам по-прежнему хочется, чтобы мужчины оплачивали счета, прилично зарабатывали и обеспечивали семью. При этом также есть мужчины, которым хотелось бы, чтобы их жёны не работали, а занимались исключительно домом и семейными делами, а они в свою очередь готовы полностью обеспечивать все условия для хорошей жизни.

Невзирая на то, что женщины и мужчины продолжают соперничать не только в отношении прав и свобод, а и в манерах поведения, внешности, наметилась и несколько иная тенденция. Некоторые женщины, почувствовав все возможности независимости и полностью свободной жизни, захотели вернуть все как в "старые, добрые времена". Согласно статистике две современные, работающие женщины из трех хотели бы бросить работу и быть просто женами и мамами. Также, 58% мужчин и 54% женщин придерживаются мнения, что женщина, которая стала мамой, не должна работать.

Лондонская школа экономики провела исследование, результаты которого показали, что семьи с традиционным распределением обязанностей (он работает, она занимается домом и детьми) достаточно нестабильны и распадаются гораздо чаще, чем равноправные браки (оба работают и оба занимаются бытом).

В современном обществе существует много разногласий и недосказанности, но хорошо то, что нет определенных стандартов поведения, нет норм, определяющих правильность или неправильность поведения в принципе и каких-то конкретных поступков. Хотя, конечно, многими по-прежнему руководят стереотипы. Поэтому вопрос о равенстве полов и обязанностях каждой из сторон зависит только от вашего личного понимания и отношения к этому. В нашем мире женщины могут быть как приверженцами классической, традиционной модели отношений между мужчиной и женщиной, так и яркими представительницами феминистического направления. Хорошо то, что как мужчины, так и женщины сейчас свободно могут выбирать то, как им жить и строить свои отношения.

По сути, именно в этом и заключается равноправие полов, которое в данном смысле определенно необходимо. У всех женщин однозначно должно быть право добиваться финансовой независимости и строить карьеру, если есть такое желание. Или наоборот, посвятить себя заботам о семье и домашним хлопотам, если женщина считает именно это своим истинным предназначением. Самое главное, это понять свои реальные потребности и желания и следовать им. Строить свою жизнь надо не в угоду общественным ценностям и мнению окружающих, а соответственно своим личным принципам и убеждениям.

Брак, семья и вообще любые отношения должны приносить удовольствие и положительные эмоции обеим сторонам. У всех должна быть возможность реализовать свой потенциал. И вовсе неважно кто именно из супругов обеспечивает семью, а кто занимается бытовыми вопросами, главное, чтобы это было выгодно и удобно обеим сторонам.

Ра́венство поло́в , также равнопра́вие поло́в , ра́венство мужчи́н и же́нщин , равнопра́вие мужчи́н и же́нщин , ге́ндерное ра́венство , ге́ндерное равнопра́вие , сексуа́льное ра́венство , сексуа́льное равнопра́вие , эгалита́рная семья́ , гендерная эгалита́рность - концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других правовых отношениях. По мнению некоторых исследователей, , равенство полов является следующей ступенью социо-половых отношений после патриархальной системы . Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, а также создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Возможно ли равноправие между мужчиной и женщиной? Равноправие полов и различия в психике. Сатья дас

    ✪ ХУСЕЙН АФАНДИ ИСЛАМ РЕЛИГИЯ МИРА! (РАВЕНСТВО ПОЛОВ) .

Субтитры

Равенство полов в СССР и России

В России первыми за равноправие полов стали бороться анархисты. В программе Славянской секции Интернационала и «Революционном катехизисе» известный анархист М. А. Бакунин требовал полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной, а также замены современной ему семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным. Также Бакунин требовал уничтожения семейного права и права наследства. Он выступал за социальные гарантии матери и ребёнку на период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом женского движения М. А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой целью в России XIX веке организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия высших женских курсов .

Также русские анархисты боролись за освобождение женщин от работ по дому. Князь Пётр Алексеевич Кропоткин так писал о женщине :

Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с неё и того, что она столько лет своей жизни отдаёт на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной!. Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. «Освободить женщину, - писал П. А. Кропоткин, - не значит открыть для неё двери университета, суда или парламента; потому что освобождённая женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину - значит избавить её от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит - устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни».

Россия одна из первых стран в мире, законодательно и официально провозгласившая равенство прав мужчин и женщин в 1917 году. Великая Октябрьская социалистическая революция дала женщинам равные с мужчинами юридические права, поскольку равенство провозглашалось всеобщей пролетарской идеей.

Условия для подлинного решения данного вопроса были впервые в истории созданы в Советской России. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравноправие женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов }