Разум с точки зрения психологии. Как устроено сознание человека, открытия психологов, известные эксперименты

Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.

Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.

Разум человека это категория совсем другого свойства, Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.

Направленность ума и разума

Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.

Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.

Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.

Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.

Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:

  • Разум – это духовная составляющая человека, включающая наивысшею степень мышления, он функционирует на более высокой энергетической частоте в отличии от сознания (ума).
  • Ум – это инструмент сознания (со+знание т.е. сопутствующие знания). Ум человеку необходим, чтобы принимать, исследовать и анализировать информацию.

Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.

Задачи человеческого ума и разума

Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.

Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.

Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.

И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.

Разуму не нужно делить на части, чтобы понять целое, не нужен предыдущий опыт . Он открыт для получения энергии и знания от Сущности и находясь в одном вибрационном поле с ищущим человеком, предстаёт, как осознание.

В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.

Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.

Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.

Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.

Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.

И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью

1 . Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне .

2 . Разум человека ф ункционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.

3 . Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.

сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований деятельности разума выступают результаты рассудочной сферы сознания. В области мировоззрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия. (См. сознание, рассудок, познание, творчество).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Разум

(Reason). Так называют способность человеческого интеллекта выполнять упорядоченную умственную деятельность, напр. связывать между собой идеи, производить умозаключения путем индукции и дедукции или выносить ценностные суждения. Библия признает существование могучего человеческого разума. Напр., в Ис 1:18 Бог прямо взывает к человеческому разуму, и этот зов слышен во всем Св. Писании. Тем не менее природа разума ясно не описывается. Поэтому в систематической теологии существовало множество точек зрения на способности разума, в частности в соотнесении со способностью веры.

История. В истории Церкви немногие теологи поддерживали чистый рационализм, т.е. идею о том, что один разум без помощи веры может постичь всю христианскую истину. Этот подход (напр., социнианство, деизм, гегельянство) неизменно приводил к возникновению соответствующих ересей.

Борьба против возможных злоупотреблений разумом привела к тому, что многие христианские мыслители принижали разум (особенно его использование в той или иной философской системе). Напр., Тертуллиан задавал знаменитый вопрос: "Что общего у Афин с Иерусалимом? " и провозглашал веру в абсурдное. Мартин Лютер называл разум "блудницей" и настаивал на том, что Евангелие противоречит разуму. Б. Паскаль был убежден, что вера не может быть основана исключительно на рациональных принципах. И наконец, С. Кьеркегор выступал против гегелевской системы и призывал принимать решение, не основанное на логических выводах. Чтобы понять этих явных антирационалистов, необходимо сознавать, что в их подходе не было ничего иррационального; их произведения носят связный и аналитический характер. Но все они проводили отчетливую грань между разумом и религиозной верой.

Многие известные писатели использовали платоновскую терминологию в христианской теологии и утверждали, что вера предшествует разуму. "Верую, чтобы понимать" эти слова приписывают Августину. Позднее их повторил Ансельм Кентерберийский. По этой теории, разум действенен лишь в той мере, в какой он подчинен предшествующей ему христианской вере. Тут мы сталкиваемся с парадоксом: когда человек принял решение идти по пути веры, сила разума оказывается почти неограниченной. Напр., Ансельм предложил онтологическое доказательство бытия Божьего, и, хотя оно изложено в форме молитвы, оно во многом выводится только из понятий разума. В трактате "Почему Бог вочеловечился? " Ансельм выводит необходимость воплощения и искупления. В этом смысле такие апологеты, как К. Ван Тиль и Г. Кларк, могут считаться современными последователями платоновского рационализма.

Фома Аквинский и его ученики пытались сохранить тонкое равновесие между верой и разумом. Они рассматривали разум как путь христианского познания, но вовсе не считали его всесильным. Разумом открыты некрые истины, напр., существование Бога и Его благость. Но вместе с тем разуму многое недоступно он не может постичь Троицу, воплощение или необходимость искупления. Эти вещи познаются лишь верой. Далее, разум не обладает исключительной властью над своими владениями. Все, что ему подвластно, может быть познано верой. Большинство людей одной лишь верой постигают то, что Бог существует и что Он благ. Более того, Фома Аквинский спорил с Сигером Брабантским, еще одним аристотеликом, развивавшим теорию двойной истины, утверждая, что разум, если его правильно использовать, не должен приходить к заключениям, крые противоречат вере.

Заключение. Итак, мы видим, что в христианской мысли существует множество мнений о природе разума. Несмотря на это разнообразие, можно еделать некрые заключения, крые имеют силу для всей консервативной христианской теологии.

(1) Человеческий разум соответствует определенным задачам и решает их. Это относится к верующим и неверующим. Во всех сферах жизни, независимо от того, формализованы в них процессы рассуждения или нет, человек обретает знания благодаря своей способности рассуждать. Простейший пример подведение баланса в чековой книжке или изучение карты дорог. Наука и техника более сложные проявления разума.

(2)Человеческий разум конечен. Есть несколько задач, с крыми разум не справляется в силу его ограниченности. Наш ум не похож на всеведущий Божий разум. Ограничения относятся не только к разуму отдельного человека, но и к человеческому разумению в целом. Поэтому разум не может вместить христианскую истину во всей ее полноте. Самый яркий пример тому неспособность человеческого разума познать природу Троицы.

(3) Человеческий разум помрачен грехом. Св. Писание открывает, как грех повредил человеческие умы (Рим 1:2023). Вследствие этоголюди впали в идолопоклонство и безнравственность.

(4) Процесс спасения предполагает участие разума, но не завершается им. Признание того, что человек обречен на вечную гибель и нуждается в единственном источнике спасения т.е. в Христе, относится к сфере разума. Но достичь спасения можно лишь тогда, когда человек прилагает к этому волю и верует во Христа. Так, в противоположность идее гностиков, искупление совершается не только умственной деятельностью.

(5) Одна из целей христианской жизни обновление ума (Рим 12:2). Поэтому по мере возрастания веры в Христа ум все больше покоряется Духу Божьему. В результате воздействие греха на разум устраняется и мыслительные процессы оказываются все более тесно связанными с Иисусом Христом в познании Божьей истины и моральном восприятии.

РАЗУМ - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение Р. и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то Р. направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение Р. как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно, будучи связываемо со способностью Р. постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок. Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях Р. и рассудка получает в немецкой классической философии - в первую очередь, у Канта и Гегеля. Согласно Канту, всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в Р. В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии Р. свойственно стремление к выходу за пределы «конечного» опыта, заданного возможностями чувственного созерцания, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления; однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, Р. впадает в неразрешимые противоречия - антиномии. Р., согласно Канту, может, таким образом, выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой демонстрируют принципиальную ограниченность познания сферой «явлений» и недоступность для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, таким образом, не просто констатирует наличие Р. как некоторой познавательной установки - он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания. Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможности неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако он исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое всегда имеет «конечный» характер и, по определению, не может исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности любой попытки его рационального, объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении Р. несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях, «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина ни наполнялась. Продолжая традицию различения Р. и рассудка, Г е г е л ь существенно пересматривает оценку Р. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие Р. становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии Р., мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления - в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный рассудку, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии Р., когда мышление делает своим предметом свои собственные формы и, преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание - «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное», или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Внутренним стимулом работы Р. для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, что проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, тоже обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития. Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некой заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции Р. имела ряд существенных пороков. Гегель в противоположность Канту полагает, что Р. способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику»; они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием; оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию Р. и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности. B.C. Швырев

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ум (др.-греч. νοῦς) — это познавательные и аналитические способности человека, позволяющие пользоваться своими знаниями, на основе которых он вырабатывает свою точку зрения, делает логические умозаключения и принимает решения. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Ра́зум (лат. ratio ), ум (греч. νους) —философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить вообще, способность анализа, отвлечения и обобщения. По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» —понимание — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Попытаемся и мы вникнуть в эти две субстанции.

1. На что направлен ум, на что - разум.

У м можно рассматривать как инструмент сознания личности - той составляющей человека, которая занята выполнением ролей в социуме, а также общением, где мы обмениваемся ментальными оценками, мнениями и субъективными впечатлениями. Поэтому ум, как и личность , обращён вовне.

Человек, исходя из содержания своих тел (физико-энергетического и эмоционально-ментального), благодаря уму, автоматически реагирует на то, что пришло из внешнего мира, и отождествляет себя с возникшими мыслями и эмоциями. Рождается «мне», «моё», «обо мне» — маленькое, реактивное «я ».

  • Идентификация с этой самостью и есть эго.

Р азум функционирует на другой частоте, так как несёт информацию, идущую изнутри, из сознания Сущности - Души и Духа. И это не просто способность анализировать и обобщать на базе интеллекта и знаний, а целостный охват одновременно и всей картины, и роли персонажей. Это отстранённое восприятие без отождествления себя с увиденным, услышанным и понятым, поэтому в нём нет реакций.

  • Это постижение, которое мы называем осознанием.

