Размер карточек люшера. Цветовой тест Люшера — как инструмент личностной психодиагностики

Цветовой тест Люшера

Как правильно пройти тест Люшера.

Цветовой тест Люшера все чаще применяется кадровыми специалистами работодателей при приеме на работу новых сотрудников. Неподготовленный кандидат имеет все шансы провалить свою попытку трудоустройства.

Не смотря на то, что тест Люшера и всем известный "Полиграф" ("детектор лжи") абсолютно разные сущности, с неподготовленными обследуемыми показывают одинаково точные результаты. Дело здесь в том, что без знания методики не ясно как вести себя и какие ответы давать. Но если с "Полиграфом" бороться под силу далеко не каждому, то тест Люшера достаточно просто обойти.

Методика теста основана на отношении человека к цвету и действительно, уже давно было известно, что цвета делятся на "холодные" и "теплые" и некоторые из них несут нам душевное спокойствие, а другие наоборот раздражжают. Макс Люшер посвятил всю свою жизнь исследованию этого вопроса и совершенствовал свой тест.

Вам достаточно потратить немного времени и изучить значение цветов, а также интерпретацию цветовых пар. Возможно когда-нибудь Вам предложат разложить цветовые полоски теста Люшера по порядку, и тогда Вы уже будете готовы показать себя человеком морально устойчивым, позитивным и перспективным. Простите, ведь вполне возможно Вы именно такой и готовы доказать это без предварительной подготовки.

Вкратце, совет проходящему тест Люшера можно сформулировать так: основные цвета (такие как - синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность; сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.) должны занимать преимущественно первые пять позиций, а д ополнительные цвета: фиолетовый; коричневый, черный, серый. (символизирующие негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения) должны распределяться в конеце вашего выбора.

Тест Люшера

  • Фиолетовый – присущ человеку у которого имеются некоторые сдвиги в мышлении, странности в характере, а также могут иметься проблемы в сексуальной сфере;
  • Коричневый - означает что у человека имеются какие-то нерешенные внутренние конфликты, а также что человек может обладать тяжелым, неадекватным отрицательным поведением;
  • Черный – говорит сам за себя и характеризуется страхом, депрессией и ненавистью ко всем окружающим.
  • Серый – пограничный цвет при постановке данного цвета на первое место будет характеризовать человека как не хотящего раскрыться, желающего выдать себя, оградится от окружающих для того что бы не возбудиться. Желательно что бы данный цвет располагался на шестой седьмой позиции.

Три основных правила как пройти правильно тест Люшера:

  1. Варианты не должны в точности повторять друг друга, но и не должны кардинально отличаться друг от друга;
  2. На первых четырех позициях должны стоять четыре основные цвета (Синий, Зеленый, Красный, Желтый) каждый человек выбирает по своему характеру какой цвет ему ближе или краше;
  3. Отвечайте так как вы считаете правильным, даже если вам удастся пройти положительно все тесты, на личном собеседовании психолог выявит все ваши положительные и отрицательные черты характера и будет не стыковка, вас заподозрят в неискренности ответов в тесте и забракуют.

Тест Люшера - описание и интерпретация

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Как пройти цветовой тест Люшера?

Цветовой Тест Люшера

Цветовой тест Люшера – это психологический тест, который позволит узнать Ваши коммуникативные способности, основные черты личности, а также определить, на сколько Вы подвержены стрессу. Цветовой тест Люшера был разработан в 1948 году. Особенность теста заключается в том,что Вам будет предложены карточки с различными цветами. Ваше задание будет расположить цвета в любом порядке на Ваш выбор. Конечно, проходить тест лучше самостоятельно и без подсказок. Иначе смысл теста будет утрачен. Если же, по каким-то причинам, вы хотите добиться не правдивого, а идеального результата, то читайте инструкцию.

Инструкция

1 шаг

Нумерология +

8 цветовой тест Люшера

Тест Люшера. Как правильно расположить цвета

Тест Люшера является одним из самых любимых тестов психологов. Однако, нередко его используют работодатели при подборе кадров. Это не удивительно, ведь, он несет много информации о человеке и отнимает мало времени.

Люшер разделил цвета на две категории, по 4 цвета в каждой:

  1. Основные цвета - оранжево-красный, желтый, темно-синий, сине-зеленый;
  2. Дополнительные цвета - коричневый, серый, черный, фиолетовый.

Как правильно расположить цвета в тесте? «Аутогенная норма»(верная последовательность) цветов следующая:красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. Но лучше эту последовательность не воспроизводить, так как всем психологам она прекрасно известна. Лучше немного поменяйте местами цвета.

По какому принципу должны располагаться цвета? Сначала должны идти основные цвета, затем дополнительные. И еще, знающие люди рекомендуют ни в коем случае не выбирать синий цвет шестым.

нужно пройти от работы психдиспансер, вся проверка там - это прохождение теста Люшера на предподчтение цветов,

цвета красный, черный, фиолетовых, серый, синий коричневый, зеленый, желтый

Запомните, идеальный порядок последовательного расположения цветов, для прохождения теста Люшера:

Перед написанием теста, внимательно выслушайте инструкцию. Сделайте вид, что Вы немного волнуетесь. Если Вас спросят, знаете ли Вы что-нибудь о тесте Люшера, ответьте отрицательно. Скажите, например, Вы проходили тесты на IQ,тест на силу воли, тест на личностные качества и другие.

Чтобы удачно пройти тест и не вызвать подозрений проверяющих, обязательно поменяйте расположение цветов от идеальной последовательности.

Вы можете менять соседние цвета, но никак не расположение основных цветов. Например, расположение цветов: красного и желтого, синего и фиолетового поменять можно. Но, расположение цветов черного и зеленого нельзя.

Поскольку процедура теста выполняется два раза, то во втором варианте Вам снова предстоит расположить цвета в любой последовательности. При выборе цветов, Вы можете выбрать свою первую последовательность или поменять расположение цветов. Ни в коем случае не начинайте расположение цветов в обратной последовательности.

Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 10 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния.

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа болеерезультатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Тест Люшера интерпретация цвета

В наше время многие слышали о воздействии цветовой гаммы на психику человека. Верно подобранные цвета помогают решать множество проблем. Так, грамотный выбор сочетаний цветов дает возможность рестораторам привлекать клиентов. Многим людям правильные оттенки способствуют созданию уютных интерьеров комнат. Для психологической помощи людям, в подборе кадров психологи применяют тест Люшера интерпретация и анализ которого дает хорошие результаты.

Характеристика основных цветов

С обывательской точки зрения цвета имеют такие значение:

  • голубой - способствует спокойствию, он ассоциируется с небом, с морскими пейзажами. Данный цвет в излишнем количестве может привести к депрессии, так как создаст впечатление холода. Оптимальный вариант - это сочетать глубой с другим цветом или остановить выбор на промежуточных оттенках между синим и зеленым;
  • розовый - ассоциируется с юностью, нежностью, женственностью. Розовый цвет присутствует как в одежде маленьких девочек, так и в девочек подростков. Он твердо закрепился за женским полом и создаст романтическую атмосферу;
  • красный - цвет активности и успеха. Красный цвет стимулирует психику. Установлено, что в окружении красного оттенка люди едят быстрее и больше. Красный - наиболее агрессивный из цветов. Его связывают с плотскими радостями жизни. Красный цвет любят «сильные мира сего»;
  • черный - многие связывают с неизвестностью и смертью. Те, кто предпочитает мрачно смотреть на жизнь, стараются окружить себя этим цветом.Тем не менее черный цвет - это цвет духовности. Это цвет одежды монахов. Практически всем людям черный цвет навевает мысли о вечности, о смысле жизни. Также это цвет уверенности и официальности;
  • белый - цвет добродетели и духовной чистоты. Белый цвет уникальный, он может сочетаться с любым цветом. Хотя белый самый маркий из цветов, но он и самый чистый. Возможно, по этой причине это цвет медицинских халатов;
  • желтый - цвет солнца и духовности, радости. Влияние желтого цвета на человека очень велико. Глубоко в подсознании спрятана связь между земной жизнью и желтым диском. Но, данный цвет заключает в себе двойственность. Одна сторона его - это теплота, другая - это жар, который может сильно обжечь;
  • зеленый - бесспорно цвет возрождения. Он ассоциируется с плодородием и здоровьем. Поэтому он рекомендован людям подверженным значительным колебаниям настроения.

Характеристика цветов по Люшеру

Макс Люшер делил цвета на 4 основных и 4 дополнительных.