Когда мы смотрим на мир изнутри, из сердечного центра, - и ум замолкает, и нет отождествлений.

2. Какова задача ума и разума.

Ум бесценен в том, что упоминает Википедия. Но на самопоглощённости с продукцией ума вырастает эго, которое желает царствовать во всех жизненных сферах. При этом личностное ментальное «я» не в силах охватить что-либо целиком, и ум, чтобы понимать, вынужден всё расчленять, дробить, усугублять противопоставления в дуальностях, Поэтому его епархия - разъединение и анализ . А затем, в соответствии со своими логическими выводами, опираясь на убеждения, сложившиеся в предшествующем опыте, он выносит заключения.

Ум-эго, словно на цепи, держит человека в капканах, созданных в прошлом, и в страхах перед неизвестным будущим. Он контролирует, навязывая свои мнения и решения через отождествление с ними, и при этом наполняется чувством собственной значимости. Это и есть гордыня, которая раскачивает внутренние качели от превосходства над другими до комплекса неполноценности. И от неё не уйти, если оставаться в пространстве личности, где властвует ум-эго.

Вот Дух и «лечит» нас через неприятные ситуации, цель которых — помочь нам вырваться из узких границ ума, растворить ложную важность и «относиться к ближнему, как к самому себе».

И когда духовный искатель прекращает внутренний диалог, отслеживает и регулирует мысли, повышая вибрации, вырывается за пределы пяти органов чувств и его сознание переходит на другую энергетическую частоту, открывается дверь, ведущая к разуму.

Свободный от оценок, предвзятостей, мнений, зацепок за опыт - всего, на что опирается ум, разуму незачем руководить и навязывать свои точки зрения. Не надо и разделять, чтобы понять - ответы к нему приходят изнутри, от всезнающей Сущности. Или, расширяясь до бесконечности, он соединяется с энергетикой конкретного места (человека, обстоятельства) и получает нужную информацию. Она возникает как осознание.

Теперь ум кажется капризным ребёнком, который упрямо настаивает на своей правоте, а разум - мудрецом с волшебным клубком, ведущим в увлекательный мир Непознанного.

3. Целеполагание ума и постижение разумом.

Так как личности, чтобы удержать власть, нужно постоянно подтверждать свою нужность и ценность, её инструмент ум-эго делает это, направляя человека от цели - к цели во всех областях жизни - в карьере, богатстве, сексуальных связях... На определённом этапе такая линейная целенаправленность развивает нас и усиливает. Но в гонке от результата к результату люди обычно ослеплены надеждой и обуреваемы страхом не достичь желаемого. Сами же цели, направленные во внешний мир, ориентированы на самоутверждение в нём. Даже, искренне выражая себя в творчестве, автор, как правило, ждёт аплодисментов и терзается, обижается, чувствует себя непонятым и несправедливо недооценённым, если нет, пусть не лавров, то хотя бы признания. А если это есть, вкус успеха раскручивается, как спираль, и требует всё больше и больше энергии. Поэтому слава коварна. А так как личность отдалена от её внутреннего Источника, рано или поздно это приводит к изнеможению и опустошённости. И когда становится ясным, что потакание страстям, изнурение себя и сжигание жизненных сил не приносит счастья, это нередко приводит к душевному кризису.

Когда же цель достигнута, радость от этого быстро исчезает. А пока следующая задача не выдвинута, ум мечется, страдает, и для человека жизнь становится просто бессмысленной. А если новая цель не придумывается вообще?.. Или нет энергии на её осуществление?..

Стоит погрузиться в свою глубину и во внутренней тишине подняться над умом — и оказывается, что разуму не за чем гнаться и нечего достигать. Он устремлён не на реализацию целей, а на осознание смысла того, с чем соприкасается. (Поэтому если кто-то на духовном пути ставит целью просветление, он тешит свой ум-эго).

Разум как энергия очень высокой частоты проникает в любую форму и соединяется с её вибрацией. В таком слиянии двух самостоятельных, равноправных и равноценных субстанций, форма и раскрывает своё внутреннее содержание. А мы улавливаем его при помощи интуи ции и возникших чувств. Будучи инструментом Сущности, разум напрямую связан с ними.

Это то, что называют яснознанием, когда не возникает сомнений, что стоит делать, а что — нет. Когда промолчать, не рассказывая правду (она может разрушить), когда её сказать, да ещё в той форме, которая заставит человека вздрогнуть, серьёзно задуматься и начать что-то менять в жизни. А в другой раз — быть очень тактичным и гибким, осторожно подвести собеседника к выводам, которые он сделает якобы сам.