  • Синий - дает удовлетворение и спокойствие.
  • Сине-зеленый - это уверенность, настойчивость, упрямство.
  • Оранжево-красный - агрессивность, возбуждение, сила воли.
  • Светло-желтый - веселость, активность.

Дополнительные цвета включают в себя: фиолетовый, коричневый, черный, нулевой. Которые соответственно символизируют: тревогу, стресс, переживания и огорчения.

Тест Люшера и интерпретация

Согласно тесту Люшера, выбор одного из основных цветов укажет на желаемое человеком состояние, выбор одного из дополнительных цветов покажет действительное положение тестируемого. В результате получается восемь позиций:

  • две первых покажут выраженное предпочтение, их обозначение: ++;
  • третья, четвертая даст предпочтение (хх);
  • пятая, шестая покажет безразличие к цвету (==);
  • седьмая, восьмая даст полную антипатию к цвету (-).

Во время тестирования записывают выбранные цвета посредством перечня номеров, в порядке предпочтения, указывая позиции. Проводимый тест Люшера интерпретация его дают необходимые значения. Вначале оценивают положение основных цветов, если позиция их далее пятой, значит потребности человека не удовлетворены и место имеет состояние тревоги. Если цвета занимают с 1 по 5 позицию - потребности в большей мере удовлетворяются. Оценка работоспособности человека определяется следующими посылками: зеленый и красный цвет - означают проявление воли и работоспособности в разных условиях, желтый цвет - уменьшает надежду на успех, что скажется на дальнейшей работе. Если эти три цвета находятся в начале ряда - значит продуктивность действительно высокая,

если нахождение их - вторая половина ряда и цвета разделены- это указывает на возможную низкую работоспособность.

В результате интерпретации тестов Люшера сопоставленных с анкетированием и беседами с человеком можно судить о чертах характера и особенностях конкретной личности.

как правильно пройти тест люшера

Как пройти правильно тест люшера

В разделе Психология на вопрос нужно пройти от работы психдиспансер, вся проверка там - это прохождение теста Люшера на предподчтение цветов, заданный автором Mercurius лучший ответ это Ну, это зависит от того, на сколько опытный и грамотный специалист будет Вас проверять. Возможно, что тест - это лишь предлог, создание рабочей обстановки в которой Вас будут наблюдать. Тест Люшера - интересная вещь и вполне профессиональная. Хотя правильнее использовать несколько разных тестов, построенных на разных принципах. Но решающее значение все равно имеет непосредственное общение с испытуемым, если речь идет об индивидуальной работе, а не об "измерении средней температуры по больнице". Одной из причин как раз и является то, что результаты теста можно подделать, выучив "правильную" последовательность. Психологи и психиатры знают об этом, и принимают различные меры. Например, сам факт того, что Вы выучили правильную последовательность может быть признаком, что вы более-менее вменяемы 🙂

В том же тесте Люшера, строго говоря, нет "правильных" ответов. Зато специалист легко может заметить расхождения между вашим поведением и результатами теста и поймет, что его "водят за нос". В зависимости от того, какие цели преследуются, это может послужить поводом для дополнительных вопросов. 🙂

Короче, если психолог или психиатр - идиот, то неважно что Вы напишите в тесте - все равно останется возможность вас "срезать". Если же он профессионал - то тоже неважно, что Вы напишите - все равно он увидит, кто Вы на самом деле. Но в этом случае, "подделка документов" может сыграть не в вашу пользу. Так что рекомендую все же проходить тест "от души". Тем более, что это и "пациенту" может быть полезно - как для того, чтобы узнать о себе что-то новое, так и для того, чтобы в случае чего иметь объективный материал для претензий 🙂

Введение

В последнее время тест М. Люшера с использованием цветового ряда приобрел широкую популярность как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Основные преимущества этой методики:

Простота поставленной перед испытуемым задачи;

Полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

Возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

Результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Следует отметить, однако, что ни Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов.

Полный тест Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором - к четырем основным и четырем дополнительным цветам и в третьем - к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики Люшера и представлен в настоящем «Руководстве».

Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая - объективное значение цвета (под которым он понимал физические характеристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая - субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету.

Цвет и его объективное значение называются структурой. Субъективное отношение к цвету (например, симпатия, безразличие, антипатия) называется функцией. Структура как объективное значение цвета, подобно внешнему виду цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом.

Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи - времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца - время пробуждения - интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови - необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты. Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит.

Функция, т.е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый считает его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо - как цвет кожи и пр.

Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту.

Основные цвета и их символическое значение:

№1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

Дополнительные цвета и их символическое значение:

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный - это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый - это сочетание синего и красного, а коричневый - сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.

Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест, - увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет точнее определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера кроме этого основан на предположении о том, что выбор цвета отражает часто направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за маленькое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и широкую, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, чёрта его психологического состояния.

Зарубежные психологи используют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических изучениях, при советах по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования бессчётного контингента разных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который на данный момент наиболее Вам приятен. Просьба к Вам наряду с этим не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды либо автомобили,отвлечься от них. После этого из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, после этого пятью и без того до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин снова возвратитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. Наряду с этим не требуется ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как словно бы а в первый раз.

Черта цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) светло синий - символизирует самообладание, удовлетворенность;

2) светло синий-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, время от времени упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, рвение к общению, экспансивность, веселие.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать в основном первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) тёмный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в громаднейшей степени определяется их взаимным размещением, распределением по позициям, что будет продемонстрировано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели изучения возможно трактовать результаты соответствующего тестирования.

В следствии тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа более 36 000 данных исследований М. Люшер дал примерную чёрта выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства успехи цели (к примеру, выбор светло синий цвета говорит о намерении функционировать нормально, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой пытается испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают чувство испытуемым подлинной ситуации, в которой он находится, либо же образ действий, который ему подсказывает обстановка;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Но в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, к примеру, светло синий цвет (цвет спокойствия) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, рвение подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется списком номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. К примеру, при выборе красного, желтого, светло синий, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Территории (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора есть оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию потом пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. В то время, когда, к примеру, № 1 и 2 (светло синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их неспециализированная черта - субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) показывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов № 1 и 4 (светло синий и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (светло синий и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (светло синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного рвения вовнутрь, автономности, упрямства рвению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, согласно точки зрения Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (светло синий) - потребность в удовлетворении, самообладании, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность деятельно функционировать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в возможности, надеждах на лучшее, мечтах.

В случае если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за негативных событий. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. К примеру, отвергаемый светло синий цвет свидетельствует неудовлетворенность отсутствием спокойствия, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в непростых условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности рвением к достижению цели, что кроме этого содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (время от времени без четкого осознания ее деталей), ориентацию на предстоящую работу.

В случае если все эти три цвета стоят в начале ряда и дружно, то возможна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. В случае если же они находятся во второй половине ряда и поделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. В случае если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их направляться разглядывать как отвергаемые цвета, как обстоятельство тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, к примеру:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (высказываемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более либо менее обычным, в то время, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. Одновременно с этим сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда говорит о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, в то время, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Считается, что чем больше знаков!, тем прогноз негативнее.

С учетом взятых результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование по окончании таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать данные о понижении тревожности, напряженности.

Очень ответственное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (либо в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). В случае если цвета в данной позиции помечены восклицательными символами, значит велика возможность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по обычной ли схеме она выстроена?

Возможно кроме этого проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая обстановка). Нет ли между ними конфликта? К примеру, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой настоящего своего состояния.

Анализируя и трактуя результаты теста Люшера, взятую психодиагностическую данные направляться сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Лишь при таком разностороннем изучении личности возможно делать какие-то важные заключения о чертах личности, ее психологических изюминках.

То же самое направляться сказать о возможностях применения результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Но совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения разрешает с большей уверенностью делать выводы о развитии у испытуемых разных негативных состояний.

Интерпретация (расшифровка) цветных пар по Люшеру

Позиции + +. Первый цвет светло синий

1+2 (светло синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, самообладания, рвение к спокойной обстановке, нежелание принимать участие в конфликтах, стрессе.

1 +3 (светло синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное рвение к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

1 +5 (светло синий и фиолетовый) - маленькое беспокойство, потребность в узком окружении, рвение к эстетическому.

1 +6 (светло синий и коричневый) - чувство тревоги, ужас одиночества, рвение уйти от распрей, избежать стресса.