Такое погружение в информацию сути одинаково и при слиянии с произведением искусства, и с природой, с какой-то идеей, с неожиданностью, когда плохое самочувствие подсказывает, что пора отпустить нечто из прошлого или если кто-то просит помочь разобраться с ситуацией.

Направленность на осознание не означает, что не нужно ставить перед собой цели и стараться их осуществить. Общество не развивалось бы без целеполагания. А мы живём в нём, и жить хочется достойно, чувствовать себя материально обеспеченным, социально реализованным и успешным. Просто, разрешая выдвинутые для себя задачи, у нас меняется к ним отношение: исчезает суета, долженствование, соревновательность, сравнение с другими. И когда снимается это низковибрационное напряжение, мы не мешаем происходящему течь в своём темпе и ритме. Жизнь принимает другой уклон, вернее, поднимается на более высокий уровень. Это приносит спокойствие, и в нём стратегия и тактика чудесным образом объединяются: когда внутренний стратег прокладывает направление, внутренний тактик - наблюдает, а когда тактик выполняет, стратег созерцает и корректирует. И шансы на успех значительно повышаются.

  • Немного тренировки - и нетрудно соединяться с любой энергией, чтобы почувствовать и оСМЫСЛить информацию, которую она несёт. Это не просто расширяет сознание - сама Жизнь открывает новые возможности.

4. На что опирается ум, на что - разум.

Ум основывается на убеждениях, ментальных суждениях, личностных представлениях, моральных нормах. С одной стороны, будучи, как и всё, энергией, эти однобокие, далёкие от истины обобщения, как магнит, притягивают из пространства соответствующие им низкочастотные нерадостные ситуации и разрушают жизнь человека. С другой стороны, они, как плен, держат сознание в жёстких границах и не позволяют ему развиваться.

Но когда у духовного искателя возникает желание разорвать эти цепи (техник существует немало) и он решается на соответствующую работу, начинается другое отношение с реальностью.

Разум не опирается ни на кодексы, ни на правила, ни на личностные установки: углубившись в обстоятельство, он исходит из его содержания и шлёт нам посылы. А так как мы их различаем при помощи чувств, а они - голос нашей Божественной составляющей — Души, эти импульсы всегда направляют на созидание и благодеяние. Важно научиться останавливаться и делать паузы, чтобы уловить, какой выбор сделал разум в эту секунду - рассердиться или проигнорировать, огорчиться или расставить точки над «и», обидеться или рассмеяться.

  • Разум можно назвать инструментом осознания и постижений, которые посылают человеку его высшие аспекты.

Ум обожает различные практики, методы, технологии. Это его укрепляет и усиливает самоценность. Поэтому, живя на уровне личности, мы не можем насытиться различными курсами, семинарами, тренингами, лекциями. На определённом этапе это развивает. Рост сознания - это ведь открытость миру и новым знаниям. Но от нескончаемого состояния ведомого человек лишается личной силы.

А если погрузиться во внутреннюю тишину, где нет пристрастий ума, и подняться на частоту Сущности — и разум свободно проникает в то, что есть, чувства интегрируются с мыслями, и мы постигаем суть. Почти всегда это изумляет своей неожиданностью, мудростью и отличием от выводов ума, сделанных на базе знаний, профессионализма и опыта.

После принятия решения привычным образом, углубитесь в себя и услышьте ответ разума. Их разница ярко иллюстрирует два уровня сознания.

5. Чему подчиняется ум, из чего исходит разум.

Ум функционирует, базируясь на подсознательном идеале, который создала личность. Конфликты с окружающими, желание кого-то изменить, неприятие произошедшего и уже существующего, связаны с отдалённостью от этого искусственно созданного образа. Воплощение его в жизнь - суперцель, из которой выдвигаются более мелкие цели. И если желаемого результата не удалось достичь, для внутреннего мира человека это означает несоответствие кумиру, придуманному умом. Личность, с которой человек себя отождествляет, переживает это очень мучительно. Даже при удаче, когда самооценка на какое-то время поднимается, она, завися от реакций из внешнего мира, рано или поздно падает, чтобы больно ударить, и показать, что не только иллюзорный идеал, но и сам такой путь — ложный и к подлинному счастью не приводит.

Открывая себя как Сущность, которая счастлива просто от того, что Она Есть, мы больше не озабочены идеалами, своей правотой, чужими мнениями. Нас интересует познание и постижение того, что осознаётся. Поэтому, пребывая в вечном «сейчас», разум сконцентрирован на процессе, на том, ЧТО в его ходе выявится, будь то работа, хобби или дети, шалящие в соседней комнате. А так как он функционирует на частоте Души, достигается пусть не безусловная Любовь, но то, на что (часто безуспешно) направлены многие психологические техники: внутренний подъём, естественность (вместо ролевых масок), доброжелательность и… устойчивость высокой самооценки.

  • Направляя внимание, то есть энергию, на процесс, и улавливая, ЧТО он несёт, порадуйтесь своему внутреннему взлёту.

6. Что питает ум, что - разум.

Уму необходим адреналин в виде бесконечных новых впечатлений - в работе, быту (чтобы он не «заел»), развлечениях, любовных отношениях - во всех сферах жизни. Иначе личность слабеет, чахнет, и развиваются скука, тоска, лень, хандра вплоть до депрессии.

А для разума осознание скрытого смысла явлений, поведения людей, причин происходящего - неизбывный источник нового, родник творчества. Поэтому он не отягощён поисками развлечений, эмоций и впечатлений — он вовлечён в живую жизнь. Каждое общение, любое состояние — восторг или притворство, предательство или верность - всё равноценно по значению и увлекательно в своём энергетическом разноцветье.

И мы чувствуем удовлетворение, если удаётся, например, уловить коварство, скрытое за лучезарной улыбкой манипулятора, или распознать духовный урок как суть данной ситуации. Нам радостно, когда соприкасаясь с Душой другого человека, энергия Единения разрушает искусственно созданные границы, и Любовь заполняет обоих.

Так не лучше ли воспользоваться мудростью древних халдеев: "Не старайся смывать одно за другим пятна с одежды твоей, смени ее целиком" - и вырваться из капкана ума-эго личности, подняв свою энергетическую частоту. Когда же она достигает вибрации Сущности и мы не просто соединяемся, а отождествляемся с Ней, вся жизнь разворачивается на уровне разума. Сознание расширяется до беспредельности, а в глубине своей оно направлено на познание собственных Божественных качеств и возможностей.

Как же мы обогащаемся, когда открываем себя, мир вещей, событий, людей изнутри!

7. От ума - к разуму.

Для личности ум является властелином: он снабжает её мыслями, она обращается к нему за знанием, за способом действий, она подчиняется его приказам. Но если признать, что ум не законный повелитель, а узурпатор, которому добровольно отдана власть, от нас зависит возвращение к своему Естеству — Разуму; к Сущности, с её природой любить и изливать эту Любовь на окружающих; к Я-Настоящему, с его Мудростью, посылаемой из высших измерений.

Развиваются такие способности, как яснослышание, ясновидение, яснознание, целительство, предвидение, телепатия, ченнелинг. Наш разум связывает нас с творящим, бесконечным Высшим Разумом, создавшим Мир и всё в нём, с Информационным Слоем Земли - Хрониками Акаши, где знания находятся в виде сгустков энергии. Оттуда гении улавливают идеи для открытий, изобретений, шедевров искусства. Нам это знакомо как яркие вспышки озарения.

Упражнение

  • Ощутите вдоль позвоночника свой энергетический Космический стержень, выходящий далеко за пределы тела. Раздвиньте эту вертикаль по горизонтали, как мехи аккордеона, и почувствуйте, как ваше внутреннее пространство слилось с внешним, и они стали одним целым.
  • Вы — сфера, и одновременно - её центр. Вы смотрите на Мир из этого центра. Вы — Наблюдатель, который, как шахматист за доской, охватывает ситуацию, видя и всю игру, и взаимосвязи между фигурами. Вы - Осознающее, Истинное Я, принимающее РАЗУМные решения.

Тот, чьё сознание поднялось до уровня Разума, знает, Кто Он Есть. И его отношения с Миром — неделимость тонкого и материального планов и взаимодействие двух самостоятельных энергий - Единого и Его голограммной Части.

Человек — существо, животное. Но его отличает от других живых существ наличие разума, умение мыслить и совершать Как же он обрел эти способности? И как он стал их использовать? Что такое разум человека?

Как появился разум

Человек обрел разум благодаря труду, как обычно принято говорить. Некоторые могут поспорить о том, как, держа в руках палку и пытаясь из нее что-либо соорудить, человек мог развиться до нынешнего уровня?

Человек развивался лишь в одну сторону — для облегчения выживания в земных условиях. Пытаясь приспособиться к земной жизни, человек начал обращаться к своему разуму. Он сумел использовать его для достижения успехов в использовании даров природы и тем самым научился создавать блага. Человек нашел путь к выживанию не через врожденные рефлексы, а логически выполняя свои действия. Со временем это позволило ему осознать, что его разум способен на большее. И так появился удивительный мир на Земле благодаря разуму человека.