1 +7 (светло синий и тёмный) - негативное состояние, рвение к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

1 +0 (светло синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, рвение к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

2 +1 (зеленый и светло синий) - позитивное состояние, рвение к признанию, к деятельности, снабжающей успех.

2 +3 (зеленый и красный) - активное рвение к успеху, к независимым решениям, преодолению преград в деятельности.

2 +4 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

2 +5 (зеленый и желтый) - маленькое беспокойство, рвение к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

2 +7 (зеленый и тёмный) - чувство обиды, злости, рвение к жесткости, авторитетности в отношениях.

2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, рвение к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

3 +1 (красный и светло синий) - деловое возбуждение, активное рвение к деятельности, впечатлениям, наслаждениям.

3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное рвение к цели, преодолению всех трудностей, рвение к высокой оценке своей деятельности.

3 +4 (красный и желтый) - деловое, легко повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, рвение контактам, расширение сферы деятельности.

3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, рвение произвести впечатление.

3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

3 +7 (красный и тёмный) - негативное настроение злость, рвение уйти из негативной ситуации.

3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное воздействие.

Первый цвет желтый

4 +1 (желтый и светло синий) - настроение в общем положительное, рвение к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых дорог решения стоящих задач, рвение к самоутверждению.

4 +3 (желтый и красный) - пара повышенное деловое возбуждение, рвение к широкой активное

4 +5 (желтый и фиолетовый) - маленькая эйфория, рвение к броским событиям, желание произвести впечатление.

4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

4 +7 (желтый и тёмный) - очень негативное настроение, рвение уйти от любых неприятностей, склонность к нужным, малоадекватным решениям.

4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное стояние, рвение выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

5 +1 (фиолетовый и светло синий) - неизвестное настроение, рвение к согласию и гармонии.

5 +2 (фиолетовый и зеленый) - бдительность, желание произвести впечатление.

5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное рвение произвести впечатление.

5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, рвение к броским событиям.

5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

5 +7 (фиолетовый и тёмный) - негативное состояние.

5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, рвение оградить себя от распрей, стресса.

Первый цвет коричневый

6 +1 (коричневый и светло синий) - напряжение, ужас одиночества, желание уйти из негативной ситуации.

6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство тревоги, рвение к строгому контролю над собой, дабы избежать ошибки.

6 +3 (коричневый и красный) - активное рвение к эмоциональной разрядке.

6 +4 (коричневый и желтый) - потеря веры в положительные возможности, возможность необдуманных решений (мне все равно).

6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, рвение к комфорту.

6 +7 (коричневый и тёмный) - негативное состояние, разочарованность, рвение к покою, желание уйти от активности.

6 +0 (коричневый и серый) - очень негативное состояние, рвение уйти от непростых неприятностей, а не бороться с ними.

Первый цвет тёмный

7 +1 (тёмный и светло синий) - очень негативное состояние, рвение уйти от неприятностей (покинули бы в покое.

7 +2 (тёмный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

7 +3 (тёмный и красный) - сильное возбуждение, вероятны аффективные поступки.

7+4 (тёмный и желтый) - очень негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

7 +5 (тёмный и фиолетовый) - напряженность, грезы о гармонии.

7 +6 (тёмный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, рвение уйти от неспокойных мыслей, негативных обстановок.

7 +0 (тёмный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, рвение сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

0 +1 (серый и светло синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, чувство враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, рвение уйти от неприятностей, а не решать их.

0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство тревоги и бдительности, рвение скрыть это чувство.

0 +6 (серый и коричневый) - очень негативное стояние, рвение уйти от всего сложного, тяжёлого, от волнения.

0 +7 (серый и тёмный) - очень негативное состояние, обида, чувство угнетенности, возможность неадекватных решений.

Позиции - -. Первый цвет серый

О -1 (серый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из негативной ситуации.

О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

О -5 (серый и фиолетовый) - маленькое контролируемое возбуждение.

О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но наряду с этим завышенная требовательность, желание достигнуть признания своей личности.

0 -7 (серый и тёмный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное рвение к деятельности.

Первый цвет светло синий

1 -2 (светло синий и зеленый) - сильное напряжение, рвение избавиться от негативного стрессового состояния.

1 -3(светло синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 -4 (светло синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 -5 (светло синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 -6 (светло синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 -7 (светло синий и тёмный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, рвение уйти из психогенной ситуации.