Но если человек — высокоразвитое существо, то почему он не может побороть свои первородные инстинкты, взять верх над своими пороками? Сейчас человеку не нужно защищать свою жизнь от хищников и окружающей среды. Но теперь он ищет пути спасения от самого себя.

Что такое разум человека в духовном плане? Значит ли это, что он развивается односторонне? Или мы просто не в силах расстаться со своими инстинктами и первобытными нуждами, из-за чего развитие разума, кроме как на приспособление к удовлетворению своих потребностей, невозможно?

Из этих размышлений можно сделать вывод о том, что труд не создавал разум человека, а только помог развить.

Мозг — источник разума?

Этот орган был создан природой для регулирования функций в организме. Он помогает ориентироваться в окружающей среде, хранит и использует врожденные инстинкты, и он сравним с библиотекой, которая хранит множество книг с информацией. Мозг подчинен чувствам, рефлексам, эмоциям, но не является чистым разумом и не функционирует как орган, образующий его.

Но у других животных отсутствует возможность мышления, ведь у них недостаточно развит мозг. Тогда как это объяснить?

Этот орган помогает ответить на вопрос, что такое разум человека в биологическом смысле. Совместно со всеми нашими ощущениями — инстинктами, эмоциями, раздражениями — он является составной частью нашего разума. И часто человек совершает поступки, руководствуясь не своим высокоразвитым интеллектом, а чувствами и эмоциями, которые у каждого индивидуально развиты в большей или меньшей мере.

Развитие личности

С древних времен люди считали сознание божественным даром. Поэтому многие философы придерживались религиозных убеждений. То есть они их придерживались не потому, что становились философами. Это религия учила их размышлять. За одним вопросом следует ряд прочих размышлений. Некоторые считали, что каждая великая мысль, которая пришла им в голову, была ниспослана Богом. Что можно отмечать в такой религии, как буддизм.

Что такое разум человека? Высокого развития личности может достигнуть не каждый человек. Она тесно связана с интеллектом, но овладеть ею непросто. Личность — следующая ступень после развития разума. Она тоже является частью сознания, разума.

Интеллект отвечает за логическую деятельность, воспринимает и обрабатывает информацию. А личность — это связь принципов, идей, правил поведения, способов восприятия полученной информации, умений ее сопоставлять.

Религия для нашего разума

Появление религий — одно из проявлений развитий человеческого разума. Атеисты считают верующих только фанатиками и не относятся серьезно к словами священых писаний. И вправду, не каждый человек, будь то христианин или мусульманин, правильно понимает и трактует то, что предписано.

Но если убрать лишние изречения, можно сказать, что еще тысячелетия назад человек понял, что является высокоразвитым существом, и начал задумываться о том, как он появился, почему он так воспринимает мир, почему сама Вселенная так устроена? Удивительный мир разума человека не останавливается на достигнутом.

Придумав письменность, человек начал изречать свои мысли и предположения по этому поводу. Не имея в древние времена высоких технологих и довольствуясь небольшим опытом в познании этого мира, человек пытался объяснить себе вопросы о возникновении своего существования.

Это свидетельствует о том, что люди были также направлены на удовлетворение духовных потребностей (интерес к жизни, появление искусств, обращение к своему внутреннему миру), а не только сосредоточены на выживании. Религия сподвигла человека к этому. Удивительный мир, который создан благодаря разуму человека, не был бы таким, если бы в нем не было стремления к духовной пище.

И пусть многие предположения из древних времен оказались неправильными, они хотя бы свидетельствуют о том, что мы умели последовательно мыслить, создавать логические цепочки и искать им подтверждение.

Это удивительный мир, созданный разумом проводили ритуальные обряды над усопшими, что показывает нам их отношение к живому существу. Жизнь для них была ценна.

Борьба природы и разума

Существование высокоразвитой науки, техники, экономики в нашей жизни не означает, что мы достигли высшего уровня разума. Они лишь объясняют мир, созданный благодаря разуму человека и природой. Родная планета интересовала нас с древнейших времен. И именно этот интерес и стремление к его удовлетворению показывает нас как существ, обладающих интеллектом.

Мозг — наш инструмент, который помогает добиваться желаемого. И он также является связующей между природными инстинктами и истинным интеллектом. Он способен улавливать тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа, как говорил

Способы мышления

Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.

Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.

Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.

Жизнь руками человека

Древние постройки до сих пор поражают своими красотой и величием. До сих пор мы пытаемся разгадать, каким образом людям удалось добиться такого совершенства, какие технологии они применяли? Многие исследования, опыты и изучения так и не помогли это установить точно. Мир благодаря разуму человека стал благоприятнее для нашей жизни.

Сделав впервые орудие труда, человек не стал им ограничиваться. Он начал создавать блага, которые удовлетворяют другие его потребности, то есть предметы быта.

Человек не стал останавливаться на удовлетворении своих нужд. Постепенно в рукотворной жизни, по мере развития человеческого разума, стали проявляеться его отголоски. Дом и одежда перестали удовлетворять людей только как средство защиты от непогоды, а оружие — в качестве предмета охоты и средства от нападения хищников.

Удивительный мир благодаря разуму человека менялся и совершенствовался с каждым поколением, которые менялись, оставляя после себя усовершенствованные антропогенные земли. Постройки становились сложнее и искусснее. Одежда изящнее и удобнее. Оружие — надежнее и опаснее.

Грандиозные строения человечества

До сих пор люди не останавливаются на достигнутом. Они каждый раз превосходят предыдущее поколение.

Человек всегда стремился превзойти того, кто стоит выше. Примером этого является миф о Вавилонской башне. В нем рассказывается о том, как люди стремились достичь уровня своего создателя, Бога. Они хотели быть с ним наравне. Правда, это не удалось. Ведь быть человеком — это не только иметь высокое материальное развитие, но и духовное.

Постройки как носители информации

Практически все постройки несут в себе религиозные представления, которые отражаются в орнаментах, фресках, мозаиках, рельефах. Многие имеют практическое значение, отражают в себе стремление человека к достижению совершенства в искусстве.

Немало построек дошли до наших дней, что показывает высокий уровень развития технологий и старание сохранить свои материальные ценности. Также немаловажны были ценности духовные. И этим не ограничивается удивительный мир, созданный разумом человека.

Что такое разум? Разум (буддхи ) – интеллектуально-волевое начало, которое дает оценку идеям и мыслям. Разумом обладает только человек, у животных – сознание.

Чем знание собаки отличается от знания человека? Тем, что человек знает, что он знает, а собака не знает. Это очень существенная разница, которая является нашей привилегией и позволяет нам быть человеком по-настоящему, то есть меняться и выходить за пределы своей судьбы, создавать новую карму. Это – осознанность или способность оценивать свое знание. Способность посмотреть на себя со стороны и подумать, правильно ли я действую или нет.

Жить здесь и сейчас – значит находиться на уровне разума. Разум является самым высшим и сильным материальным элементом. Это первый элемент творения. Философия йоги, основанная на принципах ведической космологии, объясняет строение микрокосмоса (нашего тела) в сравнении с макрокосмом.

Первое, что появилось из материи, которая изначально находилась в непроявленном состоянии, – это разум, махат или буддхи (санскрит). Затем уже возникло все, что мы видим вокруг себя – грубые элементы тела, солнце, планеты и все остальное.

Русское слово совесть – это синоним слова буддхи или разума. Как проявляется совесть? Неприятным чувством внутри, что я неправильно поступаю, что я что-то не то сделал, не так себя повел, не то сказал. Люди очень часто пытаются задавить в себе это чувство, загнать его поглубже. Подобно совести, разум – неприятное свойство, большая часть людей пытается от него избавиться. Разумному человеку жить гораздо тяжелее, чем неразумному, потому что разум будет все время говорить: «Все неправильно, все не так, ты не делаешь то, что должен делать». Известны слова:

«Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»

Махатма Ганди

Но на самом деле разум – это наша большая ценность. И самое удивительное, что мы можем сделать – это развить в себе способность пользоваться разумом, который у каждого индивида находится на своем уровне: у кого-то он сильнее, у кого-то слабее, а у кого-то – просто задавлен. Слабый разум не позволяет человеку отличать хорошее от плохого и заставляет его деградировать. Сильный же разум возвышает сознание.

Свойства разума:

  • отличать материю от духа,
  • отличать сознание от материи,
  • отличать хорошее от дурного.

Философия санкхьи объясняет, что одно из качеств человека с сильным разумом – это способность преодолевать препятствия. Согласно санкхье , все йогические, мистические силы и способности, которые развивает человек – это результат сильного, чистого разума. Человек с сильным разумом может преодолеть любое препятствие. Разум – это не способность логически мыслить, это способность доводить вещи до своего сознания, оценивать свои действия, смотреть на себя со стороны и отличать хорошее от плохого.