1 -О (светло синий и серый) - пара угнетенное состояние, тревожность, чувство бесперспективности.

Первый цвет зеленый

2 -1 (зеленый и светло синий) - угнетенное состояние неверие в свои силы, рвение уйти из неприятной ситуации.

2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, вероятны аффективные поступки.

2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство обиженного преимущества, неверие в свои силы.

2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное рвение к признанию.

2 -7 (зеленый и тёмный) - состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, понижение волевых качеств:

Первый цвет красный

3 -1 (красный и светло синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных взаимоотношений, сложившихся с родными людьми

3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, рвение к самооправданию.

3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за за неудачных попыток достигнуть согласия, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное время от времени самоограничением либидо, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 -7 (красный и тёмный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым методом, сомнение в том, что это удастся.

3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой возможности, возможность нервного истощения.

Первый цвет желтый

4 -1 (желтый и светло синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, рвение подавить отрицательные эмоции.

4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые настоящими возможностями, самооправдание.

4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство тревоги, тревоги, разочарования.

4 -7 (желтый и тёмный) - напряженность, чувство неуверенности, бдительности, рвение избежать контроля извне.

4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни утратить что-то ответственное, потерять возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

5 -1 (фиолетовый и светло синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, рвение к сотрудничеству.

5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое складываясь из-за неудач в активных, время от времени необдуманных действ!

5 -4 (фиолетовый и желтый) - бдительность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 -7 (фиолетовый и тёмный) - напряжение из-за ограничения в независимых решениях, рвение к согласию, откровенному выражению мыслей.

5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но одновременно с этим рвение к самоконтролю, приводит к некоторому эмоциональному возбуждению.

Первый цвет коричневый

6 -1 (коричневый и светло синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (настоящих и предполагаемых), рвение к самоограничению и самоконтролю.

6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, рвение к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность рвения скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного рвения к чувствственной гармонии.

6 -7 (коричневый и тёмный) - рвение уйти из подчинения, негативное отношение к разным запретам.

6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, потребностей либидо.

Первый цвет тёмный

7 -1 (тёмный и светло синий) - состояние тревоги в связи со скрываемым жаждой взять помощь, поддержку.

7 -2 (тёмный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, рвение избавиться от помех.

7 -3 (тёмный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 -4 (тёмный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни предстоящих неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 -5 (тёмный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 -6 (тёмный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, рвение сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 -0 (тёмный и серый) - рвение уйти из негативной ситуации.

Первый цвет серый

0 -1 (серый и светло синий) - некоторое напряжение, рвение противостоять негативным эмоциям.

0 -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 -4 (серый и желтый) - эмоции тревожности, неуверенности.

0 -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 -6 (серый и коричневый) - рвение выйти из негативной ситуации, пара завышенная самооценка.

О -7 (серый и тёмный) - рвение выйти из негативной ситуации, надежда на хорошие возможности в будущем.

Макс Люшер составил особую таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в различных позициях, предполагающие отражение распрей, переживаемых испытуемыми (не касаясь обстоятельства, мотивов этих распрей). Две первые и две последние позиции с комплектом цветов, отражающие важные конфликты.

Тест Люшера. Как правильно расположить цвета

Тест Люшера является одним из самых любимых тестов психологов. Однако, нередко его используют работодатели при подборе кадров. Это не удивительно, ведь, он несет много информации о человеке и отнимает мало времени.

Люшер разделил цвета на две категории, по 4 цвета в каждой:

  1. Основные цвета — оранжево-красный, желтый, темно-синий, сине-зеленый;
  2. Дополнительные цвета — коричневый, серый, черный, фиолетовый.

Как правильно расположить цвета в тесте? «Аутогенная норма»(верная последовательность) цветов следующая:красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. Но лучше эту последовательность не воспроизводить, так как всем психологам она прекрасно известна. Лучше немного поменяйте местами цвета.

По какому принципу должны располагаться цвета? Сначала должны идти основные цвета, затем дополнительные. И еще, знающие люди рекомендуют ни в коем случае не выбирать синий цвет шестым!!!

Тест Люшера — это психологический тест цветовой психодиагностики личности позволяет измерить субъективные состояния человека, а именно его коммуникативные способности, стрессоустойчивость и активность. По результатам теста Люшера можно дать рекомендации о том, как избежать стрессов и выявить профессиональные качества личности.