Человек инстинктивно понимает, что является добром, а что злом.

«Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант

И этот нравственный закон – не что иное, как совесть. Сильный разум подсказывает, как нужно действовать, даже если уму это не нравится.

Ментальный желудок

Разум – в высшей степени важная функция нашего сознания, так как он позволяет правильно переварить полученный опыт. Тут можно провести аналогию с огнем пищеварения. Согласно древней науке Аюрведе, если огонь пищеварения плохой, пища не переварится, она превратится в яд и будет отравлять человека, вызывая болезни. У такого человека не будет энергии и сил. Точно так же и слабый разум не может переварить опыт, который человек получает, соприкасаясь с этим миром.

Непереваренный жизненный опыт превращается в ментальный яд, который порождает болезни на уровне ума и переходит на физический, соматический уровень.
Например, обиды являются следствием непереваренного разумом опыта. Наша судьба, Бог, провидение дали нам неприятный опыт в жизни. Мы этот опыт заслужили. Мы сами что-то такое раньше делали и теперь получили результат этих действий. Нам нужно взять этот опыт, переварить, извлечь из него урок, перевести в усвоенную форму и сделать своим достоянием, своим богатством. Если мы не можем переварить этот опыт, он превращается в ментальный яд. Этот яд разрушает нас изнутри, он превращается в депрессию, злость, негативизм, постоянную умственную боль, которую человек изливает на окружающих. Люди со слабым разумом, прожившие долгую жизнь, превращаются в невозможных существ, в источник постоянного негатива. Причина этого проста – у них не хватило разума, чтобы переварить свой жизненный опыт. И наоборот, люди с сильным разумом, пережившие, переварившие этот опыт, принявшие его, превращают его в какие-то замечательные качества. С такими людьми приятно общаться.

Мы должны развивать в себе разум, эту способность переваривать, понимать свой жизненный опыт.

Разум и карма

Что происходит с нашей кармой , когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта карма проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?

То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы . Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.


Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма . Это очень сильные самскары или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.

Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.

Это простая формула перемен – даже если карма нас настигла, нужно приложить усилия и остаться на платформе разума.

Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться. Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.

Секретный тумблер

В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.


Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.

За пределами бури страстей

«Все то, что мы не доводим до нашего сознания, входит в нашу жизнь, как судьба»

Карл Юнг

Для начала нужно понять, что у меня есть то или иное плохое качество. Например, жадность или лень. А затем – посмотреть на себя со стороны и подумать: «Надо же, какой нехороший, какой лентяй и жадина». Увидев качество в себе, мы почувствуем, что оно стало слабее. Если скажем: «Ну вот такой уж я есть», – то и останемся такими же. Первый шаг к изменениям – признание в себе тех или иных недостатков. Мы доведем до своего сознания мысль, что это – абсолютно иррациональная, ненужная вещь, которая не принесла нам ничего хорошего. Ведь на самом деле жадные и ленивые люди несчастны, а счастливы те, кто хочет служить, дарить, делиться, отдавать. Щедрых людей, которые всем помогают, любят, а жадных и ленивых не любит никто.

Избавиться от негативных качеств не трудно. Нужно лишь постоянно переносить их в сферу сознательного, и в какой-то момент можно будет почувствовать, как они ушли, одно за другим.

Очень важно найти точку беспристрастности, из которой мы будем всегда наблюдать за собой со стороны. Так называемый «глаз циклона» – точку спокойствия в центре разрушительной бури.

Это и есть разум – способность находиться за пределами вихрей в нашем сознании.

Эта способность в высшей степени важная вещь, которая поможет нам перейти на более глубокий уровень. Чтобы разум был ясный, чтобы всегда находился в этой позиции, нужно постоянно работать над ним, укреплять его.


Самый лучший способ укрепления разума – соприкосновение с разумом Высшим, со священными писаниями, являющимися творением этого Высшего разума, в которых очень ясно изложен Его закон. Тот закон, который уже заложен и в нашем разуме. Мы читаем священную книгу, и вдруг у нас возникает чувство, что мы это всегда знали. Потому что у нас есть этот разум, есть критерии добра и зла, понимание, что хорошо, а что плохо, но из-за нашей кармы, из-за наших прошлых поступков все это стало нечетким, затененным бесчисленными самскарами , негативным опытом. И для того, чтобы расчистить эти кармические завалы и погрузиться в состояние «здесь и сейчас», то есть в состояние осознанности, очень важно постоянно находиться в соприкосновении с Высшим разумом в виде книг и в виде людей, которые живут в соответствии с высшими принципами и ценностями.