Поскольку выбор цветового набора происходит неосознанно, то мы можем выяснить, каков характер и личностные черты тестируемого в реальности, а не то, каким он себя представляет, или же каким он хочет казаться в обществе.

Возможно, Вам так же будет интересно пройти онлайн.

Настоящий полный цветовой тест Люшера (Lüscher Farbwahl Test), включает в себя 72 цветовых оттенка, 7 форм и состоит из трех субтестов. Но помимо этого существует еще одна кратка версия так называемый восьмицветовой тест Люшера, который разбит на два субтеста и как это понятно из названия 8 цветовых карточек. Сам же автор оригинального теста Макс Люшер утверждает, что краткая версия не может дать точных результатов. Тем не менее в психодиагностической практике и в интернете на сайтах онлайн тестов краткая версия используется чаще всего. Поэтому далее рассмотрим именно эту версию так, как в ней сочетается простота и быстрота тестирования и допустимая степень информативности результатов.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета основывается, в первую очередь, на теории о том, что каждый цвет можно ассоциировать с определенным символическим значением:

  1. Синий цвет. Означает спокойствие, удовлетворенность, мягкость и привязанность.
  2. Зеленый цвет. Символизирует целеустремленность, упорство,самоуверенность, уважение к себе.
  3. Красный цвет. Символизирует активность, силу воли, агрессивность, напористость, стремление властвовать, сексуальность.
  4. Желтый цвет. активность, склонность к общению, любознательность, оригинальность, позитивность, честолюбие.

Второстепенные цвета и их ассоциативное значение:
№5 — фиолетовый; №6 — коричневый; №7 — черный; 0 — серый
Данные цвета являются символом группы негативных тенденций: тревога, стресс, страх и огорчение.
При этом важное значение имеет номер позиции, которую занимает цвет.

Пройти тест Люшера онлайн

Выберите приятный для Вас цвет, кликнув по нему левой кнопкой мышки. Не привязывайте выбор цвета к чему либо, Вашей одежде и тп. Просто выбирайте цвет который Вам наиболее приятен. Это важно.

Первая выборка из двух.

Методика цветовых выборов Лю́шера - психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер - 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

«серого цвета»

«восьми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный)

«четырёх основных цветов»

«синего цвета»

«зелёного цвета»

«красного цвета»

«жёлтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании

Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. - СПб. : Речь, 2007. - 128 с.

Цветовой тест Люшера.

1. Цветовой тест Люшера – проективная методика исследования личности. Основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.По классификации Q-L-T относящийся к Q-данным. Опубликована М. Люшером в 1948 году.

2. Его восьмицветовой тест - методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновремено на разные стороны человеческой психики.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах:

1. полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц

2.краткий тест с использованием восьмицветового ряда.

Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

3 . Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так,

как ему это будет угодно.

Дополнительные замечания:

Цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более "красивый" цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки.

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: "Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)"; "Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой"; "Все зависит от настроения, с которым выбирают"; "Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный - траур)"; "Для каждого человека цвет имеет разное значение" и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое "правильное" решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки - люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому "потянуть время" и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: "Однако, Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего". Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует "правильного решения".

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: "Для Вас все цвета одинаково хороши?"

4. Ключи

Обработка данных:

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "x" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак "- " (минус).

Пример . Если у Вас имеется такой выбор:

то надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или если значения обоих выборов совпадают.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак X;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак - .

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью восьмицветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7 . Эта последовательность была принята М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+". Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой").

2-е место: оно также имеет знак ""устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся - "покой").

3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "x" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Т.е. индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность).

7,8-е место: Оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

5. Анализ

Краткая интерпретация значений восьми цветов (по Люшеру).

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает "разрывание пут" или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, "сила воли" Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет "победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -"нет" в противоположность -"да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Черный цвет Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными. Тот, кто выбирает черный цвет вторым по значимости, – считает, что может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным цветом. Если, например, на первом месте стоит красный цвет, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным цветом стоит синий цвет, то покой без напряжений должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным цветом стоит серый цвет, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

6 . Итак, проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. Но важно также подчеркнуть, что методика выявляет не просто - состояние в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования.